Агеев В. С. А 23 Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес­кие проблемы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Человек в системе социально-экономических отношений: взаимодействие... 2 622.32kb.
Пленарная дискуссия «Опыт и перспективы инновационного освоения Ямала»... 1 24.35kb.
Программа «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и... 1 230.39kb.
Монография. Оглавление 4 1835.72kb.
Социально-трудовые проблемы 2 685.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные... 1 298.49kb.
Проблемы теории пространства, времени и материи 1 188.65kb.
4. Перечень экзаменационных тем Дисциплина «Актуальные проблемы современной... 1 161.21kb.
Трансграничное взаимодействие социально-экономических структур в... 1 109.15kb.
Александр Агеев Голод 41 Практическая гастроэнтерология чтения 5 1468.69kb.
Проблемы функционирования социально-эколого-экономических систем... 1 67.98kb.
Тезисы Анализ ситуации 1 164.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Агеев В. С. А 23 Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес­кие проблемы - страница №4/5


4. АЛЬТЕРНАТИВЫ ФАВОРИТИЗМУ: ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Анализ эффектов ингруппового фаворитизма неизбежно будет неполным, если мы, следуя неэксплицируемой логике, доминирую­щей в зарубежных работах, будем ограничиваться в области меж­групповых отношений лишь явлениями дифференциального ха­рактера. То, что западных психологов привлекали такие явления, как межгрупповая враждебность и конфликт, агрессия и этно­центризм, различные формы ингрупповой пристрастности и меж­групповой дискриминации, вполне логично и закономерно. Наука и должна заниматься тем, что представляет собой проблему, что остается непонятным, что настоятельно требует своего решения. Острота указанных явлений, собственно, и явилась тем непосред­ственным фактором, который стимулировал развитие исследова­ний в области межгрупповых отношений (подробнее об этом см.: Агеев, 1983).

Но в плане логико-теоретическом, несомненно, был допущен явный перекос. Межгрупповые явления в зарубежных работах фактически стали ограничиваться лишь явлениями отрицатель-


76

77

ными, деструктивными, социально нежелательными. Качественно противоположные им межгрупповые феномены попросту не рас­сматривались. Континуум межгрупповых явлений как бы оказал­ся ограниченным, отсеченным в позитивной, конструктивной своей половине. Максимумом возможного, оптимальным с точки зрения социальной желательности неявно признавался «нулевой вариант», то есть отсутствие (или снижение) межгрупповой враждебности, конфликтности, этноцентризма, дискриминации и т. д. На приме­ре ингруппового фаворитизма это можно легко проиллюстрировать графически (рис. 5).

Социально желательной альтернативой ингруппового фавори­тизма могло стать не какое-то иное по самой своей сути явление, а лишь его отсутствие, нулевое значение выраженности эффекта (на рисунке середина континуума поэтому и обозначена знаком



«плюс»), поскольку противоположный полюс континуума — де-фаворитизм — также неприемлем с социальной точки зрения. В конечном счете дефаворитизм всегда приводит <�к разрушению, ис­чезновению данной группы как некоторой социальной целостно­сти. Правда, этот процесс может быть растянут во времени и, например в случае больших групп, растянут очень сильно. Но конечный социальный итог любого группового дефаворитизма од­нозначен — прекращение существования группы как таковой.

В недавней публикации (Агеев, Сыродеева, 1987) мы отнесли все вышеперечисленные феномены — любые формы группоцентриз-ма, враждебности, предвзятости, дискриминации, в том числе и ингруппового фаворитизма — к межгрупповым явлениям диффе­ренцирующего характера. Однако и научная логика, и сама жизнь настоятельно требуют противопоставить этому классу явлений не просто их отсутствие, а некоторый набор качественно противопо­ложных, обратных им, по сути, феноменов, которые мы предложили обозначить явлениями интегративного характера.

«К международному антагонизму прошлого, — писал В. Бе­лов, — мы почему-то более внимательны, чем к свидетельству дружбы и мирного сотрудничества народов, без которых мир давно бы погиб... Люди разных национальностей отнюдь не всегда в звоне кинжалов и сабель выясняли свои отношения. Доказа­тельств тому не счесть» (1983. С. 140).

Наблюдение писателя может быть подкреплено целым рядом серьезных научных аргументов. Что касается аргументов, относя­щихся к компетенции психологической науки, то свидетельства широкой распространенности интегративных тенденций могут быть

обнаружены в самых различных областях и на самых различных уровнях межгруппового взаимодействия, начиная с детских разно­возрастных групп и кончая уровнем межэтнического взаимодейст­вия (подробнее об этом см.: Агеев, Сыродеева, 1987). Тем не ме­нее проблема выделения системного описания и эмпирического исследования интегративных межгрупповых феноменов продол­жает оставаться по существу совершенно неразработанной.

В исследовании А. А. Сыродеевой были выделены три инте­гративных межгрупповых феномена, а один из них подвергнут экспериментальному анализу. Первому из них мы дали наимено­вание «групповая аффилиация». Он 'касается взаимодействия групп разнопорядковых с точки зрения масштаба и объема. Речь идет о том, что любая социальная группа входит в качестве сос­тавной части в какую-то более широкую и в свою очередь (за исключением, пожалуй, небольших по объему малых контактных групп) состоит из более мелких группировок. Таким образом, на-

Рряду с дифференциальными тенденциями, с тенденциями к обособ­лению, к осознанию и подчеркиванию собственной отличимости и аутентичности практически любой группе свойственно стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к не­которой более широкой социальной общности. Эти процессы вхождения группы в более широкую социальную общность мы и обозначили термин «групповая аффилиация». Разумеется, в каждом конкретном случае выраженность эффектов групповой аффилиации, субъективная ценность групповой принадлежности более высокого порядка могут быть в высшей степени неодинако­выми. Анализ вариативности и факторов, ее обусловливающих, может составить целое направление исследований. Изучение груп­повой аффилиации означает конституирование некоторого нового уровня в исследовании межгрупповой проблематики в целом, а именно исследование межгрупповых отношений по вертикали, ког­да, в отличие от традиционного подхода по горизонтали, изучают­ся отношения не между рядоположенными, но между разнопоряд­ковыми группами, то есть когда одна группа является подмноже­ством другой.

Второй межгрупповой феномен интегративного характера мы предложили называть «групповой открытостью», или открытостью группы по отношению к другим группам. Заключается он в стрем­лении получать различного рода воздействия и оценки со стороны некоторых других групп. Открытость группы проявляется как в процессах взаимодействия, так и в плоскости социального вос­приятия. Можно выделить — и такая задача планируется нами как специальная работа теоретического и прикладного характера — открытые и закрытые стратегии взаимодействия, системы пред­ставлений о собственной и других группах. Степень открытости группы межгрупповому взаимодействию характеризует меру ее социальной контактности, меру включенности в социальные про­цессы более высокого порядка. Нормальное развитие группы не­возможно в полностью изолированных, закрытых условиях; неко-



78





терый взгляд на собственную группу «со стороны», возможность соотнесения себя с другими необходимы в принципе. Высокая степень закрытости группы в этой связи должна рассматриваться как следствие особо жестких и неблагоприятных условий меж­группового взаимодействия. Введение этой оппозиции — открытость или закрытость группы межгруппсвому взаимодействию — пред­ставляется нам очень важным. Она позволяет объяснить большой класс взаимосвязанных межгрупповых феноменов и должна, по нашему мнению, стать предметом специальных исследований как теоретического, так и прикладного характера.

Третий феномен мы обозначили термином «межгрупповая ре-ферентность». По аналогии с традицией исследования референт­ности на межличностном уровне (Щедрина, 1979) мы подчеркнули этим наименованием тот бесспорный факт, что для группы как целого свойственна потребность в обращении к значимой внешней группе, которая выступает либо как носитель определенных цен­ностей и норм, либо выполняет роль «зеркала», отражающего данную группу и окружающий ее мир. Эта объективно существую­щая потребность реализуется в соответствующих стратегиях меж­группового взаимодействия в системах социальных представлений, относящихся к «Мы» и «Они».

Перечисленные феномены — групповая аффилиация, групповая референтность, открытость группы — характеризуют интегратив-ные процессы в межгрупповом взаимодействии. Интегративные и дифференциальные процессы в межгрупповом взаимодействии со­существуют одновременно и в нормальных условиях уравновеши­вают друг друга. Мы попытались показать это экспериментально на примере соотношения групповой референтности и ингруппового фаворитизма (Агеев, Сыродеева, 1987). Воспользовавшись ранее описанными матрицами Г. Тэджфела, позволяющими фиксировать ряд различных стратегий межгруппового взаимодействия, мы ввели в общую схему эксперимента новую переменную — референтность или нереферентность той группы, к которой принадлежали испы­туемые.

В эксперименте приняли участие студенты дневных отделений физического (32 человека) и психологического (26 человек) фа­культетов МГУ. С помощью предварительного экспертного опроса было установлено, какой факультет в целом можно считать рефе­рентным для физиков, а какой — для психологов. В первом случае таковым оказался механико-математический, а во втором — фи­лософский. Основная экспериментальная процедура сводилась к тому, что испытуемые должны были, используя тэджфеловские матрицы, оценить, насколько хорошее образование получают сту­денты их собственного и еще одного факультета Московского уни­верситета (для физиков этим другим был механико-математиче­ский, для психологов — философский факультет). После заполне­ния матрицы выяснялось, насколько другие факультеты действи­тельно референты для каждого участвующего в эксперименте ис­пытуемого. Для этого всех испытуемых просили в специальном

бланке отметить те три факультета МГУ, мнение ведущих препо­давателей которых о их собственном факультете как центре, за­нимающемся разработкой важных научных проблем, им хоте­лось бы узнать прежде всего.

Результаты этого исследования представлены в табл. 5. Они свидетельствуют о том, что в принципе возможна демонстрация обеих стратегий одновременно: и ингруппового фаворитизма, пред­ставляющего процессы межгрупповой дифференциации, и макси-

мальной общей выгоды, которую вполне правомерно интерпрети­ровать в качестве интегративной тенденции в межгрупповом взаи­модействии. Однако такое одновременное проявление обеих страте­гий наблюдается только у тех испытуемых (физиков и психологов),. для которых другая группа (соответственно математики и филосо­фы) является референтной. Если же другие группы не референт­ны, то демонстрируется лишь дифференциальная стратегия (ин-групповой фаворитизм), а интегративная стратегия полностью отсутствует (см. 3-ю колонку табл. 5).

Примечателен тот факт, что выраженность ингруппового фа­воритизма хотя и сильнее в той подгруппе испытуемых, для ко­торых другие нереферентны, в целом различия между двумя под­группами испытуемых невелики и статистически незначимы. При­близительно такую же, хотя и несколько меньшую, степень ин­группового фаворитизма демонстрируют и те испытуемые, для которых другая группа референтна. Таким образом, тенденции к межгрупповой дифференциации характерны для всех испытуемых,




80
81

а к межгрупповой интеграции (наряду и параллельно с этим) — только для тех, которые видят в других значимую для себя точку соотнесения.

Полученные данные позволяют дополнить наши представления о типах межгруппового взаимодействия, об их детерминантах и последствиях. Очевидно, и интегративные и дифференциальные процессы необходимы для выделения группы в некоторую отличи­мую от социального окружения целостность и для дальнейшего существования и развития группы в системе социальных связей и отношений. Но каждый из этих процессов выполняет специфи­ческие функции. Дифференцирующие межгрупповые процессы от­ветственны за создание социальной идентичности и аутентичности группы, ее объективной и перцептивной отличимости от любой другой; за поддержание и укрепление границ группового членства и признание этого членства в качестве личностно значимой цен­ности. Интегративные межгрупповые процессы, напротив, призваны



предохранять группу от изоляции и самоизоляции; они обеспечи­вают все богатство связей с другими группами, вхождение группы в более широкие социальные общности, трансляцию ценностей и норм более высокого порядка, обмен и обогащение предметным, социальным и культурным опытом.

Все вышесказанное представляет собой логико-теоретическую модель. В реальных же социальных условиях возможны много­численные типы нарушения этого баланса дифференциальных и 82

интегративных начал в межгрупповом взаимодействии. В силу объективно существующих ограничений, например вопиющей со­циальной несправедливости, акцентуации статусных различий меж­ду группами и т. п., возможность проявления интегративного нача­ла резко сужается. За счет этого непропорционально в количест­венном отношении и в извращенных формах — в качественном развиваются дифференциальные тенденции, многочисленными и яркими примерами чего и могут служить феномены межгрупповой агрессии, враждебности и т. п.

Все вышесказанное позволяет дополнить приведенный в нача­ле главы континуум еще одним и представить общее соотношение интегративных и дифференцирующих тенденций так, как это изображено на рис. 6. Два ортогональных континуума создают плоскость, на которой могут быть локализованы качественно раз­личные типы межгруппового взаимодействия. Из рисунка, в част­ности, видно, что ингрупповой фаворитизм не тождествен закры­тости группы. Он может проявляться как открытыми, так и зак­рытыми по отношению к другим группами (что и показали ре­зультаты исследования А. А. Сыродеевой). Однако совершенно очевидно, что в первом и во втором случаях это будут совершенно различные социальные и социально-психологические явления. Здесь, кстати говоря, можно найти и корень ответа на вопрос: всегда ли плох ингрупповой фаворитизм? Во всяком случае, раз­ведение интегративных и дифференциальных начал дает более-операциональную и конструктивную основу для его решения.

Вообще межгрупповое взаимодействие, попадающее в первый (правый верхний) квадрант, будет существенно отличаться от того, которое задается переменными второго (правого нижнего), а третье — от четвертого. Мы оставляем право пытливому читате­лю самому представить себе каждый тип межгруппового взаимо­действия и его социальных последствий, соответствующего любой точке пространства, образованного двумя ортогональными конти­нуумами. Отметим лишь, что квадрант 2 отражает максимум дифференциальных тенденций при отсутствии интегративных,, квадрант 4, напротив, максимум интегративных при отсутствии дифференциальных, а квадранты 1 и 3 — качественно различное сочетание того и другого.

Необходимость исследования интегративных межгрупповых, процессов определяется не только теоретическими причинами или естественной потребностью в снятии односторонности в изучении социально-психологической реальности. Не только требования логической выдержанности используемых классификаций или принцип системности в построении социально-психологического' знания заставляют обратить серьезное внимание на интегратив-ную тенденцию в межгрупповых отношениях. Актуальность ис­следований диктуется потребностями практики. Проблема соци­альной справедливости, межкультурных и межэтнических контак­тов, мирного сосуществования народов — вот далеко не полный перечень животрепещущих практических проблем, социально-пси-

83


хологическое исследование которых немыслимо без глубокого анализа .интегративных межгрупповых процессов. Высказанные в этой главе аргументы теоретического и экспериментального харак­тера — лишь первый шаг на пути системного изучения тенденций дифференциации и интеграции в межгрупповом взаимодействии, анализа их сложного и противоречивого единства.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И ВНУТРИГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ


Объективные условия, в которых оказываются взаимодейству­ющие группы, влияют на сам тип и характер межгруппового вза­имодействия. Последнее в свою очередь определяет внутригруппо-вые социально-психологические процессы: сплоченность, статусно-позиционную и ценностно-нормативную структуры группы, процес­сы лидерства и принятия решения, сам тип и характер развития группы. Такая линия детерминации представляется мне главной, но недостаточной. Она должна быть дополнена другой: объектив­ные условия непосредственно влияют на внутригрупповые структу­ры и процессы, а уже внутригрупповая социально-психологическая реальность определяет тип и характер межгрупповых отношений. Споры, имевшие место за рубежом (Дуаз, 1978; Тэрнер, Джайлс (ред.), 1984), о том, какая линия верна, кажутся мне лишенными смысла. Указанные две цепочки причинно-следственных зависимо­стей не только не противоречат друг другу, но, напротив, взаимно дополняют и даже требуют наличия друг друга. Схематически об­щая картина и направление каузальных связей представлены сле­дующим образом (рис. 7).

Эвристическая ценность этой модели состоит в том, что она по­зволяет закономерным образом интегрировать две предметные об­ласти в социальной психологии, очень часто остающиеся до сих пор изолированными: исследования малых групп и исследования межгрупповых отношений. Групповая динамика, внутригрупповые явления и процессы в естественных условиях, конечно же, самым тесным образом связаны с тем, что происходит вне данной груп­пы, в более широком социальном контексте. Вообще вырывание малой группы из ее естественного социального окружения, произ­водимое при лабораторном типе исследований, вносит, конечно, очень большие упрощения и искажения в общую картину. Ведь в естественных условиях за редчайшим исключением не встречаются малые группы, изолированные полностью. Задача изучения реаль­ных малых групп в естественных условиях требует преодоления этой абстракции, наполнения исходных моделей конкретным со­держанием, или, по выражению К. Маркса, «восхождения от аб­страктного к конкретному»'. Интеграция исследований межгруп­пового взаимодействия и внутригрупповых процессов прямо отве­чает этой задаче.



1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 727.





Данные о влиянии межгруппового взаимодействия на те или иные внутригрупповые феномены получены в целом ряде специ­альных исследований. Для западных авторов характерен акцент на конкурентных, конфликтных типах межгруппового взаимодей­ствия как источнике трансформации исходных внутригрупповых структур и процессов. Так, в работе Е. Фидлера (1955) было об­наружено, что в условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение в восприятии и оценке ли­дера со стороны «ведомых» членов группы: предпочтение отдается

более жестким («авторитарным») лидерам. О. Гарви (1956) эк­спериментально показал, что сам факт присутствия «враждебной группы» влияет на изменение в статусно-позиционной структуре группы. В частности, в такой ситуации была обнаружена тенден­ция к переоценке достижений тех из членов группы, кто обладает наиболее высоким психологическим статусом. К. Фоше и Дж. Ти-бо (1964) продемонстрировали в эксперименте связь некоторых внутригрупповых норм («верность» группе и «справедливость» в распределении «общей выгоды») с существованием внешнегруп-повых альтернатив. Эти авторы считают, например, что сущест­вует очевидная связь между обладанием властью в группе и стремлением запретить обращение к внешним альтернативам, а также между отсутствием власти и стремлением заставить выпол­нять «контракт» о «справедливом» распределении «выигрышей». Таким образом, существование внешнегрупповых альтернатив, со­гласно этим авторам, оказывает влияние на ценностно-норматив-



86

ную структуру группы, на сбалансирование различных норм в группе, отстаиваемых теми, кто обладает различным психологиче­ским статусом. В исследовании В. Дуаза (19696) было убедитель­но показано, что ряд внутригрупповых структур меняется не толь­ко в условиях действительного взаимодействия, но и при простом присутствии другой группы. Соотнесение себя с другой группой привело в экспериментах Дуаза к тому, что мнения о собствен­ной группе становились экстремальными, а те, кто выражал наи­более крайние оценочные суждения, приобрели наиболее высокий статус.

Самыми известными среди работ этого направления стали по­левые исследования М. Шерифа и сотр. (1953, 1966, 1969), о кото­рых мы уже упоминали выше. Тесная связь внутригрупповых и межгрупповых процессов, неоднократно наблюдаемое в его экспе­риментах усиление внутригрупповой сплоченности в результате межгрупповой конкуренции и конфликта произвели большое впе­чатление и вызвали целый ряд подражаний и попыток дальнейше­го анализа выявленных закономерностей (Дьяб, 1970; Блейк и Мутон, 1962; Басе и Дантмен, 1963; Жаму и Лемэн, 1962; и др.).

В цикле экспериментальных исследований мы также попыта­лись вскрыть связи между процессами внутригруппового и меж­группового взаимодействия и заодно проверить универсальность допущений и положений реалистической теории межгруппового конфликта.



1. ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Первый эксперимент, посвященный влиянию межгруппового взаимодействия на процесс принятия группового решения, был проведен Л. А. Курбатовой. В первой серии группы слушателей пожарно-технического училища должны были коллективно решать задачи различной степени сложности. Экспериментальный матери­ал состоял из 20 задач для каждого курса, подразделенных с по­мощью экспертного опроса на 10 уровней сложности. Для перво­го курса это были задачи по высшей математике, для второго — по электротехнике, для третьего — по радиотехнике.

В начале эксперимента испытуемым давалась инструкция, сти­мулирующая групповую дискуссию и принятие коллективного ре­шения. В ходе дискуссии выбирался уровень сложности очередной задачи, затем группа решала (успешно или нет) задачу и после этого по указанию экспериментатора переходила к выбору и ре­шению следующей. Всего каждой группой было сделано по десять выборов.

Мотивация для участников эксперимента задавалась инструк­цией, в которой говорилось, что участие в подобного рода испы­таниях позволяет оценить способность каждого к принятию ответ­ственных решений в экстремальных ситуациях, степень инициатив­ности при принятии коллективных решений, уровень развития ли­дерских способностей и уровень знания данного учебного предме-



87

та. Испытуемым сообщалось также, что результаты испытания будут сообщены руководству училища и учтены при итоговой ат­тестации слушателей за год.

В этом опыте были созданы экспериментальные и контрольные условия. В первом случае в отличие от второго опять-таки по­средством инструкции вводилось «номинальное присутствие» дру­гой группы и индуцировалось соперничество с ней. В частности, в инструкции подчеркивалось, что аналогичные испытания прохо­дит и другая, известная испытуемым, учебная группа с их собст­венного курса. Сообщалось, что результаты обеих групп будут из­вестны руководству, итоги эти будут сравнены и повлияют на го­дичную аттестацию, а возможно, и на последующее распределе­ние.



Результаты первой серии представлены в табл. 6, из которой видно, что номинальное присутствие другой группы как потенци­ального соперника увеличивает (хотя и не на статистически зна­чимом уровне) групповой уровень притязаний, а главное, значимо увеличивает уровень продуктивности — успешности коллективных решений.

Во второй серии экспериментов, проведенных Л. А. Курбато­вой, мы пытались выяснить, как будет сказываться на уровне при­тязаний группы уже не только номинальное присутствие «других», но реальное межгрупповое взаимодействие. Во второй серии испы­туемыми выступили курсанты одного из военных училищ. Экспе­риментальным материалом служили словесно-логические и цифро­вые тесты различной степени сложности, варьирующейся от еди­ницы до десяти. Экспериментальные группы работали одна з поле зрения другой, контрольные — без взаимодействия друг с другом. Посредством инструкции для экспериментальных групп вводились два разных условия: в первом случае две группы взаимодейство­вали на кооперативных началах, во втором — между ними стиму­лировались отношения соперничества. В частности, в первом слу­чае в инструкции подчеркивалось, что важен общий итог обеих

групп, во втором — акцентировалось внимание на последующем оценочном сравнении результатов обеих групп. Всего приняли участие 8 групп общей численностью 112 человек, по три в каж­дой из экспериментальных ситуаций и две — в контрольных усло­виях.

Результаты второй серии представлены в табл. 7. Полученные данные свидетельствуют о том, что кооперативное межгрупповое взаимодействие по сравнению с контрольными условиями несколь­ко снижает уровень сложности, уровень рискованности выбира­емых группой заданий, тогда как конкурентное взаимодействие, наоборот, значимо его увеличивает.

Процесс принятия группового решения — один их самых попу­лярных сюжетов в социальной психологии. Как меняются реше­ния индивида в коллективной ситуации, под воздействием и дав­лением мнения других? К какому полюсу — рискованности или осторожности — они будут стремиться? Каковы те личностные и ситуативные факторы, которые могут определять направление сдвига в ту или другую сторону? Эти и подобные им вопросы ста­ли начиная с конца 40-х годов (знаменитых экспериментов К- Ле­вина) предметом многочисленных исследований вначале за рубе­жом, а затем и у нас в стране (Костинская, 1984). Любопытно, что многие эффекты группового принятия решения, получившие впоследствии специальные наименования, были отмечены в конце XIX в. еще Г. Лебоном, который, в частности, писал: «Суждения, высказанные относительно общих вопросов собранием каменщи­ков и бакалейщиков, мало отличаются от суждений ученых и ар­тистов, когда они соберутся вместе для совещания — относительно этих вопросов'- (1896. С. 291—292). И далее, по поводу решений суда присяжных: «статистика показала, к величайшему удивлению специалистов, каков бы ни был состав присяжных, решения их бывают тождественны» (там же. С. 293).



89





Такой крайне пессимистический взгляд на групповое принятие решений (и на последствия групповых действий, на объединение людей в группы вообще) был оспорен социально-психологической наукой второй половины XX в. Были выявлены не только эффек­ты «нормализации» в процессе групповой дискуссии, предшеству­ющей принятию решения группой, но прямо противоположные «поляризационные» эффекты. Изучены закономерности и условия, порождающие сдвиг в сторону риска или в сторону осторожности (Стоунер, 1959; Уоллач, Коган, Бем, 1963, 1964; Московичи, За-валлони, 1969; и др.). Были предприняты различные попытки тео­ретической интерпретации указанных феноменов (В. А. Петров­ский, 1977; Андреева, 1980; Костинская, 1984; и др.).

Данные наших исследований демонстрируют, что не только ин­дивидуальные решения меняются (порой очень существенно) под влиянием группы, но и сами эти групповые решения существен­ным образом зависят от внешнегрупповых факторов. Иными сло­вами, итоговое групповое решение зависит не только от внутри-групповых факторов (личностных особенностей членов группы, за­кономерностей суммации индивидуальных мнений в единое кол­лективное суждение, этапов групповой дискуссии, предшествую­щей решению, и т. д.), но и от факторов внешних и прежде всего от номинального или реального присутствия другой группы, а так­же от характера существующих отношений между группами, це­лей и условий межгруппового взаимодействия. В частности, как свидетельствуют результаты обоих экспериментов, конкурентное межгрупповое взаимодействие (реальное или номинальное) повы­шает уровень «рискованности» коллективных решений и, по дан­ным первого эксперимента, уровень продуктивности, то есть ус­пешности решаемых коллективно задач.



2. СПЛОЧЕННОСТЬ И ТОЧНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

В лонгитюдном исследовании, проведенном нами в полевых ус­ловиях в пионерском лагере, мы стремились показать, каким об­разом межгрупповое взаимодействие сказывается на структуре группы в целом. В частности, мы пытались выяснить, какое влия­ние оказывает успех или неудача в межгрупповом взаимодейст­вии, во-первых, на виутригруппозую сплоченность и, во-вторых, на точность социального восприятия.

Эксперимент заключался в том, что все звенья каждого из ис­следуемых пионерских отрядов участвовали в ряде соревнований (их количество в разных случаях варьировалось от двух до трех), которые обладали для испытуемых высокой значимостью (спор­тивные состязания, соревнование в сфере художественной самоде­ятельности, труда и т. д.). Межзвеньевые соревнозания были идентичными с точки зрения их конечного результата: каждое зве­но занимало во всех соревнованиях одно и то же место. Возмож­ность экспериментальной манипуляции обеспечивалась неочеввд-

ными критериями внешней оценки достижения группы в соревно­вании. После проведения каждого соревнования испытуемые вы­полняли ряд тестовых и опросных процедур, в том числе социоме­трический тест и специальный опросник, позволяющий выяснить, насколько точно данный испытуемый может предсказать структу­ру межличностных отношений (социометрических предпочтений и отвержений) в своем собственном звене и в других звеньях своего отряда, или, по выражению К. Е. Данилина, «рефлексивную струк­туру группы» (1977). Иначе говоря, последний тип опроса пред­ставлял собой нечто вроде социометрического теста «за другого».

Всего в этих экспериментах приняло участие 30 звеньев из 6 пионерских отрядов общей численностью 224 человека по 6—8 че­ловек в каждом звене.

