Организационная социальная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебный курс «Социальная психология» 3 929.64kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология» 1 333.67kb.
Программа дисциплины «Организационная психология» 3 512.5kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Программа дисциплины социальная психология основной образовательной... 1 329.76kb.
Социальная психология 1 143.79kb.
Вопросы к вступительному экзамену по специальности 19. 00. 05 – социальная... 1 40.3kb.
Пояснительная записка. Требования к студентам 1 161.18kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Аннотации к фильмам Белый ангел 1 47.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Организационная социальная психология - страница №6/7

Глава IV. Социальная психология малой группы


ний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди д ровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформ*
В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих извес1__
экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникают
го в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль l
пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо извес
ны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психа
гия» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в и
циальную психологию» (1998). Они называют несколько услов!
возникновения конформизма: ;

  • степень конформизма возрастает, если задание действительв
    сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше по|
    вержены групповому давлению, нежели люди с завышенной
    оценкой;

  • численность группы: наибольшую степень конформизма.
    проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением
    и более человек;

  • состав группы: конформность повышается, если, во-первь
    группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются 31
    чительными людьми для человека, в-третьих, члены группы прщ
    лежат к одной социальной среде;

  • ловушка «группомыслия» среди людей;

  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы,
    больше у нее власти над своими членами;

  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обла
    ют и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им
    подчиняются;

  • наличие союзника: если к человеку/отстаивающему свое м*
    ние или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоед,
    няется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тендей
    ция подчиняться давлению группы падает;

  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люл
    показывают тогда, когда они должны выступить перед окружаюи
    ми, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетра
    Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его
    держиваться.

108

В результате проведенных исследований в социальной психоло­гии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большин­стве случаев победу одерживает социальная информация. Более се­рьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы - с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодо­статочностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действитель­ному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился, то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь де­монстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый ва­риант получил название рационального конформизма, второй - мо-тивационного.

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать про­цесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчине­ния индивида групповому давлению, принятия им определенного стан­дарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориента­ции группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

а) внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются


человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосозна­
ния, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не выска­
зывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип пове­
дения приспосабливающегося к группе человека;

б) внутренний конформизм - человек действительно усваивает


мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что по­
казывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип
приспособившегося к группе человека;

109


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


в) негативизм - человек сопротивляется давлению группы, к
но отстаивает свое мнение, показывает свою независимую поз*
спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мъ
ние стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем;
ланий. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к гр>
пе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

г) нонконформизм - независимость, самостоятельность нор


ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это •:
поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняв
ся в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-г вых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить * ловека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания,: рицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и ] послушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность ин

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет с> ственную роль, поскольку является одним из механизмов при группового решения.

Эффект подражания. Это следование общим образцам повел ния, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Под] жание - один из основных механизмов групповой интеграции. В i цессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают щие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и; репляет их членство в группе. Во внешнем выражении така стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, ма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), кото рая показывает окружающим, к какой именно социальной группе при надлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и реотипами регулируется его поведение.

Р. Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта пол жания. Первый принцип: «Мы считаем свое поведение правильным 1 данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя по добным образом». Второй принцип: «Когда люди не уверены в се когда ситуация представляется им не ясной или двусмысленной, он

ПО

склонны оглядываться на других и признавать их действия правиль­ными». То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в боль­шей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похо­жего на них человека, чем непохожего. .



Эффект подражания лежит в основе любого научения и способ­ствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи.

Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям явля­ется добровольным.



Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эф­фект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возник­нуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной ин­формации или на основе искажения информации о статусе, репута­ции, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о чело­веке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостат­ки объекта восприятия.

Эффект ореола возникает в условиях:



  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятель­
    но познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его
    качества личности или ситуацию, в которую он попал;

  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен
    информацией о различных людях, что у него нет возможности и вре­
    мени подумать детально о каждом в отдельности;

  • незначимость другого человека. Соответственно возникает смут­
    ное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

  • стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного пред­
    ставления о большой группе людей, к которой данный человек по тем
    или иным параметрам принадлежит;

111

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


-яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта лич сти бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все Эффект «ореола» может проявляться как в позитивном, так 1 негативном смыслах. Преувеличение достоинств объекта воспрц ятия приводит к восхищению им и полному игнорированию реальных статуса и качеств. Известный литературный герой Хле таков прекрасно воспользовался таким «гало-эффектом»: cnei фическая установка Городничего и его компании, что перед нил ревизор, позволила Хлестакову долгое время играть роль влиятел ного лица. Соответственно поведение человека, принимающего ] себя позитивный ореол, характеризуется определенными особен ностями, Для поддержания этого ореола он стремится постоям быть в центре внимания, много говорит, старается проявить освв домленность и активность, занять лидирующую позицию. Дета ное изучение психологических проявлений эффекта «ореола» i важно в политической психологии для выявления механизмов ] яния политического деятеля на окружающих людей. Известно,: пример, что при подготовке предвыборной кампании важно созда имидж политического деятеля, т. е. заставить заработать эффе» «ореола».

