Инженерная психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «психология труда, инженерная психология» 1 117.13kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 21.38kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного... 2 645.45kb.
Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтельев А. И. Психология труда и... 8 3743.72kb.
Программа «Психология труда и инженерная психология» 1 24.73kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену специальность19. 00. 03. «Психология... 1 40.68kb.
Программа «Психология труда и инженерная психология» 1 31.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «инженерная психология и... 1 33.6kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 06. 2 «Инженерная психология... 1 25.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 5 586.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 5 586.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Инженерная психология - страница №1/1

Инженерная психология, одна из специальных дисциплин психологии. И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах "человек и машина", предназначенных для управления и обработки информации; 2) целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации; 3) оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения. В решении этих задач И. п. основывается на данных смежных наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.

И. п. возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи И. п. сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек и машина". Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление И. п. как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления. В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки информации человеком, а в 60-х гг. - общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. И. п. перешла к синтезу, проектированию человеческой деятельности в больших системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Задача рациональной организации деятельности людей в системах "человек и машина" включает анализ структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных обязанностей, которое в наибольшей степени отвечало бы поставленной цели. Важной проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной деятельности малых групп (экипажи летательных аппаратов, персонал пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев психологической совместимости членов группы, что очень важно при их комплектовании. Психологическая совместимость - важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на длительное время от привычного окружения.

При распределении функций в системе "человек и машина" исходят из того, что решение творческих задач, связанных с логическим анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вычислительного характера, а также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации. Электронную вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления и интуиции человека.

Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения требует организации выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится к выбору наилучших характеристик информационной модели: степени обобщения (детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание информации. Основной принцип организации информационной подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по требованию оператора ЭВМ могла производить все трудоёмкие и вспомогательные преобразования имеющейся информации, а результаты выдавать в виде, наиболее подходящем для решения оперативных задач. В автоматизированных системах оператор лишён возможности непосредственного воздействия на управляемый объект (предмет труда). В этих условиях возникла новая задача: согласование не только исполнительных двигательных актов человека с динамическими свойствами и характеристиками орудий и средств производства (эта задача решалась методами психологии труда), но главным образом способностей оператора по приёму, переработке и передаче информации с информационными характеристиками объекта управления.

Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических функций человека - восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), которые являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К числу таких внутренних средств относятся опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности его профессиональный облик. На основе внутренних средств деятельности формируются постоянные и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал внутренних средств деятельности, опирается на внешние средства, к которым относятся информационные модели, реализуемые на устройствах отображения информации или в форме документа, машинные алгоритмы и др. вспомогательные средства подготовки решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутренних и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных и информационных моделей, полностью использующих психологические возможности оператора по приёму и переработке информации.

В разных условиях центр тяжести этого проектирования может приходиться либо на внешние, либо на внутренние средства деятельности. Существует ряд информационных моделей, которые можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора, аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели определяются имеющимися техническими возможностями сбора первичной информации. Инженерно-психологические рекомендации по работе с такими информационными моделями касаются условий освещённости, уровня контраста, режима работы и т. п. Основная задача психологов в этих случаях состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних средств. Существуют и др. информационные модели, когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией, например поступающей на устройства отображения из ЭВМ. В этих случаях разработчики и специалисты по И. п. имеют большой простор для технической реализации различных типов информационных моделей и основное внимание может быть обращено на создание адекватных внешних средств деятельности оператора.

К важнейшим проблемам И. п. следует отнести: разработку методов профессионального отбора, обучения и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации производственных, военных и организационных систем; проектирование рациональных информационных моделей и органов управления; формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором; разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления, психической напряжённости, стресса); разработку принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями технической эстетики и художественного конструирования.

Развиваясь как прикладная научная дисциплина, И. п. в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретической и экспериментальной психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На современном этапе для И. п. особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологических черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно психологических критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инженерно-психологических задач. Организации и лица, ведущие исследовательскую, консультативную и педагогическую деятельность в области И. п., объединяются за рубежом в общества: "Человеческие факторы и биотехнология" (США), "Эргономика" (Великобритания, Франция и Япония), "Антропотехника" (ФРГ). В СССР инженерно-психологические службы координируются соответствующими секциями Общества психологов СССР и Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР. См. также Эргономика.

? Лит.: Инженерная психология. [Сб. ст.], М., 1964; Инженерная психология. Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; Инженерно-психологические требования к системам управления, М., 1967; Вудсон У. Е., Коновер Д. В., Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, пер. с англ., М., 1968; Иванов С., Человек среди автоматов, М., 1969; Мейстер Д., Рабидо Дж., Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления, пер. с англ., М., 1970; Военная инженерная психология, М., 1970; Эргономика. Принципы и рекомендации, в. 1-4, М., 1970-72.

? В. П. Зинченко, Г. Л. Смолян.


Материалы предоставлены проектом Рубрикон

© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"
Все права защищены


 
Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку (см. также Психотехника).

Возникновение П. т. связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой П. т. была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы - тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла специальная ветвь П. т. - профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела П. т. - разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.

Важную область П. т. составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная П. т. разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области П. т. тесно связана с физиологией труда. П. т. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач П. т. - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. П. т. координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и использования психических свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий (например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в П. т. занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях современной научно-технической революции П. т. призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. П. т. имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.



Лит.: Липман О., Психология профессий, пер. с нем., П., 1923; Трудовой метод изучения профессий. Сб., под ред. И. Н. Шпильрейна, М., 1925; Смирнов А. А., Психология профессий, М., 1927; Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в сборнике Психологическая наука в СССР, т. 2, М., 1960; Психология промышленного труда, М., 1962; Левитов Н. Д., Психология труда, М., 1963; Личность и труд, М., 1965; Психология труда, ч. 1-2, М., 1969; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, 2 изд., М., 1970; Psihologia muncil industriale sub. red. Al. Rosca, Buc., 1967; Tomeković Т., Psihologija rada. Kadrovi i rad, Beograd, 1965; Tiffin I. and Mc Cormick E. J., Industrial psychology, 3 ed., L., 1966;Okóń J., Paluszkiewicz L., Psychologia w zakładzie pracy, Warsz., 1967; Ružička J., Člověk a práce, Praha, 1972.

? С. Г. Геллерштейн, М. И. Бобнева.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон