Практикум по переводу цели и задачи дисциплины. Курс «История польской литературы. Практикум по переводу» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по информационно-публицистическому и деловому переводу... 1 48.22kb.
Практикум по русскому языку: подготовка к сжатому изложению. 1 245.19kb.
Место дисциплины в системе подготовки Дисциплина «Практикум по культуре... 1 76.68kb.
Практикум на ЭВМ задачи для С++ Часть 1 Уфа 2006 Составитель 5 643.48kb.
Решение Грибкова Дарья Игоревна Восстановление, бюджет, на 4 курс... 1 58.7kb.
Практикум является основой учебно-методического обеспечения дисциплины... 1 242.38kb.
Практикум Место дисциплины в структуре ооп принципы построения курса 1 17.65kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 3 1199.85kb.
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем... 1 44.21kb.
Программы дисциплины «История отечественной журналистики» Цели и... 1 58.86kb.
Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов 15 3464.04kb.
Дворянство польского происхождения в Орловской губернии в xvii-начале... 1 320.55kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум по переводу цели и задачи дисциплины. Курс «История польской литературы. - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета/

директор института

«___» ___________ 20__ года



рабочая Программа учебной дисциплины
ДПП.ДС.05. ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРАКТИКУМ ПО ПЕРЕВОДУ



  1. Цели и задачи дисциплины.

Курс «История польской литературы. Практикум по переводу» для студентов-филологов реализуется в форме лекционных и практических занятий в объеме 48 часов. Курс имеет информационную, практическую и теоретическую направленность. Его цель – познакомить учащихся, осваивающих специализацию Славянские языки (польский язык) с основными явлениями в польской литературе, творчеством наиболее известных польских поэтов и писателей на примере аутентичных текстов и их переводами на русский язык.



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать: историю становления польского литературного языка, основные направления в польской литературе од древности до наших дней, связь литературы и истории польского государства и иметь представление о творчестве известных польских поэтов и писателей.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


10

Общая трудоемкость дисциплины


90

90
Аудиторные занятия

48

48
Лекции

32

32
Практические занятия

16

16
Самостоятельная работа

42

42
в т.ч.







Рефераты

6

6

Другие виды самостоятельной работы (конспекты дополнительных источников, анализ текстов, устная подготовка теоретического материала и т. п.)

4

4

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен




  1. Содержание дисциплины.

    1. Разделы дисциплины и виды занятий.




п/п


Раздел дисциплины

Всего

Лекции

Практические занятия

1.

Становление польского литературного языка. Первые памятники польской письменности.

4

2

2

2.

XVI век. Эпоха Возрождения. Миколай Рей – отец польского литературного языка. Творчество Яна Кохановского.

6

4

2

3.

История польской литературы XVII-XVIII вв. (Барокко и Эпоха Просвещения)

6

4

2

4.

История литературы первой половины XIX века. Романтизм в польской литературе.

6

4

2

5.

Жизнь и творчество А. Мицкевича.

6

4

2

6.

История польской литературы второй половины XIX века.

8

6

2

7.

История польской литературы ХХ-XXI веков.

12

8

4



    1. Содержание разделов дисциплины.

1. Становление польского литературного языка. Первые памятники польской письменности: «Богородица».

Первый университет в Польше – Краковская Академия (Ягеллонский университет).

2. Эпоха Возрождения. Миколай Рей – отец польского литературного языка. Творчество Яна Кохановского.

3. История польской литературы XVII-XVIII вв. «Серебряный век» в истории Польского государства. Лирика польского барокко. Сарматизм (Ян Пасек, Ян Анджей Морштын и др.).

4. Государственные реформы и идеи просвещения. Выборы Станислава Августа Понятовского. Экономические и общественные преобразования. Перемены в сфере культуры. Творчество И. Кращицкого, Ф. Карпиньского. История и литература первой половины XIX века. Романтизм. Творчество Ю. Словацкого и З. Кращиньского.

5. Разделы Речи Посполитой. Восстание Т. Костюшко. Наполеоновская эпоха. Национальные восстания. Сибирская ссылка. Великая польская эмиграция. Первая мировая война. Национальное возрождение на польских землях. Жизнь и творчество А. Мицкевича. Ранняя лирика. Народная эпопея – поэма «Пан Тадеуш».
6. История польской литературы второй половины XIX века. Январское восстание 1863 г. Поэзия М. Конопницкой. Позитивизм. Трилогия Г. Сенкевича. Жизнь и творчество Б.Пруса.
7. История польской литературы ХХ века. Первая Мировая война. Борьба за независимость. Литературная группа «Скамандер»: Я. Ивашкевич, Ю. Тувим. Судьбы поколения «без родины» - роман М. Домбровской «Дни и ночи». Вторая мировая война. Социализм. Соцреализм в литературе. Солидарность. Писатели - лауреаты Нобелевской премии: В. Реймонт, В. Шимборска, Ч. Милош. Современная польская литература.
5. Лабораторный практикумне предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Dietrich J. Język polski III. Teksty literackie oraz ćwiczenia w mówieniu i pisaniu. Warszawa 1998 343 s.

