Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure Язык обучения: русский - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History... 1 329.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette... 1 277.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование... 1 290.12kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050301. 65 Русский... 1 176.16kb.
Примерная программа учебной дисциплины "Гражданский процесс" по специальности... 1 81.58kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 257.67kb.
Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология По подготовке... 1 260.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория обучения машин» 1 350.36kb.
Программа «Европейский гражданский процесс и исполнительное производство» 1 39.43kb.
Рабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями 2 677.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Учебное пособие а. Б. Смушкин, Т. В. Суркова, О. С. Черникова тема... 13 3961.64kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure Язык обучения - страница №1/6

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гражданский процесс

Civil Procedure


Язык обучения: русский

Трудоемкость: 7 зачетных единиц

Регистрационный номер

рабочей программы:


2012 /

Cанкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины: овладение студентами средствами и способами защиты, применяемыми в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции; изучение понятия и отличительных особенностей гражданского судопроизводства в сравнении с другими видами судопроизводства, рассмотрение особенностей системы гражданского процессуального права, гражданского процессуального правоотношения, источников гражданского процессуального права, принципов гражданского процессуального права, видов гражданского судопроизводства, определение процессуального положения субъектов гражданских процессуальных правоотношений, изучение соотношения иска и неисковых средств защиты прав и законных интересов лиц, порядка доказывания в гражданском процессе, видов и признаков доказательств, изучение особенностей и содержания каждой из стадий гражданского процесса.

Результаты изучения дисциплины: формирование навыков и умений инициирования гражданского дела в судах общей юрисдикции с использованием как исковых, так и неисковых средств правовой защиты, знание правил совершения процессуальных действий, овладение навыками составления процессуальных документов; знание дискуссионных и проблемных вопросов теории гражданского процессуального права.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Освоение дисциплин «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право. Общая часть», «Теория права и государства»



1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКБ-1

Способен аргументированно, логически верно и содержательно ясно строить устную и письменную речь, способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОКБ-3

Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

ОКБ-5

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;

ОКБ-6

Владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности;

ОКБ-8

Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, действовать в условиях гражданского общества;

ОКБ-14

Понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОКБ-15

Способен систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

ОКБ-17

Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону

ПК-1

Готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

ПК-2

Готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

ПК-3

Готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

ПК-4

Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

ПК-5

Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПК-6

Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-7

Способен разрабатывать юридические документы

ПК-8

Готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок

ПК-9

Готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

ПК-10

Готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения

ПК-11

Готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

ПК-12

Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации

ПК-13

Способен толковать различные правовые акты

ПК-14

Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности

ПК-15

Способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В процессе изучения настоящей дисциплины студенты постигают, на основе новейших исследований в области теории гражданского процесса, систему общих и специальных правовых понятий, составляющих основу знаний о гражданско-процессуальном механизме защиты нарушенных и (или) оспоренных прав и законных субъектов права, а также особенности формирования, функционирования и тенденции развития гражданского процессуального права; обучающиеся получают знание практики применения норм действующего процессуального законодательства; студенты усваивают понимание современных подходов к реализации принципов гражданского процесса и обеспечению конституционных гарантий доступности судебной защиты.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Очная форма обучения

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модулей С5 и С6) дисциплины: 60 часов. Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий; объем учебной работы за курс (освоение модулей С5 и С6) дисциплины: 60 часов. В-третьих, активная форма самостоятельной учебной работы студентов под руководством преподавателя: 60 часов; объем учебной работы за курс (освоение модулей С5 и С6) дисциплины: 60 часов. В-четвертых, активная форма учебной работы студентов с использованием методических материалов, включая использование материалов учебно-методического комплекса по гражданскому процессу: объем учебной работы за курс (освоение модулей С5 и С6) дисциплины: 33 часа.



Очно-заочная форма обучения

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы.

Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С7 и С8) дисциплины 44 часа.

Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий объем учебной работы за курс (освоение модуля С7 и С8) дисциплины: 44 часа.

В-третьих, активная форма самостоятельной учебной работы студентов, под руководством преподавателя; объем учебной работы за курс (освоение модуля С7 и С8) дисциплины: 60 часов.

