Похожие работы
|
Организационная социальная психология - страница №5/7
Глава IV. Социальная психология малой группы но и затрачивает оптимальное количество физических и интелле альных усилий для решения поставленной задачи. В социальной психологии выделяют два вида адаптации. Професо оначьная адаптация - это определенный уровень овладения професся ональными навыками и умениями, формирование профессионально ] обходимых качеств личности, развитие устойчивого положительн интереса и отношения к избранной специальности. Социалъно-психопй гическая адаптация - это включение работника в систему взаимос шений, характеризующих конкретную группу. Социально-психологиче кая и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой| влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и ство усвоения профессиональных знаний и навыков обусловлены ос бенностями социально-психологической адаптации на предприятии. Результатом эффективного протекания процесса адаптации яв ется формирование такого группового состояния, как сплоченное Если же процесс адаптации затруднен, проходит сложно и болезнен но, то группа отличается конфликтностью. Пятое состояние: сплоченность -характеризуется усто! чивостью и единством межличностных взаимоотношений и вза* действий, что обеспечивает стабильность и преемственность дея ности группы. В теории групповой динамики, разработанной К. Левиным, сплс ченность является ключевым понятием. К. Левин определял сплочен ность как «тотальное поле сил, заставляющее участников остава в группе». В основе сплоченности, по его мнению, лежит возмоя ность группы удовлетворять потребности людей в эмоционально ] сыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоче ности является жесткий групповой контроль над взглядами и noci ками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая пень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмоЦ фера внимательного отношения и взаимной поддержки, формирует чувство групповой принадлежности, что способствует стабильное! и устойчивости взаимоотношений в группе в стрессовых ситуаь (см. К. Рудестам, 1998). Эксперименты М. Шерифа в двух детских лагерях скаутов вь явили способы создания сплоченных групп. Первый, создание вра дебных отношений между двумя лагерями, возникновение чувств «ь и они». Второй, постановка единых для группы целей и интериориза-ция их членами группы. Третий, совместная деятельность членов группы, направленная на достижение цели. Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях. Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость членов группы. Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс, и результат совместной работы. На основе срабатываемости формируется совместимость. Она возникает как итог достаточно продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом. Совместимость формируется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом. Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность протекания психических процессов и пр. На этом уровне совместимость зависит в основном от темперамента взаимодействующих людей. Так, например, если на конвейере рядом работают холерик и флегматик, то их совместно-последовательная деятельность будет затруднена. Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна, например, в семье, группе друзей и пр. Социально-психологическая совместимость предполагает сходство ценностных ориентации и диспозиций, идеалов, принципов, уров-ня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности трудовых коллективов и служит основой их сплоченности. Групповая сплоченность проявляется в создании единой социаль-н°-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих на-РУшению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят: 89 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы а) характер межличностных эмоциональных взаимоотноше* членов группы (взаимные симпатии, общие интересы, эмоциона ные переживания); б) характер отношений между членами группы в процессе сов™ стной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество); • в) характер ценностных ориентации, установок, целей, стер пов поведения членов группы. Шестой процесс: принятие решения -это разработка! нологии совместной деятельности с целью достижения конечного ] зультата. Процесс принятия решения в группе может осуществлять двумя способами: единоличное принятие решения руководителем (л дером) группы и коллективное принятие решения. Единоличное принятие решения руководителем имеет ряд дос инств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообра. в стрессовых, экстремальных ситуациях, в условиях военного вре^ ни. Он эффективен только тогда, когда основные параметры технолз гии деятельности продуманы и проработаны группой заранее. Едз ноличное принятие решения характеризует авторитарный стиль ководства. Недостатком его является то, что исполнители не пр* мают участия в выработке решения и поэтому не несут ответстве* сти за результаты деятельности. Коллективное принятие решения в большей степени влияет последующее поведение людей, которые принимали участие в выработке. Однако здесь требуется достаточно много времени, скольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмот, ние проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективно решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей ме личностных отношений, заинтересованности участников обсужде* в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) совеща* или собрания и б) дискуссии. В процессе принятия решения члены группы сталкиваются следующими вопросами: 1. «В чем дело?». Ответ на этот вопрос требует, во-первых, пач чения информации о существе проблемы, о сложившейся ситуации, щего решения. 90
