Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология в системе социальных и гуманитарных наук - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента Кафедра прикладной... 2 1041.76kb.
Тема Объект, предмет и метод социологии 1 82.73kb.
Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента Кафедра прикладной... 3 1089.73kb.
Варианты контрольных работ по политологии 2 456.91kb.
Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа 4 1564.71kb.
Предмет, функции и методы политологии 2 623.44kb.
Объект и предмет политологии 1 92.36kb.
Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента Кафедра прикладной... 15 4841.22kb.
Программа кандидата на пост Председателя Студенческого Совета факультета... 1 19.58kb.
Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента Кафедра прикладной... 5 2293.39kb.
Политическая наука в современной России и перпективы ее развития... 1 307.65kb.
Предмет, функции и методы политологии 2 623.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология в системе социальных - страница №1/7

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Тема 1
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ. ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Еще в 430 г. до н.э. политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все”.

Особенно актуальна он для нашей страны, переживающих период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, трансформации самой общественно-политической системы. В нашей стране в настоящее время встает проблема формирования политологии как новой для нас дисциплины. В этой связи очень важно определить содержание, круг проблем, институтов и явлений, составляющих предмет исследования политологии.

Иное положение сложилось в большинстве индустриально развитых стран. В настоящее время политология там занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политологических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных профессиональных организаций политологов. Наиболее известные из них - Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Общенациональные политологические ассоциации существуют в большинстве крупных стран Запада. В 70-х годах Ассоциация политических наук была организована и в СССР. После второй мировой войны, в 1949 г., при содействии ЮНЕСКО была создана и функционирует по сей день Международная ассоциация политической науки, в задачу которой входит координация политологических исследований во всем мире.

О значении, масштабах и круге затрагиваемых политологией проблем говорит хотя бы тот факт, что сегодня в политологии США насчитывается 26 самостоятельных областей специализации. Большое внимание ей уделяется в системе высшего образования. На Западе трудно назвать сколько-нибудь крупный университет или гуманитарный институт, где не функционируют кафедра или центр политологии. Существенное место политологии отводится в учебных программах средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Более того, во многих школах ученики старших классов реализуют полученные на уроках политологические знания в повседневной школьной и внешкольной жизни.

В нашей стране еще в конце Х1Х - начале ХХ в. сложилась своя, политологическая традиция, связанная с именами Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве, О. Н. Лосского, В. В. Зеньковского и других ученых и политических деятелей, внесших весомый вклад в развитие мировой общественно-политической мысли.

В советское время в большом количестве издавались работы по политической истории мира, отдельных регионов и стран, в том числе России, по вопросам внутренней и внешней политики СССР, союзных республик, других государств мира, по проблемам связи политики с другими сферами общественной жизни (экономикой, правом, социальной сферой, идеологией, культурой и т.д.). Однако как самостоятельная область научного знания политология, так и не оформилась. Возможно, причиной этого было господствовавшее среди руководства страны, части ученых-обществоведов, идеологов и некоторых групп граждан убеждение в том, что со временем государство как орган насилия будет заменено самоуправлением народа в масштабах общества. Предполагалось, что место политики и свойственных ей методов и средств решения социальных проблем, регулирования человеческих отношений и поведения займут нравственные нормы, обычаи и традиции.

Сегодня, когда в обществе значительно активизировались политические процессы, когда в числе других сфер общественной жизни серьезные изменения претерпевает и сфера политики, соответственно возросла и потребность в их научном осмыслении. В связи с этим особую роль приобрели политологические исследования. Важно только, чтобы в поисках объективной истины участвовали ученые разных течений, убеждений, придерживающихся различных идей, концепций и т.д..

Надеемся, что данный курс лекций поможет Вам разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества и общественного развития, как гражданское общество, правовое государство, политика, политическая система и ее формы, демократия и диктатура, политическая культура и т. д.

Политология как самостоятельная научная дисциплина

Приступая к исследованию любой обществоведческой дисциплины, ученый сталкивается с множеством вопросов: каков предмет ее исследования? Каковы ее содержание, предназначение и функции? Какое место занимает она среди других обществоведческих наук? И т.д. Что касается политологии, то поиск правильных ответов на подобные вопросы важен прежде всего для точного понимания политических реальностей в современном мире.

Вычленение самостоятельного предмета политологии связано с немалыми трудностями, так как на него притязают многие другие общественные (а иногда и естественные) науки, что вполне объяснимо: мир политического тесно переплетается с культурой, экономикой, социальными феноменами и т.д. Политологам постоянно приходится конкурировать с философами, социологами, историками и представителями других дисциплин, претендующими на изучение мира политического. Однако указанные трудности связаны еще с одним обстоятельством, а именно с тем, что ни на Западе, ни в нашей стране до сих пор нет общепринятого определения политологии. Разные исследователи расходятся в оценке ее границ и содержания, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т. д.

