Организационная социальная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный курс «Социальная психология» 3 929.64kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология» 1 333.67kb.
Программа дисциплины «Организационная психология» 3 512.5kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Программа дисциплины социальная психология основной образовательной... 1 329.76kb.
Социальная психология 1 143.79kb.
Вопросы к вступительному экзамену по специальности 19. 00. 05 – социальная... 1 40.3kb.
Пояснительная записка. Требования к студентам 1 161.18kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Аннотации к фильмам Белый ангел 1 47.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Организационная социальная психология - страница №7/7

Глава V. Социально-психологический климат


нениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает* ределенное влияние на результаты коллективной и индивидуаль деятельности, на работоспособность членов группы, на качес количество продуктов их труда.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблюи Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их i хологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «и хологическая атмосфера». В отличие от социально-психологичес го климата психологическая атмосфера характеризуется более быс рыми, временными изменениями и меньше осознается людьми, i менение психологической атмосферы влияет на настроен««| работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения i климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и пер ваются людьми более остро; чаще всего человек успевает ада ваться к ним. Накопление количественных изменений в психоло^ ческой атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное сое ние, в другой социально-психологический климат.

По нашему мнению, социально-психологический климат — состояние психологии организации как единого целого, которое i тегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма i повых состояний, а их интеграл.

§ 2. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

На формирование социально-психологического климата ок вает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором ( ятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:


  1. Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и*
    кость политических и экономических программ, доверие к прави
    ству и пр.

  2. Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровв
    технического и социального развития.

  3. Уровень жизни населения - баланс между заработной плат
    уровнем цен, потребительская способность населения.

130


  1. Организация жизни населения - система бытового и медицин­
    ского обслуживания.

  2. Социально-демографические факторы - удовлетворение по­
    требностей общества и производства в трудовых ресурсах.

  3. Региональные факторы - уровень экономического и техничес­
    кого развития региона.

  4. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтничес­
    ких конфликтов.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

  1. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиеничес­
    ких, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

  2. Субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура - характер официальных и организаци­
онных связей между членами группы, официальные роли и статусы
членов группы;

б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов,


сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руковод­
ства, индивидуальные психологические особенности каждого члена
группы, их психологическая совместимость,

У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, соци­альным окружением. Совокупность установок всех членов коллекти­ва (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враж­дебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологичес­кую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к ТРУДУ резко падает. Это препятствует повышению трудовых показа­телей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передо­вой технологии или надлежащих экономических условий. От мотива­ции и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изоб­ретательность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как со­стояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, ме­неджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повы-

131


Организационная социальная психология

Глава V. Социально-психологический климат


шает настроение человека, его творческий потенциал, положи влияет на желание работать в данной фирме, применять свои ческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как ] удовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджераа условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается ] настроении человека, его работоспособности и активности, на < здоровье.

Судить о состоянии социально-психологического климата в орг низации можно по такому важному показателю, как удовлетворен ность -неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовол ны отдельные работники своим статусом, заработной платой, соде жанием своего труда, отношениями в организации. Необход* иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого рабе ника - это одна из целей менеджера и психолога в организации.: в то же время неудовлетворенность работника служит важным п<3 будительным стимулом его творческих поисков. В конкретном ее циально-психологическом исследовании климата необходимо тывать полярный характер такого показателя, как удовлетворенное Субъективная удовлетворенность - крайне специфическая вег Одни и те же условия вполне устраивают одного человека и абс лютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовле воренность выражена соотношением субъективной оценки того,т человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Удовле ренность-неудовлетворенность человека работой может быть вь вана разными обстЬятельствами. Среди них наиболее существе* ми являются:

а) характер труда;

б) размер заработной платы;

в) престиж профессии;

г) перспективы повышения квалификации, разряда, должностне
го статуса и пр.;

д) специфические особенности и условия работы: месторасполо


жение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы;;
жаемый и даже знаменитый руководитель и т. п.;

е) сопутствующие работе возможности интересных встреч, пое


док; возможности узнать и научиться новому.

132


Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов орга­низации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, ме­неджерам и коллегам.

Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:



  • наблюдение - самый главный метод работы психолога;

  • интервью с руководителями и работниками;

  • опрос работников по специально разработанной анкете;

  • анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность,
    производительность, качество труда;

  • тест «Социально-психологический климат» О. С. Михалюк *;

  • тест «Удовлетворенность трудом» В. П. Захарова**;

  • тест «Самочувствие - активность - настроение»;

  • тест «Цветопись» А. Н. Лутошкина***;

  • тест конкретных ситуаций А. А. Ершова****;

  • тест «Стиль руководства» А. А. Журавлева*****;

  • тест «Пульсар» Л. Г. Почебут (см. Приложение 1).

§ 3. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Социально-психологический климат как интегральное состояние группы включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показате­лю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние соци­ально-психологического климата.

* Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е В. Шороховой. М., 1983.

** Захаров В. П. Удовлетворенность трудом (описание и измерение) // Личность и Деятельность / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1982.

*** Лутошкии А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

"** Волков К П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989.



Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения /

Г1°Д ред. Е. В. Шороховой. М., 1979.

