Похожие работы
|
Бизнес-план инвестиционного проекта создание центра оказания услуг «call-center» - страница №2/12
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИДЕИУслуги, планируемые к реализацииСуть проекта – создание в Тюмени центра оказания коммуникационных услуг «Call-Center» (далее – Кол-центр). Количество мест операторов – 15. Основные услуги:
Для Тюменской области проект уникален по следующим аспектам:
Оценка рыночной перспективы проекта представлена в соответствующем разделе. Этапы реализации проектаРеализация проекта в среднесрочной перспективе – 3 года – предполагает 4 следующих этапа, отличных по географии оказания услуг и их спектру:
Проект предполагается реализовать на арендуемых площадях – кондиционируемое, пригодное к эксплуатации без проведения ремонтных работ помещение площадь 200м.кв. с отдельным входом, оборудованное системой сигнализации (тревожная кнопка) и соответствующее санитарным требованиям. 3. ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАТенденции рынкаЭксперты рынка кол-центров отмечают, что с началом кризиса, стали происходить весьма значимые изменения, которые отразятся на состоянии рынка в будущем:
Игроки рынкаРоссия Рынок кол-центров в России зародился в конце 90-х, когда в Москве стали появляться первые крупные игроки. Именно компании, созданные в 1998-1999 годах, сегодня находятся в лидерах российского рынка: Рисунок 3.1. Рисунок 1. Крупнейшие российские аутсорсинговые Кол-центры Особенностью лидеров рынка является широкая линейка продуктов, местонахождение в Москве, а также значительное количество операторов, позволяющее компаниям справляться со значительным количеством звонков. На долю пяти крупнейших компаний приходиться более 75% рынка. Это связано, прежде всего, с тем, что первые появившиеся кол-центры успели «разобрать» крупнейших клиентов и под эти заказы нарастить мощности, тогда как вновь выходящим на рынок компаниям трудно получать крупные заказы, а значит, приходится довольствоваться небольшими заказами и держать под них небольшие производственные мощности. Урал Первый кол-центр на Урале появился в 2004 году на базе Екатеринбургского филиала Уралсвязьинформ (УСИ). Он просуществовал более года, после чего вынужден был закрыться. Во время своей деятельности он был в большей степени загружен внутренними заказами от самого УСИ (справочная 09, работа с абонентами УСИ и т.п.). Сторонних заказов, судя по всему, не хватило для эффективной деятельности кол-центра, хотя действия, предпринимаемые для продвижения, были весьма обширны. На сегодняшний день на Урале кол-центры есть только в Екатеринбурге, в остальных городах, по нашим данным, их нет. При этом, в Екатеринбурге сегодня даже два кол-центра. Стремление открыть кол-центр в Екатеринбурге понятно – это самый крупный город на Урале, и один из крупнейших в России. Судя по всему, имеющиеся кол-центры не являются крупными, и только начинают свою деятельность. Список предлагаемых ими услуг типичен для рынка. На своих сайтах компании не отражают списки своих клиентов, а также не размещают их отзывы, что косвенно свидетельствует о не самой успешной деятельности кол-центров. КлиентыАнализ клиентской базы лидеров рынка показал, что услугами кол-центров пользуются определенные предприятия и организации, относящиеся к определенным отраслям экономики:
Также потребителями услуг кол-центров являются органы власти и всевозможные некоммерческие организации. Согласно исследованию, проведенному журналом «Секрет фирмы», структура доходов кол-центров по отраслям выглядит так:
Для большинства представителей данных отраслей, характерно наличие головной компании в Москве, где уже используют услуги кол-центра, и филиалы на местах вряд ли будут заказывать услуги кол-центра в Тюмени. Ниже представлен обзор отдельных потенциальных групп клиентов Кол-центра. Телекоммуникационные компании В Тюмени нет сотового оператора, который станет заказывать услуги кол-центра. Что касается всевозможных Интернет- и телеоператоров, то их количество не так уж велико. Самый крупный в Тюмени оператор кабельного телевидения Коминтел имеет собственный небольшой кол-центр, позволяющий справляться со всеми звонками клиентов. Диван.ТВ и Дом.ру также имеют собственные линии круглосуточной технической поддержи клиентов. Финансовый сектор По данным, Ассоциации кредитных организаций Тюменской области, в Тюменской области есть 22 кредитных организации. Большинство из них функционирует только в пределах Тюменской области и не отличается большими объемами деятельности. Среди крупнейших банков Тюменской области можно выделить ЗСКБ, ХМБ, Сибнефтебанк, ЗСБ СБРФ. Западно-сибирский банк СБ РФ уже имеет горячую линию 8 800 для жителей Тюменской и Омской областей, ЗСКБ также уже два года общается со своими клиентами посредством линии 8 800. ХМБ имеет единую информационно-справочную службу, однако она находится в Ханты-Мансийске, что несколько затрудняет общение с клиентами, находящими в других городах. Справедливости ради стоит сказать, что основные клиенты находятся в ХМАО. Сибнефтебанк не имеет своей горячей линии. Аналогичная ситуация по большинству других небольших тюменских банков и лизинговых компаний. Органы власти заинтересованы в услугах кол-центра в случае реализации какой-либо компании: например, переписи населения, или в случае возникновения форс-мажорных ситуаций: эпидемия, стихийные бедствия и т.