Курс лекций и практикум Издание пятое, переработанное и дополненное - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие по философии представляет собой переработанное и... 12 5906.48kb.
Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория измерений» 5 1372.5kb.
Курс лекций 3-е издание Минск 2005 (075. 8) Б бк 87. 7 я 7 6 681.13kb.
Курс лекций Красноярск, 2007 Сенашов, В. И 3 992.09kb.
Курс лекций по дисциплине Общая энергетика для специальностей 6 2868.2kb.
Курс лекций для специальностей: 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет... 7 2542.66kb.
Учебно-методическое пособие Издание третье, исправленное и дополненное... 2 499.35kb.
Курс лекций Минск 2007 (075. 8) Ббк 65. 01 37 4487.72kb.
Матрёшка индо-русь научно-художественный исследовательский проект. 3 1530.32kb.
Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология... 7 2665.02kb.
Практикум по переводу цели и задачи дисциплины. Курс «История польской... 1 157.44kb.
22 апреля регистрация до 20 апреля 1 86.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Курс лекций и практикум Издание пятое, переработанное и дополненное - страница №17/20

Раздел III

Координация деятельности

правоохранительных органов в борьбе

с преступностью. Тактика и методика

прокурорского надзора

А. Упражнения и задачи к практическому
занятию по теме «Координация деятельности
правоохранительных органов в борьбе
с преступностью»

1. Дайте определение координации деятельности правоохранительных


органов в борьбе с преступностью.

Поясните существо различий понятий «взаимодействие» и «коорди-


нация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступно-
стью».

2. Что понимается под словосочетанием «борьба с преступностью»?

3. Назовите уровни координационной деятельности органов прокура-
туры.

4. Какова периодичность проведения координационных совещаний?

5. На ваш взгляд, имеются ли различия в понятиях «координационное
совещание» и «межведомственное совещание»?

6. Укажите порядок контроля за исполнением решений координаци-


онных совещаний.

7. Почему судебные органы не могут быть участниками координаци-


онной деятельности правоохранительных органов?

8. Как вы относитесь к предложению о наделении прокуроров правом


координировать деятельность правоохранительных органов не только в
борьбе с преступностью, но и с иными правонарушениями?

9. При проведении очередного координационного совещания руко-


водителей правоохранительных органов района по вопросу борьбы с
налоговыми преступлениями на заседание не явился начальник район-
ной Госналогинспекции. Прокурор района (председатель координацион-
ного совещания) потребовал у него объяснения о причинах неявки и за-
явил, что внесет представление вышестоящему начальнику налогового
органа о привлечении его к дисциплинарной ответственности за невы-

428


429

полнение требований прокурора о необходимости прибытия на совеща-


ние. Оцените правомерность действий прокурора.

10. В районной газете была опубликована статья, в которой критико-


валась деятельность председателя суда по отправлению правосудия за его
якобы «зависимость» от прокуратуры. В качестве примера автор привел
участие и выступление председателя суда на семинарах следователей
прокуратуры и РОВД относительно вопросов судебной практики по уго-
ловным делам.

Обоснована ли критика подобных действий председателя суда?

11. Во исполнении постановления координационного совещания «О
мерах по усилению борьбы с кражами чужого имущества» прокурор рай-
она своим постановлением по уголовному делу создал оперативно-
следственную группу, в состав которой включил наряду со следователя-
ми участкового инспектора Смирнова А.В. и заместителя начальника
уголовного розыска Коева К.С. Начальник РОВД, ознакомившись с этим
постановлением, на оперативном совещании в милиции дал указание
Смирнову и Коеву не исполнять это постановление, так как оно не согла-
совано с ним. Кто прав в данной ситуации?

12. В постановлении координационного совещания руководителей


правоохранительных органов района прокуратура обязывалась совместно
с торговой инспекцией провести проверку исполнения соблюдения пра-
вил торговли — в том числе алкогольной продукцией. При проверке ра-
боты прокуратуры района представителями областной прокуратуры про-
курору было указано на нецелесообразность подобной прокурорской
проверки. Дайте оценку обоснованности такого указания.

13. Глава администрации района в целях улучшения координации


деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью
своим распоряжением создал координационный совет, в состав которо-
го включил прокурора района, начальника РОВД, начальника отдела
ФСБ, а председателем координационного совета назначил своего замес-
тителя.

Проанализируйте законность распоряжения главы администрации.


Какие действия должен предпринять прокурор?

14. Согласно ст. 41 Федерального закона «О наркотических средствах и


психотропных веществах»
координация деятельности в области противо-
действия незаконному (преступному) обороту наркотических, психотроп-
ных веществ и их прекурсоров осуществляется органами, специально
уполномоченными на решение задач в сфере незаконного оборота нарко-
430

тических средств, психотропных веществ и в области противодействия их


незаконному обороту.

Сравните положение данного закона со ст. 8 Закона о прокуратуре РФ


и найдите разночтение в определении субъектов координации.

Б. Упражнения и задачи к практическому
занятию по теме «Тактика и методика
прокурорского надзора»

1. Сформулируйте определение тактики прокурорского надзора.

2. Раскройте содержание понятия «тактика прокурорского надзора».

3. В чем проявляется взаимосвязь тактики прокурорского надзора и


следственной тактики?

4. Что понимается под тактикой отрасли прокурорского надзора, так-


тикой прокурорской проверки и тактикой прокурорского реагирования на
нарушения закона?

5. Сформулируйте определение методики прокурорского надзора.

6. В каком соотношении находятся тактика и методика прокурорского
надзора?

7. Что такое тактические и методические приемы и в чем они отлича-


ются друг от друга?

8. Что имеют в виду, когда говорят о методическом обеспечении про-


куратуры?

9. Какова примерная структура методических пособий или методичес-


ких разработок (рекомендаций)?