Результаты заключительного этапа эксперимента суммированы в табл. 8. Как и ожидалось, группы-лидеры, то есть группы, ста-

бильно занимающие первое место во всех соревнованиях, демон­стрируют наиболее высокую степень удовлетворенности членством в собственном звене. Тот факт, что успех группы в межгрупповом соревновании благоприятно сказывается на удовлетворенности, вряд ли нуждается в подробном комментарии. Неожиданным ока­залось то, что приблизительно такую же степень удовлетворенно­сти демонстрируют и так называемые группы «успеха» (см. 2-ю колонку в табл. 8). Различия между ними и группами-лидерами по этому показателю статистически незначимы. В графе «группы успеха» объединены звенья, занявшие разные места в межгруппо-



90

91

вом соревновании (от второго до четвертого), но все же считаю­щие данные результаты скорее успехом для своего звена, чем не­удачей. И наоборот, группы «неуспеха» объединяет то, что вне зависимости от места, занятого ими в соревновании (здесь они также варьируются от второго до четвертого), все эти группы счи­тают себя потерпевшими неудачу. Такая классификация групп оказалась более эвристичной по сравнению с прямой классифика­цией групп в соответствии с местом, занимаемым в соревновании. Действительно, не только по удовлетворенности, но и по другим показателям, приведенным в таблице, группы «успеха» прибли­жаются к группам-лидерам, а группы «неуспеха» — к группам-аутсайдерам. Следовательно, одним из выводов данного исследо­вания является то, что такой критерий, как «воспринимаемая ме­ра успеха собственной группы», является более валидным, чем формальное ранжирование групп по месту, занимаемому ими в межгрупповом соревновании. Что касается удовлетворенности, то различия между первыми двумя и последними двумя типами до­вольно существенны (статистически значимы на уровне р<0,05).

Относительно показателей, характеризующих структуру меж­личностных отношений в группе, можно сделать следующие выво­ды. С ростом неуспеха группы в межгрупповом соревновании уменьшается количество взаимных положительных социометриче­ских выборов и увеличивается количество взаимных отрицатель­ных. И если у групп-лидеров количество первых намного превы­шает количество вторых, то у групп-аутсайдеров соотношение об­ратное: количество взаимных отрицательных выборов даже не­сколько превышает число взаимных положительных. Распределе­ние односторонних положительных и отрицательных выборов в це­лом демонстрирует аналогичную тенденцию. Различия в показате­лях между группами-лидерами и группами «успеха» также неве­лики (статистически незначимы). То же самое относится и к раз­личиям между группами-аутсайдерами и группами «неуспеха». Но различия между первыми двумя типами групп, с одной стороны, и вторым — с другой, довольно значительны (статистически значи­мы на уровне р<0,05). Таким образом, экспериментальные дан­ные свидетельствуют о том, что стабильная неудача группы в межгрупповом соревновании неблагоприятно сказывается на структуре межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии и увеличивается число связей по типу взаимной антипатии. Сдвиг в сторону увеличения конфликтности в структуре межличностных отношений у групп-аутсайдеров и групп «неуспеха» от первого этапа к последнему зарегистрирован и на основе социометрического опроса и косвенно —'на основе об­щего опроса.

И наконец, данные, относящиеся к точности восприятия межлич­ностных отношений. Как следует из табл. 6, группы-аутсайдеры и группы, расценивающие результат межгруппового соревнования как неудачу своего звена, обнаруживают более высокую степень точности в восприятии межличностных предпочтений, чем группы-

92

лидеры и группы, считающие, что они добились в межгрупповом; соревновании успеха. Это относится к -восприятию межличностных отношений как в собственной группе, так и в других группах. Во всех группах, за исключением групп-аутсайдеров, точность вос­приятия структуры межличностных отношений в собственной груп­пе выше, чем восприятие аутгрупповой структуры межличностных отношений, причем разрыв между показателями ингрупповой и аутгрупповой точности достигает максимальной величины у групп-лидеров, несколько ниже —у групп «успеха» (в обоих случаях; различия статистически значимы на уровне р<0,05) и статисти­чески незначим — у групп «неуспеха». И только для групп-аутсай­деров характерно обратное соотношение величин ингрупповой и аутгрупповой точности, хотя различия между ними и не являются статистически значимыми. Таким образом, именно группы аутсай­деры демонстрируют максимальную по сравнению с другими груп­пами точность восприятия структуры межличностных отношений (независимо от того, идет ли речь об отношениях симпатии, при­вязанности и т. п. или об отношениях антипатии, различного рода трениях, конфликтах и т. п.), которые существуют как в их собст­венной группе, так и в других группах. Причем осведомленность о положении дел в других группах здесь даже несколько выше, чем; в собственной, точность представлений о которой и без того явля­ется наиболее высокой по сравнению со всеми остальными груп­пами.

Определенный интерес представляют косвенные данные, полу­ченные на основе общего опроса. В частности, было обнаружено, что сам интерес к проблеме межличностных отношений выражен* в различной степени в зависимости от успеха группы в межгруп­повом соревновании: у групп-аутсайдеров и групп «неуспеха» этот интерес выражен значительно сильнее. Этот вывод основывается на таких показателях, как количество заполненных и незаполнен­ных анкет по вопросам, посвященным межличностным отноше­ниям, полнота и дифференцированность ответов на эти вопросы и т. п. Нам уже приходилось высказывать предположение, что сам факт гипертрофированного интереса к проблеме межличност­ных отношений в группе может служить характерным инди­катором различных отклонений или нарушений в предметно-це­левой структуре групповой деятельности (Агеев, 19836). Получен­ные в этом эксперименте результаты дают этой гипотезе весомое эмпирическое подтверждение.

