Организационная социальная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный курс «Социальная психология» 3 929.64kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология» 1 333.67kb.
Программа дисциплины «Организационная психология» 3 512.5kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Программа дисциплины социальная психология основной образовательной... 1 329.76kb.
Социальная психология 1 143.79kb.
Вопросы к вступительному экзамену по специальности 19. 00. 05 – социальная... 1 40.3kb.
Пояснительная записка. Требования к студентам 1 161.18kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Аннотации к фильмам Белый ангел 1 47.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Организационная социальная психология - страница №4/7

Глава IV. Социальная психология малой группы


в первом случае, или класс учеников, как во втором. Каждый члс группы прилагает свои индивидуальные усилия для преобразовав общего предмета из одного состояния в другое: например, мета ческой заготовки - в гайку или винт, необученных, незнающих уч^ ников - в обученных, обладающих определенным набором знадо уменцй и навыков. Если учителя школы займутся своей деятельно тью совместно-взаимосвязанно, т. е. одновременно всей войдут в кла и начнут обучать каждый своему предмету, то мы можем представи насколько плачевным будет результат их деятельности. То же самое и| отношении производства гаек и винтов. Если вся бригада станоч* ков начнет вытачивать одновременно одну и ту же гайку, вряд ли' нибудь толковое у них получится. Таким образом, совместно-^ дуальная деятельность состоит из независимых действий участников^ единым для них предметом труда.

Совместно-последовательная деятельность предполагает только общий предмет труда, но и организованный определеннь образом процесс труда. Примером такой деятельности может ел жить конвейерное производство. Здесь для преобразования обще го предмета из одного состояния в другое - конечный продукт^ требуется серия последовательных операций разных людей с oja ним и тем же предметом. Только в результате жесткой организ ции процесса деятельности можно добиться решения поставлен ной группой задачи.

Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает нег ко общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и новременность операций участников на одном и том же предме Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных дей ствий нескольких участников.

Группа людей потому и называется группой, что люди не пр сто имеют общие, единые цели, но и действуют для достижеш этих целей. Их совместная деятельность строится на основе ра работанной программы, в которой расписывается технология_дея тельности.

Технология деятельности предполагает несколько этапов.

Первый этап - изучение свойств предмета, служащего исход] материалом деятельности (например, свойств стали, из которой обходимо изготовить гайку).

68

Второй этап - изучение свойств предмета, служащего конечным результатом деятельности, т. е. формулировка требований к свойствам и качествам будущего продукта труда (например, исходный матери­ал - это отрез ткани, на основе которого формируется образ модели будущего готового изделия - платья).



Возможно выбрать и другой путь - вначале представить конеч­ный результат (костюм, например), а затем подбирать исходный мате­риал. Тогда второй этап будет первым, и наоборот. Очередность этих двух этапов зависит от ряда объективных условий.

Третий этап - изучение процесса деятельности, в ходе которого исходный материал преобразуется в конечный, и средств и спосо­бов деятельности, с помощью которых осуществляется это преоб­разование.

Четвертый этап - изучение субъекта деятельности, т. е. свойств и качеств людей, которые будут осуществлять эту работу, их подбор, подготовка, обучение. В этот этап также включается процедура опре­деления норм деятельности (например, нормативы рабочего време­ни, необходимого для изготовления одной детали).

Пятый этап - осуществление совместной деятельности и получе­ние конечного результата.

7. Структура группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элемен­том структуры малой группы является статус отдельного члена груп­пы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодей­ствий и взаимоотношений. Соответственно структура группы харак­теризуется расположением статусов в ней. В зависимости от типа ста­туса определяется и тип структуры группы. В социальной психоло­гии выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и нефор­мальный (неофициальный). Соответственно структуру группы классифицируют на формальную и неформальную.

Формальная структура задается официальным распределением °бязанностей членов группы, их взаимодействием в процессе труда. Для нее существенны только те свойства участников группы, которые определяются их формальным статусом и характеризуют их как соци-ально Действующих элементов групповой системы. Формальная струк­тура группы представляет собой довольно устойчивое образование. Она

69


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


составляет иерархическую систему, расположенную по принципу «] ководитель-подчиненные». Причем количество иерархических ст ней зависит от размера группы и ее социального статуса. Напр» формальная структура средней группы (организации, фирмы, прел ятия) состоит из директора, главного инженера, их заместителей, чальников отделов и цехов, начальников участков и смен, мастер бригадиров и, наконец, рабочих. Формальная структура характер» ется в целом линейной соподчиненностью людей друг другу.

