Рабочая программа учебной дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 1 370.39kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 192.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure... 6 2141.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору магистранта двм-03... 1 345.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette... 1 277.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование... 1 290.12kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 187.76kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... 1 301kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по... 3 621.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по... 2 490.19kb.
Рабочая программа дисциплины 1 89.67kb.
Семинар Принципы, законы, категории диалектики Сущность диалектического... 1 73.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины - страница №1/1

Воронежский государственный институт физической культуры


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия»



ВЫПИСКА

из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по дисциплине «Философия».


Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Цивилизационные особенности становления философии.
Исторические типы и направления в философии, основные этапы исторического развития философии, структура философского знания. Бытие. Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения. Научные, философские и религиозные картины мира.

Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, его модели и законы.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость.

Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Реальное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. Отражение. Истина и ее критерии. Практика. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы.

Научные революции и смена типов рациональности. Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл существования человека. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

1. Цель и задачи дисциплины:

Развитие и стимулирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям истории философии, раскрывающей для них свои богатые идеями и проблемами сокровищницы мысли, актуальные и важные для каждого культурного и образованного человека, а также связанное с этим раскрытием развитие творческого философского мышления (ведь философия есть не что иное, как философствование!).

Курс представляет собой введение в философскую проблематику и постановку основных философских проблем. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а так же способствовать формированию и развитию философского мировоззрения.

Освоение курса философии призвано вооружить будущих специалистов не только арсеналом знаний и умений, которые могут пригодиться в профессионально-практической деятельности, например, научить умению широко мыслить, находить диалектические взаимосвязи между вещами и явлениями, критически оценивать ситуацию, применять разрабатываемую философией методологическую базу. Самое важное – это научиться осмысливать свои собственные экзистенциальные проблемы и ситуации, которые возникают на пути любого человека, и находить в них определенный смысл и значение. Несомненно, что данный курс дает студентам возможность овладеть знаниями философских теорий и концепций, обращенных к анализу диалектики современного общественного развития; формирует их мировоззренческую культуру; дает глубокие и всесторонние историко-философские знания основных этапов развития философской мысли; формирует навыки философского мышления, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; способствует овладению приемам ведения дискуссии, полемики, диалога.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Дипломированный специалист в области философии должен:


а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре,
научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности,
назначении и смысле жизни человека;
б) понимать единство духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, выявлять противоречия существования человека в современном мире;
в) иметь четкое представление о свободе, мерой которой является только личная ответственность, четко разделять грань свободы и своеволия.
г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания,
соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их
значении в творчестве и повседневной жизни;
д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии
науки техники, иметь представления о связанных с ними современных
социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

тематический план


п/п


Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В них аудиторных

СРС

Контроль СРС

Всего

Лекции

Семинары

1

Предмет, функции философии. Специфика философского знания. Ранняя философская мысль (античность, средневековье)

20

10

4

6

10


Методические указания по теме:«Философия. ее предмет», кроссворд.

2

Философское понимание мира. Бытие. Экзистенциализм.

12

6

2

4

6

Методические указания. Тест.

3

Проблема сознания и бессознательного. Философия иррационализма.

20

10

4

6

10

Кроссворд.

4

Учение о развитии. Детерменизм. Классическая немецкая философия (XVII–XIX вв.)

12

6

2

4

6

Кроссворд.

5

Познание. Научное познание. Философия нового времени. (XVII в.)

12

6

2

4

6

Кроссворд.

6

Общество, человек. Марксистская философия.

20

10

4

6

10

Методические указания. Тест.


7

Человек в культуре, культура в человеке.

12

6

2

4

6

Методические указания. Тест.

8

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.

16

8

4

4

8

Тест.

9

Итого

124

62

24

38

62




3.2. Содержание разделов дисциплины


Лекция 1. Введение. Предмет, формы и функции философии. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения.

Философия как любовь к мудрости и как философствование. Специфика философии. Предмет философии. Философия как методология.

