Похожие работы
|
Программа учебной дисциплины основы фармакологии - страница №1/1
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФАРМАКОЛОГИИ
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 060502 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Разработчик: Жиляева Татьяна Николаевна, преподаватель ФГОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздравсоцразвития России
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
16
|
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
18
|
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФАРМАКОЛОГИИ»
-
Область применения программы.
Примерная программа учебной дисциплины «Основы фармакологии» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствие с ФГОС по специальности СПО 060502 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Основы фармакологии» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» Профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
-
применять косметические и лекарственные (по согласованию с врачом) средства при проведении процедуры массажа;
-
давать разъяснения пациенту по взаимодействию процедуры массажа и применяемых лекарственных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
-
показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных средств;
-
характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств;
-
особенности применения различных групп лекарственных средств при проведении массажа;
-
косметические и лекарственные средства, применяемые при проведении процедуры массажа.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины по специальности 060502 «Медицинский массаж»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа,
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФАРМАКОЛОГИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
48
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
32
|
в том числе
|
|
теоретические занятия
|
20
|
практические занятия
|
12
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
16
|
в том числе
|
|
- реферативные сообщения,
- работа в библиотеке с учебно-методической литературой,
- решение ситуационных задач
- выполнение тестовых заданий
|
|
2.2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФАРМАКОЛОГИИ»
-
Наименование тем
|
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объем
часов
|
Уровень восприятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Введение
|
|
2
|
|
Тема 1. История фармакологии. Пути получения лекарств. Основные понятия. Виды лекарственных форм
|
Содержание учебного материала
Предмет и задачи фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Определение фармакологии, как науки ее связь с другими медицинскими и биологическими дисциплинами. Определение лекарственного вещества, средства, формы, понятие о списках лекарственных средств А и Б, правила хранения лекарств. Основные виды лекарственных форм.
|
2
|
1
|
Раздел 2. Общая фармакология
|
6
|
|
Тема 2.1 Понятие о фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств. Виды побочного действия
|
Содержание учебного материала
Пути введения лекарственных средств. Всасывание лекарственных веществ при различных путях введения. Понятие о фармакокинетике. Распределение лекарственных веществ в организме, пути выведения. Фармакодинамика лекарств. Понятие о механизме действия, рецепторах.
Виды действия лекарственных веществ: местное, рефлекторное, резорбтивное, основное и побочное, прямое и косвенное.
Дозы и концентрации. Виды доз. Зависимость действия лекарственных препаратов от возраста, индивидуальных особенностей организма, патологических состояний. Виды лекарственной терапии.
Изменения действия лекарственных веществ при их повторных введениях, синдром »отмены».
Понятие о кумуляции, привыкании, лекарственной зависимости. Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и антагонизме.
Побочное действие лекарственных средств. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Токсическое, тератогенное действие лекарственных веществ. Осложнения лекарственной терапии.
|
2
|
1
2
|
|
Практическое занятие
Обсуждение основных вопросов:
-
фармакодинамики;
-
фармакокинетики;
-
сравнительная характеристика мягких лекарственных форм, применяемых для проведения массажа,
-
путей введения и выведения лекарств;
-
видов действия лекарств;
-
факторов влияющих на действие лекарств;
-
дозирование лекарств в зависимости от возраста, массы тела, индивидуальных особенностей организма, биоритмов;
реакций обусловленных длительным приемом лекарств.
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
-
выполнение тестовых заданий;
-
решение задач;
-
работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных;
Реферативные сообщения:
1) «Новейшие лекарственные формы»
2) «Хронофармакология»
3) «Ароматерапия в спа- массаже».
4) Особенности применения лекарств в детском возрасте.
5) Особенности применения лекарств в пожилом возрасте.
Аудиторная самостоятельная работа студента:
-
работа с учебно-методической литературой;
-
работа с контрольными вопросами;
работа с тестовыми заданиями
|
4
|
|
Раздел 3. Частная фармакология
|
38
|
|
Тема 3.1. Антимикробные средства.
|
Содержание учебного материала
Значение противомикробных средств, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний.
Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств. Классификация противомикробных средств Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии.
Антисептические препараты для обработки рук и кожи: принцип действия, применение в медицинской практике и при проведении процедуры массажа, побочные эффекты.
Антибиотики: основные препараты, показания к применению, побочные эффекты. Понятие об основных принципах химиотерапии.
Противогрибковые средства; противовирусные средства. Показания к применению. Возможные побочные эффекты.
|
2
|
1
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных;
Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии;
Реферативные сообщения:
-«Эпидемия гриппа»
- «Синтетические противомикробные средства»
- «Принципы рациональной антибиотикотерапии»
- « Противопаразитарные средства»
Аудиторная самостоятельная работа студента:
Изучение образцов лекарственных препаратов; решение задач, обсуждение рефератов
|
2
|
|
Тема 3.2. Средства, применяемые для снятия боли
|
Содержание учебного материала
Основные характерные особенности действия , классификация наркотических , ненаркотических анальгетиков, местных анестетиков, нестероидных противовоспалительных средств , спазмоанальгетиков.
Местноанестезирующие средства. Виды местной анестезии. Наркотические анальгетики. Основные показания к применению, побочные эффекты. Социальные аспекты наркомании.
Ненаркотические анальгетики. Жаропонижающий, противоспалительный, анальгезирующий эффекты этой группы препаратов, показания к применению, возможные осложнения. Возможность применения болеутоляющих лекарственных мазей, кремов при проведении процедуры массажа.
Спазмоанальгетики – препараты, содержащие анальгин и миотропный спазмолитик. Спазмолитики, их механизм действия. Применение препаратов при болях, связанных со спазмами внутренних органов, мышц.
|
2
|
1
|
Тема 3.3. Средства, влияющие на функции органов дыхания
|
Содержание учебного материала
Стимуляторы дыхания – аналептики.
Противокашлевые средства: наркотические, ненаркотические, сравнительная характеристика, механизм противокашлевого действия, показания к применению. Отхаркивающие средства. Особенность отхаркивающего и противовоспалительного действия препаратов растений; комбинированные препараты. Особенности взаимодействия отхаркивающих препаратов и массажных приемов, применяемых при лечении бронхитов, пневмоний. Бронхолитические средства. Понятие о бронхолитическом действии.
Сравнительная характеристика препаратов по механизму действия, продолжительности эффекта. Применение в медицинской практике.
|
2
|
1
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием справочной и методической литературы;
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке;
Реферативные сообщения:
- «Лекарственные растения, обладающие отхаркивающим действием»
- «Особенности применения лекарственных аэрозолей для
предупреждения приступов бронхиальной астмы»
Аудиторная самостоятельная работа студента:
-
решение задач;
-
выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии;
выполнение тестовых заданий;
|
2
|
|
Тема 3.4. Средства, влияющие на сердечнососудистую систему
|
Содержание учебного материала
Средства, применяемые для купирования и предупреждения приступов стенокардии. Препараты с рефлекторным сосудорасширяющим действием. Препараты нитроглицерина длительного действия для профилактики приступа. Антиангинальные: нитраты, бета-адреноблокаторы, (неселективные, кардиоселективные), антагонисты ионов кальция. Принцип действия, возможные побочные эффекты, особенности приема.
Противоаритмические средства при тахикардиях, брадикардиях.
Средства, применяемые при гипертонической болезни. Особенности действия и применения адреноблокаторов , блокаторов кальциевых каналов, митропных , нейротропных средств, ингибиторов АПФ при лечении гипертонической болезни. Рекомендации пациентам по правилам применения гипотензивных средств и их взаимодействия с процедурой массажа.
Средства, улучшающие микроциркуляцию крови: антиагреганты, антикоагулянты, фибринолитики.
|
2
|
1
2
|
|
Практические занятия
«Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему»
Обсуждение вопросов фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств, применяемых при стенокардии. Принципы фармакотерапии стенокардии, инфаркта миокарда, нарушения ритма сердца. Принципы оказания первой медицинской помощи при приступе стенокардии.