Неформальная структура образуется на основе взаимоотношеи сложившихся в процессе трудового взаимодействия. Она Опреде ется психологическими особенностями личности участников сов стной деятельности, такими, как профессиональные и коммуна ные знания и способности, жизненный опыт, особенности индив* альности и пр. Неформальная структура - более динамичное обра вание, чем формальная. Она зависит от множества ситуативных! личностных факторов. Например, такой ситуативный фактор, как i ступление срочного задания, может резко изменить неформалы] структуру группы. Лидирующую позицию в ней займет специа по решению данной задачи. Неформальная структура группы та представляет собой иерархическую систему, но не жесткую. Эта \ состоит из следующих статусных позиций: а) лидер; б) принятые; 1 изолированные; г) отвергнутые. Охарактеризуем каждую из позж

Лидер -членгруппы, который имеет наиболее высокий полол ный статус, т. е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них i яние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

Принятые - члены группы, имеющие средний положительнь статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях pei групповую задачу.

Изолированные - члены группы, имеющие нулевой статус и \ уверенности в себе).

Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, 4 знательно или бессознательно отстраненные от участия в решении i повых проблем.

Р. Бейлз проанализировал процесс взаимодействия в группах, наблю­дая за вербальными и невербальными коммуникациями. Он выделил два типа поведения, необходимых для успешного существования группы: поведение, направленное на решение задачи и поведение члена группы, оказывающего поддержку другим членам группы.

Соответственно люди, придерживающиеся типа поведения, ори­ентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли:


  • инициатор предлагает новые идеи и подходы к проблемам и це­
    лям группы, предлагает способы преодоления трудностей при реше­
    нии задач;

  • разработчик детально прорабатывает идеи и предложения, выд­
    винутые другими членами группы;

  • координатор комбинирует идеи и предложения и пытается ко­
    ординировать деятельность других членов группы;

  • контролер направляет группу к ее целям, подводит итог того, что
    в ней уже произошло, выявляет отклонения:от намеченного курса;

  • оценщик критически оценивает работу и предложения других,
    сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставлен­
    ной задачи;

  • погонщик стимулирует группу и подталкивает ее членов к дей­
    ствиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сде­
    ланного.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:

  • вдохновитель поддерживает начинания других, высказывает
    понимание чужих идей и мнений;

  • гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между
    членами группы возникают разногласия, таким образом сохраняя в
    группе гармонию;

  • примиритель поступается своим мнением, чтобы привести в со­
    ответствие мнения других, таким образом поддерживая в группе гар­
    монию;

  • диспетчер создает возможность для общения, побуждая к нему
    Других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;

  • нормировщик формулирует или применяет стандарты для оценки
    пРоисходящих в группе процессов;


70

71

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


- ведомый пассивно следует за группой, выступает как зритель \ слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений (сц К. Рудестам, 1998).

Остановимся более подробно на типах лидерства. Они зависят <_>

В основе типологии Дж. Морено лежит разделение структуры l г пы на формальную и неформальную. Отсюда возникает и классифи ция типов лидеров на формальных и неформальных. Формальные., деры - это люди, которых члены группы выбирают или выдвигают l, какой-либо формальный пост (например, бригадиры производствен ных бригад, старосты учебных групп и пр.). Таким образом, форма ные лидеры связаны с официальной организацией и имеют возмоя ность представлять всю группу в целом и защищать ее интересы пер,, администрацией. Неформальные лидеры - это люди авторитетные i сфере психологических взаимоотношений членов группы. Морено ое ределял лидера в терминах социометрического статуса: лидер -человек, который выбирается большим числом членов группы .___ отбирается часто выбираемыми. Кроме формального и неформалы^ го лидера он выделяет еще один тип - социометрический. Социоме

рический лидер - это конвергенция, схождение в одном лице фора

ного и неформального лидера. Чаще всего он появляется тогда, ког„ какого-то неформального лидера выдвигают на формальный пост, дс веряют ему влиять не только на психологические взаимоотношения j дей, но и на решение формальных задач группы.