2. Sklarska, K. Język polski I. Teksty literackie oraz ćwiczenia w mówieniu i pisaniu / К. Sklarska, Н. Budzykowa H. – Warszawa, 1998. - 256 s.

3. Warchoł R. Język polski II. Teksty literackie oraz ćwiczenia w mówieniu i pisaniu / R. Warchoł. - Warszawa, 1997. - 240 s.
б) дополнительная литература:

1. Горбаневская, Н. И тогда я влюбилась в чужие стихи…Избранные переводы из польской поэзии / Горбаневская Н. Варшава – Краков, 2006.- 252 c.

2. Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. Под ред. Волкова В.К.- М., 1993. – 528 c.

3. Николаев С.И. От Кохановского до Мицкевича: Разыскания по истории польско-русских литературных связей XVII – первой трети XIX в. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 266 с.

4. Ogrodowska B. Kalendarz polski. Historia i obyczaje/ B. Ogrodowska. - Warszawa, 1997. - 311 s.

5. Sławni Polacy pisarze i poeci.- Poznań, 1998.- 64 s.

6. «Новая Польша» - общественно-политический и литературный ежемесячник

http://www.novpol.ru – электронная версия
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

В процессе освоения курса могут быть использованы электронные версии работ известных отечественных и зарубежных филологов, содержащиеся в сети Интернет, а также литературные тексты польских авторов:



http://www.edu.ru;

http://www.gumfak.ru;

http://www.school.edu.ru

http://ru.wikipedia.org
энциклопедические источники:

http://www.poland.su/kultura/kultura_literatura_polska.html

http://www.ejwiki.org/wiki/Польская_Литература


http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POLSKAYA_LITERATURA.html
литературные тексты:

http://book-i3.ru/xudozhestvennaya-literatura/zarubezhnaya-literatura/literatura-polshi/

http://book-top3.ru/main/zarubezhnaya-literatura/literatura-polshi/

http://wolnelektury.pl/

http://literat.ug.edu.pl/
Онлайн словари и переводчики:

http://www.slownik.ukraincow.net/

http://querywords.ru/

http://radugaslov.ru/polski.htm

http://mirslovarei.com/content_poru
Новая Польша. Общественно-политический и литературный ежемесячник. -Варшава, издается с 2000 года на русском языке.

Видео курс: «Język polski» в 4-х частях. Варшава.NAUKA S.A.

„Skamandryci” – мультимедийный сборник 2 кассеты VHS (80 и 90 мин) и методическое пособие.

Адам Мицкевич «Баллады и романсы» Agencja UP MEDIA, 1998 (45 мин)

Адам Мицкевич «Пан Тадеуш» (фрагменты), Agencja UP MEDIA, 1998, (45 мин)

«Дни и ночи» (худ. фильм реж. Я. Антчак 1975 г.по повести М. Домбровской) 2 кассеты NAUKA S.A. Kadr

«Кукла» (худ. фильм реж. В.Я.Хас 1968 г.по повести Б.Пруса) (159 мин) ZRE Kamera.

«В пустыни и пуще» (худ. фильм реж. В.Слещицкий по повести Г. Сенкевича) 2 кассеты (по 94 мин.) Варшава, NAUKA S.A.

«Дамы из Вилька» (худ. фильм реж. А.Вайда по повести Я. Ивашкевича) Варшава, NAUKA S.A.

Pan Tadeusz (худ. фильм реж. А.Вайды на основе поэмы А. Мицкевича) Vision Distribution Company 1999.

QUO VADIS (худ. фильм реж. Е. Кавалерович по повести Г.Сенкевича) Telewizja Polska S.A., 2002.

6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


  1. Специализированный кабинет: Центр польского языка и культуры ТГПУ, видеоаппаратура, аудио комплекс, компьютер.

  2. Учебные пособия для студентов высших учебных заведений по зарубежной литературе; журналы («Новая Польша», Kultura); тексты для перевода.