В-четвертых, активная форма учебной работы студентов с использованием методических материалов, включая использование материалов учебно-методического комплекса по гражданскому процессу: объем учебной работы за курс (освоение модуля С7 и С8) дисциплины: 61 час.


Очно-заочная форма обучения сокращенная программа

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы.

Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С4) дисциплины: 12 часов.

Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских объем учебной работы за курс (освоение модуля С4) дисциплины: 16 часов.

В-третьих, активная форма самостоятельной учебной работы студентов, под руководством преподавателя; объем учебной работы за курс (освоение модуля С4) дисциплины: 22 часов.

В-четвертых, активная форма учебной работы студентов с использованием методических материалов, включая использование материалов учебно-методического комплекса по гражданскому процессу: объем учебной работы за курс (освоение модуля С4) дисциплины: 58 часов.


1.6. Организация учебных занятий




Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

пра

тические
занятия

лабораторные


работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий

контроль

промежуточная


аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

по очной форме обучения

 С5

30

30
















1




30




30







30 часов

0 зачётных
единиц


100 студентов

30 студентов





































 С6

30

30

2













1

2

30




3







30 часов

7 зачётных
единиц


100 студентов

30 студентов

100 студентов


































ИТОГО:

60 часов

60 часов

2 часа













2 часа

2 часа

60 часов




33 часа







60 часов

7 зачётных
единиц


по очно-заочной форме обучения

 С7

22

22
















1




30




44







30 часов

0 зачётных
единиц


100 студентов

30 студентов





































 С8

22

22

2













1

2

30




17







30 часов

7 зачётных
единиц


100 студентов

30 студентов

100 студентов


































ИТОГО:

44

44

2













2

2

60




61







60 часов

7 зачётных
единиц


по очно-заочной форме

 С4обучения (сокращенная программа)


12

16

2



















22




40







25 часов

1 зачетная единица

100 студентов

30 студентов

100 студентов


































С5

8

20

12



















30




25







32

7

ИТОГО

20

36

14



















52




65







57

8




Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

 С5

 Не предусмотрено

 Не предусмотрено

аттестация

 до 25 декабря

 С6




Экзамен

 до 29 июня



аттестация

до 25 мая

очно-заочная форма обучения

 С7

 Не предусмотрено

 Не предусмотрено

аттестация

 до 25 декабря

 С8




Экзамен

 до 29 июня



 аттестация

до 25 мая

очно-заочная форма обучения (сокращенная программа)

 С4

 Не предусмотрено

 Не предусмотрено

 аттестация

до 25 мая

 С5

экзамен

До 26 января

 аттестация

до 25 декабря


1.7. Структура и содержание учебной дисциплины

По учебной дисциплине «Гражданский процесс» дается описание её структуры, а также формулируются основные вопросы, рассматриваемые при изучении этой дисциплины, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета:

Тема 1. Предмет гражданского процессуального права
Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система гражданского процессуального права. Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права.

Источники гражданского процессуального права. Гражданско-процессуальные нормы, их структура, действие норм гражданского процессуального закона во времени, в пространстве.

Понятие гражданского судопроизводства и его задачи.

Виды гражданского судопроизводства. Стадии гражданского процесса.

Гражданское процессуальное право как наука и как учебная дисциплина.

Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение.

Система принципов гражданского процессуального права. Классификация принципов гражданского процессуального права. Взаимосвязь принципов гражданского процессуального права. Принципы: осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, равенство граждан и организаций перед законом и судом, гласности, языка судопроизводства, законности, состязательности, процессуального равноправия сторон, диспозитивности, объективной истины, устности, непосредственности, непрерывности.

Понятие и особенности гражданского процессуального правоотношения. Основания возникновения и прекращения гражданских процессуальных правоотношений. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений, их классификация. Суд как обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений.




Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа под

контролем

преподавателя



Самостоятельная

работа с использованием методических материалов



Очная

7

8

10

10

Очно-

-заочная


4

4

10

10

Очно-заочная сокращенная программа

2

4

10

10

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: подготовка рефератов (не менее 15 тыс. знаков, не менее 10 научных источников) на основе изучения научной литературы по теме «Принцип гражданского процесса» (исследуемый принцип выбирает студент).

