2011г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):
Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована на специальностях-
.
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень усвоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
|
|
|
|
Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
2
3
|
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.
Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.
|
1
|
Тема 1.2. Вопросы философии. Основные категории и понятия философии
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
|
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.
Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.
|
1
|
Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
|
Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.
Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.
|
2
|
|
Раздел 2. История философии
|
|
|
|
Тема 2.1. Философия Древнего Востока.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
-
-
2
|
Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.
Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
|
1
|
Тема 2.2. Развитие античной философии.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
2
3
4
5
|
Периоды развития античной философии.: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.
|
1
|
Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья , Возрождения, Нового времени.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
2
3
|
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод.
|
1
|
Тема 2.4. Немецкая классическая философия
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
2
3
4
|
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.
|
1
|
Тема 2.5. Русская философия.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
2.
3.
4.
5.
|
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы.
П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы.
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.
|
1
|
Тема 2.6. Философия XX века.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.
Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Экзистенциализм.
Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
|
1
|
Раздел 3. Философское учение о бытии.
|
|
|
|
Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
|
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.
|
1
|
Тема 3.2. Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
2.
3.
|
Категория «бытие» и ее роль в философии.
Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.
Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение материи как фундаментальной философской категории.
|
2
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела.
Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики.
Заполнение таблицы «Законы диалектики в природе и обществе».
|
4
|
|
Раздел 4. Философское осмысление природы человека.
|
|
|
|
Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления.
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1
2
3
4
|
Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека.
Антропосоциогенез – процесс формирования человека из
животного. Основные этапы антиропосоциогенеза. Духовное и
материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его
влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человека.
Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.
Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение и осмысление философской проблемы смысла жизни человека, смерти и бессмертия.
|
2
|
|
Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1
2
|
Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).
Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление. Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика
|
1
|
Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1
2
3
4
|
Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании.
Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
Анализ форм и методов научного познания.
|
1
|
|
Самостоятельная работа при изучении темы.
Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».
|
6
|
|
Практическое занятие.
Изучение форм и методов научного познания.
|
2
|
|
Раздел 5. Философское учение об обществе.
|
|
|
|
Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1
2
3
4
5
|
Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.
Структура общества. Соотношение общества и индивида. Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.
Ноосфера – новая форма взаимодействия биосферы и общества. Философские аспекты будущего цивилизации.
Изучение глобальных проблем современности.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение глобальных проблем современности, их классификации, путей решения и выживания человечества.
|
2
|
|
Тема 5.2. Проблема личности в философии
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1
-
2
3
4
|
Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности. Социализация личности. Автономность и целостность личности.
Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность.
Социальные типы личности. Деградация личности.
Осмысление проблемы свободы и ответственности личности.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение и осмысление философской проблемы свободы и ответственности личности.
|
2
|
|
Самостоятельная работа при изучении темы.
Составление конспекта «Человек в информационно - техническом мире».
|
6
|
|
Раздел 6. Философия и медицина
|
|
|
|
Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности.
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1
-
2
3
4
5
|
Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Философия человеческой ответственности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Врач как философская категория.
Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Деонтология. Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Экстрафизиологические состояния. Клиническая смерть.
Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-психологические аспекты ятрогении.
Врачебная тайна и этика. Этикет как искусство общения медицинского работника с пациентом. СПИД: этические проблемы и права человека.
Осмысление проблем генетики человека, биоэтики, проблемы эвтаназия.
|
1
|
Практическое занятие.
Изучение философских проблем медицины: деонтологии, биомедицинской этики, проблемы эвтаназии
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа при изучении темы.
Написание рефератов «Врачи – философы».
-
Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ.
-
Систематизация медицинского знания в учении Галена.
-
Исторические модели моральной медицины: модель Парацельса.
-
Арабо-мусульманской философии средневековья. Авиценна.
-
Классический психоанализ З. Фрейда.
-
В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии».
|
6
|
|
6.2. Мировоззренческие основы философии.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1
2
|
Анализ проблем бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях.
Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста.
|
Практическое занятие.
Проведение контроля уровня усвоения основных философских категорий. Тестирование
|
2
|
|
|
Всего
|
72
|
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
- рабочее место преподавателя.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.