  3. Портреты известных писателей и поэтов. Иллюстрации к поэме «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
7.1. Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина «История польской литературы. Практикум по переводу» является итоговой в ряду дисциплин специализации «Славянские языки». Реализуется дисциплина в форме традиционных лекционных занятий, на которых представляется материал, содержащий основные сведения о историко-культурном контексте соответствующей эпохи, наиболее ярких явлениях в истории польской литературы и основных ее представителях. На практических занятиях переводятся и анализируются произведения польских деятелей литературы (или их фрагменты), сравниваются переводы учащихся с известными переводами русских авторов. Кроме этого, используются для анализа критические статьи польских и российских исследователей. Иллюстративным материалом являются экранизации польской литературной классики на видео-носителях.

Итоговый экзамен проводится в письменной и устной форме. Он является завершающим экзаменом по специализации славянские языки (польский). Комплексное экзаменационное задание включает ответ на вопрос, аудирование текста объемом до 2000 знаков и беседу на одну из тем (приведенных ниже).
ПРИМЕР ПЛАНА – ПРОСПЕКТА ЛЕКЦИИ
Тема: XVI век – золотой век польской культуры. Эпоха Возрождения. Миколай Рей – отец польского литературного языка. Творчество Яна Кохановского.

В литературе и искусстве в это время в Польше отвоевывал себе позиции гуманизм. XVI век заслужил славу золотого века польской культуры, раздвигается сфера ее воздействия. Были открыты десятки новых школ, намного больше стало грамотных людей среди горожан и даже крестьян. Кризис феодально-теократического мировоззрения в Польше не достигал той остроты, как, например, в Италии. Главные причины, очевидно, коренились в особенностях социальной структуры. В таких условиях расставание с прошлым не могло не быть затяжным; произведения архитектуры, живописи, литературы совмещали в себе стадиально различные черты.

В распространении ренессансных веяний большую роль сыграли контакты с культурными центрами Западной Европы. Первенствовала здесь Италия. Польская интеллектуальная элита, средоточием которой был переживавший на исходе XV – в первой трети XVI в. Пору своего расцвета Ягеллонский университет в г. Кракове, ориентировалось на высокий пример итальянского Возрождения. По мере успехов Реформации обозначилась еще одна линия интенсивного идейного влияния - из Нидерландов, тесные связи с которыми поддерживал Гданьск.

Вздет духовной и материальной культуры был немыслим без печатного станка. Первые типографии появились в Польше с начала 1470-х годов. В XVI веке книгоиздательство приобрело большой размах, общее число опубликованных в стане книг составило около семи тысяч названий. Первая в Польском государстве книга на родном языке - «Духовный рай» Берната из Люблина - вышла в Кракове в 1513 г. Возрос интерес к рождавшейся польской религиозной и светской литературе, - песням, драмам, историческим сочинениям. Право разговорной polszczyzny быть языком литературы энергично отстаивал поэт-сатирик Миколай Рей (1505-1569). Его изречение: «A niechaj narodowie postronni znają, iż Polacy nie gęsi, iż swój język mają» (Пускай все соседние народы знают, что поляки не гуси и свой язык имеют) - стало девизом ревнителей отечественной словесности. Он воспевал также «достойную» жизнь помещиков, ибо шляхта постепенно превращалась в сословие помещиков, а рыцарские идеалы уступали место «пользе», какое приносит хорошее ведение хозяйства, и прелестям спокойной жизни в деревне.

Славу М. Рея и его собратьев по перу затмил Ян Кохановский (1530-1584). Основатель польской поэзии на основе латинских образцов. Славу свою он обрел еще при жизи и не утратил ее до сих пор. Его произведение Do Boga Czego chcesz od nas, Panie является самым популярным католическим гимном. Его стихи отличает удивительно тонкая передача человеческих чувств, обогащенная метрика и образная система. Писал Fraszki – короткие шутливые стихи (похожие на эпиграммы), которые были популярны в то время. Писал их и в своем имении в Чарнолесе.

Отрывок из стихотворения Na dom Czarnolesie:

…Inszy niechaj pałace marmurowe mają

I szczerym złotogłowem ściny obijają,

Ja, Panie, niechaj mieszkam w tym gniaździe ojczystym,

A ty mię zdrowiem opatrz i sumieniem czystym…

На склоне жизни в творчестве Я. Кохановского произошел перелом. Его обозначили «Трены» - цикл плачей-элегий 1580 г. Их безысходная печаль противостоит жизнерадостности, порой безудержному веселью его прежних творений. «Трены» - горестный отклик поэта на смерть дочери. Но едва ли новую для музы Кохановского тональность можно объяснить лишь семейной драмой. Пора безмятежно веры в гармонию мира миновала не только для него. В литературу конца XVI в. Зримо вторгалась рефлексия и скепсис, растерянность перед трагизмом людских судеб – черты, которые знаменовали крах ренессансного оптимизма, явление, как известно, свойственное и другим европейским странам того времени.