Задача 1.

При рассмотрении иска Джона Баккингема, гражданина Великобритании, к Петровой Дарье о расторжении брака и определении места жительства несовершеннолетнего ребенка, Дж. Баккингем поставил суд в известность, что не владеет языком судопроизводства. Сославшись на организационные проблемы, судья предложил ему найти себе переводчика самостоятельно и прийти вместе с ним в суд, что Баккингем и сделал, заключив договор с бюро переводов о предоставлении услуг переводчика. После завершения процесса, который Джон выиграл, он заявил ходатайство о возмещении ему расходов на оплату услуг переводчика и приложил к нему квитанцию об оплате в кассу бюро переводов 25 000 руб.Д.Петрова категорически возражала против взыскания с нее расходов, понесенных Джоном на оплату услуг переводчика, указывая, что предоставление переводчика является обязанностью суда и должно оплачиваться за счет средств федерального бюджета. Ст.96 ГПК не предусматривает внесение стороной на счет суда сумм, подлежащих выплате переводчику, что доказывает, что такие расходы несет бюджет. Она обязана возместить выигравшему истцу только те понесенные им расходы, которые он и должен был понести. Данный вид расходов на истца возложен быть не мог, поэтому она не должна ему компенсировать их.

Джон высказывался в том смысле, что ему безразлично, кто именно возместит понесенные им расходы (Д. Петрова или федеральный бюджет), но, по его мнению, ст.94 ГПК не предполагает, что расходы иностранных граждан на переводчика компенсирует бюджет, в ней недвусмысленно сказано, что такие субъекты процесса несут эти расходы самостоятельно. Следовательно, они затем распределяются по правилам ст.98 ГПК.

Судья высказал мнение, что имеются основания для направления запроса в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности положений абзаца 3 ст.94 ГПК в системной связи с абзацем вторым этой статьи. Из ст.9 ГПК следует, что обеспечение права пользоваться услугами переводчика это обязанность суда, соответственно, расходы должен нести бюджет. С другой стороны, из ст.94 ГПК можно сделать вывод, что если языком судопроизводства не владеет гражданин России, в связи с чем он несет расходы на переводчика, то ему они вообще не компенсируются, что дает основания утверждать уже о нарушении принципа равенства перед законом и судом.



Раскройте принцип языка судопроизводства. Обязан ли суд предоставлять переводчика лицу, не владеющему языком судопроизводства? Как вы оцениваете положения ст.ст. 94, 97, 98 ГПК в системной связи со ст.9 ГПК? Оцените доводы сторон и судьи и предложите решение, которое должен принять суд исходя из содержания принципа языка судопроизводства и принципа равенства перед законом и судом.

Задача 2.

Алиев обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления о назначении административного наказания за нарушение Правил дорожного движения в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. Суд отказал в принятии заявления, указав, что оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и постановление следует обжаловать в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Алиев обжаловал определение об отказе. В жалобе Алиев сослался на ст.255 ГПК РФ, которая прямо предусматривает, что в порядке гражданского судопроизводства может быть оспорено решение, в результате которого гражданин незаконно привлечен к ответственности.

В заседании суда кассационной инстанции мнения судей разделились.

Первый судья утверждал, что хотя гражданская процессуальная форма и носит наиболее общий, универсальный характер (пригодна для разрешения любых споров), она должна применяться только тогда, когда отсутствуют иные, специально установленные законом процедуры обжалования. Таким образом, лишь в тех случаях, когда невозможно обжалование в ином порядке, необходимо применять ГПК РФ.

Второй судья указал на то, что разграничение следует проводить исходя из предмета деятельности суда. Так, если речь идет, например, о привлечении к уголовной ответственности, то все процессуальные действия могут совершаться только в соответствии с УПК РФ. Иное означало бы, что решения, которые нельзя обжаловать в соответствии с УПК РФ, могли бы быть в обход УПК обжалованы в порядке гражданского судопроизводства. Так же должно обстоять дело и с привлечением лица к административной ответственности.