«Гипотензивные средства»
Обсуждение вопросов фармакодинамики и фармакокинетики гипотензивных, диуретических средств, показания к применению, особенности введения препаратов. Принципы лечения гипертонической болезни, рекомендации пациентам, способы предупреждения побочных эффектов.
|
4
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
-
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке;
-
Реферативные сообщения:
«Лекарственные растения, обладающие противоаритмическим действием»
«Препараты, обладающие антисклеротическим действием»
« Особенности применение нитроспрея , мази с нитроглицерином при приступе стенокардии»
«Возможности использования лекарственных растений в качестве гипотензивных средств»
« Современные подходы к лечению гипертонии»
« Эпидемия гипертонии»
Аудиторная самостоятельная работа студента:
-
решение задач;
-
выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии;
-
выполнение тестовых заданий
-
выполнение заданий по рецептуре и решение задач с использованием справочной литературы
|
4
|
|
Тема 3.5. Средства, применяемые при заболеваниях пищеварительного тракта
|
Содержание учебного материала
Противорвотные средства: нейролептики, церукал.
Средства при гастрите, язвенной болезни:
Препараты, уменьшающие секрецию соляной кислоты, антациды, средства, защищающие слизистую оболочку желудка. Принцип действия каждой из групп, возможные осложнения. Принципы лечения язвенной болезни.
Средства при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. Средства, способствующие образованию желчи (холесекретики).
Использование м-холиноблокаторов и спазмолитиков миотропного действия для облегчения выделения желчи . Разъяснения пациентам о возможности взаимодействия процедуры массажа с применяемыми желчегонными препаратами. Гепатопротекторы .Показания к применению желчегонных средств и гепатопротекторов в медицинской практике.
Средства, применяемые при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы.
Применение ферментных препаратов при хроническом панкреатите и энтеритах .Рекомендации пациентам об особенностях приема.
Классификация слабительных средств. Основные препараты. Принципы действия и применения слабительных. Особенности применения слабительных средств при проведении массажа. .Антидиарейные средства .Препараты, регулирующие равновесие кишечной микрофлоры.
|
2
|
1
2
|
|
Практическое занятие
«Средства, влияющие на функции органов пищеварения»
Обсуждение основных принципов фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств применяемые при нарушении функции желудка и кишечника. Применение и способы введения лекарственных препаратов в зависимости от времени прима пищи .
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
-
работа с учебно-методической литературой в библиотеке;
-
выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием справочной и методической литературы;
-
реферативные сообщения:
«Использование препаратов ферментов при нарушениях секреторной функции пищеварительных желез»
«Лекарственные растения, обладающие желчегонным действием»
«Причины возникновения и принципы лечения дисбактериоза»
Аудиторная самостоятельная работа студента:
-
изучение образцов лекарственных препаратов
-
выполнение тестовых заданий;
-
решение задач;
|
2
|
|
Тема 3.6. Гормональные препараты
|
Содержание учебного материала
Препараты для лечения сахарного диабета Инсулины. Влияние на углеводный обмен. Особенности введения. Возможные осложнения инсулинотерапии. Синтетические гипогликемические средства.
Препараты при заболеваниях щитовидной железы. Понятие о гипо- и гиперфункции железы. Препараты гормонов щитовидной железы, препараты, содержащие йод.
Препараты гормонов коры надпочечников. Противовоспалительное, противоаллергическое, иммунодепрессивное действие. Применение глюкокортикоидов при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Особенности взаимодействия применяемых гормональных мазей с процедурой массажа. Побочные эффекты и меры их предупреждения.
Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители. Эстрогенные и гестагенные препараты их практическое значение. Показания к применению в медицинской практике. Принцип действия контрацептивных средств, назначаемых внутрь. Возможные побочные эффекты. Препараты мужских половых гормонов. Показания и противопоказания к применению.
|
2
|
1
2
|
|
Практическое занятие
Обсуждение основных вопросов фармакодинамики и фармакокинетики препаратов гормонов и их синтетических заменителей, особенностей применения, возможных побочных эффектов. Роль гормонов в регулировании функций организма. Возможные осложнения при гормонотерапии. Работы со справочниками, решение ситуационных задач, знакомство по аннотациям с новыми препаратами.
|
2
|
|
Тема 3.7. Средства для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата
|
Содержание учебного материала
Средства, применяемые при воспалительных и воспалительно-дистрофических заболеваниях опорно-двигательной системы.
