Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.
Подсчитывается средний балл по шкалам:
работа - 1,5,9, 13, 17,21,25;
коммуникации — 2, 6, 10, 14, 18, 22;
управление -3,7, 11, 15, 19,23,26,28;
мотивация и мораль — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов — 290, наименьшее — 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК»: 290—261 — очень высокий; 260-175 — высокий; 174-115 — средний; ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации.
Узкие места «ОК» определяются по средним величинам шкал. Показатели в баллах по шкалам свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе: 10-9 — великолепное; 8-6 — мажорное; 5-4 — заметное уныние; 3-1 —упадочное.
Методика №5
Оценка мощности организационной культуры
Инструкция. Выразите степень согласия
с утверждениями по пятибалльной шкале — от 1 (не согласен) до 5 баллов (согласен).
Утверждения
|
Отметьте только один вариант в каждой строке
|
Практически все менеджеры и большинство работников могут описать ценности компании, ее цель, осознают важность клиентов
|
1 2 3 4 5
|
Члены организации четко осознают свой вклад в достижение целей организации
|
1 2 3 4 5
|
Действия менеджеров обычно согласуются с принятыми в компании ценностями
|
1 2 3 4 5
|
Поддержка других работников, даже из других отделов, является нормой и оценивается по достоинству
|
1 2 3 4 5
|
Компания и ее менеджеры ориентированы скорее на долгосрочные, нежели краткосрочные перспективы
|
1 2 3 4 5
|
Лидеры стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных
|
1 2 3 4 5
|
К найму новых работников относятся очень серьезно, с претендентами проводится несколько интервью, ориентированных на выявление у них черт, соответствующих культуре компании
|
1 2 3 4 5
|
Новичкам предоставляется как положительная, так и отрицательная информация о компании, они имеют возможность принять осознанное решение относительно целесообразности работы в фирме
|
1 2 3 4 5
|
Критерий перехода сотрудника на новую ступеньку иерархической лестницы – его профессионализм, а не интриги и знакомства
|
1 2 3 4 5
|
Ценности компании подчеркивают необходимость эффективной деятельности, адаптации к непрерывно изменяющейся внешней среде
|
1 2 3 4 5
|
Следование миссии и ценностям компании важнее, чем соответствие процедурам и стилю одежды
|
1 2 3 4 5
|
Вы слышали рассказы о лидерах или героях компании
|
1 2 3 4 5
|
В компании проводятся церемонии награждения сотрудников, внесшие существенный вклад в дело компании
|
1 2 3 4 5
|
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общая сумма баллов. Если сумма равна 52 баллам и выше, то можно сделать вывод, что в организации существует мощная организационная культура. Если оценка находится в диапазоне от 26 до 51 балла, то компания характеризуется умеренно сильной культурой. Если организация набрала менее 25 баллов, ее культура отнюдь не способствует адаптации к внешней среде
и не соответствует потребностям ее членов.
Машков В.Н. практика психологического обеспечения руководства, управления, управления, менеджмента. Сиб.: Речь, 2005. С. 270-291
Измерение процесса адаптации
Содержание понятия: Провести анкетирование молодых сотрудников, а также сотрудников, имеющих стаж работы в организации менее трех лет. Анкеты обработать, результаты интерпретировать.
Инструкция по заполнению таблицы: Каждый работник таблицу заполняет самостоятельно, отмечая степень своего согласия знаком «+»
Факторы
|
Совершенно удовлетворен
|
Удовлетворен
|
Затрудняюсь ответить
|
Не удовлетворен
|
Совершенно не удовлетворен
|
Содержание труда
|
|
|
|
|
|
Перспективы продвижения
|
|
|
|
|
|
Занимаемая должность
|
|
|
|
|
|
Зарплата
|
|
|
|
|
|
Условия труда
|
|
|
|
|
|
Организация труда
|
|
|
|
|
|
Отношения с руководителем
|
|
|
|
|
|
Отношения с коллегами
|
|
|
|
|
|
Обработка данных.
Вычисляется индекс удовлетворенности каждому фактору отдельно по формуле
Индекс удовлетворенности = 1,0n1+0,5n2+(-0,5)n4+(-1,0)n5
n1+n2+n4+n5
n1 – количество отметивших «совершенно удовлетворен»
n2 – количество отметивших «удовлетворен»
n4 – количество отметивших «не удовлетворен»
n5 – количество отметивших «совершенно не удовлетворен»
Показатели адаптации по индексу удовлетворенности производственными факторами
+1,0 да +0,6 – высокий уровень адаптации
+0,59 до -0,2 – средний уровень адаптации
Менее – 0,19 – низкий уровень адаптации
Можно сравнить показатели адаптации по отделам, цехам.