Третий судья, в свою очередь, предлагал исходить из “ценностных ориентиров”: процедура, предусмотренная КоАП РФ, по его мнению, не носит состязательного характера и не дает участникам процесса тех гарантий, которые обеспечивает гражданская процессуальная форма. Поэтому справедливо предоставить Алиеву право самостоятельно выбирать, в каком порядке он хочет обжаловать решение о привлечении его к ответственности.



Кто прав в этом споре?

Задача 3.

В договор купли-продажи автомобиля между Макиным и ООО «Лидер-Сервис» было включено условие о передаче всех споров, связанных с исполнением и расторжением договора, в третейский суд при Союзе автолюбителей. Маклер предъявил в районный суд иск о расторжении договора и взыскании убытков в связи с наличием в автомобиле существенных дефектов. Представитель ответчика заявления об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием третейского соглашения не сделал.

Впоследствии решение районного суда по безусловным основаниям (отсутствие протокола судебного заседания) было отменено надзорной инстанцией, и дело было передано в первую инстанцию на новое рассмотрение. При новом рассмотрении представитель ответчика заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием третейского соглашения. Истец возражал против удовлетворения ходатайства со ссылкой на то, что ответчик вправе заявить возражение относительно рассмотрения спора в суде только до начала рассмотрения дела по существу, а при первом рассмотрении дела он этого не сделал. Ответчик же указывал, что после передачи дела на новое рассмотрение разбирательство дела начинается сначала (принцип непрерывности процесса), и потому он вправе заявить ходатайство, основанное на ст.222 ГПК, до начала рассмотрения дела по существу при новом разбирательстве.

Председательствующий судья указал, что ответчик неправильно понимает содержание принципа непрерывности процесса. Данный принцип не имеет отношения к распорядительным правам сторон, в частности, к праву передать дело на рассмотрение третейского суда, поэтому рассмотрение дела сначала в силу этого принципа не означает, что стороны снова получают возможность сделать первое заявление до начала рассмотрения дела.



Кто прав в этом споре и почему?

Согласно ст.42 и ст.43 ГПК после вступления в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, разбирательство дела начинается сначала. Означает ли это, что если их вступление имело место после начала рассмотрения дела по существу, а ответчик до этого момента молчал относительно существования третейского соглашения, он может указать на него как на основание оставления иска без рассмотрения после их вступления в дело?

Задача 4.

При рассмотрении иска о возмещении вреда здоровью, причиненного на производстве, судом была назначена экспертиза определения степени утраты трудоспособности истца. В определении был указан срок проведения экспертизы – 07 июля 2009 года. К указанному сроку эксперт не представил заключение и не направил мотивированное обоснование причин невозможности завершения экспертного исследования.

11 июля 2009 года судья наложил на эксперта штраф, предусмотренный последним абзацем части 1 ст.85 ГПК.

В заявлении о сложении штрафа эксперт указывал, что на момент окончания установленного срока для производства экспертизы закон еще не предусматривал штраф, который «появился» в ГПК только с 10.07.2009. Поэтому налагать штраф за невыполнение к установленному сроку экспертного исследования суд был не вправе.

По мнению истца, участвовавшего в судебном заседании по вопросу о сложении штрафа, суд правомерно наложил штраф, ибо на момент совершения процессуального действия (вынесения определения о наложении штрафа) такой штраф уже был предусмотрен процессуальным законом. А правомерность процессуального действия определяется по закону, действующему на момент его совершения.По мнению ответчика, наложение судебного штрафа представляет собой привлечение к публично-правовой ответственности, а потому действие соответствующих норм процессуального закона во времени не должно подчиняться правилам о действии норм, регулирующих порядок совершения процессуального действия, а должно определяться по правилам о действии закона, вводящего (устанавливающего) публично-правовую ответственность, в частности, о недопустимости придания таким нормам обратного действия и т.д.

На это судья заметил, что тогда вообще непонятно, можно ли было бы наложить на эксперта штраф, введенный ФЗ от 28.06.2009 №124-ФЗ, если бы этот закон вступил в силу в период выполнения экспертного исследования (после назначения экспертизы судом, но до окончания установленного судом срока для ее выполнения).



