Организация кабинета практического психолога - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Модель кабинета практического психолога в образовательном учреждении 1 329.66kb.
1 бытие и сознание практического психолога : Москва Смысл 16 8366.35kb.
Развитие базовых качеств личности практического психолога 1 50.65kb.
Кодекс практического психолога 3 761.92kb.
Литература к спецкурсу «Терапевтические основы глубинно-ориентированной... 1 89.86kb.
Книга практического психолога пособие для специалистов, работающих... 26 13565.22kb.
Резюме. Шувалова Екатерина Владимировна Кандидат психологических... 1 19.38kb.
Тема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение пред­мета... 4 1591.82kb.
Становление «самостоятельности» учащихся в обучении. Понятие «самостоятельности» 1 141.98kb.
01 сентября 2010г. Организация работы учебного кабинета Требования... 1 37.48kb.
Инструкция школьного психолога 1 76.36kb.
Кодекс практического психолога 3 761.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Организация кабинета практического психолога - страница №2/5

2.3. Методическое обеспечение работы практического психолога


Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП.

Методическое обеспечение включает в себя методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур. материалы для проведения психокоррекционных программ и не обходимый реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапии, арт-терапии, музыкотерапии и др.).

Отбор методического инструментария Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.

3. Должны быть представлены методики, как для индивидуального, так и для группового исследования.

4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты Практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.



Требование к методикам Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:

  • должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

  • должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);

  • содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;

  • методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;

  • бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;

  • методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.

Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал: мячи, игрушки, детские поделки, мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.

Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.

Для оценки своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.).

При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно обусловленную впечатлительность детской психики. Даже самый неискушенный в исследовании детского творчества родитель замечал, что после просмотра фильма дети рисуют и лепят что-нибудь в соответствии с темой фильма. Таким способом они пережинают только что полученные впечатления, производят работу по усвоению нового опыта. Поэтому не следует интерпретировать в каком-то особом смысле рисунок семьи, если после просмотра мультика про «Крокодила Гену и Чебурашку» ребенок нарисовал папу в виде крокодила [Шмелев, 1999].

В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне или социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или же не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для пригодны опросники.

В детской психодиагностике результаты диагностических процедур знаются недостоверными еще и по той причине, что дети не всегда абсолютно правильно понимают смысл того, что от них требуется в методике. Речевое развитие детей до 12–13 лет не позволяет им однозначно понимать смысл многих инструкций и вопросов. Поэтому школьным психологам не следует чрезмерно увлекаться вербальными методиками, использующими речевой стимульный материал.



2.4. Материально-техническое оснащение кабинета



Оборудование кабинета

Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятии предполагает проведение занятий в специально оборудованных помещениях, которые должны отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета.



Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; компьютер.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; точный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: график работы кабинета, обеспечивающий проведение занятий, консультаций в удобное для детей, учителей и родителей время (после уроков, во время больших перемен); перспективный план работы; карты психологического изучения детей; журналы первичного приема, посещаемости, учета групповых занятий с детьми; бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель: рабочий стол психолога – 1; шкаф для пособий – 1; шкаф для техники – 1; рабочие места детей – 6; журнальный стол – 1; кресла – 6; стулья.

Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные сменные перегородки помещения; цветы; клетка для птиц; аквариум.
Организация помещения и интерьера

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадь которого должна составлять не менее 25-30 м2, с тем чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.



Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью, а шум от работы звуковоспроизводящей аппаратуры снизит выносной пульт управления. Максимальная громкость звучания записей – 30 дБ. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Освещение и цвет. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещенности не должен превышать 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует релаксации и снятию напряжения.

Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных цветов, тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, покрытие пола в зеленых тонах).

Особенное значение в организации кабинета практического психолога имеет цветовая среда. В первую очередь это касается светоцветового оформления кабинета школьного психолога. Раньше оформители школьных классов окрашивали стены в белый цвет, панели – в грязно-зеленый, доску и парты – в черный. Такая обстановка производила весьма гнетущее впечатление. Современная архитектура стремится избавить детей от чувства замкнутости унылых тоскливых стенах школы. Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста: в раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, причем девочкам главным образом нравится розовый. В возрасте 9–11 интерес к красному постепенно заменяется интересом вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет – синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным для большинства взрослых. Такая смена цветов совпадает с процессами общего развития, с возникающей склонностью более глубоким цветам. Исследования Института цветопсихологии показали также следующие связи между цветом и психологическими характеристиками человека (табл. 2.1).
2.1 Связь между светом и психологическими характеристиками человека


