Организационная социальная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный курс «Социальная психология» 3 929.64kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология» 1 333.67kb.
Программа дисциплины «Организационная психология» 3 512.5kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Программа дисциплины социальная психология основной образовательной... 1 329.76kb.
Социальная психология 1 143.79kb.
Вопросы к вступительному экзамену по специальности 19. 00. 05 – социальная... 1 40.3kb.
Пояснительная записка. Требования к студентам 1 161.18kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Аннотации к фильмам Белый ангел 1 47.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Организационная социальная психология - страница №5/7

Глава IV. Социальная психология малой группы


но и затрачивает оптимальное количество физических и интелле альных усилий для решения поставленной задачи.

В социальной психологии выделяют два вида адаптации. Професо оначьная адаптация - это определенный уровень овладения професся ональными навыками и умениями, формирование профессионально ] обходимых качеств личности, развитие устойчивого положительн интереса и отношения к избранной специальности. Социалъно-психопй гическая адаптация - это включение работника в систему взаимос шений, характеризующих конкретную группу. Социально-психологиче кая и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой| влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и ство усвоения профессиональных знаний и навыков обусловлены ос бенностями социально-психологической адаптации на предприятии.

Результатом эффективного протекания процесса адаптации яв ется формирование такого группового состояния, как сплоченное Если же процесс адаптации затруднен, проходит сложно и болезнен но, то группа отличается конфликтностью.

Пятое состояние: сплоченность -характеризуется усто! чивостью и единством межличностных взаимоотношений и вза* действий, что обеспечивает стабильность и преемственность дея ности группы.

В теории групповой динамики, разработанной К. Левиным, сплс ченность является ключевым понятием. К. Левин определял сплочен ность как «тотальное поле сил, заставляющее участников остава в группе». В основе сплоченности, по его мнению, лежит возмоя ность группы удовлетворять потребности людей в эмоционально ] сыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоче ности является жесткий групповой контроль над взглядами и noci ками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая пень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмоЦ фера внимательного отношения и взаимной поддержки, формирует чувство групповой принадлежности, что способствует стабильное! и устойчивости взаимоотношений в группе в стрессовых ситуаь (см. К. Рудестам, 1998).

Эксперименты М. Шерифа в двух детских лагерях скаутов вь явили способы создания сплоченных групп. Первый, создание вра дебных отношений между двумя лагерями, возникновение чувств «ь

и они». Второй, постановка единых для группы целей и интериориза-ция их членами группы. Третий, совместная деятельность членов груп­пы, направленная на достижение цели. Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях.

Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и со­вместимость членов группы. Срабатываемость основана на согла­сованности действий и процессе совместной трудовой деятельно­сти. Она представляет собой одновременно и процесс, и результат совместной работы. На основе срабатываемости формируется со­вместимость. Она возникает как итог достаточно продолжитель­ного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенно­стью их друг другом. Совместимость формируется на трех уров­нях: психофизиологическом, психологическом и социально-психо­логическом.



Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетво­ренность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность проте­кания психических процессов и пр. На этом уровне совместимость зависит в основном от темперамента взаимодействующих людей. Так, например, если на конвейере рядом работают холерик и флегматик, то их совместно-последовательная деятельность будет затруднена.

Психологическая совместимость предполагает удовлетворен­ность людей друг другом на основе подобия или различия характеро­логических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуаль­ного потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна, например, в семье, группе друзей и пр.

Социально-психологическая совместимость предполагает сход­ство ценностных ориентации и диспозиций, идеалов, принципов, уров-ня профессиональной подготовки и образования. Она важна в дея­тельности трудовых коллективов и служит основой их сплоченности.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социаль-н°-психологической общности людей, входящих в группу, и предпо­лагает возникновение системы свойств группы, препятствующих на-РУшению ее психологической целостности. К таким свойствам обыч­но относят:

89



Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


а) характер межличностных эмоциональных взаимоотноше*
членов группы (взаимные симпатии, общие интересы, эмоциона
ные переживания);

б) характер отношений между членами группы в процессе сов™


стной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество); •

в) характер ценностных ориентации, установок, целей, стер


пов поведения членов группы.