Несколько иной оттенок различию двух структур группы, а социолидер и психолидер. Ее эк. перименты показали, что в социогруппах сверхвыбираемая катег рия людей проявляет лидирующее поведение следующего типа, заинтересованы в благосостоянии группы в целом, стараются уме* шить степень изоляции некоторых членов группы, стимулируют; гих к участию в групповой деятельности, стараются направить вз

72

модействие членов группы. Сверхвыбираемая категория людей в пси­хогруппе более ориентирована на человеческие, личностные отноше­ния, чем на группу в целом. Отношения в психогруппе носят интим­ный характер, в них источник эмоциональной поддержки, они весьма отдаленно соотнесены с групповой задачей!

Американский социолог Ф. Селзник выделяет следующие два типа лидеров. Институциональный лидер -человек, который является пре­имущественно специалистом по выдвижению и защите ценностей, целей, норм, правил группы. Он отвечает за решение официальных задач, которые поставлены перед группой администрацией. Межлич­ностный лидер - человек, который старается смягчить, сгладить че­ловеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояль­ности членов группы друг к другу, уменьшить тревожность, разре­шить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.

Другой американский ученый, Р. Бейлз, разделяет групповую структуру на два типа. Одна структура полностью направлена на ре­шение групповой задачи, и здесь требуется деловое лидерство. Вто­рая структура направлена на установление человеческих взаимоот­ношений, и здесь требуется популярное лидерство. Таким образом, он делит лидеров на следующие два типа: деловой лидер, организу­ющий группу для решения конкретной задачи, и популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотно­шений. Разделяя роли лидеров в смысле «дельности» и «популярно­сти», Бейлз считает, что такая дифференциация способствует струк­турированию группы. Он экспериментально установил, что дело­вой лидер становится все менее популярным. Ссылаясь на эту мысль Бейлза, немецкий социолог М. Гофштеттер сформулировал теорему «дивергенции» - все более резкого расхождения «делового» и «по­пулярного» лидеров по направлению влияния на членов группы. По его мнению, «деловой» и «популярный» лидеры параллельно руко­водят группой, иногда мешая, иногда помогая друг другу в дости­жении наилучшего результата. Эта закономерность оказалась типич-н°й для формальных групп в организациях.

Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает аме­риканский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, успешное и эффективное лидерство. Пробный лидер появляется в начале дея-

73


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


тельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциона ные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы i ются взять на себя роль лидера и предложить правила организаг процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства че век старается вовлечь членов группы во взаимодействие с целью ] шения поставленных задач. Принятие или отказ членов группы пов| новаться пробному лидеру определяют его успешность. Успешнъ лидер - это человек, за которым последовали члены группы. Он вс лекает их в групповое взаимодействие. Результатом успешного дерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельв сти. Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во i модействие, но и способствует групповому решению задачи. ЭфФокусированное лиде ство имеет место в том случае, когда все члены группы сплотилв вокруг одного лица. Только фокусированный лидер направляет де тельность группы на решение задачи. Он концентрирует все пре,д жения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, орга* их деятельность и досуг. При рассеянном лидерстве различные . дерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой оргав зационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят сколько, часто противоречащих друг другу лидеров. Кеттелл указя вает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурирован! старых группах, а фокусированное лидерство - в молодых, только i чинающих свою работу группах.

§ 2. ДИНАМИКА ГРУППЫ

Динамика группы - это социально-психологические процесс приводящие фуппу в определенные состояния посредством разлл ных групповых механизмов и обеспечивающие ее формировг функционирование и развитие.



74

В зарубежной социальной психологии существует целое направле­ние исследований, получившее название «Групповая динамика». Ос­нователем этого направления был американский психолог К. Левин.

В отечественной социальной психологии также занимаются про­блемами динамики групп. Представление о динамике группы пред­полагает рассмотрение следующих вопросов:

а) групповые процессы;

б) групповые состояния;

в) групповые эффекты;

г) уровни развития группы.

Групповой процесс -это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на дости­жение определенного результата деятельности. Групповые процессы со­вершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различа­ются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловли­вают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функ­ционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит - осуществляется качественный ска­чок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Стержнем групповых процессов является процесс решения груп­повой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и под­чиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению В. А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: ком­муникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмо­циональная идентификация, принятие решения.



Групповое состояние- это относительно статический момент Динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленно­стью и повторяемостью действий и психических состояний членов гРУппы, а также социально-психологических особенностей их взаи­моотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают под действием групповых про­цессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности. Рассмотрим основные групповые процессы и состояния.

