Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтельев А. И. Психология труда и инженерная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «психология труда, инженерная психология» 1 117.13kb.
Инженерная психология 1 96.81kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 21.38kb.
Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного... 2 645.45kb.
Программа «Психология труда и инженерная психология» 1 24.73kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену специальность19. 00. 03. «Психология... 1 40.68kb.
Психология и труд Психология труда 1 212.19kb.
Программа «Психология труда и инженерная психология» 1 31.89kb.
Преподаватель – к пс н. Мухрыгина О. И. Аттестации по дисциплине... 1 52.08kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
Информатизация психологического образования как средство подготовки... 1 51.49kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтельев А. И. Психология труда и инженерная психология - страница №2/8

Глава 4.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА И ИХ ДИНАМИКА

Рассматривая каждое из профессионально значимых свойств, мы должны прежде всего ответить на вопрос, насколько ста­бильно это свойство, насколько оно поддается развитию и ком­пенсации в процессе обучения и профессиональной деятельно­сти. Для нас интересно, с какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон индивидуальных его различий и, наконец, как включается дан­ное свойство в структуру личности работающего человека. Не все эти вопросы пока решены психологией труда, но ответы на многие из них мы находим в работах советских психологов.

§ 9. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Основные характеристики нервных процессов (сила возбуди­тельного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвиж­ность, динамичность и лабильность)"накладывают свой отпеча­ток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свой­ствам и категоричность этих требований различна. Индивидуально-типологические особенности мало изменяют­ся на протяжении профессионального пути и относятся к наибо­лее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно то же типологическое свойство может иметь как положи­тельные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления: слабость нервных процессов опре­деляет низкий предел работоспособности и в то же время высо­кую чувствительность; инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности и в прочности временных связей и т. д. Таким образом, при- i родная недостаточность в области одной функции компенсиру­ется преимуществом в области другой, не менее важной. А раз­ные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматри­вать не как разные степени совершенства нервной деятельности, а как «разные способы уравновешивания организма со средой» [102, с. 445]. Это важнейшее положение, сформулированное Б. М. Тепловым, породило большой цикл исследований, направ­ленных на выявление именно тех свойств, благодаря которым работники с противоположными типологическими свойствами достигают равной профессиональной успешности. Обусловлен­ная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности, получила название индивиду­ального стиля деятельности [47].С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свой природные преимущества. Например, .ткачихи с высокой подвижностью нервных процессов выполняют срочные работы по мере их воз­никновения, а инертные предпочитают ограждать себя от. рыв­ков в работе повышенным вниманием к предупредительным работам. Продуктивность тех и других одинакова, но достига­ется она разными путями [46].

Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психи­ческой деятельности, например способы умственных действий, организации внимания и т. п.

Основными этих: способах и приемах является своеобразное соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности. В одних случаях мысленный план действий очень детализиро­ван и в большей степени создается до процесса их осуществле­ния, а в процессе выполнения он изменяется незначительно. В других случаях мысленный план действий, создаваемый до их осуществления, имеет схематический характер, а в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. В первом варианте познавательная, ориентировочная деятель­ность главным образом осуществляется до выполнения и лишь затем сочетается с исполнительной. Во втором — познаватель­ная, ориентировочная деятельность в основном протекает одно­временно ив связи с исполнительной.

В зависимости от этого основного признака индивидуально­го стиля находится и различное соотношение контрольной и исполнительной деятельности. Если познавательная, ориен­тировочная деятельность в большей степени осуществляется до выполнения, то контролирующие действия занимают большее место в процессе выполнения. В обратном случае их удельный вес меньше.

Оба эти типа индивидуального стиля наблюдаются при вы­полнении как физического, так и умственного труда, в практи­ческой и теоретической деятельности, при решении задач раз­личной степени сложности и у людей различных возрастов. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что любая дея­тельность человека с необходимостью требует органической свя­зи и единства ориентировочной, контролирующей и исполни­тельной деятельности. Во-вторых, тем, что характер и форма этой связи в любой деятельности определяются наиболее общи­ми и типическими свойствами нервной системы — силой и под­вижностью нервных процессов.

Следующий признак индивидуального стиля заключается в том, что характерные для него способы и приемы действия имеют обобщенный характер. Они применяются одним и тем же человеком не в какой-либо специфической, ситуации дея­тельности или при разрешении каких-либо специфических за­дач, а в самых различных ситуациях и даже в различных видах деятельности.

Наконец, успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются, лишь при условии активного положи­тельного отношения к деятельности [67, с. 17—20].

Е, А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все рабочие оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль, и следствием этого является «стихий­ный естественный отбор» рабочих. Задача производственного обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него образец, стиль рабо­ты, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо по­средством стандартизации решительно всех приемов и способов работы [47, с. 219].

Возможности компенсации с помощью индивидуального сти­ля свойств, противодействующих успеху деятельности либо профессионально значимых, но выраженных недостаточно, ограничены.

Никакой индивидуальный стиль не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художествен­ных и т.п.).

В некоторых случаях применение индивидуального стиля ограничивается или вообще невозможно в силу жестких требо­ваний деятельности, предъявляемых к способам и приемам выполнения.

Бели какого-то уровня достижений можно добиться благода­ря индивидуальному стилю при самых различных свойствах ин­дивидуума, то нередко более высокий уровень достижений становится возможным лишь при определенном специфическом симптомокомплексе свойств индивидуума. Так, в одном из ис­следований было обнаружено, что среди перворазрядников и мастеров спорта по акробатике встречаются спортсмены с инертными нервными процессами, но их не было среди испы­туемых— чемпионов Советского Союза.

Индивидуальный стиль не выручит и специалиста, работаю­щего в такой области, где часто возникают экстремальные ситуации, предъявляющие повышенные требования к эмоцио­нальной устойчивости, например в некоторых профессиях, свя­занных с ракетной техникой, космонавтикой, авиацией.

Наконец, формирование индивидуального стиля требует до­статочного осмысления требований деятельности и степени целе­сообразности применяемых способов действия. Только при таком условии человек может сознательно отобрать способы и приемы работы, соответствующие его возможностям и вместе с тем достаточно целесообразные при данных требованиях деятель­ности [67, с. 22].Таково влияние типологических особенностей на результа­тивность и характер выполнения профессиональных задач от­дельным работником. Что же касается профессиональных задач, стоящих перед трудовым коллективом (бригадой, про­изводственным участком), то, по-видимому, наличие в нем представителей каждого из типов делает общую работу более эффективной: подвижные обеспечивают быстрое приспособле­ние к ситуации неожиданных перемен, новых профессиональных задач; инертные придают работе надежность, устойчивость в однообразных условиях, отрицательно влияющих на актив­ность подвижных; слабые благодаря высокой чувствительности к едва заметным раздражителям обеспечивают тонкую реак­тивность группы; сильные заражают коллектив своей энергией. Иными словами, производственный организм, который, как правило, состоит из людей с разными индивидуально-типологи­ческими свойствами, благодаря этому имеет в своем распоря­жении все способы уравновешивания с профессиональной средой.

§ 10 СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СВОЙСТВА

В трудовой деятельности могут найти применение практи­чески все виды чувствительности—от зрительной и слуховой до вскусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к ин­дивиду как к случайному набору различных видов чувствитель­ности, игнорируя структурный характер его сенсорной органи­зации.

Б. Г. Ананьев [2] предлагает рассматривать в качестве ос­новной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сен­сорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особен­ностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражи­телей.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на об­щий характер чувствительности всех его анализаторов. Ско­рость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормоз­ного) . Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процес­сов— большая у слабого типа, наименьшая — у инертного.

Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к та­ким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т. п., реальным средством повышения эф­фективности деятельности специалистов является профессио­нальный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности,— уровень чувствительности анализато­ров. Для развития разных видов чувствительности в общей сен­сорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувстви­тельность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате дли­тельного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобла­дание того или иного вида представлений в воображении, памя­ти, образном мышлении.

Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность реше­ния сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной трени­ровки. Л. И. Селецкая исследовала зрительные дифференциаль­ные пороги рабочих-шлифовальщиков. Различительная чувстви­тельность опытных шлифовальщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня. В. И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у авто- и авиамехаников, определяю­щих на слух состояние двигателя. Н. К- Гусев отмечал повы­шение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов [7, с. 91—93].

Опытные сталевары умеют быстро и точно определять тем­пературу печи по накалу стенок и свода мартеновской печи. При повышении температуры окраска огнеупорного материала из­меняется: красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. Точное описание всех тончайших оттен­ков цвета, характеризующих температуру накала, позволило составить специальные таблицы, в которых воспроизводились все цветовые оттенки печи. Впоследствии был смонтирован при­бор, еще более точно воспроизводящий оттенки цветов стенок печи. С помощью этого прибора учащиеся в сравнительно ко­роткий срок научились различать цвета так, как это делают опытные сталевары, опирающиеся на многолетний опыт [16].

