Похожие работы
|
Организационная социальная психология - страница №1/7
www.koob.ru Л. Г. ПОЧЕБУТ, В. А. ЧИКЕР ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЬ Санкт-Петербург 2002 ББК 88.4 П65 ОГЛАВЛЕНИЕ Рецензенты: кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (зав. каф. докт. филос. наук, действительный член Международной академии психологических наук, Академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств Б. Д. Па-рыгин), докт. психол. наук, действительный член Балтийской педагогической академии А. Л. Свенцицкий (СПбГУ), канд. экон. наук А. А. Прохватилов (СПбТИ). Печатается по постановлению Редакционно-издателъского совета факультета психологии Санкт-Петербургского университета Почебут Л. Г., Чикер В. А. П 65 Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.-298 стр. ISBN 5-9268-0013-7 В учебном пособии рассмотрены актуальные проблемы организационной социальной психологии. Определен предмет этой прикладной отрасли науки, проанализированы психологические особенности организаций различного типа малой группы, ее социально-психологический климат, специфика конфликтов, психологические особенности внедрения инноваций, методы оценки и работы с персоналом, карьерные ориентации людей и проблемы мотивации труда. Представлены новые методики социальной психологии. Учебное пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях промышленности. Оно может быть полезно социологам, конфликтологам, специалистам в области менеджмента, руководителям фирм и корпораций, научным работникам. © Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, 2000 © Издательство «Речь», 2000 ISBN 5-9268-0013-7 Предисловие 5 Глава I. Предмет организационной социальной психологии 9 § .1. Основные понятия организационной социальной психологии 10 § 2. Место и роль психолога в фирме , 11 Рекомендуемая литература 16 Глава II. Зарубежная организационная социальная психология 17 § 1. Американская классическая школа 18 Теория Ф. У. Тейлора. 18 Теория Г. Эмерсона 20 § 2. Американская социально-психологическая школа 22 Теория Э. Мейо 22 Теория Д. Мак-Грегора 26 Теория Ф. Херцберга 29 § 3. Японская школа 34 Рекомендуемая литература 47 Глава III. Социальная психология организаций 48 § 1. Классификации социальных групп 49 § 2. Организация как средняя социальная группа 51 Типы структур организации 51 Функции организации 53 § 3. Показатели эффективности организации 54 Рекомендуемая литература 60 § 1. Условия образования малой группы 62 § 2. Динамика группы 74 § 3. Групповые эффекты > 97 § 4. Уровни развития группы . 118 Рекомендуемая литература 126 Глава V. Социально-психологический климат 127 § 1. Сущность социально-психологического климата 128 § 2. Факторы формирования социально-психологического климата 130 3 § 3. Показатели социально-психологического Климата 133 Рекомендуемая литература 139 Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций 140 §1. Психологическое содержание понятия «инновация» 141 § 2. Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений 145 § 3. Психологический барьер по отношению к нововведениям 149 Рекомендуемая литература ; 154 Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов 155 § 1. Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Классифика ции конфликтов 156 § 2. Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по объему взаимодействия 163 Межгрупповой конфликт 164 Внутригрупповой конфликт 166 Межличностный конфликт 168 § 3. Основные стадии конфликта. Управление конфликтом 170 Рекомендуемая литература 177 Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологи ческие особенности личности руководителя 178 § 1. Основные функции и алгоритм оценки персонала организации 179 § 2. Комплексная социально-психологическая методика оценки инженерных кадров : 184 § 3. Рекомендации по проведению и использованию результатов процедур ..191 Рекомендуемая литература 194 Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры 195 § 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера» 195 § 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры 203 § 3. Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна 207 Рекомендуемая литература 212 Глава X. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду 213 § 1. Потребности трудовой деятельности 215 § 2. Мотивация трудовой деятельности 219 § 3. Стимулирование трудовой деятельности 222 Рекомендуемая литература 226 Приложение 1. Тест «Пульсар» 227 Приложение 2. Тесты «Психологическая готовность к риску» » 233 Приложение 3. Тест измерения агрессии 240 Приложение 4. Тесты «Умозаключение» и «Словарь» из батареи Дж. Фланага- на по оценке общих и специальных технических способностей 244 Приложение 5. Тест «Якоря карьеры» 268 Приложение 6. Тест «Мотивация аффилиации» 273 Приложение 7. Тест «Мотивация достижений» 277 Приложение 8. Процедуры измерения установок личности 283 ПРЕДИСЛОВИЕ Коренные экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют к специалистам в области психологии новые требования. Перед психологами возникает необходимость углубления знаний о психических особенностях людей, занятых как в сфере индустрии, так и в организациях различного типа. В настоящее время главная задача практических психологов состоит в разработке новых концептуальных подходов и поиске путей обеспечения работоспособности и психического здоровья людей в условиях длительного экономического кризиса и политической нестабильности. Социально-психологические исследования в области промышленности имеют глубокую историю. В Европе в конце XIX века подобную работу проводил известный немецкий социолог Макс Вебер. В США в начале XX века сложилась чикагская школа социологии и социальной психологии, которая в 1930-е годы достигла расцвета благодаря знаменитым Хоторнским экспериментам Элтона Мейо. В России интерес к социально-психологическому обеспечению промышленного производства пробудился гораздо позже. В 1967 году вышла из печати монография «Человек и его работа» под редакцией А. Г. Здра-вомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. В ней впервые были представлены результаты конкретного социологического и социально-психологического исследования отношения к труду молодых рабочих Ленинграда. Эта книга дала толчок дальнейшим многочисленным исследованиям в области производства. Работу в данном направлении продолжила кафедра социальной психологии Ленинградского, а ныне Санкт-Петербургского государственного университета. Психологи провели серию социально-психологических исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, аттестации кадров, социально-психологического климата, мотивации труда. Итоги их работы были обобщены в вышедшей в 1982 году книге «Промышленная социальная психология» под редакцией Е. С. Кузьмина и А. Л. Свенцицкого. Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению ряда социально-психологических явлений, возникающих в результате общения людей в процессе их совместной деятельности в организациях различного типа, что существенно расширяет перечень обсуждаемых в учебнике вопросов. Его цель состоит в том, чтобы ознакомить читателей с современными проблемами организационной психологии, сформировать умения и навыки практической работы психолога в фирмах и организациях. Четкое определение предмета и основных понятий организационной социальной психологии, места и роли практического психолога позволило авторам рассмотреть актуальные проблемы профессиональной работы психолога. При изучении зарубежной организационной психологии сформулированы главные концептуальные подходы и принципы, разработанные американскими и японскими психологами и применяемые ими в социально-психологических исследованиях. Особое внимание уделено изучению организации, ее структуры, функций, показателей эффективности деятельности. Наиболее детально анализируются динамика малой группы, групповые процессы и состояния, возникающие в ходе совместной деятельности людей, механизмы функционирования и уровни развития группы. В учебном пособии описаны сущность, специфика и методы изучения социально-психологического климата в организациях, рассмотрены различные определения конфликтов, их классификации и причины возникновения, способы управления людьми в конфликтных ситуациях. Уделено внимание проблеме психологического обеспечения внедрения инноваций, обусловленной актуальной потребностью организаций в структурной и финансовой перестройке и предъявляющей к работе психолога особые требования. Разработанная и апробированная система психологической оценки персонала позволяет практическим психологам грамотно ее применять. Новой для организационной социальной психологии является проблема психологического обеспечения индивидуальной карьеры человека. Рассмотрены ее этапы, классификация карьерных ориентации, субъективное понимание успешности или неуспешности карьеры. Системное изу- чение потребностей человека и мотивов его трудовой деятельности позволило сформулировать перечень мероприятий, необходимых для эффективного стимулирования труда. Особое внимание уделяется методическому обеспечению конкретных социально-психологических исследований. В приложениях представлены новые методики: тест «Пульсар», измеряющий уровень развития группы, и тест «Якоря карьеры», измеряющий направленность личности на самореализацию и достижения в определенном виде деятельности, тесты «Умозаключение» и «Словарь» для оценки общих и специальных технических способностей, тесты «Психологическая готовность к риску», тесты по измерению агрессии, тесты «Мотивация аффилиации» и «Мотивация достижений», процедуры измерения установок личности. Учебное пособие написано на основе двух курсов - «Социальная психология в организации» и «Социология и социальная психология труда», читаемых авторами для студентов факультета психологии СПбГУ. На лекционных и практических занятиях студенты изучают теорию и методы организационной социальной психологии, обучаются способам формирования благоприятного социально-психологического климата, определению причин и разрешению конфликтных