Прокомментируйте высказанные точки зрения. Каковы правила действия процессуального закона во времени? Какое решение приняли бы Вы по вопросу о сложении штрафа?

Задача 5.

В ходе рассмотрения иска Иванова к Мельникову о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, в материалы гражданского дела были истребованы доказательства, собранные в ходе расследования уголовного дела по факту данного ДТП (уголовное дело впоследствии было прекращено). В числе этих материалов – протоколы допроса свидетеля ДТП Михайлова.

Мельников категорически возражал против приобщения данного протокола, указывая, что суд обязан допрашивать свидетеля лично в судебном заседании, а не исследовать его показания, полученные вне рамок гражданского процесса.

Иванов настаивал на приобщении протокола к материалам дела, ибо допросить Михайлова в судебном заседании уже не получится, т.к. он скончался. Если не приобщить протокол, то важное доказательство, которое он намеревался использовать при доказывании своей позиции, не попадет в дело, что резко ослабляет его позиции. По его мнению, следует по аналогии использовать в гражданском процессе положения ст.281 УПК об оглашении в судебном заседании показаний свидетеля, полученных на предварительном следствии.

Мельников возразил: аналогия допустима при наличии пробела, но его в ГПК нет, напротив, имеет место квалифицированное молчание законодателя. ГПК знает только один способ получения свидетельских показаний – допрос в суде, что логически вытекает из принципа непосредственности. Следует учесть и то, что следователь (дознаватель) - субъект уголовно-процессуальных отношений, что объясняет возможность использования результатов следственных действий в уголовном процессе в исключение из принципа непосредственности. Но субъектом гражданских процессуальных отношений он не является. Наконец, он, Мельников, не участвовал в допросе Михайлова, и использование протокола его допроса серьезно ущемляет его права в состязательном процессе.

На последнее Иванов заметил, что в уголовном процессе Мельникову пришлось бы мириться с использованием протокола допроса свидетеля на предварительном следствии (дознании) в случае его смерти к моменту рассмотрения уголовного дела в суде. Почему бы не допустить аналогичное ущемление состязательных прав и гражданском процессе?



В чем состоит принцип непосредственности? Какие исключения из него Вы знаете?

Подумайте, каковы основания и пределы использования аналогии процессуального закона? Есть ли в данном случае основания для применения правил УПК по аналогии? Согласны ли Вы с тем, что никаких пробелов в данном вопросе в ГПК нет? Возможны ли пробелы в реализации принципа процессуального права или допустимо говорить только о пробелах в регулировании совершения отдельных процессуальных действий?

Задача 6.

Веселкин обратился с иском к своему работодателю ООО «Плакса» о взыскании оплаты по договору, согласно условиям которого истцу, пожелавшему ходить после работы в расположенный неподалеку фитнесс-центр, принадлежащий учредителю Общества, и оплатившему абонемент из своих средств, возмещается половина стоимости абонемента.

В исковом заявлении, к которому Веселкин приложил только квитанцию об уплате государственной пошлины, копию искового заявления и расчет взыскиваемой суммы, он указал, что все доказательства заключения договора о возмещении половины стоимости абонемента находятся у ответчика. Явившийся в судебное заседание представитель ООО «Плакса» отрицал существование обязательства, о котором утверждается в исковом заявлении.

В ответ на это заявление Веселкин попросил у суда содействия в собирании доказательств путем обязания ответчика предоставить подписанный договор. В обоснование ходатайства он заявил, что поскольку договор он подписывал с работодателем, которому полностью доверял, то, подписав договор в единственном экземпляре, оставил его в бухгалтерии Общества. Он, правда, спросил при подписании, выдадут ли ему второй экземпляр, но бухгалтер посоветовала «сказать «спасибо» за такую любезность фирмы и намекнула, что компенсировать стоимость абонемента работодатель будет из «черного нала», поэтому никаких бумаг ему на руки никто не выдаст. Учитывая неравенство в материальных правоотношениях, выразившееся, в том числе, в сосредоточении всех доказательств у ответчика, имеются основания полагать, что налицо «дефект состязания», т.е. ситуация, когда процесс окажется заведомо проигранным одной из сторон, если суд не предпримет необходимое вмешательство в состязательность.