Шестой процесс: принятие решения -это разработка! нологии совместной деятельности с целью достижения конечного ] зультата. Процесс принятия решения в группе может осуществлять двумя способами: единоличное принятие решения руководителем (л дером) группы и коллективное принятие решения.

Единоличное принятие решения руководителем имеет ряд дос инств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообра. в стрессовых, экстремальных ситуациях, в условиях военного вре^ ни. Он эффективен только тогда, когда основные параметры технолз гии деятельности продуманы и проработаны группой заранее. Едз ноличное принятие решения характеризует авторитарный стиль ководства. Недостатком его является то, что исполнители не пр* мают участия в выработке решения и поэтому не несут ответстве* сти за результаты деятельности.

Коллективное принятие решения в большей степени влияет последующее поведение людей, которые принимали участие в выработке. Однако здесь требуется достаточно много времени, скольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмот, ние проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективно решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей ме личностных отношений, заинтересованности участников обсужде* в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) совеща* или собрания и б) дискуссии.

В процессе принятия решения члены группы сталкиваются следующими вопросами:

1. «В чем дело?». Ответ на этот вопрос требует, во-первых, пач чения информации о существе проблемы, о сложившейся ситуации, щего решения.

90


  1. «Что делать?». При ответе на этот вопрос выдвигаются разные
    предположения, и в итоге принимается окончательное решение.

  2. «При чем тут мы?». При ответе на этот вопрос возникают либо
    включенность членов группы в решение задачи, их единство, заинте­
    ресованность в принятии согласованного решения, либо разброд, кон­
    фликтность, напряженность в отношениях.

М. А. Робер и Ф. Тильман [1988] разработали опросник, с помо­щью которого можно проконтролировать эффективность ведения со­брания, а также инструкцию по его ведению. Р. Бейлз предложил ме­тодику оценки вербальных и невербальных коммуникаций участни­ков собрания (там же).

С 1985 по 1989 год на нескольких промышленных предприяти­ях Ленинграда и Новгорода мы исследовали особенности проведе­ния собраний трудобых коллективов и поведение их участников. Опрос 215 человек (беседа, наблюдение, анкетирование) и даль­нейший социально-психологический анализ позволил выделить два основных критерия, по которым можно оценивать поведение участ­ников собраний. Первый критерий - формальный - активность уча­стника собрания: количество'выступлений, вопросов, время выступ­ления, участие в выборных органах собрания. Второй критерий -психологический - ориентация участника на коллективные пробле­мы: понимание и четкая их формулировка, поиск путей решения, эмоциональное переживание и пр. Опираясь на эти критерии, мы провели типологию поведения людей на собраниях (рис. 1).

Активное поведение


III группа

IV группа

Ориентация на коллектив II группа

Нет ориентации

I группа


91


Пассивное поведение Рис. 1. Типы поведения людей на собраниях.


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


л

Первая группа, которую мы назвали «глухонемой пассив» (169 обследованных), характеризуется пассивностью на собраниях и сутствием ориентации на коллективные проблемы. Круг интересе представителей этой группы ограничен заработком, а социально-псй| хологические вопросы их не интересуют.

Вторая группа - «немой актив» (55%) - пассивно ориентировав ные на коллективные проблемы. Собственное мнение у них часто ] сформировано, они ждут предложений от других. Навыки публич го выступления отсутствуют, не хватает аргументов, доказатель логики построения выступления, поэтому на собраниях они предпо читают отмалчиваться.

Третья группа - «реальный актив» (22%) - это группа ориеь рованных на коллектив и активно включенных в его дела. Как правй ло, они инициативны в анализе ситуации, вскрывают причины недо статков, указывают на последствия принимаемых решений, актив! отстаивают свою точку зрения, предлагают различные, в том числа! неординарные способы решения проблемы.