Аналогичные результаты многочисленных исследований в об­ласти других анализаторов приводит в своей монографии Б. Г. Ананьев [2]. Однако вывод об изменении порогов чувстви­тельности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порогов служит сравне­ние новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с боль­шим стажем может быть следствием стихийного отсева работ­ников с более низкой чувствительностью анализаторов и соот­ветственно меньшей профессиональной успешностью. В дру­гих случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, заме­ры чувствительности до и после тренировки не производи­лись, поэтому нельзя делать вывод об изменении порогов толь­ко на основании улучшения результатов, что может быть след­ствием овладения сенсорными навыками.

Изучение сенсорных навыков [42, 81] показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Интере­сен факт,: подмеченный Я- К- Пономарем: если опытный специа­лист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппара­туре, он обращается к такому же, но заведомо исправному при­бору, сравнивая их характеристики (зрительные, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов.

Исследователи провели экспериментальное формирование сложных перцептивных навыков («технического слуха») для выявления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания и диагностических приемов извлечения информации о неисправ­ности радиоэлектронной аппаратуры и доказали возможность быстрого повышения результативности решения сенсорных и перцептивных задач у испытуемых, не обладающих повышен­ной чувствительностью. (Хотя среди профессионалов, самостоя­тельно выработавших аналогичные навыки, оказались именно специалисты с высоким уровнем чувствительности в профессио­нально-важной зоне.)

Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изме­нения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успеш­ности решения сенсорных задач остается открытым. По-види­мому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс фор­мирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализа­ция процесса восприятия приводят к повышению чувствитель­ности.

Компенсирующая роль сенсорных и перцептивных навыков по отношению к соответствующим профессионально значимым свойствам несомненна. Сформированные сенсорные и перцеп­тивные навыки, абсолютная и различительная чувствительность разных анализаторов выступают в конкретной трудовой дея­тельности как «слаженный, сонастроенный ансамбль, работа которого подчинена определенным целям, распределена по функциям, совершается в определенной последовательности» [106, с. 77]. В структуре этой, сенсорной основы деятельности (СОД) выделяются ведущий или ведущие и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение сохраняется анализатором или постоянно, или на отдельных этапах, операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятель­ности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к опе­рации.

Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А..В,. Филиппов считает конкретную матери­альную среду, с преобразованием которой связана профессио­нальная деятельность. Он отмечает, что если в старых видах труда сенсорная основа трудовой деятельности складывается вследствие естественных связей и отношений, существующих в объектах труда, то в условиях опосредованного упра1вления. (в работе оператора) важнейшее значение приобретает целена­правленное формирование сенсорной основы трудовой деятель­ности. Одним из перспективных направлений такого формирова­ния автор считает (и экспериментально это доказывает) расши­рение сенсорной основы трудовой деятельности за счет включе­ния тактильного, кинестетического и других анализаторов [106].

Исследования А. В . Филиппова, Ю. А. Каликинского, Л. К- Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сен­сорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной куль­туры является культура наблюдения — полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести на­блюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время раз­вивает его.

§ 11. АТТЕНЦИОННЫЕ СВОЙСТВА

Профессионально значимые свойства внимания — интенсив­ность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения — по-разному выступают в различных видах деятельности. Для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблю­дение и контроль (корректор, бракер, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере опреде­ляются типологическими особенностями нервной системы и по­тому мало изменяются. Скорость переключения внимания зави­сит от подвижности нервных процессов. Как известно, с воз­растом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. В лабораторном эксперименте у лиц со слабым воз­будительным процессом Л. Б. Ермолаева-Томина [35] наблю­дала снижение умственной работоспособности почти в два раза уже через 30—35 мин. Она пришла к выводу, что сила нервной системы является основным фактором, обусловливающим воз­можность длительной сосредоточенности, и что лицам со сла­бым возбудительным процессом (при прочих равных условиях) труднее, чем «сильным» справляться с профессиональными за­дачами, требующими длительной сосредоточенности внимания, постоянного бдительного наблюдения. Вместе с тем Ермолаева-Томина отмечает компенсирующее значение эмоционального фактора (заинтересованности в результатах работы) и привыч­ки к систематическому сосредоточенному труду.

Действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, ско­рости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьиро­вать в широких пределах. Ни одно из профессионально значи­мых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержатель­ность и ответственность задачи повышают его устойчивость. Вместе с тем никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвы­чайно медленно [43].