133


Организационная социальная психология

Глава V. Социально-психологический климат


При изучении социально-психологического климата с помов анкетного опроса за основные показатели обычно берутся:

1. Удовлетворенность членов группы характером и содержав


труда. Этот показатель можно определить по ответам на такие вон
сы анкеты, как:

а) Довольны ли Вы своей работой?

б) Оцените условия труда, в которых Вам приходится работа

в) Насколько Вы удовлетворены характером работы, состояе


техники и оборудования, распределением производственных зада
нормированием труда и пр.?

2. Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по ]


боте и менеджерами. Это выясняют, например, с помощью след]
щих вопросов:

а) Удовлетворены ли Вы своей фирмой?

б) Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредстве
ным менеджером, его стилем, приемами и методами работы?

в) Как развито чувство ответственности у Ваших товарищей ;


работе?

г) Как развиты взаимопомощь, поддержка, сотрудничество?

д) Оцените взаимоотношения в Вашей группе, отделе.

е) Оцените сплоченность Вашей группы.

3. Удовлетворенность системой морального и материального <
мулирования.

Для каждого из вышеприведенных вопросов анкеты предпола ется 3-, 5- или 7-балльная шкала ответов.

4. Стиль руководства фирмой. Он в основном бывает авторш
ным или демократичным. Для выяснения стиля руководства возм^
жен такой вопрос с вариантами ответов:

«В разговоре о менеджерах Вашей фирмы два человека выев зали разные мнения. Подчеркните, какие из них Вам кажутся вильными»:

а) наши менеджеры:


  • часто используют приказ, распоряжение;

  • часто повышают голос на подчиненных;

  • не терпят критики в свой адрес;

  • не считаются с мнением сотрудников;

  • все вопросы решают в своем тесном кругу;

134

б) наши менеджеры:



  • часто советуются с сотрудниками;

  • разговаривают с ними очень спокойно и тактично;

  • делают практические выводы из критики;

  • учитывают мнение группы при принятии решений;

  • все вопросы решают открыто и коллегиально.

5. Отношение сотрудников фирмы к работе, товарищам, менед­
жерам. Здесь возможны, например, такие вопросы:

а) Обсуждаете ли Вы с коллегами по работе свои личные дела?

б) Оцените Ваше самочувствие в момент личного разговора с
вашим менеджером:


  • отличное, бодрое;

  • хорошее, спокойное;
    -равнодушное;

  • плохое, напряженное;

  • скверное, угнетенное.

6. Установки и ценностные ориентации сотрудников фирмы. На­
пример:

а) От кого, по Вашему мнению, зависит успешный ход экономи­


ческой реформы в Вашей организации?

  • от рядовых сотрудников;

  • от менеджеров;

  • от коммерческих структур;

  • от правительства страны;

б) Что нужно сделать в первую очередь для успешной работы
Вашей организации?

  • сменить устаревшее оборудование;

  • освоить новейшую технологию;

  • сменить менеджеров;

  • сменить хозяина предприятия.




  1. Трудовая и общественная активность сотрудников. Здесь выяс­
    няется выполнение норм выработки, повышение качества продукции,
    Участие в общественно-политических движениях.

  2. Уровень конфликтности сотрудников - причины конфликтов, их
    напряженность, направленность, типы, скорость и качество разрешения.

  3. Реальная и потенциальная текучесть кадров. Реальная текучесть

определяется по объективным данным отдела кадров. Потен-

135


Организационная социальная психология

Глава V. Социально-психологический климат


циальная текучесть кадров может быть выявлена по ответам на вое рос анкеты: «Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем сменить ме сто работы и профессию?».

10. Профессиональная подготовка персонала. Например:

а) Проводится ли в Вашей организации работа по аттестации пер
сонала?

б) Существуют ли курсы повышения профессионального мастер


ства? Посещали ли Вы эти курсы и коща? 5

Задавая подобные вопросы анкетируемым, исследователь в зультате выясняет круг проблем организации. Математический лиз данных позволяет выявить характеристики и факторы благопри ятного и неблагоприятного психологического климата.

Характеристики благоприятного социально-психологическог климата:


  1. В организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон:
    имоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отщ
    шения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помои
    доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совмз
    стных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях пре
    обладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрьы
    пожеланиями (развивающая критика).

  2. В организации существуют нормы справедливого и уважк
    ного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают ела
    бых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В организации высоко ценят такие черты личности, как прк
    ципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Сотрудники организации активны, полны энергии, они
    стро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело,
    добиваются высоких показателей в труде и профессиональной де
    ятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопе
    живание и искреннее участие всех членов организации; они исп|лты^
    вают чувство гордости за свою фирму, ее достижения и неудачи пер
    живаются как собственные.

  6. В отношениях между группировками внутри организации!
    (структурными подразделениями: участками, отделами, бригадами Щ
    пр.) существует взаимное расположение, понимание, сотрудничест

136

7. В трудные для организации минуты происходит эмоциональ­ное единение («один - за всех, и все - за одного»), велико желание трудиться совместно; группа открыта, стремится сотрудничать с дру­гими группами.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:


  1. В организации преобладают подавленное настроение, песси­
    мизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии лю­
    дей друг к другу, присутствует соперничество; сотрудники проявля­
    ют отрицательное отношение к более близкому общению друг с дру­
    гом; критические замечания носят характер явных или скрытых
    выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каж­
    дый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению ос­
    тальных.