Четвертая группа - «псевдоактив» (7%) -это люди, которые уыё ют и любят выступать на собраниях, но предлагают традиционный уже изжившие себя формы работы. Можно сказать, что эта гру характеризуется активной невключенностью в дела группы.

Психологическую трудность представляют первая группа («г немой пассив») и четвертая («псевдоактив»). У людей такого типа ] ведения необходимо менять внутренние установки, переориентиров их на коллективные проблемы. Здесь важна оценка и соответствую! коррекция их поведения со стороны других членов группы, особен представителей активной коллективно-ориентированной группы, правленное изменение отношения к своему коллективу не только i ет на социально-психологический климат, но и повышает социальк и трудовую активность его членов. Общественное мнение, обществе^ ная оценка вклада каждого в решение коллективных проблем приобр тают в сознании человека особое значение, заставляют его переориени тироваться на коллектив, менять свои установки.

Из результатов исследования видно, что способ коллективного при-1 нятия решений трудоемок, психологически сложен и, как правило, заня-;| мает много времени. Принятие коллективного решения включает в себя:|


  • формулирование цели деятельности, до поводу которой прини­
    мается решение;

  • представление о конечном результате этой деятельности;

  • представление о процессе деятельности, способах и средствах
    достижения результатов;

  • определение сроков выполнения задания;

  • разработку критериев оценки результатов деятельности;

- отбор исполнителей и распределение обязанностей.
Основные этапы процесса коллективного принятия решения:
Первый этап - информационная подготовка решения и построе­
ние модели предстоящей деятельности.

Второй этап - процедура коллективного принятия решения. Существуют две процедуры принятия решения группой:

а) процедура голосования;

б) процедура консенсуса.

Эффективнее принимать решение с помощью процедуры консен­суса, т. е. достижения всеобщего согласия. Во-первых, это демократич­нее, чем принятие решения путем голосования, в результате которого не учитываются мнения, интересы, потребности меньшинства. Во-вто­рых, при реализации решения, принятого путем консенсуса, предотв­ращается ситуация, когда меньшинство (подсознательно или осознан­но) будет саботировать, блокировать выполнение этого решения.

Основные этапы принятия решения с помощью процедуры кон­сенсуса:



  1. Постановка проблемы.

  2. Выявление и сбор всех мнений, всех предлагаемых вариантов
    решения проблемы.

  3. Группировка отдельных вариантов в более крупные блоки.

  4. Обсуждение вариантов и предложений.

  5. Комбинирование предложенных вариантов с целью найти та­
    кое решение, которое устроило бы всех.

  6. Принятие консенсусного решения.

Проработку этапов 3 и 5 можно поручить отдельной согласи­тельной комиссии, чтобы не тратить на это время всех участников совещания или собрания. Если не удалось найти обобщенное ре­шение, удовлетворяющее всех, то можно провести голосование


92

93

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


путем ранжирования, которое позволит определить предпочт ность тех или других вариантов. Если при голосовании требуется вычеркнуть все предложения, кроме одного, то при ра жировании необходимо проставить номера, ранги приемлемое каждого варианта решения - от первого до последнего. Таким Коллективное принятие решения способствует интегративнос группы.

Шестое состояние: интегративность - характеризуй ся согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых проце сов. По мнению Л. Фестингера, это результирующая всех сил, де ствующая на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Cod яние интегративности проявляется в том, что члены группы осозь ют свою целостность и единство. У них появляется чувство «мь чувство социальной общности и единства мнений, оценок, целе интересов, внутригрупповых норм и стереотипов поведения. И* ративность - это необходимая предпосылка стабильного фу* нирования и существования группы. Отсутствие интегративнос неизбежно приводит к распаду социальной общйости. Создать з тегративность возможно только путем коллективного принятия; шений, поскольку, если решение принимается руководителем нолично, в нем не могут быть полностью отражены потребности! интересы остальных членов группы.

