Ананьев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мастера психологии Борис Герасимович Ананьев 28 5912.9kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 363.78kb.
Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание... 1 108.67kb.
Семинаров по общей психологии 2 семестр Раздел II. Человек как субъект... 1 83.53kb.
Семинарское занятие №1 Тема: Предмет и задачи, история, методы психологии... 1 174.11kb.
Образовательная программа «преподаватель высшей школы» 1 56.04kb.
Семинарское занятие №1 2 часа Тема: Психология как наука. Объект... 1 141.75kb.
«предмет труда»: человек человек, человек техника 1 120.27kb.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник 1 53.12kb.
Методическое пособие. Тема Психология как наука. Отрасли психологии. 1 111.3kb.
Вопросы к экзамену по «Общей психологии: овп» 1 17.35kb.
100 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева Смех лучшее лекарство Рисуночный... 2 424.63kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ананьев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера - страница №9/10


Распределение населения Франции на три крупные возрастные группы с 1775 по 1959 г., %

Возраст, полных лет

1775 г.

1851 г.

1901 г.

! 1946 г.

1959 г.

0-19

20-59


60 и старше

42,8

49,9


7,3

38,5 51,3 10,2

34,3 52,7 13,0

29,5 54,5 16,0

31,8 51,6 16,6

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сравнительно с 1775 г. к 1959 г. образовалась устойчивая тенденция постарения народонаселения и уменьшения общей массы младшей из возрастных групп.

Историческая демография поучительна в сопоставлении сдвигов возрастной структуры населения в различные эпохи общественного развития одной и той же стра­ны. Не менее показательны для характеристики одной и той же эпохи и культурного развития различных стран данные сравнительной демографии (когда переписи про­водятся примерно в общие сроки).

В этом отношении весьма интересны статистические данные по переписям 1945— 1954 гг., проводившимся для определения грамотности в ряде капиталистических стран13. Из этих данных легко усмотреть, что тенденции постарения в странах Запад­ной Европы противостоит противоположная тенденция омолаживания населения за счет высокой рождаемости и вместе с тем высокой смертности людей старших возра­стов в развивающихся странах. Так, например, если в Бельгии детей до 10-летнего возраста насчитывалось всего 13,3 % от общего населения, то в Бразилии, Таиланде, Коста-Рике — 30,0 %и, К старшей возрастной группе (45 лет и выше), напротив, в Бельгии относится 36,3 % населения, в Бразилии — 17,7 %, в Таиланде — 14 %, в Ко­ста-Рике — 13 %. Это значит, что если в Бельгии на 1 ребенка приходится почти 3 по­жилых и старых человека, то в Коста-Рике, например, на 1 пожилого или старого че­ловека приходится более 2 детей. Условия передачи опыта и воспитания в этих случа­ях противоположны. Взаимодействие поколений и передача опыта оказываются весьма различными в разных странах в зависимости от уровня общественно-экономи­ческого и культурного развития.



12 Пресса Р. Народонаселение и его изучение. — М.: Статистика, 1966. — С. 271.

13 Таблицы из «Demographic Yearbook» (1955) приведены в приложении к кн.: Валентей Д. И. Реакцион­
ные теории народонаселения. — М.: Соцэкгиз, 1963.

14 В новейшем «Демократическом ежегоднике ООН» (1967) сообщается, «что в развивающихся странах
41 процент жителей приходится на возрастную группу до 15 лет, тогда как в развитых странах к этой
возрастной группе относится лишь 28 процентов населения» (Земля людей // За рубежом. — 1968. —
№ 3. - С. 4).

Человек как предмет познания

Как видим, вместо воображаемой ситуации А. Пьерона можно представить реаль­ные демографические ситуации, в которых нарушается соразмерность возрастных групп и существенно изменяется масса каждого из поколений.

Статистический анализ рождаемости, смертности, естественного прироста и сред­ней продолжительности жизни довольно точно диагностирует достигнутый данным обществом уровень благосостояния и влияние его на развитие личности. Существую­щая в демографии традиция определения возрастных контингентов как возрастной структуры народонаселения имеет важное значение для определения состояния чело­веческих резервов и ресурсов страны.

В СССР, несмотря на большие потери людских ресурсов во время второй миро­вой войны, соотношение между численностью населения в детском, трудоспособном и пожилом возрастах иное, нежели, например, в Англии и США.

В. Г. Подъячих приводит сравнительные данные переписей, из которых видно, что людей до 16 лет в С С С Р — 30,4 %, в США — 28,3 %, а в Англии — 25,1 %; людей же в возрасте 65 лет и старше в Англии - 10,9 %, в США - 8,1 %, в СССР - 6,2 %. По пере­писи 1959 г., в СССР почти 3/4 всего населения составляют лица, родившиеся после Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с тем показатели долго­летия становятся все более внушительными. По переписи 1959 г. и последующим кон­трольным обследованиям было установлено, что в СССР проживает 21 708 человек в возрасте 100 лет и старше, в том числе 17 272 человека — в сельских местностях и 4436 человек — в городах. Однако по последним демографическим прогнозам в ближайшие десятилетия в нашей стране ожидается увеличение численности пожилых возраст­ных групп, как, это видно из нижеприводимой табл. 3915.

Таблица 39 Ожидаемый возрастной состав населения


Возраст, лет

1959 г.,

Через 10 лет

Через 20 лет

перепись

а

б

а

‹ б




м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

0-14

15-59


60 +

Итого


22,4 71,5 6,1 100

18,8 71,3 9,9 100

23,2 67,2 9,6 100

19,2 65,4 15,4 100

23,1 66,7 10,2 100

18,9 65,5 15,6 100

18,9 68,9 12,2 100

15 В 63,8 20,4 100

18,6 67,7 13,7 100

15,3 63,3 21,4 100

В этих расчетах обращает на себя внимание ожидаемое изменение в соотношении численности мужчин и женщин в разных возрастных группах, что должно сказаться на условиях последующего развития брака и семьи, общественного и семейного вос­питания, обеспечения рабочей силой различных профессий и т. д. Очевидно, что де­мографический прогноз имеет существенное значение для социального планирова­ния и проектирования личности, поскольку социально-демографическая ситуация ее развития определяет статус личности.

15 Бедный М. С. О расчетах будущей численности населения с учетом предполагаемой смертности // Пробл. демографич. статистики: Сб.. — М: Наука, 1966. — С. 261.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде", и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни се­мьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создается жизненный стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стаби­лизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности.

С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится соб­ственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Сочетание черт относительной устойчивости и преобразований в связи с развити­ем всего общества характерно для статуса. Положение личности в обществе определя­ется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р. Линтона, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некото­рую идеальную схему положения личности в обществе.

С. Н. Тимашев пишет, что «статус есть позиция в определенной схеме, это просто собрание прав и обязанностей»16. Рассматривая определения статуса как собрания прав и обязанностей (Т. Сабин), позиции личности в социальной структуре, которая может быть отнесена к высшему или низшему рангу (Т. Парсонс, Р. Парк), Е. С. Кузь­мин замечает, что «основное содержание этого понятия носит сугубо социальный ха­рактер и связано с должностью, правами и обязанностями личности»17.

