Похожие работы
|
Организационная социальная психология - страница №6/7
Глава IV. Социальная психология малой группы ний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди д ровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформ* В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих извес1__ экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникают го в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль l пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо извес ны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психа гия» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в и циальную психологию» (1998). Они называют несколько услов! возникновения конформизма: ;
108 В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы - с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился, то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй - мо-тивационного. С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения: а) внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосозна ния, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не выска зывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип пове дения приспосабливающегося к группе человека; б) внутренний конформизм - человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что по казывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспособившегося к группе человека; 109 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы в) негативизм - человек сопротивляется давлению группы, к но отстаивает свое мнение, показывает свою независимую поз* спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мъ ние стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем; ланий. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к гр> пе, а стремящегося приспособить группу к самому себе; г) нонконформизм - независимость, самостоятельность нор ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это •: поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняв ся в угоду большинству и не навязывается другим. Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-г вых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить * ловека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания,: рицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и ] послушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность ин В групповом взаимодействии эффект конформизма играет с> ственную роль, поскольку является одним из механизмов при группового решения. Р. Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта пол жания. Первый принцип: «Мы считаем свое поведение правильным 1 данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя по добным образом». Второй принцип: «Когда люди не уверены в се когда ситуация представляется им не ясной или двусмысленной, он ПО склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными». То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего. . Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным. Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатки объекта восприятия. Эффект ореола возникает в условиях:
111 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы -яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта лич сти бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все Эффект «ореола» может проявляться как в позитивном, так 1 негативном смыслах. Преувеличение достоинств объекта воспрц ятия приводит к восхищению им и полному игнорированию реальных статуса и качеств. Известный литературный герой Хле таков прекрасно воспользовался таким «гало-эффектом»: cnei фическая установка Городничего и его компании, что перед нил ревизор, позволила Хлестакову долгое время играть роль влиятел ного лица. Соответственно поведение человека, принимающего ] себя позитивный ореол, характеризуется определенными особен ностями, Для поддержания этого ореола он стремится постоям быть в центре внимания, много говорит, старается проявить освв домленность и активность, занять лидирующую позицию. Дета ное изучение психологических проявлений эффекта «ореола» i важно в политической психологии для выявления механизмов ] яния политического деятеля на окружающих людей. Известно,: пример, что при подготовке предвыборной кампании важно созда имидж политического деятеля, т. е. заставить заработать эффе» «ореола». В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшен достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению* отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Пре,Е дение - это специфическая установка субъектов, основанная на : формации об отрицательных качествах объекта. Такая информаг как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а : принимается на веру. Изучение предубеждений имеет значение в дру этносов люди склонны делать выводы о психологических особеннс стях всей этнической общности, причем такого рода предубежден» оказываются очень устойчивым этнопсихологическим образование!* Но предубеждения возможны не только в этнической психолог Негативная информация о качествах личности нового работника спс собна вызвать предубеждение членов трудового коллектива в отношении к нему, что значительно затруднит процесс его адаптации в коллективе. Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Этот эффект проявляется и в непосредственном общении и взаимодействии людей. Социально-психологические исследования показывают, что агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Окружающие люди, как правило, рано или поздно устанавливают истину, и тогда агрессивные действия бумерангом возвращаются к совершившему их человеку. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника. Так случается в большинстве ситуаций, когда группа выбирает себе козла отпущения и единодушно проявляет агрессивность в отношении его. Но наличие козла отпущения говорит о низком психологическом уровне развития этой группы. Здесь «бумеранг» оборачивается против всей группы, поскольку разрушает ее единство, целостность, нормальные человеческие отношения, что препятствует эффективности групповой деятельности. Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Понятие отношения «мы и они» как универсальную психоло- 113 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы гическую форму самосознания всякой общности людей в социалы психологию ввел В. Ф. Поршнев. Для того чтобы появилось суб_ тивное «мы», считает он, требуется повстречаться и обособиться каким-то «они», т. е. с другой группой людей. На основе общих цел$ и деятельности у членов группы формируется чувство принадлезз ста к совместной жизни, складываются отношения единства и i стности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъе* ным источником группообразования и развития. Эффект принадлежности к группе включает в себя два более i стных эффекта: а) эффект сопричастности; б) эффект эмоциональ поддержки. Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сог частным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к _ рой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя, основе эффекта сопричастности формируется чувство ответствер сти за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, соперея вания, помощи со стороны остальных членов группы. Однако _.. эффект отражается не только на экспектациях отдельного челове! Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную i держку действиями других членов группы. Если такая поддержка' ну группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» -1 надлежности к группе, сопричастности ее делам, и возникает чувс «они», т. е. член группы, не получивший эмоциональной поддержи способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не раздел ющих его интересы и заботы. Эффект «мы» оказывается наиболее значимым психологичс ким механизмом функционирования группы. Гиперболизация ства «мы» может привести группу к переоценке своих возможно тей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эго* му». В то же время недостаточное развитие чувства «мы» при! дит к отсутствию единства и слаженности в деятельности. Та» образом, чувство принадлежности к группе играет важную рс групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в ное целое и усиливает их активность, направленную на дост ние цели. Эффект «мы и они» тесно связан с эффектами группового фаво-ритизма и эгоизма. Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо об-I разом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам I другой группы. Отечественный психолог В. С. Агеев подробно изу-ч ил действие этого эффекта, опираясь на результаты эксперименталь-| ных исследований американских и российских психологов. Эффект группового фаворитизма может проявляться как во внешне наблюда-j емом поведении, так и в процессах социальной перцепции. Он бази-i руется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие». Экспериментально установлены некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:
115 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы В. С. Агеев считает, что феномен группового фаворитизма сг собствует образованию конкурентных и защитных стратегий мея пового взаимодействия. Эффект группового эгоизма. Это направленность групповь интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, не поведения отдельных членов группы или всего общества. Цел группы достигаются за счет ущемления интересов ее отделы-членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм прояв ется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность i существования становятся важнее отдельной личности, значиме целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву : лостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и ста дартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очев негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и суд бе ее отдельных членов. Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповь эмоциональных состояний стенического и астенического характе Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциона ных состояний определяются значимыми для членов группы услов ями и событиями их Совместной трудовой деятельности. Пока лем эмоционального состояния группы является настроение раб ников в процессе труда. Так, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев и В. Н. феров определили, что события производственной жизни, имеюв положительный смысл для большинства членов группы, способе! ют подъему настроения (резкий подъем общественного настроек был зафиксирован в день получения зарплаты), а события произв ственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства нов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сь рья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения. Динамика настроения зависит от следующих факторов:
116
Несовпадение эмоционального воздействия с эмоциональным состоянием группы может вызвать парадоксальные реакции. Например, в группу хмурых и подозрительно настроенных рабочих приходит веселый и оптимистически настроенный начальник участка. Неучет им эмоционального состояния работников может вызвать нежелание выполнять срочное задание, вплоть до отказа. В этой ситуации руководителю следовало вначале определить эмоциональное состояние группы, изменить его - повысить настроение, и только затем обращаться с просьбой или распоряжением о выполнении задания. Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы; происходит ее групповая оценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором - волновой эффект затухает. Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит Цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, - подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например, получение группой срочного производственного задания), так и от внутренних субъективных побудителей деятельности (например, сотрудниками фирмы принимается совместное решение о быстрейшем освоении новой техники, что требует с их стороны определенных усилий и проявления активности в повышении своей квалификации и освоении приемов работы на но- 117 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы вом оборудовании). Эффект «пульсара», как проявление группов активности, заключается в резком повышении активности в нача процесса деятельности, затем, когда задача решена, наступает активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активно возвращается на оптимальный уровень, необходимый для норма ной, слаженной, бесперебойной работы группы. Продолжительное групповой активности и ее интенсивность зависят от силы стим} или побудительного мотива, от таких групповых состояний, как орг низованность, сплоченность, направленность, подготовленность и i Выраженность этих групповых состояний определяет количество ус| лий группы, требуемых для решения задачи. Например, группа ] готовленная (знающая алгоритм решения задачи), организован (четко обозначившая функции и распределившая роли), направле ная (не отвлекающаяся на решение других задач) затрачивает мены] интеллектуальных и физических усилий, не переходит предел свой| возможностей. Соответственно всплеск активности будет более уп рядоченным, а период отдыха, после которого группа опять входит! нормальный ритм и режим своей работы, более кратковременным/; Итак, мы рассмотрели некоторые из групповых эффектов, являются механизмами функционирования группы, с помощью ко рых группа переходит с одного уровня развития на другой. § 4. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ Уровень развития группы - это такой качественный этап, ко рый характеризует ее социально-психологическую зрелость. Грув развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, пр ходя несколько этапов и достигая высшего уровня. В отечественной психологии существует несколько классифк уровней развития группы. Так, Е. С. Кузьмин выделяет три уровня:
Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:
118 4. Коллектив. Л. И. Уманский еще более дифференцированно подходит к данной классификации и вычленяет шесть уровней:
Конгломерат Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня - аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем - коллектив (рис. 2).