75


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


Первый процесс: общение - это взаимный обмен меи членами группы информацией, действиями, состояниями, личнс ным содержанием и пр. Общение как сложный процесс человечесв взаимоотношений включает в себя следующие компоненты:

  • информирование - передача информации от одного человека!
    другому, без обратной связи;

  • коммуникация - обмен информацией между людьми, с образ
    ной связью;

  • интеракция - взаимодействие людей, обмен действиям;

  • перцепция - восприятие и понимание людьми друг друга;

  • трансакция - обмен между людьми психическими состоя
    ми, эмоциями, чувствами, переживаниями (предпосылкой адекватно
    трансакции служит наличие эмпатической способности общаюг
    ся людей);

  • персоноакция - обмен личностным содержанием, передача од
    ним человеком и принятие другими личностных свойств, качес
    ценностных ориентации, жизненных принципов и опыта.

В основе персоноакции лежат такие личностные механизмы, ] персонификация и идентификация. Персонификация - это перенесу ние своего «Я», своих личностных качеств на другого человека, ср нение себя с ним. Идентификация, напротив, - перенесение личное ных качеств другого на самого себя. В структуре процесса общей персоноакция - редкое явление. Однако она крайне необходима в ] дагогическом процессе, поскольку воспитать и сформировать ность ученика способна только личность учителя.

Для того чтобы процесс общения проходил эффективно, люд необходимо обладать определенным набором коммуникативных уме ний и навыков. Систему коммуникативных умений можно преде вить следующим образом:



  1. Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения. Це
    определяет направленность общения, а этика ограничивает проце
    общения культурными нормами и требованиями.

  2. Умение грамотно использовать информационное содержа
    общения. Здесь важны психолингвистические способности, умек
    говорить с человеком на его языке (например, профессиональнол
    придерживаться согласованной с собеседником терминологии,
    употреблять неизвестных ему терминов.

76


  1. Умение использовать в процессе общения энергетический потен­
    циал (свой и собеседника). Здесь важно умение наблюдать и чувствовать
    эмоциональное состояние партнера, учитывать его потребности и инте­
    ресы, соблюдать стадии общения, социальную дистанцию и пр.

  2. Умение грамотно ориентироваться во времени общения. Так, с
    одной стороны, важно не затягивать деловую беседу, с другой - необ­
    ходимо почувствовать, уместно ли в данной ситуации поговорить не
    только на деловые, но и на личные темы.

  3. Умение грамотно использовать пространство общения. Напри­
    мер, не рекомендуется:

а) вступать в общение с «закрытой» группой. Если члены группы
при взаимодействии образуют тесный круг, лицами обращены друг к
другу, а спинами - к внешнему миру, то необходимо подождать, пока
группа «раскроется»;

б) вступать в длительное общение с человеком, который спешит,


идет очень быстро. В данной ситуации достаточно только его попри­
ветствовать;

в) вступать в общение с человеком, который занят своими дела­


ми, работой например. Он тоже как бы «закрыт», поскольку замкнут
на своем деле;

г) вступать в деловое общение и пытаться детально договориться


с собеседником в нерабочей обстановке - в коридоре, на улице и пр.

  1. Умение быть адекватным ситуации и проблеме общения. Здесь
    встает вопрос об адекватности личности - ее потребностей, интере­
    сов, целей, способностей, интеллекта, уровня притязаний той ситуа­
    ции общения, в которой оказывается человек.

  2. Умение согласовывать все вышеназванные компоненты (цели,
    этику, информацию, энергетический потенциал, время и простран­
    ство) между собой. Общение только тогда будет эффективным, когда
    оно протекает согласованно, гармонично.

Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности.

Первое состояние: подготовленность -характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению постав­ленной задачи и формируется на основе процесса общения. Процесс °бщения в группе может быть описан как континуум по следующим параметрам:



77

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


  1. случайное - ситуативное - целенаправленное общение;

  2. кратковременное - периодическое - постоянное общение;

  3. регламентированное культурными нормами - регламентирова
    ное специальными нормами - согласованное общение;

^непрофессиональное -профессиональное - специальное обще __ В свою очередь, степень подготовленности группы к совмес, ной деятельности можно охарактеризовать в континууме: нулевая^ минимальная - средняя - максимальная. В зависимости от степЗ ни подготовленности группы к совместной деятельности cnei фики общения можно предложить новую типологию малых гр\ (табл. 2).