Наиболее важной для американской буржуазной социологии оказалась такая ха­рактеристика статуса, как его устойчивость, являющаяся переменной положения че­ловека в обществе (сравнительно с другими людьми того же самого общества). Посте­пенное становление прочности статуса обозначается как кристаллизация статуса по критериям, типичным для «американского образа жизни»: род занятий, величина до­хода, уровень образования и этническая принадлежность. По каждому из них может сложиться соответствующий частичный статус. Из соотношения этих статусов выво­дят общий профиль статуса, причем величина дохода и этническая принадлежность имеют определяющее значение для положения личности в современном американ­ском буржуазном обществе. В качестве привходящей переменной используется фак­тор осознания человеком собственного статуса и степени его устойчивости. Л. Брум пишет по этому поводу следующее: «Лица, проявляющие некий обусловленный про­филь неустойчивости статусов и в известной мере сознающие эту неустойчивость, об­наружат строго определенные установки или виды поведения. Хотя напрашивается предположение, что устойчивость и неустойчивость сказывается на поведении, следует



16 Тимашев С. Н. Развитие социологии права и ее сфера //' Беккер Г., Бесков А. Современная социологиче­
ская теория. - М.: ИЛ, 1961. - С. 505.

17 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: Изд. ЛГУ, 1967. — С. 121.

Человек как предмет познания

однако, признать, что многие люди ведут замкнутую в четырех стенах жизнь, не имеют представления о неустойчивости собственных статусов и никак не реагируют на нее»18.



Статус личности как бы «задан» сложившейся системой общественных отноше­ний, социальных образований, объективно определяющих «место» личности в соци­альной структуре. Понятие статуса личности может быть дополнено понятием пози­ции личности, характеризующим субъективную, деятельную сторону положения лич­ности в этой структуре. И. С. Кон, объединяющий эти понятия, пишет следующее: «Социальное положение (позиция) индивида — его место в определенной конкретной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель — профессиональная позиция, отец — семей­ная, партгруппорг — общественно-политическая), различающихся но своему значе­нию, определенности и другим признакам»19.

Многообразные позиции личности, сочетающие объективные и субъективные ее характеристики, строятся на основе ее статуса, но могут его преобразовать или, напро­тив, закрепить в зависимости от эффектов деятельности.

^Статус личности объективен и осознается ею частично или целостно, инадекватно или адекватно, пассивно или активно (человек или приспосабливается к нему, сопро­тивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права). Однако как в осознании статуса, так и в самом объективном существовании статуса личности буржуазные социологи не хотят видеть производных от классовой сущности американского общества феноменов. В качестве основных принципов диф­ференциации этого общества взамен классов, якобы не существующих в нем, предла­гаются: а) общественные слои (страты), весьма подвижные и вариабельные в зависи­мости от продвижения личности и групп по социальной лестнице; б) уровень доходов. Примечательно, что наиболее устойчивым признаком слоя оказывается, если верить такой дифференциации, признак этнический.

Существование подвижных общественных слоев вполне возможно в нашу эпоху, полную динамизма, однако эти слои представляют дифференциацию класса в классо­вом обществе и определяются в конечном счете не этническими, а экономическими факторами, с которыми связаны политические, правовые, идеологические, социаль­но-психологические характеристики общества и личности.

Научное исследование статуса личности должно включать изучение реального экономического положения (имущественную характеристику, общий заработок семьи, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребле­ния), политически-правового положения как определенного баланса прав и обязанно­стей гражданина20, члена организации макро- и микроколлективов, трудовой про-18 Брум Л. Социальная дифференциация и стратификация // Социология сегодня. Проблемы и перспек­тивы. - М: Прогресс, 1965. - С. 480.

19 Кои И. С. Социология личности. — М . : Политиздат, 1967. — С. 23.

20 Права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучаемое юридическими науками, значение ко­
торых для теории личности все еще недооценивается. Определение оптимального соотношения между
правами личности и ее обязанностями в социалистическом обществе составляет важную задачу всех об­
щественных наук, включая юридические с их теорией правового статуса советского гражданина. По опре­
делению М. С. Строговича, «правовой статус гражданина — это его правовое положение в социалистиче-
с к о м государстве и обществе. Субъективные права гражданина — это составная часть е г о правового стату­
са, другой частью этого статуса являются правовые обязанности советского гражданина» (Строгович М. С.
Основные вопросы советской социалистической законности. — М: Наука, 1966. — С. 176).

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

фессиональной характеристики (положения человека в системе квалификаций, специ­альностей, объема труда и трудоспособности человека), образовательного статуса, положения семьи данного человека и положения личности в своей семье. Нацио­нальные, религиозные и другие особенности человека должны учитываться в связи с общей структурой данного общества (однородного или неоднородного в националь­ном отношении), наличием или отсутствием господствующей религии, наличием или отсутствием прав личности на атеизм и т. д.

Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее соци­альных функций — ролей, которые рассматриваются вообще как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе. Не в меньшей сте­пени статус личности, сходный со статусами одних и противоположный статусам других людей в микросреде и более крупных общественных образованиях, имеет значение для формирования осознания и переживания человеком общности с другими людьми, гене­зиса коллективных начал поведения и чувства «Мы», идентифицируемого с определени­ями этой общности как «Мое—наше». Вместе с тем, как убедительно показано Б. Ф. Пор-шневым21, такие состояния общности исторически были связаны с обособлением данной общности и противопоставлением ее всему остальному («Мы—они»).

Именно общности, а не отдельные личности являются субъектами общественных отношений. А. В. Дроздов имеет основание утверждать, что «социально-исторические общности являются субъектами общественных отношений»22. Он пишет, что «возник­новение и существование социальных общностей определяющим образом влияет на отношения между отдельными людьми, увеличивает объем (число) их связей, обога­щает содержание человека как системы (совокупности) общественных отношений. Человек и его связи оказываются более многогранными, он становится фокусом отно­шений различного уровня, общности и качества»22.

Научная разработка этой важной проблемы теории личности лишь начинается, причем ее исследование, конечно, возможно только комплексным путем, поскольку статус личности, по существу говоря, не только положение личности в обществе, но и основа ее образа жизни, совокупности тех обстоятельств жизни и событий, которые детерминируют ее деятельность и преобразуются в процессе этой деятельности.



Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятель­ности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие ком­поненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписыва­емыми этой ролью, — общественной функцией человека в данной ситуации24.

Профессионально-трудовая деятельность всегда осуществляется совместно с тем или иным общественным поведением, которое оказывает определенное регулирующее влияние на развитие этой деятельности.



21 Поршпев Б. Ф. История и социальная психология. — М: Мысль, 1965.

22 Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966. — С. 115.

23 Там ж е . - С . 117.

24 Для социологической и социально-психологической разработки этой проблемы весьма полезны неко­
торые понятия из области общей теории права и государства. Мы имеем в виду понятия субъективное

Человек как предмет познания

2. Общественные функции — роли и ценностные ориентации личности

Изучение личности начинается с определения ее статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупный эффект социальных ситуаций развития, как объект воздействия различных социальных структур и исторических процессов. Однако уже при изучении статуса личности обнаруживается, что по мере ее формирования и раз­вития возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности (класса, слоя, группы), к которой она принадлежит. Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса.

На эту особенность сочетания в человеческой личности свойств объекта и субъек­та обращено внимание как в социологии25, так и в психологии26. Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общно­стям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Вся эта сложная система субъектных свойств реализу­ется в определенном комплексе общественных функцийролей, выполняемых чело­веком в заданных социальных ситуациях развития.

