Программа «психология труда, инженерная психология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Программа «Психология труда и инженерная психология» 1 24.73kb.
Инженерная психология 1 96.81kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 21.38kb.
Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного... 2 645.45kb.
Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтельев А. И. Психология труда и... 8 3743.72kb.
Программа «Психология труда и инженерная психология» 1 31.89kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену специальность19. 00. 03. «Психология... 1 40.68kb.
Психология и труд Психология труда 1 212.19kb.
Преподаватель – к пс н. Мухрыгина О. И. Аттестации по дисциплине... 1 52.08kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
Планы семинарских занятий и тематический план курса для студентов... 1 206.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа «психология труда, инженерная психология» - страница №1/1



НАЧОУ ВПО СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

3
программа



ВступительнОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки

030300.68 «ПСИХОЛОГИЯ»
8679.01.01;ПВЭ.01;1
Вступительный тест для поступления в магистратуру (магистерская программа

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ »)

Рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета СГА

Протокол № 5 от «22» января 2013 г.

Москва 2013



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Разработчик: Макаров В.А., канд. псих. наук, доц.

Рецензент: Сыромятников И.В., д-р псих. наук, проф.
I Содержание дисциплины

1 Темы и их краткое содержание

Тема 1. Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли психологической науки

Методологические основы психологии труда. Виды труда. Специфика ручного и машинного труда. Связь психологии труда, инженерной психологии и эрганомики с различными отраслями знания. История становления. Особенности советского периода развития. Эргатические системы и функции. Трудовой пост его структура. Средства и условия деятельности. Психологические аспекты труда.

Становления представлений о предмете психологии труда и инженерной психологии. Предмет психологии труда и его специфические особенности. Человек как субъект труда и управления.

Роль и место профессионально значимых качеств и свойств личности. Специфические свойства человека труда: сенсорные, перцептивные, когнитивные, психомоторные, волевые и эмоциональные.

Особенности предмета психологических исследований в эргатических системах. Современные психологические взгляды на роль эргономики в обеспечении эффективности труда.

Тема 2. Методы и программы научно-психологического исследования

Характеристика основных методов исследования. Классификация методов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Содержание теоретических и эмпирических методов исследования.

Методологические проблемы исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Особенности применения методов психологии в целях изучения деятельности различных специалистов. Личностный и алгоритмический метод описания профессий. Структурный метод и системный анализ.

Современные требования к подбору и использованию приемов и способов психологической и групповой диагностики. Методы: анкетирование, анализ документов, письменный и устный опрос, наблюдение (самонаблюдение и самоотчет), трудовой метод анализа результатов деятельности. Фотография рабочего дня и формы протоколов. Особенности использования эксперимента.



Тема 3. Концепции понимания трудовой деятельности в отечественной и за рубежной психологической науке

Становления представлений о психологии трудового процесса в России. Этапы развития. Роль и место Центрального института труда (ЦИТ). Психотехника. Становление и развитие деятельностного подхода. Субъект труда и его характеристики. Подготовленность и готовность к труду. Трудовая реабилитация. Стиль трудовой деятельности.

Группы как субъекта труда. Психология производительного труда. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Эмоции и воля в труде. Роль психических познавательных процессов в труде.

Западные концепция понимания труда и современность. Система


Ф. Тейлора. Принципы организации управления. Классификация умений и навыков. Отбор и обучение специалистов. Сотрудничество и разделение труда. Явление ответственности. Возникновение индустриальной психотехники. Современные американские и японские концепции психологического обеспечения трудового процесса. Европейские традиции организации трудового процесса. Профориентация, профотбор и профобучение.

Тема 4 Технологии исследования и психологического обеспечения профессиональной деятельности

Технология и процесс психологического исследования. Классификация технологий диагностики мотивационной, когнитивной и моторно-волевой сферы личности.

Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.

Технологии обследования и прогнозирования успешности профессиональной деятельности.

Психологическое обеспечение труда. Принципы и методы психологического сопровождения. Психологическая поддержка специалиста: содержание и направленность.

Тема 5. Научно-теоретические аспекты изучения состояний и операторской деятельности в особых условиях

Психическое состояние человека: сущность и особенности проявления в деятельности. Становление и развитие отрицательных психических состояний. Классификация состояний. Понятия особых и экстремальных условий труда. Психические состояния специалистов в особых условиях труда. Психологические факторы.

Методы анализа деятельности оператора. Метод оценки напряженности рабочего процесса. Методы алгоритмического описания процессов управления. Методы отображения деятельности оператора.

Диагностика психических состояний и способы управления. Оценка устойчивости психики. Сущность психологической подготовки. Психопрофилактика и психогигиена труда. Профилактика негативных психических состояний сотрудников. Методы оказания психологической помощи.. Технологии саморегуляции психических состояний. Посттравматический синдром в трудовой деятельности. Психологическая и социально-психологическая реабилитация



Тема 6. Управляющая деятельность оператора

Управляющая деятельность оператора, ее основные этапы и средства. Группы управляющих движений. Показатели управляющих движений.