Акциденция (лат. accidentia- случайность) - группа случай, встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (наприме пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковр менное, не профессиональное, но регламентированное культурны» нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовь к совместной деятельности. Русским эквивалентом названия та» группы может служить слово «сборище».

Комиция (лат. comitia - собрание) - группа людей свободнь не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собр шихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа \ ционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковремень^ не профессионально. Но люди устанавливают определенный -perai мент своего общения (процедуру, органы управления собранием 1 пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в \ вместной деятельности.

Компания (от франц. campagnie) -группа людей, проводящихвме сте свободное время (например, друзья). Их общение целенаправле ное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они] товятся к своему участию в групповой деятельности, но их по; ка минимальна.

Коалиция (лат. coalitio - объединение) - объединение людей .. основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Под] готовка такой группы к совместной деятельности будет средней, пс скольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, четко согласованными и отлаженными действиями, каждый ра£ над своей проблемой.

78

Таблица 2. Типология групп в зависимости от степени подготовленности и специфики общения



Тип группы

Подготов­ленность

Общение

Примеры

Акциденция - груп­па случайно встре­тившихся людей

Нулевая

Случайное, кратко­временное, регла­ментированное куль­турными нормами, не профессиональное

Толпа, очередь, пассажиры

Комиция - собрание людей свободных, не имеющих взаим­ных обязательств друг перед другом

Субмини­мальная

Ситуативное, кратко­временное, регламен­тированное специ­альными нормами, не профессиональное

Собрание избирателей или акционеров

Компания - группа людей, проводящих вместе время

Минималь­ная

Целенаправленное, периодическое, согласованное, не профессиональное

Друзья

Коалиция - объеди­нение людей на основе взаимных соглашений

Средняя

Целенаправленное, периодическое, согласованное, профессиональное

Группа специа­листов, работаю­щих над различ­ными, но взаимо­связанными проблемами

Команда - крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для ^совместной работы

Максималь­ная

Целенаправленное, постоянное, согласованное, профессиональное

Коллеги, работающие над одной проблемой

Когорта - группа спе­циально подготовлен­ных людей для выпол­нения агрессивных Действий (особый _ЛШ команды)

Супермак­симальная

Целенаправленное, постоянное, согласованное, специальное

Группа спецназа, пожарная команда

Команда (от. франц. commande) - крепко сплоченная группа лю- специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди Работают совместно над одной проблемой и специально подготовле-

79


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


ны для совместной деятельности, т. е. прошли особый курс обучещ и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типе команды является когорта.

Когорта (от лат. cohortis) - группа специально подготовлен людей для выполнения агрессивных действий (например, группа спе циального назначения). В такой группе резко возрастает чувство i ветственности за действия и жизнь своих товарищей.

Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности ] может быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнеь ми, установками и опытом. Но на формирование состояния под] ленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не тольк общение.

Второй процесс: консолидация -это согласование члена группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и спо бов деятельности. Процесс консолидации проходит несколько этапов:


  1. Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей

  2. Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возмоя
    ностей, знаний при решении данной задачи.

  3. Обмен членов группы между собой информацией - целяь
    интересами, знаниями, опытом.

  4. Анализ каждым членом группы полученной от других инфор
    мации.

  5. Выработка единых для группы целей, норм, способов действ*
    направленных на решение задачи.

  6. Согласование общих для группы целей и норм деятельности.:

  7. Интериоризация каждым членом группы согласованных целеЯ
    ценностей, норм, средств и способов деятельности.

Процесс консолидации строится на основе процесса обще* способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, ое ределяет направленность группы на решение задачи.

Второе состояние: направленность - характеризуете четким, согласованным и интериоризированным осознанием чле* ми группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятель ности, а также критериев оценки результатов. Направленность npetff полагает, что группа будет заниматься именно тем делом, которое не просто необходимо, например обществу или начальству, а ста потребностью каждого члена группы. Психологически направлен



80

ность группы выражается в мотивации ее членов на совместную де­ятельность и достижение конечного результата. В поведенческом плане направленность видна в осуществлении совместных действий по выполнению задания.