  2. В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства
    во взаимоотношениях, она заметно разделяется на «привилегирован­
    ных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым,
    нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими,
    к ним часто проявляют враждебность.

  3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, тру­
    долюбие, бескорыстие, не в почете.

  4. Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся
    обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее
    дело - каждый думает только о своих интересах и не стремится до­
    биться высоких показателей в труде.




  1. Успехи и неудачи одного оставляют равнодушными остальных
    членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорад­
    ство; достижения или неудачи организации не находят эмоциональ­
    ного отклика у ее членов.

  2. В организации возникают конфликтующие между собой груп­
    пировки, которые отказываются от участия в совместных делах.

7. В трудных случаях организация не способна объединиться,
возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты;
группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами.

Для оздоровления климата необходимо применить ряд организа­ционных и социально-психологических приемов. Организационные приемы предполагают:



137

Организационная социальная психология

Глава V. Социально-психологический климат


  1. приглашение профессионального психолога. Этот шаг дикту­
    ется простыми соображениями: если человек почувствовал себя боль-']
    ным, он обращается к врачу; если менеджеры пришли к выводу, что в^
    их организации сложился нездоровый социально-психологический/
    климат, необходимо обратиться к специалисту;

  2. проведение конкретного эмпирического исследования с целью \
    определения причин неблагоприятных взаимоотношений сотрудников; \

  3. информирование организации о результатах исследования (на \
    собрании, совещании и пр.);

  4. принятие коллективного решения об устранении объективных!
    факторов, негативно влияющих на климат;

  5. контроль за реализацией коллективного решения и состоянием \
    социально-психологического климата.

Социально-психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и предполагают в основном следующее:

  1. определение неформальной структуры группы, выявление лиИ
    дера и его роли в группе. Необходимо дать ответ на вопрос о том,;
    направлена ли деятельность лидера на благородные цели - защита i
    интересов членов своей группы, создание благоприятного климата,^
    повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследуй
    ет эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб.|
    интересам группы;

  2. определение уровня развития группы, социально-психологи-^
    ческая коррекция групповых процессов и состояний;

  3. определение причин конфликтов в группе и применение соци­
    ально-психологических способов их конструктивного разрешения;

  4. коррекция формальной и неформальной структуры группы (на­
    пример, посредством перевыборов формального лидера - бригади­
    ра, профсоюзного деятеля);

  5. социально-психологическая коррекция взаимоотношений в
    трудовом коллективе (проведение сопиально-психологических тренин­
    гов и психологических консультаций).

* * *

Социально-психологический климат- это интеграл более част­ных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей - менеджеров и членов группы. Благоприятный социально-психологический климат переживается как состояние удовлетворенности каждого человека своим трудом и вза­имоотношениями с сотрудниками. Большую помощь в оздоровлении социально-психологического климата могут оказать специалисты -психологи и зрнфликтологи.



Контрольные вопросы

  1. Каковы основные подходы к пониманию сущности социально-
    психологического климата?

  2. Как характеризуется благоприятный социально-психологичес­
    кий климат?

  3. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психо­
    логический климат?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бойко В. В., Ковалев А. Г, Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

ПарыгинБ.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.

Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изу­чения / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1979.

138

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

Г Л А В А VI

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Многие этапы в жизни каждой из зарождающихся, активно функ­ционирующих и заканчивающих свое существование организаций связаны с различными моментами успешного или неуспешного, ак­тивного или пассивного, научно обоснованного или «слепого» вне­дрения инноваций, или нововведений. Уровень, широта и глубина инноваций, учет внутренних и внешних переменных организации во многом определяют успех нововведений. При этом если внешние пе­ременные успеха часто отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации, то, поскольку орга­низации представляют собой системы, созданные людьми, внутрен­ние переменные являются результатом решений, принимаемых руко­водством и сотрудниками организаций.

Существует целая область научных знаний «инноватика» -ее пред­мет нововведения, и в ней есть большой психологический блок.

Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы органи­зации, которые мы называем внутренними взаимосвязанны пере­менными, и именно они являются предметом внимания психоло­га, работающего в области внедрения нововведений в различных организациях.

140

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ»

Инновация - это процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и про­мышленности. Этот процесс непосредственно связан с научно-тех­нической революцией, которая предполагает существенные измене­ния в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет. Причины необходимости нововведений определяются проблемной ситуацией, а именно:



  • заказом, приказом;

  • снижением качества, эффективности труда в организации и на
    производстве;

  • стремлением к самосовершенствованию;

  • новыми обстоятельствами, условиями деятельности, эксплуатации.

В связи с психологическими проблемами внедрения нововведе­ний назовем имена таких отечественных исследователей, как Н. И. Лапин, В. Ф. Галыгин, Е. Т. Гребнев, Ю. Вооглайд, А. И. Приго-жин, Н. А. Ильина, О. С. Советова, зарубежных - К. Девис, Т. Пи­тере, Р. Уотермен, Н. Тичи, М. Деванна.