ситуаций, овладевают навыками конструктивного общения в процессе ведения деловых переговоров и практической подготовки людей к работе в условиях различного рода нововведений. Мы надеемся, что учебное пособие будет полезно не только студентам факультетов психологии, социологии, менеджмента, но и руководителям современных фирм, предпринимателям, профсоюзным работникам. Данная книга написана на основе изданного нами в 1997 году учебного пособия «Индустриальная социальная психология» и является переработанным и дополненным ее вариантом. ГЛАВА I ПРЕДМЕТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Организационная социальная психология является разделом прикладной социальной психологии. Чтобы определить ее предмет, необходимо исходить из определения предмета социальной психологии. Для определения предмета науки нужно четко разделять понятия «предмет» и «объект» науки. Объект науки - это те реальные явления, которые исследует данная наука. Социальная психология изучает три вида объектов: 1) личность в социальной среде; 2) малые группы и организации; 3) большие социальные группы. Предмет науки -это то ключевое понятие, вокруг которого строится весь понятийный аппарат науки. Ключевым в социальной психологии является понятие общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и пр. Общение бывает формальным (деловым) и неформальным (дружеским), непосредственным и опосредованным (например, технически). В результате общения складываются социально-психологические особенности личности, формируются структура и динамика малых и больших групп. Социальные психологи изучают общение в малых группах - внутригрупповое и межгрупповое; общение на личностном уровне - внутриличностное и межличностное; общение в больших группах - воздействие средств массовых коммуникаций на развитие и становление личности, на протекание социальных процессов, на формирование общественного мнения и пр. L Организационная социальная психология Глава I. Предмет организационной социальной психологии Понятие общения оказывается центральным, ключевым и в организационной социальной психологии. Предмет организационной социальной психологии - это влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение производительности их труда. Специфика общения в организационных условиях состоит в том, что общение является не основной, а сопутствующей, вспомогательной деятельностью. Основным видом деятельности людей в организациях является труд. Общение же может или способствовать, или препятствовать эффективному выполнению людьми своих трудовых функций. § I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ При анализе социально-психологических явлений в организациях психологи оперируют следующими понятиями: 1) «организация»; , 2) «личность работника»; 3) «отношение к труду». Исследование организации предполагает использование таких понятийных категорий, как структура и функции; динамика организации; социально-психологический климат; причины возникновения и способы разрешения конфликтов; процесс внедрения нововведений. При изучении личности работника применяются такие понятия, как «адаптация работников в организационных условиях»; «личность руководителя» (социально-психологические требования к личности и деятельности руководителей различных рангов - бригадиров, мастеров, менеджеров, директоров); «подбор, расстановка и аттестация персонала в организациях»; «организация профессионального и социально-психологического обучения работников»; «изучение потребностей, интересов, норм, моральных ценностей работников организации». Анализ отношения к труду возможен при использовании таких понятий, как «удовлетворенность трудом» (тип и степень удовлетворенности); «производительность труда»; «трудовая и общественная активность работников»; «дисциплина труда»; «стимулирование труда» (моральное и материальное). Приведенными понятия ми, безусловно, не описывается весь спектр проблем, с которыми сталкивается практический психолог, работающий в организациях. Вместе с тем именно они представляют собой основные социально-психологические факторы, имеющие место в системе организации. Центральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния социально-психологических факторов на повышение эффективности труда. В этом плане социальные психологи концентрируют свое внимание на двух вопросах: какие социально-психологические факторы оказывают наиболее существенное влияние на эффективность труда и каким образом они влияют на нее. То есть стоит задача выяснить степень и направленность влияния социально-психологических факторов, установить, какие именно факторы повышают эффективность, а какие понижают. С учетом этого основного вопроса - вопроса об эффективности труда - мы и будем рассматривать все проблемы организационной социальной психологии. § 2. МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ФИРМЕ Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций: 1) «внешнюю» - психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т. д.); 2) «внутреннюю» -практического