М. А. Робер и Ф. Тильман [1988] разработали опросник, с помощью которого можно проконтролировать эффективность ведения собрания, а также инструкцию по его ведению. Р. Бейлз предложил методику оценки вербальных и невербальных коммуникаций участников собрания (там же). С 1985 по 1989 год на нескольких промышленных предприятиях Ленинграда и Новгорода мы исследовали особенности проведения собраний трудобых коллективов и поведение их участников. Опрос 215 человек (беседа, наблюдение, анкетирование) и дальнейший социально-психологический анализ позволил выделить два основных критерия, по которым можно оценивать поведение участников собраний. Первый критерий - формальный - активность участника собрания: количество'выступлений, вопросов, время выступления, участие в выборных органах собрания. Второй критерий -психологический - ориентация участника на коллективные проблемы: понимание и четкая их формулировка, поиск путей решения, эмоциональное переживание и пр. Опираясь на эти критерии, мы провели типологию поведения людей на собраниях (рис. 1). Активное поведение III группа IV группа Ориентация на коллектив II группа Нет ориентации I группа 91 Пассивное поведение Рис. 1. Типы поведения людей на собраниях. Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы л Первая группа, которую мы назвали «глухонемой пассив» (169 обследованных), характеризуется пассивностью на собраниях и сутствием ориентации на коллективные проблемы. Круг интересе представителей этой группы ограничен заработком, а социально-псй| хологические вопросы их не интересуют. Вторая группа - «немой актив» (55%) - пассивно ориентировав ные на коллективные проблемы. Собственное мнение у них часто ] сформировано, они ждут предложений от других. Навыки публич го выступления отсутствуют, не хватает аргументов, доказатель логики построения выступления, поэтому на собраниях они предпо читают отмалчиваться. Третья группа - «реальный актив» (22%) - это группа ориеь рованных на коллектив и активно включенных в его дела. Как правй ло, они инициативны в анализе ситуации, вскрывают причины недо статков, указывают на последствия принимаемых решений, актив! отстаивают свою точку зрения, предлагают различные, в том числа! неординарные способы решения проблемы. Четвертая группа - «псевдоактив» (7%) -это люди, которые уыё ют и любят выступать на собраниях, но предлагают традиционный уже изжившие себя формы работы. Можно сказать, что эта гру характеризуется активной невключенностью в дела группы. Психологическую трудность представляют первая группа («г немой пассив») и четвертая («псевдоактив»). У людей такого типа ] ведения необходимо менять внутренние установки, переориентиров их на коллективные проблемы. Здесь важна оценка и соответствую! коррекция их поведения со стороны других членов группы, особен представителей активной коллективно-ориентированной группы, правленное изменение отношения к своему коллективу не только i ет на социально-психологический климат, но и повышает социальк и трудовую активность его членов. Общественное мнение, обществе^ ная оценка вклада каждого в решение коллективных проблем приобр тают в сознании человека особое значение, заставляют его переориени тироваться на коллектив, менять свои установки. Из результатов исследования видно, что способ коллективного при-1 нятия решений трудоемок, психологически сложен и, как правило, заня-;| мает много времени. Принятие коллективного решения включает в себя:|
- отбор исполнителей и распределение обязанностей. Основные этапы процесса коллективного принятия решения: Первый этап - информационная подготовка решения и построе ние модели предстоящей деятельности. Второй этап - процедура коллективного принятия решения. Существуют две процедуры принятия решения группой: а) процедура голосования; б) процедура консенсуса. Эффективнее принимать решение с помощью процедуры консенсуса, т. е. достижения всеобщего согласия. Во-первых, это демократичнее, чем принятие решения путем голосования, в результате которого не учитываются мнения, интересы, потребности меньшинства. Во-вторых, при реализации решения, принятого путем консенсуса, предотвращается ситуация, когда меньшинство (подсознательно или осознанно) будет саботировать, блокировать выполнение этого решения. Основные этапы принятия решения с помощью процедуры консенсуса:
Проработку этапов 3 и 5 можно поручить отдельной согласительной комиссии, чтобы не тратить на это время всех участников совещания или собрания. Если не удалось найти обобщенное решение, удовлетворяющее всех, то можно провести голосование 92 93 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы путем ранжирования, которое позволит определить предпочт ность тех или других вариантов. Если при голосовании требуется вычеркнуть все предложения, кроме одного, то при ра жировании необходимо проставить номера, ранги приемлемое каждого варианта решения - от первого до последнего. Таким Коллективное принятие решения способствует интегративнос группы. Шестое состояние: интегративность - характеризуй ся согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых проце сов. По мнению Л. Фестингера, это результирующая всех сил, де ствующая на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Cod яние интегративности проявляется в том, что члены группы осозь ют свою целостность и единство. У них появляется чувство «мь чувство социальной общности и единства мнений, оценок, целе интересов, внутригрупповых норм и стереотипов поведения. И* ративность - это необходимая предпосылка стабильного фу* нирования и существования группы. Отсутствие интегративнос неизбежно приводит к распаду социальной общйости. Создать з тегративность возможно только путем коллективного принятия; шений, поскольку, если решение принимается руководителем нолично, в нем не могут быть полностью отражены потребности! интересы остальных членов группы. Интегративность - залог устойчивого и стабильного функциок рования группы. Состояние интегративности тесно связано с дру ми групповыми состояниями. Если не достигнуты состояния орг зованности, сплоченности и пр., то невозможно прийти к состоя интегративности, у членов группы не появится чувство целостное единства группы. Особенностью интегративности является то, что в обычных; ловиях, в повседневной деятельности группы она как бы скрыта, обнаруживается при преодолении возникших трудностей, разреи нии конфликтных ситуаций, решении новых, не известных гру задач и пр. Предназначение интегративности состоит в противодействии внутренним и внешним факторам, угрожающим целостности группы, и в обеспечении стабильности ее деятельности. Седьмой процесс: эмоциональная идентификация -отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Механизмами эмоциональной идентификации являются: а) подражание - следование образу, примеру другого человека; б) эмпатия - способность поставить себя на место другого, по в) проекция - наделение другого человека своими чертами, чув ствами, желаниями как продолжение и отражение себя самого в дру гих людях. Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как рефе-рентность. Седьмое состояние: референтность - характеризуется тем, что членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым. Американский психолог М. Шериф в книге «Основы социальной психологии» (1948 г.) различает два типа групп: а) актуальная группа членства; б) референтная группа, к которой человек причисляет себя пси хологически, к которой он хотел бы принадлежать. Группа членства может быть или не быть референтной. Таким образом, референтная группа - это реальная или воображаемая общность, на нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется в своем поведении. Т. Ньюком выделяет позитивные и негативные Референтные группы. Позитивные - это группы, нормы и ценностные ориентации которых принимаются человеком и вызывают у него стремление быть принятым в них. Негативные - группы, которые вызывают у человека стремление выступить против них и членом кото- 94 95 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы Решение групповой задачи как совокупный групповой процесс рых он не хотел бы быть ни в коем случае. Например, для абитур* та, поступающего в вуз, позитивной референтной группой являе группа студентов, а негативной должна быть группа наркоманов.; ально, когда актуальная группа членства является одновременно референтной для всех ее членов. В этом случае возникает состоя референтности группы, базирующееся на процессах эмоционалы идентификации. Фактором референтности является степень привлекательна собственной группы и иных групп. Группа референтна для индив* лишь при условии, если его приверженность к ней сильнее тяготев к другим группам. По мнению X. Келли, референтность группы выполняет две Нормативная \л ^ ция проявляется в том, что в результате референтности группы Щ1я\ членов устанавливаются определенные нормы и стандарты пое ния, которых они сознательно придерживаются. Сравнитепъно-с ночная функция проявляется в том, что референтность предстает-эталоном, той отправной точкой, с помощью которой человек о* вается способен оценивать себя и других. Референтность группы - один из наиболее значимых мот совместной трудовой деятельности людей. Мотивируя человека принадлежность к группе, референтность одновременно мотиве его и на участие в совместной деятельности. Итак, групповые процессы: общение, консолидация, лиде конкуренция, адаптация, принятие решения и эмоциональная иде тификация являются компонентами общего, совокупного процесса 1 шения групповой задачи, выполнения совместной деятельности.' процессы, каждый в отдельности и все в целом, приводят к ог ленным групповым состояниям: подготовленности, направленное организованности, активности, сплоченности, интегративности и ] ферентности, которые, в свою очередь, являются компонентами-го совокупного состояния группы, как ее социально-психолог кий климат (табл. 3). Проблеме социально-психологического юн та посвящена глава V данного учебного пособия. А теперь обра к рассмотрению механизмов (эффектов), посредством которых 96 Групповые процессы Групповые состояния
Социально-психологический климат как совокупное групповое состояние § 3. ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.