Что же такое «инновация», или «нововведение»? Это процесс ка­чественного изменения чего-либо, а также результат этого измене­ния- новшество. Это изменение одного или нескольких элементов социотехнической системы организации, направленное на повыше­ние эффективности ее деятельности и воспринимаемое субъектом усвоения (работником организации, членом трудового коллектива, предприятием в целом) в качестве значимого и нового, например из­менение в технологических процессах, кадровой структуре, оплате труда, численности персонала и т. д.

Любое нововведение имеет как технические, так и психологи­ческие последствия, и стоит без сомнения согласиться с Р. Л. Кри-чевским в том, что «традиционно нововведения принято рассматри­вать как некое безусловно положительное в жизни организации (или общества) событие... А между тем исторический и чисто житейский опыт свидетельствует, что это далеко не так. Отнюдь не все ново­введения суть благо для людей, даже если и быть во благо - их пред­назначение» [1993. С. 119]. В связи с этим становится понятной чрез-

141


Организационная социальная психология

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций


вычайно важная роль социально-психологических факторов при вне­дрении нововведений. Для психологов это выражается в решении задачи обеспечения «психологического сопровождения» инноваций, которое позволяет с наименьшими потерями преодолеть барьеры но­вовведений.

Классификаций нововведений по типам довольно много. Ново­введения могут быть радикальные и модифицирующие; продуктные, технологические, социальные. Согласно достаточно общей класси­фикации, представленной в работе Н. А. Ильиной [1985], нововведе­ния могут быть:



  • предметно-целевыми (направленные на производство и разра­
    ботку новой продукции). С психологической точки зрения они в наи­
    большей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;

  • технико-технологическими (новые средства производства и но­
    вые технологии). От такого рода нововведений сотрудники организа­
    ций негативного ожидают меньше всего;

  • организационно-управленческими (разработка и применение
    новых организационных структур и методов управления трудовым
    коллективом);

  • социально-экономическими (социальная разработка и применение
    новых экономических механизмов функционирования предприятия).

Два последних типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий и чаще всего оканчиваются не­удачей, причинами которой могут быть: 1) стремление любой орга­низации к стабильности; 2) неспрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой; 3) влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформаль­ную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников по от­ношению к нововведениям.

Нововведения с выраженным социальным аспектом по сравне­нию с материально-техническими нововведениями отличаются:



  • более тесной связью с конкретными общественными отноше­
    ниями, деловой культурой. Показано, что одни и те же новшества могут
    по-разному проявлять себя в различных странах и даже регионах;

  • социальные нововведения имеют большую сферу применения,
    т. к. внедрение новшеств затрагивает и управленческую, экономичес­
    кую и др. сферы;

142


  • существует сильная зависимость использования новшества от
    групповых и личных качеств пользователей;

  • в социальных нововведениях не столь очевидны и доказатель­
    ны преимущества, как в случае с техническими нововведениями. Су­
    ществует сложность с подсчетом их эффективности;

  • наличие у социальных нововведений своей цены. Расходы де­
    нежных средств могут быть относительно небольшими, но это не оз­
    начает подлинной дешевизны. «Стрессовые» точки обнаруживаются
    в социальных нововведениях чаще, чем в технических.

Нововведения любого типа обычно затрагивают значительное количество работников предприятия. В связи с этим выделяются ос­новные ролевые позиции: постановщик проблемы, инноватор, иници­атор, разработчик, эксперт, изготовитель, организатор, пользователь. Этот набор ролевых позиций зависит от содержания и масштаба но­вовведений и полностью встречается очень редко. Обязательными являются две позиции: организатор и пользователь. Некоторые пози­ции могут совпадать в одном лице. В то же время инновационная по­зиция и функциональное место работника могут не совпадать. Как правило, основным реализатором инновационного процесса являет­ся руководитель предприятия, и его поведение в таком случае отра­жает стандарты инновационного поведения - стремление быть пер­вым, а значит, и предприимчивым, давать свободу действий творчес­ким, талантливым сотрудникам и поддерживать энтузиастов. Поэто­му главное в инновационном поведении руководителей - развитие у сотрудников мотивации инноваторов.

Остановимся на основных этапах процесса нововведений.

I. Инициация нововведения. Она может быть вызвана и внешним или внутренним давлением, и внутренним побуждением, т. е. может отражать внутренние и внешние факторы. Как правило, существует три внешних источника идей: конкуренты, поставщики (материалов и комплектующих изделий) и потребители (например, 67% новой про­дукции в области производства полупроводников и электроники сде­лано при участии потребителей). На этом этапе должна быть выявле­на потребность организации в нововведении или даже в каком-то оп­ределенном его типе. Такого рода аналитическая работа проводится, как правило, руководством организации, причем нередко ее инициа­тором может явиться кто-то из высших руководителей в ранге, напри-

143


Организационная социальная психология

мер, президента компании или генерального директора производствен­ного объединения. Н. Тичи и М. Деванна называют таких руководи­телей-новаторов «лидерами реорганизации».

И. Принятие решения о необходимости внедрения нововведения , определенного типа. Это следующий шаг, который позволяет взве­сить еще раз все «за» и «против», чтобы убедиться, что предлагаемая идея действительно правильная, здоровая и логичная. При этом руко­водитель для большей уверенности в правоте своего выбора может обратиться к мнению экспертов.