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшен достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению* отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Пре,Е дение - это специфическая установка субъектов, основанная на : формации об отрицательных качествах объекта. Такая информаг как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а : принимается на веру. Изучение предубеждений имеет значение в дру этносов люди склонны делать выводы о психологических особеннс стях всей этнической общности, причем такого рода предубежден» оказываются очень устойчивым этнопсихологическим образование!* Но предубеждения возможны не только в этнической психолог Негативная информация о качествах личности нового работника спс

112

собна вызвать предубеждение членов трудового коллектива в отно­шении к нему, что значительно затруднит процесс его адаптации в коллективе.



Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти дей­ствия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает при­держиваться ранее существовавшей установки или вырабатывает но­вое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противопо­ложными той установке, которую пытались ему внушить через сред­ства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Этот эффект проявляется и в непосредственном общении и взаи­модействии людей. Социально-психологические исследования пока­зывают, что агрессивные действия или слова одного человека, направ­ленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто со­вершил эти действия или произнес эти слова. Окружающие люди, как правило, рано или поздно устанавливают истину, и тогда агрессив­ные действия бумерангом возвращаются к совершившему их челове­ку. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, урав­новешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника. Так случается в большинстве ситуаций, когда группа выбирает себе козла отпущения и единодушно проявляет агрессивность в отноше­нии его. Но наличие козла отпущения говорит о низком психологи­ческом уровне развития этой группы. Здесь «бумеранг» оборачивает­ся против всей группы, поскольку разрушает ее единство, целостность, нормальные человеческие отношения, что препятствует эффективно­сти групповой деятельности.



Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определен­ной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстра­ненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Понятие отношения «мы и они» как универсальную психоло-

113


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


гическую форму самосознания всякой общности людей в социалы психологию ввел В. Ф. Поршнев. Для того чтобы появилось суб_ тивное «мы», считает он, требуется повстречаться и обособиться каким-то «они», т. е. с другой группой людей. На основе общих цел$ и деятельности у членов группы формируется чувство принадлезз ста к совместной жизни, складываются отношения единства и i стности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъе* ным источником группообразования и развития.

Эффект принадлежности к группе включает в себя два более i стных эффекта: а) эффект сопричастности; б) эффект эмоциональ поддержки.

Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сог частным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к _ рой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя, основе эффекта сопричастности формируется чувство ответствер сти за результаты деятельности группы.

Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, соперея вания, помощи со стороны остальных членов группы. Однако _.. эффект отражается не только на экспектациях отдельного челове! Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную i держку действиями других членов группы. Если такая поддержка' ну группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» -1 надлежности к группе, сопричастности ее делам, и возникает чувс «они», т. е. член группы, не получивший эмоциональной поддержи способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не раздел ющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается наиболее значимым психологичс ким механизмом функционирования группы. Гиперболизация ства «мы» может привести группу к переоценке своих возможно тей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эго* му». В то же время недостаточное развитие чувства «мы» при! дит к отсутствию единства и слаженности в деятельности. Та» образом, чувство принадлежности к группе играет важную рс групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в ное целое и усиливает их активность, направленную на дост ние цели.

114

Эффект «мы и они» тесно связан с эффектами группового фаво-ритизма и эгоизма.



Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо об-I разом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам I другой группы. Отечественный психолог В. С. Агеев подробно изу-ч ил действие этого эффекта, опираясь на результаты эксперименталь-| ных исследований американских и российских психологов. Эффект группового фаворитизма может проявляться как во внешне наблюда-j емом поведении, так и в процессах социальной перцепции. Он бази-i руется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркацион­ную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Экспериментально установлены некоторые закономерности дей­ствия механизма группового фаворитизма:



  1. эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех слу­
    чаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по резуль­
    татам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группа­
    ми, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

  2. групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех
    групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только зна­
    чимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е.
    в этом случае появляется возможность четкой, однозначной сравни­
    мости групп;

  3. членство в группе оказывается более важно, чем межличност­
    ное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих
    на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочте­
    нии «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, лично­
    стным особенностям;

  4. члены группы склонны объяснить возможный успех своей груп­
    пы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу - факто­
    рами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она
    приписывает этот результат самой себе - своему профессионализму,
    благоприятному социально-психологическому климату, деловым ка­
    чествам руководителей и пр., но если группу постигает неудача, то
    люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на дру-
    гие группы.