10. На 9 час. 30 мин. в прокуратуре района, в штате которой три про-


курорских работника и два следователя, сложилась следующая ситуация.

Прокурор района с 10 час. должен участвовать в работе сессии пред-


ставительного органа власти, на которой будет рассматриваться протест
прокурора, принесенный на незаконное решение представительного ор-
гана. Заместитель прокурора района с 10 час. 30 мин. участвует в суде в
качестве государственного обвинителя. Помощник прокурора района и
следователь находятся в командировке, где расследуют уголовное дело.
Второй следователь находится в отпуске за выездом.

В 9 час. 45 мин. в прокуратуру поступило сообщение из районного от-


деления милиции о том, что в селе Ровное совершено убийство двух жите-
лей неизвестными лицами. Кроме того, в указанное время в прокуратуру
добровольно явился гражданин, совершивший тяжкое преступление. Срок
представления докладной записки в областную прокуратуру истекает.

431


Какую тактику следует избрать в сложившейся ситуации прокурору
района? Какую работу надлежит выполнить в первую очередь? Какую
можно поручить другим органам?

11. На прием к военному прокурору прибыл Блинов, житель села Гор-


ное, и заявил, что некоторые призывники, проживающие в селе, незакон-
но освобождены от призыва на действительную военную службу. От од-
ного из жителей села Блинов слышал — родители за освобождение
сыновей от службы заплатили большие суммы денег райвоенкому. В ро-
ли военного прокурора определите наиболее целесообразную тактику
прокурора (его действий) в связи с получением этого заявления.

12. В последние три-четыре месяца имели место факты отказов со сто-


роны руководителей коммерческих структур (органов) в предоставлении
прокурорам приказов, иных документов по мотивам сохранения сведе-
ний, составляющих коммерческую тайну. Так, в прокуратуру г. Энска из
областного отдела юстиции поступили сведения о том, что генеральный
директор НПО «Квант» Кудряшов 14 мая по результатам проведенной
ревизии издал приказ о хозяйственной деятельности совхоза Ванино,
ущемляющий права работников совхоза, — в нарушение действующего
законодательства.

В 2001 г. часть имущества этого совхоза передана в аренду НПО


«Квант». Прокурор города истребовал названный приказ для проверки
соответствия его закону. Однако генеральный директор отказал прокуро-
ру в предоставлении требуемого приказа по мотивам содержащихся в нем
сведений, составляющих коммерческую тайну. Кудряшов является депу-
татом областного органа представительной власти.

Соответствуют ли закону действия руководителей коммерческих


структур, выражающиеся в непредоставлении прокурорам приказов и
других документов? Если эти действия неправомерны, что необходимо
предпринять прокурору в целях их прекращения и недопущения в бу-
дущем?

13. В прокуратуру района обратилась с заявлением гражданка Ива-


нова. Ее муж часто приходит домой в нетрезвом состоянии, оскорбляет
ее и детей, выражается нецензурно. После ее жалоб начальнику РОВД
муж стал избивать ее и грозит выбросить детей с балкона. Несколько
раз он гонялся за ней с топором. Ей часто приходится ночевать у сосе-
дей. В настоящее время муж нигде не работает, продает ее вещи и вещи
детей, употребляет спиртные напитки. Обращение к участковому ин-
спектору результатов не дало. Она просит воздействовать на мужа.

432


1

Какие действия может предпринять прокурор?

14. Начальник РОВД издал распоряжение, согласно которому следова-
тели РОВД все решения о задержании подозреваемых в совершении пре-
ступлений, а также постановления об избрании меры пресечения — со-
держание под стражей — должны согласовывать с ним и лишь после
визирования им постановления обращаться за санкцией в суд. Кроме то-
го, начальник РОВД разъяснил: все указания следователей, даваемые ими
органам дознания, должны также визироваться у него, а применяемые
средства звукозаписи и киносъемки использоваться только по его лично-
му разрешению. Начальник следственного отдела РОВД по поводу дан-
ных распоряжений обратился к прокурору.

Проанализируйте с точки зрения соответствия закону распоряжения


начальника РОВД. Какое решение должен принять прокурор?

15. Командир части, недавно назначенный на должность, отдал уст-


ное распоряжение о запрещении офицерам и прапорщикам посещать в
форменной одежде городские рынки. Как установлено в ходе проверки,
этот командир правовых актов, не соответствующих закону, ранее не
издавал.

Поясните какая тактика реагирования на это нарушение может быть


избрана прокурором?

433

В. Примерный образец документа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

координационного совещания руководителей
правоохранительных органов Волжского района

21 января 2003 г. г. Волжск

Заслушав и обсудив информацию о состоянии законности в сфере
налогового законодательства, координационное совещание отмечает:
последнее время правоохранительными, контролирующими и иными
органами Волжского района принимались меры по активизации борьбы
с правонарушениями в сфере экономики, в том числе с налоговыми пре-
ступлениями.

Статистические данные свидетельствуют: органы налоговой полиции,


налоговой инспекции, а также органы милиции активизировали деятель-
ность по выявлению, раскрытию и пресечению налоговых преступлений,
иных правонарушений в рассматриваемой сфере.

В 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 23% увеличилось количество ма-


териалов, направленных налоговой инспекцией в отдел налоговой поли-
ции, возросла численность руководителей предприятий и организаций,
привлеченных к административной ответственности за налоговые право-
нарушения. Налоговой полицией закончено расследование трех уголов-
ных дел, в настоящее время расследуются четыре уголовных дела, свя-
занных с незаконным предпринимательством, сокрытием доходов от
налогообложения, иными преступлениями.

Вместе с тем состояние дел с раскрытием и пресечением налоговых


преступлений еще не соответствует остроте сложившейся ситуации, рас-
пространенности правонарушений в сфере налогообложения. Многочис-
ленны факты уклонения физических и юридических лиц от налогового
учета и уплаты налогов, сокрытия ими объектов налогообложения. Оста-
ется низким качество проверок и предварительного следствия. Недоста-
точно эффективно осуществляется прокурорский надзор за исполнением
налогового законодательства.

