страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
4. Перечень экзаменационных тем Дисциплина «Актуальные проблемы современной философии» - страница №1/1
4. Перечень экзаменационных тем Дисциплина «Актуальные проблемы современной философии» 1. Актуальная проблематика в философии. Анализ в социально-философской сфере: особенности постановки вопросов. Актуальные проблемы философского анализа в антропологической сфере. Актуальные проблемы философского анализа в эпистемологической и методологической сферах. 2.Развитие философии в условиях глобализации Глобализационные, цивилизационные и модернизационные процессы в рамках исследования актуальных проблем современности. «Цивилизационный» и «глобальный» аспект постановки актуальных проблем современной философии. Актуальные проблемы философии и ценности техногенной цивилизации и культуры. З.Философия в современной науке и культуре Специфика инновационных тенденций в философии, основные перспективы. Инновационные реалии в философской культуре и философском знании. Типология и разновидности инновационных процессов, изменений, моделей и необходимость «философского моделирования». 4. Актуальные проблемы современной философии как основание трансформации культуры и философского сознания. Проблематизация вопроса о новейших формах философствования и современном языке философии. «Междисциплинарное пространство» современной философии как актуальная проблема: связь и взаимодействие философии с когнитологией, нейрологией, биологией и т.д. 5 Системный характер современной философии. «Практический» характер современной философии. Компаративистские перспективы и модели современной философии. Изменение форм культуры как изменение форм философствования, изменение форм философствования как изменение форм культуры. Влияние современной философии на изменение дисциплинарного статуса современной науки. 6. Актуальные проблемы современной эпистемологии. Новые направления и альтернативные концепции в современном философско-теоретическом и эпистемологическом знании. Конструктивизм и эволюционная эпистемология. 7. Конструктивистская проблематика в современной философии. Конструктивистский подход: история и современность. Статус «конструктивизма» в современной философии. Основные направления и подходы в научном и философском конструктивизме. Конструирование в процессе научного познания и творчества. О плюсах и минусах философского конструктивизма. 9. Актуальные проблемы методологии социального познания. Методологические основания и принципы социальной философии. Методологические ориентиры философской антропологии. Постмодернизм и проблема языка в современной философии. Философские проблемы сознания.
17. Социокультурные перспективы новых информационных технологий. Основания формирования новых коммуникативных систем: философский анализ перспектив рациональной компоненты знаний, смыслов, ценностей. Проблема роста мобильности научной коммуникации в современном мире и эффективности научной деятельности. Дезинтеграция культурного феномена человек в современном социальном и информационном пространстве. 18.Актуальные проблемы современной философской антропологии Статус философской антропологии в целостной системе антропологического знания, рассмотрение проблем и вопросов, связанных с объективацией, опредмечиванием продуктов духовного мира человека. Исследование человека «как творца своего социального бытия, социальных отношений, институтов и форм. 19. Проблема истинности в современных контекстах сознания и мышления Смысл и ценность философского мышления и деятельности. Современная оценка проблемы условий и размывания критериев истинности, правды, подлинности, ценности в информационных потоках и культуре. Значение оценки феномена децентрации сознания в современной культуре и философии. 20. Проблема становления метакультур современности в современной философии. Философская оценка уровня информационно-коммуникативной среды. Новые семиотические системы и Интернет. Основные цивилизационные контексты современного информационного общества.
24. Актуальные проблемы исследования сферы сознания в современной философии. Натурализм в философии сознания и его проблемы. Философия сознания и наука. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека. Философия сознания и постмодернизм. Концепции искусственного интеллекта. 24.Актуальные проблемы исследования сферы языка в современной философии. Персоналии социогуманитарного анализа в XX веке: анализ языковой сферы; анализ сферы понимания; анализ сферы интерпретации; анализ сферы текста; анализ семиотической сферы (постструктурализм, постмодернизм и другие направления). 25 Динамика и актуализация предметного поля философских исследований знания, науки и социогуманитарного познания Социально-философские и методологические ракурсы процессов в области социогуманитарного знания и философии, изменения функции философии, методологического соотношения рефлексивных оценок современной культуры и современной науки. Дисциплина «История и философия науки» 1. Философия и методология науки как отрасль философского знания. Многообразие методологических концепций и проблем. Специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки: логика науки, философия науки, история науки, социология науки, психология науки и другие направления. 2 Статус и проблемы истории науки. Оценка развития истории науки как дисциплины. Особенности взаимосвязи философии науки и истории науки. Методологические основания философии науки. 3. Наука в культуре и цивилизации Наука в системе культуры. Роль и функции науки в обществе. Наука и философия. Философское осмысление достижений науки. Влияние философских концепций на развитие науки. Наука и искусство. Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятие мира. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии. Наука и образование. 4.Мировоззренческие аспекты науки. Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки. Наука и нравственность. Аксиологический статус науки. Личность в науке. Социальные стороны истории науки. Природа социальности в науке как проблема. Философия в истории научных идей. Философские и методологические проблемы науки как самостоятельная область исследования. 5.Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки. Классификация современных концепций науки: неопозитивизм, логика научного исследования, онтология науки, постпозитивистский образ науки. б.Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки Проблема возникновения науки. Рождение науки как обобщение опыта практической и познавательной деятельности и формирование особого вида знания. Соотношение теоретических моделей науки и истории науки. Наука и миф. Наука и технология. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука. 7.Социокультурные предпосылки возникновения науки. Социализация науки, институциализация науки. Особенности становления естествознания, роль естествоиспытателя в Новое время. К вопросу о современной науке как порождении западноевропейской цивилизации. Становление социальных и гуманитарных наук. Особенности современной науки и изменение мира науки. Наука и технологические революции в истории человечества. Типология социальной организации общества с точки зрения развития технологии и производства как осмысление достижений фундаментальных наук. 8. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке. Основные тенденции интеграции и дифференциации науки. Междисциплинарные программы исследования. Проблема типологий оснований науки. Научная теория как компонент науки. Философские основания науки. Структура научной дисциплины. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира. Проблема классификации наук. 9. Научные революции. Научная рациональность Динамика науки. Модели истории науки. Концепции развития науки и научного знания. Сущность научных революций. Структура научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепции научной революции. Факторы революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки научных революций. Научные революции и парадигмы. Парадигма и структура научного сообщества. Революции и традиции в динамике науки. Понятие, специфика, концепции научной рациональности. 10. Особенности современного этапа науки Характеристики современной постнеклассической науки. Новые стратегии научного исследования и освоение саморазвивающихся синергетических систем. Междисциплинарность и принципы синергетики. Роль нелинейной динамики в развитии современных представлений о развивающихся системах. 11. Ценности в исследовательской деятельности. Этос науки. Этические аспекты науки в конце XX столетия и гуманитарный контроль в науке. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования. Экологическая этика и наук. Сциентизм и антисциентизм. Новые функции науки в культуре. Глобальный контекст науки. Рост научной информации и изменение мира науки.