Подавляющее большинство профессий не предъявляет повы­шенных требований к вниманию. Однако с развитием техники в ряде современных профессий, в частности водительских и опе­раторских, количество объектов увеличивается настолько, что один человек вообще не в состоянии охватить их своим внима­нием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением тем­пов труда, например с увеличением скорости полета летательных аппаратов или движения автомобиля, а также в аварийных ситуациях деятельность протекает в условиях дефицита време­ни, также повышающего требования к аттенционным свойст­вам личности. В таких видах деятельности совершенствование ' внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формировании аттенционных навыков и в усвоении оптималь­ной для данной деятельности системы организации внимания [43, с. 109—117].

Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество (и каких) объектов может быть распределено вни­мание в том или ином процессе труда. Прежде всего это зави­сит от того, сколько органов чувств участвует в процессе вос­приятия. Чем больше органов чувств принимает участие в вос­приятии необходимой информации, тем большее количество объектов может находиться в поле внимания. Поэтому при обу­чении важно определить, с помощью каких органов чувств сле­дует контролировать различные объекты, так как один и тот же объект может контролироваться разными способами. Напри­мер, летчик может судить о скорости полета по прибору, по числу оборотов двигателя, по положению капота мотора отно­сительно линии горизонта, по давлению на ручку управления, по шуму и вибрации самолета.

При выполнении действий, требующих распределения внима­ния между многими объектами, степень его концентрации на определенных объектах с течением времени непрерывно меня­ется в зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени. Создание оптималь­ной схемы распределения внимания предполагает учет этого значения и его динамики.

В трудовой практике возникает и вопрос о том, какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп его пере­ключения? При составлении схем переключения внимания важ­но учитывать значимость различных объектов. На более важ­ные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные. Необходимо установить и правиль­ный темп переключения внимания. Излишне быстрый темп утомляет работника. При слишком медленном переключении можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности изме­нения обстановки, например от степени вероятности появле­ния препятствий на дороге (за городом эта вероятность одна, в городе другая).

Рассмотрев основные элементы системы организации вни­мания, А. В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде — это не выработка высокого напряжения внимания или развитие абстрактных его качеств. Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании наиболее рациональной системы его организации в каждом виде тру­да, в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машины (оборудования, технологии.) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения. При овладении новым видом деятельности или при выпол­нении той же деятельности в новых условиях всегда происхо­дит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение тому или иному виду труда или переучивание применительно к новой технике заключается в усвоении работ­ником новой для него системы организации внимания. Для это­го человек должен изучить ее, выработать убежденность в ее необходимости, рациональности и эффективности и затем овла­деть ею в процессе практического обучения. В психологии труда есть опыт успешного формирования аттенционных навыков. А. П. Розова провела эксперимент с ткачихами-многостаноч­ницами, которым разъяснялось значение распределения внима­ния, а затем они овладевали навыком распределения внимания по специальной инструкции. В результате формирующего экс­перимента производительность труда ткачих ловысилась [19]. Богатый опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология.

Наряду с формированием аттенционных навыков происходят и интеллектуализация внимания, опосредование его актов мыс­лительными и мнемическими свойствами, включение внимания в систему профессионального опыта и отношений личности. Подтверждением этому служат экспериментальные данные Л. Н. Фоменко о значительном возрастании межфункциональных связей внимания с такими психическими функциями, как память и мышление, с вербальным и невербальным интеллек­том в период зрелости (с 18 до 35 лет) [107].

§ 12. ПСИХОМОТОРНЫЕ СВОЙСТВА

Во всякую трудовую деятельность так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умственных, характерны:

1) целесообразность (целенаправленность);

2) адекватность текущего строения действия текущему со­стоянию объекта труда;

3) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над пред­метами труда с помощью средств труда заменяются или допол­няются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффекторность трудовых действий, означающая воз­можность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматиче­ских, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, вы­ражающаяся в том, что они регулируются не только выполня­ющим их человеком, но и другими людьми, (извне) или мате­риализованными продуктами деятельности других людей (ин­струкциями-чертежами, технологическими картами и т. п.).

Анализируя общее строение деятельности, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. «Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может пе­реходить из одной деятельности в другую. Это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели» [57, с. 101].

Способ, которым выполняется действие, А. Н. Леонтьев обо­значает понятием «операция». Операция отвечает условиям дей­ствия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществляться разные действия. В свою очередь одна и та же цель при изменении условий, в ко­торых она обозначена, может достигаться с помощью различ­ных операций. «Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности — по критерию Побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — про­цессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это опе­рации, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру» [89, с. 11—-12].