Третий процесс: лидерство - это управление группой в ходе решения групповой задачи. Наука о лидерстве называется арко­логией (от греч. archos - правитель). Ее целью являются создание си­стемы факторов, определяющих лидерство, изучение его специфики в различных группах. Основной вопрос аркологии: в силу каких факто­ров человек становится лидером группы? Много исследований посвя­щено этой проблеме в зарубежной социальной психологии. В целом можно выделить три концептуальных подхода: психоаналитический, персонологический, ситуативный.

I. Психоаналитический подход

Этот подход к лидерству берет начало из учения 3. Фрейда о трехуровневой структуре личности и опирается на его концепцию идентификации. Психоаналитическая классификация типов лидер­ства принадлежит Ф. Редлу. Методологическая формула подхода состоит в следующем: взаимоотношения людей всегда затрагивают область осознания их «эго-идеала», и благодаря этому люди иденти­фицируют себя с другими. Лидерство рассматривается психоанали­тиками как явление эмоционального подчинения одного человека другому в результате идентификации «я-идеала» с объектом влече­ний, симпатий, любви, страха и т. д. Лидер, по их мнению, - это Центральная личность, управляющая групповыми эмоциями. В ос­нове этого процесса лежит способность лидеров притягивать к себе, вызывать чувство восхищения, обожания, преклонения, любви. По­клонение сотни людей одной и той же личности может сделать эту личность их лидером. Появление лидера вызывает процесс «кри­сталлизации» группы, т. е. оформления ее четкой структуры. Лидер как центральная личность является фокусом эмоциональных взаи­моотношений, осью группообразования. В зависимости от того, на каком уровне личности строится процесс идентификации, выделя­ется 8 типов лидеров.

81


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


Первый уровень - «супер-эго». Если окружающие люди accoi руют себя с центральной личностью на уровне «супер-эго», т. е. самс сознания, совести и «эго-идеала», то возможна их идентификация А. На основе любви:

  1. соверен, или патриархальный повелитель;

  2. вожак.

Б. На основе страха:

3) тиран.

Второй уровень - «эго». Здесь центральная личность выстуг как «эго-поддержка», образец для формирования «я-концепции», спо соб и средство эмоциональной защиты своего «эго».

A. На основе удовлетворения потребностей:

4) организатор.

Б. На основе эмоциональной защиты «эго»:

5) герой.

B. На основе подражания:

6) дурной пример.

Третий уровень - «оно». Лидер является для остальных члене группы объектом неосознанных влечений.

А. На основе неосознанных сексуальных влечений:

7) кумир.

Б. На основе неосознанных агрессивных влечений:

8) козел отпугцения.

Неофрейдисты обратили внимание на взаимодействие личне и ее социального окружения. Однако одностороннее толкование. дерства как процесса идентификации членов группы с центральнс личностью не позволило им в полной мере объяснить сущность i цесса лидерства.

II. Персонологический подход

Подход к лидерству с точки зрения изучения личности развив ся постепенно. Первую попытку объяснения феномена лидере можно назвать «теорией ориентации на великих личностей».

«Теория ориентации на великих личностей». Такого взгляда природу лидерства, например, придерживался русский психоло! Н. К. Михайловский. В статье «Герои и толпа», опубликованной

82

1882 году, он утверждал, что лидер в группе потому и является лиде­ром, что обладает универсальными, общими для всех лидеров черта-ми. Такие черты он приобрел, подражая «великой личности». Все лидеры (по его терминологии - герои) имеют общие личностные чер­ты, присущие только им. Эти черты формируются у человека благо­даря подражанию «великой личности».

Однако развитие психологических методов - эксперимента и те­стирования - зародило сомнение в правильности этой теории. Было обнаружено, что люди, играющие роль лидера в группах, имеют раз­личные личностные черты, присущие не только им, но и другим лю­дям. Личность лидера не является «слепком», «великой личностью в миниатюре». Каждый лидер обладает и своими индивидуальными осо­бенностями. Следовательно, необходимо было искать иные способы толкования феномена лидерства.

Толчок к дальнейшему изучению лидерства дала первая мировая война. Появились исследования, касающиеся лидерства в армии, осо­бенностей поведения офицерского состава и пр. Усложнение задач управления производством в послевоенные годы потребовало расши­рения исследований в области организационной психологии, в част­ности лидерства как одного из способов ситуативного управления. Социологи и психологи стали изучать черты личности, которые обес­печивают человеку роль лидера в группе.