Классификация органов управления. Характеристика органов включения, выключения, переключения. Требования к темпу повторяющих движений. Органы управления с дозированием движений. Органы непре­рывного слежения. Критерии выбора направления перемещения органов управления оператора.

Характеристика и основные параметры рабочих движений оператора. Сопротивляемость органов управления. Речевые управленческие действия.



Тема 7 Психология профессионализации личности

Проблемы профессионализации. Сущность понятий: профессия, специальность, должность. Основные подходы к классификации профессий. Психологические аспекты классификации профессий и специальностей. Профессиограмма и психограмма. Организация деятельности по разработке профессиограмм.

Психологическая характеристика профессионализма: критерии, показатели и уровни. Становление и развитие личности профессионала. Профессиональное самоопределение. Методы и приемы профессиональной диагностики. Профессионализация и обучение. Профессиональные способности. Особенности становления и развития профессионала.

Тема 8. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

Потребности человека в труде: сущность и специфика проявления. Мотивация поиска работы. Выбор профессии: содержание, диагностика и причины. Понятие «трудовая мотивация». Мотивы и смысл профессиональной деятельности. Уровень профессиональной мотивации и профессиональные планы специалиста.

Содержание понятия профессиональная направленность специалиста. Типология работников на основании направленности. Подготовленность, готовность к труду и мотивация. Удовлетворенность трудом и мотивация. Процесс формирования положительной мотивации на профессиональную деятельность. Дефекты, отклонения профессиональной мотивации и их профилактика. Приемы и способы саморегуляции на положительное развитие трудовой деятельности специалиста.

Тема 9. Профессиология как область знания: сущность и значение

Профессиология как наука: цели и задачи. Профессионально важные качества: роль и место в процессе профессионализации. Квалификационные требования к специалисту. Проектирование профессии и профессиональной деятельности. Психологический портрет специалиста. Рабочее место и его психологическая и социально-психологическая значимость.

Отечественные и зарубежные разработки профессиологии. Технология аттестации кадров. Оценка эффективности деятельности и ее связь с профессиографированием труда. Текущее и углубленное обследование специалистов на основе профессиограммы. Диагностика профессионально-важных качеств специалиста. Изучение взаимодействия сотрудников.

Тема 10. Психология безопасности и инженерно-психологические аспекты охраны труда

Психология безопасности в труде. Психология травматизма. Психологические причины нарушений техники безопасности. Понятие “человеческий фактор”. Психологические и социально-психологические условия обеспечения безопасности труда.

Режим работы и профессиональная пригодность специалиста. Психология профессионального здоровья. Психологическое обеспечение профессионального долголетия. Безопасность труда и эргономические, управленческие и психолого-педагогические условия взаимодействия. Психические качества человека, способствующие его безопасному труду.

Роль и место психолога и психологической службы в реализации задач безопасного труда.



Тема 11. Эргономические факторы оптимизации трудовой деятельности

Понятие эргономика и эргономические факторы. Современные требования к эргономическому обеспечению эффективной деятельности. Классификация основных эргономических факторов. Психологическое обеспечение эффективности работы основных анализаторных систем человека (зрительного, слухового, обонятельного, тактильного и др.). Взаимодействие различных специалистов и психологов по созданию благоприятных эргономических систем.



Тема 12. Психологическое проектирование и моделирование профессиональной деятельности

Психологические аспекты проектирования систем: “человек – машина”, “человек – машина – человек”, “человек – человек – машина”. Проектирование психологических особенностей взаимодействия человека и машины. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации, органам управления, рабочему месту оператора.

Сущность понятия “моделирование”. Роль и место моделирования в инженерно-психологических исследованиях. Принципы моделирования индивидуальной и групповой деятельности. Моделирование образа эффективной предстоящей деятельности специалиста. Контроль сформированного образа и его реализация в профессиональной деятельности.

Тема 13. Акмеологические характеристики труда: критерии, показатели и уровни

Акмеология как специальная область знания. Особенности рассмотрения характеристик труда в акмеологии. Акмеологические критерии: сущность и значение. Классификация акмеологических критериев: общие и частные.

Иерархические связи акмеологических критериев. Показатели оценивания эффективности труда: по степени общности, по уровню достижения цели, по соотнесению направленности развития объекта (субъекта), по размерности, по значимости, по математическому описанию и др.

Частные критерии эффективности: пригодность для успешности, превосходство, приоритетность. Понятие результативности труда.



Тема 14. Проблемы профессиональной адаптации и реадаптации специалистов

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Понятия “адаптация”, “адаптивность”, “дезадаптация”. Типы адаптации. Психологическая адаптация. Первичная и вторичная адаптации.



Особенности и психологические закономерности профессиональной адаптации специалистов к условиям профессиональной деятельности. Особенности социально-психологической адаптации специалистов. Специфика и динамика адаптации анализаторных систем. Методы изучения профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям трудовой деятельности.
2. Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

  1. Объект, предмет и задачи психологии труда.

  2. Методология инженерной психологии.

  3. Предметная сфера эргономики.

  4. Основные виды труда.

  5. Психотехника и этапы ее развития.

  6. Эргатические системы и функции: сущность и отличие

  7. Трудовой пост и его структура

  8. Психологические аспекты труда.

  9. Человек как субъект труда.

  10. Сущность и задачи трудовой экспертизы.

  11. Закономерности выработки и тренировки трудовых навыков.

  12. Классификация профессий.

  13. Принципы и методы определения надежности человека как субъекта труда.

  14. Профессиональная мотивация: сущность и значение

  15. Содержание профессионально значимых качеств

  16. Характеристика методов исследования.

  17. Методологические проблемы исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике.

  18. Методы психологического изучения профессий

  19. Экспериментальные методы психологии труда.

  20. Технология и психологические основы профотбора.

  21. Сущность психологического сопровождения.

  22. Психологическая поддержка специалиста.

  23. Общая характеристика западных систем организации труда.

  24. Американские и японские концепции психологического обеспечения труда.

  25. Европейские традиции организации трудового процесса.

  26. Особенности становления психологии труда в России.

  27. Деятельностный подход в психологии труда, инженерной психологии и эргономике.

  28. Стиль трудовой деятельности.

  29. Группы как субъекта труда.

  30. Психология экстремального труда.

  31. Психологические факторы экстремальности.

  32. Психические состояния специалистов в особых условиях.

  33. Классификация психических состояний.

  34. Сущность психологической подготовки специалиста.

  35. Характеристика профессионализации.

  36. Особенности профессионального образования.

  37. Сущность понятия профессиограмма.

  38. Психограмма и ее назначение.

  39. Характеристика профессионализма.

  40. Развитие личности профессионала.

  41. Сущность профессионального самоопределения.

  42. Методы и приемы профессиональной диагностики.

  43. Профессиология как область знания.

  44. Рабочее место специалиста и его психологический анализ

  45. Психология безопасности труда.

  46. Психологическое обеспечение безопасности труда.

  47. Профессиональное долголетие: сущность и возможности

  48. Деятельность психолога в обеспечении безопасного труда.

  49. Психологические факторы трудовой деятельности.

  50. Сущность понятия “оптимизация” профессиональной деятельности.

  51. Основные эргономические факторы труда.

  52. Общие эргономические требования к рабочему месту.

  53. Психологические аспекты проектирования систем: “человек – машина”

  54. Психологические аспекты проектирования систем: “человек – машина – человек”.

  55. Психологические аспекты проектирования систем:“человек – человек – машина”.

  56. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации (СОИ).

  57. Основные виды органов управления оператора.

  58. Динамика надёжности деятельности оператора.

  59. Инженерно-психологические требования к органам управления (ОУ).

  60. Инженерно-психологические требования к рабочему месту оператора.

  61. Роль и место моделирования в инженерно-психологических исследованиях.

  62. Сущность понятия «акмеология».

  63. Акмеология и профессиональная деятельность

  64. Сущность работоспособности и трудоспособности.

  65. Психологическая сущность профессиональной адаптации.

  66. Особенности социально-психологической адаптации специалистов.

  67. Адаптация анализаторных систем

  68. Психологическая профилактика и психогигиена труда: сущность и содержание.

  69. Технологии саморегулирования психических состояний.

  70. Сущность посттравматического синдрома.

  71. Психологическая реабилитация.

  72. Психологический анализ эффективности деятельности.



Литература



Основная

  1. Климов, Е. А. Психология труда [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов, Носкова О.Г. - М. : Академия, 2011.

  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]
    / Е. А. Климов
    . – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012.

  3. Сергеев, С.Ф. Инженерная психология и эргономика [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Ф. Сергеев. - М.: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2008


Дополнительная

  1. Гербарт, Д. Организационная психология. Человек и организация [Текст]
    / Д. Гербарт, Л. Розенштиль. – М. : Гуманитарная академия, 2006.

  2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2005.

  3. Зинченко, В. П. Эргономика [Текст] : учебник / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. – М. : Логос, 2004.

  4.  Романова, Е.С. 147 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.С. Романова. - М.: Аспект-Пресс, 2011

  5. Сергиенко, С. К. Практикум по инженерной психологии и эргономике [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. К. Сергиенко, Ю. Э. Писаренко, В. А. Бодров. – М. : Академия, 2003.

  6. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология [Текст] : учеб. пособие / Ю. К. Стрелков. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005.