16. Информатика как междисциплинарная наука. Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. 17. Эпистемологическое содержание компьютерной революции Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно- коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Понятие информационно- коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт. 18. История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке Философия как интегральная форма научных знаний. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Социальные науки на постсоветском пространстве и в европейском и мировом научных сообществах. Новая парадигма социальной методологии и социального знания в Казахстане. 19.Дисциплинарная модель науки. Основные структурные единицы научного знания. Эмпирический и теоретический уровень научного знания. Виды научных теорий: описательные и объяснительные теории. Проблема эмпирической интерпретации понятий и утверждения теорий. Основные функции научной теории: описание, объяснение, предсказание. Многообразие научных методов и их классификация. Методы конкретных наук. Логическая схема проверки научной теории. 20.Философские проблемы конкретных наук. Философские проблемы физики, химии, астрономии и космологии, математики, информатики, биологии и экологии, медицины, наук о Земле (география, геология), техники. Философские проблемы гуманитарных наук политических и экономических наук, психологии, филологии, литературоведения и лингвистики, истории, педагогических наук, культурологи и искусствознания, социологии. Дисциплина «Философия образования» 1. Понятие и статус философии образования. Понятие философии образования. Объект, предмет, структура, функции философии образования. Философия образования как практическая философия; неспециализированная рефлексия; представления педагогического сознания; возрожденная научная педагогика; междисциплинарная, интегративная наука. 2.Приобщение к мировой научной дискуссии по проблемам образования. Кризис традиционного образования. Трансформация общественного сознания, философского и педагогического знания. Философия образования в системе социо-гуманитарных, естественных и технических наук. З.Идеи образования в истории философии. Конфуцианство и проблемы образования. Духовные практики буддизма, даосизма, суфизма о пробуждении и совершенствовании человека. Античные идеи образования. Восточный перипатетизм об образовании и воспитании человека. 4.Идеи просвещения и образования человека философии Нового времени. Идей образования в немецкой классической философии и немецком романтизме. Неокантианство о месте образования в культуре. 5.Идеи образования в казахской философии и культуре. Казахское Просвещение и общественно-политические деятели, писатели, поэты Казахстана конца XIX первой половины XX века о проблемах образования и просвещения. 6. Системы образования Х1У-ХХвв. Прагматизм и экзистенциализм о смысле образования. Постмодернистские стратегии образования. Восточные и западные образовательные системы. 7.Категориальный аппарат философии образования: контекст, система, среда, модель, развитие, поведение, психика, личность, опыт, культура, общение, познание, понимание, творчество. Обыденное и научное понимание образования. Философия и педагогика об образовании и воспитании. 8. Целостный взгляд на образование. Образование как ценность, система, процесс, деятельность, результат. Личность в культуре. Образование и индивидуальная культура, практическое сознание личности. Система образования как культурный посредник.
14. Образование и возраст. Противоречия детства, юности, молодости, зрелости. Кризисы компетентности личности и образование. Непрерывное образование и функциональная неграмотность. 15.Логика образования. Научное образование и рационализм, эмпиризма, критицизм. Ступени научного образования. Понятие физического образования и здоровья. Дедуктивная и индуктивная логика образования. 16.Сциентистская и гуманистическая парадигмы образования: методы, границы, перспективы. Отчуждение и сотрудничество (сотворчество) в процессе образования. Личностно-отчужденное и личностно центрированное образование как основные тенденции современного образования.
19. Стандартизация в сфере образования. Реформирование системы образования в контексте социокультурной трансформации общества. Нормативная база реформирования образования в РК: законы об образовании в РК. Идея гражданского образования.
24. Педагогическое мастерство: педагог как режиссер, актер, дизайнер, психолог педагогического процесса. Деловой этикет, имидж, мода в сфере образования. Образовательное пространство и время. Репрезентативные системы личности: визуальная, аудиальная, кинестетическая. 25. Виртуализация образования. Человек в виртуальном мире. Компьютеризация и информатизация образования: плюсы и минусы. Список рекомендуемой литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
9. Современная философия науки. - М., 1994. Ю.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: 1992. 1 ГЯсперс К. Смысл и назначение истории. - М.: 1991. 12.Сумерки богов. -М.: 1989. 13.Самопознание европейской культуры XX века. - М.: 1991. Н.Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. - М.: 1995. 15.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: 1993. |
|