«Теория черт личности лидера». Эта теория признавала уникаль­ность и врожденность качеств лидера. Над ее развитием работали такие крупные социологи, как М. Вебер, Э. Кац, Э. Богардус, П. Ф. Лазар-сфельд. Они изучали лидеров в различных социальных группах, опреде­ляли черты их личности и составляли сводные таблицы. Э. Богардус вы­делил десятки черт, которыми обладает лидер, в частности чувство юмо­ра, энергия, такт, ум, характер, способность привлекать к себе внимание. Признавалось, что черты лидерства передаются по наследству, и таким образом оказывалось, что лидерство является не результатом социальных отношений в группе, а врожденным стереотипом поведения. В 1940 году американский ученый Б. Бэрд опубликовал работу «Социальная психо­логия», где обобщил все имеющиеся к тому времени исследования в об­ласти «теории черт». Он проанализировал 12 исследований лидерства и обнаружил 79 черт, присущих лидерам. Из них только 5% черт упомина­лось во всех работах, остальные упоминались однажды или дважды в

83

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


одной или двух работах. Бэрд пришел к выводу, что «теория черт», может объяснить природу лидерства и предложил изучать не только j дерство, но и другие групповые процессы.

III. Ситуативный подход

В рамках этого подхода возникло несколько теорий лидерства.;

Теория лидерства как функции группы. Основателем данной -рии является Дж. Хоманс. Он определяет лидера как человека, нан лее полно отражающего групповые ценности, и считает, что социальная группа - это группа «ведомых», нуждающихся в лидер Такая группа выбирает лидера, способного удовлетворить ее пс ности, поставить перед ней цель, решить задачи.

А. Бевелас в книге «Лидерство: человек и фикция» различает «т орию черт» и теорию лидерства как функции группы и отмечает,1 первая теория ссылается на специфическую комбинацию личное характеристик, а вторая - на распространение власти. Для того ' бы понять процесс лидерства, важно знать условия, при которых i идеи объединяются вместе.



Теория ситуативного лидерства. Основателем этой теории являе Р. Стогдилл. В 1948 году опубликована его работа «Личностный Но и теория ситуативного лидерства не смогла логично объя нить природу лидерства. Критикуя эту теорию, Ф. Селзник в кнк «Лидерство в администрации» пишет, что нельзя рассматривать . дерство как функцию ситуации, так как изменение ситуации не пр водит к изменению природы лидерства. Если бы это было так, то i чение лидерства было бы бессмысленно.

Теория взаимосвязанных факторов. В последние годы амерк ские ученые пытаются создать интегральный подход к лидерству, об щить все факторы, влияющие на процесс лидерства в группе. Напр

84

мер, известный американский социолог и психолог Д. Мак-Грегор счи­тает, что лидерство зависит от четырех взаимосвязанных факторов:

а) характеристик личности лидера;

б) отношений, потребностей, интересов, личностных характери­


стик ведомых;

в) особенностей организации, ее структуры, природы решаемых


в ней задач;

г) политической, экономической, социальной среды.

В целом процесс лидерства представляет собой социально-психо­логический способ управления группой в ходе решения групповой за­дачи. Он приводит группу к такому состоянию, как организованность.

Третье состояние: организованность - характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и соответственно наличием формальной и неформальной структуры. Организованность основывается на четком выполнении каждым членом группы своих обя­занностей, которые заданы его статусом и ролью. Группа будет органи­зованной, если каждый ясно осознает и понимает групповые ожидания и требования к своему ролевому поведению. Если ролевое поведение одного из членов группы нарушается, т. е. он начинает делать не то, что требуется в данной ситуации, и не так, как необходимо для решения задачи и было согласовано членами группы ранее ходе процесса кон­солидации, то тогда возникает ролевой конфликт и организованность группы нарушается. Ролевой конфликт -это ситуация несогласованно­сти ожиданий и требований, которые предъявляются к личности, игра­ющей ту или иную роль. Степень организованности группы обуслов­ливает скорость и эффективность решения групповых задач.

Четвертый процесс: конкуренция - это развитие взаи­моотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, саморе­ализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. В про­цессе конкуренции проявляется или сотрудничество, или соперниче­ство людей друг с другом. Если же члены группы стремятся наиболее полно проявить себя и чем-то стать лучше, профессиональнее осталь-ных, но при этом помогают друг другу, то в процессе конкуренции Складываются отношения сотрудничества. Если же члены группы стре­мятся самовыразиться и самоутвердиться за счет других членов груп-Пь1, то тогда складываются отношения соперничества.

85


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


М. Дойч сформулировал закон межличностных отношений: «] рактерные процессы и эффекты, обусловленные определенным пом социального (кооперативным или конкурентным), имеют тендей цию усиливать вызвавший их тип социального отношения. Стратег силы, тактика угрозы или обмана являются как результатом, та_ предпосылкой конкурентных связей. Стратегия единства, такт» убеждения порождаются кооперативной ориентацией и в реальнс создают ее. «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - ._. куренцию» - упрощенно формулирует свой закон М. Дойч и в cepjj экспериментов доказывает его.

Конкуренция бывает двух видов: личная и безличная. Личная i ^ куренция возникает, когда два или более человека одновременно j одном и том же месте соревнуются друг с другом по поводу э^ т. тивного решения одной и той же задачи. Например, два рабочих фрезерном станке состязаются в том, кто быстрее обработает од_ то же количество деталей и получит звание «Лучший по професс* ^ Безличная конкуренция возникает тогда, когда люди соревнуются! эталоном, идеалом, мировым рекордом и каждый стремится сдел свою работу как можно лучше.

Групповая конкуренция выполняет две психологические х „ ориентирующую и стимулирующую. Ориентирующая функция ее ит в том, что в процессе конкуренции его участники более четко з дат цели и задачи своей деятельности, а главное - результаты се труда и имеют возможность постоянно оценивать эти результаты, i ректировать свои цели, нормы, совершенствовать средства и спс бы деятельности. Стимулирующая функция конкуренции основь ется на сопоставлении результатов труда. В процессе конкурек важное значение имеет принцип сравнимости целей и резулы„ поскольку для того чтобы стать стимуляторами деятельности, цел результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой ix ме. Процесс конкуренции является источником индивидуальной^ групповой активности.

Четвертое состояние: активность - характеризуе


способностью группы совершать общественно значимую деят
ность и выражается в степени реализации физического и интеллев
ального потенциала ее членов. В зависимости от цели деятельное
можно выделить четыре типа групповой активности: 4

86

а) трудовая - показывает степень превышения работниками нор­


мативных или средних показателей (по производительности труда,
качеству продукции, использованию рабочего времени и т. д.);

б) творческая - характеризует деятельность, направленную на ре­


шение нестереотипных, нестандартных производственных задач, спо­
собствующую повышению качества и количества продуктов труда;

в) личностно развивающая -связана с повышением образователь­


ного уровня и квалификации, совершенствованием профессионализ­
ма и мастерства, освоением смежных и новых профессий;

г) общественная - направлена на формирование внутригруппо-


вых (сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество) и межгрупповых
отношений.

Активность как определенное групповое состояние характеризует степень включенности членов группы в совместную деятельность и объем физических и интеллектуальных усилий, затрачиваемых груп­пой на достижение результата. Вспомним Г. Эмерсона, который гово­рил, что истинная производительность труда дает максимальные ре­зультаты при минимальных усилиях. Поэтому для того, чтобы группо­вая активность давала максимальные результаты и не превышала груп­повые и индивидуальные возможности, а находилась в пределах разумного, необходимо в первую очередь направлять ее на проведение согласовательных процедур и только затем - на осуществление самой деятельности. Согласовательные процедуры предполагают достижение договоренности членов группы о целях и технологии деятельности, структуре группы и распределении ролей, режиме труда - времени, нормах и пр. Они позволяют минимизировать трудовые усилия, добить­ся высокой производительности труда и достигнуть поставленной цели.

Пятый процесс: адаптация -это взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде. Социальная адаптация - более сложное явление по сравнению с про­стым приспособлением. Ее следует рассматривать как определенную совокупность приспособительных реакций, как стабильный, хорошо °рганизованный способ решения типичных ситуаций. Социальная адап­тация отражает уровень освоения человеком технологии профессио­нальной деятельности. Адаптированный человек не только четко пред­ставляет себе результат будущей деятельности, обладает необходимы­ми знаниями, умениями и навыками, соблюдает очередность операций,

87


Организационная социальная психология

  следующая страница >>