115

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


В. С. Агеев считает, что феномен группового фаворитизма сг собствует образованию конкурентных и защитных стратегий мея пового взаимодействия.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповь интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, не поведения отдельных членов группы или всего общества. Цел группы достигаются за счет ущемления интересов ее отделы-членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм прояв ется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность i существования становятся важнее отдельной личности, значиме целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву : лостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и ста дартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очев негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и суд бе ее отдельных членов.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповь эмоциональных состояний стенического и астенического характе Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциона ных состояний определяются значимыми для членов группы услов ями и событиями их Совместной трудовой деятельности. Пока лем эмоционального состояния группы является настроение раб ников в процессе труда. Так, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев и В. Н. феров определили, что события производственной жизни, имеюв положительный смысл для большинства членов группы, способе! ют подъему настроения (резкий подъем общественного настроек был зафиксирован в день получения зарплаты), а события произв ственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства нов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сь рья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения.

Динамика настроения зависит от следующих факторов:



  • степени занятости работников в течение рабочего дня: чем бс
    ше занятость и меньше простоев, тем лучше настроение;

  • стиля управления, применяемого непосредственным руковоя
    телем: авторитарные приемы управления не способствуют повыше
    нию настроения;

  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели:
    строение работников ухудшается, поскольку накапливается усталое

116


  • уровня дисциплины труда в коллективе: чем выше дисциплина
    труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние работников;

  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня кон­
    фликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем
    хуже настроение работников.

Несовпадение эмоционального воздействия с эмоциональным состоянием группы может вызвать парадоксальные реакции. На­пример, в группу хмурых и подозрительно настроенных рабочих приходит веселый и оптимистически настроенный начальник уча­стка. Неучет им эмоционального состояния работников может выз­вать нежелание выполнять срочное задание, вплоть до отказа. В этой ситуации руководителю следовало вначале определить эмо­циональное состояние группы, изменить его - повысить настрое­ние, и только затем обращаться с просьбой или распоряжением о выполнении задания.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы; происходит ее груп­повая оценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором - волновой эффект затухает.

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в за­висимости от различных стимулов. Групповая активность проходит Цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, - подъем активности - спад активности - возвращение к оп­тимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например, получение группой срочного произ­водственного задания), так и от внутренних субъективных побудите­лей деятельности (например, сотрудниками фирмы принимается со­вместное решение о быстрейшем освоении новой техники, что тре­бует с их стороны определенных усилий и проявления активности в повышении своей квалификации и освоении приемов работы на но-

117


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


вом оборудовании). Эффект «пульсара», как проявление группов активности, заключается в резком повышении активности в нача процесса деятельности, затем, когда задача решена, наступает активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активно возвращается на оптимальный уровень, необходимый для норма ной, слаженной, бесперебойной работы группы. Продолжительное групповой активности и ее интенсивность зависят от силы стим} или побудительного мотива, от таких групповых состояний, как орг низованность, сплоченность, направленность, подготовленность и i Выраженность этих групповых состояний определяет количество ус| лий группы, требуемых для решения задачи. Например, группа ] готовленная (знающая алгоритм решения задачи), организован (четко обозначившая функции и распределившая роли), направле ная (не отвлекающаяся на решение других задач) затрачивает мены] интеллектуальных и физических усилий, не переходит предел свой| возможностей. Соответственно всплеск активности будет более уп рядоченным, а период отдыха, после которого группа опять входит! нормальный ритм и режим своей работы, более кратковременным/;

Итак, мы рассмотрели некоторые из групповых эффектов, являются механизмами функционирования группы, с помощью ко рых группа переходит с одного уровня развития на другой.



§ 4. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Уровень развития группы - это такой качественный этап, ко рый характеризует ее социально-психологическую зрелость. Грув развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, пр ходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классифк уровней развития группы. Так, Е. С. Кузьмин выделяет три уровня:


  1. Номинальная группа.

  2. Кооперация.

  3. Коллектив.

Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

  1. Диффузная группа.

  2. Ассоциация.

  3. Корпорация.

118

4. Коллектив.

Л. И. Уманский еще более дифференцированно подходит к дан­ной классификации и вычленяет шесть уровней:


  1. Конгломерат.

  2. Номинальная группа.

  3. Ассоциация.

  4. Кооперация.

  5. Автономия.

  6. Коллектив.

Конгломерат

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много об­щего. Развитие группы начинается с низшего уровня - аморфное об­разование, и заканчивается высшим уровнем - коллектив (рис. 2).