III. Разработка нововведения. Это этап подготовки точного про­екта, расчета возможных объективных и субъективных последствий, юридической и экономической проработки нововведения.

IV Подготовка объекта к нововведению. На этом этапе очень важ­но найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влия­тельных в организации лиц, а также постараться предвосхитить от­ношение к ней многих других сотрудников, в частности из числа тех, кого могут затронуть предполагаемые новшества. В это время целе­сообразно провести анализ поведения людей, обладающих ключевым влиянием, выяснить их отношение к переменам. Кроме того, необхо­димы оценка социальных сетей организации и определение нахожде­ния в них сторонников инновации. Руководитель-инноватор выступа­ет в этом процессе в роли психолога, способного пробудить в людях энтузиазм и зажечь веру в созидаемое. Благоприятный эмоциональ­ный фон значительно усиливает мотивационный эффект. Таким об­разом, этот этап инновационного процесса заканчивается убеждени­ем членов организации или, по крайней мере, большинства из них в необходимости обращения к определенному типу нововведений.

V. Внедрение нововведения. Вначале оно может быть пробным, а затем и полным. Для успеха внедрения нововведения необходимо учи­тывать следующий психологический момент - важность группового принятия решений. Посредством групповой дискуссии можно гораз­до эффективнее, чем при обычном монологическом обращении к чег < ловеку, добиться изменения его установок в требуемом направлении. Кроме того, очень важную роль в инновационном процессе играют эффективные коммуникации. Люди должны знать, что происходит в организации, что их ожидает в будущем, каковы вероятные послед­ствия того или иного новшества. Руководству также полезно знать,

144

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

как воспринимаются персоналом предлагаемые новшества, что ме­шает их успешному внедрению, каковы предложения работников по поводу совершенствования инновационного процесса. Не способству­ет успешному внедрению нововведения неблагополучный психоло­гический климат в организации (высокая конфликтность и низкая сплоченность сотрудников, большая текучесть кадров).

VI. Промышленная эксплуатация нововведения. Показано, что наиболее успешно нововведения реализуются в сравнительно неболь­ших организациях (имеются в виду предприятия численностью 500-1000 человек). На этом этапе очень важна следующая психологичес­кая характеристика персонала организации: терпимость к неудачам, вера в возможность преодоления препятствий, возникающих даже на этом, последнем этапе внедрения нововведения. Отметим, что на За­паде каждая вторая организационная перестройка не оправдывает возлагавшихся на нее надежд.

§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ

НОВОВВЕДЕНИЙ

На каждом этапе инновационного процесса соответственно мож­но описать различные социально-психологические явления, которые оказывают либо стимулирующее, либо тормозящее влияние на его ход. Первая группа факторов - это объективные факторы среды. К ним относятся:

1. Масштабы нововведений в отрасли. Они могут стать объективной
необходимостью в принятии организацией инновационной политики.

2. Инновационная политика предприятия. Она может быть как


интенсивной, так и экстенсивной. Т. Питере и Р. Уотермен считают,
что новаторские компании чрезвычайно изобретательны в непрерыв­
ном реагировании на любые изменения в окружающей среде. С изме­
нением среды эти компании тоже изменяются. Помимо этого суще­
ствует зависимость от предшествующего инновационного опыта орга­
низации. Если он был успешным, то, как правило, этот опыт трансли­
руется на будущие организационные преобразования. Существует
понятие так называемых «творческих организаций», в которых суще-

145


Организационная социальная психология

ствует восприимчивость к новому, поддерживается терпимость :| «странностям», прорабатываются стимулы к творчеству, проявляе внимание к отдельной творческой личности. Обычно такого рода ] тановка на новшества определяется высшим руководством, котор проявляет так называемую «инновационную ориентированность». &



  1. Тип и характер производства. Чем сложнее технология прон
    водства, тем большие трудности в инновационном процессе испыты^
    вают предприятия.

  2. Экономическое состояние предприятия. Оно может быть ]
    фактором, сдерживающим инновационный процесс, так и фактороа
    его ускоряющим.

4. Особенности конкретной среды производства (содержание •: довой деятельности, профессионально-квалификационная стр> коллектива и т. д.).

Вторая группа факторов - это субъективные факторы средь Сюда входят:

1. Пол и возраст. Влияние этих факторов довольно противореч*
во. Известно, что женщины более конформны, осторожны, чем ]
чины. Но вместе с тем, по последним данным, в Америке женщик
занимают около 35% руководящих постов (эта цифра возросла
сравнению с 1972 годом в два раза). Проведенные исследования по
казали, что женщины продвигаются быстрее в тех областях бизнеса
где старые правила не работают, где нужно изобрести что-то новое, i
в традиционных областях женщин-руководителей мало. Например, \
такой области, как промышленность телекоммуникаций, жев
способствовали коренному изменению ценностей и взглядов. Сч*
ется, что в инновационном процессе женщинам помогают такие j
ностные качества, как стремление к новому, радикализм, точность з
аккуратность, высокая чувствительность. Такие же сложные законе
мерности проявляются и в оценке фактора возраста в активной инно
вационной политике. Здесь скорее можно говорить о субъективне
значимости нововведений для каждого человека, вне зависимости <
возраста. *