Рис. 2. Континуум развития группы. 119 Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы Взяв за основу классификацию Л. И. Уманского как наиболее ] работанную и проверенную на практике, опишем уровни разв* группы, опираясь на три главных критерия:
На основе этих критериев можно охарактеризовать социально психологическую зрелость группы. Конгломерат (лат. conglomerates -собранный, скопившийся) -эта| группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в однц| и то же время на одной территории. Каждый член такой группы пре* i следует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсур-J ствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна.^ Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очерет пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение! здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как прави-З ло, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когч| да каждый участник решил свои индивидуальные проблемы. Номинальная группа (лат. nominalis — именной, существующий только \ по названию) - это группа людей, собравшихся вместе и получивших j общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитури-1 енты собираются в первый день занятий и получают наименование rpyn-i пы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь! поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ре-| монтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, j чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы опреде-J лить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с | другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников являе сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, кото-j рые выполняют основную работу по производству продукции. Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если | собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий дея*Ц тельности, официальных целей организации и не вступят в межличт ностное общение. В таком случае номинальная группа распадается J Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номи-;| нальная группа приступает к началу деятельности и поднимается следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа- это/J 120 всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности. Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития. Ассоциация (лат. associatio -соединение) -это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера - делового или популярного. Характерней особенностью группы-ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников. Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации. Кооперация (лат. cooperatio -сотрудничество) -это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит приня- 121 Y Организационная социальная психология Глава IV. Социальная психология малой группы тие, интериоризация каждым членом группы общей цели с уче собственных целей и интересов. Характерными для группы-коон ции являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет] пешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные Динамика группы на этом этапе характеризуется началом вь ботки внутригрупповой морали - сложных норм регуляции повел ния, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применен» санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое; правление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальней]] развитие группы. В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как груп сотрудников- людей, которые совместными усилиями добива общих целей. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг з другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Та ким образом достигаются состояния сплоченности и референтное группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов : пы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостное автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возне чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы. 122 Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями: 1) обособленностью, закрытостью от других групп. Члены груп пы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандар ты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;
проблем и пр.). Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников^ поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность. С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле). 123 Организационная социальная психология ственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффев ты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпора начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она i вращается в преступную организацию. Коллектив (от лат. collectivus) - это группа людей, осущес1 вляющих совместную деятельность и добивающихся конечног результата на основе гармонизации индивидуальных, групповь и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне з процессе коллективного принятия решения достигается группе вое состояние интегративности, ростки которого появляются каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назват только ту группу, которая своей деятельностью способствует удов летворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, общественных. Достижение уровня коллектива - трудная задача для любой гр> пы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень долго удерживаться на нем. Коллектив - это пик, вершина развит группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время рабо тать на пределе сил невозможно. Появление социально-психолог ческих черт коллектива необходимо группе прежде всего в труд конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную ность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив пе реходит на более работоспособный, спокойный, стабильный урс вень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа до стигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок вр мени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором оъ привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа с ва может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровь Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в не необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов ] гут быстро иссякнуть. В терминах организационной социальной психологии коллек можно охарактеризовать как группу единомышленников. Приведенный в Приложении 1 тест «Пульсар» позволяет опреде-1 лить уровень развития группы. Основные признаки каждого уровн#| представлены в табл. 4. 124
Итак, малая группа как специфическая общность людей обладает социально-психологическими особенностями. Для образования трудоспособной малой группы необходимы определенные условия. Мы перечислили основные процессы, которые протекают во время непосредственного взаимодействия людей, - общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решения, эмоциональная идентификация. Возникшие групповые состояния способствуют формированию социально-психологического климата в группе. С помощью механизмов группового функционирования (групповых эффектов) малая группа развивается и достигает определенных уровней, наивысшим из которых является коллектив. Перейдем к рассмотрению социально-психологического климата как интегрального состояния группы. Контрольные вопросы
125 Организационная социальная психология РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологичз кие проблемы. М., 1990. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психол гиюМ., 1998. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в соци ной психологии. Л., 1987. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2000. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб, 2000. Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 2000. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. 1979. Ровер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с анг М., 1988. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова., 1979. УманскийЛ. И. Психология организаторской деятельности школьник М., 1980. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. ШихиревП. Современная социальная психология. М., 1999. Bales В. Small Group. New York, 1962. Homans G. С The Human Group. New York, 1950. SelznickF. Leadership in Administration. New York, 1957. ГЛАВА V СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий менеджеров. Он представляет собой итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между менеджерами и сотрудниками. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача менеджеров. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от менеджеров и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. 127 \ Организационная социальная психология Одним из первых раскрыл содержание социально-психологичес* го климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению»-это эмоциональная окраска психологических связей членов колл«к| тива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадеш характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отнск! шений между людьми состоит из трех климатических зон. Перв климатическая зона - социальный климат, который определяется те насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здес| гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязаннс стей работников как граждан. Вторая климатическая зона - мораль** ный климат, который определяется тем, какие моральные ценное в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона -t| это психологический климат, те неофициальные отношения, кото-Ц рые складываются между работниками, находящимися в непосред* ственном контакте друг с другом. Психологический климат -микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата. В целом этот феномен принято называть социально-психолог ческим климатом коллектива. При его изучении внимание ученых! концентрируется на трех основных вопросах: 1. Какова сущность со-| циально-психологического климата? 2. Какие факторы оказьи влияние на его формирование? 3. По каким показателям можно оце нить состояние климата? § 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В отечественной психологии наметились четыре основных под* хода к пониманию природы социально-психологического климата. Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин,^ Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается^ как общественно-психологический феномен, как состояние коллектив»! ного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиям» труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическиЦ| климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социаль*| 128 Глава V. Социально-психологический климат но-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации. Сторонники второго подхода (А, А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей. Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы. Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. В американской социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование психологического климата отношений между работниками. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень- статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психоло-гического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изме- Организационная социальная психология следующая страница >> |
|