По-видимому, стабильный неуспех группы в ситуации межгруп­пового соревнования обусловливает повышенную «сензитивность» к любому фактору, который может быть интерпретирован в каче­стве причины этого неуспеха, и выбор испытуемыми в этом случае именно сферы межличностных отношений как одного из самых



93;

очевидных факторов успеха или поражения группы в соревнова­нии представляется весьма вероятным. Отсюда, очевидно, и выте­кает акцентирование внимания и даже своего рода фиксация на различных, чаще всего негативных, аспектах в сфере межличност-


ных отношений. В ином положении находятся группы-лидеры и труппы «успеха», для которых задача осознания собственной не­удачи и поиска причин поражения попросту не возникает. Имен­но этим, очевидно, и объясняется невысокий интерес этих групп к проблеме межличностных отношений, а также меньшая точность в восприятии как ингрупповой, так и аутгрупповой структуры межличностных отношений. Обратно пропорциональная зависи­мость между успехом группы в межгрупповом соревновании и точ­ностью восприятия межличностных отношений является отнюдь не парадоксальным, но закономерным результатом целого ряда со­циально-перцептивных процессов (оценки, сравнения, каузальной атрибуции и т. д.) в межгрупповой ситуации.

До сих пор речь шла об общих тенденциях, зафиксированных в эксперименте. Более детальный анализ позволяет внести сюда некоторые коррективы. В частности, оказывается, что для групп-аутсайдеров и групп «неуспеха» характерен гораздо больший раз­брос показателей вокруг среднего значения по параметру удовлет­воренности и социометрического выбора (как негативного, так и позитивного). Это объясняется тем, что две группы «неуспеха» и одна из групп-аутсайдеров, в отличие от большинства других групп этого типа, продемонстрировали по этим параметрам ре­зультаты, намного превышающие их среднегрупповые индексы. Вопреки общей тенденции, эти группы с каждым новым тестиро­ванием не только не снижали степень удовлетворенности и коли­чество взаимных позитивных выборов, но в ряде случаев их даже увеличивали. По существу, только результаты этих трех групп в известном смысле перекликаются с данными М. Шерифа (1966) об усилении внутригрупповой сплоченности в процессе межгруп­пового соревнования '.

В наших экспериментах доминирующей тенденцией являются именно уменьшение взаимных положительных выборов, увеличе­ние взаимных отрицательных выборов и значительное уменьше­ние удовлетворенности в результате постоянной неудачи, пораже­ния, которое терпит данная группа в межгрупповом соревновании. Таким образом, усиление внутригрупповой сплоченности, зареги­стрированное М. Шерифом, не единственно возможная альтер­натива в подобной ситуации. Другим и более вероятным ее исхо­дом могут стать, напротив, увеличение конфликтности в межлич­ностных отношениях, ослабление внутригрупповых связей, деваль­вация внутригрупповых ценностей, общая неудовлетворенность группой, стремление перейти в другую группу и т. д. — те процес­сы, которые означают дестабилизацию группы и создают угрозу ее существования как таковой.

Самым общим выводом излагаемого исследования является констатация влияния межгруппового взаимодействия на такие по-



1 При этом, разумеется, необходимо иметь в виду, что наша схема экспе­римента и экспериментальные условия, используемые в исследовании М. Шери­фа, различаются довольно сильно, и поэтому возможность сопоставления дан­ных существенно ограничена.

казатели, как удовлетворенность от принадлежности к группе и структура межличностных отношений. Суть этого явления сводит­ся к тому, что в условиях межгруппового соревнования с узкогруп­повыми целями и при неочевидных критериях оценки достижений каждой группы постоянный и устойчивый неуспех группы отрица­тельно влияет и на удовлетворенность и на структуру межлично­стных отношений. Вместе с тем в подобной межгрупповой ситуа­ции группы, которые терпят поражение в действительности или расценивают свой результат как неудачу, демонстрируют гораздо-более высокую степень точности в восприятии ингрупповой и аут­групповой структур межличностных отношений.

Полученные данные позволяют существенно расширить список детерминант внутригрупповой сплоченности, подробно проанали­зированных в большом количестве советских и зарубежных работ (Кричевский, 1973; Донцов, 1978; А. В. Петровский, 1984, и др.), дополнить их факторами внешнего порядка, то есть факторами взаимодействия и взаимосвязи с другими группами. Эти данные разрушают традиционные представления о малой группе как изо­лированной и самодостаточной системе. В самом общем плане объяснение практически любого внутригруппового социально-пси­хологического феномена невозможно без обращения к анализу бо­лее широкого социального контекста, того непосредственного ок­ружения, в котором живет и действует каждая данная группа. Иначе говоря, для объяснения самого широкого круга внутри­групповой проблематики необходимо выйти за рамки малой кон­тактной общности. Причинное объяснение внутригрупповой соци­ально-психологической реальности лежит не внутри малой груп­пы как таковой, но в более широкой системе социальных отноше­ний, существующих между группами. Таким образом, анализ ин­тергрупповой активности является средством более глубокого ис­следования внутригрупповых социально-психологических феноме­нов.

3. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

В этом разделе мы вернемся к рассмотрению результатов вы­шеизложенных исследований с несколько иной, более общей точки зрения, релевантной проблеме социальной справедливости.