Измерение мотивационного потенциала персонала
Содержание задания. Изучить мотивационный потенциал сотрудников организации. Определить взаимосвязь мотивационного потенциала с возрастом, со стажем, специальностью сотрудника.
Данные обработать и интерпретировать.
Инструкция по опросному листу: Оцените свою работу по предложенным ниже характеристикам по пятибалльной системе. (5 баллов – данная характеристика присуща моей работе в полной мере, 4 балла – характеристика присуща в достаточной степени, 3 балла – в средней степени, 2 балла – в малой степени, 1 балл – данная характеристика не присуща моей работе).
Характеристики работы:
Разнообразие деятельности (насколько выполнение работы требует различных способностей, навыков)
Целостность задачи (возможность выполнить работу от начала до конца)
Значимость задачи (насколько важна деятельность, по мнению работника)
Автономия (степень свободы в планировании, выполнении)
Обратная связь (информация о степени эффективности деятельности, соответствия достижений цели)
Обработка анкет.
Вычислить мотивационный потенциал каждого сотрудника по формуле
МП = {(РР + ЦЗ + ЗР) : 3}* АР* ОС
МП – мотивационный потенциал
РР – разнообразие работы
ЦЗ – Целостность задачи
ЗР – значимость работы
АР – автономность работы
ОС – обратная связь
Мотивационный потенциал находится в прямой зависимости от всех пяти характеристик, но наиболее сильно зависит от автономности и обратной связи. Чем более выражены данные характеристики, тем выше трудовая мотивация: Наиболее сильное влияние данные характеристики оказывают на работников с ярко выраженными потребностями в профессиональном росте и развитии.
Вариант анкеты «Климат - 1», который приведен ниже , является достаточно универсальным для изучения основных характеристик социально-психологического климата предприятий и организаций различных форм собственности.
Уважаемые сотрудники!
Предлагаемая вам анкета предназначена для изучения
Психологического климата в коллективе.
Данная анкета является анонимной и мы надеемся,
что Ваши ответы будут искренними и откровенными.
Внимательно прочитайте поставленный вопрос и обведите номер в ячейке наиболее подходящего Вам варианта ответа.
Отмечаете ли Вы улучшение взаимоотношений сотрудников Вашего коллектива в последнее время: Если да, то какие:
-
Взаимоотношение
|
001
|
Взаимопонимание
|
002
|
Помощь и сотрудничество
|
003
|
Справедливое распределение обязанностей
|
004
|
Возможность проявления инициативы
|
005
|
Ваш вариант
|
Если бы у Вас был выбор, проработали бы Вы еще 5 лет?
-
|
ДА
|
Затрудняюсь ответить
|
НЕТ
|
В отделе
|
006
|
007
|
008
|
В организации в целом
|
009
|
010
|
011
|
Отмечаете ли Вы ухудшения во взаимоотношениях сотрудников Вашего коллектива в последнее время? Если да, то какие:
-
Унижение личного достоинства
|
012
|
Ужесточение правил поведения и дисциплины
|
013
|
Конфликты между сотрудниками
|
014
|
Неравномерное распределение обязанностей
|
015
|
Подавление личной инициативы
|
016
|
Ваш вариант
|
Что мешает Вам работать эффективно?
-
|
никогда
|
редко
|
часто
|
всегда
|
Несовершенства законодательства
|
017
|
018
|
019
|
020
|
Противоречивость приказов и инструкций и др.