В современной советской социологии подчеркивается многозначность понятия личности и значение в нем определения субъекта деятельности. Так, например, И. С. Кон пишет: «С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как



<

право, правомочие как один из элементов правоотношений, правоотношение, норма права и т. д. Отожде­ствление их или, напротив, взаимообособление ошибочно. Д. А. Керимов так определяет их соотноше­ние: «Правомочия... есть реализация, осуществление субъективного права в действиях лица, вступивше­го в конкретное правоотношение» (Керимов Д. А. Обеспечение законности в СССР. — М.: Госюриздат, 1956. — С. 26). М. С. Строгович также указывает, что «правоотношения являются формой, способом, при помощи которых осуществляются субъективные права (и выполняются правовые обязанности)... эти права осуществляются и обязанности выполняются в особых отношениях людей, предусмотренных нормами права, т. е. в правоотношениях» (Строгович М. С. Основные вопросы советской социалисти­ческой законности. — С. 177).

Для общей теории социального поведения весьма существенно понимание своеобразного совмещения прав и обязанностей в конкретных правоотношениях. «Субъективное право приобретает смысл лишь в том случае, — замечает Д. А. Керимов, — если норма права, его устанавливающая, одновременно коррес­пондирует юридической обязанности другого лица» (Керимов Д. А. Обеспечение законности в СССР. — С. 26). Подобная взаимозависимость может считаться общей моделью общественного поведения и вза­имоответственных отношений между людьми с их определенными социальными статусами. Разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, действенный вклад в развитие общества — таковы основные признаки самой личности, справедливо выделяемые В. П. Тугариновым. В его опреде­лении ответственность перед обществом, определенные права и свободы, т. е. характеристики статуса, неотделимы от разумной деятельности человека в обществе.



25 Кон И. С. Социология личности.

26 Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество: Сб. — Вып. 2. —
Л.: Изд. ЛГУ, 1967.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его соци­альных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свой­ство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, об­разовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с други­ми людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, общения и познания»27.

В связи с многозначностью понятия «личность» возникла необходимость от­граничить и ограничить область психологии личности, поскольку изучение обществен­ных отношений, составляющих ее сущность, входит в непосредственные задачи марк-систской<�юциологии. Расхождения между исследователями весьма значительны, так как для одних ученых область психологии.личности ограничивается изучением инди­видуально-типических ее особенностей (К. Н. Корнилов)28, а для других — включает всю совокупность психических свойств человека в их связи с психическими состояни­ями и процессами (Б. М. Теплов)29, совокупность субъективных отношений человека к объективной действительности и самому себе (В. Н. Мясищев)30, основные социаль­но-психологические характеристики личности (В. И. Селиванов)31.

Несмотря на существенные расхождения в подходе к проблеме, у советских пси­хологов имеются и общие позиции в этой области, связанные с характеристиками ак­тивности субъекта. Вот что, например, писал Д. Н. Узнадзе: «Наша наука призвана поставить вопрос о психологическом анализе и изучении закономерностей человече­ской деятельности, поскольку она представляет собой предпосылку психической жиз­ни, вырастающей и развивающейся на ее базе. При этом понимании психической ак­тивности человека, согласно которому она включает в себя активность субъекта как целого, предполагается, что психология должна приступить к своей работе, исследуя в первую очередь субъекта, личность как целое, но не отдельные акты его психической деятельности»32. Д. Н. Узнадзе подчеркивает, что эта деятельность есть лишь «даль­нейшая спецификация» личностного целого.

Сходные положения развивал С. Л. Рубинштейн, особенно выделявший значение личностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые пре­ломляются все внешние воздействия на человека. Он писал: «Введение в психологию понятия личности означает прежде всего, что в объяснении психических явлений исхо­дят из реального бытия человека как материального существа в его взаимоотношениях с материальным миром. Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конк­ретному, живому, действующему человеку; все они являются зависимыми и производ­ными от природного и общественного бытия человека и закономерностей, его определя-ющих»33.

27 Кон И. С. Социология личности. — С. 7.

28 Корнилов К. Н. Принципы изучения психологии личности советского человека // Вопр. психологии. —
1957. - № 5.

29 Теплое Б. М. Типологические свойства нервной системы и их психологические проявления // Там же.

30 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд. ЛГУ, 1960.

31 Селиванов В. И. О конкретности изучения личности советского человека // Вопр. психологии личности:
Сб. - М.: Учпедгиз, 1960.

32 Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд. АН Груз.ССР, 1961. —
С. 167.

33 Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопр. психол. — 1957. —
№ 3. - С. 30.

Человек как предмет познания

Примечательна позиция известного исследователя в области психологии лично­сти В. Н. Мясищева. По его мнению, «современная советская, иначе научная, психо­логия, опираясь на марксистско-ленинское учение, сформулировала свои принципи­альные и методические позиции. Однако она страдает еще недоразвитием, и суще­ственным пробелом ее является то, что психика рассматривается преимущественно как процессы, но носитель ихличность — изучается недостаточно. Деятельность исследуется в отрыве от деятеля. Объектпроцессы психической деятельности — изучается без субъекта — личности»3*. Далее В. Н. Мясищев еще более определенно формулирует свою позицию: «Психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности»35.

Нас в данном случае не интересует вопрос о соотношении в структуре психологи­ческой науки учений о психических процессах и психических свойствах личности. До­статочно ограничиться указанием на то, что различия в толковании обоих учений не препятствуют совпадению взглядов на личностную целостность как «носителя» (по выражению К. К. Платонова)36 психических процессов и субъекта деятельностей, из­меняющих условия существования человека. Более расширительно эта мысль сфор­мулирована А. В. Веденовым: «Закономерности психической жизни человека обуслов­лены закономерностями развития его личности»37. Следовательно, психологическая наука в целом имеет своим предметом познания человеческую личность.

По мнению А. Г. Ковалева, существует особый отдел — «"психология личности", который имеет своим предметом духовный мир живой человеческой личности, в кото­ром проявляется единство общего, особенного и единичного»38.

Существуют, как видим, известные различия в толковании понятия «психология личности» и психологическом исследовании личности как субъекта деятельности. Однако при любом толковании признается, что, говоря словами А. В. Петровского, «психический склад личности является производным от деятельности человека и де­терминирован прежде всего развитием общественных условий его жизни»39. Не менее существенно то, что сам человек как член тех или иных общностей участвует в разви­тии этих условий, выполняя определенный комплекс общественных функций.

t -Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокуп­ность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных систем поведения и обусловли­вающих их мотиваций. Эти системы поведения, мотивы и общественные-функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны обществен­ного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идео­логии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных



34 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — С. 7.

35 Там ж е . - С . 11.

36 К. К. Платонов пишет: «Личность — это человек как носитель сознания» {Платонов К. К. К теории лич­
ности // Личность и труд: Сб. — М.: Мысль, 1965. — С. 21).

37 Ведете А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопр. психол. — 1956. — № 1. — С. 20.

38 Ковалев А. Г. Психология личности. — Л., 1963. — С. 15.

за [Петровский А. В.]. Личность в психологии // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 201.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

отношений, т. е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо — личность, субъекта и объекта исторического процесса.

Деятельность (труд, общение и познание; игра и учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому субъект деятельности — личность — и характеризуется теми или иными пра­вами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, кото­рые она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Однако в классовом обществе (рабовладельческом, феодальном, капиталистиче­ском) эксплуатация человека человеком, принудительное присвоение продуктов тру­да господствующим классом приводили и приводят к обезличиванию трудящихся, производящих материальные ценности, общественное богатство.

