Проблемы функционирования социально-эколого-экономических систем в рамках муниципальных образований Е. А. Лосевская - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления 1 284.07kb.
Закон ярославской области о наименованиях, границах и статусе муниципальных... 19 3790.35kb.
Информация о возможных мерах по повышению инвестиционной привлекательности... 1 378.35kb.
О работе Совета муниципальных образований Ростовской области за 2006-2008... 1 94.5kb.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических... 1 191.33kb.
Принципы сбалансированного эколого-экономического развития территории 1 102.25kb.
Программа дисциплины «Социоэкономика и социально-экономическое регулирование» 1 222.38kb.
Концепция энергоресурсосберегающей деятельности в промышленности Н. 1 110.26kb.
Программа девятого Областного собрания депутатов Самарской Губернской... 1 25.52kb.
Состав Совета представительных органов муниципальных образований... 1 113.44kb.
Закон краснодарского края о реестре муниципальных должностей и реестре... 1 78.39kb.
Первые вещи сначала 1 62.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Проблемы функционирования социально-эколого-экономических систем в рамках муниципальных - страница №1/1

Проблемы функционирования социально-эколого-экономических систем в рамках муниципальных образований
Е.А.Лосевская
«Южно-российский государственный университет экономики и сервиса», г.Шахты
Современные экологические проблемы, заставившие обратить на се­бя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в оп­ределённой степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки (начиная с А. Смита), ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е гг. XX в., когда во всём мире резко обострились экологические проблемы, пе­ред экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенден­ции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.[1]

Вопросы экономического развития территории являются актуальными достаточно длительное время, однако до настоящего времени не разработан единый подход к его обеспечению.

В современных условиях под понятием «территория» подразумевается не просто часть земной поверхности, занимающая какую-то площадь, а часть суши с определенными природными, административными, политическими и иными границами, наполненная материальными вещами и явлениями включая человека, она обладает устойчивостью, которая в свою очередь, обуславливает ее емкость.[2]

Нужно понимать, что территория это постоянное и неразрывное взаимодействие трех структурных элементов: экологического, представленного природной средой или ландшафтом, экономического, обозначаемого промышленно-хозяйственным комплексом и социального, определяемого населением. При этом ландшафт понимается как природная территория с географическим положением, определенными границами, природно-климатическими условиями и ресурсным потенциалом. Население понимается как этнос, заселяющий ландшафт и характеризующийся общей численностью, структурой, трудовыми навыками, плотностью и характером расселения. Хозяйство, в свою очередь рассматривается как территориальный комплекс, характеризующийся географическим положением, объемами производства, размещением производства, внутренними и внешними связями[2].

Алаев Э.Б. трактует понятие «территория» следующим образом: «…это (ограниченная) часть твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующаяся протяженностью (площадью) как особым видом «пространственного» ресурса, географическим положением и другими качествами»[3].

Несомненно, что между понятиями «территория» и «регион» существует определенная связь. Достаточно удачно это отражено у Костинского Г.: «Территория есть определенная совокупность мест, получаемая путем их объединения, агрегирования по какому-то единому основанию. Район (регион) же – это то, что обязательно выделяется, вычленяется из целостного объекта… Территория – понятие изначально синтетическое, район – аналитическое».[4]

Вместе с тем наиболее емким представляется определение Лексина В. и Швецова А.: «Территорией мы называем определенную часть социального (в первую очередь населения), природного (в том числе природно-ресурсного и экологического), экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и, наконец, собственно пространственного потенциала государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных или местных (муниципальных) органов власти». [5]

Переход к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акцен­ты в сфере управления социально-эколого-экономическим развитием территорий. Во-первых, реформы предоставили большую самостоятельность муниципаль­ным образованиям в области разработки перспектив развития. Во-вторых, основ­ным принципом в управлении на всех уровнях стала не директивность, а систем­ность, предполагающая системный подход к разработке различных программ и механизмов их реализации. В-третьих, реализация программ нацелена не на рост отдельных показателей, а на развитие. Последнее предполагает использование системы индикаторов, характеризующих, в частности, уровень социально-эколого-экономического развития муниципального образования.

Поскольку системный подход в муниципальном управлении находится в центре наших исследований, необходимо изучить само понятие «система», её свойства, элементы, цели и критерии эффективности развития применительно к муниципальному образованию.

Р.Акофф дает следующее понимание термину система: «система – это любая сущность, состоящая из взаимосвязанных частей»[6].

По мнению Л.Берталанфи «система – это комплекс взаимодействующих элементов»[7].

В своей работе «Исследование систем управления» автор В.В.Мыльник дает следующую трактовку: «система – это целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними».[8]

И.М. Верещагин [9], Н.Г.Белолольский, Р.Гибсон, Н.К. Анохин [10] трактуют систему как совокупность взаимосвязанных элементов, направленная на достиже­ние общей цели. По мнению В.И. Данилов-Данильяна, В.И. Нечипоренко - Система понимается как целостная сущ­ность.

