Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности 030301 «Психология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 289.99kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 121.09kb.
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие... 1 43.65kb.
Программа аттестационных испытаний для лиц, поступающих на второй... 1 225.96kb.
Программа проведения аттестационных испытаний для поступления на... 1 101.26kb.
Правила приема на второй и последующие курсы в федеральном государственном... 1 94.27kb.
Аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие... 2 438.86kb.
Методические рекомендации Специальность №030301. 65 Психология 1 117.09kb.
Программа вступительных аттестационных испытаний для поступающих... 1 143.8kb.
Программа дисциплины Юридическая психология для специальности 030301. 1 320.22kb.
Программа и правила проведения аттестационного испытания для абитуриентов... 1 12.5kb.
Программа 030300. 68. 00. 03 Конфликт-менеджмент 2 455kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие - страница №1/2

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________Шабанов Г.А.

«__» __________ 201_г.



ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ВТОРОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ КУРСЫ
по специальности 030301 «Психология»

Москва 2012



Основные разделы программы
Раздел 1
Тема 1.Общая психология
Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологической науки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и действие. Способности и деятельность. Общение и деятельность.

Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля. Направленность личности.

Когнитивные процессы. Познание и отражение. Ощущение и восприятие. Их свойства, теории. Закономерности и особенности мышления. Основные теории мышления. Формы, методы и приемы мышления. Творческое мышление и воображение. Мышление человека при решении задачи. Мышление и речь. Функции и виды речи. Образ в восприятии, мышлении и воображении. Методы исследования познавательных процессов. Понятие памяти. Закономерности и особенности памяти. Теории памяти. Методы исследования познавательных процессов. Память. Внимание. Теории внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания.
Тема 2.Психодиагностика
Основные исторические этапы развития психодиагностики. Предмет, объект и задачи психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Субъекты диагноза. Уровни диагноста. Психологический прогноз. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.
Тема 3. Психология профессий
Понятие профессиональной деятельности. Профессия. Типы профессий. Специальность. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики. Психологические особенности взаимодействия личности и профессии. Становление психологии профессий. Институциональное оформление отечественной психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли прикладной психологии. Предпосылки формирования психологии профессиональной деятельности: политические, экономические, научные предпосылки. Этапы становления психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли психологии. Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности. Основные концептуальные положения психологии профессиональной деятельности.

Технологии реализации практической направленности психологии профессиональной деятельности. Психологическая профилактика. Психологическое консультирование. Личностно-ориентированная терапия. Психологическая коррекция. Психологическая реабилитация. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности. Области профессиональной деятельности специалистов. Основные виды деятельности психолога-профессиолога: профессиональное консультирование, психологическая профилактика, психологическая поддержка и помощь безработным, диагностика, разработка профессиограмм и моделей специалиста, мониторинг профессионального развития, психологическое просвещение, коррекция деструктивных тенденций профессиональной жизни, психологическое сопровождение профессионального образования, профессионального роста.

Методология исследований в психологии профессиональной деятельности. Методологические принципы исследования: субъективный и объективный. Классификация методов исследования в психологии профессиональной деятельности. Исследовательские задачи профпсихологии: описание профессионального становления личности, психологическая характеристика профессий, измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и личности, объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления, количественная обработка исследовательских данных. Формы использования методов исследования: лонгитюд, поперечные срезы. Группы методов исследования. Генетические методы: лонгитюдный метод, биографический метод, каузометрия, психобиография, метод анамнеза. Праксиметрические методы: анализ заданий, изучение документации, трудовой метод, наблюдаемый опрос. Психометрические методы: тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов, диагностика обучаемости. Экспериментальные методы: естественный, лабораторный, моделирующий, формирующий эксперименты. Коррекционно-формирующие методы: имитационные игры, семинары-тренинги, СПТ. Методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ.

Сущность профессионального самоопределения личности. Концепция профессионального развития А. Маслоу. Концепции профессионального самоопределения (П.Г. Щедровицкий, Е.А. Климов). Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова. Типы профессионального самоопределения. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Самоопределение в конкретной профессии. Жизненное самоопределение. Личностное самоопределение. Самоопределение личности в культуре. Уровни самореализации человека. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения.

Понятие профессионального становления личности. Методологические основы профессионального становления личности. Историческая обусловленность профессионального становления. Стадии профессионального становления. Вариативность профессионального становления. Профессиональная социализация. Профессиональный рост. Психологическое сопровождение профессионального становления. Профессиональная самоактуализация. Детерминация профессионального становления личности. Противоречия профессионального становления. Модели становления профессиональной деятельности: адаптивная модель, модель профессионального развития. Траектории профессионального становления (варианты сценариев): плавное, ускоренноё, ступенчатое становление. Стадии профессионального становления: оптация, адаптация, фаза интервала, мастерство, фаза авторитета, наставничество. Профессионально обусловленная структура деятельности. Профессионально обусловленная структура личности.
Профессионализм. Компетентность. Специальная компетентность. Социальная компетентность. Личностная компетентность. Организационно-методическая компетентность. Стороны и критерии профессионализма. Мотивационная сфера профессионализма. Операциональная сфера профессионализма. Результативные критерии. Процессуальные критерии. Объективные критерии. Субъективные критерии. Нормативные критерии. Индивидуально-вариативные критерии. Критерии наличного уровня. Прогностические критерии. Критерии профессиональной обучаемости. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе. Критерии качественные и количественные. Уровни профессионализма. Допрофессионал. Профессионал. Суперпрофессионал. Постпрофессионал. Становление профессионала. Психологические закономерности становления профессионала. Противоречия профессионального развития.

Профессиональные деструкции. Профессиональные деформации личности. Тенденции профессиональных деструкций. Концептуальные положения развития профессиональных деструкции личности. Профессиональная стагнация. Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Психологические факторы деформаций личности. Синдром эмоционального выгорания. Уровни профессиональных деформаций. Общепрофессиональные деформации. Специальные профессиональные деформации. Профессионально-типологические деформации. Индивидуализированные деформации. Основные профессиональные деформации менеджеров. Профессиональные деформации психологов. Профессиональное самосохранение. Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности. Профессиональный стресс, его особенности и условия нормализации. Психологические аспекты профессиональной реабилитации.

Кризисы психического развития. Возрастные и жизненные кризисы. Кризисы профессионального становления личности. Кризис нереализованности. Кризис опустошенности. Кризис бесперспективности. Группы кризисов: кризисы «рождения» («так жить нельзя»); кризисы развития («хочу быть, как ты») и поиска новых способов самоопределения. Методика изучения кризисов. Критические события: нормативные, ненормативные, экстраординарные. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Психологические особенности кризисов профессионального становления. Кризис учебно-профессиональной ориентации. Кризис профессионального выбора. Кризис профессиональных экспектаций. Кризис профессионального роста. Кризис профессиональной карьеры. Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Кризис утраты профессиональной деятельности. Кризис социально-профессиональной адекватности. Варианты разрешения кризиса: конструктивный, деструктивный. Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления.

Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Цель, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Структура психологического обеспечения. Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности. Объектно-предметное поле психологического обеспечения профессиональной деятельности. Понятие психологического ресурса. Целевой психологический ресурс. Компоненты целевого психологического ресурса: персональный, межперсональный, надперсональный, психоэргономический. Пути оптимизации профессиональной деятельности. Способы, средства и технологии психологического обеспечения профессиональной деятельности.




Тема 4. Психология воли и понимания
Психология воли и понимания как отрасль современной психологии. Категории понимания и воли в психологической науке. Теоретическая и практическая значимость исследований в области психологии воли и понимания. Понимание как научное и житейское понятие и предмет междисциплинарных исследований. Методологические аспекты исследования проблемы понимания: оппозиция «логический позитивизм – герменевтика». Научные направления изучения понимания. В методологии науки - понимание как интерпретация. В лингвистики – понимание, как понимание естественного языка. Логики - понимание как способность человека к умозаключениям. В семантики - понимание как построение человеком субъективного и семантического пространства и преобразование поверхностной структуры текста в глубинную структуру. В когнитивной психологии - понимание как включение человеком нового знания в когнитивный фрейм, основанный на прошлом опыте. В теории коммуникации - понимание как взаимопонимание людьми друг друга. Специфика исследования проблемы понимания в психологической науке. Основные направления экспериментальных исследований понимания в психологии: понимание переносного смысла, различные виды понимания при усвоении содержания текста, движения глаз как индикаторы понимания, индивидуальные различия в понимании и др. Психологический подход к исследованию проблемы понимания и герменевтическая методология («психологическая герменевтика» в исследовании понимания). Предмет, цели, задачи, методы, структура курса «Психология воли и понимания»

Общая характеристика высших психических функций человека. Роль социального взаимодействия и языка в возникновении и развитии высших психических функций у индивида. Генезис высших психических функций у человека по Л.С. Выготскому. Психологический анализ ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д., как высших психических функций человека. Особенности высших психических функций человека, по сравнению с психическими функциями животных. Высшие психические функции – важнейшее условие понимания людьми друг друга в деятельности и общении.

Социальные организации как исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Виды социальных организаций. Анализ деятельности людей в организациях. Взаимодействие личностей в деятельности. Социальное взаимодействие важнейшее условие становления личности. Социально-психологическая характеристика взаимодействия людей. Социально-психологические явления, порождаемые взаимодействием людей. Общение личностей. Отличие общения от взаимодействия людей в деятельности. Взаимопонимание личностей как важнейшее социально-психологическое условие их деятельности в организации.

Познание индивидом окружающих предметов и людей в социальном взаимодействии и общении. Ощущение, восприятие и т.д. человеком предметов при содействии взрослых людей. Означивание предметов, людей, психических функций в социальном взаимодействии. Становление высших психических функций у индивида. Образования и развития у него означенных представлений о предметах и людях. Выражение индивидом своих представлений о предметах с помощью речи, мимики, жестов, предметных движений, рисунков и т.д. Характеристика психических процессов человека при опознании предмета, ощущаемого и воспринимаемого им в определенном месте и времени. Опознание как проявление сходства в головном мозге индивида актуального образа предмета с означенным представлением о нем. Роль психических познавательных процессов человека в познании и опознании им предметов и людей.

Представления человека о предметах и людях, как продукт его деятельности с предметами и взаимодействия с другими лицами в течение длительного времени, в разных местах. Представление – это означенный образ предмета, хранящийся в памяти личности и используемый ей в процессе мышления. Свойства представлений личности о предметах, людях – научность (не научность), широта (узость), глубина (поверхностность), системность (бессистемность), связь с звуковыми образами слов, обозначающих людей и предметы. Характеристика представлений личности. Понимание как сходство актуального образа воспринимаемого предмета человеком в определенном месте и времени с означенным представлением о предмете. Понимание как выражение индивидом своего представления о предмете (с помощью слов, мимики, жестов, движений с предметом, рисунка), его назначении, строении, функционировании, использовании в деятельности. Научное и ненаучное, широкое и узкое, глубокое и поверхностное и т.д. понимание. Понимание как производство предмета, практическое использование его в деятельности. Характеристика основных психических проявлений людей. Понимание индивидом какого-либо психического проявления другого человека, ощущаемого и воспринимаемого им в определенном месте и времени. Понимание как сходство в головном мозге индивида актуального образа психического проявления другого человека с означенным представлением о данном проявлении. Выражение своего представления индивидом о психическом проявлении другого человека с помощью речи, мимики, жестов, предметных движений и т.д.

Социально-психологический анализ деятельности людей в организациях. Взаимодействие людей по ходу деятельности. Характеристика социального взаимодействия. Взаимопонимание людей в деятельности как сходство их представлений о деятельности по производству продукта. Изготовленный продукт, соответствующий установленным стандартам, как высший критерий взаимопонимания людей. Личностно-профессиональные и социально-психологические факторы, влияющие на взаимопонимание личностей в ситуациях взаимодействия. Личностно-профессиональные свойства и качества людей: профессиональная компетентность, профессиональные способности, профессиональная направленность, профессионально значимые черты характера и т.д. Социально-психологические факторы: взаимное внимание взаимодействующих лиц, взаимные ощущения и восприятие, единый язык, используемый взаимодействующими лицами, употребление ими знакомых понятий, наличие возможности у них уточнять свои представления, оптимальный темп взаимодействия, позитивные межличностные отношения и т.д. Основные причины недопонимания людьми друг друга в деятельности.

Общее представление об общении. Общение как обсуждение индивидами в определенном месте и времени предметов и т.д., о которых они имеют представление. Вербальные и не вербальные средства общения. Структура общения. Социально-психологические явления, порождаемые общением людей. Взаимопонимание в общении как достижение общающимися людьми некого сходства в своих представлениях об обсуждаемом предмете. Факторы, способствующие пониманию людьми друг друга в общении. Непонимание и недопонимание личностями друг друга в общении.

Изготовление людьми в организации общественного продукта, соответствующего установленным стандартам – высший критерий взаимопонимания. Методы исследования взаимопонимания людьми друг друга в ситуациях социального взаимодействия и общения. Наблюдение. Беседа. Экспериментальный метод. Метод опросов. Исследование продуктов деятельности. Психологическая характеристика последствий недопонимания людьми друг друга в деятельности: производство бракованного продукта, затруднение, приостанавливающее деятельность, расстройство или рассогласованность деятельности личностей, ссоры, выяснения отношений на этой почве, ухудшение настроения в группе лиц и т.д.

Психологическая сущность воли. Волевая регуляция поведения как личностный уровень произвольной регуляции. Стадии развития произвольной регуляции поведения. Мотивационно-потребностная сфера личности и особенности волевой регуляции деятельности. Основные функции воли. Типичные ситуации, требующие волевой регуляции. Физиологические механизмы волевой регуляции. Признаки волевого действия. Волевые черты характера. Патологии воли.
Раздел 2
Тема 5. Психология личности
Объект, предмет и методологические основы психологии личности. Задачи психологии личности на современном этапе. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Человек и его место в различных системах. Человек как индивид. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Персоногенез. Социально-исторический образ жизни и личность. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Личность как системное социальное качество. Структура, движущие силы и факторы развития личности. Личность и деятельность. Личность в системе социального взаимодействия и общения. Психологический анализ деятельности личности в различных формах социального взаимодействия.

Основные виды деятельности личности и их краткая характеристика. Ведущий вид деятельности. Действие. Психологическая структура отдельного человеческого действия. Межличностные отношения в процессе деятельности. Деятельностное опосредование межличностных отношений. Личность и индивидуальность. Личность и группа. Методы экспериментального исследования развития личности.

Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Критерии уровня развития личности: защитные механизмы, основная проблема личности, способность тестировать реальность, эго-идентичность, объектные отношения. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Проблемы доверия/недоверия, приближения/избегания, инициативы/вины. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.



Тема 6. Дифференциальная психология
Исторический взгляд на формирование психологии индивидуальных разли­чий. Три этапа развития научной дисциплины: донаучное знание, естественнонаучная парадигма, гуманитарная парадигма. Предмет и задачи дифференциальной психологии. Индивиду­альные различия как многоуровневое понятие. Универсальные дихотомии человекознания: сходство-различие, формальное – содержательное, наследственное – приобретенное, физическое - социальное, сознательное - внесознательное, внешнее – внутреннее, общее – единичное, идентификация – индивидуализации. Понятие психологической нормы. Нормы, обусловленные социальными стереотипами и ожиданиями, необобщенным опытом и другими субъективными переменными. Норма как статистическое понятие. Кривая нормального распределения. Норма и психическое здоровье. Критерии психического здоровья и адаптивные реакции. Стресс как адаптивная реакция. Собственно психологические методы дифференциально – психологических приемов исследования. Наблюдение, беседа, опрос, анкетирование. Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Тестирование. Многообразие объективных тестов. Про­ективные методы. Автобиографические и биографические методы. Возможности и ограничения каждой группы методов.

Выделение методов по виду опыта, по активности воздействия, по уровню обобщенности полученных закономерностей и др. Выделение методов изучения индивидуальности по каналам получения информации: L-, Q- и Т-данные.

Проведение научной классификации – деления изучаемых объектов на те или иные группы. Факторный и корреляционный анализ.

Источники индивидуальных различий в психике человека как центральная проблема дифференциальной психологии. Среда и наследственность: биогенетическая и социо-культурная детерминация. Двухфакторные теории, учитывающие взаимодействие врожденных структур и внешних факторов (К. Бюлер, А.Бине, В.Штерн). Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Модели средовых влияний: экспозиционная и идентификационная. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.

Современная трактовка понятий наследственности, включающая в себя не просто свойства нервной системы, а также врожденные программы поведения. Среда как система взаимодействия индивида и мира (У. Бронфенбреннер). Взаимовлия­ние биологического и социального в человеке. Индивидуализация психики человека в течение всей жизни.

Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм – индивид – личность – индивидуальность. Организм как телесный фактор индивидуальности. Основные различия между человеком и высшими животными. Свойства нервной системы как базовые характеристики проявлений индивидуальных различий во всех областях психики: сила (выносливость), динамичность, подвижность нервных процессов, лабильность.

Индивидные характеристики как биоло­гический фундамент личности: половозрастные и конституциональные особенности. Индивидный уровень свойств – безличные предпосылки развития субъекта (А. Асмолов). Общебиологические программы поведения человека: программа роста (грациализации), программа энергозатрат, программа преобладания репродуктивных механизмов над социокультурными. Дифференциальная психофизиология как учение о биологических основах индивидуальных различий. Конституционный (телесный) фактор индивидуальности, включающий в себя следующие симптомокомплексы: хромосомный, соматотипический, биохимический, физиологический, нейродинамический. Индивидная координата как граница в сфере познания, проявляющаяся в трансформации до-личностных предпосылок в свойства личностной детерминации.

Личность как психологический носитель социальных свойств. Разнообразные подходы к исследованию понятию личность: исследование источников возникновения личностных черт, анализ природы их детерминации; стремление понять личность как особый феномен психической реальности. Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

Специальная теория индивидуальных различий. Современные взгляды на биологическую обусловленность ин­дивидуальных различий поведения. Концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова.

Индивидные характеристики. Функциональная асимметрия и специализация полушарий головного мозга – уникальная особенность мозга человека. Понятие асимметрии в биологии. Теория эквипотенциальности полушарий и теория прогрессивной латерализации. Морфофункциональная асимметрия как специализация мозговых полушарий и связанная с этим специализация различий. Принцип контралатеральной проекции.

Координаты индивидуальности человека – темперамент. Понятие темперамента в физиологии и психологии. Значение типологических свойств нервной системы для психо­логии индивидуальных различий. Тип высшей нервной деятельно­сти как основа темперамента и характера. Понятие характера, дискуссионность термина в современной психологии. Взаимообусловленность темперамента и характера. Темперамент как основная природа характера. Способы выделения характера из других психологических категорий: как содержательное и духовно-мировоззренческое качество индивидуальности или как направление наиболее вероятного развития патологии. Характер и другие свойства индивидуальности. Саморегуляция – настойчивость - воля.

Понятие акцентуации характера. Акцентуация как избира­тельная уязвимость личности и крайнее выражение нормы. Классификация акцентуаций характера К.Леонгарда. Поня­тие нормального характера. Акцентуации характера у подростков. Теория А.Е. Личко о динамическом изменении акцентуации, возможность развития и изменения характера. Акцентуации характера и воспитание. Связь между стилями родительского воспитания и возможными искажениями поведения и личности, выделенная Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким.

Нарушения характера. Неврозы и психозы. Классические исследование акцентуаций характера в тесте MMPI. Шкалы невротической триады и психотической тетрады. Клиника психопа­тий, их динамика (П.Б.Ганннушкин). Формирование характера.

Проблема способностей в психологии. Концепции способностей в теориях наследственности, теории приобретенных способностей и теории диалектического взаимодействия среды и наследственности (отечественная психология). Способности как динамическое явление. Социальный характер проявления способностей (Б.М.Теплов, П.Я. Гальперин). Задатки как анатомо-физиологические основы способностей.

Понятие креативности. Выдающиеся проявления способностей. Талант и гениальность. Влияние среды и наследственности на проявление гениальности. Исследования В.П. Эфроимсона: комплексы «синдром - гениальности». Гениальность и психическое здоровье. Феномены вундеркиндов.

Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна. Сохранение и изменение генетической информации в популяции. Филогенетическое и онтогенетическое правила полового диморфизма.

Биологические механизмы половой дифференциации. Этапы половой дифференциации: генетический пол, гонадный пол, гаметный пол, гормональный пол, внешний морфологический пол и внутренний морфологический пол. Половые инстинк­ты и влечения. Нарушения половой идентичности – современные теории гомосексуальности. Половая идентификация как социальный феномен.

Психология половых разли­чий. Теории психологического пола: психоаналитическая, бихевиористкая, когнитивно - генетическая. Пол и асимметрия мозговых полушарий. Пол и характер. Пол и темперамент.

Гендерные стереотипы. Социальное поведение мужчин и женщин (мальчиков и дево­чек). Негативная роль гендерных стереотипов – ограничения женщин в возможностях получения образования, профессиональных достижений («стеклянный потолок»), политических прав и социальных возможностей. Психологические особенности жизнедеятельности индивидов различного пола: активность и восприимчивость, радикализм и консерватизм, ориентация на внешний или внутренний мир.

Человек в контексте ситуации: интеракционисткий подход. Структура взаимодействия субъекта и ситуации, критерий наличия или отсутствия объективной возможности регуляции взаимодействия.

Человек и сообщество. Установки и ценностные ориентации личности – влияние воспитания и семьи как референтной группы. Внутрисемейные процессы как фактор индивидуальных различий: дифференциация у детей эмоциональных реакций, различия во всех базовых системах ориентации. Семья как фактор первичной социализации. Дистантно-регулятивная теория семейных процессов (Д.Кантор, Д. Леер), описывающая механизмы регуляции межличностного взаимодействия членов семьи в терминах синхронии - асинхронии. Основные стили внутрисемейного взаимодействия: предлагающий, противопоставляющий, согласовывающий и наблюдательский.

Проблема лидерства и подчиненности. Психологический тип и стиль руководства. Стили лидерства: личностные и ситуационные переменные (К.Левин).

Профессиональные и соци­альные установки, интересы и склонности. Интеллектуальная компетентность и высшее образование. Профессиональная компетентность и жизненная успешность. Личностные предпосылки профессиональной компетентности. Концепция профессионального выбора Дж.Холланда. Выбор профессии и тип личности. Проблема профес­сиональных склонностей и профпригодности. Психодиагностические средства склонностей и интересов чело­века.

Проблема жизненного предназначения и концепция типов лич­ности Э. Шпрангера. Шесть типов личности как выражение мироотношения в целом, направления для роста и развития личности. Понятие социально значимой деятельности, оказывающей непосредственное влияние на общество. Асоциальное и просоциальное поведение. Классификация уровней социально-значимой деятельности Я. Рейковского. Психогенетические исследования наследственной закрепленности асоциальности.

Моральное сознание и уровни морального рассуждения. Кон­цепция Л. Кольберга. Метод моральных дилемм. Шесть стадий морального развития и три объединяющих уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Обратимость и непоследовательность прохождения стадий в процессе индивидуального развития.


Тема 7. Психология управления
Объект, предмет, цели и задачи психологии управления. Методологические основы психологии управления. Общенаучный уровень методологии. Конкретно-научный уровень методологии. Процедурный уровень методологии. Связь психологии управления с другими науками.

Социально-психологическая модель деятельности взаимодействующих личностей в производственной (торговой, страховой, банковской и т.д.) организации.

Психологические особенности деятельности личности в организации. Деятельность. Действия. Структура отдельного действия. Мотивы трудовой деятельности личности и их характеристика. Психологические предпосылки и условия усиленной деятельности личности в организации.

Социально-психологические основы деятельности группы лиц в организации. Особенности совместной деятельности. Социально-психологические явления, обусловленные деятельностью взаимодействующих личностей: взаимное внимание при осуществлении действий, взаимопонимание, общение, общее настроение, общее мнение, традиции, социально-психологический климат и т.д.

Мотивы трудовой деятельности личностей.

Социально-психологический анализ основных подходов к управлению.

Психологический анализ деятельности руководителя в организации. Психологическая характеристика основных действий руководителя. Стиль взаимодействия руководителя с подчиненными и авторитетность руководителя.

Социально-психологические условия и предпосылки успешной деятельности руководителя в организации.



Тема 8. Глубинная психология
Глубинная психология как совокупность учений о бессознательном. Глубинная психология как совокупность бессознательных явлений. Глубинная психология как научная дисциплина. История развития глубинной психологии. Понятие бессознательного. Основные формы проявления бессознательных явлений. Классификация бессознательных явлений по Ю.Б. Гиппенрейтер. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий. «Надсознательные процессы».

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Топографическая модель психики. Динамическая модель психики. Структура личности: ид, эго, суперэго. Экономическая модель психики. Роль инстинктов в поведении человека. Классификация инстинктов (группы Эрос и Танатос). Понятие тревоги и защитных механизмов личности. Виды тревоги. Основные виды защитных механизмов личности.Теория психосексуального развития личности: универсальность стадий.

Основные группы методов психоанализа как психотерапии. Метод «свободных ассоциаций». Трансфер как объект анализа в психоанализе. Контртрансфер как объект анализа в психоанализе. Анализ сновидений и фантазий по З. Фрейду. "Психопатология обыденной жизни" по З. Фрейду. "Сопротивление" как объект исследования в психоанализе. Катарсис и гипнокатарсис как методы психоанализа. Метод манипуляции, метод внушения, метод «абстиненции» в психоанализе. Методы анализа информации клиента в психоанализе. Психодинамическая психотерапия.

К. Г. Юнг – основатель аналитической психологии. Биография Юнга и

ее влияние на его взгляды и теорию. Разногласия с Фрейдом. Основные поня-

тия концепции Юнга: коллективное бессознательное, архетипы, индивидуация. Структура личности в теории Юнга: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Концепция об архетипах, обзор основных архетипов. Типология личности Юнга, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций. Значение идей Юнга для развития психологии.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Разногласия с Фрейдом. Основные постулаты индивидуальной психологии: индивидуум как единое и самосогласующееся целое, человеческая жизнь как активное стремление к совершенству, индивидуум как творческое и самоопределяю-щееся целое, индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое, индивидуальная субъективность. Структура самосогласующейся личности. Жизненные задачи: работа, дружба, любовь. Типы установок, сопутствующих стилям жизни, управление, получение и избегание. Деструктивный и конструктивный жизненные стили, причины деструкции. Критика индивидуальной психологии.

Чувство коренной тревоги и понятие о невротических потребностях личности в концепции Карен Хорни. «Образ Я», включающий знание о себе и отношение к себе. Жизненные стили. Разногласия с Фрейдом. Фрейдо-марксизм Вильгельма Райха. Причины невроза. Концепция о панцире характера. Оргон – райховский вариант жизненной энергии. Модификация классического психоанализа в работах Отто Ранка: «травма рождения» – основной источник тревоги человека. Интерперсональная теория психиатрии Генри Салливена – синтез психоанализа и бехевиоризма. Проблема ведущих потребностей и «Я-концепция» в теории Салливена.

Гуманистическая теория личности Эриха Фромма. Стремление к укоре-

нённости и независимости, индивидуации – движущие силы развития личности. Типология, основанная на доминировании одной или двух потребностей – быть или иметь. Защитные механизмы личности: садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм. Детский психоанализ в работах Анны Фрейд, Мелани Клейн, Д. Боулби. Пересмотр ортодоксального психоанализа в работах А. Фрейд. Внутренний мир ребёнка с позиций теории объектных отношенийМ. Клейн. Теория привязанности Д. Боулби. Трансактный анализ Эрика Берна. Структура личности по Берну – совокупность трёх состояний Эго: Ребёнок, Родитель, Взрослый. Эго-психология Эрика Эриксона. Роль среды, культуры и социального окружения на развитие ребенка. Кризис идентичности. Восемь стадий психосексуального развития человека. Современное состояние психоаналитических традиций.

Основные теоретические положения трансактного анализа, отличия от классического психоанализа. Структура личности по Э. Бёрну. Психологическое содержание таких структур личности, как «Родитель», «Взрослый» , «Ребенок». Содержание структурного анализа. Понятие трансакции, основные виды трансакций. Дополнительные, перекрестные, угловые, скрытые трансакции. Содержание трансактного анализа по Э. Бёрну. Психологические игры, ритуалы и времяпрепровождения. Понятие сценария. Содержание сценарного анализа по Э. Бёрну.

Основные теоретические положения психосинтеза, отличия от клас-сического психоанализа. Структура внутреннего мира личности по Р. Асса-джиоли. Низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бес-сознательное, коллективное бессознательное, поле сознания, личное «Я», высшее «Я». Понятие и виды психосинтеза. Основные этапы психосинтеза.

Двенадцать классических упражнений. Психосинтетический дневник. Упражнение «Кто Я?». Упражнение «Вечерний обзор». Упражнение в разотождествлении. Упражнение в самоотождествлении. Упражнение «Внутренний диалог». Упражнение «Пробуждение и развитие желаемых качеств». Упражнение «Надличные качества». Упражнение с идеальной моделью. Психосинтетическая биография. Упражнение «Цветение розы». Упражнение «Выс-шее Я». Значение психосинтеза для личностного роста.

Основные положения телесно-ориентированной психологии В. Райха, отличия от классического психоанализа. Мышечный панцирь и панцирь характера. Мышечные зажимы и техники их разблокирования по В. Райху.

Типология личности по А. Лоуэну. Основные положения биоэнергетики А. Лоуэна. Основные положения концепции структурной интеграции по И. Рольф.Обучение интегрированным движениям в концепции М. Александера. Основные положения телесно-ориентированной концепции М. Фельденкрайза. Содержание первичной терапии А. Янова.

Основные положения трансперсональной психологии. Четыре уровня человеческой психики. Сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, уровень рождения и смерти, трансперсональная область. Трансценденция за рамки обычных психических явлений, пространства и времени. Понятие базовой перенатальной матрицы. Психологическая характеристика четырех базовых перенатальных матриц. Виды необычных бессознательных явлений. Психотехника трансперсанальной психологии. Холотропная терапия: работа с дыханием, с телом и с музыкой. Противопоказания для холотропной терапии.

История развития методов изучения бессознательных явлений. Экспериментальные методы. Опросники и тесты. Тест юмористических фраз (ТЮЗ). Тест руки Вагнера. Проективные методы: «Нарисуй неизвестное животное», «Дом-дерево-человек», «Автопортрет», Тематический апперцептивный тест, тест чернильных пятен Роршаха, метод портретных выборов Сонди. Диагностика глазодвигательных реакций.

Тема 9. Личностные расстройства
Объект дисциплины «Личностные расстройства», ее предмет. История изучения черт личности и вариантов её аномального развития. Суть понятий «дискордантно-нормальные», «неуравновешенные личности», «психопатическая конституция», «патологический или аномальный характер». Основные задачи дисциплины: диагностика, профилактика, интервенция расстройств зрелой личности и поведения у взрослых. Методологические принципы, лежащие в основе исследования аномалий характера. Основные методы исследования личностных расстройств.

Определения понятия. Соотношение понятий «психопатия» и «личностное расстройство». Место психопатий среди других пограничных нервно-психических расстройств. Классификация психопатий или аномалий характера по этиологическому принципу: ядерные, краевые, органические. Концепция Г.Е. Сухаревой о роли основных типов дизонтогенеза (задержанное, искажённое и повреждённое развитие) в формировании аномального характера. Варианты классификации аномальных черт характера по Э. Коху, К. Шнейдеру, К. Леонгарду, О.В. Кербикову, Ушакову Г.К., Личко А.Е. Клинические формы отдельных видов психопатий. Представление о динамике психопатий: реакции; фазы; патохарактерологические развития; компенсация и декомпенсация.

Концепция аутопластического и аллопластического вариантов социальной адаптации личности. Этиология и патогенез личностных расстройств: генетический аспект проблемы; психоаналитические теории; социокультурные факторы; биохимические исследования. Особенности классификации расстройств личности в системе DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders)1 Американской психиатрической ассоциации: кластер А – расстройства личности с преобладанием нарушений мышления; кластер В – с преобладанием эмоциональных нарушений; кластер С - с преобладанием волевых нарушений. Классификация расстройств зрелой личности и поведения у взрослых в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Соотнесение понятий в отечественной, американской и международной систематике аномалий характера.

Нарушение структуры и иерархии мотивов, искажение их смысло-образующей и побудительной функций. Эмоциональные нарушения. «Кататимные» характеристики мышления или «относительное аффективное слабоумие» у лиц с расстройствами личности. Нарушение саморегуляции и опосредования поведения. Нарушение критичности и спонтанности поведения: импульсивность и агрессия; тревожность; панические приступы.

Происхождение названия личностного расстройства. Распространенность параноидного расстройства личности. Этиология. Клинические особенности. Ведущие механизмы психологической защиты. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Происхождение названия личностного расстройства. Распространенность шизоидного расстройства личности. Этиология: значение раннего детского аутизма в виде синдрома Аспергера для формирования шизоидных черт личности. Клинические особенности. Ведущие механизмы психологической защиты. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия. Клинические особенности шизотипального (шизотипического) личностного расстройства.

Распространенность диссоциального расстройства личности. Этиология. Клинические особенности. Значение данного типа личностного расстройства для изучения проблем делинквентного поведения. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Распространенность эмоционально неустойчивого расстройства личности. Этиология. Клинические особенности импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности. Клинические особенности пограничного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности. Диагностические критерии импульсивного и пограничного типов данного личностного расстройства. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Этимология термина и другие названия. Распространенность истерического расстройства личности, гендерные различия. Этиология. Клинические особенности. Ведущие механизмы психологической защиты. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Происхождение названия личностного расстройства. Распространенность ананкастного расстройства личности. Этиология. Клинические особенности. Ведущие механизмы психологической защиты. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.


Распространенность тревожного расстройства личности. Этиология. Клинические особенности. Ведущие механизмы психологической защиты. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Распространенность зависимого расстройства личности. Этиология. Клинические особенности. Ведущие механизмы психологической защиты. Диагностические критерии. Инструментальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Содержание раздела: эксцентричное расстройство личности; «безудержное» расстройство личности; нарциссическая личность; инфантильное расстройство личности; пассивно-агрессивное расстройство личности; психоневротическое расстройство личности (невропатия). Клинические особенности отдельных типов расстройств. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Определение понятий. Этиология. Клинические варианты и симптоматика. Соотнесение с посттравматическим стрессовым расстройством. Диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Патологическое влечение к азартным играм. Патологическое влечение к поджогам (пиромания). Патологическое влечение к воровству (клептомания). Трихотилломания. Другие расстройства привычек и влечений. Диагностические критерии. Течение и прогноз. Психотерапия. Фармакотерапия.

Транссексуализм. Трансвестизм двойной роли (трансролевое поведение). Фетишизм. Фетишистский трансвестизм. Эксгибиционизм и его типы (садистический, мазохистический, неуточнённый). Вуайеризм. Педофилия. Садомазохизм. Множественные расстройства сексуального предпочтения и другие расстройства сексуального предпочтения (фроттаж, сексуальные действия с животными и др.). Клиника. Психотерапия. Фармакотерапия.

Преувеличение соматической симптоматики по психологическим причинам (синдром гистрионного поведения). Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение): синдром завсегдатая больниц; синдром «госпитальной блохи»; синдром Мюнхгаузена; кочующий больной. Клиника. Психотерапия. Фармакотерапия.
Раздел 3
Тема 10. Консультативная психология
Понятие о психологическом консультировании и его предмете. Содержательное и организационное обособление консультативной психологии как раздела знания, описывающего процесс оказания психологической помощи (консультирования). Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку. Отличие психотерапии от психокоррекции. Содержательное отличие понятий: психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование. Сущность психологического консультирования. Варианты определений. Виды психологической помощи. Психическая норма и психопатология. Психолог-консультант. Клиент.

Цели психологического консультирования. Основные задачи и условия психологического консультирования. Определение целей и задач психологического консультирования в зависимости от методологического подхода. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы. Изучение психологом-консультантом личности клиента. Формулирование советов и рекомендаций клиенту. Оказание текущей помощи клиенту. Обучение клиента (задача психопрофилактики). Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений (психолого-просветительское информирование клиента).

Принципы психологического консультирования. Принцип анализа подтекста. Принцип стереоскопического диагноза. Принцип отказа от конкретных рекомендаций. Принцип системности. Принцип уважения личности клиента. Принцип профессиональной мотивированности консультанта. Основные принципы консультационной работы психолога. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Ориентация на нормы и ценности клиента. Разграничение личных и профессиональных отношений. Включенность клиента в процесс консультирования. Анонимность. Принципы личностно-центрированного подхода психолога-консультанта к клиенту.

Этика работы практического психолога. Общечеловеческие моральные и нравственные ценности. Принципы этики в индивидуальной и групповой психотерапии. Этические и правовые вопросы психологического консультирования. Формы неэтичного поведения. Правила конфиденциальности. Конституция Российской Федерации о правах человека. Права клиентов. Профессиональный кодекс. Положение о службе практического психолога и статусе практического психолога России. Правила отношений психолога-консультанта и клиента. Двойственные отношения и вступление в сексуальные отношения с клиентом. Процесс принятия этического решения.

Типичные трудности начинающего консультанта. Ошибки начинающих психологов-консультантов. Базовые умения психолога-консультанта. Представление о коммуникативных уровнях в консультативном взаимодействии. «Шкала межличностного давления» в консультативном процессе: слушание, углубление, инструктирование, требование. Работа с сопротивлением: понятие о сопротивлении, готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением, типичные формы проявления сопротивления, некоторые функции сопротивления. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Открытость. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. Доброжелательность. Безоценочное отношение к клиенту. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя. Аутентичность. Экспрессивность. Открытость собственному опыту. Развитое самопознание. Сильная идентичность. Толерантность к неопределенности. Принятие личной ответственности. Постановка реалистичных целей. Отрицательные черты личности консультанта.

Виды психологического консультирования по сфере практического приложения: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое (профессиональное). Классификации психологического консультирования. По характеру пространственной организации: контактное консультирование, дистантное (телефонное и письменное). По количеству клиентов – индивидуальное и групповое. Проблемно-ориентированное консультирование. Личностно-ориентированное консультирование. Решение – ориентированное консультирование.

Психоаналитическое консультирование. Различие между психоанализом и психоаналитически ориентированной психотерапией. Эго, катарсис, бессознательное, защитные механизмы. Методы психоанализа: метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивлений, анализ сновидений, анализ трансфера, эмоциональное переучивание, интерпретация. Защитные механизмы: идентификация, вытеснение, проекция, образование симптомов, сублимация, замещение, образование реакций, бегство, рационализация, оглушение, экранирование, регрессия, отрицание, перенос бессознательных переживаний в физическую сферу. Критика психоаналитического консультирования. Аналитическая психология. Сознание и психическое бессознательное. Познаваемый материал сугубо личного происхождения. Коллективное бессознательное – архетип. Самость. Методы для достижения сферы бессознательного: ассоциативный эксперимент, тест словесных ассоциаций, анализ сновидений, «активное воображение». Адлерианское консультирование. Социальная обусловленность. Самостоятельность и креативность. Целенаправленность. Субъективизм. Индивидуальные различия и типы людей: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный. Процесс индивидуального консультирования: установление отношений, анализ личностной динамики, осознание стереотипов, подбадривание, поощрение инсайта, помощь в переориентации.

Методологические вопросы психологического консультирования в подходах, ориентированных на инсайт. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии, развитое

К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, Ф. Перлзом, В. Франклом. Сущность концепции психотерапии К. Роджерса и ее основная методологическая позиция: предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу, принимая ответственность самого человека за свои действия и решения. Условия, способствующие процессу консультирования. Индивидуальный рост клиента. Оптимистическая философия – основа клиент-центрированного консультирования. Стремление к росту и самоактуализации. Доверие, открытость, принятие, дозволенность и теплота – необходимые и достаточные условия для изменения. Универсальные цели консультирования. Принципы и техники. Экзистенциальное консультирование и его основная цель. Принципы экзистенциального консультирования. Критика экзистенциального консультирования. Практические стратегии феноменологических позиций. Логотерапия В. Франкла. Стремление к смыслу. Этапы консультирования: диагностирование, углубление экзистенциального состояния, фокусирование на поисках смысла. Экзистенциальный вакуум. Парадоксальная интенция. Дерефлексия.

Гештальт-консультирование. Теоретические основы. Механизмы нарушения процесса саморегуляции: проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. Техники гештальт-консультирования: горячий стул, присвоение проекции, диалог с частями собственной личности, совершение кругов, незаконченное дело, проективная игра, выявление противоположного (реверсия), упражнение на воображение с использованием процесса проекции – игра «Старый заброшенный магазин». Критика гештальт-консультирования.

Подходы, ориентированные на действие. Поведенческое консультирование и его основные цели. Основные составляющие бихевиоральной психологии: отношения психолога и клиента, определение проблемы через операциолизацию поведения, понимание контекста проблемы через функциональный анализ, установление социально важных целей для клиента. СРП-анализ. Техники поведенческого консультирования. Техники оперантного обусловливания. Метод десенсибилизации и его виды. Позитивное подкрепление. Отрицательные подкрепляющие стимулы. Скрытое подкрепление. Заключение вероятностного контракта. Моделирование поведения. Критика поведенческого подхода.
следующая страница >>