    1. Методические рекомендации для студентов


Примерные задания для самостоятельной работы:

Задание 1.

Прочитайте фрашки Яна Кохановского на польском языке и на древнерусском в переводе XVII в. Переведите на современный русский язык. Сравните собственный перевод с известными вам аналогами.

1. НА МЛАДОСТЬ

Яко без весны лето быти хотят,

Ижи пережити младым в твердости мнят
Jakoby też rok bez wiosny mieć chcieli,

Którzy chcą, żeby młodzi nie szaleli.
2. НА СТАРОСТЬ

Бедная старость, вси тебе желаем,

Внегда же уже будеши, рыдаем
Biedna starości, wszyscy cię żądamy,

A kiedy przyjdziesz, to zaś narzekamy.
3. НА СМЕРТЬ

Прелестный мире, яко же се зрится,

Прочих аз, паче сей многим глумится.
Obłudny świecie, jakoś się tu widzi,

Doszedłem portu, już więc z inszych szydzi.

Задание 2.

Сделайте подстрочный перевод стихотворения Чеслава Милоша. Сравните подстрочник перевод на русский язык. Какие средства выражения отличают оба языка?



Miłość
Miłość to znaczy popatrzeć na siebie,
Tak jak się patrzy na obce nam rzeczy,
Bo jesteś tylko jedną z rzeczy wielu.
A kto tak patrzy, choć sam o tym nie wie,
Ze zmartwień różnych swoje serce leczy,
Ptak mu i drzewo mówią: przyjacielu.

Wtedy i siebie, i rzeczy chce użyć,


Żeby stanęły w wypełnenia łunie.
To nic, że czasem nie wie, czemu służyć:
Nie ten nailepniej służy, kto rozume.





Любовь
Любовь - когда посмотришь на себя,
Как на другие чуждые нам вещи,
Ведь ты одна из всех вещей вокруг.
А кто так смотрит, сам о том не зная,
От огорчений многих сердце лечит,
Тому и дерево, и птица молвят: друг.

...И вещи, и себя употребить


Для исполненья замысла о дальнем.
Не страшно не понять, кому служить:
Не лучше служит тот, кто понимает.


Вопросы для тестирования (самоконтроля):

К какому периоду относят первые памятники польской письменности?

Какое произведение является первым памятником польской письменности (название).

В каком веке в Польше появилось книгопечатание?

Какую роль играет (где исполняется) произведение, являющееся первым памятником польской письменности?

Кому принадлежат слова «A niechaj narodowie postronni znają, iż Polacy nie gęsi, iż swój język mają»?

Кто считается «отцом» польского литературного языка?

Кто является литературным классиком эпохи Просвещения и в каком веке он жил?

Назовите известные произведения Яна Кохановского и в каком веке он жил?
Назовите литературное течение эпохи Барокко.

Кто из поэтов эпохи Барокко является прадедом последнего польского короля?

Назовите основных представителей сарматизма.

Что означает термин сарматизм, его происхождение.

Назовите известных польских писателей XVIII века.

Кого называют отцом польской сатиры?

Перу какого писателя принадлежит произведение под названием «Marnotrawstwo» и как вы понимаете это слово?

Кто из писателей XVIII века был епископом (Biskupem)?


Назовите основных представителей польского романтизма.

Перу какого поэта принадлежат строки „Precz z moich oczu!...posłucham od razu, precz z mego serca i serce połucha...”? Как называется это произведение и кому посвящалось?


Перу какого поэта принадлежат строки:

Hej! Ramie do ramienia! Spólnymi lańcuchy

Opaszmy ziemskie kolisko!

Zestrzelmy myśli w jedno ognisko

I w jedno ognisko duchy!...

Как называлось это произведение?


Как понимаются строки:

Jeżeli wolność czuć i kochać umiesz,


W naszej rozmowie nie potrzebne słowa,

Ja twe westchnenia, ty me łzy zrozumiesz

I dłoń uściszniesz - oto polska mowa.

Перу какого поэта они принадлежат?


Как называется центральное произведение в творчестве Адам Мицкевича и о чем оно?

Назовите известные произведения А.Мицкевича.


Кому принадлежат строки „Chodzi mi o to, aby język gętki powiedział wszystko co pomyśli głowa...” и из какого они произведения?
Назовите основных представителей польского позитивизма.