Это обезличивание трудящегося человека осуществлялось и осуществляется пу­тем резкого нарушения нормального баланса прав и обязанностей (лишения или ог­раничения прав), а в современном капиталистическом обществе — путем создания фиктивных прав без реальных гарантий их осуществления. Даже тогда, когда капита­лизм принужден был признать права трудящихся как рабочих и служащих (т. е. проф­союзные объединения и коллективную защиту экономических прав), он оставил под запретом или резко ограничил права трудящихся на образование и приобщение их к науке и искусству. Сотни миллионов неграмотных в современном «свободном об­ществе» — таков показатель прав трудящегося человека в области познания, типич­ный для капиталистического общества.

Еще в большей степени расходится круг обязанностей (чрезвычайно широкий) с кругом прав трудящегося человека в области общения. Паллиативную роль в капи­талистическом обществе играют средства современных массовых коммуникаций, так как они выполняют функции идеологических стимуляторов, но не удовлетворяют и не могут удовлетворять потребности человека в людях, в человеческих связях.

По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций в этих условиях возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъек­том общения и обезличенностью его в сфере общения современного капиталистиче­ского общества. Сравнительное изучение различных современных средств массовой коммуникации (печати, радио, телевидения) в условиях буржуазной цивилизации показывает их относительно малую эффективность по ряду причин, в том числе вслед­ствие растущего конфликта между личностью и стандартизацией, обезличиванием образа ее жизни в обществе40.

Интересно отметить, что конформизм не только не устраняет одиночества, но, на­против, его усиливает. Оба этих явления одинакового происхождения и свидетель­ствуют о патологии общения.

Ранг личности, ее масштаб и роль в классовом обществе определяются множе­ством факторов, нередко не имеющих никакого отношения к продуктивности основ­ных видов деятельности. К этим факторам относятся наследование имущественных прав, сословные, классовые, расовые и национальные привилегии, создаваемый эти­ми привилегиями престиж, репутация и популярность. Все это конституирует лич­ность, но не определяется свойствами человека как субъекта труда и познания. Более

Schramm, Wiebur (edit). Mass Communications Urbana. — U S A , 1960.

Человек как предмет познания

или менее крупные ранги личности, престиж и репутация в этих условиях связаны не с производством материальных и духовных ценностей общества, не с созиданием общественных благ, а с их эксплуатацией, отчуждением, накоплением.

Буржуазные общественные отношения (правовые, нравственные, не говоря уже об экономических) способствуют тому, что человек как личность относительно обо­собляется от свойств субъекта, в том числе и его продуктивности. Личность расширя­ется или, напротив, сужается в своих границах, ранг и масштаб изменяются безотно­сительно к продуктивности труда и структуре творческой деятельности. Крупной лич­ностью может оказаться невежда и гангстер, паразитический тип и; тунеядец; ранг личности парадоксально эмансипируется от ее деятельности в обществе и для обще­ства. Ранг личности фактически сводится к мере обладания, которую достаточно откровенно определил В. Джемс41, виднейший теоретик американского прагматизма и предтеча современных бихевиористских концепций.

Известно, что В. Джемс различал личность в широком и узком смысле. Личность в узком смысле слова есть человек как я сам, его собственная организация и внутрен­ний мир. Однако я сам существует реально в более широком мире, создаваемом благо­даря моим приобретениям в обществе: капиталу и наличным деньгам, вещам обихода, недвижимости, экипажам, библиотеке, связям, семье и т. д. ЭТИ мои приобретения рас­ширяют личность безгранично, а потеря денег, вещей или связей сужает ее до крайно­сти, вплоть до социальной гибели личности, деградации я. Фактически Джемс при­знал, что сущностью личности в капиталистическом обществе является частная соб­ственность, на что впервые было указано К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии».

Личность в широком смысле слова есть определенная структура обладания соб­ственностью, как традиционно утверждают буржуазные мыслители. Допускается, од­нако, расширение границ личности путем «присвоения» ею не только материальных, но и духовных ценностей, не только вещей, но и связей, ассгмиляции не только бли­жайшей сферы, но и духовных накоплений человеческой истории. Эта идея близка к пониманию психического развития как процесса деятельности, но, конечно, вуль­гарно трактуемого как предпринимательство и потребительство благ.

Позиции личности в обществе, построенном в виде сложной иерархической систе­мы социальных отношений, привилегий (сословных, классовых, расовых, нацио­нальных, профессиональных и т. д.), определяют престиж, репутацию и популярность личности независимо от ее личных свойств и вклада в общественное развитие. Актив­ность личности может выступать и в форме использования этих привилегий как средств воздействия на других людей и присвоения продуктов их деятельности силой привилегий. В такой позиции свойства субъекта не имеют какого-либо значения для личности буржуа, присваивающего путем отчуждения не только продукты деятель­ности других людей, но и их потенциалы, т. е. способности и таланты.

Лишь с ликвидацией капиталистических отношений, эксплуатации человека че­ловеком личность в полной мере становится субъектом деятельности и ее истинная ценность начинает измеряться творческим вкладом в общественное развитие. Легко заметить, что совпадение личности с субъектом определяется экстериоризацией, со-41 Джемс В. Психология. - СПб., 1910.



Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

циальной отдачей личности. Экстериоризации, конечно, предшествует длительная история развития личности путем интериоризации, однако в соотношении между эти­ми двумя линиями развития явно возрастает перевес экстериоризации над интерио-ризацией. Потребление культурных ценностей находится в определенной зависимо­сти от производства самим человеком какого-то минимума этих ценностей.

В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, т. е. члена определенного общества, класса, сословия, профессиональной группы и т. д. Однако в этой взаимосвязи имеются ограничения в результате действия двух рассмотренных выше факторов, вследствие чего возможно относительное «отделение» личности от свойств субъекта, т. е. расщепление структуры человека.

В социалистическом обществе нет объективных социальных условий для такого расщепления структуры человека, так как с ликвидацией частной собственности на средства производства устранились и основные привилегии классового общества. Однако пережитки частнособственнической психологии еще оставляют возможность дивергентного развития личности и субъекта.

Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность — совокупностью общественных отношений (экономиче­ских, политических, правовых, нравственных и т. д.), определяющих положение человека в обществе, в структуре определенной общественно-экономической формации.

Поэтому личность прежде всего — современница определенной эпохи, и это опре­деление личности конституирует множество ее социально-психологических свойств. В этой, современной ей эпохе, личность занимает определенное место в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение лич­ности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние ирод деятельно­сти, политическое состояние и род деятельности человека как члена организаций, правовое строение и структура прав и обязанностей личности, нравственное поведе­ние и сознание (структура духовных ценностей). К этому следует добавить, что чело­век всегда определяется и характеристиками его поведения, как сверстника опреде­ленного поколения, семейной структурой и положением его в этой структуре (как отца или матери, сына или дочери и т. д.).

Весьма существенной характеристикой человека как личности является его наци­ональная принадлежность, а в условиях расовой дискриминации капиталистического общества — и принадлежность к определенной расе (привилегированной или угнетен­ной), хотя сама раса не является социальным образованием, и т. д.

Все вышеперечисленные характеристики личности есть, действительно, характе­ристики общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характе­ристик не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют зна­чения природные свойства человека как индивида. Вернее, можно сказать, что любые из них могут быть включены в любые из социальных связей.

Субъект, таким образом, всегда личность, а личность — субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, так как, помимо различия самих ха­рактеристик деятельности и отношений, существуют еще различия в принадлежно-

Человек как предмет познания

сти этих характеристик к более общим структурам. Дело в том, что личность как обще­ственный индивид не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единич­ный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых фун­кционирует общество. Такой структурной единицей, «элементом» общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимо­ответственные связи которой внутри нее и между другими группами, с обществом в целом создают коллектив.