Интегративность - залог устойчивого и стабильного функциок рования группы. Состояние интегративности тесно связано с дру ми групповыми состояниями. Если не достигнуты состояния орг зованности, сплоченности и пр., то невозможно прийти к состоя интегративности, у членов группы не появится чувство целостное единства группы.

Особенностью интегративности является то, что в обычных; ловиях, в повседневной деятельности группы она как бы скрыта, обнаруживается при преодолении возникших трудностей, разреи нии конфликтных ситуаций, решении новых, не известных гру

задач и пр. Предназначение интегративности состоит в противодей­ствии внутренним и внешним факторам, угрожающим целостности группы, и в обеспечении стабильности ее деятельности.

Седьмой процесс: эмоциональная идентификация -отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Механиз­мами эмоциональной идентификации являются:

а) подражание - следование образу, примеру другого человека;

б) эмпатия - способность поставить себя на место другого, по­
смотреть на мир его глазами, почувствовать его переживания, усво­
ить его личностный смысл;

в) проекция - наделение другого человека своими чертами, чув­


ствами, желаниями как продолжение и отражение себя самого в дру­
гих людях.

Групповая эмоциональная идентификация основывается на чув­стве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как рефе-рентность.

Седьмое состояние: референтность - характеризуется тем, что членство в группе представляется для людей наиболее цен­ным и значимым.

Американский психолог М. Шериф в книге «Основы социальной психологии» (1948 г.) различает два типа групп:

а) актуальная группа членства;

б) референтная группа, к которой человек причисляет себя пси­


хологически, к которой он хотел бы принадлежать.

Группа членства может быть или не быть референтной. Таким образом, референтная группа - это реальная или воображаемая общ­ность, на нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется в своем поведении. Т. Ньюком выделяет позитивные и негативные Референтные группы. Позитивные - это группы, нормы и ценност­ные ориентации которых принимаются человеком и вызывают у него стремление быть принятым в них. Негативные - группы, которые вы­зывают у человека стремление выступить против них и членом кото-




94

95

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы






Решение групповой задачи как сово­купный групповой процесс
рых он не хотел бы быть ни в коем случае. Например, для абитур* та, поступающего в вуз, позитивной референтной группой являе группа студентов, а негативной должна быть группа наркоманов.; ально, когда актуальная группа членства является одновременно референтной для всех ее членов. В этом случае возникает состоя референтности группы, базирующееся на процессах эмоционалы идентификации.

Фактором референтности является степень привлекательна собственной группы и иных групп. Группа референтна для индив* лишь при условии, если его приверженность к ней сильнее тяготев к другим группам.

По мнению X. Келли, референтность группы выполняет две Нормативная \л ^ ция проявляется в том, что в результате референтности группы Щ1я\ членов устанавливаются определенные нормы и стандарты пое ния, которых они сознательно придерживаются. Сравнитепъно-с ночная функция проявляется в том, что референтность предстает-эталоном, той отправной точкой, с помощью которой человек о* вается способен оценивать себя и других.

Референтность группы - один из наиболее значимых мот совместной трудовой деятельности людей. Мотивируя человека принадлежность к группе, референтность одновременно мотиве его и на участие в совместной деятельности.

Итак, групповые процессы: общение, консолидация, лиде конкуренция, адаптация, принятие решения и эмоциональная иде тификация являются компонентами общего, совокупного процесса 1 шения групповой задачи, выполнения совместной деятельности.' процессы, каждый в отдельности и все в целом, приводят к ог ленным групповым состояниям: подготовленности, направленное организованности, активности, сплоченности, интегративности и ] ферентности, которые, в свою очередь, являются компонентами-го совокупного состояния группы, как ее социально-психолог кий климат (табл. 3). Проблеме социально-психологического юн та посвящена глава V данного учебного пособия. А теперь обра к рассмотрению механизмов (эффектов), посредством которых

96

Таблица 3. Динамика группы



Групповые процессы

Групповые состояния

  1. Общение

  2. Консолидация

  3. Лидерство

  4. Конкуренция

  5. Адаптация

  6. Принятие решения

  7. Эмоциональная идентификация

  1. Подготовленность к совместной
    деятельности

  2. Направленность на решение задачи

  3. Организованность

  4. Активность

  5. Сплоченность

  6. Интегративность

  7. Референтность

Социально-психологический климат как совокупное групповое состояние

§ 3. ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и дости­гаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обес­печивают интеграцию индивидуальных действий в совместной груп­повой деятельности и общении. В социальной психологии существу­ют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.


97



Орг.
Влияние присутствия других людей на психику и поведение от­дельного человека является основополагающим феноменом социаль­ной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эф­фект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В. М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого че­ловека легло в основу создания науки социальной психологии. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообраз­ными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. По­нимая значение этой реакции, Г. Олпорт дал следующее определение нащей науки: «Социальная психология - это дисциплина, которая Ухается понять и объяснить какое влияние оказывает на мысли, чув-СТВа и поведение индивидов действительное, воображаемое или пред­лагаемое присутствие других». Человек - существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых Разнообразных эффектов.

соц. психология


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


Эффект социальной фасилитации. Это усиление домиь реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта прина жит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и тер которым он определил открытое явление - «социальная фасилитаи Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнек результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми ( 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают j время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, ш лал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к энергичным действиям.

Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (192 В. М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей| вышается скорость выполнения простых математических задач, з черкивание в тексте заданных букв, выполнение простых зада моторику и т. д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации ] претировался учеными как изменение мотивации решения зада члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. ] релл на основе своего исследования сделал вывод о том, что по v ронние, случайные люди не влияют на успешность работы челов В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в' чаях, когда они воспринимаются человеком как значимые Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность! дивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменё|] в мотивации.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию че ка как в положительном, так и в отрицательном планах. ^ тельном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в от тельном - он носит название «эффекта социальной ингибиции»,^ означает уменьшение мотивации решения задачи у члена гр> присутствии остальных. Так, например, присутствие других сня эффективность деятельности человека при заучивании бессмыс ных слогов, при прохождении лабиринта и при решении слоя примеров на умножение.

В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасй тация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более i кое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал 1



98

присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспери­ментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирую­щую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует до­минирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуж­дение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затруд­няет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внима­ние человека переключается с решения задачи на окружающих лю­дей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильней­шим стимулятором и способствует правильному решению.

Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознатель­но. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реак­ции, являются:


  • количество окружающих людей. Воздействие других возраста­
    ет с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбужда­
    ется в окружении большого количества людей. Массовидность повы­
    шает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;

  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

  • значимость окружающих людей для человека;

  • степень пространственной близости между людьми. Социальное
    возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

  • социальное возбуждение, т. е. возбуждение нервной системы от
    присутствия других людей, является врожденным и присуще боль­
    шинству общественных животных;

  • боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас
    оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если че­
    ловек думает, что его оценивают;

  • отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной дея­
    тельности и переключение внимания на окружающих. Это перегру­
    жает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

99

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широк узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация -усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реаки человека в присутствии других. Социальная фасилитация в смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить] ставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уме* ние мотивации называется социальной ингибицией.

Эффект принадлежности к группе. Это второй базовый груп вой эффект. В истории социальной психологии разные ученые \ ли этот эффект и обозначали его различными терминами.

В начале XX века в социальных науках господствовали тес инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Да в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадле ности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 15 году пытался объяснить все психические феномены стадным инс ктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех од родных животных существ к объединению. В это же время италь ский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как й| требность в принадлежности к социальной группе.