Представитель ООО «Плакса» возражал против удовлетворения заявления об истребовании доказательств, указывая, что данный спор возник из гражданско-правового по своей природе договора, речь не идет о защите трудовых или иных социальных прав, поэтому суд должен следовать принципу состязательности «в чистом виде».

Судья предположил, что характер материальных правоотношений не имеет никакого значения для реализации принципа состязательности и, соответственно, разрешения вопроса о содействии сторонам в собирании доказательств. Правила об истребовании судом доказательства у одной стороны по ходатайству другой едины для всех категорий дел. Однако суд не может обязывать ответчика представить доказательство, он может лишь предложить ему его представить, ибо ответчик - субъект состязательного противоборства. Обязывать представить доказательство можно только лиц, не участвующих в деле, чему доказательством служит ст.57 ГПК.

Истец настаивал именно на обязании ответчика представить доказательство, иначе определение суда останется неисполненным, а применить за это какие-либо санкции к ответчику окажется невозможно. Неисполнение такого определения суда следует расценивать как признание ответчиком фактов, которые могут быть доказаны с их помощью.

На это судья заметил, что он не может применить презумпцию признания, поскольку не может быть уверен в том, что ответчик именно скрывает доказательства, а не является жертвой инсинуаций истца. Таким образом, истец сначала должен доказать, что истребуемое доказательство находится у ответчика.

Представитель ООО «Плакса» выразил недоумение по поводу разговоров о презумпции признания: если допустить, что она существует для письменных доказательств, то ни о какой состязательности говорить не приходится, истец всегда будет выигрывать, требуя от ответчика через суд представления несуществующих доказательств. Часть 3 ст.79 ГПК представляет собой исключение, которое не может быть применено при собирании других доказательств.

Проанализируйте высказанные точки зрения. В чем состоит принцип состязательности? Как определение должен вынести суд (обязать представить или предложить представить доказательство) и какие санкции за его неисполнение существуют? Какие средства борьбы со злоупотреблениями в распоряжении доказательствами могли бы предложить Вы?

Задача 7.

При рассмотрении иска Петрова к ООО «Миллениум» о взыскании дивидендов в размере 10 млн. руб. суд принял обеспечительные меры и наложил арест на денежные средства на расчетном счете ответчика в указанной сумме.

Иванов, Михайлова, Кубарева, располагавшие исполнительными листами на взыскание задолженности по заработной плате с Общества, обратились в банк за списанием указанной суммы на основании ст.8 ФЗ «Об исполнительном производстве». В ответ банк разъяснил им, что средства есть, но они арестованы по определению суда, поэтому исполнить требования исполнительного документа невозможно. Банк посоветовал взыскателям обратиться в суд с ходатайством о разрешении произвести списание во исполнение исполнительных документов из арестованной суммы со ссылкой на то, что они являются привилегированными взыскателями (ст.855 ГК – взыскание по исполнительным документам на получение заработной платы производится во вторую очередь, а обеспеченное арестом требование Петрова подлежит исполнению в пятую очередь. Дополнительно банк сослался на п.2 информационного письма ВАС РФ №6 от 25.07.1996).

Взыскатели решили последовать совету банка и обратились к судье, рассматривающему иск Петрова, с заявлением о разрешении произвести списание средств из числа арестованных в их пользу. Судья выразила полное понимание и согласилась, что они имеют приоритетное право на получение средств, но принять и рассмотреть их ходатайство она не сможет, ибо ГПК не предусматривает ни порядка рассмотрения таких ходатайств, ни процессуального положения подобных заявителей. «Процессуальная форма регулирует деятельность суда исчерпывающим образом, рассматривать заявления лиц, процессуальное положение которых законом не предусмотрено, суд не вправе».

На это взыскатели заявили, что недопустимо придавать процессуальной форме такое значение и наделять ее такими свойствами (признаками), при котором она могла бы рассматриваться как препятствие для рассмотрения судом просьб о защите правомерных интересов. «Если Вы понимаете, что мы правы, то Вы не можете придавать процессуальной форме такое значение, которое лишило бы нас права получить у Вас защиту».