Каждая группа (малая или большая) имеет структуру и институции, определяю­щие функции и роль каждого ее члена, который является так или иначе ее представи­телем и функционером по отношению к другим группам и обществу в целом. И. С. Кон так характеризует отношение личности к группе: «Принадлежность инди­вида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируют­ся его обязанности и права по отношению к группе. Ролей, как и групп, к которым принадлежит индивид, много: муж, отец, рабочий и т. п....Определение объективной структуры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает зависимость лич­ности от других индивидов и социального целого»42.

Однако понятие социальной роли, столь распространенное в современной социо­логии и социальной психологии, должно быть включено в более широкую систему социологических понятий (социальное положение, позиция, структура общности, сферы общественной деятельности, классы и социальные группы, общественные ин­ституты и т. д.). В такой системе, рассмотренной И. С. Коном, социальная роль может быть определена более полно. «Под социальной ролью, — пишет И. С. Кон, — понима­ется функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, за­нимающего данную позицию... Эти ожидания, определяющие общие контуры соци­альной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное; их субъектом является не инди­вид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (курсив наш. — 5. Л.)43. Именно поэтому ролевое поведение личности можно понять лишь в связи с более общи­ми социальными структурами, к которым относится данная социальная группа.

Комплекс социальных групп (например, семья—детский сад для маленького ре­бенка; семья—производственный коллектив—общественная организация и т. д. для взрослого человека) составляет микросреду, через которую личность взаимодейству­ет с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. В свою оче­редь, эта социальная микросреда воздействует на личность через комплекс соци­альных групп, в которые личность входит в качестве члена их формальных и нефор­мальных структур44.

Сложная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью, со­гласно исследованиям Е. С. Кузьмина и его сотрудников, составляет важную характе­ристику социального развития личности. Эта сложная цепь взаимосвязей является своего рода механизмом социального развития человека в современном ему мире и вместе с тем создания собственной среды, относительно постоянного образа жизни.



" [Кон И. С]. Личность в философии и социологии // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 196.

43 Кон И. С. Социология личности. — С. 23.

44 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Естественно поэтому, что социологическое и социально-психологическое исследова­ние личности обнаруживает значительную подвижность и относительность ее границ, то расширяющихся до самых общих социальных структур, то сужающихся до какой-либо одной малой группы.

В еще большей степени подвижны и противоречивы характеристики личности в различных социальных группах, членом которых она является, так как ее деятельность зависит от людей, с которыми она взаимодействует (партнеров), авторитета и репута­ции (лидера формальной или неформальной структуры группы, отношения к лидеру и группе и т. д.). Поскольку в каждой из социальных систем и групп имеются собствен­ные предписания, санкции и подкрепления (виды материальной и моральной стиму­ляции), то они предъявляют стереотипные требования к личности независимо от ее индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожида­ния» определяют поведение человека в данной социальной системе в форме выполне­ния заданных социальных функций (ролей).

Если не видеть за всей этой картиной собственной, внутренней структуры лично­сти, то возникает соблазн представить личность лишь как комплекс социальных про­цессов, своего рода набор социальных ролей, которые рассматриваются как динами­ческий аспект статуса личности45. Именно такое представление защищают Д. Симп-сон и Дж. Милтон Ингер, которые пишут: «На наш взгляд, личность лучше всего рассматривать не как совокупность определенных черт, не как статичную систему, а как процесс. Личность, представляемая в виде процесса, может быть познана лишь путем изучения поведения, являющегося результатом взаимодействия индивида с ситуацией»46. С их точки зрения, личность есть только то, что она делает, и поэтому она может быть определена в серии варьируемых действий в зависимости «от рефе­рентной группы, с которой личность отождествляет себя в указанный момент; от сан­кций и вознаграждений, обусловленных конкретной обстановкой, от ролей, которые отводятся индивиду, и от диапазона тенденций, привносимых индивидом в ситуа-цию»47.

Такое отождествление личности с референтной группой и набором социальных ролей широко распространено в современной буржуазной социологии и социальной психологии. Полная взаимозаменяемость людей при исполнении социальных ролей и сходстве ситуаций рассматривается как следствие социального функционирования личности. Единственное, с чем готовы считаться Д. Симпсон и Д. М. Ингер в сфере личных факторов, — это диапазон тенденций индивидов, т. е: мотивация их поведе­ния в группе. Для управления этим фактором существуют сравнительно-элементар­ные регуляторы в виде вознаграждения или взыскания, с помощью которых можно обеспечить эффективное исполнение социальных ролей.

4s «Роль представляет динамический аспект статуса; когда индивидуум осуществляет права и обязанности, он выполняет роль» (Беккер Г., Боосов А. Современная социологическая теория. — М.: ИЛ, 1961. — С. 505). С точки зрения Линтона, «основная личность» в основном бессознательна (там же, с. 624). Как видим, такая концепция игнорирует в личности ее субъектные свойства и активный характер соци­альных связей человека.

46 Симпсон Д., ИнгерД. М. Социология расовых и этнических отношений // Социология сегодня. Пробле­мы и перспективы. — М . : Прогресс, 1965. — С. 419.

" Там же. - С. 422.

Человек как предмет познания

Подбор людей (кадров) и комплектование малых групп определяются с этой точ­ки зрения лишь задачами объединения, распределения известного числа участников по социальным ролям и управления ими с помощью административно-экономических стимуляторов.

Следует отметить, однако, что подобная концепция разделяется далеко не всеми современными зарубежными социологами. Примечательна в этом отношении пози­ция А. Инкельса. Имея в виду эту объективистскую концепцию, А. Инкельс пишет следующее: «Нисколько не сомневаясь в исключительной важности объективных фак­торов, определяющих ролевое поведение, я хочу тем не менее указать на то, что подбор лиц на те или иные роли и качество их выполнения в значительной мере находятся в зависимости от личных качеств тех индивидов, от которых зависит возможность того или иного человека изменить выполняемую им в определенное время роль и которые оказывают значительное воздействие на качество-выполнения им этой роли»48.

Для реализации программы подбора кадров и управления требуется изучение людей и учет не только их тенденций (установок, отношений, интересов и т. д.), но и сложного комплекса индивидуально-типических особенностей.

Применение в социальной психологии экспериментальных методов исследования взаимодействия людей в малых группах (например, взаимодействия операторов в си­стемах дистанционного управления машинами) оказалось весьма продуктивным. Осо­бенно ценными являются данные, полученные Ф. Д. Горбовым и его сотрудниками при решении некоторых задач авиационной и космической психологии. Срабатывае-мость и эффективность работы малых групп зависят от психофизиологической совме­стимости участников групп (партнеров), наличия паритетных тактик, общности уста­новок и интересов, отсутствия эгоцентрических устремлений и т. д.49

В исследованиях Е. С. Кузьмина и его сотрудников получены важные характери­стики психологической эффективности работы малых групп50. Имеются данные, сви­детельствующие о преобразованиях личных качеств при смене ролей и полйжения в группах. Вместе с тем в нашей лаборатории дифференциальной психологии и антро­пологии ЛГУ получены предварительные данные об особом значении психофизиоло­гических характеристик (скорости различных реакций, психомоторных особенностей, сенсорно-перцептивных и мнемических функций) для обеспечения оптимальной со­вместимости индивидов в групповой работе.