Прежде чем определить объект и предмет исследования политологии, круг охватываемых ею тем и проблем, необходимо выяснить содержание понятий “политическое”, “мир политического”, “политическая сфера” и т. д., а для этого требуется предварительно уточнить границы между миром политического и другими сферами человеческой жизни как подсистемами общества.

В современном обществе как системе, как целостном образовании выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономико-хозяйственная; социальная; культурная; духовная и политическая. Каждая из них характеризуется только ей присущими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, действующими лицами и т.д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу жизни общества. Социальная, культурная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также, наряду с производственной и политической, образует специфическую подсистему. Гражданское общество обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов, в рамках которых происходят эти процессы. Политическая подсистема призвана регулировать (направлять) процесс создания благоприятных условий для эффективного функционирования указанных подсистем ради реализации интересов всех членов общества.

Экономическая подсистема немыслима без гражданского общества, и, наоборот, гражданское общество невозможно без составляющей его материальную основу экономической подсистемы. Но они не могут функционировать без государства, главная функция которого – контролировать и регулировать их деятельность.

В реальной жизни все подсистемы взаимосвязаны, а разграничение их в рамках научного анализа во многом имеет условный характер, диктуется необходимостью облегчить болею скрупулезное изучение каждой как самостоятельного феномена.

Здесь отметим лишь то, что в соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 1. 1., где А – социальная, В – духовная, С – политическая и D – экономическая сферы или подсистемы. Тогда АВ – гражданское общество (институты, отношения, ценности), D – хозяйственно – экономическая подсистема, С – политическая подсистема, призванная обеспечить политическое единство человеческого социума.

Руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, учитывая, что каждая из них призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. Тогда А – социальные науки, группирующиеся вокруг социологии; В – науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствоведение и т.д.); С – политические науки и D – экономические науки.

Рис. 1


Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин. Проведение классификации социальных и гуманитарных наук связано с трудностями определения места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, более или менее точного выявления сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем.

Политика – наиболее отчетливо наблюдаемая нами сторона общественной жизни, однако эта видимость обманчива, так как скрывает множество менее очевидных фактов и процессов, относящихся к другим подсистемам, но оказывающих и определенное воздействие на политическую сферу. Среди них – социально-экономические, культурные, научные, образовательные, национальные, религиозные и другие факторы и явления, составляющие гражданское общество.

Политология первоначально сформировалась как “государственная” дисциплина, призванная изучать предназначение и функции государственных и политических феноменов, институтов, процессов; теперь предметом ее исследования является мир политического в его целостности и многообразии, т. е. все, что охватывает понятие “политическое”.

Таким образом, политология – наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

1) философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политическою, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

2) политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

3) политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Однако эти блоки не соподчинены, а равнозначны между собой, поскольку идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, без конкретных политических институтов.

Перечисленные политические феномены интересуют ученого политолога прежде всего с точки зрения их состояния в данный момент. Он выясняет их структуру, составные элементы, функции, условия функционирования, их соотношение и взаимодействие. Но такой их анализ был бы односторонним и не полным без учета общего исторического фона, на котором они существуют, их идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Исходя из этого, политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, теоретический и эмпирический. Соответственно политологическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем, идейно политических воззрений и течений; теорию политики; конкретные механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д.

Главными объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие своеобразный стержень политического. Они имеют много аспектов – экономический, социальный, культурный и т. д., поэтому изучаются разными науками – экономической, социологической, культурологической и т. д. Государство, кроме того, исследует государствоведческая, а право – правоведческая дисциплины, анализирующие прежде всего юридические и правовые аспекты их функционирования. Политологическая наука подходит к исследованию государства и властных отношений прежде всего как институтов политической организации общества, имеющих своей главной целью реализацию всеобщего интереса. Однако государство и власть как феномены мира политического неизбежно соприкасаются с более широкой областью социальных явлений, в частности с социально-экономическими, культурными, национальными, религиозными и другими факторами жизни общества, составляющими в совокупности социальные основы политики, поэтому и они должны быть включены в предмет исследований политологии, точнее, в тот ее раздел, который так и называется – “социальные основы (аспекты) политики”.

Помимо государства и власти, политологию интересуют партии и партийные системы, механизмы представительства, избирательные системы, политические организации, разного рода заинтересованные группы, средства массовой информации и т. д., т. е. то “промежуточное пространство” между гражданским обществом и миром политического, речь о котором шла ранее. Но в отличие от политической социологии, или социологии политики, политологию интересует именно то, как, какими политическими средствами, за счет каких политических механизмов они добиваются реализации своих экономических, социальных и прочих интересов.