Тем не менее в исследовании О. С. Советовой (1997) показано что максимальные инновационные установки имеют люди в возра 25-29 лет, радикально-инновационные выше в возрасте 30-39 лет, кон сервативно обобщенные установки преобладают в возрасте 50-59 лет^|

146

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

2. Личностные качества. К качествам, способствующим реализа­ции инновационного процесса, относят склонность к риску, заинте­ресованность в служебном росте, высокий профессионализм, лично­стную сопричастность, установку на нововведения. Инноваторы -это люди с высокой способностью к социальной адаптации, готовые к сотрудничеству, коммуникабельные: бодрые, активные, легко вос­принимающие жизнь, склонные К непостоянству, независимые, игно­рирующие социальные условности, агрессивно отстаивающие свои права, невосприимчивые к угрозе, имеющие тягу к риску, не всегда проницательные, склонные к эксперименту, гибкие, легко приспосаб­ливающиеся к неудобствам и изменениям, не доверяющие авторите­там (портрет составлен при помощи опросника Р. Кеттелла О. С. Со­ветовой, 1997). Инноваторы в большей степени чувствуют ответствен­ность за удачу, а не за неудачу, они обладают высоким интеллектуаль­ным потенциалом, критичным отношением к действительности, устремленностью на поиски альтернатив, творческостью, интерналь-ностью и активностью личности. Поэтому носители этих качеств ча­сто оказываются в противоречии со средой.

Независимо от типа культуры доля индивидов с набором таких инновационных качеств составляет 5-7% населения (П. Н. Шихирев, 1999), т. о. Россия обладает как минимум 2-3 миллионами потенци­альных инноваторов.

Если подробнее остановиться на социально-психологических ус­тановках по отношению к нововведениям, то исходя из соотношения в них трех компонентов (готовность к нововведениям - мотивацион-ный компонент; готовность к новым условиям жизнедеятельности (знания, умения, навыки, опыт) - когнитивный компонент; и реаль­ная активность (действия, поступки- поведенческий компонент), А. Л. Журавлев (1993) дает классификацию социально-экономичес­ких типов личности. Выделяется 9 типов личности в зависимости от установки к нововведениям:



  • «активные реформаторы» (желают, умеют работать и активно
    Действуют);

  • «пассивные реформаторы» (желают, умеют, но не действуют);

  • «пассивно-положительные» (желают, не умеют, не действуют);

  • «преодолевающие себя» (умеют и действуют, но не желают из­
    менений);

147

Организационная социальная психология

  • «неэффективные» (желают и действуют, но не умеют);

  • «выжидающие» (умеют, но не желают и не действуют);

  • «слепые исполнители» (выраженного желания нет, не умеют,
    действуют в направлении изменений с помощью других);

  • «пассивные противники» (не желают, не умеют, не действуют);!

  • «активные противники» (не желают, не умеют, действуют прс
    тив изменений).

Как указывает автор классификации, сами эти типы достаточнс подвижны и их соотношение в коллективах может меняться оче* быстро.

3. Квалификация, стаж работы и образование. Эти факторы nFto вычайно важны для успешного функционирования в менеджерской де ятельности и для принятия инновационных решений. Очевидно, ч прогрессивный руководитель должен владеть разнообразными знак., ями в области управления и бизнеса, а также иностранными языкам* Наиболее активны в инновационном процессе люди с высоким уроЕ нем образования.

При этом новички охотнее принимают нововведение, чем рабе ники со стажем.

Перечисленные выше характеристики касались в основном лич?


ностных особенностей инициаторов и реализаторов инновационног
процесса, а в этой роли чаще всего выступают, как уже говорилось**
руководители. Что же касается характеристик персонала (исполните-1
лей), то, по мнению Р. Л. Кричевского, для успешного проведений!
инновационной политики важны: I

  1. образовательный уровень работников (чем он выше, тем легче,!
    воспринимается новшество, успешнее идет процесс подготовки кадров);|

  2. информационные контакты и осведомленность людей (т. е. по-1
    лучение ими адекватной информации о нововведении); i

  3. мотивация к нововведению (предполагается, что она является^
    реакцией на инновационное поведение руководителей и инициатороа
    новшества, реакцией на соответствующее стимулирование и т. д.); тГ

  4. субъективное отношение, связанное с «потерями» и «приобре^
    тениями» человека (изменение должности, заработной платы, режи^
    ма и организации работы, влияние на здоровье), которое имеет боль- >
    шой диапазон различных оттенков от безоговорочного принятия но­
    вовведения до активного сопротивления ему.

148

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

В исследовании Н. А. Ильиной [1985] показано, что конкретное отношение работников к нововведению традиционно складывается из трех компонентов - познавательного, эмоционального и поведен­ческого. Ею выделены пять типов отношения к нововведениям: ак­тивно-положительное, пассивно-положительное, нейтральное, пассив­но-отрицательное, активно-отрицательное.

Для успешного внедрения нововведений крайне важно знать пре­имущественную установку персонала на нововведение, что дает воз­можность прогнозировать поддержку или отвержение планируемой инновации. Формирование положительных установок во многом зави­сит от усилий инициаторов и организаторов новшеств и определяет особенности и сроки вторичной адаптации сотрудников в организации.

§ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К НОВОВВЕДЕНИЯМ

Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций, которое получило название пси­хологического барьера по отношению к нововведениям. Это сопро­тивление переменам, создателем и «носителем» которого является сам человек. Это состояние, мешающее протеканию процессов адапта­ции человека к новой среде, связанное с ситуацией и личностными особенностями. Оно связано с генетическим и психологическим скла­дом личности, с природным стремлением людей и групп к сохране­нию стабильности, с предпочтением «знакомого» «незнакомому», с жизненными стереотипами, побуждающими к осторожности и опа­сениям.

Психологический барьер является развивающимся образованием. Его параметры изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организаций, различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения нововведений, а также на первой очереди нововведений, на этапе же развития нововведений психологический барьер снижается. Таким образом, барьер по отно­шению к нововведениям необходимо исследовать в каждом конкрет­ном случае.

149


Организационная социальная психология

Согласно точке зрения К. Девиса, причины сопротивления пе еонала организационным нововведениям могут быть троякого хар тера: экономические, личностные и социальные.

К числу экономических К. Девис относит: а) боязнь безраС цы; б) боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, следствие этого, заработка; в) боязнь снижения социального стат^ и основной заработной платы; г) боязнь интенсификации труда и ее кращения прогрессивной его оплаты. То есть основным здесь являе-1 ся боязнь потери (полной или частичной) в заработке, что формируе у работника весьма стойкую антиинновационную установку.

Причинами личностного характера считаются следующие:

а) восприятие критики личных методов работы как обиды; б) I _ язнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и буде ущемлена профессиональная гордость; в) уверенность в том, что не вовведения всегда приводят к усилению специализации, повышена монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимое как участника трудового процесса; г) нежелание расходовать силы ] переобучение; д) боязнь роста интенсивности труда; е) страх nept неопределенностью, обусловленной непониманием сути и послел ствий нововведений.

В числе социальных причин называются следующие: а) нежела ние приспосабливаться к новому социально-психологическому юн мату в коллективе; б) стремление сохранить привычные социальн связи; в) боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меь_ шему удовлетворению работой; г) неприязнь к внешнему вмешатель! ству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; д) недо| вольство слабостью личного участия и незначительностью своей рол при внедрении нововведений; е) уверенность в том, что любые нов шества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по рабе или обществу.

По мнению Р. Л. Кричевского, такая классификация фиксирует! антиинновационные барьеры со стороны работников в условиях вь сокоэффективной экономической системы, а в отечественных орь низациях часто имеют место и «доморощенные» причины. А. И. Прв гожин считает, что такими причинами, имеющими социально- психе логическую окраску, являются: ориентация многих наших работник ков не на достижения, а скорее на избегание неудачи; боязнь риска,1

150


Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

непредвиденных трудностей; низкий уровень притязаний; установка типа «проще купить за границей», являющаяся следствием неверия в отечественную технику.



Для того чтобы нововведение было успешным, при его внедре­нии, по мнению Н. А. Ильиной, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Руководитель и члены коллектива должны четко представлять
    себе, что и когда будет произведено. Должен быть проведен коллек­
    тивный анализ возможных вариантов нововведения, сформирован
    поэтапный план внедрения, а также четко представлены их послед­
    ствия (например, разделение труда, оплата, расстановка и подчинен­
    ность кадров и т, д.).

  2. Должна быть проведена оценка степени готовности коллекти­
    ва к изменениям и участию в инновациях. Как известно, к успеху
    ведет хороший социально-психологический климат в коллективе.
    Столь же важна информация о спектре неудовлетворенности работ­
    ников основными условиями их деятельности. Таким образом, ва­
    жен диагноз потенциала внедрения нового в коллективе - диагноз
    подготовленности коллектива предприятия. В социально-психоло­
    гическом плане это выражается в сотрудничестве подразделений,
    единстве целей в коллективе, уровне развития микроколлективов,
    понимании недостатков старой организационной структуры, поло­
    жительной установке на новые функции и статус, опыте адаптации
    к новым условиям.

  3. Должны соблюдаться условия поэтапности реорганизации. Это
    снижает риск и потенциальную отторгаемость нововведений.

  4. Способствует нововведениям поддержка реорганизации «клю­
    чевыми» людьми организации, а также привлечение к этому нефор­
    мальных лидеров.

  5. К успеху ведет широкое привлечение персонала, работающего
    во всех подразделениях организации. Действительно, если человек
    внес свой вклад в организационную перестройку, он становится ее
    сторонником и защитником. Особенно тщательно необходимо рабо­
    тать с людьми тех подразделений, эде готовится реорганизация. При
    этом нет необходимости задействовать в этом процессе всех без ис­
    ключения членов коллектива, так как столь широкий подход ведет к
    размыванию личной ответственности,

151

Организационная социальная психология

  1. Необходимым условием является информированность коллек­
    тива о подготовке и реализации нововведения, особенно при органи­
    зации управленческих нововведений. Отрывочные сведения быстро
    приобретают форму слухов. Таким образом, чем больше вопросов
    будет решено на подготовительной стадии, тем успешнее будет про­
    ведена реорганизация.