Все это позволяет думать, что ролевое поведение личности и ее отношение к груп­пе следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь социологическим описанием этих явлений. Как правильно замечает Е. С. Кузьмин, «роль может оцени­ваться в социальной, социально-психологической и психологической системах. Роль в социальном плане — это скорее объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в психологическом плане — это соответствие качеств индивида выполняемой роли. Роль в социально-психологическом смысле —

48 Инкельс А. Личность и социальная структура // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. — М.:
Прогресс, 1965. - С. 288.

49 Горбов Ф. Д. и др. Тезисы докладов о психологическом изучении малых групп на II Всесоюзном съезде
психологов. — Изд. АПН РСФСР, 1963 (Материалы съезда. — В ы п . 3.); Горбов Ф, Д., Космолинааш Ф. П.
От психологии авиационной до психологии космической // Вопр. психол. — 1967. — № 6.

50 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотно­шение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот»51.

Сочетание этих трех планов проблемы социальных ролей личности — необходи­мое условие ее теоретического и практического решения. В психологическом плане можно выделить для специального учета потенциалы индивидуально-психического развития (одаренность, специальные способности, работоспособность, трудоспособ­ность) и структурные свойства личности, в том числе ее темперамент. Среди иссле­дований структурных свойств в их значении для групповой деятельности и коммуни­кации надо отметить работы В. С. Мерлина52 и его сотрудников, особенно Е. А. Кли­мова 53 и А. И. Ильиной54. Для группового поведения и осуществления в его структуре той или иной социальной роли специфическое значение имеют черты общительности, модифицируемые, согласно данным А. И. Ильиной, в зависимости от подвижного или инертного типа. Так, медленность установления контакта в групповой деятельности в такой же мере характерна для нейродинамической инертности, как быстрота образо­вания контакта и переключаемости связей — для нейродинамической подвижности. Однако в процессе совместной деятельности происходит известное сближение инди­видуальных свойств.

Помимо специальных характеристик, относящихся лишь к одному из планов про­блемы социальных функций — ролей личности, имеется общий центр, в котором схо­дятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятель­*" ности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Для психологии этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность, или система, сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе (В. Н. Мясищев)55, взаимопроникновение смысла и значения (А. Н. Леонтьев)56, дина­мика установки (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили и др.)57, нравственные позиции и мотивы поведения формируемой личности (Л. И. Божович)58 и др.

Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, пере­живание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Поэтому психологическое

51 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — С. 122-123.

52 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М: Просвещение, 1 9 6 4 ; Его же. Связь социально-типичного
и индивидуального в личности // Вопр. психол. — 1967. — № 4.

53 Климов Е. А. Индивидуальные особенности в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи
с диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов // Уч. зап. Пермского пед. ин-та. —
Вып. 23. - 1958.

54 Ильина А. И. Общительность и темперамент школьников. — Перм. кн. изд-во, 1961; Ее же, О динамиче­
ских качествах общительности // Вопр. психол. — 1967. — № 5.

55 Мясищев В. Н. Личность и неврозы; Его же. Основные проблемы и современное состояние психологии
отношений человека// Психол. наука в СССР: Сб. - Т. 2. - М: Изд. АПН РСФСР, 1960.

56 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд.

57 Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966; Прангишвили А. С. Исследования по
психологии установки. — Тбилиси: Мецниереба, 1967.

58 Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психол. наука в СССР: Сб. —
Т. 2. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.

Человек как предмет познания

исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философ-ского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей59. Дело в том, что, как правильно замечает В. П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому цен­ности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его об­щественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, соци­ально-политические и духовные»60.

К материальным ценностям относятся техника и материальные блага — пища, одежда, жилище, сфера вещей, обеспечивающих известный уровень комфорта. Мате­риальное благосостояние и удовлетворение материальных потребностей людей зани­мают важное место в жизни социалистического общества. Однако лишь в совокупно­сти с общественно-политическими и духовными ценностями материальные ценности выполняют функцию стимулятора индивидуально-психического развития. К обще­ственно-политическим ценностям В. П. Тугаринов относит свободу, братство, равен­ство, справедливость; к духовным — образование, науку, искусство. В процессе ста­новления нового человека социалистического общества приобретают решающее зна­чение такие конкретные ценности, как Родина, труд и общение с людьми и природой, являющиеся своего рода синтетическими ценностями для наших людей. Направлен­ность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации.

Наиболее полно изучены ценностные ориентации, связанные с трудовой деятельно­стью людей в нашем обществе. Особый интерес представляет исследование Л. С. Блях-мана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана61, сопоставивших данные опроса 10720 рабочих на 25 предприятиях Ленинграда с анализом статистических материалов этих предприятий. Они установили, что для молодежи в возрасте до 25 лет особенно боль­шую роль играют перспективы роста. Для рабочих в возрасте 21-30 лет, когда склады­вается семья, особенно важным является улучшение жилищно-бытовых условий. Глав­ное место в ориентации рабочих старше 40 лет занимают условия труда и отдыха. Лишь в самой старшей группе (50 лет и выше) ведущую роль играет ориентация на заработок, что авторы объясняют расчетами, связанными с исчислением пенсии.

Своеобразная возрастная модификация мотивов трудовой деятельности подтвер­ждается специальным исследованием, проведенным под руководством В. А. Ядова. Результаты этого показательного исследования представлены в табл. 4062.

Весьма интересные данные были получены В. А. Ядовым и его сотрудциками при сопоставлении ценностных ориентации молодых рабочих со старшими. Установлено, что для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют та­кие характеристики, как санитарно-гигиенические условия (0,48 против 0,39 у моло­дежи), состояние техники безопасности (0,38 и 0,20), оборудования (0,36 и 0,16). Для молодежи более значимы отношения с администрацией (0,37 против 0,11 у старших групп). Эти различия связаны непосредственно с физиологическим (условия труда)



09 Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: Изд. ЛГУ, 1 9 6 0 . — Критика современной буржуаз­ной аксиологии дана в кн.: Антонович М. И. Американская буржуазная аксиология на службе империа­лизма. — Минск: Наука и техника, 1967.

60 Тугаринов В. П. Личность и общество. — С. 151.

61 Бляхман Л. С, Здравомыслов А. Г., Шкаратан О. И. Проблемы управления движением рабочей силы //
Труд и развитие личности:Сб. — Л.: Лениздат, 1965.

62 Человек и его работа: Сб. — М.: Мысль, 1967.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальнос

Таблица 40 Распределение выборочной совокупности относительно устойчивых ценностных ориентации (по совмещенным характеристикам поведения и высказанного положения)

Тип ориентации Ориентация на семью Ориентация на образование Ориентация на общественную работу Ориентация на работу на производстве Ориентация на заработок Остальные

Количество лиц 1100 627 329 207 161 970

% к общему числу опрошенных

38 23 12 10 6 36



и социальным аспектами (молодежь более зависит от администрации, нежели ветера­ны, интересы которых администрация учитывает в большой мере).

С применением математических методов в конкретно-социологических исследо­ваниях удается обнаружить сложные корреляционные характеристики связей между различными факторами ценностных ориентации. В. А. Ядовым и его сотрудниками построены графы связей, в которых показана различная мера связей, соединяющих возраст и общий рабочий стаж, с одной стороны (0,713), с образованием, с другой сто­роны (0,945). Кроме того, возраст связывается с содержанием труда (0,226), с удов­летворенностью работой (0,167), удовлетворенностью специальностью (0,718).