Согласны ли Вы с тем, что процессуальный закон содержит исчерпывающее регулирование возможных процессуальных отношений? Какое процессуальное положение в деле Петрова против ООО «Миллениум» могли бы занять Иванов, Михайлов и Курбаева? Должны ли они быть признаны субъектами гражданских процессуальных отношений, если да, то каково их процессуальное положение? Изложите свое отношение к тезисам, высказанным в задаче.

Задача 8.

При рассмотрении заявления ветерана Великой отечественной войны Сидорченко к местной администрации об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в суд поступили обращения депутатов Государственной Думы, общественных организаций ветеранов с призывом защитить ветерана, а в его лице всех, кто отстоял свободу Родины, безоговорочно удовлетворить его требование и т.д.

Судья приобщила поступившие документы к материалам дела.

Узнав об этом при ознакомлении с делом, представитель местной администрации потребовал исключить их из материалов дела, ибо согласия сторон на их приобщение суд не получал, доказательствами по делу они не являются, а если бы и являлись, то могли бы быть приобщены, только если их представили стороны, но стороны с подобным заявлением не обращались. Кроме того, они представляют собой попытку оказания давления на суд, несовместимую с принципом независимости суда. Если суд столь откровенно приобщил их к делу, даже не попытавшись скрыть от сторон факт оказания такого давления, то основания доверять суду отсутствуют.

На это судья отметила, что при современном обеспечении гласности процесса общественность не может быть лишена возможности выражать свое отношение к судьбе рассматриваемого дела. «Зачем вообще придавать процессу гласность, если затем оказываться глухим к тому, как относится общество к исходу дела?» Что касается независимости, то, напротив, именно приобщение к материалам дела поступивших бумаг доказывает независимость судьи и обеспечивает ее. В противном случае оказание воздействия на суд в действительности все равно имело бы место, но только стороны не знали бы об этом, не могли бы противопоставить ему свои аргументы: догадываясь, что на суд могут влиять, противодействовать этому хотя бы процессуальными средствами они бы не могли. А приобщение документов к делу «раскрыло карты», обеспечило сторонам полную ясность того, в каких условиях работает суд.

Проанализируйте выдвинутые тезисы. В чем содержание и как взаимосвязаны между собой принципы независимости суда и гласности процесса? Какую судьбу поступившим документам определили бы Вы, на месте судьи?

Задача 9.

По приговору суда Иванов А.В. осужден по статье 159 ч.3 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 5 лет. Через год после вступления приговора в силу он был отменен в порядке надзора, Иванов в совершении преступления оправдан.

Иванов в порядке гражданского судопроизводства на основании ст.1070 ГК РФ обратился с иском к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконным осуждением, в виде взыскания утраченного заработка за период пребывания в колонии и компенсации морального вреда.

Представитель Министерства финансов, представлявший ответчика, потребовал прекратить производство по делу в части взыскания утраченного заработка, ибо возмещение вреда, причиненного незаконным осуждением, в указанной части должно осуществляться по правилам гл.18 УПК.

Иванов полагал, что него есть свобода выбора процессуального порядка, в котором он вправе требовать возмещения вреда.

Участвовавший в деле прокурор полагал, что никакого выбора процессуального порядка рассмотрения таких требований нет, однако в данном случае имеет место соединение требований, которые подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (моральный вред) и в порядке главы 18 УПК (утраченный заработок), что позволяет допустить их совместное рассмотрение в рамках гражданского судопроизводства.

Судья прекратил производство по делу в части требования о взыскании утраченного заработка и сослался на правовые позиции Конституционного Суда РФ (пункты 4 и 5 мотивировочной части Постановления от 02.05.2010 №5-П): никакого выбора форм и способов защиты у гражданина нет. Если допустить рассмотрение данного требования в исковом порядке, то это способно завершиться взысканием с ответчика в лице Минфина еще и судебных расходов, взыскание которых при рассмотрении такого требования по правилам гл.18 УПК не предусмотрено в силу упрощенного порядка рассмотрения.
Чья позиция представляется Вам правильной? Какое решение выбрали бы Вы?

следующая страница >>