Автономия

Коллектив







Кооперация




Корпорация




Ассоциация










Номинальная группа



















Рис. 2. Континуум развития группы.

119


Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


Взяв за основу классификацию Л. И. Уманского как наиболее ] работанную и проверенную на практике, опишем уровни разв* группы, опираясь на три главных критерия:

  • общность целей совместной деятельности;
    — четкость структуры группы;

  • динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates -собранный, скопившийся) -эта| группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в однц| и то же время на одной территории. Каждый член такой группы пре* i следует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсур-J ствует. Структуры группы также нет либо она крайне примитивна.^ Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очерет пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение! здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как прави-З ло, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когч| да каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis — именной, существующий только \ по названию) - это группа людей, собравшихся вместе и получивших j общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитури-1 енты собираются в первый день занятий и получают наименование rpyn-i пы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь! поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ре-| монтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, j чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы опреде-J лить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с | другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников являе сервисной, обслуживающей деятельность других групп рабочих, кото-j рые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если | собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий дея*Ц тельности, официальных целей организации и не вступят в межличт ностное общение. В таком случае номинальная группа распадается J Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номи-;| нальная группа приступает к началу деятельности и поднимается следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа- это/J

120

всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности. Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это об­щение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и усло­виями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласова­ния, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совме­стной работе, группа переходит на другой уровень развития.



Ассоциация (лат. associatio -соединение) -это группа людей, объе­диненных совместной деятельностью. На этом уровне начинает фор­мироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидер­ства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы пре­тендуют на роль лидера - делового или популярного.

Характерней особенностью группы-ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне разви­тия возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи.

В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников.

Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулиру­ют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается пер­вого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоци­ации переходит на уровень кооперации.



Кооперация (лат. cooperatio -сотрудничество) -это группа актив­но взаимодействующих людей, добивающихся определенного резуль­тата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит приня-

121


Y

Организационная социальная психология

Глава IV. Социальная психология малой группы


тие, интериоризация каждым членом группы общей цели с уче собственных целей и интересов. Характерными для группы-коон ции являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет] пешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные Динамика группы на этом этапе характеризуется началом вь ботки внутригрупповой морали - сложных норм регуляции повел ния, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применен» санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое; правление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальней]] развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как груп сотрудников- людей, которые совместными усилиями добива общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) - это целостная и обособлен группа людей, работающих для достижения общих целей и получа щих не только материальный результат совместной деятельности, ] и удовлетворение от участия в ней. Группа-автономия характера ся тем, что в процессе совместной деятельности практически пс стью удовлетворяются социальные потребности и интересы члех группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника вз модействия достигаются только в результате его участия в совмес ной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение гр> повой целью индивидуальных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг з другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Та ким образом достигаются состояния сплоченности и референтное группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов : пы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостное автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возне чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы.

122

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:



1) обособленностью, закрытостью от других групп. Члены груп­
пы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить».
Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандар­
ты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их
поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей
группы не допускаются;

  1. внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью чле­
    нов группы, их лояльностью друг к другу;

  2. внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена груп­
    пы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т. е. каж­
    дый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стерео­
    типов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы.
    Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо обра­
    зом наказан (от самой жесткой меры - исключение из группы, до бо­
    лее мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомен­
    дации продвижения по службе, понижение в должности или нефор­
    мальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых

проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу сорат­ников^ поскольку она действует как единое целое, и это целое до­минирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуаль­ность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлени­ях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание инди­видуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio - объединение, сообщество) - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает про­тивопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребно­сти и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей груп­пы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены пол­ностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от соб-

123


Организационная социальная психология

ственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффев ты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпора начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она i вращается в преступную организацию.



Коллектив (от лат. collectivus) - это группа людей, осущес1 вляющих совместную деятельность и добивающихся конечног результата на основе гармонизации индивидуальных, групповь и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне з процессе коллективного принятия решения достигается группе вое состояние интегративности, ростки которого появляются каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назват только ту группу, которая своей деятельностью способствует удов летворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, общественных.

Достижение уровня коллектива - трудная задача для любой гр> пы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень долго удерживаться на нем. Коллектив - это пик, вершина развит группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время рабо тать на пределе сил невозможно. Появление социально-психолог ческих черт коллектива необходимо группе прежде всего в труд конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную ность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив пе реходит на более работоспособный, спокойный, стабильный урс вень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа до стигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок вр мени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором оъ привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа с ва может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровь Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в не необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов ] гут быстро иссякнуть.

В терминах организационной социальной психологии коллек можно охарактеризовать как группу единомышленников.

Приведенный в Приложении 1 тест «Пульсар» позволяет опреде-1 лить уровень развития группы. Основные признаки каждого уровн#| представлены в табл. 4.



124


Глава IV. Социальная психология малой группы

Таблица 4. Основные признаки уровней развития группы

Уровень

Признак

Конгломерат

Ситуативное общение

Номинальная группа

Целенаправленное общение

Ассоциация

Начало совместной деятельности

Кооперация

Достижение результата деятельности

Автономия

Удовлетворение индивидуальных интересов посредством участия в групповой деятельности

Корпорация

Удовлетворение групповых интересов за чужой счет (членов группы, других групп, общества)

Коллектив

Гармонизация индивидуальных, групповых и обще­ственных целей и интересов

Итак, малая группа как специфическая общность людей обладает социально-психологическими особенностями. Для образования тру­доспособной малой группы необходимы определенные условия. Мы перечислили основные процессы, которые протекают во время не­посредственного взаимодействия людей, - общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решения, эмоциональ­ная идентификация. Возникшие групповые состояния способствуют формированию социально-психологического климата в группе. С по­мощью механизмов группового функционирования (групповых эф­фектов) малая группа развивается и достигает определенных уров­ней, наивысшим из которых является коллектив. Перейдем к рассмот­рению социально-психологического климата как интегрального со­стояния группы.

Контрольные вопросы

  1. Какие условия необходимы для образования малой группы?

  2. Какие групповые процессы и состояния Вы знаете?

  3. Каковы уровни развития группы?

125

Организационная социальная психология

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологичз кие проблемы. М., 1990.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психол гиюМ., 1998.

Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в соци ной психологии. Л., 1987.

Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2000.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб, 2000.

Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 2000.

МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.

Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. 1979.

Ровер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с анг М., 1988.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.

Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова., 1979.

УманскийЛ. И. Психология организаторской деятельности школьник М., 1980.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

ШихиревП. Современная социальная психология. М., 1999.

Bales В. Small Group. New York, 1962.

Homans G. С The Human Group. New York, 1950.

SelznickF. Leadership in Administration. New York, 1957.

ГЛАВА V

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Благоприятный социально-психологический климат является ус­ловием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический кли­мат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий менеджеров. Он пред­ставляет собой итог систематической психологической работы с чле­нами группы, осуществления специальных мероприятий, направлен­ных на организацию отношений между менеджерами и сотрудника­ми. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача менеджеров. Созда­ние благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регули­рования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотноше­ниях членов группы. Формирование хорошего социально-психологи­ческого климата требует, особенно от менеджеров и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состоя­ния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг

с другом.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и гео­графии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризу­ет невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону вза­имоотношений между людьми. В отечественной социальной психо­логии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

127


\

Организационная социальная психология

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологичес* го климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению»-это эмоциональная окраска психологических связей членов колл«к| тива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадеш характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отнск! шений между людьми состоит из трех климатических зон. Перв климатическая зона - социальный климат, который определяется те насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здес| гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязаннс стей работников как граждан. Вторая климатическая зона - мораль** ный климат, который определяется тем, какие моральные ценное в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона -t| это психологический климат, те неофициальные отношения, кото-Ц рые складываются между работниками, находящимися в непосред* ственном контакте друг с другом. Психологический климат -микроклимат, зона действия которого значительно локальнее соци­ального и морального климата.

В целом этот феномен принято называть социально-психолог ческим климатом коллектива. При его изучении внимание ученых! концентрируется на трех основных вопросах: 1. Какова сущность со-| циально-психологического климата? 2. Какие факторы оказьи влияние на его формирование? 3. По каким показателям можно оце нить состояние климата?

§ 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

В отечественной психологии наметились четыре основных под* хода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин,^ Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается^ как общественно-психологический феномен, как состояние коллектив»! ного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиям» труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическиЦ| климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социаль*|

128

Глава V. Социально-психологический климат



но-психологическое состояние малой группы, которое отражает харак­тер, содержание и направленность реальной психологии членов орга­низации.

Сторонники второго подхода (А, А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психоло­гического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат че­рез стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата склады­вается система межличностных отношений, определяющих социаль­ное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологи­ческой совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. В американской социальной психологии говорят об «организаци­онной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менедже­ров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование психологического климата отношений меж­ду работниками.

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень- статический, относительно постоянный. Это ус­тойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический кли­мат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не раз­рушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформи­ровать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформи­рованном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психоло-гического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состоя­ние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изме-

5 Орг. соц. психология 129


Организационная социальная психология

  следующая страница >>