страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Тезисы Анализ ситуации - страница №1/1
Проект «Школа социального партнерства: взаимодействие образования местного сообщества» автор Г.П. Майкова, директор МОУ Молчановской средней общеобразовательной школы №2» Тезисы Анализ ситуации Сельскую школу считали долгое время образовательным учреждением с ограниченными возможностями. Участие сельских школ в Приоритетном национальном конкурсе »Образование» и высокий рейтинг школ – победителей должны существенно изменить традиционную оценку. Отмечая нарастающую перегруженность школьного образования, как родители, так и учащиеся предъявляют высокие требования к школе. Вопросы доступности, качества и эффективности не случайно названы в государстве приоритетными, они все чаще ставятся родителями и общественностью перед школой. Все субъекты образования понимают необходимость индивидуализации образовательных процессов. Вместе с тем участие родительской общественности в деятельности школы носит стихийный характер, чаще инициируется самим образовательным учреждением. На этапе осознания и формирования гражданского заказа данные противоречия выливаются в проблемы, требующие решения. Проблемы: Недостаточное влияние школы на развитие местного сообщества. Слабое использование местного сообщества как ресурса развития образовательного процесса Местное сообщество не готово к формированию гражданского заказа Необходимость разрешения названных проблем привела нас к разработке модели школы социального партнерства. Задача построения гражданского общества поставлена государством. Школе, чтобы выполнить государственный заказ, необходимо расширять число своих партнеров, делиться с ними собственными полномочиями. Накапливать опыт взаимодействия в совместной разработке и реализации образовательных и социальных проектов. Опыт такого взаимодействия( Проект «Парк Мечты», «Здоровое село - чистое село») привел наш коллектив к разработке модели, которая ,используя ресурсы местного сообщества, изменит образовательное пространство, создаст необходимые условия для проектирования и реализации индивидуальных траекторий образования, изменит роль сельской школы. Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Современный подход также показывает, что развитие образования - это забота не только государственная. Нормой благополучно живущих стран уже давно стало консолидированное участие общества в деле развития образования., в том числе и Великобритании (а наша школа является пилотной площадкой в рамках Российско- британского проекта « Разработка и апробация эффективных моделей сопровождения ИОП обучающихся») Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - государства. Социальное взаимодействие формируется на основе тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и социальных партнеров, единой системой образования и местного сообщества. По своей сути социальное партнерство «генетически» содержит в себе идею изменений. Система социального взаимодействия призвана обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение задач развития сельского поселения. Развитие партнерских связей позволит: Только образование может инициировать процесс договоренностей в обществе. Причем начинать надо с локальных вещей, связанных с развитием территорий, местного сообщества вокруг школы. Вместе с тем социальному партнерству надо учиться. Это особая образовательная область. Педагогики, ученики и все общество учатся договариваться, совместно становиться гражданским обществом. Этим и определяется приоритетность социального партнерства в общей системе школьного уклада жизни. учреждения и местного сообщества На данном этапе нами намечены приоритетные задачи: Разработать механизмы взаимодействия образования и местного сообщества Выявить инновационные ресурсы и инициативы, обеспечить их сопровождение и интегрировать в образовательный процесс Совершенствовать систему управления школой через развитие общественных форм управления и гражданской активности. Создать насыщенное образовательное пространство, обеспечивающее реализацию ИОП, ИУП Содействовать развитию учебной, исследовательской, проектной деятельности участников образовательного процесса, активному использованию информационных технологий Организовать образовательные события ( олимпиады, конкурсы, конференции, встречи, фестивали, форумы) Создать систему общественного оценивания Ресурсы Развиваясь в условиях здоровой конкуренции и свободного выбора родителями образовательного учреждения, наша школа на основании социологических опросов выявляет приоритеты педагогов, родителей и самих школьников в образовательной деятельности. Учитывая готовность участвовать в инновационных процессах, практический опыт развития и становления школы в перестроечный период, социальный заказ родителей в условиях рыночной экономики, на базе МОУ « Молчановская средняя школа №2» ведется экспериментальная деятельность: 1991-2001гг. - разработана и внедрена программа художественно-эстетического образования 1996-2004гг. - экспериментальная работа по дифференцированному обучению детей с 2001г. - участие в эксперименте по итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ) 2003-2004 -районная экспериментальная площадка «Образовательные компетенции обучающихся: практико-ориентированный подход» 2004- областная экспериментальная площадка» Многопрофильное образовательное учреждение: практико- ориетированный подход в условиях профильного обучения» 2005- пилотная площадка в рамках Российско- британского проекта « Разработка и апробация эффективных моделей сопровождения ИОП обучающихся» 2005 Пилотная площадка областной Программы гражданского образования 2006-2007 Пилотная площадка Областной программы непрерывного экологического образования «Экологическое образование школьников как стратегическое направление развития образовательных учреждений». 