А. Н. Леонтьев отмечает подвижность отдельных образую­щих системы деятельности и необходимость раскрытия ее вну­тренних связей. К задаче системного анализа трудовой дея­тельности психология уже подошла вплотную, разрабатываются методические приемы ее решения (см. гл. 3), но о результатах говорить пока рано. Изучены лишь характеристики трудовых действий, их изменения, связанные с ходом технического про­гресса, и факторы, субъективные и средовые, определяющие эту динамику.

Различают три основных параметра трудовых действий: си­ловой, пространственный, временной. На ранних этапах разви­тия техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило к все большему членению крупных силовых движений на более мел­кие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых дейст­вий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространст­венных и временных) [89]. В операциях с органами дистанци­онного управления, как и во многих других видах производст­венной деятельности, движения становятся дозировочными. Мы­шечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

Сравнительный анализ макродвижений в трудовых операци­ях показывает, что переход от ручных действий (простого вби­вания гвоздя — и одного из сложных — монтажа блоков радио­ламп) к механизированному (штамповке) и автоматизирован­ному производству (оперированию органами дистантного управления) сопровождается постепенным сокращением количе­ства совершаемых макродвижений. Микродвижения кисти руки, ее пальцев появляются лишь в более сложных видах трудовой деятельности. В пределах одной и той же трудовой деятельно­сти увеличивается количество микродвижений, включенных в наиболее сложные и точные движения.

Силовой фактор в процессе развития труда все больше подчиняется пространственному и временному. В условиях ме­ханизированного производства пространственно-временной фак­тор уже окончательно подчиняет себе силовой. Это приводит к дальнейшему дроблению крупных силовых движений на более мелкие, дозировочные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако наряду с движениями мелкими сохраня­ется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мышцами руки. Переход к автоматизированному про­изводству требует максимальной точности и быстроты реакции (т. е. увеличивает роль пространственно-временного компонен­та) . Осуществление такой точности движений крупными мыш­цами невозможно. Только самые тонкие движения пальцев мо­гут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании органами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движе­ниях не отмирает, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.

Н. А. Розе показала также различия в соотношении силовых, пространственных и моторных компонентов действия в зависи­мости от особенностей профессиональной деятельности. Она сравнивала силу кисти и тремор у девушек одной возрастной группы (18—21 год): у работниц строительных площадок, мон­тажниц радиоламп и телевизоров, студенток университета. Наиболее отчетливо проявились различия в силе кисти рук. У девушек-строителей она в 1,8—2 раза превышает силу рук у монтажниц блоков радиоламп (очень точное и тонкое про­изводство) и примерно в 1,5 раза силу рук у монтажниц блоков конвейера.

Выявились и профессиональные особенности тремора. У строителей обнаружились наиболее высокий тремор, большая частота и амплитуда колебаний. Самый низкий тремор зафик­сирован у радиомонтажниц. Н. А. Розе считает, что эти дан­ные отражают особенности естественного профессионального от­бора в области точного производства. В условиях монтажного производства четко выявились и возрастно-половые особенно­сти тремора. Все участки особо точного монтажного производ­ства обеспечиваются, как правило, девушками. Многие иссле­дования показывают, что тремор мужчин характеризуется и большей частотой, и большей амплитудой колебаний. Кроме того, на участке, где работали 400 монтажниц, только 9 были старше 30 лет, да и те были заняты на монтаже более крупных блоков радиоламп. Как правило, к 28—29 годам работницы снижают производительность труда, а затем постепенно начи­нают не справляться с нормами и переходят работать на дру­гие участки. «Очевидно,— заключает Н. А. Розе,—здесь мы име­ем дело с ранним старением дифференцировки пространствен­ных отношений» [там же, с. 25]. В монографии Н. А. Розе при­водятся и данные о возрастных изменениях силы рук у мужчин и женщин, о возрастно-половых особенностях успешности воле­вого усилия, о возрастных особенностях точности движений рук в условиях меняющегося положения тела и др. Автор не свя­зывает полученные факты с особенностями профессиональной деятельности, однако результаты исследований Розе имеют несомненное значение для психологии труда, в частности для психологического обоснования системы профессионального отбора и профессионального обучения.

Н. А. Розе анализирует также интра- и межфункциональ­ные связи психомоторики. В частности, в результате комплекс­ного исследования, в котором она принимала участие, было доказано, что психомоторные характеристики связаны в первую очередь с динамичностью возбуждения, торможения и балан­сом по динамичности. Однако в возрасте 25—28 лет увеличива­ется количество связей психомоторных показателей с показате­лями силы — чувствительности и уменьшается связь с характе­ристиками динамичности. Предпринятая Розе попытка систем­ного анализа психомоторики показала сложность и неустойчи­вость ее межфункциональных связей, следствием чего должны быть осторожность оценок психомоторных свойств и необходи­мость учета возрастных и половых особенностей.

В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РДО). Поэтому инженер­ная психология уделяет большое внимание изучению факторов, влияющих на скорость и точность сенсомоторных реакций. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видовсенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свиде­тельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды [58].

§ 13. МНЕМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Для успешности трудовой деятельности, имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость за­поминания, прочность сохранения усвоенного материала, точ­ность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстро­му воспроизведению материала в нужный момент. Профессио­нальная память может оперировать зрительными образами, слу­ховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у бракера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмер­ной промышленности). Это может быть память на лица (у ад­министратора, проводника железнодорожного вагона, педаго­га,) на графический и цифровой материал, наконец, содержани­ем профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, об­ладавших феноменальной памятью именно в своей профессио­нальной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оператив­ную, которая органически включена в эту деятельность. Функ­ции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой дея­тельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержа­ние материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы за­поминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память ис­пользует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти суще­ствует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, храня­щейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации [39].

Дав характеристику оперативной памяти, П. И. Зинченко и Г. В. Репкина ставят также вопрос о ее развитии. По их пред­положению, механизмами функционирования оперативной памя­ти являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому харак­теристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладе­ния той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах вы­полнения, определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. «...В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехо­устойчивость. Это отражается и на результатах самой деятель­ности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными» [39, с. 10].

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения мате­риала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять» [99, с. 74].

Таким образом, один из способов совершенствования про­фессиональной памяти заключается в формировании соответст­вующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении кур­са нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последова­тельность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Анало­гичные приемы известны, видимо, специалистам в любой обла­сти трудовой деятельности.И все же роль мнемических приемов относительно невелика. Организация материала на основании существенных признаков, т. е. по содержанию, значительно эффективнее. Метод органи­зации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического рас­членения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными про­цессами, а мнемические свойства получают опору в мысли­тельных свойствах личности.

§ 14. ИМАЖИНИТИВНЫЕ СВОЙСТВА

Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о край­них проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, ори­гинальности этих образов — с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом при­емов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целена­правленного формирования этих свойств и приемов [8].

Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудо­вую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее черте­жом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть про­фессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.

Диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по раз­личным каналам информации о положении и движении воздуш­ных судов строит в своем воображении пространственно-времен­ной зрительный образ воздушной ситуации. Образ этот трех­мерный, динамический, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их от­носительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3—10 мин). На основе этого образа воздуш­ной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. В опти­мальном режиме, когда движение воздушных судов происходит в соответствии с графиком, решения принимаются по стандарт­ному алгоритму, предусмотренному инструкцией. Однако воз­душная ситуация всегда в той или иной мере своеобразна. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной эстраполяции образа являются профессио­нально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта.

О характеристиках воссоздающего воображения и возмож­ностях его развития можно в какой-то мере судить на основа­нии исследований, проведенных Б. М. Ребусом [88] и В. Я. Дымерским [33]. Б. М. Ребус с помощью оригинальной методики показал, что у школьников, имеющих склонность к техническо­му творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки. У первых после кратковременного восприятия нескольких объ­ектов возникали более устойчивые, более богатые деталями образы, которыми они успешнее оперировали (сопоставляли, перемещали в пространстве). В статье не затронут вопрос о возможности формирования соответствующих навыков. По-ви­димому, для этого, во-первых, необходим какой-то фонд обра­зов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.п.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в про­цессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно выра­батывать навыки оперирования представлениями.

В. Я. Дымерский хорошо изучил возможности оперирования двигательными представлениями, связанными с летной деятель­ностью. Он показал их неравноценность с точки зрения исполь­зования в воображаемых действиях (для сохранения и восста­новления летных навыков). Последовательность и направление движений легко поддаются идеомоторной тренировке, ско­рость и амплитуда — труднее, тренировать точность усилий не­возможно. Дымерский установил не только значение вообража­емых действий для восстановления и сохранения профессио­нальных навыков, но и принципиальную возможность целена­правленного оперирования двигательными представлениями, их развития.

