Языковая деятельность в свете функциональной методологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
П/п Наименование вопросов 1 40.79kb.
Лекция: Анализ и моделирование функциональной области внедрения ис... 1 215.08kb.
Культура речи и языковая норма как объект преподавания и исследования 1 29.12kb.
Реферат Производная и ее приложения 5 495.41kb.
Функциональная полнота Замыкание множества. Свойства замыкания. 1 242.43kb.
Комплексная платформа функциональной верификации компании mentor... 1 158.83kb.
I некоторые проблемы теории и методологии социологических исследований 12 5241.59kb.
Общее описание методологии разработки проекта (v. 0) 1 62.76kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 2 676.71kb.
Защита прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве 1 362.25kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 121.09kb.
Академия образования им. Ы. Алтынсарина концепция развития профильного... 1 215.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Языковая деятельность в свете функциональной методологии - страница №8/8


Речевой знак в функциональной методологии следует рассматривать как онтически самостоятельную сущность, отличную как от инвариантного понятияязыкового знака как его части) или фактуального понятия (как невербального мыслительного состояния, смысла), так и от речевых сигналов - физических сущностей, не представляющих из себя информации в онтическом отношении. Такое видение речевых знаков восходит к их пониманию как продуктов функционального соотношения фактуального понятия и языкового знака, с одной стороны, и комплекса моделей внутренней формы языка, с другой. Это позволяет объяснить множество речевых сбоев и ошибок, нарушений в т.н. нормативном использовании и языковых знаков, и моделей внутренней формы языка. Все речевые знаки и незнаковые речевые единицы (вспомогательные грамматические показатели) образуют линейный континуум, более крупные единицы которого состоят из единиц меньшего уровня сложности и функциональной нагруженности. Самой крупной единицей речи (и, соответственно, самым крупным речевым знаком) является текст, состоящий из текстовых блоков разной степени сложности (СФЕ), текстовые блоки состоят из высказываний, высказывания - из словосочетаний и словоформ, пребывающих в предикативном отношении друг к другу. Словоформы являются мельчайшими речевыми знаками, репрезентирующими в речи гомогенный языковой знак - слово. В структурном отношении словоформы состоят из морфов и морфных блоков (основ, формантов), речевыми знаками не являющихся. Морфы, хотя и представляют собой двустороннюю сущность, тем не менее, сами по себе (вне словоформы) не осуществляют собственно знаковых функций, поскольку ни в качестве частного представителя морфемы, ни в совокупности с другими морфами-репрезентантами данной морфемы прямо не эксплицируют никакого понятия - ни инвариантного, ни актуального.

Одним из наиболее сложных вопросов речевой деятельности и речевых произведений является вопрос семантики речевых единиц. Двойственное - вербально-невербальное - происхождение речевого знака (из области невербальной интенции актуального понятия и из области вербальных смыслов - языковых знаков и моделей ВФЯ) диктует признание двойственного характера речевой семантики. Здесь следует различать собственно имманентную речевую семантику - речевое содержание знаков и ассоциированную речевую семантику - речевой смысл знаков. Первые являются составной частью речевого знака. вторые

же сравнительно независимы от знака и лишь ассоциируются с ним в ходе речевой коммуникации (интенциально задают процесс речепорождения или приписываются речевым знакам в процессе речевосприятия). Принципиальное различие между отношениями в парах “когнитивное понятие - номинативный языковой знак” и “актуальное понятие (мысль) - речевой знак” состоит, по нашему мнению, в том, что в долговременной памяти, в области которой функционируют члены первой пары, не может существовать некоторой стабильной и дискретной (и воспроизводимой) информационной единицы, которая бы постоянно выполняла функцию замещения другой информационной единицы в семиотическом процессе и при этом не была бы онтически идентичной с этой второй единицей. Поэтому мы считаем, что когнитивное понятие и языковой номинативный знак (слово, фразеологизм или клишированное словосочетание) представляют собой одну и ту же онтическую сущность, распадающуюся на две функционально различные сущности: познавательно-когнитивную - понятие и семиотическую - языковой знак. Сказанное совершенно не значит, что языковой знак в пределах вербализуемого им понятия не представляет дискретной и строго идентифицируемой единицы. Когнитивное понятие может включать в свой состав более одного языкового знака, которые его вербализуют. По отношению друг к другу такие языковые знаки выступают в качестве симиляров. Совокупность симиляров в пределах одного когнитивного понятия представляет одно лексическое понятие. Симиляры могут быть как однокатегориальными (одной части речи), так и разнокатегориальными (например, глагол, причастие, деепричастие, имя действия, инфинитив в пределах процессуального понятия). Совсем иначе нам представляются отношения в паре “актуальное понятие (мысль) - речевой знак”. Ввиду двойственного происхождения речевого знака мы полагаем, что нет и быть не может некоторой дискретной информационной единицы, которая совмещала бы в себе свойства инвариантного языкового знака и фактуального мыслительного смысла, т.е. была бы одновременно воспроизводимой и производимой - замещала бы в коммуникативном акте конкретный фактуальный (единичный, ситуативный) смысл и стабильно отсылала бы к одному и тому же языковому знаку, и при этом была бы онтически идентичной одной из двух вышеуказанных принципиально отличных в онтическом отношении смысловых единиц. Следовательно, искомая (или описуемая) единица - речевой знак - должна обязательно представлять сущность, совершенно онтически отличную как от когитативного смысла (актуального понятия, мысли), так и от языкового знака.

Речевое содержание как в процессе речепорождения, так и в процессе речевосприятия может быть выведено из функционального отношения языковых знаков, задействованных в образовании данного речевого знака, к модели внутренней формы языка, по которой он был

образован. Смысл же речевого произведения может быть выведен лишь из способа представления речевого содержания через соотношение данного знака к другим знакам в данном речевом континууме. В случае восприятия речевого смысла инвариантным эталоном может служить только социализированная когнитивная система индивидуального сознания-памяти реципиента, а в случае восприятия речевого содержания - система его индивидуального языка. Оговаривание социального характера любой идиолектной системы просто излишне, поскольку по своему функциональному предназначению язык может и должен быть определен как семиотическая система, т.е. система коммуникативно-выразительных средств (знаков и моделей коммуникации), а обе его функции - выражения и коммуникации - неминуемо предполагает наличие прямого или опосредованного собеседника. А учитывая функциональную трактовку речевой деятельности как семантического процесса, легко понять, что таким опосредующим “собеседником” может быть сам субъект речепорождения, который в рассмотренном методологическом направлении понимается как субъект-микросоциум. Индивидуальная языковая деятельность, таким образом, оказывается онтологически реальным проявлением всех остальных возможных социальных образований: от семьи до человечества в целом. Иначе говоря, человеческая личность в ее апперцепции (самосознании) - это единственная конкретная форма социума, если понимать социум функционально как семантическую систему, а не как механическую совокупность физических тел (позитивизм) или некий мистический Дух феноменологов или не менее мистическое общественное сознание марксистов. Все остальные формы существования социума, кроме социализированной личности, онтически вторичны, т.е. это не более чем идеи, понятия нашего сознания. Следовательно, и индивидуальный язык (или, лучше сказать, индивидуальная языковая деятельность) - это единственная онтологически первичная сущность, включающая в себя в виде форм и аспектов функционирования все остальные лингвистические феномены - социальные и территориальные диалекты, литературные языки, национальные языки и т.д.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что предложенная схема исследования языковой деятельности не должна расцениваться ни как методическое предписание (алгоритм) по лингвистическому анализу, ни как единственно верное теоретическое построение, поскольку это противоречит самому духу функционализма, в основе которого лежит признание плюрализма методологических подходов и установка на принципиальную непознаваемость языка и речи как вещей-в-себе. Все рассмотренные в данной работе лингвистические сущности и факты рассматриваются как прагматически и праксеологически ориентированные психо-социальные функции, а не как самоценные феномены (или ноумены) и не как физические (“позитивные”) факты.


Поэтому их познание ограничивается возможным опытом социализированной личности в той степени, в какой данная личность как представитель человеческого рода определенной этно- и социокультурной ориентации, определенного пола, возраста, темперамента, с определенными физико- и нейрофизиологическими, психологическими и логическими способностями и т.д. в состоянии познать самое себя через свою предметно-коммуникативную психическую деятельность в мире и обществе. Функциональная методология, предложенная нами, представляет собой одну из возможных версий лингвистического исследования. Мы не ставили перед собой цели решить назревшие к концу ХХ века в лингвистике проблемы и противоречия, но лишь предложили квалифицировать принципиальное направление, которое появилось в виде философской концепции Иммануила Канта и различным образом было модифицировано в прагматизме Вильяма Джемса и в критическом дуализме Карла Поппера, но, тем не менее, не было в достаточной мере развито ни в философии, ни в гуманитарных науках. По нашему глубокому убеждению, это направление, названное нами функциональной методологией, содержит в себе огромный потенциал и огромные возможности. Мы не исключаем возможность пересмотра некоторых предложенных в данной работе методологических посылок. Но утверждаем, что, осознавая принципиальное отличие данного подхода от других, уже получивших свое развитие в лингвистике - феноменологии, позитивизма и рационализма - и последовательно реализуя функциональные методологические установки в теории и практике исследования языковой деятельности, можно выйти на качественно новый уровень не только языкознания, но и других, смежных дисциплин, которые в той или иной степени нацелены на исследование языковой коммуникации и вербального сознания.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Специфика работы методологического характера требует постоянного сравнения положений, понятий и терминов, подчас несводимых в единую систему. Это, в свою очередь, требует коррекции существующей терминосистемы. Именно это обстоятельство побуждает нас оговорить значение ряда терминов, используемых в книге.

* * *


Актуальное понятие - структурная единица психики-мышления, составная интенциального мыслительного состояния, образующаяся в каждый конкретный момент активной деятельности мозга на основе когнитивного понятия

Вербальный - имеющий отношение к языковой деятельности в целом

Внутриформенный - имеющий отношение к внутренней форме языка как системе моделей порождения речи и образования языковых знаков

Денотат - составная сигнификата когнитивного понятия, обобщенная созерцательная информация, совокупность основных фактуальных данных об объекте понимания

Десигнат - составная сигнификата когнитивного понятия, основная трансцендентальная информация об объекте понимания

Значение (лексическое значение) языкового знака - составная номинативного языкового знака, вербализованная часть когнитивного понятия, инвариантная информация об объекте коммуникации

Инвариантный- общий, постоянный, статичный, имеющий отношение к психике-сознанию

Интенциальный - имеющий отношение к смыслу предполагаемой коммуникации

Интенциональный - направленный на объект мышления

Когитативный - фактуальный, имеющий отношение к психике-мышлению; противопоставляется собственно речевому, внутриформенному

Когнитивное понятие - основная единица психики-сознания человека, базовый элемент человеческой картины мира; обобщенное инвариантное знание об объекте мышления

Когнитивный - инвариантный, имеющий отношение к психике-сознанию (памяти); протипоставляется собственно языковому, внутриформенному

Когнитивный смысл текста - целостная совокупность информации, возникающая в результате восприятия текста

Методология - совокупность основополагающих онтологических, гносеологических и собственно методических положений, представляющая собой базу построения научной теории или философской концепции

Предметная деятельность - совокупность операций внешнефизического и физиологического характера с чувственно созерцаемыми объектами (в частности, предметно-коммуникативных, т.е. сигнальных)

Психика-мышление - совокупность фактуальных смыслов; активная сфера человеческой психики, в которой на основе единиц психики-сознания возникают новые модальные мыслительные единицы; включает мыслительную деятельность, мыслительные, эмотивные, волевые состояния и чувственные представления

Психика-сознание - совокупность инвариантных смыслов, картина мира в сознании человека, включающая в себя как понятийные, так и непонятийные элементы информации (сенсорные, эмотивные, волевые); то же, что память как элемент психики

Референт - актуальное представление о созерцаемом объекте мышления

Референтивный - имеющий отношение к непосредственному созерцанию единичных объектов мысли

Речевая деятельность - составная языковой деятельности; совокупность экспрессивно-коммуникативных процессов, направленных на образование речи и новых языковых знаков по моделям языка и на основе языковой инвариантной информации в ходе коммуникации и выражения мыслительной интенции

Речевой - имеющий отношение к речи как линейной структуре

Речь - составная языковой деятельности; линейная структура фактуальных информационных единиц, означивающая мыслительно-коммуникативную интенции индивида в ходе общения на основе языковых знаков и моделей; обладает двухуровневой структурой - семантико-синтаксической и сигнальной (фонетико-графической)

Сигнификат - ядро когнитивного понятия, особенное, выделяющее данное понятие из системы понятий и позволяет подвести под него множество фактуальных смыслов

Система - совокупность парадигматически и синтагматически структурированных единиц

Смысл (в широком понимании) - родовое понятие об информации как человеческом знании; основной объект исследования гуманитарных наук, в т.ч. лингвистики

Смысл (в узком понимании), речевой смысл - сущностная фактуальная информация, являющаяся интенцией порождения речи или конечным результатом ее восприятия

Содержание речевых единиц - фактуальная информация, выводимая из семантики, реализованной в некоторой речевой единице

Созерцательный - сенсорно-эмотивный, полученный индуктивным путем в ходе предметной деятельности

Структура - упорядоченность отношений в некоторой совокупности единиц

Трансцендентальный - мыслительный, понятийный, категориальный, полученный дедуктивным путем в ходе мыслительной деятельности

Трансцендентный - выходящий за пределы возможного познавательного опыта

Фактуальный - единичный, частный, динамичный, имеющий отношение к психике-мышлению

Функция - информация об отношении между единицами психики, предполагающая их взаимозависимость и обусловливающая использование этих единиц в мыслительной и предметной деятельности; возникает вследствие опытной познавательной жизнедеятельности индивида

Экспрессивный - имеющий отношение к выразительно-семиотической функции языка

Язык - составная языковой деятельности; система инвариантных информационных единиц (знаков), моделей их образования и использования в ходе коммуникации; включает в себя информационную базу и внутреннюю форму

Языковая деятельность - вид коммуникативно-семиотической нейропсихофизиологической активности обобществленного человеческого индивида, служащий базовым полифункциональным средством связи психомыслительной и сигнально-физической деятельности человека

Языковой - имеющий отношение к языку как системе
ЛИТЕРАТУРА

Агасси,1078: Агасси Дж. Наука в движении (Примечания к Попперу) // Структура и развитие науки. - М.,1978. - С. 121-160.

Адмони,1968 : Адмони В Типология предложения // Исследования по общей теории грамматики. - М.,1968. - С. 232-291.

Альбертацци,1993: Albertazzi L. Some elements of transcendentalism in Ajdukiewicz // Ruch filozoficzny,1993. - Tom L. - S.20-22.

Анохин,1978: Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. - М.,1978.

Антонов,1975: Антонов А.В. Проблема розумiння (Фiлософський та психологiчний аспекти). - К.,1975.

Арутюнова,1968: Арутюнова Н.Д. О значимых единицах языка // Исследования по общей теории грамматики. - М.,1968. - С. 58-116.

Ахутина,1989: Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.,1989.

Баевский,1994: Баевский В.С. Комментарий // Ю.М.Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. - М.,1994. - С. 248-257.

Балей,1958: Baley S. Psychologia wychowawcza w zarysie. - Warszawa,1958.

Беляевская,1987: Беляевская Е.Г. Семантика слова. - М.,1987.

Боброу,1968: Bobrow D.G. Natural Language Input for a Computer Problem-Solving System // Semantic Information Processing. - Cambridge, Massachusets, London, 1968. - P.135-213.

Бодуэн де Куртенэ,1963: Бодуэн де Куртенэ А.И. Избранные труды по общему языкознанию. - М.,1963. - Т.I-II.

Бондарко,1978: Бондарко А.А. Грамматическое значение и смысл. - Л.,1978.

де Боно,1976: Боно де Э. Рождение новой идеи. - М.,1976.

Вартофский,1978: Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. - М.,1978. - С.43-110.

Вахек,1964: Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. - М.,1964

Ведин,1964: Ведин Ю.П. Роль ощущений и восприятий в процессе познания. - Рига,1964.

Витгенштейн,1995: Вiтгенштайн Л. Tractatus Logico-Philosophicus. Фiлософськi дослiдження. - К.,1995.

Выготский,1986: Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1986.

Выготский,1982-1984: Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. - М.,1982-1984.

Гадамер,1988: Гадамер Г.-Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.,1988.

Гак,1972: Гак В.Г. К проблеме соотношения языка и действительности // Вопросы языкознания. - N5. - 1972. - С.12-22.

Гегель,1992: Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч.I. Феноменология духа. - С.-Петербург,1992.

Гжегорчикова,1981: Grzegorczykowa R. Zarys słowotwórstwa polskiego. - Warszawa,1981.

Главса,1975: Hlavsa Zd. Denotace objektu a její prostředky v současné češtině. - Praha,1975.

Гоне,1991: Gonet W. Status poznawczy klasycznej fonologii generatywnej // Noam Chomsky: Inspiracje i perspektywy. - Warszawa,1991, s.157-168.

Горалек,1988: Горалек К. О теории литературного языка // Новое в зарубежной лингвистике. - М.,1988. - Вып.XX. - С. 21-37.

Горелов,1980: Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.,1980.

Горелов,Енгалычев,1991: Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. - М.,1991.

Горецки,1964: Horecký J. Morfematická štruktúra slovenčiny. - Bratislava, 1964

Горецки,1983: Horecký J. Vývin a teoria jazyka. - Bratislava,1983.

Грегори,1970: Грегори Р.Л. Глаз и мозг. - М.,1970.

Гудавичюс,1985: Гудавичюс А.И. Сопоставительная семасиология литовского и русского языков. - Воронеж,1985.

Гухман,1968: Гухман М.М. Грамматическая категория и структура парадигм // Исследования по общей теории грамматики. - М.,1968. - С. 117-174

Д’Агостино,1991: D’Agostino F. Mentalizm i racjonalizm w ujęciu Chomskiego // Noam Chomsky: Inspiracje i perspektywy. - Warszawa,1991, s.27-57.

Данеш,1964: Daneš F. A three-level approach to syntax // Travaux linguistiques de Prague,1964, vol.1.

ван Дейк,1989: ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.,1989.

Джемс,1995: Джемс В. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления // Джемс В. Прагматизм. - К.,1995. - С.3-154.

Докулил,1962: Dokulil M. Tvoření slov v češtině. Teorie odvozování slov. D.1. - Praha,1962.

Докулил,1978: Dokulil M. K otázce predikability lexikálného významu slovotvorně motivovaného slova // Slovo a slovesnost, 1978. - č.3-4. - S.244-251.

Дэвидсон,1993: Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия. Избранные тексты. - М.,1993. - С. 144-159.

Дубровский,1971: Дубровский Д.И.Психические явления и мозг. - М.,1971

Дубровский,1980:Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. - М.,1980

Дубровский,1983: Дубровский Д.И.Проблема идеального. - М.,1983

Жинкин,1958: Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.,1958.

Заика,1993а: Заика В.И. К проблеме типологии идиостилей // Методологiя наукового пiзнання. - Тернопiль,1993. - С.80-84.

Заика,1993б: Заика В.И. Поэтика рассказа. - Новгород,1993.

Залевская,1990: Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. - Воронеж,1990.

Звегинцев,1973: Язык и лингвистическая теория. - М.,1973. - 247 с.

Зимняя,1991: Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.,1991.

Иванов,1994: Иванов Вяч.Вс. Из следующего века // Ю.М.Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. - М.,1994. - С.486-490.

Ильенков,1984: Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М.,1984.

Кант,1993: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. - М.,1993.

Кант,1964: Кант И. Сочинения в шести томах.- М,1964. - Т.3.

Кацнельсон,1973: Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.,1973.

Кертж,1978: Кертж Н. Интертеоретическая критика и развитие науки // Структура и развитие науки. - М.,1978. - С. 302-321.

Кларк,Кларк,1977 : Clark H.H., Clark E.V. Psychology And Language : An Intvoduction To Psycholinguistics, New York, 1977.

Клацки,1978: Клацки Р. Л. Память человека. Структуры и процессы. - М.,1978.

Клепарски,1991: Kleparski G. Leksykalna zmiana znaczeniowa w świetle gramatyki N.Chomskiego i gramatyki kognitywnej // Noam Chomsky: Inspiracje i perspektywy. - Warszawa,1991, s.169-181.

Кмита,1982: Kmita J. O kulturze symbolicznej. - Warszawa,1982.

Копнин,1973: Диалектика как логика и теория отражения. - М.,1973.

Котарбиньски,1970: Kotarbiński T. Sprawność i bląd. - Warszawa,1970.

Коул,Скрибнер,1977: Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М.,1977.

Крушевский,1883: Крушевский Н. Очерк науки о языке. - Казань,1883.

Крушевский,1894: Крушевский Н. Предмет, деление и метод науки о языке // Русский филологический вестник. - Варшава,1894. - № 1-2. - С.84-90.

Кубрякова, 1978: Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. - М.,1978.

Кухарж,1963: Kuchař J. Základní rysy struktur pojmenování // Slovo a slovesnost,1963. - č.2. - S.105-114.

Лакатос,1978: Лакатос И. История науки и ее реконструкция // Структура и развитие науки. - М.,1978. - С. 203-269.

Ленин,1978: Ленин В.И. Философские тетради. - М.,1978.

Леонтьев,1967: Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучению языку. - М.,1967.

Леонтьев,1969: Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.,1969.

Лещак,1989: Лещак О.В. Влияние мотивационного значения на выбор форманта и способа материализации словопроизводства в славянских языках // Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. - Гродно,1989. - Ч.1. - С.122-124.

Лещак,1990: Лещак О.В. Мотивировка словопроизводственного процесса имен действия в чешском языке // Проблеми взаємодiї української та росiйської фiлологiї. - Тернопiль, 1990 . - С.78-88.

Лещак,1991: Лещак О.В. Опыт структурно-функционального исследования имен действия в славянских языках; Дисс. ...канд.филол. наук. - Львов,1991.

Лещак,1993: Лещак О.К функциональной методологии исследования текста // Studia methodologica. - Тернопiль,1993. - С.58-78.

Лещак,Ткачев,1989: Лещак О.В., Ткачев С.В. Психолингвистический аспект словопроизводства при близкородственном двуязычии // Методика преподавания русского языка и литературы. - К.,1989. - Вып.19. - С.71-78.

Линдсей,Норман,1974: Линдсей П.Х., Норман Д.А. Переработка информации у человека (Введение в психологию). - М.,1974.
Лосев,1990а: Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.,1990. - С.391-599.

Лосев,1990б: Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. - С.10-192.

Лотман,1994: Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. - М.,1994. - С. 17-263.

Лурия,1979: Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.,1979.

Лучинский,1994: Лучинский Ю. Эйдос "прошлого" в поэтической картине мира (Чарльз Олсон: в поисках языка сущности) // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков,1994.- Вып.2.- С.111-118.

Лыскова,1990: Лыскова Н.А. Главные члены обско-угорского предложения // Вопросы финно-угорской филологии. - Л.,1990. - Вып.5. - С. 44-59.

ЛЭС,1990: Лингвистический энциклопедический словарь. - М.,1990.

Магала,1984: Magala S. Modne kierunki filozoficzne. - Warszawa, 1984.

Малкольм,1993: Малкольм Н. Мур и обыденный язык // Аналитическая философия. Избранные тексты.- М.,1993. - С. 84-99.

Марчанд,1972: Marchand H. Studies In Syntax And Word-Formation. - München,1972.

Матезиус,1961: Mathesius V. Obsahový rozbor současné angličtiny na základě obecně lingvistickém. - Praha,1961.

Матезиус,1966: Mathesius V. Řeč a sloh. - Praha,1966.

Матезиус,1982: Mathesius V. Jazyk, kultura a slovesnost. - Praha,1982.

Махач,1967: Machač J. K lexikologické problematice slovních spojení // Slovo a slovesnost,1967. - č.2. - S.137-149.

Мегентесов,1994: Мегентесов С. В пространстве субъектно-предметных форм // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков,1994. - Вып.2. - С.85-110.

Мельчук,1972: Мельчук И.А. Словообразование и конверсия // Предварительные публикации ПГЭПЛ ИРЯ АН СССР. - М.,1972. - Вып. 30. - С.38-45.

Миллер,Галантер,Прибрам,1965: Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения, М.,1965.

Михайлов,1976: Михайлов М. Вопросы морфонологического анализа (проявление выделимости морфем в деривационных процессах). - Warszawa-Wrocław, 1976.

Мур,1993: Мур Дж.Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия. Избранные тексты. - М.,1993. - С. 66-84.

Мурдаров,1983: Мурдаров В. Съвремени словообразователни процеси. Очерк върху българското словообразуване. - София,1983.

Мушиньски,1991: Muszyński Z. Noam Chomsky: gramatyka, gramatyczność i twórczość, czyli między gramatyką i polityką //Noam Chomsky: Inspiracje i perspektywy.-Warszawa,1991, s.11-5.

Негневицкая,Шахнарович,1981: Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М.,1981.

Никитевич,1971: Никитевич В.Н. Переход, конверсия и транспозиция // Русское языкознание. - Алма-Ата,1971. - Вып.1. - С.102- 108.

Никитин,1988: Никитин Н.В. Основы лингвистической теории значения. - М., 1988.

Нишанов,1988: Нишанов В.К. О смысле смысла // Экспериментальный анализ смысла. - Фрунзе,1988.

Огден,Ричардс,1936: Ogden C.K., Richards L.A. The meaning of meaning. A study of influence of language upon thought and of the science of symbolism. - London,1936.

Одоевский, 1913: Одоевский В.Ф. Русские ночи, М.,1913

Ойзерман,1964: Ойзерман Т. Главный труд Канта // Кант И. Сочинения в шести томах.- М,1964. - Т.3. - С. 5-67.

Оравцова,1980: Oravcová A. Obsah a forma v polovetných konštrukciách // Jazykovedný časopis,1980. - č.1. - S.35-39.

Осгуд,1954: Psycholinguistics. A Survey jf Theory and Research Problems / Charles E. Osgood, Thomas A. Sebeok. - Baltimore,1954

Остин,1993: Остин Дж. Значение слова // Аналитическая философия. Избранные тексты. - М.,1993. - С. 105-121.

Пассек,1957: Пассек В.В. Некоторые вопросы конверсии // Вопросы языкознания. - 1957. - N1. - С.144-148.

Пернишка,1980: Пернишка Е. Към въпроса за лексикалното и словообразователното значение на сложната дума // Slavia,1980, roč.XLIX, seš. 1-2. - S. 15-18.

Петренко,1988: Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.,1988.

Пиаже,1971: Piaget J. Strukturalizm. - Warszawa,1971.

Полдауф,1958: Poldauf I. Tvoření slov // O vědeckém poznání soudobých jazyků . - Praha,1958, s. 143-153.

Поппер,1994,I: Поппер К. Вiдкрите суспiльство та його вороги. Т.I. У полонi Платонових чарiв. - К.,1994.

Поппер,1994,II: Поппер К. Вiдкрите суспiльство та його вороги. Т.II. Спалах пророцтва: Гегель, Маркс та послiдовники. - К.,1994.

Пражский кружок,1967: Пражский лингвистический кружок. - М.,1967.

Прокопенко,1994: Прокопенко В. Метафизика и метакритика // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков,1994.- Вып.2.- С. 19-36.

Пятигорский,1994: Пятигорский А.М. Заметки из 90-х о семиотике 60-х // Ю.М.Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. - М.,1994. - С. 324-329.

Рассел,1952: Russell B. Descriptions // Semantics and the Philosophy of Language, Urbana, Illinois,1952.., p.95-108.

Рассел,1957: Рассел Б. Человеческое познание. - М.,1957.

Рассел,1993: Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия. Избранные тексты. - М.,1993 - С. 11-27

Резников,1958: Резников Л.О. Понятие и слово. - Л.,1958.

Рубинштейн,1957: Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопросы языкознания. - 1957. - N2. - С.42-48.

Руденко,1993: Руденко Д.И. Лингвофилософские парадигмы: границы языка и границы культуры // Философия языка в границах и вне границ. - Харьков,1993. - Вып.1.- С.101-173.

Рудняньски,1969: Rudniański J. Efektywność myślenia. - Warszawa,1969.

Сабощук,1990: Сабощук А.П. Гносеологический анализ психофизиологических механизмов генезиса мышления. - Кишинев,1990.

Салмина, 1988: Салмина М.Г. Знак и символ в обучении. - М.,1988.

Сапорта,1967: Saporta S. Psycholinguistic Theories and Generative Grammars, Eugene, Oregon,1967.

Сватко,1994: Сватко Ю. “Текст - мир человека - культура”: в пространстве современного эйдетизма // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков,1994.- Вып.2.- С. 37-60.

Селларс,1978: Селларс У. Научный реализм или “миролюбивый” инструментализм? // Структура и развитие науки. - М.,1978. - С. 353-395.

Семантика,1952: Semantics and the Philosophy of Language, Urbana, Illinois,1952.

Семантика,1972: Semantics of natural language, Dordrecht, Holland,1972.

Семантика,1974: Semantics and Philosophy, New York,1974.

Сепир,1993: Сепир Э.Избранные тркды по языкознанию и культурологии. - М.,1993.

Серио,1993: Серио П. В поисках четвертой парадигмы // Философия языка в границах и вне границ. - Харьков,1993. - Вып.1. - С.37-52.

Сеченов,1953: Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.,1953.

Сеченов,1947: Сеченов И.А. Избранные философские и психологические произведения. - М.,1947

Симонс,1993: Simons P. Ajdukiewicz’s early theory of meaning and its predecessors // Ruch filozoficzny,1993. - Tom L,№1. - S.6-8.

Скаличка,1970: Skalička V. Hyposyntax // Slovo a slovesnost,1970. - č.1. - S.1-6.

Слюсарева,1975: Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. - М.,1975.

Слюсарева,1990: Слюсарева Н.А. О заметках Ф. де Соссюра по общему языкознанию // Соссюр Ф. де Записки по общей лингвистике. - М.,1990. - С. 7-28.

Соссюр,1990: Соссюр Ф. де Записки по общей лингвистике. - М.,1990.

Спивак,1986: Спивак Д.И. Лингвистика измененных состояний сознания. - Л.,1986.

Степанов,1975: Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М., 1975.

Степанов,1994: СтепановЮ. Пространства и миры - "новый", "воображаемый", "ментальный" и прочие // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков,1994. - Вып.2. - С.3-18.

Степанов,Проскурин,1993: Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Смена “культурных парадигм” и ее внутренние механизмы // Философия языка в границах и вне границ. - Харьков,1993. - Вып.1. - С.13-36.

Степанова,1953: Степанова М.Д. Словообразование современного немецкого языка. - М.,1953.

Страуд,1993: Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика // Аналитическая философия. Избранные тексты. - М.,1993. - С. 159-174.

Тишнер,1993: Tischner J. Myśl według wartości. - Kraków,1993.

Тополиньска,1983: Topolińska Z. O implikacji semantycznej: przymiotnik  rzeczownik // Македонски jазик. - Скопjе,1983. - Год XXXIV. - С.51-87.

Торопцев,1969: Торопцев И.С. Очерк русской ономасиологии: Дис. ... доктора филол.наук. - Л.,1969.

Торопцев,1980: Торопцев И.С. Словопроизводственная модель. - Воронеж, 1980.

Торопцев,1985: Торопцев И.С. Язык и речь. - Воронеж,1985.

Трубецкой,1960: Трубецкой Н.С. Основы фонологии. - М.,1960.

Тулмин,1978: Тулмин С. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. - М.,1978. - С.170-189.

Улуханов,1979: Улуханов И.С. Словообразовательные отношения между частями речи // Вопросы языкознания. - 1979. - №4. - С.101-110.

Уорт,1972: Уорт Д. Морфонология нулевой аффиксации в русском словообразовании // Вопросы языкознания. - 1972. - № 6. - С. 76-84.

Успенский,1994; Успенский Б.А. К проблеме генезиса Тартуско-московской школы // Ю.М.Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. - М.,1994. - C.265-278

Файф,1991: Fife J. Funkcjonalizm jako szkoła językoznawcza // Noam Chomsky: Inspiracje i perspektywy. - Warszawa,1991, s.183-188.