Возраст

(лет)


Предпочитаемый цвет


Цвет, вызывающий отрицательное отношение


Преобладающее психологическое состояние


4 – 10
11 – 12

13 - 16


17 – 19


Красный,

пурпурный,

розовый,

бирюзовый

Зеленый,

желтый,


красный

Ультрамарин,

синий, оранже

вый (зеленый)

Красно-

оранжевый





Черный, темно-

коричневый,

серый

Оливковый,



пастельно-

зеленый, лиловый


Фиолетовый,

лиловый

Пурпурный,

розовый




Пребывание

в мире сказок

Преобладание

чувственного

восприятия мира

Рациональный

подход к восприя

тию мира, развитие

самосознания
Инстинктивно

целенаправленное

восприятие мира

Не следует, конечно, все упрощать и схематизировать, но важно учитывать, что в отношении к среде цвет у детей и подростков играет большую роль. Тем более это важно учитывать при подборе цветов для оформления помещения для детей, и особенно помещения, где они могут успокоиться, расслабиться, настроиться на доверительный лад – таким должен быть кабинет школьного психолога. Школе нужны чистые ясные тона. Рекреационные зоны должны вызывать чувство широкого пространства, движения. В школе, оформленной в радостные и живые краски, процесс обучения менее утомителен и более приятен.


Организация пространства

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения и так называемой «детской территории» в психологическом кабинете.

Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, что способствует снятию усталости и восстановлению работоспособности на сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах неблагоприятных экологических воздействий, а также испытавших травматический стресс.

Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета школьного психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, дошкольники, их родители, воспитатели и учителя.

Светоцветовое оформление кабинета Природа предлагает человеку великолепную палитру цветовых переживаний. У большинства людей есть симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т.е. существует личная цветовая шкала, которую можно рассматривать как выражение индивидуальности. Шкала любимых цветов в течение жизни человека изменяется. Так, маленькие дети предпочитают красный цвет всем иным. Они гораздо чаще, чем взрослые, отдают предпочтение с интенсивным цветам. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона. При изменении состояния человека или внешних условий меняется его оценка цвета. Меняются и ощущения человека в зависимости от цветовой среды: в комнате, окрашенной в сине-зеленые тона или синий цвет, холоднее, чем в комнате с такой же температурой, но пшенной в оранжевый цвет или цвет охры. Влияние цветовосприятия на состояние психики человека изменяется в условиях специального воздействия.

В настоящее время цвет используется как элемент психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека.

По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: так называемые теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).

Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании мягких звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных угрюмых звуках красный цвет воспринимается темнее.

Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменять настроение человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать, что своей цветосветовой средой интерьер создает определенные впечатления, влияет на ощущения и настроение человека. Влияние цвета на психическое состояние должно непременно учитываться при организации пространства жизнедеятельности человека.





Рис. 2. «Естественный цветовой круг» Гете.

Использование цвета – один из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета школьного психолога. Для выбора цветовой гаммы оформления КПП можно обратиться к «естественному цветовому кругу» Гёте (учение Гёте о цвете) (рис. 2).



Все цвета оцениваются следующим образом:

  • основные цвета – желтый, синий, красный, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета;

  • составные цвета первой степени – цвета, полученные смешением двух основных цветов;

  • составные цвета второй степени, образованные смешением составных цветов первой степени.

«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, по вершинам которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными, или дополнительными, цветами. Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем цвета, их составляющие. Так, составной цвет из синего и зеленого не успокаивает. Он скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза бессознательно ищут компенсирующий оранжево-красный цвет как естественный дополнительный. Эти эффекты влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабинета в зависимости от задач работы.

Например, в ситуации семейного консультирования зону ожидания и консультативную зону желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зон должно быть выдержано в основных тонах.

Если организуются занятия по игротерапии, пространство оформляется с применением насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Допустимо смешение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степеней. Важно учитывать, что в помещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении и звучные тона (оранжево-красные) усиливаются.

Цветовой климат – важная составная часть организации деятельности специализированного кабинета детского психолога. Цветное решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь специальную цветосветовую программу, сопровождающую занятия с детьми

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова.