В целях устранения имеющихся недостатков в работе, улучшения вза-


имодействия правоохранительных, иных органов по выявлению и пресе-
чению налоговых правонарушений, координационное совещание

434


постановляет:

1. Прокуратуре Волжского района (Кругов А.Р.), отделу налоговой поли-


ции (Иванов А.К.), РОВД (Ковин В.И.), отделу федеральной службы безо-
пасности (Краснов А.Б.) в пределах своей компетенции безотлагательно
осуществить меры по устранению имеющихся недостатков в организации
борьбы с налоговыми правонарушениями. Повысить уровень координации и
согласованности действий правоохранительных органов в выявлении, рас-
крытии и расследовании преступлений в сфере экономики. Обеспечить над-
лежащее взаимодействие с налоговой полицией и другими органами, осуще-
ствляющими государственный контроль за соблюдением налогового
законодательства.

1.1. Во втором полугодии 2003 г. обобщить практику применения фи-


нансовых, административных, гражданско-правовых и уголовно-
правовых мер воздействия за налоговые правонарушения, создать в этих
целях межведомственную рабочую группу. Результаты обобщения обсу-
дить на совещании по итогам 2003 г.

1.2. Организовать ежеквартальное проведение совместных занятий по


вопросам применения налогового законодательства с привлечением спе-
циалистов в сфере налогообложения.

2. Прокуратуре:

2.1. Усилить надзор за законностью в деятельности Госналогинспек-
ции и отдела налоговой полиции, придавая первостепенное значение вы-
яснению полноты и своевременности мер, принимаемых ими по фактам
выявленных правонарушений, возмещению причиненного ущерба.

2.2. Обеспечить своевременные и качественные проверки законности


принятых решений отделом налоговой полиции и прокуратуры об отка-
зе в возбуждении уголовных дел, о прекращении и приостановлении
уголовных дел, возбужденным по преступлениям в сфере налогообло-
жения.

3. Отделу налоговой полиции (Иванов А.И.):

3.1. Повысить качество и обеспечить своевременность разрешения ма-
териалов о нарушениях налогового законодательства, принять дополни-
тельные меры по устранению нарушений и злоупотреблений в деятельно-
сти налоговых органов

3.2. Обобщить практику оказания содействия налоговым органам,


прокуратуре, ОВД и другим органам в выявлении, пресечении преступ-
лений и нарушений в налоговой сфере. Результаты обсудить на оператив-
ном совещании.

435


4. Районному отделу внутренних дел (Ковин В.И.):

4.1. Активизировать работу всех служб по выявлению преступлений в


сфере экономики, обеспечить надлежащее взаимодействие оперативных
подразделений с соответствующими службами налоговой полиции, феде-
ральной безопасности по борьбе с налоговыми преступлениями.

5. В срок до 1 марта текущего года РОВД совместно с отделом нало-


говой полиции, федеральной службы безопасности создать рабочую
группу из числа оперативных работников для координации и организации
проведения совместных проверок предприятий и физических лиц, нахо-
дящихся под влиянием преступных группировок и совершающих эконо-
мические и другие преступления.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на


руководителей правоохранительных органов района по направлениям де-
ятельности.

Прокурор Волжского района


младший советник юстиции
А.С. Кругов

Начальник Волжского районного


отдела внутренних дел
майор В.И. Ковин

Начальник отдела '


федеральной службы безопасности г
по Волжскому району
подполковник А.Б. Краснов

Начальник отдела,


федеральной службы
налоговой полиции '
по Волжскому району
майор налоговой полиции
А.К. Иванов

Раздел IV
Прокурорский надзор за исполнением законов

А. Упражнения и задачи к практическому занятию

1. Дайте определение предмета прокурорского надзора за исполнени-


ем законов и законностью правовых актов, назовите его задачи.

2. Что вы можете сказать о пределах прокурорского надзора за испол-


нением законов и законностью правовых актов?

3. Перечислите полномочия прокуроров, направленные на выявление


и устранение нарушений законов и способствующие этому обстоятель-
ства.

4. Как организуется работа по надзору за исполнением законов и за-


конностью правовых актов в районной и городской прокуратурах?

5. Назовите основания проведения проверок исполнения законов и


проверок законности правовых актов.

6. Какие вы видите основания для привлечения прокурорами специа-


| листов — их участия в проверках исполнения законов? Какие вопросы

ставятся перед специалистами в ходе проверок и как оформляются полу-


I ченные ответы?

7. Прокурор города принял решение о проведении проверки исполне-


I ния законов в районной налоговой инспекции. Проведение такой провер-
ки поручено помощнику прокурора города. Составьте в роли помощника

I прокурора города программу (план) проведения этой проверки.

Какие вопросы следовало бы выяснить в ходе проверки и с какими до-
| кументами ознакомиться? Какова возможная тактика подобной проверки?

8. Прокурор района прибыл в районную администрацию для проведе-


I ния проверки законности правовых актов, изданных администрацией за
| последние 6 месяцев.

Какие правовые акты, иные документы надлежит истребовать проку-


| рору для проверки? Каков возможный порядок действий прокурора?

9. Главный санитарный врач города сообщил в городскую прокурату-


I ру, что в связи с жалобами на недомогание жителей, проживающих в но-
вом микрорайоне «Северный», дозиметристами проведены замеры уров-
ня радиоактивности в ряде домов. Измерения показали — многих
комнатах радиоактивность стеновых панелей достигает 60-70 микрорент-

436


437

ген в час при естественном радиационном фоне в городе 8-10 микрорент-


ген в час. Причины высокой радиоактивности стеновых панелей выясня-
ются. Однако ввиду реальной опасности лучевой болезни жители подле-
жат немедленному выселению из домов.