Мировоззрение. Основные формы мировоззрения: миф, религия, философия. Основные черты мифа: антропоцентризм, анимизм, гилозоизм, тотемизм. Миф и магия. Мистическая сопричастность как конституирующее отношение мифа. Мир мифа – магический космос. Основные черты религии как мировоззрения. Типы религии: единобожие, многобожие. Философия как теоретическая душа культуры. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Формы философии: западная, русская, восточная. Функции философии. (2).

Самостоятельное изучение. Основной вопрос философии, наука и философия. Миф и современность: идеологические мифы XX века.

Основные подразделения и понятия философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, антропология, аксиология, социальная философия; метод, методология, материя, дух, материализм, идеализм.



Лекция 2. Учение о бытии.

Философское содержание категории «бытие». Понятие «небытие», «ничто». Классическое и неклассическое понимания бытия. Этапы классического понимания бытия: бытие как Космос и логос в античности, средневековый креационизм, тождество бытия и мышления в классической немецкой философии, материалистическое рассмотрение бытия. Формы бытия. Материя и ее атрибутивные свойства. Движение материи. Пространство и время. Современное представление о материи. Синергетика. Специфика неклассического понимания бытия (хайдеггеровская фундаментальная онтология): бытие-в-мире. Человеческое бытие: «человеческая реальность» (Ж.-П. Сартр) (2 часа).



Самостоятельное изучение. Основные понятия онтологии: бытие, небытие, субстанция, дух, материя, синергетика, самоорганизация, бытие-в-мире, сущее, экзистенциал, открытость, фактичность, конечность.
Лекция 3. Природа сознания и бессознательного. Сознание и душа.

Понятие сознания. Дух и сознание. Материалистическое и идеалистическое объяснение природы сознания. Сознание как высшая форма отражения. Язык, речь и мышление. Общественно-историческая природа сознания. Проблема массового сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду. Сублимация. Роль психоанализа. Коллективное бессознательное. Архетип и символ (К.-Г. Юнг) (2 часа).



Самостоятельное изучение. Основные понятия и категории проблемы сознания: сознание, психика, душа, отражение, знаковая система, бессознательное, речь, интеллект, интуиция, воображение, сигнал, Id, Ego, Super-Ego, сублимация, Эдипов комплекс, Эрос, Танатос, либидо, архетип.

Лекция 4. Проблема человека, его свободы и смысла жизни

Человек как философская проблема. Дух – душа – тело. Проблема человека в истории философии: классическое и неклассическое понимание человека. Проблема сущности и существования. Философская антропология как проект понимания человека. Онтология человека: бытие-в-мире (Хайдеггер). Свобода как фундаментальное основание человеческого существования (Сартр). Свобода в культурах Запада, Востока, России. Противоречия свободы (свобода и необходимость, свобода и своеволие, свобода и ответственность, свобода и равенство). Свобода и творчество. Конечность, фактичность человека. Смысл жизни, судьба и предназначение человека. Гуманизм. (2 часа).



Самостоятельное изучение. Быть или иметь (Э. Фромм). Проблема антропосоциогенеза. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Индивидуализм и конформизм.

Основные понятия проблемы человека: человек, личность, индивид, антропология, гуманизм, свобода, бытие-в-мире, своеволие, судьба, смысл жизни, экзистенция.



Лекция 5. Учение о развитии. Детерминизм.

Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Развитие диалектики в истории философии. Принципы диалектики. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Проблема развития в классической философии: субстанциалистский редукционизм. Синергетика и развитие.

Детерминизм и недетерминизм. Причина и следствие. Необходимость и случайность.

Самостоятельное изучение. Основные понятия диалектики: хаос и порядок, диалектика, метафизика, часть, целое, возможность, действительность, случайность, необходимость, детерминизм, форма, содержание, особенное, единичное, субстанциалистский редукционизм, количество, качество, мера, противоречие.

Лекция 6. Познание.

Познание как предмет философского анализа. Рационализм и сенсуализм. Объяснение и понимание. Субъект и объект познания. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины. Эмпирический опыт как критерий истины. Практика как основа познания и критерий истины. Логика как наука о принципах правильного мышления. Интуиция как критерий истины. Истина как открытость (М. Хайдеггер) (2 часа).