Орг. Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В. М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого человека легло в основу создания науки социальной психологии. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Понимая значение этой реакции, Г. Олпорт дал следующее определение нащей науки: «Социальная психология - это дисциплина, которая Ухается понять и объяснить какое влияние оказывает на мысли, чув-СТВа и поведение индивидов действительное, воображаемое или предлагаемое присутствие других». Человек - существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых Разнообразных эффектов. соц. психология Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы Эффект социальной фасилитации. Это усиление домиь реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта прина жит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и тер которым он определил открытое явление - «социальная фасилитаи Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнек результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми ( 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают j время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, ш лал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к энергичным действиям. Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (192 В. М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей| вышается скорость выполнения простых математических задач, з черкивание в тексте заданных букв, выполнение простых зада моторику и т. д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации ] претировался учеными как изменение мотивации решения зада члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. ] релл на основе своего исследования сделал вывод о том, что по v ронние, случайные люди не влияют на успешность работы челов В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в' чаях, когда они воспринимаются человеком как значимые Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность! дивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменё|] в мотивации. Эффект присутствия других может влиять на мотивацию че ка как в положительном, так и в отрицательном планах. ^ тельном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в от тельном - он носит название «эффекта социальной ингибиции»,^ означает уменьшение мотивации решения задачи у члена гр> присутствии остальных. Так, например, присутствие других сня эффективность деятельности человека при заучивании бессмыс ных слогов, при прохождении лабиринта и при решении слоя примеров на умножение. В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасй тация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более i кое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал 1 98 присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению. Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
99 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широк узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация -усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реаки человека в присутствии других. Социальная фасилитация в смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить] ставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уме* ние мотивации называется социальной ингибицией. Эффект принадлежности к группе. Это второй базовый груп вой эффект. В истории социальной психологии разные ученые \ ли этот эффект и обозначали его различными терминами. В начале XX века в социальных науках господствовали тес инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Да в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадле ности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 15 году пытался объяснить все психические феномены стадным инс ктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех од родных животных существ к объединению. В это же время италь ский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как й| требность в принадлежности к социальной группе. Затем 3. Фрейд в книге «Психология масс и анализ человечесв "Я"» вводит понятие «идентификация»„определяя ее как механизм • циональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мей своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил i чие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он ] звал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах осно тель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей' же выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что i повая принадлежность является доминирующей целью человека Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация». Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х i дов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к гр пе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они соз ли теорию социальной идентичности, основные положения котор заключаются в следующем: - человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стрем* оценить ее положительно, поднимая таким образом статус групг собственную самооценку; 100
Итак, в сущности групповая идентичность является диспозици-онным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе. Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы:
В определенное время в зависимости от сложившихся обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую Информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта идентификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек 101 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры ср нения собственной группы с другими группами и человек pearapjS на мир и окружающих людей с позиций своей групповой прин$ лежности. При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) мес| доминирующей занимает другая идентификация, строится но! иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и з ведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перес ка некоторых идентификационных иерархий может происходить, вольно часто. Например, на работе преобладают профессионалы] идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями^ половые и возрастные, в общении с представителями других стра культур -этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образе) группа, в которой в данный момент находится человек, предог ляет идентификационную иерархию. Необходимо отметить, что в последние годы в научной литера ре в качестве обозначения групповой принадлежности принят * мин «групповая идентичность». Последствия эффектов социальной фасилитации и группой^ идентичности проявляются в разнообразных социально-психолог ческих эффектах. Они влияют на:
Психофизиологический эффект. Это изменение психофизис гических реакций и состояния человека в присутствии других . дей. Было экспериментально установлено, что усиливается пс деление, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращен^ повышается давление крови и частота пульса (см. Д. Майерс, И 102 Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект. Эффект социальной лени. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Мёде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек -только 49%. М. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С= 100-7 (К-1), где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы. Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали Б. Латайне, К. Уильяме, Ст. Харкинс, Дж. Суини и др. Так, например, Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотрена-жера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. Ст. Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве. Бибб Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов он доказал, ч?о само число свидетелей трагического происшествия препятствует 103 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастно случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее стра ниями наблюдает большое число людей. Обнаружена закономе ность - вероятность получения помощи выше, когда человек на дится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окр> нии большого числа людей. Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является ] акция человека на оценку его личности и деятельности со сторо*; других людей. Когда увеличивается боязнь оценки, результатом бу социальная фасилитация (усиление мотивации к деятельности), да же затерянность в толпе и анонимность уменьшает боязнь оценк результатом будет социальная лень или ингибиция (снижение мс вации к деятельности). Факторами социальной лени являются:
-численность группы. Чем больше численность группы, тем вь социальная лень;
Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энерг которая возникает при объединении людей в целостную группу и вь ражается в групповом результате, который превышает сумму i дуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот гр повой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работа М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе може действительно превосходить индивидуальную успешность отдельк людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но из повышении наблюдательности людей в группе, точности их воспря тия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности реше* сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласова ного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда не 104 обходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления. Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» или «ог-руппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает как противоположность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы. Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли» - быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие. И. Джанис описывает множество случаев группомыслия и называет несколько симптомов такого явления в группах: 1) Оптимизм: в поисках консенсуса группы проявляют излишний оптимизм, который мешает им увидеть признаки опасности в достижении всеобщего единодушия, согласия и безальтернативного выбо-Ра. Володя Шарапов - герой знаменитого фильма «Место встречи 105 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы изменить нельзя», описывал ситуацию, когда у наблюдателя за пс цией врага «глаз замыливается». Подобное может произойти и с' нами группы, жертвующими истиной во имя консенсуса, они ста вятся «интеллектуально слепыми».
Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах! окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он ci 106 нен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением. Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы; Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе. В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном °пыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказа- 107 Организационная социальная психология следующая страница >> |
|