Какие возможные действия могут быть предприняты прокурором в


связи с получением этой информации? Следует ли в данном случае про-
водить прокурорскую проверку? Имеются ли основания для возбуждения
уголовного дела?

10. В ходе прокурорских проверок, проведенных совместно со специа-


листами Управления геологии на ряде рудодобывающих предприятий,
выявлены следующие нарушения: выработка полезных ископаемых про-
изводится за пределами горных отводов; из руд извлекаются не все ком-
поненты полезных ископаемых; ведется выборочная добыча полезных
ископаемых, т.е. только богатых руд; преждевременно списываются с ба-
ланса как неперспективные отдельные участки, содержащие полезные ис-
копаемые; не проводится рекультивация земель после окончания добычи
полезных ископаемых; не осуществляется консервация временно неис-
пользуемых горных отводов; вследствие длительного хранения и неис-
пользования часть полезных ископаемых приходит в негодность; не со-
блюдаются правила по технике безопасности.

Поясните, в какой орган и какие акты прокурорского надзора следует


внести прокурору области и какие вопросы в них поставить?

11. Проводя комплексную проверку исполнения законодательства на


заводе «Химво-локно», помощник прокурора города установил, что по
распоряжению главного технолога Анисимова за последние три недели
дважды производились в ночное время залповые выбросы в атмосферу
токсических веществ, исключительно вредных для здоровья проживаю-
щих вблизи завода жителей — совершено преступление, предусмотрен-
ное ст. 251 УК Российской Федерации.

Как надлежит в дальнейшем действовать помощнику прокурора горо-


да: продолжать проведение проверки или возбудить уголовное дело и
приступить к выполнению неотложных следственных действий?

12. Постановлением Главы администрации Энской области от 26 ап-


реля 2002 г. № 178 «О чрезвычайных мерах по стабилизации рынка про-
довольствия области» ограничен вывоз непереработанного сельскохозяй-
ственного сырья и продовольствия (мяса, молока, зерна, маслосемян) за
пределы области; руководителям хозяйствующих субъектов по перера-
ботке сельскохозяйственной продукции разрешается производить отпуск

438


готовой продукции по свободным ценам за пределы области только после
выполнения заданий на ее поставку по ассортименту и декларированным
ценам потребителям области; на территории области должно быть введе-
но лицензирование деятельности по заготовке сельскохозяйственной
продукции; за реализацию сельскохозяйственной продукции на террито-
рии области без документов, подтверждающих ее происхождение (за ис-
ключением продукции с личных подворий), предусмотрена возможность
наложения санкций в виде конфискации продукции.

Это постановление издано в нарушение соответствующих статей Кон-


ституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации
и лицензионного законодательства.

Скажите, какие статьи названных законодательных актов были нару-


шены Главой администрации при издании этого постановления?

Подготовьте проект акта прокурорского надзора (протеста или заявле-


ния в суд) о признании названного постановления недействительным.

Б. Примерный сценарий деловой игры
«Заседание коллегии областной прокуратуры»

Деловая игра проводится в форме заседания коллегии областной или


краевой прокуратуры с принятием соответствующего решения. На нее
отводится 4 часа учебного времени. Студенты анализируют ситуацию,
сложившуюся в регионе в связи с исполнением земельного и экологичес-
кого законодательства, состояние работы местной администрации, при-
родоохранных органов и прокуратуры как органов контроля и надзора,
определяют меры, направленные на предупреждение, искоренение нару-
. шений законов.

Деловая игра способствует повышению знаний в области земельного и


экологического законодательства; совершенствованию навыков анализа
конкретной ситуации, сложившейся с исполнением этого законодательст-
ва; закреплению знаний о компетенции органов исполнительной власти,
природоохранных органов и прокуратуры в области охраны окружающей
природной среды; приобретению навыков проведения заседаний колле-
гии и принятия решений.

Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии
(возможный вариант)

Прокурорские работники областной прокуратуры, изучив организа-


| цию работы по надзору за исполнением земельного и экологического за-

439


конодательства в прокуратурах Иваньковского, Григорьевского и Свя-
щевского районов, а также работники межрайонной природоохранной
прокуратуры, проведя прокурорские проверки на сельскохозяйственных
предприятиях, в районных комитетах по земельным ресурсам и землеуст-
ройству, в других органах, установили следующее.

В декабре 2000г. начальник Иваньковского районного управления


сельского хозяйства Контарев, председатель комитета по земельным ре-
сурсам и землеустройству Снегирев, председатель районного комитета
профсоюза работников сельского хозяйства Азаров, заместитель началь-
ника управления сельского хозяйства Хомич, директор производства ис-
правительной колонии №21/17 Штанько, управляющий делами главы
администрации района Терентьев подали заявление в районную админис-
трацию с просьбой предоставить каждому из них в пожизненное наследу-
емое владение по 150 га земли для организации и ведения сельского хо-
зяйства. В заявлении указывалось, что они предполагают заниматься
растениеводством.

В течение двухмесячного срока заявления указанных лиц были рас-


смотрены и удовлетворены. Им были выданы земельные участки, а за-
тем и зарегистрированы крестьянские хозяйства. Контарев, Снегирев,
Азаров, Хомич, Штанько и Терентьев после регистрации фермерских
хозяйств создали ассоциацию крестьянских хозяйств. Одновременно
было принято решение о сдаче выделенных им 750 га в аренду коопера-
тиву «Луч». При этом в договоре между ассоциацией и кооперативом
оговаривалось, что указанные земельные участки силами кооператива
будут обработаны и засеяны ячменем. Кооператив обязался проводить
все необходимые агротехнические работы, жатву, обмолот, просушку и
продажу зерна. При этом 75% вырученной суммы перечислялись на
расчетный счет ассоциации, а 25% оставались у кооператива. В резуль-
тате члены ассоциации крестьянских хозяйств получили по заключен-
ному договору аренды 4 млн. руб.

Аналогичные нарушения земельного законодательства имели место


также в Григорьевском, Свящевском и ряде других районов области. К
сожалению, районные прокуроры не реагировали на подобные наруше-
ния законов.

Установлено также, что выделенные для ведения крестьянского


(фермерского) хозяйства земельные участки нередко используются не-
рационально или по несколько лет вовсе не используются. Так, фермер
Климов в течение трех лет не засевал участок земли площадью 10 га

440


(Иваньковский район), фермер Скоков не возделывал участок площа-
дью 19 га в течение четырех лет (Свящевский район). Климов и Скоков
признались, что получая землю, они не думали заниматься сельским
хозяйством, а ждали момента, когда землю можно будет выгодно про-
дать.

В большинстве из проверенных сельскохозяйственных предприятий в


результате нарушения правил обработки земли и невнесения удобрений
происходило снижение плодородия почв, вследствие чего падала уро-
жайность.

Установлено, что в указанных районах земли, передаваемые во вре-


менное пользование для добычи полезных ископаемых, ведения строи-
тельных и дорожных работ, как правило, после окончания этих работ не
рекультивировались. Вследствие этого только за последние два года бо-
лее 20 га земли были приведены в непригодное для сельского хозяйства
состояние. Кроме того, на территории Иваньковского и Свящевского
районов возникли несанкционированные (неразрешенные) свалки про-
мышленных и бытовых отходов, что привело к потере и загрязнению
сельскохозяйственных земель.

Из-за несоблюдения правил обращения с горюче-смазочными матери-


алами (солярка, бензин, масла и др.) многими сельскохозяйственными
предприятиями происходило загрязнение земель, выведены из севооборо-
та более II га земли. В результате урожай в Иваньковском, Григорьевском
и Свящевском районах за последние три года снизился соответственно на
27, 15 и 36%.

Установлены факты, когда ядохимикаты хранятся в неприспособ-


ленных помещениях. Во многих хозяйствах склады вообще отсутству-
ют, в связи с чем ядохимикаты и другие сильнодействующие вещества
хранятся в зерноскладах или на открытом воздухе, нередко вблизи ис-
точников водоснабжения. Несмотря на многочисленные нарушения зе-
мельного и экологического законодательства, внимание прокуроров к
надзору за исполнением этого законодательства ослабло. Стало прово-
диться значительно меньше прокурорских проверок. Снизилась острота
прокурорского реагирования. Районные комитеты по земельным ресур-
сам и землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзо-
ра, областной комитет природных ресурсов и другие органы, не всегда
принимали меры воздействия к нарушителям законов, не предъявляли
иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды к предприятиям,
причинившим вред окружающей среде и юридическим лицам. Предпи-

441


сания природоохранных органов не всегда исполнялись должностными
лицами.

Ознакомившись с предоставленными материалами, прокурор области


принял решение о проведении заседания коллегии с приглашением на не-
го представителей местной администрации, комитетов по земельным ре-
сурсам и землеустройству, областного комитета по охране окружающей
среды, центров санитарно-эпидемиологического надзора. Выступление с
докладом было поручено начальнику отдела по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов1.

Примерный состав участников деловой игры

1. Прокурор области (края) или его заместитель (ведущий заседание


коллегии).

2. Начальник отдела (управления) по надзору за исполнением законов


и законностью правовых актов (докладчик). <

3. Природоохранный прокурор (выступающий).

4. Два-три прокурора районов (выступающие).

5. Прокурор города (выступающий).

6. Прокуроры по надзору за исполнением законов и законностью пра-
вовых актов (выступающие с репликами и задающие вопросы).

7. Глава областной администрации или его представитель (выступаю-


щий).

8. Председатель областного комитета по земельным ресурсам и земле-


устройству (выступающий).

9. Представитель областного комитета природных ресурсов (выступа-


ющий).

10. Главный государственный санитарный врач области или его пред-


ставитель (выступающий).

11. Два эксперта, осуществляющие наблюдение за деловой игрой, да-


ющей оценку.

12. Преподаватель, исполняющий роль научного консультанта. Со-


став участников деловой игры может меняться в зависимости от коли-
чества обучаемых в учебной группе (могут быть объединены две учеб-
ные группы).

1 На заседании коллегии могут быть также приглашены представители других ор-
ганов. - Прим. авт.
442

Подготовка к деловой игре

Преподаватель (руководитель игры) за 3-4 дня до ее проведения соби-


рает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, про-
цедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы.
Необходимо, чтобы студенты получили сценарий деловой игры, предва-
рительно внимательно его прочитали.

С участием студентов тщательно прорабатываются основные характе-


ристики и особенности предполагаемых ролей. Студенты могут предло-
жить ввести в игру новые роли, внести соответствующие коррективы в
намеченную для обсуждения ситуацию.

Студентам, играющим роли главы областной администрации (или его


представителя), а также представителей органов экологического контроля
и санитарного надзора, желательно заблаговременно ознакомиться с со-
ответствующими законами и положениями, закрепляющими компетен-
цию этих органов.

Совместно, участием преподавателя и студентов, подбираются (назна-


чаются) ключевые фигуры: прокурор области (края), его заместитель,
эксперты. Прокурору области или его заместителю предоставляется воз-
можность самому подобрать участников игры. Очень желательно само-
выдвижение студентов на роли.

Следует порекомендовать предварительно подготовить тезисы вы-


ступлений (докладов), проект решения коллегии, вопросы к участни-
кам.