Предлагается следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красный – волевой, жизнеутверждающий;

кармин – повелевающий, требующий;

киноварь – подавляющий;

оранжевый – теплый, уютный;

желтый – контактирующий, лучезарный



2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

фиолетовый – углубленный, тяжелый;

синий – подчеркивает дистанцию;

светло-синий – уводит в пространство, направляющий;

сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

лиловый – замкнутый, изолированный;

пастельно-зеленый – ласковый, мягкий;

серовато-голубоватый – сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

чисто-зеленый – требовательный, освежающий;

оливковый – успокаивающий, смягчающий;

желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;

пурпурный – изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.



6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение

действующие вяло, инертно:

охpa – смягчает рост раздражения;

коричневый, землистый – стабилизирующий;

темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком чисто зрительно, влияет и на его чувства. Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями.

Резкий шум будет восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый и темно-коричневый цвета.

Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены производят неприятное впечатление. Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Правда, здесь плодима оговорка: в пределах одной культурно-исторической и традиции. Белый цвет применим лишь тогда, когда его «оживляют» более агрессивными тонами или когда при его посредстве меняется поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Логичным фоном огненно-красному или синему знаку будет белый цвет (табл. 2.2).

При организации кабинета практического психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчеркивает большую замкнутость и отграничения от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона. Отрицательные эмоции и нежелание их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет, окрашенные в веселые цвета – повышают настроение. Таким образом, подход к цветовому оформлению помещений и кабинета практического психолога должен быть совершенно разным.
2.2. Характерное воздействие цветов на человека


Цвет


Воздействие цвета на человека при расположении этого цвета


вверху


на боковых поверхностях


внизу


Оранжевый


Оберегает,

концентрирует с

внимание


Согревает,

обволакивает





Обжигает


Коричневый

Прикрывает,

тяжелит



Производит

впечатление

землистости,

вещественности




Вселяет

уверенность




Голубой


Создает

впечатление о

легкости, дру

жественности,

неба


Охлаждает,

отчуждает



Создает

удобство


для хождения


Желтый



Облегчает,

веселит



Возбуждает



Приподнимает




Организация фитодизайна

Растения, обогащая воздух кислородом, благотворно воздействуют на организм человека, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. В кабинете практического психолога они могут выполнять и функции профессионально организованного пространства, когда цветы, цветочные стеллажи и стенки выполняют роль функциональных перегородок, отделяющих различные зоны кабинета (зону приема, например, от игровой зоны или консультативной зоны) (рис. 3).

Правильно организованное озеленение психологического кабинета, основанное на принципах фитодизайна, является наиболее полноценной формой компенсации потребности человека в естественной природной среде. Биологическое влияние природной среды на человека сравнительно хорошо изучено в экологической психологии. Психологи установили, что дети реагируют на окружающую среду более непосредственно, чем взрослые. Поэтому нужно с большим вниманием, знанием рекомендаций дизайнеров проектировать детские помещения, комнаты для игр, занятий, защищая детей от благоприятных воздействий окружающей среды. В равной мере эти требования относятся и к организации среды функционирования кабинета школьного психолога, где обязательно должно быть озеленение, выполненное с учетом принципов фитодизайна.

Архитектурные и инженерные принципы фитодизайна предусматривают создание комфортных условий для человека (объемно-планироночные, микроклиматические и эстетические); обеспечение нормальных условий для роста и развития растений (освещение, почва, дренаж, полив и т.д.). Биоэкологические принципы –это подбор ассортимента растений (светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые); подбор композиций растений (прямостоящие,альпельные, стелющиеся и пр.) (рис. 4).





Рис. 3. Возможный вариант функционального разделения пространства.
Наиболее благоприятной для развития растений является специальная цветочная витрина – флорариум. Чаще всего она используется в безоконных и бесфонарных помещениях в световых пейзажах фотокомпозициях. Во всех случаях флорариум представшей разновидность зимнего сада. Благодаря искусственному освещению такие витрины можно размещать в самых различных уголках помещения или использовать в качестве разделителей основных зон психологического кабинета (рис. 5).

Рис. 4. Варианты фитокомпозиций.

а – кашпо в технике макраме; б – подвесные устройства из лозы; в – подставки из спилов дерева; г – подставка из разветвленного ствола.

Рис. 5. Варианты организации флорариумов.