Исключительно важное значение для характеристики ценностных ориентации советской рабочей молодежи имеет стремление к знанию, ориентация на образование и самообразование63. Ориентация на духовные ценности науки и искусства приобре­тает все более массовый характер по мере общего подъема материального и культур­ного благосостояния в социалистическом обществе. Переход на пятидневную неделю и увеличение свободного времени способствуют дальнейшему развитию духовных по­требностей советских людей и всестороннему удовлетворению этих потребностей.

В непосредственной связи с прогрессом духовных потребностей всего взрослого населения нашей страны и возрастанием роли ориентации на духовные ценности в общем комплексе ценностных ориентации находится формирование духовных по­требностей подростков и детей. Как показано Ю. В. Шаровым и его сотрудниками, в современной системе коммунистического воспитания именно формирование трудо­вых потребностей (познавательных, профессионально-трудовых, нравственных и эс­тетических) определяет процесс становления личности, ее социальной интеллекту­альной и нравственной зрелости64.



53

См. сборники: Социальные исследования. - М: Наука, 1965; Личность и труд. - М: Мысль 1 9 6 6 - Очер-

ки развития личности нового рабочего. - М . : Изд. АН СССР, 1963; Труд и развитие личности -Л.: Лениздат, 1965 Человек и о б щ е с т в о . - Л.: Изд. Л Г У . - В ы п . 1.- 1 9 6 6 . - В ы п . 2. - 1 9 6 7 54 Формирование духовных потребностей школьников; Сб. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн изд-во 1 9 6 6



Человек как предмет познания

Несомненно, что все это характеризует идеологические и социально-психологи­ческие сдвиги в развитии социалистического общества. Но не менее важно то, что «ценностные ориентации личности — сфера субъективного, область индивидуально­го сознания»65, — как пишет В. А. Ядов. Выявление роли этих ценностных ориентации в производственной деятельности, в общей совокупности факторов производитель­ности труда свидетельствует об «относительной самостоятельности развития инди­видуального и общественного сознания, его активном влиянии на реальное поведение людей в производственных условиях»66.

3. Структура личности

Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и цен­ностных ориентации личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функцио­нирования тех или иных социальных (например, производственных) образований. Современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуалъной структурой самой личности.

Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь, сформиро­вавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем<�более раз­рыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов67. Распад са­мих социальных объединений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интра-индивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение, вернее, совокупность индивидуальных поведений участников таких распадающихся объединений.

В этом отношении примечателен генезис паники, являющейся реакцией личности на разложение социального объединения и распад данной социальной структуры. А. С. Прангишвили показал связь межличностных и внутриличностных преобразова­ний в этом процессе распада объединений, в которых ослабевают единство действий и организованность массового поведения. Разрыв каналов коммуникации, за которым следуют распад системы кооперированных действий, дезинформация, смена соци­альных установок и т. д. в состоянии массовой паники, сочетается с переживанием



65 Человек и его работа. — С. 256.

66 Там же. — В главе IV — «Влияние некоторых типологических особенностей личности рабочего на отно­
шение к труду» — А. Г. Здравомыслов, А. С. Шаев и В. А. Ядов разносторонне обосновывают это положе­
ние.

67 ФурстД. Б. Невротик, его среда и внутренний мир. — М.: ИЛ, 1957.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

ужаса, дезориентацией, потерей самоконтроля и другими явлениями панического со­стояния отдельной личности68.

Определенные связи между интер- и интраиндивидуальными структурами об­наруживаются во многих других состояниях психофизического напряжения лично­сти (стресса, тревоги, ригидности или наклонности к персеверации, фрустрации и т. д.). Эти состояния не носят массового характера (подобно паническим) и чаще всего являются целостным изменением отдельной личности при острых жизненных конфликтах (с другими людьми, социальными предписаниями, институциями и т. д.), лишениях и потерях (общественных благ, престижа, репутации, социальных связей и т. д.).

Состояния стресса, фрустрации и другие явления острых аффективных реакций у людей существенно отличаются от сходных состояний у животных, хотя и имеют в своей основе общие нейрогуморальные механизмы. Состояние фрустрации у чело­века является сложной целостной реакцией на барьеры, блокирующие деятельность. Сами барьеры в большинстве случаев являются фактами дискоординации социальных связей личности, ломки социального статуса и препятствий к исполнению социальных ролей, социальных и нравственных утрат и т. п.

Аффективное напряжение и активное противодействие барьерам социально де­терминированы. Первоначально состояние фрустрации однозначно определялось как проявление агрессивного типа реакции- Н. Д. Левитов правильно отметил ошибоч­ность такого отождествления и истолкования всякой агрессии как фрустрации. Одна­ко проявление агрессивного типа реакции при фрустрации он считает весьма частым. «Состояние агрессии, — пишет Левитов, — может быть внешне ярко выражено, напри-ч мер в драчливости, грубости, "задиристости", а может быть более затаенным, имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности»69.

Как и другие аффективные состояния, фрустрация вызывается острыми кри­тическими ситуациями (фрустраторами). Однако динамика состояния определя­ется в значительной мере структурой самой личности. Фрустрация может разви­ваться как агрессивное состояние у несдержанного, грубого или экспансивною человека. У человека неуверенного в себе, сенситивного и более интравертирован-ного фрустрация может развиваться по типу депрессии.

Не менее важно учитывать интериндивидуальные связи человека, находящего­ся в предфрустрационном, фрустрационном или послефрустрационном состояни­ях. Выносливость по отношению к фрустраторам, отсутствие тяжелых и длитель­ных страданий при их действии — в общем, толерантность — зависят не только от силы нервных процессов индивида, но и от наличия поддержки, моральной помощи, соучастия и сочувствия других людей, солидарности группы. Чувство защищенно­сти в коллективе, как справедливо считал А. С. Макаренко, повышает выносливость человека к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критиче­ских обстоятельствах. Анализ поведения человека в подобных экстремальных усло-68 Прангишвили А. С. Социальная психология паники в свете понятия установки. — Глава в кн.: Исследова­ния по психологии установки. — Тбилиси: Мецниереба, 1967. 69 Левитов Н. Д. Фрустрация — о д и н из видов психических состоянии // Вопр. психол. — 1967. — № 6. — С. 124. — Общее учение о психических состояниях человека изложено им в книге «О психических со­стояниях человека» (изд. «Просвещение», 1964).

Человек как предмет познания

виях позволяет глубже понять эффект взаимодействия объективных и субъектив­ных факторов в динамике его поведения70.

К субъективным факторам относится и структура личности, оказывающая влияние на состояния личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды обще­ния. Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Как и всякая структура, интраиндивидуальная структура есть целостное образо­вание и определенная организация свойств. Функционирование такого образования воз­можно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонента­ми структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно со­четается с исследованием различных видов взаимосвязей между самими компонентами71.

Известно, что далеко не все психофизиологические функции, психические про­цессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредо­ванные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофизиологи­ческим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Структура личности включает, следовательно, структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, пацимать упрощенно, как прямую корреляционную зависимость структуры личности от сома­тической конституции72, типа нервной системы и т. д.

Новейшие исследования показывают наличие весьма сложных корреляционных плеяд, объединяющих разные социальные, социально-психологические и психофизи­ологические характеристики человека. Факторный анализ позволяет выявить вес, от носительное значение групп или комплексов разнородных характеристик, в которые входят некоторые из нейродинамических свойств (сила, динамичность, подвижность нервных процессов) и конституционально-биохимические особенности организма (обмена веществ, энергетического баланса, морфологической структуры тела).