Перед проведением игры преподаватель проверяет готовность студен-


тов, в случае необходимости консультирует их, оказывает помощь. При
этом он ориентирует студентов, чтобы деловая игра носила дискуссион-
ный, творческий характер с активным участием всей учебной группы.
Накануне игры преподаватель встречается со студентом, ведущим засе-
дание коллегии, обговаривает с ним порядок ее проведения, дает соответ-
ствующие рекомендации и советы.

Примерный план проведения деловой игры
(вариант)

1. Преподаватель — руководитель игры — объявляет тему, проверя-


ет наличие студентов, получивших роли, их готовность к игре; прово-
дит инструктаж (2-3 мин.) и предоставляет слово студенту — прокуро-

443


ру области (края) или его заместителю, который открывает заседание
коллегии.

Преподаватель направляет ход игры на всех этапах.

2. Прокурор области (края) или его заместитель, как ведущий засе-
дание, делает краткое вступление: объявляет вопрос, выносимый на об-
суждение, обосновывает необходимость проведения коллегии, кратко
перечисляет задачи, предлагает регламент и предоставляет слово до-
кладчику.

3. Начальник отдела (как докладчик) выступает с 10-15-минутным со-


общением (докладом), основу которого составляет ситуация, приводимая
в пособии, или же иная ситуация1. Докладчиком в обязательном порядке
дается оценка состояния прокурорского надзора за исполнением земель-
ного и экологического законодательства в проверенных прокуратурах,
высказываются предложения по его совершенствованию. Касается он и
недостатков в работе комитетов по земельным ресурсам и землеустройст-
ву, областного комитета природных ресурсов, центра санитарно-
эпидемиологического надзора, делает акцент на перенесении центра тя-
жести в работе на надзор за исполнением законодательства названными
органами, на необходимость совершенствования взаимодействия с нимд,
особенно в части обмена информацией. Говорится о недочетах в работе
отдела, касающихся оказания практической помощи нижестоящим про-
курорам в правильной организации работы по надзору за исполнением
земельного и экологического законодательства. Желательно, чтобы в до-
кладе содержались аргументированные, конструктивные предложения,
направленные на совершенствование работы прокуратур и природоо-
хранных органов в рассматриваемой сфере. Могут вноситься предложе-
ния о привлечении к дисциплинарной ответственности прокуроров за се-
рьезные упущения в работе.

4. Ведущий предоставляет слово одному из участвовавших в провер-


ках работы районных прокуратур прокуроров отдела, который выступает
с содокладом (5-8 мин.) или же дополняет докладчика. Если в игре задей-
ствованы другие прокуроры отдела — участники проверок — их участие
может быть ограничено репликами с мест.

1 Начальник отдела, сославшись на приведенный материал, может не делать до-
клада, но остановиться на предложениях, направленных на совершенствование про-
курорского надзора и контрольной деятельности природоохранных иных органов. -
Прим. авт.
444

5. Далее поочередно предоставляется слово для 5-8 минутных выступ-


лений прокурорам районов, города и природоохранному прокурору. По-
следние дают оценку состояния прокурорского надзора за исполнением
земельного и экологического законодательства во вверенных им прокура-
турах, выделяют положительные моменты в работе, анализируют причи-
ны недостатков и упущений, делятся соображениями относительно
улучшения работы на рассматриваемом участке.

Одновременно прокуроры высказывают критические замечания в ад-


рес администрации и органов экологического контроля, подчеркивают
необходимость совершенствования контактов и взаимодействия с ними.
Желательно также высказать критические замечания в адрес работников
прокуратуры области. Выступающие имеют возможность о положитель-
ном опыте организации работы в рассматриваемой области.

По окончании выступлений прокуроры отвечают на вопросы.

Возможны выступления участников заседания с дополнениями и
предложениями.

6. До 10 минут предоставляется главе областной администрации либо


его представителю. Поблагодарив прокурора области за приглашение
принять участие в заседании коллегии, он дает краткую характеристику
экологического состояния региона, исполнения земельного и экологичес-
кого законодательства, принимаемых местными органами власти и уп-
равления мер, направленных на оздоровление окружающей природной
среды, рациональное использование земель, критически высказывается в
адрес прокуратуры и органов экологического контроля. При наличии во-
просов глава администрации отвечает на них.

7. Выступают представители комитета по земельным ресурсам и зем-


леустройству, комитета природных ресурсов и центра санитарно-
эпидемиологического надзора (5-6 минут). Дается характеристика состо-
яния окружающей среды, исполнения соответствующего законодательст-
ва в регионе, не повторяя сказанного главой администрации, перечисляют
применяемые ими меры, направленные на предупреждение нарушений
земельного и экологического законодательства, рациональное использо-
вание земель, высказывают замечания в адрес прокуроров, поддерживают
предложения по большей скоординированности действий прокуратуры,
органов экологического контроля, иных органов.

По окончании выступлений они отвечают на вопросы участников за-


седания коллегии.

445


8. Далее ведущий спрашивает, не желает ли кто-либо из участников
заседания выступить, имеются ли у них какие-либо замечания или пред-
ложения. Всем желающим предоставляется возможность высказаться,
подать реплики.

9. Подводятся итоги заседания коллегии. Ведущий благодарит присут-


ствующих за активное участие, отмечает позитивную роль коллегии,
отвечает на вопросы, акцентирует внимание на необходимости совершен-
ствования прокурорского надзора за исполнением земельного и экологи-
ческого законодательства, работы прокуратур и природоохранных орга-
нов, внедрения в практику того положительного, конструктивного, что
высказано участниками заседания коллегии.

Ведущий предлагает проект решения коллегии, из нескольких пунк-


тов. Студенты вносят дополнения в проект решения, который принимает-
ся большинством участвующих в заседании коллегии. Заседание закры-
вается.

По ходу деловой игры преподаватель и студенты могут подавать реп-


лики в целях активизации игры и придания ей нужного направления.

окончательная оценка не может превышать 50 баллов (отлично). Оконча-


тельная оценка складывается из оценок всех участников деловой игры и
оценки учебной группы.

2. Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение 5 ми-


нут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализируя заключения
экспертов. При этом он обращает внимание на полноту достижения по-
ставленных перед студентами целей, на недостатки и положительные
стороны, высказывает, что могло бы способствовать активизации деловой
игры, повышению ее результативности.

В заключение преподаватель благодарит всех присутствующих за ак-


тивное участие в деловой игре.

Разбор деловой игры и подведение итогов

1. Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам для за-


ключения. Эксперт в течение 5-8 минут оценивает подготовленность
студентов к деловой игре, отмечает активность и компетентность, кон-
структивность вносимых ими предложений, кратко анализирует вы-
ступления всех участников, отмечая положительные и отрицательные
моменты, дает им оценку. При этом учитывается активность студентов,
знание ими законов, состояние их исполнения в регионе, знание практи-
ки работы прокуратуры, иных правоохранительных органов, новаторст-
во, аргументированность предложений и конкретность мер, направлен-
ных на совершенствование прокурорского надзора за исполнением
земельного и экологического законодательства, контрольной деятельно-
сти природоохранных органов, умение принимать оптимальные реше-
ния, правильно строить отношения в коллективе.

Экспертом выставляется оценка учебной группе в целом. Второй


эксперт может согласиться с первым или же высказать свою точку зре-
ния.

Данные экспертами оценки участникам игры в целом суммируются,


что дает окончательную оценку. Если в игре участвовало 9 студентов, то

446


447

В. Примерные образцы документов

Директору предприятия

«Манометр»

Блинову Н.Н.

06.02.2002 г.
№ 7-35/02

ПРОТЕСТ

на приказ от 30 января 2002 г. № 20


о зачислении дней простоя рабочих в очередные отпуска

30 января 2002 года Вами издан приказ № 20, в котором отделу кадров


предложено полные дни простоя рабочих ввиду необеспеченности рабо-
той засчитывать в их ежегодные отпуска.

Этот приказ является незаконным, так как действующее законодатель-


ство о труде не предусматривает права администрации засчитывать дни
простоя работников в их ежегодные отпуска, какими бы причинами они
не были вызваны.

Ввиду изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О


прокуратуре Российской Федерации»,

требую:


Приказ от 30 января 2002 года № 20 о зачислении дней простоя рабо-
чих в их ежегодные отпуска отменить.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в де-


сятидневный срок с момента его поступления с сообщением об этом про-
курору.

Прокурор г. Энска


советник юстиции

А. А.Зайцев

В Энский областной суд
Прокурора Энской области

20.01.2002г. о признании недействитель-

№ 12-14/99 ным распоряжения губерна-

тора Энской области от 12


декабря 2001 года №360
«О порядке согласования
проектной документации на
строительство объектов в г.
Энске и лесопарковом за-
щитном поясе»

ЗАЯВЛЕНИЕ

(в порядке ст. 41 ГПК Рф)

В ходе проведенной прокуратурой Энской области проверки исполне-
ния экологического законодательства установлено, что распоряжением
губернатора Энской области от 26 декабря 2001 года № 360 «О порядке
согласования проектной документации на строительство объектов в г.
Энске и лесопарковом защитном поясе» областной комитет природных
ресурсов исключен из списка органов, согласуюидих проектно-сметную
документацию в г. Энске. Распоряжение в этой части является незакон-
ным и подлежит отмене.

Согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей сре-


ды» областной комитет природных ресурсов — специально уполномо-
ченный государственный орган в области охраны окружающей среды и
к его компетенции относится проведение экологической экспертизы. К
объектам экологической экспертизы относятся не только предпроект-
ные, но и предплановые материалы, а также материалы по объектам и
мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской
Федерации. Экологическими требованиями при размещении, проекти-
ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предпри-
ятий, сооружений, иных объектов, изложенными в ст. 34-48 названного
закона, прямо предусмотрен контроль комитета за выполнением этих
требований и принятием мер по устранению нарушений. Таким обра-
зом, данный закон не ограничивает согласование материалов комитетом
по охране окружающей среды какой-то стадией, а предусматривает уча-

448


'5 Прокурорский надзор

449


стие последнего на протяжении всего процесса проектирования и стро-
ительства объектов.

6 января 2002 года в адрес губернатора Энской области прокуратурой


принесен протест, в котором ставился вопрос о приведении распоряжения
от 26 декабря 2001 года № 360 в соответствие с законом. Однако требо-
вание прокурора губернатором было отклонено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального за-


кона «О прокуратуре Российской Федерации»,

прошу:


Признать недействительным распоряжение губернатора Энской обла-
сти от 26 декабря 2001 года № 360 в части исключения комитета природ-
ных ресурсов из списка органов, согласующих проектно-сметную доку-
ментацию. О дне рассмотрения заявления уведомите прокуратуру.

Прокурор Энской области


государственный советник
юстиции 3-го класса

А.К. Смирнов



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возбуждении производства


об административном правонарушении

20 декабря 2002 года

г. Энск

450

Прокурор г. Энска, старший советник юстиции Крылов К.С., рассмот-


рев материалы о нарушении экологического законодательства директо-
ром мачтопропиточного завода Ларионовым С.Г.,

установил:

На протяжении 2001—2002 года мачтопропиточный завод, находясь в
водоохранной зоне р. Быстрой, относящейся к объекту высшей категории
водопользования и являющейся водным объектом рыбохозяйственного
значения, систематически загрязнял окружающую среду.