  2. При планировании нововведений необходимо и планирование
    риска. Риск - это действие в ситуации неопределенности, непредви­
    денности. Риск - это затрата усилий и средств при неопределенном
    соотношении выигрыша и потерь. Это проблема прежде всего соци­
    альная, даже при технических нововведениях. Для конкретного чело­
    века, в особенности руководителя, это взятие на себя ответственно­
    сти за его осуществление. Склонность к риску представляет собой
    довольно устойчивую характеристику индивида и связана с такими
    личностными чертами, как импульсивность, независимость, стрем­
    ление к успеху, склонность к доминированию. На рисковое поведе­
    ние оказывает влияние также и культура и социальные условия.

Люди, уверенные в себе, чаще идут на риск, т. к. не боятся «поте­рять лицо» при проигрыше. Практика показывает, что успешные пред­приниматели рискуют умеренно.

Антиподом риска являются гарантии. Выделяют гарантии дости­жения (рассчитаны на успех) и гарантии компенсации (рассчитаны на неудачу).

Как уже отмечалось, риск при внедрении организационных ново­введений составляет около 50%.

В период внедрения нововведений в большинстве коллективов имеют место улучшение взаимоотношений работников по горизонта­ли, снижение конфликтности, рост внутригрупповой сплоченности, т. е. в сфере взаимоотношений проявляется своеобразная компенса­ция общей напряженности. Однако следует помнить, что все это про­исходит в ближайшем окружении, в неофициальных подгруппах. При этом может активизироваться межгрупповое взаимодействие, связан­ное с межгрупповой оппозицией и конфронтацией отдельных групп, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реорганизации. Таким об­разом, ситуация нововведения выявляет структуру группы и активи­зирует происходящие в ней процессы. В этот период взаимоотноше­ния между подчиненными и руководством могут ухудшиться, увели-

152
Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

чивается конфликтность по вертикали, снижается авторитетность ру­ководства. В ситуации нововведения руководитель воспринимается, скорее, не как человек, а как представитель организации, как обезли­ченный функционер, на него возлагается вся ответственность за ре­зультаты и трудности нововведений. Критичность же в коллективе по­вышается не только по отношению к руководителю, но и ко всем ас­пектам социально-производственной ситуации. Установка по отно­шению к нововведению более положительна, если оно внедряется «изнутри», а не «сверху». Эти данные о социально-психологических последствиях внедрения нововведений подтверждаются большим ста­тистическим материалом, собранным Н. А. Ильиной на крупнейшем научно-производственном объединении нашей страны «Светлана».



* *

Проблема инноваций была затронута нами в силу ее чрезвычай­ной актуальности на современном этапе общественного развития, а неучет социально-психологических факторов в любом виде реорга­низации влечет за собой существенные потери как для инициаторов, так и для организаторов и пользователей нововведений. Эффективно работающая организация - это организация, руководство и коллек­тив которой понимают необходимость систематических новаций, но при этом в полной мере предвидят социально-психологические по­следствия этих процессов, могут прогнозировать и управлять ими, т. е. планирует организационное развитие. Эффективно работающая организация - это организация, способная к инновационному риску, руководство которой может принимать решения в условиях неопре­деленности, когда не всегда можно оценить вероятность потенциаль­ных результатов. Известно, что наибольшей неопределенностью об­ладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Именно в этих областях нам (И видится возможность применения имеющихся знаний о социально-психологических аспектах нововведений.

В ходе подготовки, внедрения нововведения и пользования им достаточно часто возникают противоречивые ситуации, которые не­сут в себе элементы конфликтов, повышающих всплеск тревожности (Крамник, 1995). Для того чтобы инновационный процесс был успе-

153


Организационная социальная психология

шен, для социально-психологического «сопровождения» такого рода работ необходимы знания о сущности, видах и способах разрешения конфликтов в организациях. Именно к этой теме мы и перейдем в следующей главе.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные этапы процесса нововведений?

  2. Какие субъективные факторы, влияющие на эффективность
    внедрения нововведений, Вы можете назвать?

  3. Что является содержанием так называемого психологического
    барьера по отношению к нововведениям?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Завьялова Е. К, Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1997.

Ильина Н. А. Отношение к нововведениям в производственном коллек­тиве: Автореф. канд. дис. Л., 1985.

Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. М., 1993.

Мескон М. X, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.,-1992.

Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2000.

Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.

Советова О. С. Инновации: теория и практика. СПб., 1997.

ГЛАВА VII

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ*

Любая реорганизация - замена устаревших и неэффективных форм и методов работы новыми - нередко сопровождается возникно­вением противоречивых ситуаций, являющихся отражением борьбы нового со старым. Психологическая задача заключается в том, чтобы не допустить перехода противоречий (возникновение которых само по себе естественно и целесообразно) в конфликтную ситуацию. Воз­никновению конфликтов в организациях способствуют как объектив­ные противоречия ситуации (например, взаимные неплатежи пред­приятий и организаций), так и субъективные, личностные характери­стики (например, довольно часто встречающийся психологический феномен приписывания личностных оценок деловым отношениям). Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Так и конф­ликты - их зарождение надо уметь распознать с самого начала.

С обыденной точки зрения конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и что его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать. Такое мнение про­слеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного уп­равления, административной школе и разделяющих концепцию бю­рократического управления по М. Веберу.


' При написании этой главы преимущественно использовались работы Н. В. Гри­шиной и Р. Л. Кричевского.

155


Организационная социальная психология<< предыдущая страница