В коллективном комплексном исследовании лаборатории дифференциальной психологии и антропологии73 Ленинградского университета получены серии корре-



70 Шафранская К. Д. К изучению человека в экстремальных условиях (поведение в аварийной ситуации
и переживание боли у ожоговых больных) // Человек и общество: Сб. — Вып. 2. — Л.: Изд. ЛГУ, 1967.

71 В нашей лаборатории дифференциальной психологии и антропологии ЛГУ такое исследование осуще­
ствляется И. М. Палеем. Среди множества корреляционных, факторных и других связей, обнаруживае­
мых посредством математической обработки экспериментальных данных, им выделяются различные
виды зависимостей (генетических, функциональных, каузальных и т. д.), имеющих значение для обра­
зования и структуры личности.

72 Характерными для такого понимания являлись работы: Кречмер Э. Строение тела и характер. — М: ГИЗ,
1930; Матес П. Конституциональные типы женщин. — Киев, 1927; Топорова М. Б. Конституциональная
характерология детства и юношества. — Л., 1929; Петрова А. Е. Психологическая классификация лич­
ностей. — М, 1927 и др.

73 В исследовании принимают участие Г. И. Акинщикова, Л. А. Гольбина, М. Д. Дворяшина, Т. П. Кистер,
И. М. Палей, Н. А. Розе, Н. Н. Обозов, К. Д. Шафранская, аспиранты, лаборанты и студенты факультета
психологии ЛГУ.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

ляционных плеяд, включающих связи характерологических черт (интравертирован-ности или экстравертированности), интеллекта (вербального и невербального), раз­личных психомоторных, вегетативных, биохимических функций. Экспериментальные данные получали не только в обычных условиях, но и в ситуациях интеллектуального напряжения (экзаменов). Путем сопоставления функциональных проб в состояниях, предшествующих экзамену (ожидание) и непосредственно следующих за ним (пере­живание успеха или неуспеха, умственного утомления и т. д.), были установлены пси­хофизиологические сдвиги, характеризующие цену интеллектуального напряжения у разных людей в связи со структурными особенностями их личности.

С помощью корреляционного и факторного анализа был обнаружен ряд комплек­сов, состоящих из разнородных показателей. Эти комплексы входят, как мы имеем ос­нования полагать, в структуру личности. Наиболее значимый — первый фактор (длина вектора — 12,3 %) — интеллектуальный, включающий ряд положительных корреляций с общим показателем умственного развития (0,81), вербального интеллекта (0,57), не­вербального (0,72), внимания (0,62), общей успешности учения (0,40).

Следует заметить, кстати, что в теории личности часто недооценивалось значение интеллекта в структуре личности. В психолого-педагогической литературе нередко встречаются мнения об опасности односторонней интеллектуализации личности. С другой стороны, в теории интеллекта слабо учитываются социальные и психологи­ческие характеристики личности, опосредующие ее интеллектуальные функции. Это взаимообособление личности и интеллекта представляется нам противоречащим ре­альному развитию человека, при котором социальные функции, общественное пове­дение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя. Поэтому интеллек­туальный фактор и оказывается столь важным для структуры личности, согласно по­лученным в нашей лаборатории данным.

Обобщая и комментируя результаты математической обработки этих данных, М. Д. Дворяшина обратила особое внимание на тот примечательный факт, что в ин­теллектуальный фактор входит отрицательная корреляция с основным обменом (- 0,46). Следовательно, более высокий интеллектуальный уровень характеризуется не только более высокими уровнями внимания и успешности (продуктивности) ум­ственной работы, но и меньшими, чем в других случаях, энергетическими затратами организма на процесс умственной деятельности.

В свою очередь, этот показатель основного обмена находится в центре корреляци­онной плеяды, объединяющей ряд вегетативных и биохимических реакций, специфич­ных для данного человека. Таким образом, через этот метаболический центр интел­лектуальные функции связываются со многими другими состояниями организма, об­разующими общий фон интеллектуального напряжения. Этот фон характеризуется также возрастанием роли правого полушария в регулировании психовегетативных и сенсомоторных функций.

Из разнородных корреляционных плеяд с разнородным составом психологиче­ских и физиолого-биохимических показателей строятся и другие факторы с меньшим весом. Так, например, в фактор интраверсии-экстраверсии (весом в 8,8 %) вошли как психологические показатели экстраверсии или интраверсии, так и метаболические характеристики, с которыми психологические показатели связаны более, чем с неко­торыми другими психологическими параметрами (например, с так называемым ней-

Человек как предмет познания

ротизмом, по Г. Айзенку). Фактор нейротизма, выделившийся в качестве самостоя­тельного, включает не только характеристику степени эмоциональной уравновешен­ности или неуравновешенности, но и ряд вегетативных эффектов (психогальваниче­ской реактивности, потоотделения и т. д.), а также такие показатели интеллекта, как уровень внимания, с которым имеется положительная корреляция.

В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корре­ляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека74. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характери­зующих структуру личности. Однако определяющим и ведущим началом в этой струк­туре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса со­циальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе (труда, учения и др.). Сопоставление дифференциально-психологических и социально-психологических данных об одних и тех же людях показало наличие зависимостей меж­ду статусом в малой группе и коллективе, характером и интеллектом.

В совместном коллективном комплексном исследовании нашей университетской лаборатории дифференциальной психологии и антропологии и сектора психологии Института вечерних и сменных школ Академии педагогических наук СССР75 были обнаружены многие серии корреляционных плеяд, объединенных тремя основными факторами умственного развития в различных условиях обучения. К этим факторам относятся образный (сенсорно-перцептивный), вербально-логический и аттенцион-ный (фактор внимания и произвольной регуляции интеллектуальных функций). При­мечательно, что наиболее устойчивые (как положительные, так и отрицательные) кор­реляции нейродинамических характеристик входят в каждый из этих факторов, осо­бенно в аттенционный.

Мы имеем, следовательно, весьма серьезные основания полагать, что определен­ный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинами-ческих, конституционально-биохимических) входит в структуру личности.

В современной советской и зарубежной науке идеи сложных динамических струк­тур, объединяющих социальные и психофизиологические особенности человека, при­обретают все большее значение. В этом направлении строятся различные новейшие ин­терпретации связей внешней и внутренней направленности личности (ее экстра- и инт-равертированности), впервые описанных К. Юнгом76, с различными энергетическими и нейрофизиологическими характеристиками человека, полученными Г. Айзенком77 и др. На основании изучения корреляции поведения и мозговой активности Р. Хит по­строил таблицу (табл. 41)78.



74 См. наши статьи: «Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической
антропологии» (Сов. педагогика. — 1968. — № 1), «Сенсорно-перцептивные характеристики индивиду­
ального развития человека» (Вопр. психол. — 1968. — № 1).

75 В исследовании принимают участие В. Н. Андреева, Л. А. Баранова, Л. М. Грановская, М. Д. Дворяшина,
Н. Г. Зырянова, И. М. Палей, Я. И. Петров, Н. А. Розе, В. И. Сергеева, Е. И. Степанова, Л. Н. Фоменко.

76 Jung С. Psychological Types. — London, 1917. — Имеется русский перевод последней части К. Ю н г а «Пси­
хологические типы» (М.: ГИЗ, 1927).

77 Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. — London, 1959.

76 Хит Р. Изучение корреляции поведения и мозговой активности // Высшая нервная деятельность. — М.: Медгиз, 1963. — С. 267. (Тр. конф., посвященной И. П. Павлову в США.)

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Таблица 41
<< предыдущая страница   следующая страница >>