Флоренский,1990: Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М.,1990.

Фодор,1980: Fodor J.D. Semantics. Theories of Meaning in Generative Grammar, Cambridge,Massachussets,1980.

Фодор,Бивер,Гарретт,1974: Fodor J.A., Beuer T.G., Garret M.F. The Psychology of Language. An Introduction to Psycholinguistics and Generative Grammar, NY,1974.

Фосслер,1928: Фосслер К. Грамматические и психологические формы в языке // Проблемы литературной формы. - Л.,1928. - С.148-190.

Франкл,1990: Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990.

ФЭС,1983: Философский энциклопедический словарь. - М,1983.

Хайдеггер,1993: Хайдеггер М. Время и бытие. - М.,1993.

Хейзинга,1994: Гейзiнга Й. Homo Ludens. - К.,1994.

Хилл,1965: Хилл Т.И. Современные теории познания. - М.,1965.

Хомский,1965: Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax, Cambridge, Massachussets,1965.

Хомский,1986: Chomsky N. Knowledge of Language: Its Nature, Origin and Use, New York,1986.

Хюбшер,1994: Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). - М.,1994.

Цветкова,Глозман,1978: Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. - М.,1978

Чейф,1975: Чейф У.Л. Значение и структура языка. - М.,1975.

Шаумян,Соболева,1968: Шаумян С.К., Соболева П.А. Основания порождающей грамматики русского языка. Введение в генотипические структуры. - М.,1968.

Шаур,1981: Šaur Vl. O deverbativním původu některých adjektiv (gluchъ, slěpъ, prostъ i jiných) // Slavia,1981, roč. XLX, seš. 1.,s.52-60.

Шафф,1965: Schaff A. Główne zagadnienia i kierunki filozofii. Cz.1. Teoria poznania. - Warszawa,1965.

Шахматов,1941: Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л.,1941.

Шахнарович,Юрьева,1990: Шахнарович А., Юрьева Н. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. - М.,1990.

Шиманьски,1968: Szymański T. Słowotwórstwo rzeczownika w bułgarskich tekstach XVII-XVIII wieku. - Wrocław,1968.

Шкловский,1959: Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. - М.,1959

Шкловский,1974: Шкловский В. О Маяковском // Шкловский В. Собрание сочинений в 3-х томах. - М.,1974. - Т.3. - С.7-145.

Шлик,1993: Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. Избранные тексты. - М.,1993. - С.33-50

Штепан,1986: Štěpan J. K základním sémantickým pojmům // Jazykovedný časopis,1986. - č.2. - S.133-148.

Эбер,1995: Эбер М. Прагматизм, исследование его различных форм // Джемс В. Прагматизм. - К.,1995. - С.155-240.

Юм,1965: Юм Д. Сочинения в двух томах. - М.,1965.

Юшкевич,1995: Юшкевич П. О прагматизме // Джемс В. Прагматизм. - К.,1995. - С.241-282

Ядацки,1991: Jadacki J.J. Horyzont filozoficzny pra-polaków w świetle studiów etymologicznych Aleksandra Brücknеra // Методологiя культурного процесу. - Тернопiль,1991. - С. 129-134.

Якобсон,1985: Якобсон Р. Избранные работы. - М.,1985.

Якобсон,1987: Якобсон Р. Работы по поэтике. - М.,1987.

Якобсон,Халле,1971: Jakobson R., Halle M. Fundamentals Of Language. - The Hague - Paris,1971.

Ярошевский,1984: Ярошевский М.Г. Послесловие // Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.VI. Научное наследство. - М.,1984. - С.329-347.

Ярцева,1952: Ярцева В.Н. О внутренних законах развития языка в свете трудов И.В.Сталина по языкознанию // Известия АН СССР, ОЛЯ. - М.,1952. - Т.XI. - Вып.3. - С.193-205.

Ярцева,1968: Ярцева В.Н. Взаимоотношение грамматики и лексики в системе языка // Исследования по общей теории грамматики. - М.,1968. - С. 5-57.

Ясаи,1993: Ясаи Л. Существует ли вид и в неславянских языках? (заметки по типологии вида) // Studia Slavica Savariensia. -1993. - N2. - 98-105.

Яцкевич,1987: Яцкевич Л.Г. Вопросы русского формообразования: функционально-типологический подход в морфологии ( на примере имен существительных). - Минск,1987.


* Пункты 1.6, 1.7, 2.1 данного раздела частично публиковались в виде от-дельной статьи “К функциональной методологии исследования текста” в сб. “Studia Methodologica” (Тернополь,1993).

* Данный параграф представляет собой переработанный и дополненный отрывок нашей диссертационной работы (См. Лещак,1991)

<< предыдущая страница