Детальный анализ подходов к понятию «система» позволяет сделать вывод, что различия в определениях основаны на различиях субъективного понимания авторами основных системных свойств. Между тем, если обобщить все систем­ные свойства, выделенные авторами, то станет очевидным, что все они присущи системе: целостность, внутренняя организация, иерархичность, целенаправлен­ность, управляемость. Использование авторами при определении системы отдель­ных системных свойств видимо, связано со спецификой научных исследований, с проблемно-ориентированным анализом понятия. В целях нашего исследования особое внимание следует обратить на такие системные свойства как: целостность, целенаправленность: иерархичность и интегративность. Учитывая данный подход, следует на наш взгляд, дать следующее определение системе: система - это це­лостная, целенаправленная, иерархически организованная совокупность взаимо­связанных и взаимодействующих между собой элементов, обладающая, свойст­вами, не присущими составляющим ее элементам, взятым в отдельности.

Более подробно, в целях исследования, следует остановиться на следующем общесистемном свойстве - иерархичности. С позиции этого свойства муници­пальное образование может быть рассмотрено как элемент системы более высоко­го порядка - региональной, которая, в свою очередь является элементом нацио­нальной системы. С целью её изучения необходимо помимо обще­системных, выделить ряд особенных, характерных свойств муниципального обра­зования.

Во-первых, муниципальному образованию как системе присуща способ­ность обмениваться с внешней средой всеми видами ресурсов, что говорит о ее открытости.

Во-вторых, муниципальное образование является целенаправленной и мно­гоцелевой системой, имеющей неоднородные внутренние и внешние цели, само­стоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей, изменения це­лей, многообразные стратегии их достижения и т.д. При выборе того или иного варианта развития необходимо формировать согласованное решение, позволяю­щее находить компромисс между муниципальными, региональными, а также об­щегосударственными целями, с одной стороны, и целями отдельных предприятий и хозяйствующих субъектов, с другой. Таким образом, муниципальное образова­ние нуждается в эффективном управлении, в частности в разработке перспектив развития, с обоснованием приоритетных направлений, при условии рационально­го использования имеющихся ресурсов.

В-третьих, элементы системы не статичны, находятся в постоянном измене­нии, следовательно, муниципальное образование - динамическая система.

На наш взгляд муниципальное образование как социально-эколого-экономическая система понимается взаимосвязанная целостная система, состоящая из следующих подсистем:

экологическая подсистема;

социальная подсистема;

экономическая подсистема.



Рис. 1 - Муниципальное образование как социально-эколого-экономическая система
При этом современное состояние эколого-социо-экономического развития муниципальных территорий как системы взаимосвязанных факторов имеет прямое воздействие на смежные сферы жизнедеятельности общества. Экологические проблемы затрагивают социальную стабильность, здоровье нации, а как следствие и демографию, трудовую деятельность и миграцию населения. Экономические проблемы затрагивают внутреннюю политику, уровень жизни населения, трудовую деятельность, и как результат этого миграцию населения. Поэтому регион необходимо рассматривать с точки зрения непрерывного взаимодействие трех структурных компонентов: экологический, т.е. природная окружающая среда, экономический, т.е. промышленно-хозяйственная деятельность региона и социальный, т.е. общество.
Статья подготовлена по проекту «Эколого-социо-экономический мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды территории», выполняемому ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в рамках государственного задания на оказание услуг в 2012 году, и финансируемому Министерством образования и науки Российской Федерации
Литература:

  1. Мониторинг и оценка эколого-социо-экономического развития тер­ритории: монография / М.В. Российская [и др.] ; под ред. д.э.н., проф. М.В. Российской ; - Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. - 189 с. ISBN 978-5-93834-739-7

  2. Голубчик М. М., Евдокимов С. П. География: Учебник для экологов и природопользователей. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 304 с.

  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. –  М.: Мысль, 1983.

  4. Костинский Г.Д. Идея пространственности в географии // Изв. РАН. Сер. геогр. – 1992. –  № 6.

  5. Лексин В. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Лексин, А. Швецов. – М.: УРСС, 1997

  6. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. – М.:Советское радио, 1972

  7. Bertaianfy L. vol.Ceneral System. Foundations, Development Applicationc. – N.Y.: Braziller, 1969

  8. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. исследование систем управления: учебное пособие для вузов. 3-е изд.-М.:Академический проект; Трикста – 2004

  9. Воспроизводственные проблемы планового управления регионом. / Под ред. И.М Верещагина. - Новосибирск, 1989. - 223 с.

  10. Белолольский Н.Г., Гибсон Р.В., Анохин Н.К. Экономические теории и цели общества. М., 2003. -387 с.