страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Информатизация психологического образования как средство подготовки современного - страница №1/1
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова, Т.С. Савочкина Тверской государственный университет E-mail: hope@tversu.ru Анализ современного состояния исследуемой проблемы показал, что основными направлениями информатизации университетского психологического образования являются:
Важно подчеркнуть, что все еще широко распространенное предвзятое мнение о сугубо гуманитарном характере образования психолога не соответствует ни требованиям сегодняшнего дня, ни современным тенденциям развития самого психологического знания, в частности таким, как математизация, информатизация и компьютеризация психологической науки и практики. Для психологов, по сравнению с другими представителями гуманитарных профессий, компьютерные технологии и математические методы имеют особое - профессиональное – значение, так как они широко используются и при проведении психологических исследований, и в практике психологического консультирования. При этом направления их использования могут быть различными: это - оптимальное планирование эксперимента, определение необходимой и достаточной численности обследуемых выборок, обеспечение их репрезентативности; стандартизация разработанных психодиагностических и иных методик, адаптация зарубежных тестов к условиям и особенностям нашей страны; проверка гипотез исследования в соответствии с вектором “теоретическая – экспериментальная – статистическая гипотеза”. Это также обработка полученных эмпирических данных и их интерпретация, например, выявление латентных факторов, влияющих на зависимые переменные, уменьшение размерности рассматриваемого признакового пространства, всевозможные виды кластеризации, группировки и классификации объектов или измеряемых свойств [2]. Таким образом, для психолога информационные и компьютерные технологии являются, в первую очередь, мощным инструментом, средством осуществления своей профессиональной деятельности. При этом важно отметить, что эти средства на практике стали необходимыми компонентами профессиональной деятельности психолога. Соответственно, умение работать с такими средствами фактически является регламентированным стандартом образования специалистов, обучаемых на психологическом факультете. Важной особенностью является широкий спектр направлений прикладного применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности психолога. К основным из этих направлений относятся следующие:
Другая важная особенность изучения компьютерных технологий на психологическом факультете заключается в наличии огромных электронных ресурсов психологических знаний, представленных в Интернет, глобальных и локальных компьютерных сетях, электронных библиотеках, базах и банках данных и знаний, электронных словарях и энциклопедиях, электронных периодических изданиях, телеконференциях. При этом современный психолог должен не только владеть базовыми знаниями, представленными в электронном виде, но и уметь ориентироваться в глобальном информационном пространстве, осуществлять в нем навигацию, поиск и отбор нужной информации, необходимые операции с файлами. В связи с этим образование психолога в области компьютерных технологий с необходимостью должно включать:
Необходимость изучения компьютерных технологий студентами психологического факультета определяется глобальным воздействием феноменов информатизации и компьютеризации на все стороны жизнедеятельности современного общества, в частности, как на процессы всесторонней социализации будущего выпускника, так и на процессы его профессиональной адаптации и самостоятельной профессиональной деятельности. В частности, будущий специалист должен понимать глобальность, фундаментальность и реальную эффективность информатизации и компьютеризации не только как представитель формирующегося нового, информационного по своему характеру общества, но и как будущий профессионал, способный исследовать психологические закономерности развивающихся в этом обществе процессов. В ходе проведения ряда эмпирических исследований выяснилось, что значительная часть нынешних преподавателей университетов, не являющихся специалистами в области информационных технологий, имеют недостаточно высокий уровень информационной культуры. В таких условиях им трудно обеспечивать адекватный современным требованиям уровень информатизации учебного процесса. Поэтому –центральной и самой актуальной задачей сегодняшнего дня является организация соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей различных дисциплин: с помощью учебных курсов, занятий на факультете повышения квалификации [3]. Литература 1. Леньков С.Л. Основы компьютерных технологий и работы на персональном компьютере. – М.: Лилия лтд, 1996. – 96 с. 2. Рубцова Н.Е. Статистический анализ психологических данных на компьютере. – Тверь: ТвГУ, 2002. – 116 с. 3. Савочкина Т.С. Психология обучения. – Тверь: ТвГУ, 1998. – 108 с. |
|