страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности» - страница №1/1
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Е.П. Белинская, д-р психол. наук, проф. ПРОГРАММА КУРСА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Социальная психология личности» является специальной дисциплиной и предназначен для студентов 4-го курса дневного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, обучающихся по специальности 020400 — Психология, специализация «Социальная психология». Предмет курса — закономерности социализации и социального поведения людей, обусловленные фактом их включенности в большие и малые группы. Цель курса — формирование у студентов представления об основных направлениях и методах исследовательской и практической работы в сфере социального развития личности. Задачами курса являются: • ознакомление студентов с представлениями российских и зарубежных социальных психологов о характере и содержании процесса социализации, а также механизмах формирования социального поведения личности; • формирование способности анализировать конкретные ситуации социального развития личности с помощью психологических понятий; • развитие способности к проведению экспериментальных исследований в данной области социальной психологии. Программа дисциплины «Социальная психология личности» рассчитана на студентов-психологов. Новизна данной программы заключается: • в авторском анализе зарубежных и отечественных социально-психологических исследований в области социальной психологии личности; • в утверждении оригинальной типологии процессов социализации; • во включении ряда разделов и тем, отражающих новейшие достижения современной социальной психологии по проблематике социального поведения и социального развития личности. При изучении курса студент должен приобрести ряд теоретических знаний: • иметь представление об основных понятиях и закономерностях процесса социализации; • знать основные теоретические модели социального развития личности, а также специфическое для них понимание механизмов социализации; • понимать основные закономерности изменения хода социализации на современном этапе общественного развития. Студент должен сформировать навыки для анализа процесса и результатов хода социализации (уровней социального влияния, особенностей социального поведения личности, характеристик Я-концепции и идентичности). В ходе преподавания дисциплины используются такие организационные формы, как лекции, изучение учебной и научной литературы, выполнение письменного реферата в мини-группах по 3—4 человека с последующей защитой. По итогам межсессионного контроля студент получает зачет. Объем курса — 34 ч лекционных занятий. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА Тема 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И В РАННИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Структурно-функционалистская и феноменологическая парадигмы в анализе проблемы личности. Различные точки зрения на соотношение индивидуального и социального в становлении личности. Попытки преодоления двухфакторных моделей личностного развития. Поиск «третьего пути» в понимании социальной природы личности: 1)личность как продукт культуры, 2) личность как «модус» взаимодействия, 3) личность как субъект общественных отношений. Необходимость выделения социальной психологии личности как самостоятельной предметной области: феноменологический, методологический, гносеологический и социальный аспекты. Личность в системе социальных связей как основная проблема социальной психологии личности. Социальное влияние и активность личности. Основные направления социальной регуляции (трансляция культуры, социальных норм и социальных ролей) и формы проявления личностной активности в социальном процессе (познание социального мира, социальное поведение и самоопределение). Соотношение понятий социализации и социального развития личности, социализированности, воспитания, ресоциализации. Социализация как инкультурация. Процесс межпоколенной трансмиссии культуры. Концепция М. Хесковитца. Этапы инкультурации. Социализация как интернализация социальных моделей поведения и социальных значений (символов, ценностей, установок). Факторы успешности процессов интернализации. Социализация как адаптация. Содержание процессов социально-психологической адаптации. Факторы и критерии успешности процессов социально-психологической адаптации. Позиция социального конструкционизма в отношении проблемы социализации. Тема 4. АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ БИХЕВИОРИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Социальное развитие личности как результат воздействия внешних факторов (адаптивные модели социального поведения). Личность как результат научения (концепция Б. Скиннера). Бихевиористское направление в групповой психотерапевтической работе и возможности психологической коррекции социального поведения (на примере тренинга уверенного поведения). Социальное развитие личности как результат взаимодействия факторов окружения и познавательных переменных (концепции А. Бандуры и Дж. Роттера). Когнитивные механизмы самоэффективности. Социальное развитие личности как результат функционирования когнитивных процессов. Представления о личности в рамках когнитивистских концепций. Когнитивные переменные как основание для построения личностных типологий (на примере концепций Дж. Келли и Л. Колберга). Проблема соотношения когнитивных и мотивационных переменных в анализе социального поведения. Рационально-эмотивная терапия и рациональный тренинг как реализация представлений о личности с позиций когнитивистских концепций. Мотивационные концепции личности. Возможные основания для классификации и виды потребностей, выделяемые в рамках различных мотивационных концепций (на примере взглядов Г. Мюррея и А. Маслоу). Понятие социальных мотивов. Мотивы аффилиации, власти и достижения как основные мотивы, определяющие социальное поведение человека. Эмпирическое изучение мотива аффилиации: история и современность (исследования Мехрабяна, Шипли и Вороффа, Фишмана, Уолкера и Хейнса). Мотив власти как внутренний регулятор социального поведения. Социальный и социально-психологический контексты формирования властной мотивации. Личностные причины актуализации мотива власти (концепция А. Адлера). Информационная власть как ведущая особенность постиндустриального общества. Просоциальные и антисоциальные мотивы. Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ Нормативный канон человека и стиль социализации. Усвоение социальных норм и формирование персональной системы ценностей как один из результатов социализационного процесса. Особенности ценностных ориентации на различных этапах социализации. Кросс культурные исследования нормативной социализации (Д. Уайтинг и И. Чайльд). Американские социально-психологические исследования 1970-х годов по выработке конформных установок к социальным требованиям. Исследования предварительной социализации и ресоциализации в зарубежной социальной психологии в 1980-х годах. Исследования социально-ригидного поведения и прототипических моделей ценностей и 1990-х годах. Социализация в меняющемся мире. Изменение содержания и механизмов социализации в условиях быстрых социальных изменений. РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ: УРОВНИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Тема 8. КУЛЬТУРА КАК АГЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ Культурная вариативность представлений о личности. Критерии классификации различных культур. Индивидуализм/коллективизм, степень избегания неопределенности, толерантность к отклонениям от социальных норм, контекстность, маскулинность/феминность как «измерения» культур. Особенности самокатегоризации и когнитивных процессов представителей различных культур. Межкультурные различия когнитивных стилей, эталонных схем причинности, атрибутивных процессов. Культурная вариативность процессов социализации. Межкультурные различия социального поведения (норм экспрессивности, социальной компетентности, конформности, полоролевого поведения). Межкультурные различия моральных суждений и ценностей. Семья как институт социализации. Семья как малая группа. Состав семьи, сплоченность и качество внутрисемейной коммуникации как параметры взаимозависимости структурно-динамических особенностей семьи и особенностей социального развития ребенка. Система образования как институт социализации. Особенности системы образования с точки зрения социального влияния на личность. Основные направления исследований школы как института социализации. Средства массовой информации как агент социализации. Интерпретативность, интерактивность и экспрессивность как ведущие характеристики современных СМИ. Личность и современная информационная среда: социализационное влияние новых информационных технологий. РАЗДЕЛ 4. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Тема 10. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Значимые другие и формирование Я-концепции. Особенности социальной сети как фактор динамики Я-представлений. Феномен изменчивости-устойчивости Я-конценции, возможные факторы влияния (возрастные, социальные, индивидуальные). «Множественность Я» в современном мире. Различные теоретические подходы к изучению Я-концепции в социальной психологии. Феноменологическое направление в исследованиях Я-концепции. Генетическое направление в исследованиях Я-концепции. Возможные основания для классификаций Я-представлений. Понятие «рабочая Я-концепция» (концепция Р. Маркус). Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности. Модель социального развития личности в концепции Э. Эриксона. Анализ взаимосвязи структурно-содержательных особенностей идентичности и социальных норм, изучение механизмов формирования идентичности (теории Г. Тэджфела, Дж. Тернера и У. Дуаза). Представления о возможных этапах в развитии идентичности (на примере взглядов Э. Эриксона, Р. Томэ и Дж. Марсиа). Причины современной экспансии термина «идентичность». Методологические и методические проблемы эмпирического изучения идентичности. Психология самосознания (хрестоматия по социальной психологии личности). Самара: Бахрах, 2000. С. 107—261. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. 395 с. Личность, культура, этнос (современная психологическая антропология). М: Смысл, 2001. С. 104-134, 309-329. Muд M. Культура и мир детства. М: Наука, 1988. 398 с. Орлов А.С. Проблема личности в психологии: парадигмы, перспективы. М: Смысл, 1997.396 с. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 50-91, 219-251, 390-408. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М: Мир, 1994. С. 165-230. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 363 с. Фрейджер Р., Фейдимеп Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.; М.: Олма-Пресс, 2001. С. 221-248, 357-431. Фромм Э. Бегство от свободы. М: Прогресс, 1989. 266 с. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998. 374 с. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. 2. Возможные основания выделения социальной психологии личности как самостоятельной предметной области. 3. Социальное влияние и активность личности. 4. Проблема личности в социальной психологии: история и развитие. 5. Социализация: понятие, содержание, механизмы. 6. Проблема социализации: актуальный контекст исследования. 7. Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса. 8. Основные теоретические подходы к анализу социализации. 9. Проблема социального развития личности в социогенетических теориях. 10. Анализ социального развития с точки зрения интсракционистских концепций. 11. Социально-экологический подход У. Бронфенбреннера. 12. Общая характеристика теорий социального научения. 13. Социальное поведение как результат воздействия внешних факторов. 14. Сравнительная характеристика концепций Б. Скиннера и А. Бандуры. 15. Социальное поведение как результат взаимодействия факторов окружения и познавательных переменных. 16. «Социально-научающая теория личности» Дж. Роттера. 17. Проблема личности в когнитивистских концепциях. 18. Теория личностных конструктов Дж. Келли. 19. Концепция морального развития Л. Колберга. 20. Общая характеристика ролевых теорий. 21. Социальный статус и социальная роль. Факторы, детерминирующие ролевое поведение личности. Профессиональные и тендерные роли. 22. Ролевой конфликт: факторы возникновения и способы преодоления. 23. Концепция социальной драматургии И. Гоффмана. 24. Социальное поведение как результат мотивационных процессов. 25. Социальные мотивы. Мотивы аффилиации, власти и достижения. 26. Теория самоактуализации А. Маслоу. 27. Эмпирические исследования социальной мотивации. 28. Проблема соотнесения когнитивных и мотивационных переменных в анализе социального поведения. 29. Идентификационные структуры личности как результат социального развития. 30. Социально-психологические аспекты формирования Я-концепции: феноменология, механизмы, факторы влияния. 31. Различные теоретические подходы к изучению Я-концепции в социальной психологии. 32. Проблема изменчивости/устойчивости Я-концепции. «Множественность Я» в современном мире. 33. Социальная идентичность как результат социализационного процесса. 34. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности. 35. Подход Э. Эриксона к анализу идентичности. 36. Современная зарубежная социальная психология о понятиях персональной и социальной идентичности личности. 37. Концепции А. Тэшфела и Дж. Тернера: сравнительный анализ. 38. Основные направления эмпирических исследований социальной идентичности. |
|