психолога, работающего непосредственно в организации. Эти позиции различаются между собой и по содержанию, и по структуре деятельности. Например, позиция психолога-консультанта и исследователя предполагает возможность нейтрального подхода к решению многих и особенно кадровых задач, но одновременно нередко возникают проблемы из-за недостаточного знания реальных организационных ситуаций, невозможности сразу же определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса. Описанная позиция в полной мере представлена в деятельности многочисленных современных консалтинговых компаний, действующих на рынке труда, оценки и подбора персонала, осуществляющих рекрутинговые услуги. Вторая позиция также, наряду с несомненными плюсами (например, доскональное знание организационной и кадровой ситуации и возможность профилакти- 11 Организационная социальная психология ки конфликтов), имеет и свои минусы (при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу). Занимая вторую позицию, психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы - социологами, гигиенистами, юристами, экономистами. Практический психолог в организации выполняет несколько функций.' Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет. Эксперт - это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций. Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т. д.). Большое значение для принятия экспертного заключения имеет авторитетность эксперта, которая определяется кредитностью к той области знания, которую он представляет (а именно организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, опыт и др.), личными отношениями доверия-недоверия между экспертом и заказчиком, во многих случаях оказывающимися главными. Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означа- 12 ет, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта). Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта - его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции. Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т. д.). Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога. 13 Организационная социальная психология Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант -рекомендует и советует, то учитель -приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих. Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями. I. Работа с персоналом: - оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изу чение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей); - профессиональная ориентация и консультирование; - социально-психологическое обучение персонала и повышение -ускорение процессов адаптации работников в организации - взаимодействие руководителя с подчиненными. II. Организация труда:
III. Организационное управление и социальное планирование:
14 Глава I. Предмет организационной социальной психологии - лояльность по отношению к организации. Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:
15 Организационная социальная психология Итак, предметом организационной социальной психологии является влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение эффективности их труда. Центральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния социально-психологических факторов на повышение эффективности труда. Испытываемые российскими организациями в настоящее время трудности предъявляют к работе психологов повышенные требования. Поэтому проблемы, которыми приходится заниматься психологам в организации, сложны и трудоемки. Разрешение этих проблем требует от психолога достаточной профессиональной подготовки и владения широким арсеналом психологических методов исследования и воздействия на личность работника. Контрольные вопросы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М, 1996. Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. М., 1976. Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. М, 1973. Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982. Социология труда/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993. ГЛАВА II ЗАРУБЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ За рубежом проблематика организационной психологии близка проблематике психологии менеджмента. В американских исследованиях работу по организации фирмы рассматривают как комплекс взаимосвязанных мероприятий, к которым относят: 1) определение целей и задач организации; 2) разработку функциональной структуры организации, определение отдельных видов работ, необходимых для выполнения общей задачи; 3) координацию отдельных работ и их интеграцию в целях создания конечного продукта; 4) работу с персоналом - изучение мотивации работников, системы информации, контроля, стимулирования труда; 5) создание единой организационной системы для достижения внутренней согласованности и производительности фирмы. Можно выделить три основных концептуальных подхода в зарубежной организационной психологии:
Разберем более подробно эти основные концептуальные подходы. 17 Организационная социальная психология § 1. АМЕРИКАНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА Зародившись в США в конце ХЕХ-начале XX века, эта школа получила широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. В рамках этой школы работали такие исследователи, как Ф. У. Тейлор, Л. Гьюлик, Дж. Муни, Э. Брег, Л. Ален, Л. Урвик, М. Фоллет, К. Шелтон, Г. Эмерсон. Основная цель их работы состояла в выявлении организационных, психологических и социально-психологических факторов повышения эффективности труда. Теория Ф. У. Тейлора Фредерик Уислоу Тейлор (1856-1915)- американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии. Предложенная Тейлором система направлена на повышение эффективности производства с помощью организации труда, рационализации и интенсификации трудового процесса. В написанных им книгах «Основы научного управления предприятием» и «Управление фабрикой» доказывается, что применяемый в конце XIX века способ управления фирмой, основанный только на личном опыте и знаниях управляющих, устарел и что для повышения экономического, социального и технического прогресса производства необходимо внедрять систему научного управления. Основные принципы подхода Тейлора заключаются в следующем: ции должны выполняться рабочими чисто механически, поскольку размышления могут нарушить автоматизм движений и снизить производительность. Особое значение имеет изучение движений рабочих в процессе труда. Необходимо расчленить весь трудовой процесс на отдельные операции, хронометрировать каждую из них и рабочий день в целом. Отдельные рабочие движения надо изучать специально и давать рекомендации по их рациональному построению. Процесс рационализации труда рабочих предполагает: а) строгую регламентацию всего рабочего времени; б) отработку приемов каждой операции; в) введение поточных линий и конвейера, темп движения которых должен задавать ритм труда рабочего. Сочетание материальной заинтересованности и «разумного эгоизма». Только с помощью оплаты можно максимально заинтересовать рабочего. Люди не должны получать больше или меньше, чем они заработали, а предприниматель не должен быть филантропом. Коренные интересы рабочих и предпринимателей совпадают. Каждый старается заработать как можно больше. Отсюда вывод - оплата и предпринимателя, и рабочего должна соответствовать их вкладу в производство, стимулировать индивидуальную ответственность. Но одновременно необходимо использовать и принцип «разумного эгоизма», т. е. определенные финансовые средства нужно вкладывать в развитие производства, создание новой техники и технологии. Непрерывный контроль за работой конкретного исполнителя. Без принуждения и контроля рабочий будет отлынивать от работы. На производстве необходимо организовать группы надсмотрщиков, инспекторов, нормировщиков, осуществляющих контроль за установленной нормой выработки. Оперативный контроль за работой цехов. Такой контроль позволяет своевременно реагировать на нехватку заготовок, инструмента, сырья, следить за количеством и качеством продукции, вносить организационные изменения. Одним из первых в организационной психологии Тейлор стал при-, менять психологические тесты при приеме на работу и определении квалификации, использовать наблюдение, интервью, анкетирование. Им впервые был поставлен вопрос о связи технологического процесса с деятельностью и психикой людей. Тейлор предложил комплекс 19 Организационная социальная психология Глава II. Зарубежная организационная социальная психология мер по повышению квалификации работников, разработал систему мероприятий по преодолению психологической инертности людей в отношении крупномасштабных нововведений. Идеи Тейлора повлияли на распространение «революции менеджеров», легли в основу научной организации труда на промышленных предприятиях. Теория Г. Эмерсона Гарингтон Эмерсон (1853-1931) получил образование инженера в Германии, затем работал в США. В книге «Двенадцать принципов производительности» он сформулировал принципы правильной организации как труда отдельного исполнителя, так и производственного процесса предприятия, рассмотрел целесообразность человеческой деятельности с точки зрения производительности, предложил методику достижения максимальной эффективности управления. Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Напряженный труд дает крупные результаты при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность - это не только не одно и то же, но и «ещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит прилагать максимальные усилия. Работать производительно - значит прилагать усилия минимальные. Известное многим из нас стремление выполнить план любой ценой - это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. Не производство должно подстраиваться к управлению, считает Эмерсон, а управление должно обслуживать производство. Приведем все двенадцать принципов производительности, как они сформулированы автором.
20 товар не раскупается на рынке - значит существуют конкретные причины, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.
Двенадцать принципов организации труда, предложенные Эмерсоном, послужили основой рациональной организации труда на промышленном предприятии и в настоящее время эффективно используются на практике управления. 21 Организационная социальная психология § 2. АМЕРИКАНСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Это направление возникло в США в 20-е годы XX века. Его представителями являются Э. Мейо, У. Мур, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. Мак-Грегор, К. Арджайрис, Р. Лайкерт, Ф. Селзник, Ф. Херцберг, А. П. Слоун. Социально-психологическая школа организационной психологии подвергла критике теорию Тейлора, считавшего главным стимулом человеческой деятельности материальную заинтересованность, и заменила свойственный тейлоризму бихевиоральный подход к человеку анализом социально-психологической деятельности. Основной принцип этой школы: «Человек - главный объект внимания на производстве». Представители социально-психологической школы провели множество исследований и экспериментов на производстве и доказали, что наряду с материальным стимулом в повышении производительности труда большое значение имеют и социально-психологические факторы, как сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом. Наиболее ярко социально-психологическая школа в организационной психологии представлена теорией «человеческих отношений» Э. Мейо. Элтон Мейо (1880-1949)- американский социолог и психолог, один из основоположников организационной социологии и социальной психологии, профессор Гарвардского университета. Разрабатывая теорию «человеческих отношений», Мейо ставил следующие цели: повысить уровень мотивации человека к труду; психологически подготовить работника к принятию нововведений на производстве; улучшить качество организационных и управленческих решений; развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль; содействовать личностному развитию работника. Теория «человеческих отношений» сформулирована Мейо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет (с 1924 по 1936 г.) в городе Хоторне близ Чикаго. В целом можно выделить четыре этапа экспериментальной работы Мейо. Первый этап. В 1924 году к Мейо обратилось руководство текстильного предприятия с просьбой разобраться в причинах высокой текучести кадров, которая в некоторых цехах предприятия достигала 25%, т. е. каждый четвертый работник в течение года увольнялся с предприятия. В одном из цехов, где работали преимущественно женщины, Мейо провел ряд реорганизационных мероприятий:
Такая реорганизация привела к некоторому сокращению текучести кадров, улучшились взаимоотношения и между работницами, и с администрацией. Из проведенного эксперимента Мейо делает первое открытие - важность процесса общения в производственных условиях. Второй этап. Свою экспериментальную работу Мейо продолжил в «Western Electric Company». Забастовочного движения на этом предприятии, где работало около 130 тысяч человек, не было, но компания столкнулась с фактом снижения производительности труда сборщиц реле телефонных аппаратов. Длительные исследования психологов не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 году был приглашен Мейо. Перед ним была поставлена задача - найти стимулы для повышения производительности труда. Мейо организовал эксперимент, имеющий первоначальной целью выяснить, как влияет на производительность труда такой фактор, как освещенность рабочего помещения. Он разделил работниц цеха на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе освещенность помещения увеличили и через некоторое время обнаружили рост производительности труда. В контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. Через некоторое время еще больше увеличили освещенность помеще- 23 Организационная социальная психология ния в экспериментальной группе и отметили новый прирост производительности. Однако в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда также возросла. Мейо столкнулся с парадоксальной ситуацией. Когда в экспериментальной группе он убирает все улучшения освещенности, производительность труда работниц продолжает расти, причем рост производительности наблюдается и в контрольной группе. Следовательно, только улучшением освещенности рабочего места невозможно объяснить повышение производительности труда. Мейо предполагает, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная. За такую переменную им принимается сам факт участия работниц в эксперименте. Осознание важности происходящего, своего участия в исследовании, внимания к своей личности - все это привело к большему включению работниц в производственный процесс и дало рост производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Из результатов этого эксперимента Мейо делает второе открытие - значимость внимания к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей. Работницы оценили возникшую ситуацию таким образом, что для них оказался важен сам факт интереса к ним лично, к их труду, они очутились в центре внимания, стали известны всему предприятию. Третий этап. Эти неожиданные результаты заставили Мейо усложнить эксперимент и провести еще несколько исследований. Он отобрал шесть работниц, которые были помещены в отдельную комнату, и начал эксперименты по изменению различных условий труда. Была улучшена система оплаты труда, введены одновременные дополнительные перерывы и два выходных дня в неделю. При внедрении этих новшеств производительность труда повышалась, а когда, по условиям эксперимента, все нововведения были отменены, производительность хоть немного и снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Мейо сделал еще три важных открытия. Первое- наличие у людей особого чувства- «социо-бильности», т. е. потребности в принадлежности к группе. Оказалось, что у девушек, участвовавших в эксперименте, ярко проявилась потребность принадлежать к своей группе. Второе - существование формальных и неформальных групп на производстве. Девушки тесно сплотились, у них сложились дружеские взаимоотношения, возникла |
|