Назовите писателя-романиста, жившего на рубеже XIX - XX веков, автора известной трилогии и как назывались ее части.

Когда возникло явление позитивизма в польской литературе?

Назовите автора исторических романов, лауреата Нобелевской премии.


Назовите имена известных женщин-писателей и период их творчества.

Назовите имена известных писателей и поэтов периода Второй Речипосполитой (междувоенный период).

Когда в польской литературе появилась «литература соцреализма» и чем она характеризовалась?

Кому принадлежать афоризмы: Tragedia: zakochać się w twarzy, a orzenić się z całą dziewczуną”, „życie: okres czasu, którego pierwszą połowę zatruwają nam rodzice, a drugą dzieci...”

Как перевести высказывание „Ogród zoologiczny - miejsce, w którym zwieżęta przyglądają się ludziom” и перу какого писателя оно принадлежит?

Кто из известных Вам писателей одинаково хорошо владел тремя языками: польским, украинским и русским?


Назовите польских писателей-современников, лауреатов Нобелевской премии в области литературы.

Кто из известных польских писателей-современников живет в эмиграции?

Назовите имя известного польского писателя-фантаста.

Назовите имя известного современного польского драматурга и сатирика.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Текущая аттестация
Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки, домашних заданий, сообщений, рефератов, докладов, творческих работ и переводов.
Темы рефератов:

1. Творческий путь любого польского поэта/писателя.

2. Польская литература выбранного периода. Типичные черты и особенности.

8.2. Промежуточная аттестация
Перечень тем для дискуссий на польском языке, выносимых на экзамен:

Разговорная тема «Polskie tradycje»

Разговорная тема «Kultura Odrodzenia w Polsce»

Разговорная тема «Kraków - była stolica Polski»

Разговорная тема «Warszawa - stolica Polski»

Разговорная тема «Podsawowe wiadomości o Polsce»

Разговорная тема «Adam Mickiewicz» (или любой польский поэт/писатель)

Разговорная тема «Język polski»

Разговорная тема «Legenda o Lechu, Czechu i Rusie» (или любая польская легенда)
Перечень вопросов к экзамену:


  1. Польская литература эпохи средневековья. Польские хроники как синкретичный жанр. Галл Аноним.

  2. Первые памятники польской письменности. «Богородица».

  3. Расцвет польской средневековой письменности: «Свентокшижские проповеди», «Флорианская псалтирь».

  4. Особенности польского фольклора.

  5. XVI век – Золотой век польской культуры. Эпоха Возрождения. Миколай Рей – отец польского литературного языка.

  6. Расцвет литературы Возрождения в Польше. Творчество Яна Кохановского.

  7. Литература XVII века. «Серебряный век» в истории Польского государства. Литература барокко. Сарматизм. Творчество Яна А. Морштына и Вацлава Потоцкого.

  8. Литература барокко и религия. Творчество Петра Скарги.

  9. Культура эпохи просвещения. Дидактическая комедия в творчестве Игнация Красицкого, просветительская поэзия Адама Нарушевича. Первый польский роман.

  10. Второй период польского просвещения. Польский сентиментализм Францишка Карпиньского.

  11. История и литература первой половины XIX века. Романтизм. Творчество Юлиуша Словацкого и Зыгмунта Кращиньского.

  12. Ранняя лирика Адама Мицкевича. Баллады и романсы. Крымские сонеты.

  13. Поэтическая повесть «Конрад Валленрод», жанровое своеобразие «Дзядов» Адама Мицкевича.

  14. Народная эпопея А. Мицкевича «Пан Тадеуш». Художественное своеобразие произведения.

  15. История польской литературы второй половины XIX века. Поэзия Марии Конопницкой.

  16. Позитивизм. Знаменитая трилогия Генрика Сенкевича.

  17. Особенности творчества Болеслава Пруса.

  18. История польской литературы первой половины ХХ века. Литературная группа «Скамандер»: Ярослав Ивашкевич, Юлиан Тувим.

  19. Судьбы поколения «без родины» в романе Марии Домбровской «Дни и ночи».

  20. Литература второй половины ХХ века. Соцреализм в литературе. «Солидарность».

  21. Писатели - лауреаты Нобелевской премии: В. Реймонт, В. Шимборска, Ч. Милош. (на выбор).

  22. Особенности творчества любого современного польского писателя или поэта (на выбор).

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 Русский язык и литература, специализация – славянские языки (квалификация – учитель русского языка и литературы).

Программу составил:

кандидат педагогических наук,



доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе

А.В. Гузеева