страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины - страница №1/1
Воронежский государственный институт физической культуры РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия» ВЫПИСКАиз государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по дисциплине «Философия». Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Цивилизационные особенности становления философии. Исторические типы и направления в философии, основные этапы исторического развития философии, структура философского знания. Бытие. Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения. Научные, философские и религиозные картины мира.Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, его модели и законы. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Реальное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. Отражение. Истина и ее критерии. Практика. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл существования человека. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. 1. Цель и задачи дисциплины: Развитие и стимулирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям истории философии, раскрывающей для них свои богатые идеями и проблемами сокровищницы мысли, актуальные и важные для каждого культурного и образованного человека, а также связанное с этим раскрытием развитие творческого философского мышления (ведь философия есть не что иное, как философствование!). Курс представляет собой введение в философскую проблематику и постановку основных философских проблем. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а так же способствовать формированию и развитию философского мировоззрения. Освоение курса философии призвано вооружить будущих специалистов не только арсеналом знаний и умений, которые могут пригодиться в профессионально-практической деятельности, например, научить умению широко мыслить, находить диалектические взаимосвязи между вещами и явлениями, критически оценивать ситуацию, применять разрабатываемую философией методологическую базу. Самое важное – это научиться осмысливать свои собственные экзистенциальные проблемы и ситуации, которые возникают на пути любого человека, и находить в них определенный смысл и значение. Несомненно, что данный курс дает студентам возможность овладеть знаниями философских теорий и концепций, обращенных к анализу диалектики современного общественного развития; формирует их мировоззренческую культуру; дает глубокие и всесторонние историко-философские знания основных этапов развития философской мысли; формирует навыки философского мышления, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; способствует овладению приемам ведения дискуссии, полемики, диалога.
Дипломированный специалист в области философии должен: а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; б) понимать единство духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, выявлять противоречия существования человека в современном мире; в) иметь четкое представление о свободе, мерой которой является только личная ответственность, четко разделять грань свободы и своеволия. г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки техники, иметь представления о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию. тематический план
3.2. Содержание разделов дисциплины Лекция 1. Введение. Предмет, формы и функции философии. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения. Философия как любовь к мудрости и как философствование. Специфика философии. Предмет философии. Философия как методология. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения: миф, религия, философия. Основные черты мифа: антропоцентризм, анимизм, гилозоизм, тотемизм. Миф и магия. Мистическая сопричастность как конституирующее отношение мифа. Мир мифа – магический космос. Основные черты религии как мировоззрения. Типы религии: единобожие, многобожие. Философия как теоретическая душа культуры. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Формы философии: западная, русская, восточная. Функции философии. (2). Основные подразделения и понятия философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, антропология, аксиология, социальная философия; метод, методология, материя, дух, материализм, идеализм. Лекция 2. Учение о бытии. Философское содержание категории «бытие». Понятие «небытие», «ничто». Классическое и неклассическое понимания бытия. Этапы классического понимания бытия: бытие как Космос и логос в античности, средневековый креационизм, тождество бытия и мышления в классической немецкой философии, материалистическое рассмотрение бытия. Формы бытия. Материя и ее атрибутивные свойства. Движение материи. Пространство и время. Современное представление о материи. Синергетика. Специфика неклассического понимания бытия (хайдеггеровская фундаментальная онтология): бытие-в-мире. Человеческое бытие: «человеческая реальность» (Ж.-П. Сартр) (2 часа). Самостоятельное изучение. Основные понятия онтологии: бытие, небытие, субстанция, дух, материя, синергетика, самоорганизация, бытие-в-мире, сущее, экзистенциал, открытость, фактичность, конечность. Лекция 3. Природа сознания и бессознательного. Сознание и душа. Понятие сознания. Дух и сознание. Материалистическое и идеалистическое объяснение природы сознания. Сознание как высшая форма отражения. Язык, речь и мышление. Общественно-историческая природа сознания. Проблема массового сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду. Сублимация. Роль психоанализа. Коллективное бессознательное. Архетип и символ (К.-Г. Юнг) (2 часа). Самостоятельное изучение. Основные понятия и категории проблемы сознания: сознание, психика, душа, отражение, знаковая система, бессознательное, речь, интеллект, интуиция, воображение, сигнал, Id, Ego, Super-Ego, сублимация, Эдипов комплекс, Эрос, Танатос, либидо, архетип. Лекция 4. Проблема человека, его свободы и смысла жизни Человек как философская проблема. Дух – душа – тело. Проблема человека в истории философии: классическое и неклассическое понимание человека. Проблема сущности и существования. Философская антропология как проект понимания человека. Онтология человека: бытие-в-мире (Хайдеггер). Свобода как фундаментальное основание человеческого существования (Сартр). Свобода в культурах Запада, Востока, России. Противоречия свободы (свобода и необходимость, свобода и своеволие, свобода и ответственность, свобода и равенство). Свобода и творчество. Конечность, фактичность человека. Смысл жизни, судьба и предназначение человека. Гуманизм. (2 часа). Самостоятельное изучение. Быть или иметь (Э. Фромм). Проблема антропосоциогенеза. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Индивидуализм и конформизм. Основные понятия проблемы человека: человек, личность, индивид, антропология, гуманизм, свобода, бытие-в-мире, своеволие, судьба, смысл жизни, экзистенция. Лекция 5. Учение о развитии. Детерминизм. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Развитие диалектики в истории философии. Принципы диалектики. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Проблема развития в классической философии: субстанциалистский редукционизм. Синергетика и развитие. Детерминизм и недетерминизм. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Познание как предмет философского анализа. Рационализм и сенсуализм. Объяснение и понимание. Субъект и объект познания. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины. Эмпирический опыт как критерий истины. Практика как основа познания и критерий истины. Логика как наука о принципах правильного мышления. Интуиция как критерий истины. Истина как открытость (М. Хайдеггер) (2 часа). Самостоятельное изучение. Вненаучные формы познания. Основные понятия проблемы гносеологии: истина, критерии истины, абсолютная истина, чувственное познание, практика, опыт, объяснение, понимание. Убеждения. Представления. Мышление. Логика. Заблуждение. Понятие. Суждение. Умозаключение. Лекция 7. Ценность как способ освоения мира человеком. Понятие ценности. Природа, классификация и эволюция ценности. Ценность и оценка, истина и норма. Моральные и нравственные ценности. Проблема их обновления. Эстетические ценности. Особенности эстетического способа познания мира, разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Учение о ценностях М. Шелера (ordo amoris). Рекомендуемая литература: а) основная литература
б) дополнительная литература
в) методическая литература
5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Нет 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины а) поточная аудитория; б) аудитории для проведения семинарских занятий 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: а) Освоение лекционного материала; б) знакомство с первоисточниками; в) работа с учебными пособиями. Методы обучения: логико-проблемный метод, историко-философский метод, герменевтический метод, компративистский метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. 8. Рекомендуемый перечень тем практических занятий. Нет 9. Рекомендуемый перечень тем семинарских и иных занятий (по разделам):
10. Дополнительный учебно-методический материал
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по философии для студентов. 2) Учебные пособия на магнитных носителях:
|
|