Похожие работы
|
Организация кабинета практического психолога - страница №1/5
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГАСоздание развернутой сети психологической службы в стране, расширение масштабов психологической поддержки населения требуют решения целого ряда задач. Одна из них связана с организацией работы практического психолога, обеспечением его необходимым инструментарием, методическим материалом и организацией специально оснащенного рабочего места. Специально оборудованный кабинет практического психолога может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного или муниципального учреждения, не требуя для этого специальных площадей, сверхсложной планировки или дорогостоящего инструментария. Кабинет практического психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов. Таким образом, одним из условий развития психологической службы, расширения сети учреждений по психологической поддержке и оказанию психологических услуг населению является не только научно-теоретическое, юридическое и методическое сопровождение этой деятельности, но организация на местах рабочего места практического психолога. Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия психолога с клиентом, в центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы личности. Часто это непростые и глубоко интимные проблемы человека, которые, согласно одному из важнейших условий психологической помощи, являются анонимными. Однако далеко не всегда это условие может соблюдаться, особенно если работа практического психолога осуществляется вне специально оборудованного кабинета, в присутствии третьих лиц. В решении организационного пространства самого кабинета необходимо развести зону ожидания и консультативную зону. Важно также учитывать требования цветопсихологии, суть, которых сводится к обеспечению композиционной и цветовой целостности среды, ее визуального содержания, в котором должны найти свое место адекватное психологическому воздействию цветовое решение пространства, отражающее относительный покой, настроенность на диалог, доверительное общение. Цветовой климат выступает важной составной частью организации кабинета практического психолога и для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями, социально-психологическим тренингом. Эффект релаксации и снятия психоэмоционального напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, частоты изменений слайдовых изображений и светового оформления кабинета. Все эти особенности организации эффективной деятельности психолога учитывает разработанный проект кабинета практического психолога. Он функционирует на базе обычного кабинета учебного образовательного, медицинского или муниципального учреждения и включает не только рекомендации по пространственно-цветовому решению и планировке различных зон, но также методический инструментарий и психодиагностические методики. Организация такого кабинета поможет начинающим психологам обрести свою профессиональную нишу для последовательного решения всего многообразия проблем психологической поддержки населения. 2.1. Задачи кабинета практического психологаКабинет практического психолога (КПП) – одно из звеньев единой системы психологической помощи и поддержки населения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации. Основной принцип работы практического психолога – индивидуальный и личностно-центрированный подход, который предусматривает:
Особое значение деятельность психологического кабинета приобретает в экстремальных и критических ситуациях, когда необходимо оказать экстренную помощь детям и родителям, оказавшимся, например, в зонах экологических, техногенных катастроф, в районах радиационных загрязнений, подвергшимся насилию или террористическим актам, испытывающим потребность в психологической поддержке и в коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий. Многофункциональность психологического кабинета позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе:
Таким образом, кабинет практического психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая выполняет специфические задачи в особых условиях экстремальных ситуаций и катастроф. 2.2. Содержание работы практического психолога в школеЗадачи и специфика работы кабинета школьного психолога предопределяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (школа, школа-интернат, гимназия, лицей и т.п.). Это обеспечит регулярность посещения кабинета разным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей. Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, понять их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияния на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в результате его консультативной и профилактической работы. Гарантом адекватности и полноценности функционирования кабинета школьного психолога являются его методическое и организационные обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование. В кабинете должны работать квалифицированные специалисты-психологи, окончившие высшее учебное заведение по специальности «Психология» или прошедшие переподготовку и получившие квалификацию «Педагог-психолог», «Практический психолог» (диплом установленного образца). Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, взаимодействие психолога и педагога, взаимополняемость их позиций, а также тесный контакт с родителями и лицами, их замещающими. Это позволит точнее определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно ориентированных программ развивающей и коррекционной работы с детьми разного возраста. Руководство деятельностью кабинета школьного психолога осуществляется Научно-методическим центром по практической психологии при участии Общества психологов или научно-методическими центрами при департаментах образования. Кабинет школьного психолога, обеспечивая психологическое и личностное развитие детей, осуществляет свою деятельность на уровнях: актуальном и перспективном. Актуальный уровень предусматривает решение злободневных проблем и задач, связанных с профилактикой, диагностикой, коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания школьников, их поведения, а также с социальной адаптацией, особенно в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Кабинет при необходимости обеспечивает комплекс мероприятий психопрофилактического плана в целях предупреждения психоэмоционального перенапряжения, снятия посттравматических последствий стрессовых нарушений, нормализации межличностных контактов, обучения навыкам общения и психологической саморегуляции. Перспективный уровень ориентирован на решение проблем максимального содействия психическому и личностному развитию учащихся, на разработку пролонгированных развивающих и психокоррекционных личностно ориентированных программ становления индивидуальности ребенка с учетом специфики социализации на каждом возрастном этапе; создание программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии. На актуальном уровне проводится психологическое обследование каждого ребенка, на основе которого даются заключение, рекомендации и советы родителям, учителям, осуществляются когнитивное и поведенческое «лечение» школьника, коррекция на рушении его поведения, общения, учебной деятельности. На перспективном уровне проводится работа опосредованно с теми, кто окружает детей в семье, соприкасается с ними в процессе обучения и воспитания – родителями, учителями, воспитателями, сверстниками. Основными формами работы являются активные методы тренинга, консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком. Решая перспективные задачи, направленные на развитие индивидуальности каждого ребенка, психолог призван оказывать конкретную помощь взрослым, повышать их психологическую компетентность, помогать в организации межличностного взаимодействия с детьми разного возраста. Это дает возможность в будущем эффективно решать актуальные проблемы детей и проблемы их личностного становления, включая социальное и профессиональное самоопределение, психологическую готовность к самостоятельной взрослой жизни. Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:
Психопрофилактическая работа предусматривает:
Психодиагностическая работа включает:
Развивающая и психокоррекционная работа психолога предполагает разработку и осуществление программ, предусматривающих:
Консультативная работа включает:
следующая страница >> |
|