Политология изучает государство не только как субъекта политики, носителя власти и властных отношений в рамках одной страны, но и как носители государственного суверенитета на международной арене, одного из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин – истории, правоведения, истории дипломатии, социологии, отчасти философии. Значительное внимание этим проблемам традиционно уделяется и в политологической науке, которая исследует закономерности, основные нормы и особенности взаимодействия государств в современных условиях, механизмы принятия решений, роль и функции важнейших международных политических и правовых институтов при разрешении международных конфликтов и поиске консенсуса (согласия) между государствами; деятельность региональных и всемирных организаций как важных звеньев системы жизнедеятельности мирового сообщества. Данный круг проблем составляет еще один раздел политологии, а именно “международные аспекты политики”.

Мир политического непосредственно связан со сферой идеологии, которая “одухотворяет”, “озвучивает” институциональные отношения между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений и направлений; иначе говоря, мир политического имеет идеологическое, или идейно-политическое, измерение. Поэтому политология исследует соотношение политики и идеологии, важнейшие идейно-политические учения, их историю, влияние на политику, а раздел политологии, в котором рассматриваются эти проблемы, можно обозначить как “идеологические аспекты политики”.

Как и другие области обществознания, политология имеет свое мировоззренческое обоснование, поскольку в той или иной форме она тоже затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в общественном и природном мире, смысл и значение материальной и духовной сторон человеческого – индивидуального и коллективного – бытия и т. и. Тем самым она связана с общефилософской (мировоззренческой) проблематикой, а раздел политологии, в котором исследуются данные феномены, можно обозначить как “философские мировоззренческие аспекты политики”, или “политическая философия”. В определенном смысле можно утверждать, что сама политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что отражается в различных идейно-политических течениях – либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократии и т. д.

Для политической философии социальная реальность служит источником размышлений о принципах общественного порядка, социальной справедливости, свободы, равенства и т. д., что непременно “выводит” ее на проблемы связанные с сущностью власти и властных отношений, на государство, его предназначение и цели, побуждая обосновывать определенный политический порядок. Одна из целей политической философии – выяснить, насколько отвечают истине, т. е. объективной необходимости, общепризнанные политические ценности. Для того чтобы достичь этой цели, она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка, стремясь определить некую магистральную линию политического развития.

В качестве самостоятельного раздела (аспекта) политологии выступает политическая психология, или “психологические аспекты политики и политических отношений”. Предметом изучения здесь служат установки, ориентации, убеждения, ожидания, мотивации, проявляющиеся в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок т. д.

Основателем политической психологии считается Г. Ласуэлл, который в 1930 г. опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом – “Власть и общество”. Особенно сильный толчок развитию политической психологии дала развернувшаяся после второй мировой войны “бихевиористская революция”.

В качестве специфического раздела политологии западные ученые выделяют также политическую антропологию, изучающую институты управления и их практические функции у различных этнических сообществ, характерных для развивающихся стран и примитивных обществ (преимущественно незападных), связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества; дающую сравнительный анализ разнообразных политических систем и выявляющую этнические факторы в политическом поведении людей.

Итак, предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией. государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Политологам приходится конкурировать за сферу интересов с философами, социологами, историками, претендующими на право заниматься изучением политики. Большой интерес представляет вопрос о соотношении политологии и истории. К примеру, чем политология отличается от истории? Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел - политическая история, которая изучает мир политического в прошлом. На заре формирования политологии английский историк К.Фримен писал: “история - это прошлая политика и политика - это теперешняя история”. Очевидно, что какие-то аспекты политики в прошлом интересуют и политолога. Симптоматично, что в настоящее время в США эти две науки, которые уже давно утвердились как самостоятельные дисциплины, преподаются на объединенных кафедрах.

Однако между политологией и историей существуют и серьезные различия. Сравним, например, задачи и функции историка и политолога. По мнению испанского исследователя А. Гарсиа, “историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”.

Более или менее исчерпывающие и объективные знания о том или ином общественно-политическом феномен можно получить лишь тогда, когда он уже завершился и стал свершившимся объективным фактом общественной жизни.

С этой точки зрения положение историк предпочтительнее, поскольку он изучает прежде всего и преимущественно свершившиеся в прошлом факты. Политолога же интересуют в первую очередь факты современной жизни, затрагивающие интересы множества людей. Политолог, будучи одним из них, не способен полностью отстраниться от этих фактов, подняться над ними, поскольку они находятся в движении, изменяются. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств.

