Агеев В. С. А 23 Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес­кие проблемы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Человек в системе социально-экономических отношений: взаимодействие... 2 622.32kb.
Пленарная дискуссия «Опыт и перспективы инновационного освоения Ямала»... 1 24.35kb.
Программа «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и... 1 230.39kb.
Монография. Оглавление 4 1835.72kb.
Социально-трудовые проблемы 2 685.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные... 1 298.49kb.
Проблемы теории пространства, времени и материи 1 188.65kb.
4. Перечень экзаменационных тем Дисциплина «Актуальные проблемы современной... 1 161.21kb.
Трансграничное взаимодействие социально-экономических структур в... 1 109.15kb.
Александр Агеев Голод 41 Практическая гастроэнтерология чтения 5 1468.69kb.
Проблемы функционирования социально-эколого-экономических систем... 1 67.98kb.
Тезисы Анализ ситуации 1 164.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Агеев В. С. А 23 Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес­кие проблемы - страница №2/5

ГЛАВА ВТОРАЯ

ИНГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТА

Постулируемые выше связи между когнитивной сферой и ха­рактеристиками взаимодействия проще всего изучать, во-первых, на уровне малых контактных групп, во-вторых, в лабораторных условиях. Возможность прямого и достаточно полного контроля используемых переменных, легкость их комбинирования при разра­ботке экспериментальных планов — все это, конечно, очень прив­лекает исследователей. Не случайно поэтому именно лаборатор­ная малая группа на долгие годы стала основным объектом для изучения и процессов межгруппового взаимодействия. Но про­ще — не всегда значит лучше. Выигрывая в плане внутренней валидности, лабораторные исследования проигрывают в валидно-сти внешней. Это серьезная трудность, объективно стоящая перед любым исследователем. Каждый раз он оказывается перед дилем­мой: на каком соотношении внутренней и внешней валидности, на­ходящихся в обратно пропорциональном соотношении между со­бой, остановить свой выбор.

В дальнейшем мы попытаемся выйти за пределы лаборатор­ного эксперимента, с одной стороны, и за границы малой группы— с другой. Большинство последующих глав посвящено как раз тем исследованиям, в которых мы стремились расширить социальный контекст изучаемых явлений, приблизить топику нашей работы к социальной психологии больших социальных групп. Но в этой главе именно малая группа — в лабораторных и естественных ус­ловиях — будет оставаться главным полигоном для изучения ин­тересующих нас эффектов и закономерностей межгруппового взаимодействия.

Среди последних наибольшего внимания заслуживает эффект ингруппового фаворитизма, о котором мы уже упоминали в связи с анализом когнитивного подхода к межгрупповым отношениям. Эффект ингруппового фаворитизма — наиболее частый предмет психологических исследований в этой области. Суть этого эффекта, который часто упоминался в предыдущих главах, заключается в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам собст­венной группы в противовес членам другой группы. Они могут проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и в про­цессах социального восприятия, например при формировании мне­ний, суждений, оценок и т. п., относящихся к ,членам собственной и других групп. Эти эффекты могут действовать в самых различ­ных ситуациях и на различных уровнях социального взаимодей­ствия, как бы устанавливая в любом случае «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям



39

интерпретируются как «свои», и теми, кто по данным критериям интерпретируются как «чужие». В определенных условиях этот эффект, приобретая большую выраженность и достигая массовых масштабов, может стать источником возникновения (или усиле­ния) напряженности и даже враждебности между различными социальными группами, вплоть до открытых столкновений и кон­фликтов между ними. Не случайно поэтому описываемый феномен достаточно широко исследовался на Западе, причем в одних слу­чаях он трактовался как следствие объективных противоречий между группами, а в других — как их причина.

Таким образом, частота его распространения, формы прояв­лений, а также его социальные и психологические последствия, несомненно, достойны самого пристального внимания исследовате­лей. Однако, несмотря на довольно большой массив специальных работ и разнообразие теоретических трактовок, многие принци­пиальные проблемы, связанные с этим феноменом, остаются не­решенными. В этой главе мы суммируем результаты отечествен­ных и зарубежных исследований, а также данные собственных экс­периментов для того, чтобы прояснить три круга вопросов, пред­ставляющихся нам наиболее важными. Речь будет идти, во-первых, о детерминантах ингруппового фаворитизма, во-вторых, о его оценке как социального явления и, наконец, в-третьих, о тех аль­тернативных феноменах в области межгрупповых отношений, ко­торые представляют не меньший, а, возможно, больший интерес, но которые до сих пор не привлекли специального внимания ис­следователей.

Эффекты ингруппового фаворитизма — как в стратегиях не­посредственно наблюдаемого взаимодействия, естественного и мо­делируемого в лаборатории, так и в представлениях, суждениях и оценках — наблюдались и фиксировались целым рядом иссле­дователей. Убежденность в спонтанном возникновении этих эф­фектов, их универсальности, вездесущности, как уже отмечалось, послужила основой для пересмотра Г. Тэджфелом важнейших постулатов реалистической теории межгрупповых конфликтов (1970). Видимую беспричинность, бесполезность этих эффектов Г. Тэджфел интерпретировал как ярчайшее доказательство прио­ритета когнитивных факторов и прежде всего процессов социаль­ной категоризации и социальной идентификации в детерминации поведения индивида. Следуя логике этого автора, можно было бы сформулировать следующее фундаментальное утверждение: зная наиболее важное для индивида групповое членство (или «кате­гориальное членство», как предпочитают выражаться сторонники этого направления, поскольку для них группы — это прежде всего когнитивная реальность) или совокупность таких членств, можно легко предсказать какие-то очень важные характеристики его со­циального поведения.

В дальнейшем последователи Тэджфела предпринимали спе­циальные усилия для выяснения зависимости эффектов ингруппо­вого фаворитизма от тех или иных ситуативных факторов. Так,



40

в экспериментах Дж. Тэрнера было показано, что ингрупповой фаворитизм тем выше, во-первых, чем, важнее для группы крите­рии межгруппового сравнения и, во-вторых, чем более соотноси-мымИ, сравнимыми между собой являются ингруппа и аутгруппз (1978).