Исследование факторов, влияющих на развитие профессио­нального воображения, взаимодействия образов воображения и образов памяти, изучение взаимосвязи образов разных мо­дальностей — одна из насущных задач психологии труда.

§ 15. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследова­лось Б. М. Тепловым и было названо им практическим [102]. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке; 2) создает­ся план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдви­жения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в . труде, В. Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. opera — труд), т. е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, со­стоящую из операций и протекающую, быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению» [86, с. 24]. Включение опера­тивного мышления вызывается проблемной ситуацией, под ко­торой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не при­менявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оператив­ным мышлением.

В, Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую дея­тельность, воссоздает по определенной . программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению Пуш­кина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирова­ние,' осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возник­новению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т. е. яв­ляется продуктивным.

В деятельности диспетчера, которую изучал В. Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степе­ни) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование — мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определен­ный отрезок времени: 2) контроль и регулирование — специаль­ная деятельность по выполнению выработанного плана, тре­бующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых про­цессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой [94, 95]. Она показала, что для любого объ­екта диагностики характерно следующее: а) одно и то же от­клонение от нормы может быть результатом различных причин; б) одна причина может вызывать одновременно несколько след­ствий; в) комплексы следствий различных причин могут иметь большее или меньшее сходство; г) причины, как правило, скры­ты от непосредственного наблюдения и требуют специальной работы для их открытия; д) для выделения следствий (симпто­мов) также может быть необходима специальная работа; е) причинно-следственные связи в работе системы не исключа­ют случайностей.

Сверчкова сравнивала действия опытного наладчика и но­вичка, наладчика и инженера в ситуации решения диагности­ческой задачи. Действия начинающего наладчика были близки к методу проб, опытный специалист стремился к созданию полной картины неисправности, опирался в своих решениях на дополнительные, специфические симптомы неполадки, и прак­тически его поиск носил свернутый характер.

На лабораторной модели объекта диагностики Сверчкова раскрыла основные этапы формирования практического опыта решения диагностических задач. Первый этап характеризуется интенсивной поисковой деятельностью, выдвижением гипотез, мысленным моделированием связей и проверкой предположе­ний. На втором этапе испытуемые выявляют внутренние связи. Происходит перестройка в процессе рассуждения, испытуемые начинают мыслить от причины к следствию. Чем раньше проис­ходит у человека переориентировка со следствий на причины и вообще чем легче мысленные переходы от следствий к причи­нам и наоборот, тем успешнее он решает диагностические зада­чи. На третьем этапе мышление как бы передает эстафету узна­ванию на основе автоматизации связей. Вновь совершается путь от следствия к причине, но уже на другой основе. Изменяется и характер ошибок: если на первых этапах это главным обра­зом ошибки мышления, то на последнем — ошибки внимания и памяти.

Решение прогностических задач в трудовой деятельности исследовал С. Н. Архангельский [10], который изучал плани­рование передовыми рабочими своего труда и пришел к выво­ду, что это планирование может выступать в трех формах:

1. Ориентировочное планирование. Необходимость в нем воз­никает тогда, когда приходится решать новые производствен­ные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного планирования избирается направление, по которому может раз­ворачиваться производственная деятельность;

2. Организационное планирование, в процессе которого ра­бочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и по­вышение его производительности. Критически осмысливая воз­можность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать;

3. Планирование исполнения, т. е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, прие­мов, операций.

Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умо­заключения, предвидеть. С. Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической по­следовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материа­лов, которые в совокупности определяют ход процесса произ­водства [10].

Л. Л. Кондратьева показала 'возможность формирования навыков планирования в обучающем эксперименте. При этом она добилась переучивания ткачих со стажем, системати­чески не выполняющих план. Переход от ситуативных действий (по сенсомоторному типу) к планированию отдельных действий, а потом их последовательности с учетом вероятности измене­ний производственной ситуации позволил этим ткачихам за­метно повысить производительность труда [51].

Возможность формирования умения разрешать проблемные ситуации показана Г. С. Альтшулером, который организовал технические курсы с целью знакомить рабочих с основами методологии изобретательства. Десятки рабочих, посещавших курсы, вскоре получили авторские свидетельства. Приемы и спо­собы решения задач по устранению рассогласования между условиями и задачами деятельности описаны в книге Г. С. Альт-шулера [8], а психологический анализ процесса поиска и устра­нения «основного противоречия» дан в статье Г. С. Альтшулера и Р. Б. Шапиро [9].

§ 16. ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА

В советской психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние труд­ности при совершении целенаправленных действий и поступков [96, с. 4].

В трудовой деятельности роль воли, волевых свойств лич­ности очень велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: «сопротивление материала» (в ши­роком смысле слова), непредвиденные изменения производ­ственной ситуации, утомление, монотония. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.

Вместе с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство, решитель­ность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдерж­ка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Зна­чение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфиче­скими трудностями.

А. Ц. Пуни [84, 85] убедительно показал своеобразие и дина­мику структуры воли в различных видах спорта. Развитые им теоретические положения имеют более общее значение и могут быть распространены на трудовую деятельность. Пуни предла­гает рассматривать совокупность волевых качеств (свойств) как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой, образуя определенную структуру. Ведущая роль того или иного волево­го свойства определяется прежде всего типичными, относитель­но устойчивыми объективными условиями деятельности. Ста­бильность или подвижность структуры волевых свойств зависит от степени устойчивости условий деятельности. В изменчивых условиях в качестве ведущего волевого свойства может высту­пать то одно, то другое свойство, изменяется и взаимодействие этих свойств.

Исходя из характеристики воли, сформулированной И.М.Се­ченовым, который называл волю деятельной стороной разума и морального чувства, А. Ц. Пуни считает, что в каждом воле­вом проявлении личности содержатся интеллектуальные (гно­стические) компоненты, ибо воля — деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля — деятельная сторо­на моральных чувств; операционные компоненты (умения), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различ­ной степени трудности [84, с. 149].

Проявления воли, так же как и процесс ее развития, у каж­дого человека имеют свои особенности. Они обусловлены непов­торимостью пройденного жизненного пути, вытекают из индиви­дуального своеобразия личности и связаны с ее направлен­ностью, моральными принципами, индивидуально-типологиче­скими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевых свойств. «Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями» [85, с. 23].

Фундаментом волевой подготовки А. Ц. Пуни считает, в соот­ветствии с приведенным выше определением, создание интел­лектуальных основ воли (самостоятельности, критичности, гиб­кости ума), моральных основ воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.

А. Ц. Пуни и его учениками разработана техника регуляции волевых усилий в спорте. Приемы самоорганизации направлены на упорядочение деятельности и состояний спортсменов, эконо­мию сил, коррекцию техники исполнения двигательных актов, а именно на отвлечение и переключение внимания, идеомоторную подготовку, сосредоточение на технике движении, регуля­цию дыхания и др. Приемы самомобилизации (самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и т. д.) выступают 'преимущественно в форме произносимых про себя слов, фраз и даже монологов. Практика применения этих прие­мов в ходе спортивных соревнований и тренировок показала их высокую эффективность. Несомненно, что для многих видов трудовой деятельности, где возникает необходимость экстрен­ного действия или потребность в торможении отрицательных действий и реакций, подобная техника саморегуляции может принести ощутимую пользу, и овладение ею следовало бы вклю­чить в 'процесс профессиональной подготовки.

Исследования М, Н. Ильиной [40] показали, что волевые свойства и их динамика зависят как от природных особенностей человека, так и от социальных факторов. Она изучала вынос­ливость, т. е. способность человека длительное время выполнять работу на постоянном, заданном условиями деятельности уровне и противостоять при этом наступающему утомлению за счет волевого усилия. Была выявлена тенденция зависимости вынос­ливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотно­шении компонентов выносливости: волевой компонент выносли­вости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же вынос­ливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нерв­ной системой. Этот факт подтверждает положение Б. М. Тепло­ва, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает.

Из более обобщенных личностных характеристик на вынос­ливость, по данным Ильиной, оказывают влияние общитель­ность и самооценка (выносливость больше у экстравертов и у лиц с низкой самооценкой). Волевой компонент выносливости в большей степени выражен у лиц с высокой экстравертирован­ностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой.

Интересные результаты получены М. Н. Ильиной при изуче­нии влияния мотивации «а выносливость к статическим усилиям. Ее данные свидетельствуют о том, что при наличии соревнова­тельного мотива выносливость значительно увеличивается, при­том если соревнование командное, то выносливость увеличива­ется в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». В условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с большой и средней силой нервной системы. Прирост выносливости у представителей слабого типа наблюдался в большей степени за счет увеличения волевого компонента.

При выполнении различных по характеру и интенсивности действий соотношение между компонентами выносливости
<< предыдущая страница   следующая страница >>