Особенно актуален и значим вопрос о соотношении и разграничении политологии и социологии. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического – политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается, что очень трудно, если не невозможно, определить, где именно кончается социальная и начинается политическая подсистемы. Очевидно, что существует комплекс институтов, феноменов, отношений, однозначно относящихся к гражданскому обществу (семья, группа, социальные слои, классы и т.д.) и к миру политического (парламент, правительство, государственно-административный аппарат и т.д.). Но некоторые институты могут рассматриваться как составные элементы и гражданского общества, и подсистемы политического. Данное промежуточное пространство составляют политические партии и общественно-политические организации, избирательные системы, механизмы представительства, а также средства массовой информации. “Промежуточными” их называют прежде всего потому, что их цели, задачи, интересы и т.д. формируются в экономической, а также социальной, культурной, духовной сферах, т.е. в гражданском обществе, но реализуются они с помощью политических механизмов власти, т.е. - в мире политического. Это “промежуточное пространство” между гражданским обществом и миром политического изучает политическая социология (социология политики), главная задача которой – исследование социальной базы власти и различных конфликтов в обществе, роль социальной базы в поведении людей и ее влияние на политические институты. Кроме того, она исследует конкретные политические институты как социальные организации, их отношения с другими организациями, а также политические механизмы и способы разрешения социальных конфликтов и т. д. Главное отличие политологии от политической социологии состоит в том, что последняя имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур общества, с факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентации и умонастроения широких масс населения, механизмы отражения социального плюрализма в политической сфере и т.д. Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных аспектах политики. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Главная ее задача – исследование социальных основ власти и социальных конфликтов, их проявление в поведении людей и влияние на политические институты.

Заканчивая разговор о предмете политологии и ее связях с другими общественными науками, еще раз подчеркнем, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Это дополняется разнообразием социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций ученых и, кроме того, довольно большим разбросом методологических принципов, методов и приемов исследования, которые они используют в научной работе и тем не менее нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.

В современной политологической науке выделяются следующие разделы:


  • собственно политика (государство, власть, властные отношения);

  • “промежуточное пространство” между собственно политикой и гражданским обществом (политические партии, избирательные системы и т. д.);

  • социальные аспекты политики (социальная база политических институтов, движений, конфликтов и т. д.);

  • философские, или мировоззренческие, аспекты политики;

  • идеологические аспекты политики;

  • международные аспекты политики.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте определение политологии.

2. Каков предмет изучения политической науки?

3. Назовите основные проблемы, изучением которых занимается политология.

4. Каковы основные разделы политической науки?

5. Каковы место и роль политологии среди других социальных и гуманитарных наук?

6. Чем отличаются друг от друга социология, политическая социология и политическая наука?

Тема 2
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ


Важной составной частью политической науки является методология, представляющая собой определенный способ видения и организации исследования. Она включает систему аналитических методов и приемов, проверок и оценок концептуального и идейного арсеналов, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем. С методологией тесно связаны методы, процедуры и процессы, технические приемы и средства исследования и анализа, а также проверки и оценки данных. Германский философ К. Ясперс не случайно настаивал на том, что всякая подлинная наука представляет собой знание, включающее знание о методах и границах этой науки.

В целом, методология представляет собой комплекс правил и критериев интерпретации фактов, исследовательских планов, приемов сбора данных и т.д. Очевидно, что методология тесно связана с теорией, которая в свою очередь является частью господствующей в данный период общественно-политической парадигмы.

Методологию нередко связывают с конкретными течениями политико-философской и идейно-политической мысли, полагая, что каждое из них имеет собственную методологию. Например, говорят о марксистской, позитивисткой, неопозитивистской, структурно-функциональной и т.д. методологиях. Но тем не менее каждая научная дисциплина, в том числе политическая наука, имеет собственную методологию и инструментарий анализа, без соблюдения которых независимо от идейно-политических позиций исследователя нельзя говорить о действительно объективном изучении предмета этой дисциплины.

Основополагающее значение имело то, что формирование и развитие методологии изучения мира политического происходило в русле западной рационалистической традиции. В этом контексте определяющую роль сыграл революционный переворот в понимании природного и социального мира, произошедший в начале Нового времени. В целом, умами основоположников социальных и гуманитарных наук владели модели универсальной рациональности и ньютоновского механистически-сциентистского видения мира, с четко очерченными законами и закономерностями, причинно-следственными детерминациями и т.д. В такой картине мира, где все детали тщательно подогнаны друг к другу, как в искусно сконструированном механизме, где все действия строго детерминированы, не было места для случайностей. Этот подход был использован в качестве универсального метода объяснения не только природного, но и социального мира. Так, в “Левиафане” Т. Гоббс рассматривал само государство в качестве грандиозного искусственного человека – Левиафана, в котором разыгрываются исключительно механистические процессы и взаимоотношения. Поэтому Гоббс говорил о необходимости создания науки о политике, которая бы заняла свое место рядом с научными достижениями Коперника, Кеплера и Галилея. Обратив оружие рационализма против средневековых суеверий, Гоббс и его последователи пришли к выводу, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности, которые по своей точности и определенности не будут уступать, например, законам физики. К концу XVIII – началу XIX вв. это убеждение окончательно утвердилось в формировавшихся в тот период социальных и гуманитарных науках Запада.

В конце XIX в. были сформулированы основные критерии разграничения естественных и общественных наук. Если первые были охарактеризованы как генерализирующие, в которых преобладают общие закономерности развития и строго очерчены причинно-следственные связи, то вторые были отнесены к типу индивидуализирующих, в которых преобладают индивидуальные, не повторяющиеся феномены и процессы. Господствующей стала позиция, согласно которой для социальных и гуманитарных наук образцом должны стать естественные науки.