В другом эксперименте, проведенном Тэрнером и Брауном (1978), варьировалась такая переменная, как соотносительный статус группы. Статусные отношения между группами задавались инструкцией. Испытуемым, студентам-естественникам и студен­там-гуманитариям, говорилось, что в целом гуманитарии превос­ходят естественников в умении говорить, свободно излагать свои мысли (а именно это, то есть коллективное обсуждение проблем, и составляло суть экспериментального задания). Ингрупповой фа­воритизм оказался выше в гомогенных условиях, когда экспери­ментальные условия сталкивали между собой только гуманита­риев или только естественников. В гетерогенных условиях ингруп­повой фаворитизм оказался значительно ниже, причем с обеих сторон: и со стороны гуманитариев, которым нет необходимости отстаивать свой приоритет, поскольку экспериментатор и так дал им, по сути, «фору», и со стороны естественников, для которых признать превосходство «аутгруппы» оказывается более простым и безболезненным.

Напротив, когда в начале эксперимента в инструкции ничего не говорилось о сравнительных способностях гуманитариев и естественников, то есть когда статусы взаимодействующих групп по этому критерию не определены, или, по выражению авторов, «нестабильны», то ингрупповой фаворитизм выше в смешанных группах, причем более пристрастны именно студенты-гуманитарии. Таким образом, как полагают Тэрнер и Браун, в «нестабильной»'' ситуации, когда соотносительные статусы не ясны, более высокую степень ингруппового фаворитизма демонстрируют члены групп, претендующих на более высокий статус.

В дальнейших экспериментах Тэрнер и Браун (1978) обратили внимание на другой аспект статуса — его законность или незакон­ность. Когда статусные различия между группами признаются законными, справедливыми обеими сторонами, то есть и высоко­статусной и низкостатусной группами, эффекты ингруппового фа­воритизма выражены незначительно. Но как только возникает сомнение в законности и справедливости существования статусных различий, ингрупповой фаворитизм резко возрастает, при этом в большей степени у членов группы, обладающих более высоким статусом. (Заметим, что речь идет опять-таки о лабораторных, экспериментально манипулируемых «законности» и «незаконности» статусных различий между группами.) Авторы полагают, что сом­нения в существующих статусных отношениях, их законности и стабильности создают «когнитивные альтернативы». Осознание незаконности (или нестабильности) статусных отношений порож- дает стремление их изменить, увеличивает ингрупповую пристра­стность и межгрупповое соперничество.

41

Используя экспериментальную парадигму Г. Тэджфела, Аллен и Уилдер (1975) попытались сопоставить силу влияния таких фак­торов, как групповое членство и сходство взглядов. Авторы мани­пулировали сходством и различиями между взглядами испытуемо­го и анонимных членов ингруппы и аутгруппы (и в ту и в другую входили люди как с совпадающими, так и отличающимися взгля­дами). Групповое членство оказалось в их эксперименте более важной детерминантой стратегии взаимодействия, чем совпадение взглядов: испытуемые отдавали предпочтение даже тем членам ингруппы, с которыми были несогласны, и, напротив, отказывали в таковой тем членам аутгруппы, с которыми их объединяло сходство точек зрения. Данные этого эксперимента особенно пока­зательны, так как противоречат ряду работ, в которых обосновы­вается и доказывается исключительно важное значение межлич­ностного сходства как детерминанты социального поведения и от­ношений между людьми, например влияние сходства на помогаю­щее поведение (Горнстейн и сотр., 1975), на внутригрупповую сплоченность (Донцов, 1978), на аттракцию (Гозман, 1987) и т. д. Такой фактор, как групповое членство, оказывается более важным, чем межличностное сходство. Испытуемые фаворитизируют непо­хожим на них «своим» и отказывают в предпочтении близким и сходным к ним по взглядам «чужим».

В русле тэджфеловских экспериментов выполнено также и исследование Пэшле и Дармона (1977, 1978). Авторы ввели новую независимую переменную — принадлежность к большинству или меньшинству, которая задавалась инструкцией после выполнения экспериментального задания: испытуемым просто сообщалось, к какой группе — большинству или меньшинству — они принадле­жат согласно высказанным ими эстетическим суждениям. Авторы полагали, что принадлежность к большинству в большей мере бу­дет способствовать проявлению стратегии ингруппового фавори­тизма, чем принадлежность к меньшинству. Данные эксперимента не подтвердили это предположение, но общая тенденция оказалась сходной: группы большинства не проявили особенно выраженного ингруппового фаворитизма, однако группы меньшинства демонст­рировали отчетливый дефаворитизм, ущемление интересов членов ингруппы при распределении очков после выполнения эксперимен­тального задания. Экстраполируя данные экспериментов не естест­венную сеть социальных отношений, Пэшле и Дармон полагают, что «чувство безопасности через осознание себя членом «боль­шинства» ведет к ингрупповому фаворитизму: дискриминация и фаворитизм со стороны большинства являются средством удержа­ния превосходства» (1977. С. 172).

Эффекты ингруппового фаворитизма рассматривались и в ря­де работ советских авторов. Так, в исследовании И. Р. Сушкова (1984) изучались эффекты ингруппового фаворитизма и роль приверженности собственной группе в формировании межгруппо­вых отношений на производстве. Ингрупповой фаворитизм в оцен­ках и представлениях был зарегистрирован во всех исследуемых



42
автором производственных коллективах. При этом собственная группа, по данным автора, переоценивается именно по тем каче­ствам, которые наиболее значимы с точки зрения совместной про­изводственной деятельности. Своих же партнеров исследуемые группы если и оценивают выше по некоторым качествам, то эти качества оказываются малозначимыми.

В исследовании А.Н. Кузнецова (1976) изучалась связь ин­группового фаворитизма с формой организации совместной дея­тельности. В качестве независимой переменной автор использовал две формы межгруппового взаимодействия: взаимозависимое и независимое. Результаты показали, что межгрупповая сплоченность (параметр, введенный автором) и информированность групп друг о друге выше во взаимозависимых условиях межгруппового взаи­модействия, а ингрупповой фаворитизм — в независимых. Анало­гичные данные были получены в ГДР Г. Эрхардт '. Ингрупповой фаворитизм оказался более выраженным тогда, когда бригады в производственных условиях работают в последовательном режиме по сравнению с тем, что имеет место при их одновременной ра­боте.



1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, РЕЗУЛЬТАТ И ЦЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Как видно из приведенных примеров, самый тип западных и отечественных исследований различен. Западные авторы активно экспериментируют в лабораторных условиях, позволяющих эффек­тивно контролировать все переменные и тем самым получать данные, обладающие высокой внутренней валидностью. Советские исследователи и исследователи из ГДР, экспериментирующие в естественных условиях, преимуществом которых является, напро­тив, потенциальная возможность получения результатов, обладают высокой внешней, или «экологической», валидностью. К сожале­нию, высокую внешнюю валидность иногда пытаются достичь за счет смягчения требований к внутренней валидности получаемых данных. Противоречие между этими двумя видами валидности существует объективно. И исследователь каждый раз оказывается перед очень трудной задачей — как достичь необходимого компро­мисса, то есть как добиться того, чтобы условия эксперимента гарантировали получение результатов, обладающих одновременно обоими видами валидности. Такая задача стояла и перед нами в процессе проведения ряда исследований, посвященных детерминан­там ингруппового фаворитизма. В этих исследованиях мы выдели­ли ряд ситуативных факторов, потенциально присутствующих в любом межгрупповом взаимодействии.

Как уже отмечалось выше, в ряде советских и зарубежных исследований проблема детерминации эффектов ингруппового фа­воритизма затрагивалась довольно широко.

' Результаты исследований приведены в устном докладе на кафедре соци­альной психологии факультета психологии МГУ.



4.4

Тем не менее того набора ситуативных детерминант, которые уже описаны, на наш взгляд, явно недостаточно. Более того, сам подход, когда все объясняется лишь одним ситуативным фактором, кажется нам слишком упрощенным. Ведь в реальных условиях межгруппового взаимодействия действует, конечно, не одна, но целый комплекс детерминант, корректируя, ослабляя или усили­вая друг друга. Поиск, выделение подобных ситуативных факторов, а главное, стремление разобраться в системном характере взаимо­связи между ними, которые и определяют в конечном счете тип межгруппового взаимодействия, составили главную задачу ряда специальных экспериментальных исследований.

/В первом из них выяснялось, каким образом будет влиять на выраженность эффекта ингруппового фаворитизма между груп­пами, во-первых, факт неочевидности критериев, по которым оце­ниваются достижения соревнующихся групп, а во-вторых, сам факт победы или поражения в соревновании. Кроме того, мы пытались сопоставить и сравнить между собой, с одной стороны, собственно характеристики взаимодействия, а с другой — ряд ког­нитивных параметров, в частности параметров социального вос­приятия. Таким образом, задачей исследования было связать воедино три ряда переменных: объективные условия, в которых находятся группы, — стратегии взаимодействия между группами — характеристики социального восприятия.

Объектом исследования выступили здесь студенческие группы в период экзаменационной сессии в одном из технических вузов Москвы. Экспериментальная ситуация заключалась в следующем: две академические группы студентов должны были одновременно сдавать зачет по социальной психологии одному и тому же экза­менатору. Были созданы две экспериментальные и контрольная ситуация. В начале эксперимента студентам сообщалось, что все члены той группы, которая продемонстрирует более высокие знания в процессе предстоящего семинарского занятия, получат автома­тический зачет, члены же другой группы останутся после семи­нара и будут сдавать зачет в индивидуальном порядке. Студентам сообщалось также, что общая групповая оценка будет склады­ваться из оценок индивидуальных выступлений, каждое из кото­рых получит определенную сумму баллов. Последние, однако, оставались для испытуемых неизвестными: экспериментатор огра­ничивался лишь тем, что периодически называл лидирующую группу. Различие между первой и второй экспериментальными си­туациями заключалось в том, что в первой из них постоянно «ли­дировала» одна и та же группа, а во второй — экспериментатор объявлял лидирующей обе группы попеременно. В третьей ситуа­ции, которая выступала в качестве контрольной по отношению к первым двум, инструкция была существенно иной. Студенты зна­ли, что автоматический зачет получит не та или иная группа в целом, но только часть наиболее отличившихся в процессе семи­нарского занятия независимо от их групповой принадлежности. После проведения занятия и до объявления конечных результатов

каждый испытуемый должен был заполнить специально разрабо­танную анкету с небольшими изменениями во всех трех ситуациях. В этих экспериментах приняло участие всего 12 групп, по две пары в каждой из экспериментальных ситуаций, общей числен­ностью в 311 человек по 24—28 человек в каждой группе.

Среди параметров межгруппового восприятия в этом исследо­вании регистрировались следующие переменные: 1) прогнозиро­вание победы, 2) объяснение причин возможного успеха или по­ражения своей и соперничающей групп, 3) общая характеристика членов своей и соперничающей групп с точки зрения их потен­циальных успехов в различных сферах деятельности. В качестве переменных межгруппового взаимодействия фиксировались: 1) со­держание выступлений и реплик с точки зрения частоты выраже­ния противоречия или согласия с мнениями, высказанными в пре­дыдущих выступлениях; 2) регуляция выбора выступающих, со­держания и длительности их выступлений со стороны испытуе­мых; 3) некоторые психолингвистические характеристики вербаль­ной продукции, в частности частота употребления местоимений «Я», «Вы» («Ты»), «Мы», «Они», а также 4) частота и характер отклонений от темы дискуссии, задаваемой экспериментатором. Все указанные параметры фиксировались с помощью магнитоза-писи, которую осуществлял присутствующий на эксперименте ас­систент.

Таким образом, экспериментальные данные могут быть пред­ставлены как три ряда переменных. Первый ряд — независимые переменные — условия совместной межгрупповой деятельности, объективно задаваемые характером экспериментальной ситуации. Второй ряд — конкретные показатели межгруппового взаимодей­ствия по указанным выше переменным. И наконец, третий ряд — конкретные показатели межгруппового восприятия. Второй и тре­тий ряды — зависимые переменные. Предположение об их зави­симости от первого ряда переменных, то есть от объективных ус­ловий межгруппового взаимодействия, и выступало основной гипотезой исследования.

Количественные результаты этого эксперимента подробно представлены в наших ранних публикациях (Агеев, 1983), и здесь мы приводим лишь важнейшие содержательные тенденции. Глав­ный итог этого исследования сводится к тому, что, как и ожида­лось, были получены статистически значимые различия как по параметрам взаимодействия, так и по параметрам восприятия между первыми двумя («межгрупповыми») и третьей, контрольной ситуацией.

Что касается параметров межгруппового взаимодействия, то «межгрупповые ситуации» в целом по сравнению с контрольной ситуацией демонстрируют:

1. Большее количество выступлений и реплик, направленных в поддержку предыдущих выступлений членов ингруппы, и зна­чительно большее количество выступлений и реплик, направлен­ных на опровержение предыдущих выступлений членов аутгруп-



44

45

пы. Такая поддержка или опровержение осуществляются как в форме логической аргументации, так и во внелогических, чисто эмоциональных формах (похвала, порицание, насмешка и т. д.).

  1. Значительное количество попыток регуляции выбора выс­тупающих, а также содержания и длительности их выступлений. Эта регуляция выражается в попытках активного влияния, дав­ления как на членов ингруппы и аутгруппы, так и на эксперимен­татора. Давление на членов ингруппы выражается в тем, что группа стимулирует к выступлению, в том числе и повторному, тех, кто, по ее мнению, сможет увеличить ее шансы на победу, и, с другой стороны, пытается предотвратить или по крайней мере сократить те выступления, которые ей кажутся неудачными. Дав­ление на аутгруппу прямо противоположно по своей направлен­ности. Группа стимулирует неудачные выступления членов аут­группы и пытается предотвратить выигрышные. Давление на эк­заменатора выражается в том, чтобы выбор очередного выступаю­щего экзаменатором не был бы случайным, и группа выдвигает наиболее выигрышных с ее точки зрения кандидатов. Конкретно эта форма давления проявляется в просьбах, напоминаниях, «со­ветах», адресованных экзаменатору, по поводу кандидата для очередного выступления.

  2. Гораздо большую частоту употребления местоимений «Мы» и «Они». В межгрупповых ситуациях существенно выше коли­чество отклонений от темы дискуссии, задаваемой экзаменато­ром, а спектр этих отклонений значительно разнообразней. Воз­можность интерпретации обоих указанных параметров в каче­стве индикатора типа взаимодействия обсуждалась в работах французских авторов (Московичи, Плон, 1966; Фошё, Московичи, 1972), а также подробно аргументировались в отечественных ис­следованиях (Агеев, 1972; А. А. Леонтьев, 1974). В частности, частота употребления личных местоимений во множественном числе может служить валидным показателем степени идентифика­ции личности с группой, а отклонения от темы — индикатором стремления компенсировать неудачные выступления группы, кото­рые уже имели место, и некомпетентность группы по вновь пред­лагаемым экзаменатором темам.

Данные, относящиеся к межгрупповому восприятию, также демонстрируют существенные различия между двумя «межгруп­повыми», с одной стороны, и третьей контрольной — с другой, си­туациями. Это относится ко всем экспериментальным параметрам межгруппового восприятия.

1. Первый параметр, как уже говорилось, заключался в прог­нозировании победы. Если во второй из межгрупповых ситуаций присуждение победы той или иной группе было для испытуемых неясным до самого конца эксперимента (в этой ситуации экспери­ментатор объявлял лидирующей по очереди обе группы), то в первой из них присуждение окончательной победы было гораздо более очевидным, так как в качестве лидирующей выступала одна и та же группа (обилие желающих выступить и реальное число



выступлений с легкостью обеспечивали возможность такой экспе­риментальной манипуляции). Тем не менее в обеих межгруппо­вых ситуациях по сравнению с контрольной, наблюдается резкое доминирование в прогнозе своей группы в качестве потенциальной победительницы. Даже группы-аутсайдеры из первой межгруппо­вой ситуации вопреки очевидности демонстрируют сравнительно высокий уровень прогноза своей группы как потенциальной побе­дительницы. Единственное объяснение, которое может быть сде­лано по этому поводу, заключается в том, что заполнение анкеты, по-видимому, рассматривается испытуемыми как продолжение экспериментальной ситуации: тот или иной характер решения смо­жет повлиять на окончательное решение экзаменатора о присуж­дении победы.

  1. Значимые различия между межгрупповыми ситуациями и контрольной были получены и по второму блоку эксперименталь­ных параметров межгруппового восприятия — объяснение причин экстраполируемой победы или поражения групп в соревновании. В межгрупповых ситуациях наблюдается устойчивая и значимая тенденция объяснять возможный успех своей группы внутригруп-повыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами, внеш­ними по отношению к данной группе, в то время как в контроль-ных условиях эта тенденция выражена гораздо слабее и не яв­ляется статистически значимой. Под внутригрупповьми факторами здесь понимается все, что обусловлено собственной активностью группы. В качестве примера внутригрупповых факторов объясне­ния успеха могут быть приведены, в частности, следующие: «груп­па очень старалась», «группа тщательно готовилась к зачету» и т. д., в качестве внутригрупповых факторов поражения — следую­щие: «группа плохо подготовилась к зачету», «группа не прида­вала этому зачету большого внимания» и т. п. Под внешнегруппо-выми же факторами понимается все, не относящееся непосредст­венно к группе как таковой, и, в частности: 1) факторы «другой» группы, 2) факторы «экзаменатора», 3) факторы, внешние по отношению к экспериментальной ситуации в целом. В качестве примеров внешнегрупповых факторов неуспеха могут быть при­ведены соответственно высказывания типа: 1) «другая группа подготовилась лучше», «другие мешали нам продемонстрировать то, что мы знали» и т. д.; 2) «экзаменатор был на стороне другой группы», «оценки экзаменатора необъективны» и т. п.; 3) «не было достаточно времени для подготовки», «группа была занята на ... мероприятии», «непривычна форма зачета» и т. п.

  2. И наконец, данные, относящиеся к третьему блоку перцеп­тивных параметров, — к общей характеристике своей и соперни­чающей групп по ряду критериев, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией. Речь идет о ранжировании своей и соперничающей групп в различных областях (сфера учебы, об­щественной работы, досуга, психологического климата в группе). Межгрупповые ситуации показывают в целом значительно более высокую и статистически значимую степень предпочтения ин-


46
47

группы во всех указанных областях. Степень предпочтения ин-группы тем выше, чем более удалена данная сфера от условий экспериментальной ситуации.

Если попытаться коротко определить главные результаты. этого исследования, то они могут быть сведены к следующему. Экспериментально созданные условия вызвали к жизни конку­рентные и защитные стратегии взаимодействия (конкурентные и защитные именно на уровне группы, а не отдельного индивида), а также защитные, фаворитные стратегии в восприятии и оценках членов собственной и противостоящей групп. Ничего подобного не наблюдается в контрольных условиях, где соперничество если и задается, то имплицитно, во всяком случае никак не связано с границами группового членства.

В чем же заключаются те объективные условия, которые и определили сначала стратегию ингруппового фаворитизма в меж-групповом взаимодействии, а затем и в восприятии и оценках ис­пытуемых? Каково психологическое содержание, структура этой экспериментально созданной совместной групповой деятельности? Созданные нами экспериментальные условия являются прибли­женными к типу взаимодействия, получившему название «игра с нулевой суммой», когда победа или выигрыш одной стороны автоматически означает поражение или проигрыш другой. Такое взаимодействие предполагает четкое осознание противоречивости целей обеих сторон. Ориентация на выигрыш, победу собственной группы, достижение положительного результата означает здесь, что группа ставит перед собой узкие, эгоистические цели, направ­ленные на нанесение какого-то ущерба, потери, проигрыша про­тивной стороне. Другой его важнейшей характеристикой является неочевидность, или «амбивалентность», критериев внешней (то есть со стороны экзаменатора) оценки достижений групп в соревнова­нии. Напомним, что оценка каждого индивидуального выступле-ния не объявлялась экзаменатором ни непосредственно после выс- тупления, ни в конце занятия: экзаменатор лишь периодически называл лидирующую группу в целом. Именно эти объективные характеристики и обусловили полученный результат — стратегию ингруппового фаворитизма во взаимодействии и в восприятии наших испытуемых.

Третьей характеристикой условий экспериментального взаимо­действия является его итог, его результат, то есть непосредствен­ный успех или поражение группы в соревновании. До сих пор речь шла о параметрах взаимодействия и восприятия, которые выводились из усреднения показателей всех групп, участвующих в каждой из трех экспериментальных ситуаций. Среднегрупповые индексы по каждому параметру правомерны для второй межгруп­повой и третьей контрольной ситуации, в которые входили одно­родные с точки зрения экспериментальных условий группы. Но в первой — «гандикапной» — ситуации среднегрупповой индекс вы­водился из показателей групп, которые в этом смысле не были однородны. Напомним, что в этой ситуации две группы из четырех



4&

были с самого начала эксперимента и до конца «лидерами», а две другие — «аутсайдерами». Поэтому для этой ситуации более точным является не среднегрупповой индекс по каждому пара­метру, но значения этих параметров для групп-лидеров и групп-аутсайдеров в отдельности. Сравнение параметров взаимодейст­вия раздельно для вышеназванных групп из первой эксперимен­тальной ситуации показывает, что именно группы-аутсайдеры де­монстрируют наибольшую выраженность стратегии ингруппового фаворитизма б межгрупповом взаимодействии. Члены групп-аутсайдеров демонстрируют большую степень всевозможной под­держки членам собственной группы и соответственно гораздо большее противодействие членам аутгруппы. Та же картина наб­людается и в отношении регуляции выбора выступающих. Хотя не по всем показателям различия между группами-лидерами и группами-аутсайдерами оказались статистически значимыми, в це­лом именно группы-аутсайдеры демонстрируют наиболее высокую степень активности в попытках повлиять на ход межгруппового соревнования, оказывая соответствующее дав'ление и на членов собственной, и на членов аутгруппы, и на экзаменатора. Иначе говоря, группы-аутсайдеры в гораздо большей, чем группы-лидеры, степени используют все имеющиеся в их распоряжении средства для того, чтобы изменить ход соревнования в свою пользу. Рав­ным образом по такому показателю, как частота употребления личных местоимений,.группы-аутсайдеры обнаруживают более вы­сокую степень идентификации с ингруппой и противопоставления себя аутгруппе. Различия между данными групп-лидеров и групп-аутсайдеров по всем показателям статистически значимы на уров­не 0,05. Однако в абсолютных числах наибольшие различия обна­руживаются в частоте употребления местоимений «Мы» и «Они», что свидетельствует о большей отчетливости, которую обнаружи­вают группы-аутсайдеры в процессе биполярной категоризации условий эксперимента. Группы-аутсайдеры демонстрируют по сравнению с группами-лидерами гораздо большую частоту ухода от основной темы дискуссии. Выше уже обсуждался компенсатор­ный характер этого явления. По-видимому, мы сталкиваемся здесь со своего рода защитным механизмом, заключающимся в попытках изменить ход дискуссии в более благоприятную для себя сторону.

С точки зрения параметров межгруппового восприятия, за исключением первого из них — прогноза вероятной победы, груп­пы-аутсайдеры демонстрируют максимальный ингрупповой фаво­ритизм. Сравнение результатов групп-лидеров и групп-аутсайде­ров по параметрам межгруппового восприятия также свидетельст­вует о наличии статистически значимых различий. Относительно первого из использованных параметров, прогнозирования вероят­ного победителя, примечателен тот факт, что почти треть членов групп-аутсайдеров, несмотря на фактическое поражение своей группы во всех двадцатиминутных периодах эксперимента, про­должает считать свою группу способной одержать окончательную

49

победу. Результаты, связанные с объяснением причин победы иле поражения группы в межгрупповом соревновании, особо показа­тельны. Хотя коэффициенты статистической значимости различий между соотношением внутригрупповых и внешнегрупповых факто­ров одинаковы как для 'групп-лидеров, так и для групп-аутсайде-ров, абсолютные средние по этим показателям гораздо контраст­нее именно у групп-аутсайдеров. Иначе говоря, эффект ингруппо-вого фаворитизма в процессе атрибуции ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом соревновании выражен силь­нее именно у групп-аутсайдеров.При сравнительной характеристике групп в различных сферах деятельности показатели групп-аутсай­деров, так же как и в предыдущем случае, контрастнее показа­телей групп-лидеров, что свидетельствует о том, что тенденция переоценивать ингруппу и занижать оценки, относящиеся к аут-группе, ярче выражена именно у групп-аутсайдеров.

Эта часть результатов уточняет роль успеха или неудачи груп­пы в ситуации межгруппового соревнования. Если выше мы кон­статировали возникновение стратегии межгруппового фаворитиз­ма в условиях межгрупповой деятельности, организованной по принципу игры с нулевой суммой и с амбивалентными категориями внешней оценки, то теперь можно добавить к этому следующее. В указанных выше условиях постоянный неуспех группы способ­ствует еще большему возрастанию выраженности стратегии ин-группового фаворитизма, а постоянный успех — к его некоторому, хотя и незначительному, смягчению. Именно группы-аутсайдеры, то есть именно те группы, которые терпели постоянную неудачу, демонстрируют наивысший ингрупповой фаворитизм как в страте­гии межгруппового взаимодействия, так и в плоскости межгруп­пового восприятия.

Результаты первого эксперимента подтвердили наличие связи между условиями, в которых взаимодействуют группы, и самими характеристиками взаимодействия. Исследование показало, что эти условия осознаются испытуемыми очень быстро, в частности объективно конкурентные условия сразу же порождают и конку­рентные формы взаимодействия, и стратегию ингруппового фаво­ритизма в восприятии и оценках. На основании данных первого эксперимента мы можем также считать доказанной зависимость выраженности стратегии ингруппового фаворитизма от таких фак­торов, как цели взаимодействующих групп, критерии оценки их достижений, а также успех или неудача. Вместе с тем ряд важных моментов остался открытым. В частности, закономерно возникал вопрос, как будет меняться стратегия групп в принципиально иных условиях? Например, в таких условиях, которые организованы отнюдь не по правилам игры с нулевой суммой, но принципиально иначе. Окажет ли результат межгруппового соревнования, то есть успех или неудача группы, одинаковое влияние на процессы меж­группового восприятия независимо от целей и ценностей совмест­ной межгрупповой деятельности? Будет ли эффект ингруппового фаворитизма проявляться в любых условиях, как это полагают



50

[

ряд зарубежных авторов (Тэджфел, 1970), или условия актуализа­ции этого эффекта ограничены, и если последнее справедливо, каковы эти ограничивающие факторы? Каковы особенности прояв­ления этого эффекта у различных, например возрастных, групп ис­пытуемых? Все эти вопросы Требовали специального эксперимен­тального исследования.

Первое исследование было ограничено также и тем, что оно было одноразовым, в его задачу не входило проследить динамику изменения межгрупповых процессов во времени в зависимости от меняющихся условий взаимодействия. Прошлый опыт испытуемых здесь был элиминирован далеко не полностью, так как экспери­ментальные группы могли иметь возможность некоторого, хотя и незначительного, как свидетельствуют данные экспертного оп­роса и анализа документов, опыта межгруппового взаимодействия в прошлом. Тем не менее правомерно предполагать, что к момен­ту экспериментального исследования в этих группах уже были сформированы некоторые межгрупповые представления, характе­ризующиеся той или иной степенью ингруппового фаворитизма .

Некоторые из указанных ограничений были преодолены во втором, лонгитюдном, исследовании, проведенном в полевых усло­виях в пионерском лагере на группах подростков 13—14 лет. Глав­ной задачей исследования было проследить динамику межгруппо-вого взаимодействия и восприятия в зависимости от меняющихся условий, в которых оказывались группы подростков, и меняющих­ся требований, которые к ним предъявлялись. Эксперимент про­текал в три этапа. На первом этапе, в самом начале лагерной смены, всем пяти звеньям одного из пионерских отрядов было предложено заполнить анкеты, содержащие один из смысловых блоков, относящихся к содержательным аспектам межгруппового восприятия, что и в первой серии, с некоторыми незначительными отличиями, обусловленными спецификой возраста и ситуации. На втором этапе, приблизительно в середине лагерной смены, эти же звенья участвовали в спортивном соревновании, по итогам кото­рого каждое из них занимало соответствующее место (от первого до пятого). В конце своего пребывания в лагере этот же отряд принимал участие в так называемом «Трудовом десанте» (работа в совхозе), который также был организован по принципу меж­звеньевого соревнования с соответствующим распределением мест.

Следует также сразу же отметить, что в полном своем объеме эксперимент не сводился только к указанным экспериментальным ситуациям. В соответствии с нашими инструкциями вожатые этого отряда вносили существенные различия в организацию его пов­седневной жизни в период времени от первого этапа ко второму по сравнению с периодом времени от второго этапа к третьему.

1 Следует, однако, отметить, что, исходя из результатов контрольных групп, первоначальная степень выраженности ингруппового фаворитизма оказалась весьма незначительной и в большинстве случаев (то есть с точки зрения боль­шинству экспериментальных параметров) статистически незначимой.

51


Суть всех различий, в общем, сводится к тому, что в первой по­ловине пребывания детей в лагере акцент делался на соревновании между звеньями, во второй же половине смены такое акценти­рование соревновательных аспектов было снято, и организация внутриотрядной жизни приблизилась — мы должны это специаль-но подчеркнуть — к типичным для пионерского лагеря условиям.

Результаты второго эксперимента свидетельствуют о сущест­венном изменении в стратегии межгруппового взаимодействия и социального восприятия, с одной стороны, от первого этапа ко вто­рому, и с другой — от второго к третьему. Данные этого исследо­вания также достаточно подробно представлены (Агеев, 1983). Отвлекаясь, как и в первом случае, от деталей и характеризуя полученные результаты в целом, необходимо отметить следующее. На первом этапе группы демонстрируют сравнительно невысокий уровень выраженности ингруппового фаворитизма. На втором наблюдается его резкое — и в отношении взаимодействия, и в от­ношении восприятия — увеличение. И наконец, на третьем этапе мы сталкиваемся с резким его уменьшением. Так, например, на втором этапе была зарегистрирована уже знакомая нам тенденция объяснять успех группы внутригрупповыми факторами, а ее неуда­чу — внешнегрупповыми факторами. Различия между общим соот­ношением этих факторов на втором этапе статистически значимы на уровне 0,01. Наиболее контрастные результаты обнаружены в случае объяснения причин неудачи группы. Но на третьем этапе соотношение этих факторов выравнивается и становится статисти­чески незначимым как в случае объяснения, так и поражения.

Самостоятельного интереса заслуживают зафиксированные на­ми возрастные особенности подросткового возраста в процессах атрибуции ответственности. Так же как и в первом исследовании, в категорию внутригрупповых факторов объяснения победы или поражения здесь входят сравнительно однородные причинные ин­терпретации, а в категорию внешнегрупповых факторов — гораздо более разнородные. Здесь также можно выделить факторы «дру­гой» группы, пристрастности вожатого в оценке достижений групп и внеситуативные факторы. Но по сравнению с причинными ин­терпретациями испытуемых-студентов данные испытуемых-подро­стков демонстрируют следующее. Во-первых, подростки прибегают к причинной интерпретации результатов соревнования в среднем значительно реже, чем студенты. Во-вторых, в отличие от студен­тов у подростков наблюдается тенденция объяснять сходные ре- зультаты причиной одного и того же типа. По-видимому, это объясняется менее развитой системой атрибутивных процессов в подростковом возрасте. И наконец, в-третьих, распределение внеш­негрупповых факторов существенно отличается от того, что имело место в первом исследовании. В частности, здесь уменьшается количество объяснений, апеллирующих к фактору «другой» груп­пы и к фактору пристрастности вожатого, зато возрастает удель­ный вес внеситуативных факторов. На наш взгляд, эти данные интересны не только под углом зрения непосредственных целей

исследования, но и в плане определения особенностей генезиса атрибуции ответственности, ее специфики на различных возраст-

-ных этапах.

В чем же заключаются причины такого резкого и противопо­ложно направленного изменения выраженности стратегии ингруп­пового фаворитизма от первого этапа ко второму, а затем от вто­рого к третьему? Динамика этого, как и в первом случае, полу­чает логическое объяснение при анализе объективных условий, в которых взаимодействовали исследуемые группы.

Хотя в обеих экспериментальных ситуациях на втором и третьем этапах использовалось межгрупповое соревнование, это соревнование отличалось по своей структуре от соревнования в первой серии. Тип межгруппового соревнования во второй се­рии — уже не «игра с нулевой суммой», поскольку здесь не было однозначной победы или проигрыша: успех каждого звена опреде­лялся местом, занятым в соревновании. Далее, критерии внешней оценки достижений групп в этом соревновании, то есть критерии присуждения мест, являлись гораздо очевиднее, нагляднее и убе­дительнее для испытуемых, чем в первой серии. Но самым важ­ным отличием третьего этапа от второго и от условий первого эксперимента в целом является то, что экспериментальное меж­групповое взаимодействие на этом этапе (труд в совхозе) приоб­ретало самостоятельную и социально значимую ценность, не огра­ничивающуюся узко групповыми целями в контексте межгруппового соревнования. Именно это и обусловило, по-видимому, существен­ное снижение конкурентных, защитных и фаворитных стратегий от второго этапа к третьему. Следует также отдавать себе полный отчет в том, что самым главным фактором, обусловившим сна­чала резкое увеличение ингруппового фаворитизма (от контроль­ного замера на первом этапе ко второму), а затем значительное его уменьшение (от второго этапа к третьему), являются не столь­ко непосредственные экспериментальные ситуации сами по себе, сколько принципиальные различия в общем характере организа­ции межгрупповых контактов в первой и во второй половине пре­бывания подростков в лагере.

Данные этого исследования по-новому освещают роль успеха в межгрупповом взаимодействии. Сравнение результатов групп-лидеров и групп-аутсайдеров в отдельности показывает следующее. Как те, так и другие демонстрируют увеличение ингруппового фаворитизма от контрольного замера до замера, сделанного на втором этапе. Однако степень выраженности последнего значи­тельно выше для групп-аутсайдеров. Равным образом как те, так и другие демонстрируют на третьем этапе его уменьшение. Но и здесь степень уменьшения последнего гораздо выше именно у групп-аутсайдеров. Таким образом, именно показатели групп-аутсайдеров имеют значительно больший удельный вес сначала в общем увеличении, а затем в общем уменьшении степени выра­женности ингруппового фаворитизма в среднем для всех групп, Участвовавших в эксперименте.



;52

Таким образом, мы сталкиваемся на первый взгляд с неожи данными тенденциями. В одних случаях неудача группы в меж групповом соревновании влечет за собой акцентирование конку рентных форм межгруппового взаимодействия и ингруппового фа-воритизма в процессах восприятия, а в других — нет. В чем же здесь дело? Наиболее вероятное объяснение — это вновь апелли­ровать к целям и ценностям совместной деятельности групп. Про­игрыш в спортивном соревновании обостряет конкуренцию, защи­ту и ингрупповой фаворитизм в восприятии и оценках, поскольку результат, место, занятое группой в соревновании, есть конечная и единственная его цель. Напротив, осмысленный труд в совхозе, помимо того что по его итогам каждая группа также занимала соответствующее место, имеет и другой смысл, другую, самостоя­тельную, независимую от соревнования ценность. Неправомерно рассматривать успех и неудачу как единственные детерминанты типа межгруппового взаимодействия. Роль успеха/неудачи может быть понята, только если принять во внимание всю систему фак­торов и условий, определяющих реальные или номинальные меж-групповые контакты. В частности, полученные во втором исследо-вании данные свидетельствуют о том, что значение успеха или не­удачи группы в межгрупповой ситуации может быть понято только при тщательном анализе самой структуры межгрупповой дея-тельности и, в частности, целей и ценностей последней. Иначе говоря, важен не успех сам по себе, но то, относительно чего и какими средствами он достигнут.

Разумеется, могут быть предложены и другие объяснения по­лученным данным. Например, как мы уже упоминали, имелись важные различия в общей организации межгрупповых отношений в первой и во второй половине смены, акцентирующей или нет со-ревновательные моменты в межгрупповом взаимодействии. Это, конечно, могло внести известные коррективы в конечные резуль таты '.

Другое объяснение сводится к констатации сложной, «маятни- кообразной» динамики коллективообразования во временных детских и подростковых группах, зарегистрированных и целым ря- дом исследователей (Уманский, 1975; Лутошкин, Кирпичник, 1980; Асафов, 1984). Такая динамика закономерным образом предпола- гает наличие подъемов и спадов в общем эмоциональном настрое, в направленности интра- и интергрупповой активности и т. д. Указанные объяснения не являются в целом альтернативными: они легко согласуются и дополняют друг друга.

Суммируя результаты двух исследований, посвященных взаи- мосвязи условий межгруппового взаимодействия с типом исполь



1 Здесь, однако, следует подчеркнуть, что смысл и общая организация на-Я шего исследования отличаются по своим целям от работ М. Шерифа (1966, 1969) по межгрупповой кооперации и конфликту: мы совсем не стремились при- j вести группы к явному конфликту и не искали средств, приводящих к его ре- ]

дукции. 54

зуемых в этом взаимодействии стратегий, а также с перцептивны­ми переменными, необходимо подчеркнуть следующее: 1) по дан­ным наших экспериментов, межгрупповое взаимодействие, орга­низованное по принципу «игры с нулевой суммой», способствует актуализации конкурентных и защитных стратегий, увеличению ингруппового фаворитизма в восприятии и оценках. Напротив, взаимодействие, пусть даже в форме соревнования между груп­пами, но имеющее более широкие по сравнению с узкогрупповыми и социальнозначимые цели и ценности, способно существенно сни­зить конкурентность и выраженность ингруппового фаворитизма в восприятии; 2) стратегия межгруппового взаимодействия зави­сит от внешней_ оценки достижений групп в межгрупповой ситуа­ции: амбивалентность, неочевидность критериев этой оценки уве­личивают конкурентность и ингрупповой фаворитизм; 3) успех или неудача группы в ситуации межгруппового взаимодействия не яв­ляется независимым фактором: его влияние опосредствовано первыми двумя. При прочих равных условиях во взаимодействии групп, организованном по принципу игры с нулевой суммой и с амбивалентными критериями внешней оценки достижений группы, неудача группы является фактором, способствующим возрастанию конкурентности и ингруппового фаворитизма.

Экспериментальные данные позволяют иерархизировать и диф­ференцировать влияние каждого фактора, проанализированного в обоих экспериментах. В качестве самого существенного из них выступают цели и ценности взаимодействия. Важную роль играет второй фактор — характер внешней оценки достижений групп в межгрупповой ситуаций. Указанные два фактора опосредуют влия­ние третьего — результата взаимодействия, успеха или неудачи группы в условиях совместной деятельности групп. Общее соотно­шение влияния указанных факторов на стратегии взаимодействия и процессы социального восприятия может быть представлено в виде следующей схемы (табл. 1).

Таблица 1 помогает графически представить результаты обоих экспериментов в обобщенном и наглядном виде. С точки зрения набора и значения ситуативных факторов, используемых нами в качестве независимых переменных, экспериментальный план пер­вого исследования представляет собой нечто иное, как сравнение между собой моделей 7 и 8, второго — сравнение последовательно моделей 5 и 6 и соответственно 1 и 2 и затем их попарное сравне­ние между собой. Схема показывает также, что не проводился сравнительный анализ моделей 3 и 4. Такое исследование пред­ставляется нам весьма многообещающим: будучи сопоставленным с уже полученными данными, оно позволило бы сопоставить «удельную» силу двух первых факторов: целей взаимодействия и критериев оценки. К сожалению, до сих пор подобного исследова­ния нам провести не удалось.

Привлекая внимание к выделенным ситуативным факторам, ко­торые, как это было продемонстрировано экспериментально, оп­ределяют стратегию межгруппового взаимодействия, мы ни в коей

55





мере не считаем их исчерпывающими. В действительности, список ситуативных факторов может и должен быть дополнен, а их слож­ные, системные связи уточнены. Нам представляется, что поиск, выделение этих факторов, анализ их системного строения и, ко­нечно, изучение их комплексного влияния на характер взаимодей-


ствия между группами могут стать специальным направлением исследований в области межгрупповых отношений в целом. Тем не менее хотелось бы подчеркнуть, что выделенные в нашем иссле­довании факторы, во-первых, достаточно универсальны, то есть релевантны для очень широкого класса реальных ситуаций, и, во-вторых, действительно очень значимы. Иначе говоря, их роль в детерминации стратегии межгруппового взаимодействия, а также оценочных сдвигов в процессах межгруппового восприятия исклю­чительно велика. Например, удовлетворительное объяснение та­кого феномена, как формирование «групп-корпораций» или «анти­коллективов» (Уманский, 1975; Петровский, 1984), невозможно без обращения к внешнегрупповым аспектам жизнедеятельности этих групп. И вполне возможно, специальные исследования позволи­ли бы установить самую тесную связь между формированием та­кого типа групп и теми самыми ситуативными факторами (эго-56

истические, узкогрупповые цели, организация взаимодействия по типу «игры с нулевой суммой», амбивалентность критериев оценки достижений группы, стабильный неуспех данной группы в ука­занных условиях), которые изучались в наших исследованиях.
  следующая страница >>