Раздражающие вещества с кожно-рефлекторным действием: препараты, содержащие эфирные масла, препараты, содержащие яды пчел. Рефлекторное действие раздражающих средств. Понятие об отвлекающем эффекте. Рекомендации пациентам по использованию раздражающих средств после проведения процедуры массажа.
Препараты с противоспалительным , обезболивающим действием. Понятие противовоспалительного, анальгезирующего действий, причины воспаления. Нестероидные противоспалительные средства, их практическое применение при воспалительных заболеваниях опорно-двигательной системы. Механизм действия отдельных препаратов, показания к применению, рекомендации пациентам при приеме препаратов.
|
2
|
1
2
|
|
Практическое занятие
Обсуждение общих принципов фармакологического воздействия лекарственных средств на костную, мышечную, нервную ткань, суставы. Сравнение различных групп лекарственных средств, применяемых для лечения ревматоидных артритов, артрозов, невралгий, радикулитов. Различие в действии препаратов, обладающих раздражающим и противоспалительным действием.
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
-
Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием справочной и методической литературы;
-
Работа с учебно-методической литературой в библиотеке;
-
Реферативные сообщения:
«Современные нестероидные противоспалительные средства»
« Гормональные противовоспалительные препараты »
«Препараты для наружного использования, содержащие НПВП»
«Лекарственные растения, применяемые при заболеваниях опорно-двигательного аппарата).
Аудиторная самостоятельная работа студента:
-
знакомство с образцами лекарственных препаратов;
-
решение задач;
-
работа с тестовыми заданиями.
|
4
|
|
Итоговое занятие
|
Тестирование
|
2
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по основам фармакологии
Оборудование учебного кабинета:
Рекомендуемые средства обучения:
Информационные средства обучения:
-
учебники;
-
учебные пособия;
-
справочники;
-
сборники тестовых заданий;
-
сборники ситуационных задач;
Наглядные средства обучения:
-
Изобразительные пособия
-
плакаты;
-
схемы;
-
рисунки;
-
таблицы;
-
графики;
-
фотоснимки;
-
гербарий
-
Натуральные пособия
-
образцы лекарственных препаратов и форм;
-
образы лекарственного растительного сырья;
Технические средства обучения:
-
Визуальные
-
Аудиовизуальные
3. Информационный фонд:
-
видеофильмы;
-
презентации
-
контролирующие программы;
-
обучающие программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
-
«Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
-
«Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
-
«Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2009 г., ГЭОТАР МЕДЕА
-
«Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
Дополнительная литература:
-
«Справочник по лекарственным средствам», справочник Э.Г. Громова. 2006 г.
-
«Фармакология с основами фитотерапии», учебное пособие, Е.Е. Лесновского., Л.В. Пастушенков., 2006 г.
-
Д.А. Харкевич «Фармакология», учебник, 2009 г. ГЭОТАР МЕДИА.
-
«Лекарственные средства», М.Д. Машковский «NOT VALID RECORD» 762785 в 2Т., 2006 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы фармакологии» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
-
ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
-
применять косметические и лекарственные средства при проведении массажа;
-
давать разъяснения пациенту по взаимодействию процедуры массажа и применяемых лекарственных средств.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
-
показания к применению основных лекарственных групп и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
-
побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;
-
особенности применения различных лекарственных средств при проведении процедуры массажа
-
косметические и лекарственные средства, применяемые при проведении процедуры массажа.
|
При изучении дисциплины «Основы фармакологии» следует использовать следующие формы контроля знаний:
-
индивидуальный;
-
групповой;
-
комбинированный;
-
самоконтроль;
-
фронтальный;
Методы контроля знаний:
-
устный;
-
письменный;
-
практический;
-
поурочный балл (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка);
-
тестирование.
|
|