Затем 3. Фрейд в книге «Психология масс и анализ человечесв "Я"» вводит понятие «идентификация»„определяя ее как механизм • циональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мей своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил i чие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он ] звал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах осно тель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей' же выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что i повая принадлежность является доминирующей целью человека Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х i дов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к гр пе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они соз ли теорию социальной идентичности, основные положения котор заключаются в следующем:

- человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стрем* оценить ее положительно, поднимая таким образом статус групг собственную самооценку;

100



  • когнитивный компонент групповой идентификации состоит в
    осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем
    сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых при­
    знаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат ког­
    нитивные процессы познания (категоризации) окружающего социаль­
    ного мира;

  • эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно
    связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентич­
    ности заключается в переживании своей принадлежности к группе в
    форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;

  • поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек на­
    чинает реагировать на других людей с позиций своего группового
    членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда
    различия между своей и чужими группами становятся заметными и
    значимыми для него.

Итак, в сущности групповая идентичность является диспозици-онным образованием, то есть установкой на принадлежность к опре­деленной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компо­нентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регули­рует поведение человека в группе.

Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опира­ясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентично­сти на три группы:



  • объективные природные идентичности -человек, пол, возраст;

  • объективные социальные идентичности - национальность, ре­
    лигия, культура, субкультура, гражданство, профессия;

  • субъективные идентичности- ролевые характеристики, само­
    оценка личностных черт и достижений и пр.

В определенное время в зависимости от сложившихся обстоя­тельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспри­нимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую Информацию, принимая решения и совершая поступки в соответ­ствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта иден­тификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек

101


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры ср нения собственной группы с другими группами и человек pearapjS на мир и окружающих людей с позиций своей групповой прин$ лежности.

При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) мес| доминирующей занимает другая идентификация, строится но! иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и з ведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перес ка некоторых идентификационных иерархий может происходить, вольно часто. Например, на работе преобладают профессионалы] идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями^ половые и возрастные, в общении с представителями других стра культур -этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образе) группа, в которой в данный момент находится человек, предог ляет идентификационную иерархию.

Необходимо отметить, что в последние годы в научной литера ре в качестве обозначения групповой принадлежности принят * мин «групповая идентичность».

Последствия эффектов социальной фасилитации и группой^ идентичности проявляются в разнообразных социально-психолог ческих эффектах. Они влияют на:



  1. психофизиологию человека (психофизиологический эффек

  2. деятельность человека (эффект социальной лени);

  3. мышление человека (эффект синергии и эффект группомысл

  4. поведение человека и его мнения (эффект конформизма,
    фект подражания);

  5. восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект \
    меранга);

  6. общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мь
    они», группового фаворитизма и группового эгоизма);

  7. эмоционально-волевую сферу человека (эффекты ма
    волны и пульсара).

Психофизиологический эффект. Это изменение психофизис гических реакций и состояния человека в присутствии других . дей. Было экспериментально установлено, что усиливается пс деление, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращен^ повышается давление крови и частота пульса (см. Д. Майерс, И

102


Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и зна­чимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологичес­кий эффект.

Эффект социальной лени. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Мёде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность груп­пы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при вы­полнении индивидуальных действий. М. Рингельман экспериментиро­вал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно ра­ботающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек -только 49%. М. Рингельман предложил формулу для определения среднего индиви­дуального вклада участников в группах разной величины:

С= 100-7 (К-1),

где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы.

Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенден­ция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объеди­няют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали Б. Латайне, К. Уильяме, Ст. Харкинс, Дж. Суини и др. Так, например, Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотрена-жера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. Ст. Харкинс описал резуль­таты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро дру­гих людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве.

Бибб Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов он доказал, ч?о само число свидетелей трагического происшествия препятствует

103



Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастно случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее стра ниями наблюдает большое число людей. Обнаружена закономе ность - вероятность получения помощи выше, когда человек на дится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окр> нии большого числа людей.

Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является ] акция человека на оценку его личности и деятельности со сторо*; других людей. Когда увеличивается боязнь оценки, результатом бу социальная фасилитация (усиление мотивации к деятельности), да же затерянность в толпе и анонимность уменьшает боязнь оценк результатом будет социальная лень или ингибиция (снижение мс вации к деятельности).