а – подвеска из куска дерева; б – настенная полка; в – полка с решеткой г – расширенный подоконник.
Материалом для емкости – цветочницы - могут служить металл, бетон, керамика, пластик, дерево. В керамическом сосуде или деревянном ящике можно высадить несколько горшечных растений, создав с их помощью небольшой ландшафт. Это может быть уголок «пустыни» из суккулентов или ландшафт по типу японского сада с несшим папоротником и неровными камнями в основании. Неплохо использовать в кабинете и растения местной флоры. Керамические, стеклянные, деревянные или пластиковые цветочницы обычно имеют разнообразные формы и размеры, поэтому их удобно формировать по группам, создавая перепады высоты.

Целесообразно строить фитокомпозицию в кабинете по принципу приближения к природному ландшафту, но в миниатюре.



Рис. 6. Варианты фитокомпозиций.

а –из горшечных растений; б – контейнер со вставками.


Наиболее характерными ассоциативными цельными фитокомпозициями, экологически и эстетически совместимыми, являются «Тропический лес», «Лесные поляны», «Зеленая стенка», «Скальный», «Болотный» и «Садово-декоративный» (рис. 6).

Если цветочные витрины располагать вдоль свободных стен, то целесообразно заднюю стенку витрин сделать зеркальной, тем самым иллюзорно увеличивая объем интерьера и озеленения. Необходимо, чтобы зеркала были герметично защищены от влаги.

При выборе ассортимента растений следует отбирать те, для которых оптимальные условия произрастания сходны с комфортными для человека и находятся в следующих пределах: температура воздуха – 18-24°, влажность – 50-60%, освещенность – 500– 1000 лк. Для флорариумов в кабинетах без естественного освещения рекомендуется фитокомпозиция «Тропический лес» с ассортименентом теневынослевых тропических и субтропических растений исходя из определенных экологических условий для произрастания растения в подобных условиях (рис. 7).

В качестве источников света рекомендуется использовать дуговые ртутные лампы (ДРЛ) мощностью 250, 400 Вт, а также люминесцентные (ЛБ, ЛД, ЛБУ, ЛДБ) мощностью 40 или 80 Вт в сочетании с лампами накаливания.






Рис. 7. Фитокомпозиции из тропических растений.
Составляя интерьеры психологического кабинета, можно размещать в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство, которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов).

Защиту от вредного влияния среды на психологическое состояние человека можно найти в хорошо организованном экопсихологическом пространстве, имитирующем природную среду. В этом значение и целесообразность применения фитодизайна в условиях психологического кабинета в школе.

Органичным взаимодополнением к комфортным условиям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что весьма благоприятно воздействует на детей разного возраста.

Музыкальные средства

Одно из психологических средств воздействия в ходе индивидуальных и групповых занятий в кабинете практического психолога – специально подобранные музыкальные программы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма человека. Так, варьируя музыкальный фон, можно воздействовать на настроение, вызывать состояние покоя или возбуждения, управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию (табл. 2.3).

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечение школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей. Развитие богатой эмоциональной сферы достигается за счет вовлечения людей в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирования эмоционально-позитивного восприятия мира, оптимистического мировоззрения.

Если рассматривать сеанс музыкальной психотерапии со стороны возможности воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы вправе ожидать во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки [Петрушин, 1999].

Тихая, мелодичная музыка обладает седативным действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Напротив, музыкальные фрагменты с более резкими звуковыми переходами повышают ее функцию. Музыкальное сопровождение дыхательных и двигательных упражнений дает им особый жизнеутверждающий ритм. Коллективный характер музыкально-психотерапевтических занятий подключает к оздоровительному процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников – их поддержку, сочувствие и сопереживание.

Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры по механизму акустико-моторного рефлекса, усиливает поток импульсов, которые, подобно моторно-висцеральным рефлексам, оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.

Музыка в психологическом кабинете – это субдоминантный раздражитель, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания музыкальных вариаций и произведений не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания составляет от 15 до 30 мин. Музыкальные программы по характеру произведений важно четко соотносить с возрастными, психологическими особенностями человека, способствуя снятию эффектов утомления и психо-эмоциональной напряженности.

При составлении музыкальных программ, сопровождающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музыкальных произведений должен осуществляться руководителем индивидуально, в соответствии с собственным стилем и методикой ведения занятий. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у пациентов их взгляды на жизнь гораздо эффективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обычной рациональной психотерапии.




<< предыдущая страница   следующая страница >>