В дальнейшем многократно предпринимались попытки разработать “чистую науку о политике”, свободную от каких-либо ценностных доводов и аргументов. В XIX – начале XX вв. О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Моска и другие исследователи анализировали политические феномены в более широком контексте социальных наук в терминах неприложных закономерностей и причинно-следственных связей. Свою законченную форму этот подход приобрел в позитивизме. Политической системе были по сути дела приданы контуры и параметры завершенной системы, функционирующей в соответствии с некоторыми четко очерченными, раз и навсегда установленными закономерностями. Для позитивизма характерна установка на строгое разграничение ценностей от фактов. По их мнению, политологи должны вывести за скобки морально-этические и ценностные аспекты, четко отделить политическую науку от философии и теории, поставив при этом во главу угла сугубо эмпирическое исследование. Тем самым, отвергаются как ненаучные выводы, умозаключения ценностного, мировоззренческого, идеологического характера. Своего апогея господство этого подхода, особенно в американской политической науке, достигла в 50-60-х гг., когда было объявлено о смерти политической философии в качестве предмета академических исследований и конце идеологии.

Но нельзя забывать, что общественно-политические реальности слагаются из действий людей и характеризуются динамизмом и постоянной изменчивостью. Случайность, событийность, вероятность и необратимость составляют их сущностные характеристики. Сущностная характеристика политики – не покой, а движение, и в центре внимания политической науки находится политический процесс. Ученый, исследующий социальную реальность, интегрально включен в нее, он – часть исследуемого объекта и в некотором роде участвует в процессе ее воспроизводства. Политика имеет дело с пониманием и толкованием человеческих целей, а там, где речь идет о целях, непременно присутствуют ценности.

Политическая наука не может быть ценностью нейтральной. Законы общественно-политического развития, которые значительно менее устойчивы, нежели естественные законы, проявляются в разных институциональных, ценностно-нормативных, интеллектуальных условиях, раскладе социальных и политических сил, стечении обстоятельств и т.д. по-разному. Каждая конкретная общественно-историческая данность имеет собственные социальные и политические реальности и собственную систему детерминаций, приоритетов, предпочтений. Будучи переменными образованьями или величинами, она находятся в состоянии постоянного изменения и обновления. Из этого можно сделать вывод, что исследование мира политического предполагает не только установление объективных причинно-следственных связей, но также признание правомерности суждений о вероятностной сущности общественно-политических процессов. Более того, в современных реальностях, в результате научно-технического прогресса стирается грань между практически возможным, вероятным и возможным. Возрастает роль вероятностных, событийных начал, динамизма и неустойчивости, необратимости и индетерминизма. К тому же, в политике основополагающее значение имеют человеческий выбор, потребности, интересы и цели людей. Все это оставляет место для различных путей и направлений ее развития и соответственно различных интерпретаций мира политического и тенденций его развития. Подобный взгляд на политическую науку стал доминирующим среди исследователей последних десятилетий.

С понятием методологии тесно связано понятие метода. Метод (от греч. “methodos” – учение, теория, путь исследования или познания) – это средство анализа, способ проверки и оценки знания.

Основные типы методов сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом:

1. классический период (до XIX в.) связан преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;

2. институциональный период (XIX – начало XX вв.), когда на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно институциональный методы;

3. бихевиористкий (от англ. “behavior” – поведение) период (20-70 гг.) – время активного внедрения количественных методов;

4. постбихевиористский период (последняя треть XX вв.), характеризующийся сочетанием “традиционных” и “новых” методов.

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы и институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой – призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Своеобразную революцию в политической науке совершил бихевиористкий метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности.

Основные принципы бихевиоризма как системы научного знания сформировались в американской психологии конца XIX – начала XX вв. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы). В радикальной форме бихевиоризм сводил все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма. В качестве основных механизмов, определяющих общественную жизнь, рассматривались физиологические механизмы условных рефлексов. Принципиальным для бихевиоризма являлся отказ от признания любых внутренних психологических звеньев, опосредующих ответы человека, и сведение объяснений поведения к однозначной жесткой схеме “стимул-реакция”. Методическими предпосылками бихевиоризма стали принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое.

Психологический бихевиоризм получил новое воплощение в бихевиоризме политическом. Адаптация этого метода в политологии привела к конституциированию в ней бихевиористкого направления. Это позволило политологии совершить переход от изучения государственно-политических институтов как основы политической науки к анализу политической власти и политического поведения, исследование баланса и противовесов, выборов и общественного мнения. В отличии от институционализма в русле бихевиористского подхода любой объект социального исследования, будь то общество, политика, экономика, культура, социальная группа, межгосударственные отношения и т.д., рассматривается прежде всего как система взаимодействия индивидов. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика – это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании.

