страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
|
|||||||
Похожие работы
|
Курс лекций 3-е издание Минск 2005 (075. 8) Б бк 87. 7 я 7 - страница №1/6
Академия управления при Президенте Республики Беларусь Система открытого образования Е.В. Беляева Эстетика Курс лекций 3-е издание Минск 2005 УДК 17 (075.8) Б БК 87.7 я 7 Б44 профессор кафедры философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук В.Ф.Берков Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Беляева, Е.В. Б44 Эстетика: курс лекций. / Е.В. Беляева 3-е издание – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 70 с. ISBN 985-457-463-6
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ 6 Лекция 1. Предмет и задачи эстетики 6 Введение в учебный курс «Эстетика» 6 Определения эстетики 6 Эстетика и другие науки 9 Лекция 2. История эстетических учений 11 Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н.э.) 11 Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения 17 Эстетика Византии (IV-XV вв.) 17 Эстетика европейского средневековья 19 Эстетика эпохи Возрождения 20 Эстетика Нового времени 22 Эстетика классицизма 22 Эстетика барокко 23 Эстетика французского Просвещения 24 Эстетика немецкого Просвещения и романтизм 25 Эстетика в немецкой классической философии 27 Эстетика И.Канта 27 Эстетика Г.В.Ф.Гегеля 28 Русская эстетика XIX-XX века 29 Основная проблема эстетики XIX века 29 Эстетика В.Г.Белинского (I) 31 Эстетика Н.Г.Чернышевского (I) 32 Эстетизм и символизм (II) 33 Европейские художественные направления в XIX-XX веках 34 Натурализм 34 Элитарное и массовое искусство 35 Теория «искусства для искусства» 37 Модернизм 38 Постмодернизм 39 ТЕМА 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 41 Лекция 3. Эстетическое отношение к действительности 41 Понятие «эстетического» 41 Основные эстетические категории 45 Прекрасное и безобразное 45 Возвышенное и низменное 48 Трагическое и комическое 50 Основные сферы эстетической деятельности 52 Эстетика природы 52 Эстетика труда 54 Эстетика быта и человеческих отношений 57 ТЕМА 4. ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ 60 Лекция 4. Искусство как высшая форма эстетической деятельности 60 Эстетическая природа и специфика искусства 60 Функции искусства 62 Виды искусства 66 ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИЛекция 1. Предмет и задачи эстетикиОсновные понятия: эстетика; прекрасное; искусство; эстетическое отношение к действительности; познавательное отношение к действительности; нравственное отношение к действительности; философия; культурология; психология; социология; искусствоведение; художественная критика. Введение в учебный курс «Эстетика»Учебный курс «Эстетика» имеет своей целью приобщение к эстетической информации для последующего самостоятельного эстетического творчества. Освоение эстетических ценностей предполагает их переход в личностные смыслы. В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые эстетические учения; специфику эстетического отношения к действительности; понятийно-категориальный аппарат эстетики; сущность искусства, его функции и виды. В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:
Определения эстетикиИсторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания. 1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г. 2. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения. 3. Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства. 4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру. 5. Эстетика – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально. Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру. Познавательное отношение характеризуется такими параметрами как: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного. Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира. Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ригористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности. Эстетика и другие наукиПриведенная схема показывает пересечение предмета эстетики с другими гуманитарными дисциплинами. Как уже отмечалось, эстетика – философское учение, она изучает эстетическое отношение как одно из фундаментальных особенностей человеческого бытия. Эстетика исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия. Эстетика включает также социологию искусства, анализ роли искусства в общественной жизни, а также интересуется социальными предпосылками тех или иных представлений о красоте. Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, выработанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом тенденций в художественном процессе, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития. Наконец, художественная критика, которая разбирает конкретные произведения, поставляет эстетике конкретный материал для анализа, и в свою очередь, руководствуется общими эстетическими критериями. ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙЛекция 2. История эстетических ученийОсновные понятия: гармония; мера; космологическая эстетика; музыкально-числовая гармония; канон; антропологизм; субъективистский подход; релятивистский подход; гедонистический подход; целесообразность; калокагатия; первообраз; рационалистическая эстетика; идеалистическая эстетика; мимезис; трагедия; катарсис; возвышенное; религиозная эстетика; свет; цвет; символическая эстетика; икона; романский стиль; готический стиль; антропоцентрическая эстетика; пейзаж; перспектива; трагическое; метод идеализации; классицизм; барокко; синтез искусств; опера; вкус; романтизм; романтическая ирония; гений; символическое искусство; классическое искусство; символическое искусство; шеллигнианство; русский романтизм; реализм; критический реализм; народность; эстетизм; символизм; натурализм; раса; среда; момент; элитарное искусство; массовое искусство; аполлоновкое начало; дионисийское начало; теория «искусства для искусства»; импрессионизм; модернизм; авангард; «хепенинг»; «перформанс»; сюрреализм; постмодернизм; «двойное кодирование». следующая страница >> |
|