д. Такие кампании имеют краткосрочный характер и с трудом поддаются прогнозированию. Также, органы власти должны быть заинтересованы в том, чтобы выстроить работу с населением таким образом, чтобы это не отвлекало сотрудников от их основной работы, а население, в свою очередь, могло получать ответы, на интересующие вопросы. В принципе, каждый из департаментов областного правительства и городской администрации может иметь свою горячую линию. Особенно, департаменты, отвечающие за такие сферы, как:
Проблема во взаимодействии с государственными органами в том, что они зачастую не заинтересованы в эффективной работе с населением. А потому, самостоятельно принимать решение об открытии горячей линии они не захотят и не будут, пока не последует распоряжение «сверху», или другой орган власти на личном примере не покажет что «горячая линия» это эффективно и модно. Компании FMCG FMCG товары – это товары широкого потребления, такие как продукты питания, косметика, бытовая химия и прочее. Поскольку большинство таких товаров производится крупнейшими организациями, которые зачастую находятся за пределами региона, то спрос на услуги кол-центра с их стороны в Тюмени минимален. Все на что можно рассчитывать, это на предприятия пищевой промышленности, находящиеся в Тюменской области. Это, прежде всего, переработка молока и мяса. В меньшей степени – производство минеральной воды, бутилированной воды, кондитерская промышленность. Объем услуг, которые можно оказывать этим предприятиям, невелик, потому как их география присутствия не велика, а также потому, что в обществе не сформировалась культура получения информации о товарах и услугах по горячей линии. Рекламные и маркетинговые компании Рекламный рынок в Тюмени не развит настолько, чтобы можно было ожидать какого-то спроса на услуги кол-центра с их стороны. Что касается маркетинговых компании, то они ни в коем случае не отдадут обработку входящих вызовов на сторону, поскольку в этом бизнесе слишком важны клиентские отношения и нет большого потока заказов. Масс-медиа В последнее время Тюменское телевидение стремится стать более интерактивным и получить обратную связь от зрителей. Регион-Тюмень и Сибинформбюро практически ежедневно устраивают опросы зрителей на всевозможные темы. Пока они используют для этого СМС-голосование или принимают звонки на обычный телефон в редакции. Перспектива заказа услуг со стороны телевидения будет зависеть от развития этого телевидения, а тенденция последних 10-ти лет говорит о том, что полноценного телеканала в Тюмени нет и не будет, а вставки на федеральных каналах не превысят имеющихся объемов. Это значит, что особых перспектив для кол-центра масс-медиа не открывает. Компании ЖКХ Перевод отрасли ЖКХ на рыночные принципы может способствовать росту спроса на услуги кол-центра со стороны этих компании. Так, теперь в городе существует несколько управляющих компании, которые обязаны оперативно реагировать на запросы своих клиентов, своевременно оповещать их о каких-либо изменениях. Если Кол-центр сможет сформировать интересное предложение для управляющих компаний, то данная отрасль сможет стать самым перспективным заказчиком услуг кол-центра. Стоит обратить внимание на то, что сегодня и водоканал, и электросети имеют свои горячие линии, которые принимают достаточно большое количество обращений населения. Если кол-центру удастся сформировать привлекательное для компании ЖКХ предложения, то и Водоканал и другие монополии ЖКХ могут отказаться от своих кол-центров и начать потреблять услуги кол-центров. Оптовая и розничная торговля Предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, могут быть достаточно крупными потребителями кол-центра в Тюмени: им могут быть интересны услуги телемаркетинга, горячей линии, оповещения имеющихся клиентов о новостях компаний. Основной акцент следует сделать на крупных магазинах и торговых сетях, вроде МегаМарта, Пчелки, Ленты и проч. А также вероятными клиентами могут оказаться предприятия, занимающиеся продажей промышленных товаров: например, металлотрейдеры в Екатеринбурге в большинстве своем имеют собственные горячие линии. Спрос со стороны подобных предприятий будет расти вместе с ростом данных рынков. На сегодняшний день, поскольку спрос на промышленные товары невелик, спрос на услуги кол-центра с их стороны отсутствует (разве что телемаркетинг). Услуги Перечень услуг, оказываемых большинством кол-центров стандартен. Зачастую, они могут называться по-разному у разных компаний: Таблица 3.1. Согласно исследованию журнала «Секрет фирмы», общий объем услуг, оказываемых Кол-центрами, распределяется следующим образом:
Таблица 3.1. Перечень услуг, оказываемых лидерами рынка кол-центров и уральскими кол-центрами
|
|