Основоположниками бихевиористкого метода в политологии считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл, представители т.н. “чикагской школы”.

Основные принципы бихевиоризма можно сформулировать следующим образом:

1. стремление к обнаружению элементов однообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях;

2. любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строится на их основе;

3. для получения определенных данных необходимо использовать адекватные меры;

4. политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.

Из психологии и медицины в политическую науку стали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии – анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики – регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр.

Бихевиоризм внес значительный вклад в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Особое место в методологии стали занимать методы изучения избирательного процесса и электорального поведения.

В рамках постбихевиористкого периода формируются и получают развитие такие типы политического исследования, как структурно-функциональный анализ и системный подход.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается “действие”, а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на “общепринятые” образцы поведения. Нормы объединены в институты, имеющие структуру и обладающие функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.

Бихевиористкий метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60 гг. потребность в системном анализе.

С точки зрения системного анализа любые человеческие сообщества можно рассматривать как более или менее постоянные образования, функционирующие в рамках более широкой среды. Они характеризуются как целостные системы, состоящие из определенного комплекса взаимозависимых элементов, которые можно вычленять и анализировать. Системы имеют более или менее четко очерченные границы. Разграничивающие их от окружающей среды, причем они имеют тенденцию к некоему равновесию.

Суть системного анализа состоит в том, что мир политического изучается как комплекс элементов, образующих целостную систему в ее связи со средой – гражданским обществом и экономико-хозяйственной системой. Симптоматично, что само понятие “политическая система” стало возможным с введением в политическую науку системного подхода. Системный подход предполагает стандартизацию и унификацию научных понятий, систематизацию и упорядочение знаний о политических феноменах и реальностях. Очевидно, что системный анализ позволяет исследовать политические феномены во всей их сложности и взаимосвязанности, учитывая как социальные основания в политике, так и обратное влияние последней на социальные реальности.

Для любой системы, в том числе политической, характерны три основополагающих измерения: ставшее или реально существующее, проявляющееся в структуре; действие, поведение или функция; становление или эволюция. В идеале системный анализ должен охватить все три измерения в совокупности. Однако в реальной исследовательской практике главное внимание системщики концентрируют на первых двух аспектах, отодвигая на задний план третий.

В системном анализе выделяются понятия “вход” и “выход”. На “входе” политической системы решающее значение имеют такие компоненты, как политическая социализация, вычленение и формулирование интересов, их представительство в политике, политическая коммуникация. На “выходе” мы имеем определение правил или законов, программ, политических курсов, их применение и контроль за их соблюдением. Особенно большую роль во внедрении системного подхода в политическую науку сыграли Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд.

Наряду с вышеперечисленными в политической науке применяется еще ряд методов.



Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Аристотеля и Платона. Его использовали Ш.-Л. Монтескье, М. Вебер и др. В современном понимании сравнительный анализ возник после второй мировой войны в рамках сравнительной политологии. Его сторонники исходят из постулата, согласно которому для всех обществ независимо от уровня их развития характерны некие общие элементы и параметры. По их мнению, во всех политических системах осуществляются одни и те же функции, хотя эти функции и могут реализоваться с разной частотой и разными типами структур.

В центре внимания исследователя находятся, как правило, структуры, процессы, функции различных политически систем и режимов в различных национально-культурных и исторических условиях, их специфические особенности, различия и точки схождения.

Политические системы можно сравнивать по временному и пространственному или географическому принципам. Существуют и целый ряд других параметров сравнения. Важно, однако, выбрать такие компоненты и элементы, которые бы в отдельности или совокупности позволяли судить о тех или иных сущностных характеристиках сравниваемых объектов. В связи с этим одна из главных проблем, встающих перед политиологом-компаративистом, – это выбор параметров, поддающихся сравнению друг с другом.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под методологией политической науки?

2. Назовите основные этапы развития политической методологии.

3. Назовите основные методы политологии.

4. Каковы основные принципы бихевиоризма?

5. Что подразумевается под системным анализом?

6. Что понимается под сравнительной политологией?

Тема 3
МИР ПОЛИТИЧЕСКОГО

В современном толковании предметом исследования политологии является мир политического (политика) в его тотальности и многообразии, все то, что охватывается понятием “политическое”. Вычленение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную научную задачу.

Мир политического, будучи одной из основополагающих подсистем человеческого общества, представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов и т.д. Некоторые авторы убеждены в том, что политика включает в себя все формы социальной активности, направленной на производство и распределение всех материальных и человеческих ресурсов, проводя теснейшую параллель между тем, что мы называем социальным, и тем, что может быть определено как политическое. Существует и противоположное мнение, отрицающее за политическим какое-либо реальное содержание. Представители данной точки зрения считают, что политика не имеет собственной экзистенции и соответственно не способна самовоспроизводится. Она существует в виде мышления, говорения и поведения.

Тем не менее, мир политического, политика, существует в качестве самостоятельного феномена.

В античном мире и средневековье мир политического выступал в единстве с другими подсистемами человеческого социума. В то время все сферы жизни были пронизаны политически, государственным началом. Окончательное вычленение мира политического произошло в Новое время, особенно в XVIII - XIX вв. в процессе формирования капиталистической системы с такими ее основополагающими атрибутами, как частная собственность, свободная рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство, разграничение между социальными и политическими функциями. Именно с этого периода и можно вести речь о мире политического как самостоятельной, во многих аспектах автономной, подсистеме.

При всей многозначности данного понятия, можно говорить о том, что мир политического – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Иначе говоря, под политикой подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми окончательная власть и авторитет, существующие в нем для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.

Мир политического включает множество сфер: государственно-правовую, партийную, избирательную, механизмы принятия решений и т.д. При этом политика имеет структурные и системные компоненты, которые охватывают аспекты политического господства и правления, господства и сотрудничества, конституирования власти и политического неравенства, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования политической системы, политической социализации, политической коммуникации и средств массовой информации и т.д.

Таким образом, основными функциями политики являются следующие:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества;

2. Управленческо-регулятивная функция;

3. Функция политической социализации;

4. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности;

5. Функция рационализации.

Человек – центральный субъект политики, так как политика – функция взаимодействующих между собой людей. В сущности, политика начинается там, где существуют конфликты. Она призвана найти пути и средства разрешения возникающих в человеческом сообществе конфликтов. Таким образом, мир политического заключает в себе объединяющее всех членов общества начало. Как выражение всеобщей воли он призван примирить и совместить друг с другом разнородные и конфликтующие интересы всех членов общества.

При этом важно учесть, что политика подразумевает участие во властных отношениях или стремление оказать влияние на распределение власти. Поэтому мир политического можно рассматривать как арену конкурентной борьбы представителей различных социально-политических сил за власть, за монопольное право говорить и действовать от имени этих сил. Иначе говоря, конфликт и политика самым тесным образом связаны между собой. Но для разрешения конфликтов можно использовать разные пути и средства. Это находит выражение в факте существования различных форм правления, режимов, правительств, политических партий, организаций и т.д.

Политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с собственно миром политического. Политическое пронизывает мировоззренческая система, в которой немаловажное значение место занимает идеология. Здесь большое значение для определения сущностных характеристик и границ политического имеют политическая философия и политическая теория.

Очевидно, что политическое, мир политического – более широкие понятия, нежели понятия “государство”, “власть”, “политическая система” и т.д. (нередко эти понятия применяются как синонимы, что со строго научной точки зрения недопустимо). Но тем не менее, в центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения. Они составляют основополагающие категории политической теории и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов и всего мира политического. Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений.

Поэтому неудивительно, что значительная часть известных определений политики строится на понятиях государства и власти. Их можно сгруппировать вокруг двух базовых формулировок. В одной из них внимание концентрируется на государстве, в другой - на власти. Но обе эти формулировки нуждаются в существенной коррекции.

Государство существует там, где есть политика, но политика сама по себе может существовать и вне государства. Наглядный пример этого – политика разного рода международных организаций, в которых не всегда государство, по крайне мере официально, играет определяющую роль.

В другом случае, при определении политического в качестве ключевой категории используется власть. В данном случае политическая наука характеризуется как дисциплина, призванная исследовать формирование и распределение власти. Власть, как считают приверженцы данного подхода, существовала задолго до возникновения государства. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состоянию безвластия, отсутствия власти.

Рассмотренные выше подходы не исключают, а дополняют друг друга, так как в обоих случаях речь идет о двух важных аспектах одного феномена. В первом подходе внимание концентрируется на организации и системе, во втором – на процессе и результате. Первый подход не охватывает политику в догосударственных обществах, при этом чрезмерно выделяя форму и легализм, игнорируя авторитет и легитимность. Определение же исключительно в терминах власти четко не указывает субъекта власти и может включать все организованные группы: семью, церковь, профсоюзы и т.д. Органическое сочетание, единство этих двух феноменов выражается в том, что государство – главный субъект политической власти и властных отношений.

Государству, как основному составляющему мира политического и политической системе, будет посвящена отдельная глава. Здесь же остановимся на сущностных характеристиках власти.

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики.