Самостоятельное изучение. Вненаучные формы познания.

Основные понятия проблемы гносеологии: истина, критерии истины, абсолютная истина, чувственное познание, практика, опыт, объяснение, понимание. Убеждения. Представления. Мышление. Логика. Заблуждение. Понятие. Суждение. Умозаключение.



Лекция 7. Ценность как способ освоения мира человеком.

Понятие ценности. Природа, классификация и эволюция ценности.

Ценность и оценка, истина и норма. Моральные и нравственные ценности. Проблема их обновления. Эстетические ценности. Особенности эстетического способа познания мира, разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Учение о ценностях М. Шелера (ordo amoris).

Самостоятельное изучение. Основные понятия аксеологии: аксеология, ценности, мораль, этика, нравственность, эстетика, добро, зло, религия, ценностные ориентации, идеалы, оценка, правила, нормы, законы.

Рекомендуемая литература:

а) основная литература


  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. П.В. Алексеева, А.В. Панина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 622 с.

  3. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений /Под
    ред. И.Т. Фролова. М, 1989.

б) дополнительная литература

  1. История философии: Запад – Россия – Восток: Учебник для студентов вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой: В 3 т. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996 .

  2. Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2004.

  3. Гуревич П.С. Философия: Хрестоматия. М., 2002.

  4. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

в) методическая литература

  1. Историко-философское введение (от Конфуция до Фейербаха):
    Учеб. пособие / Под ред. Л.Я. Курочкиной. - Воронеж, 2002.

  2. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по
    философии для студентов всех специальностей очной
    формы обучения. - Воронеж, 2003.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.


Нет

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

а) поточная аудитория;

б) аудитории для проведения семинарских занятий

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

а) Освоение лекционного материала;

б) знакомство с первоисточниками;

в) работа с учебными пособиями.

Методы обучения: логико-проблемный метод, историко-философский метод, герменевтический метод, компративистский метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

8. Рекомендуемый перечень тем практических занятий.


Нет

9. Рекомендуемый перечень тем семинарских и иных занятий (по


разделам):

  1. Предмет, формы и функции философии. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения.

  2. Раздел I. История философии. Философия Древнего Востока.

  3. Возникновение европейской философии: античная философия.

  4. Основные философские искания Средневековья и Возрождения.

  5. Философия Нового времени.

  6. Философия немецкого классического идеализма.

  7. Марксизм. Западная философия XIX века.

  8. Русская философия.

  9. Современная западная философия.

  10. Раздел II. Философские проблемы. Учение о бытии.

  11. Проблема сознания и бессознательного.

  12. Проблема человека, его свободы и смысла жизни.

  13. Феномены человеческого бытия: страх, одиночество, смерть, любовь, игра.

  14. Учение о развитии. Детерминизм.

  15. Познание.

  16. Научное познание.

  17. Ценность как способ освоения мира человеком.

10. Дополнительный учебно-методический материал



  1. Разработка методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов:

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по философии для студентов.

2) Учебные пособия на магнитных носителях:



  1. Гайворонский Б.П. Философия науки и техники. 8,7 уч.-изд. л. 770кб. Философия науки и техники. Dos 2004.

  2. Нечаев А.А. Философия кибернетики. 7,4 уч.-изд. л. 720 кб. Философия кибернетики. Dos 2004.

  3. Киреев Е.М. Гносеология. Формы научного познания. 6,0 уч.-изд. л. 479 кб. Гносеология и познание. Dos 2004.

  4. Курочкина Л.Я., Нечаев А.А. Систематическая философия. Ч.1: Онтология. 8,0 уч.-изд. л. 431 кб. Онтология. Dos 2003.

  5. Курочкина Л.Я., Плохинова М.Б. Систематическая философия. Ч.2: философия человека (антропология); Философия ценностей (аксиология). 8,7 уч.-изд. л. 513 кб. Человек Dos 2003.

  6. Киреев Е. М. Учение о развитии. 7,2 уч.-изд. л. 522кб. Учение о развитии. Dos 2003.