2008 экспериментальная деятельность по организации группы дневного пребывания для детей оказавшихся в трудных жизненной ситуации 2008 год эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда 2008 создание на базе школы Ресурсо- внедренческого центра инноваций Школа является центром общественной жизни села. Открытая позиция школы проявляется в проведении Дней открытых дверей, творческих отчетов коллектива перед местным сообществом и коллективами школ района и области, в сотрудничестве с родительской общественностью. Развитая сеть дополнительного образования, связь школы с другими образовательными учреждениям., с вузами, реализация школьных и региональных проектов, привлечение местного сообщества отвечает запросам местного сообщества создает атмосферу взаимообучения, и является, по мнению наших гостей из Великобритании, благоприятным условием для диалога. Созданный.Попечительский совет является инициатором оздоровительной программы, поощрения успешности обучающихся, поддерживает инициативу руководства школы по проведению акций :» Родители школьной библиотеке», «Удешевляем школьное питание, развивая домашнее огородничество» Модернизация содержания образования определила необходимость постоянного поиска адекватных изменяющимся условиям педагогических усилий и сформировала основные направления деятельности: Здоровый образ жизни Преемственность и развитие традиций Коррекционно-развивающая деятельность Практико-ориертированное обучение на основе компетентностного подхода Исследовательская и проектная деятельность школьников Дополнительное образование Компьютеризация школы и села Профильная подготовка и профильное обучение, сопровождение ИОП Гражданское образование и практики гражданских инициатив( «Парк Мечты», «Здоровое село-чистое село») Государственно- общественный характер управления школой Опыт инновационной деятельности и взаимодействия с другими образовательными учреждениями и местным сообществом, высокий творческий потенциал педагогического коллектива, его результативность и конкурентоспособность, подтвержденная победами коллектива, педагогов, учащихся в Приоритетном национальном проекте «Образование» и других региональных конкурсов является необходимым ресурсом реализации предлагаемой модели развития образования. Школа за эти три пятилетки достигла хороших результатов. На данном этапе развития взаимодействия образования и местного сообщества меняется структура образовательного учреждения и стратегия качества развития человеческих ресурсов. И если при авторитетном управлении употребляются глаголы: потребовать, обязать, приказать, заставить, наказать, принудить, подавлять, поучать, указывать, повелевать, запрещать, угрожать, навязывать, обвинять; то управление инициативами изменяет лексику: удивлять, увлекать, побуждать, влиять, поддерживать, одобрять, убеждать, заинтересовывать, понимать, поправлять, направлять, ободрять.,содействовать…Освоив данный лексикон и приняв его к активному использованию, руководство школой позиции управления персоналом меняет на управление инициативами, проектами, программами. Менеджмент
Общественно-государственное управление школой
Квалификация педагогической команды
Достижения учащихся
Материально-техническое обеспечение
Риски Вместе с тем обществом не осознается прямая необходимость и зависимость позитивной динамики развития образовательного учреждения от взаимодействия школы и местного сообщества, а также совместная ответственность за предполагаемые и возможные риски деятельности. Часто субъектами образовательного процесса ответственность возлагается в одностороннем порядке. Сама школа, оставаясь долгое время учреждением жестко регламентированным государством, не допускала выбора образовательных услуг. Отсутствие данного опыта на этапе осознания и формирования гражданского заказа значительно осложнит реализацию партнерских связей. Коллективам школ следует предусмотреть и определить нормативно-правовыми актами возможные финансовые риски, риски субъективной оценки образовательных учреждений. Необходимо предупредить Конфликт ожидания и возможностей для обеих сторон. В обществе не сформирована культура вложения средств в образовательные проекты, практика благотворительности слабо развивается и не поощряется, о существовании таковой недостаточно информации. Пока родители только учатся быть спонсорами проектов своих детей, общественность не связывает напрямую их финансирование с будущим развитием поселения. Ожидаемый результат
|
|