Отношениям власти уделяли пристальное внимание уже античные мыслители – Платон, Аристотель и другие. К ним проявляли большой интерес Макиавелли и Гоббс, Локк и Кант и многие другие философы и политические теоретики средневековья и Нового времени. Проблемы власти находятся в центре внимания современной политологии. Существенный вклад в разработку теории власти внесли Парето, Моска, Михельс. Новую главу в социологическом анализе власти открыл М. Вебер, который понимал под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Большая заслуга в дальнейшем развитии теории власти принадлежит структурному функционализму. Так, подчеркивая ключевое значение власти, Парсонс утверждал, что она занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах. Функциональный подход получил конкретизацию в рамках “ролевой” концепции власти, предложенной сторонниками плюралистической теории демократии и различных вариантов демократического этатизма. По их мнению, власть – это способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей. Считая власть атрибутом ролей в социальной системе, плюралисты и этатисты отмечают, что в современном обществе власть, выполняющая функции контроля и руководства, немыслима без организационной и институциональной основы. При этом основное внимание уделяется формам осуществления власти, а вопрос о ее источниках зачастую отодвигается на задний план. Этот пробел пытается восполнить английский политолог Томпсон, утверждающий, что анализ феномена власти предполагает скрупулезное исследование взаимоотношений между действием, институтами и социальной структурой, поскольку те или иные аспекты власти проявляются на каждом из этих уровней. На уровне действия – это способность субъекта действовать в соответствии со своими интересами и целями, вмешиваться в ход событий и изменять его. На институциональном уровне власть означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам людей или институтам принимать решения и осуществлять их на практике. В свою очередь пределы этой власти ограничиваются социальной структурой.

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Феномен власти проявляется во всех человеческих сообществах: власть родителей над детьми в семье, руководителя предприятия над работниками, президента ассоциации над ее членами, мэра города над своими подчиненными, папы над прихожанами католической церкви и т.д. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общества) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

В политической науке существует немало определений власти. В соответствии с одним из них, некто Х обладает властью над неким Y постольку, поскольку, во-первых, Х тем или иным способом может заставить Y сделать нечто, что, во-вторых, соответствует интересам Х и что, в-третьих, сам Y иначе не стал бы делать.

Таким образом, под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, используя насильственные или ненасильственные методы и средства. Власть возникла с появлением человеческого общества и вместе с ним прошла длительный путь развития. Власть – необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, она призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.

В политической науке речь идет прежде всего о политической власти. При этом большинство исследователей придерживаются мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, является политической властью. Она отличается совершенством внутренней организации и степенью подчинения себе управляемых. Государство – главный и единственный носитель политической власти. Специфическая особенность государственной власти состоит в том, что она осуществляется единой системой специальных органов, взаимосвязанных между собой по горизонтали и вертикали.

Отличительными чертами политической власти являются:

1. легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

2. верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

3. публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4. моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5. многообразие ресурсов.

Можно выделить множество первоначальных истоков власти и господства. Самым бесспорным из них является сила, которая в свою очередь выступает в разных формах. Необходимость насилия и принуждения в качестве механизмов регулирования поведения людей в обществе определяется недостаточностью одних только средств поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом власти являются санкции, наказания, в том числе физическое принуждение. Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести только к силе, тем более физической силе, или насилию. Но нельзя не учесть тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказаться благим пожеланием или просто блефом. В этом смысле власть представляет собой форму выражения силы.

В принципе, насилие может быть применено и нередко применяется родителями к детям, руководителями предприятий - к подчиненным и т.п. Но в любом из этих случаев действия применяющих насилие противоречат закону. Более того, закон запрещает такие действия под угрозой применения к ним самим насилия. Что касается политической власти, то формы, средства, условия использования ею насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорится о легитимном, или узаконенном, насилии.

Тем не менее, помимо насилия власть имеет своим основанием целый ряд других источников, например, традицию, обычай, добровольное делегирование полномочий гражданами на основе договора и т.д. Поэтому политическая власть никогда не бывает всеисключающей властью. Рядом с ней и зачастую в противовес ей существуют множества других источников и форм власти и авторитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть и авторитет обычая, разного рода организаций, объединений, институтов гражданского общества, таких как церковь, семья, образование, бизнес, общественное мнение и средства массовой информации, профсоюзы и заинтересованные группы, господствующие в обществе нравственные императивы.

В значительной мере степень независимости граждан от государства, степень демократичности общественно-политической системы прямо пропорциональны степени полицентричности распределения власти в обществе. В соответствии с большинством современных теорий, верховная политическая власть имеет некие границы, которые он не вправе преступать. Это – неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства.

Функциями политической власти являются: управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни; регулирование социальных, национальных, международных отношений; обеспечение национальной безопасности и общественного порядка; гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил в обществе и государстве и т.д.

Важнейшей функцией власти является урегулирование конфликтов и осуществление внутренних связей системы. Ведь в арсенале политических средств есть не только насилие или угроза применения насилия, наказание и порицание, но и обещание вознаграждения, сотрудничество, обмен и т.д. Власть как отношение между двумя или более партнерами опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции как отдельного человека, так и социальных групп в системе общественных и политических организаций.

Вопросы для самопроверки

1. Какое содержание вкладывается в понятие политического?

2. Дайте общую характеристику мира политического.

3. Определите место государства и власти в мире политического.

4. Каковы сущностные характеристики власти?

5. Каковы отличительные черты политической власти?

6. Определите основные функции политической власти.

следующая страница >>