|
021
|
022
|
023
|
024
|
Наказуемость инициативы и самостоятельности
|
025
|
026
|
027
|
028
|
Нежелание (недоверие) руководителей делегировать больше прав подчиненным для повышения их самостоятельности
|
никогда
|
редко
|
часто
|
всегда
|
029
|
030
|
031
|
032
|
Недобросовестное отношение к своим обязанностям коллег по работе
|
033
|
034
|
035
|
036
|
Плохая организация труда
|
037
|
038
|
039
|
040
|
Большой объем отчетной документации
|
041
|
042
|
043
|
044
|
Недостаточная значимость в глазах руководства выполняемой мною работы
|
045
|
046
|
047
|
048
|
Недостаточное материальное вознаграждение
|
049
|
050
|
051
|
052
|
Недостаточная моральная поддержка со стороны:
-руководства
-коллег по работе
|
053
|
054
|
055
|
056
|
057
|
058
|
059
|
060
|
Негативное отношение семьи к моей работе
|
061
|
062
|
063
|
064
|
|
|
|
|
|
Опасение мести и преследований за принципиальность со стороны
-клиентов;
-коллег по работе;
-руководства;
|
065
|
066
|
067
|
068
|
069
|
070
|
071
|
072
|
073
|
074
|
075
|
076
|
Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе мотивы, оказывающие влияние на Ваше трудовое поведение по следующим критериям:
-
МОТИВЫ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
не имеет значения (1)
|
Незна
чительное влияние (2)
|
Среднее влияние (3)
|
Большое влияние (4)
|
Очень сильное влияние (5)
|
Стремление к получению большего материального вознаграждения
|
077
|
078
|
079
|
080
|
081
|
Стремление к продвижению по службе
|
082
|
083
|
084
|
085
|
086
|
Удовлетворение от хорошо выполненной работы
|
087
|
088
|
089
|
090
|
091
|
Уважение со стороны начальника
|
092
|
093
|
094
|
095
|
096
|
Хорошее отношение со стороны товарищей по отделу
|
097
|
098
|
099
|
100
|
101
|
Стремление проявить себя, выделиться
|
102
|
103
|
104
|
105
|
106
|
Осознание социальной, общественной значимости своего труда
|
107
|
108
|
109
|
110
|
111
|
Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки
|
112
|
113
|
114
|
115
|
116
|
Стремление избежать ответственности, самостоятельного принятия решений
|
117
|
118
|
119
|
120
|
121
|
Желание проявить творчество в работе
|
122
|
123
|
124
|
125
|
126
|
Оцените частоту возникновения конфликтов между сотрудниками в вашем подразделении по каждой из перечисленных причин:
-
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
|
часто
|
иногда
|
никогда
|
Недостатки в организации труда
|
127
|
128
|
129
|
Нечеткое распределение обязанностей
|
130
|
131
|
132
|
Неудовлетворенная работа товарищей
|
133
|
134
|
135
|
Плохое планирование деятельности (неравномерное распределение обязанностей)
|
136
|
137
|
138
|
Плохие условия труда
|
139
|
140
|
141
|
Нарушение трудовой дисциплины
|
142
|
143
|
144
|
Распределение премий
|
145
|
146
|
147
|
Распределение отпусков
|
148
|
149
|
150
|
Такие поступки и действия коллег, которые нельзя игнорировать
|
151
|
152
|
153
|
Недостатки поведения, личных особенностей и характеров коллег
|
154
|
155
|
156
|
Стиль и методы работы руководителя
|
157
|
158
|
159
|
Недовольство членов коллектива деловыми качествами начальника
|
160
|
161
|
162
|
Недовольство начальника деловыми качествами сотрудника
|
163
|
164
|
165
|
В какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами жизни деятельности Вашего коллектива?
(оцените каждый критерий)
-
|
доволен
|
Не очень
|
Не доволен
|
Затрудняюсь ответить
|
Выполняемой работой
|
166
|
167
|
168
|
169
|
Организацией труда
|
170
|
171
|
172
|
173
|
Условиями (бытовыми) труда
|
174
|
175
|
176
|
177
|
Стилем руководства начальника
|
178
|
179
|
180
|
181
|
Отношением коллег к решению задач, стоящих перед отделом
|
182
|
183
|
184
|
185
|
Взаимоотношениями с коллегами
|
186
|
187
|
188
|
189
|
Справедливостью установления оклада по должности
|
190
|
191
|
192
|
193
|
Справедливостью премий и надбавок к окладу
|
194
|
195
|
196
|
197
|
Справедливостью морального поощрения
|
198
|
199
|
200
|
201
|
Перспективами должностного продвижения
|
202
|
203
|
204
|
205
|
Сплоченностью коллектива
|
206
|
207
|
208
|
209
|
Результатами своей работы
|
210
|
211
|
212
|
213
|
Регламентом работы
|
214
|
215
|
216
|
217
|
Организацией досуга
|
218
|
219
|
220
|
221
|
Предъявляемой к Вам требовательностью
|
222
|
223
|
224
|
225
|
Равномерностью распределения нагрузки на сотрудников
|
226
|
227
|
228
|
229
|
Отношениями с непосредственным руководителем
|
230
|
231
|
232
|
233
|
Размером заработной платы
|
234
|
235
|
236
|
237
|
Решением жилищного вопроса
|
238
|
239
|
240
|
241
|
Взаимодействием с другими отделами
|
242
|
243
|
244
|
245
|
Большое спасибо за сотрудничество!
Результаты анкетного опроса могут быть представлены в виде гистограмм. На основании графически представленных материалов легче проводить анализ и писать заключение.
Ниже приведены два варианта отчетов о результатах исследований, проведенных «Климат - 1» в организациях.
Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издат. дом «Бахрах - М», 2001. С. 131-134.
<< предыдущая страница