Факторами социальной лени являются:


  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своеи
    труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в гру
    меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди; 1

-численность группы. Чем больше численность группы, тем вь социальная лень;

  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических i
    тур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуала
    тических культур;

  • тендерные различия. Женщины в меньшей степени проявлю
    социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энерг которая возникает при объединении людей в целостную группу и вь ражается в групповом результате, который превышает сумму i дуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот гр повой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работа М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе може действительно превосходить индивидуальную успешность отдельк людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но из повышении наблюдательности людей в группе, точности их воспря тия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности реше* сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласова ного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда не

104


обходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые до­стижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо пред­ложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.



Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько до­минирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реа­листическую оценку возможных альтернативных действий. Откры­тие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» или «ог-руппление мышления» принадлежит американскому психологу Ир­вингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает как противопо­ложность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект «группо­мыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкивают­ся с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются умень­шить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию приня­тия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возмож­ностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в свое­образных «стражей мысли» - быстро фиксирующих и жестко нака­зывающих любое инакомыслие.

И. Джанис описывает множество случаев группомыслия и назы­вает несколько симптомов такого явления в группах:

1) Оптимизм: в поисках консенсуса группы проявляют излишний оптимизм, который мешает им увидеть признаки опасности в дости­жении всеобщего единодушия, согласия и безальтернативного выбо-Ра. Володя Шарапов - герой знаменитого фильма «Место встречи



105

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


изменить нельзя», описывал ситуацию, когда у наблюдателя за пс цией врага «глаз замыливается». Подобное может произойти и с' нами группы, жертвующими истиной во имя консенсуса, они ста вятся «интеллектуально слепыми».

  1. Вера в этичность группы, правильность ее мнения, выбора, ]_
    рали. Считается, что группа не только всегда права, но и никогда jjj
    погрешит против общепринятой морали и нравственности. Это оз
    чает, что единожды нарушив общепринятую мораль, члены груг
    могут позволить себе нарушать и внутригрупповую мораль. Hapyi
    ние же внутригрупповой морали противоречит интересам грущ
    поэтому она единодушно стоит на страже норм и моральных при*
    пов, выработанных группой. Одним из главных принципов и це
    группы является достижение согласия, еАинодушности, сплочен^
    ти, стремление вступать в отношения с окружающим миров, как ei
    ное целое, а не разорванное на отдельные противоборствующие ut
    ду собой группировки. Члены группы, попавшие в ловушку «груг
    мыслия», становятся «нравственно глухими».

  2. Рационализация: группа тратит гораздо больше времени _
    объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание!
    обсуждение различных вариантов. Члены группы становятся «эъ
    ционально бесчувственными», стремясь рационализировать свои дс
    ствия и решения.

  3. Стереотипизация: в ситуации группомыслия проявляется реотипность мышления, склонность выбирать стандартные, уже:
    комые решения, приводившие ранее, возможно в иных ситуациях,!
    успеху.

  4. Конформизм: в подобных группах эффект конформизма
    является в наибольшей степени. Группа быстро и эффективно под]
    ляет мнения и предложения, отличающиеся от общепринятого.

  5. Самоцензура: поскольку главная цель членов группы состоя
    достижении консенсуса, они сознательно отбрасывают, скрывают ев
    опасения, подавляют в себе желание идти наперекор мнению груп

  6. Иллюзия единодушия: конформизм и самоцензура не дают},,
    рушиться консенсусу. У каждого члена группы возникает иллюзия ej
    нодушия, правильности группового решения.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах! окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он ci

106


нен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения че­ловека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, за­тем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно опре­деляли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на даль­нейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы; Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склон­ны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и опи­сал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эта­лонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собира­лась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизве­стно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ри­чард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площа­ди круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном °пыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экс­периментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказа-

107


Организационная социальная психология

  следующая страница >>