Обсуждение этой проблемы проводится сейчас очень широко,, однако более средствами массовой информации и публицистики, нежели в собственно научной литературе. При этом внимание об­ращается на экономическую, социальную, политическую, юридиче­скую стороны проблемы. И это, конечно, вполне оправдано. Объ­ективная, экономическая, сторона проблемы является важнейшей. Без установления действительно справедливых отношений в сфе­ре собственности, производства, потребления, юридического ра­венства людей перед законом, о какой бы то ни было справедли­вости говорить попросту не приходится. Однако дело не ограни-



94

95>


чивается только этой, объективной стороной проблемы. Существу­ет и другая — субъективная, психологическая, нравственная — сторона, о которой сейчас все еще говорят редко, но которая, на наш взгляд, также очень важна. И пренебрежение к ней может иметь самые серьезные последствия. На психологических послед­ствиях социальной несправедливости мы и сосредоточим здесь внимание.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что далеко не все фор­мы несправедливости являются социально обусловленными. Разве справедливо, например, что одни красивы, а другие нет? И таких примеров можно привести немало. Мы предлагаем считать соци­альной только такие формы несправедливости, которые связаны преимущественно с групповой принадлежностью человека, то есть когда несправедливость обрушивается на человека не в силу ка­ких-то его личностных черт или случайных обстоятельств, а имен­но и только потому, что он является членом такой-то социальной группы. Итак, по нашему определению, социальная несправедли­вость — это всегда несправедливость в отношениях между соци­альными группами, а не между отдельными индивидами. Это, сле­довательно, межгрупповая, а не межличностная проблема. В этом отношении мы полностью согласны с Г. Тэджфелом, настаивавшем на принципиальном психологическом различии личных (private) и социальных (social) форм несправедливости (1982).

Каковы же последствия социальной несправедливости? Како­вы субъективные ощущения тех, кто принадлежит к группам, в чем-то обделенным, ущемленным, обездоленным, притесняемым и т. д.? Во что это может вылиться? Какие стратегии возможны в отношении групп, обладающих различным социальным статусом?

В зарубежной психологии эти проблемы изучались достаточ­но основательно. В зависимости от теоретической ориентации да­вались и соответствующие решения. Частично мы уже соприкаса­лись с некоторыми из этих работ, в частности в главе о важней­ших направлениях в исследованиях межгруппового взаимодейст­вия за рубежом. Так, вполне определенный ответ на поставлен­ные вопросы дается в необихевиористской концепции «фрустра­ция— агрессия». Согласно этой концепции, результатом любой фрустрации, включая относительную депривацию, — что, конечно же, и является одной из форм социальной несправедливости,— может быть только агрессия. Она может быть явной или скрытой, непосредственной или отсроченной (латентной), направленной на себя или на других. Наконец, она может быть в различной степе­ни выраженной и открытой. Но какие-то формы агрессии должны, следуя логике этой концепции, возникать непременно. Данная тео­ретическая модель неоднократно привлекалась для объяснения и анализа забастовочных движений, межэтнических и расовых кон­фликтов, выступлений молодежи в 60-х годах и т. д. (Беркович, 1972; Гольдстейн, Сегалл (ред.), 1983; и др.).

Другая точка зрения была высказана Клайнбергом и Завал-лони (1969), согласно которой агрессивность низкостатусных групп

не является неизбежным следствием социальной несправедливо­сти. По мнению этих авторов, низкостатусные группы усваивают отрицательные установки господствующих социальных категорий, что ведет к понижению их самооценки. Однако, для того чтобы из­бежать психологического дискомфорта, возможны стратегии: а) «ложной», или неправильной, идентификации, то есть восприя­тия себя как члена доминирующей группы, или б) установления психологической границы между собой и членами ингруппы, до­пущения, что негативные характеристики ингруппы не распро­страняются на образ «Я». По мнению Т. Петтиргю (1978), для со­хранения высокой самооценки может происходит психологическое разделение между «действительной» личностной идентичностью и принадлежностью к низкостатусной, в данном случае расовой, группе.

Попытки совместить эти противоположные точки зрения, обе из которых имеют солидную фактологическую основу, были пред­приняты Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером (1979). Их подход позво­ляет проанализировать все возможные стратегии, которые потен­циально могут использоваться подчиненными (низкостатусными) группами для достижения позитивной идентичности. В частности, авторы предложили схему (Тэджфел, Тэрнер, 1979), которая опи­сывает все возможные стратегии взаимодействия между группа­ми, обладающими различным социальным статусом, включая сле­дующие: индивидуальную мобильность, социальную креативность (творчество), социальное соперничество.

Индивидуальная мобильность объединяет все формы попыток отдельных индивидов выйти из низкостатусной группы и примк­нуть к высокостатусной. В ряде случаев это оказывается возмож­ным благодаря индивидуальным усилиям, способностям, случайно­стям и т. п. Однако в целом ряде других ситуаций она оказывает­ся принципиально невозможной. Например, когда существуют различия в статусе между группами по расовому, половому или этническому признакам.

Вторая и третья стратегии в отличие от первой являются кол­лективными: это стратегия социального творчества и стратегия со­циальной конкуренции. Вторая стратегия может приобретать разные формы, но все они связаны с пересмотром, переоценкой критери­ев сравнения, поэтому они и носят название «творчество»: 1) груп­па может искать новые основания для сравнения. Например, боль­шие группы, потерпев неудачу в сравнении по экономическим ус­пехам или власти, для сохранения позитивной социальной иден­тичности опираются на критерий гуманности, добросердечия, ра­душия и т. д. Школьный класс (малая группа), не имеющий 'при­оритета в области успеваемости, пытается повысить групповую самооценку за счет спортивных достижений, оригинальности увле­чений и т. д.; 2) социальное творчество выражается и в прямом изменении оценки основания сравнения от минуса к плюсу. Так, группа школьников может считать доблестью нарушение дисцип­лины и открытое неповиновение преподавателю; негритянская мо-




96

4 Зак. 155


<< предыдущая страница   следующая страница >>