страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Преподаватель – к пс н. Мухрыгина О. И. Аттестации по дисциплине «Психология труда - страница №1/1
Преподаватель – к.пс.н. Мухрыгина О.И. Аттестации по дисциплине «Психология труда, инженерная психология, эргономика» по направлению бакалавр психологии Дисциплина изучается в течение одного семестра. Во время изучения дисциплины каждый студент обязан усвоить теоретическое содержание дисциплины, выполнить задания, предусмотренные планом практических занятий. Тематика практических занятий считается освоенной, если студент успешно отвечает на вопросы устных и письменных опросов. К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые посещали и отвечали на практических занятиях. В противном случае студент к итоговой аттестации не допускается. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена. Содержание учебного курса Тема 1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Определение, объект, предмет и задачи психологии труда. Взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами. Обусловленность запросами социальной практики. Становление социологии труда, гигиены труда, производственной санитарии. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика, организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение. Тема 2. Методы психологии труда. Классификация методов психологического исследования: сравнительные, лонгитюдные и комплексные методы. Психологические методы исследования профессиональной деятельности: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные. Современные позиции в понимании методологии. Тема 3. Понятия эргатической системы и эргатических функций. Психология труда в узком и широком значении слова. Предмет, объект изучения, цели. Инженерная психология. Определение, направления. Эргономика. Определение, история, причины возникновения. Проблемы, способствовавшие возникновению эргономики. Цели и задачи эргономики. Эргономика и развитие ее направлений (проектная деятельность, художественное конструирование, художественное моделирование). Эргатические (трудовые) функции, их типология. Тема 4. Психологическое профессиоведение. Психологическое профессиоведение как основа познания мира профессий, его классификации и дифференциации с позиций психологической науки. Понятия: «профессия», «трудовой пост», «трудовая задача» и др.. Субъектно-обьектные взаимосвязи в профессиональной деятельности. Объект труда и его основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные системы, знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Тема 5. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Подходы различных психологических школ к пониманию личности и особенностей мотивации человека к труду. Мотивация и оценка труда персонала. Работа профконсультанта с мотивационной сферой сотрудников организации. Мотивация: уровни и факторы. Три уровня мотивации: личностный, индивидуально-исполнительский, психофизиологический. Факторы удовлетворенности трудом. Тема 6. Психология профессионального самоопределения. Структура профессионального самоопределения субъекта. Профессиональное самосознание и его составляющие. Структура профессионального самосознания. Уровни профессионального самоопределения личности: гностический и практический. Направленность личности как условие профессионального становления Тема 7. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности. Профессионально важные качества: оценка и требования к ним. Профессионализм и модели специалиста. Профессионально обусловленные способности (психические процессы и профессионально-важные качества, актуализируемые у человека в процессе труда), функциональные состояния. Тема 8. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров. Разработка вопросов профконсультации и профотбора. Профдиагностика. Функции профконсультанта в центре занятости населения: профинформация, профотбор, организационно-методическая работа, профконсультирование, психологическая поддержка. Тема 9. Профессиональные конфликты. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. Конфликт, его структура, причины возникновения, методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в. трудовом коллективе. Самостоятельное изучение тем:
Вопросы к экзамену
|
|