Так, 3 ноября 2002 года в производственных стоках завода обнару-


жено содержание нефтепродуктов в концентрации 5 мг/л, что превыша-
ет норму в 17 раз, и фенолов в концентрации 1 мг/л, что превышает
норму в 1000 раз. Результаты химических анализов подтвердили пре-
вышение норм и в другие дни в течение ноября 2001 г. Производствен-
ные стоки в р. Быструю после очистки на очистных сооружениях были
загрязнены взвешенными веществами, содержание которых превышало
проектные параметры в несколько раз, а также другими ингредиентами
(фосфаты, нитраты, хлориды).

Директор завода Ларионов не предъявил к руководителям служб


должных требований по соблюдению технологической дисциплины, что
привело к систематическим авариям на производстве (в сентябре 2001 го-
да, в феврале и ноябре 2002 года), не принял мер к выполнению предпи-
сания комитета по охране окружающей среды г. Энска, местных органов
санитарно-эпидемиологического надзора (акт совместной проверки коми-
тета природных ресурсов и центра санитарно-эпидемиологического над-
зора от 30 октября 2002 г., акт-предписание названного комитета от 18
сентября 2002 г. и др.). Он же не обеспечил соблюдение экологических
требований при использовании в народном хозяйстве химических, иных
вредных веществ, что привело к повышенному загрязнению нефтепро-
дуктами и другими ГСМ не только территории завода в местах производ-
ственной деятельности, но и за его пределами, в частности, за цехом пет-
ролатума и котельной, а также в прибрежной полосе, примыкающей к
заводу. Кроме того, Ларионов не обеспечил выполнение экологических
15. 451

требований по обезвреживанию, утилизации и захоронению производст-


венных отходов, в том числе токсичных.

Заключенный договор с полигоном «Желтый лес» по вине завода не


выполняется, поставка токсических отходов на полигон в полном объеме
не производится. Объяснения работников завода о причинах несвоевре-
менного вывоза токсических отходов на полигон необоснованны. Напри-
мер, приводится такая причина, как повышение стоимости работ по ути-
лизации отходов.

Не исполняются решения и других государственных органов, в компе-


тенцию которых входят вопросы природопользования и охраны окружа-
ющей среды.

Из-за халатности должностных лиц завода территория покрыта пере-


гнившими щепками, загрязнена иными отходами деревообработки.

Указанные действия директора завода образуют экологические право-


нарушения предусмотренное ст.ст. 8.1 и 8.2 Кодекса Российской Федера-
ции об административных правонарушениях.

Все должностные лица, допустившие нарушение экологического зако-


нодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности. Директор
Ларионов к ответственности не привлекался.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 25 Федерального за-


кона «О прокуратуре Российской Федерации»,

постановил:

1. Возбудить производство об административном правонарушении в
отношении директора мачтопропиточного завода Ларионова С.Г. в связи
с нарушением им экологического законодательства.

2. Постановление направить для исполнения в областной комитет


природных ресурсов и центр госсанэпидемнадзора области.

О принятых мерах сообщите в прокуратуру в письменной форме.

Прокурор г. Энска
старший советник юстиции

К.С. Крылов

Начальнику Энского гарнизона
полковнику Смирнову С.М.

14.07.2002 г.


№ 7-149/2002

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии исполнения законов


о безопасности дорожного движения

В первом полугодии 2002 года по сравнению с тем же периодом 2001


года в гарнизоне отмечается значительный рост автодорожных происше-
ствий. Если за первое полугодие 2001 года в гарнизоне произошло 6 ав-
тодорожных происшествий, то за первое полугодие 2002 года — 12 (рост
на 100%). Привлечено к уголовной ответственности 8 военнослужащих:
воинская часть 00001 — 3; 00003 — 2; 00004 — 1; 00005 — 1; 00007 — 1.

Основной причиной этих автодорожных происшествий является несо-


блюдение военными водителями правил дорожного движения: превыше-
ние установленной скорости, выезд в рейс на неисправном автотранспор-
те, управление автотранспортом в нетрезвом состоянии. В истекшем
полугодии органами ГИБДД (ГАИ) В АИ зафиксировано 109 нарушений
Правил дорожного движения, допущенных водителями. 23 водителя за-
держаны за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Наиболее часто правила дорожного движения нарушались водителями


следующих воинских частей: 00001 (И нарушений), 00003 (7 нарушений),
00004 (5 нарушений), 00006 (4 нарушения).

В связи с изложенным полагаю необходимым разработать и осущест-


вить в гарнизоне дополнительные меры по борьбе с автодорожными про-
исшествиями и нарушениями правил дорожного движения. В этих целях
следовало бы, в частности, в масштабе гарнизона провести совещание с
командирами воинских частей, в воинских частях — конференции води-
телей с участием работников военной прокуратуры и военного суда, ор-
ганов ГИБДД (ГАИ), ВАИ, а также медицинских работников.

Военный прокурор Энского


гарнизона полковник юстиции

С.Д. Белов

452

453


Председателю комитета природных ресурсов

Энска Квасову Н.И.

15.03.2002г.
№ 7-56р

ТРЕБОВАНИЕ

о проведении проверки исполнения '

экологического законодательства

В прокуратуру области поступили сведения о том, что администрация


комбината «Химволокно» в целях уклонения от внесения платы за сбро-
сы и выбросы неочищенных сточных вод и газообразных токсичных ве-
ществ постоянно занижает объемы этих выбросов и сбросов. Практику-
ются сбросы и выбросы в ночное время. При этом приборы контроля за
сбросами и выбросами выведены из строя и не работают.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 22 Федерального закона


«О прокуратуре Российской Федерации», прошу Вас провести проверку
исполнения экологического законодательства в части изложенных фактов
на комбинате «Химволокно» в десятидневный срок.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Россий-


ской Федерации» требования прокурора подлежат безусловному испол-
нению в установленный срок.

О результатах проведенной проверки и принятых мерах прошу сооб-


щить в прокуратуру области.

Заместитель прокурора Энской


области старший советник
юстиции

А.Б. Киселев

454

<< предыдущая страница   следующая страница >>