страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие - страница №1/1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе __________Шабанов Г.А. «__» __________ 201_г. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ВТОРОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ КУРСЫ по направлению 050100 «Педагогическое образование» Москва 2012 г Основные разделы программы Тема 1. Психология Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологической науки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и действие. Способности и деятельность. Общение и деятельность. Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля. Направленность личности. Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Методы возрастной психологии (методы общей психологии - беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, опрос, интервьюирование, социометрический метод; методы дифференциальной психологии - близнецовый метод; метод изучения продуктов психической деятельности). Методы развивающей работы психолога. Периодизация. Понятие психологического возраста. Структура возраста (социальная ситуация развития, нормативные кризисы, ведущий тип деятельности, психические новообразования). Тема 3. Педагогика Место педагогики в системе наук о человеке и человеческой деятельности. Понятие объекта и предмета педагогики. Функции педагогики. Основные педагогические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическая задача. Отрасли педагогики и их характеристика. Перспективные направления развития педагогической науки и практики. Возрастание роли педагогики в создании демократического общества, воспитании гармонично развитого человека. Образование как общечеловеческая ценность. Понятие о системе образования. Состояние образования в дореволюционной России и изменения в послереволюционные годы. Принципы и структура современной российской системы образования и пути обеспечения ее непрерывности. Демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования в современных условиях. Единство образования и самообразования личности. Содержание образования. Теории формирования содержания образования. Уровни профессионального образования. Образовательные цензы и государственные образовательные стандарты РФ. Формы получения образования. Возможности вариативного образования в России. Возможности вариативного образования в России. Государственно-общественное управление системой образования. Основные направления совершенствования образования в современных условиях. Тема 4. Теория обучения Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Теории обучения (бихевиористическая, прагматическая, материалистическая, ассоциативная, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности). Педагоги-наваторы: П.М. Эрдниев и Б.П. Эрдниев - укрупнение дидактических единиц усвоения, интенсификация обучения на основе принципа наглядности – Шаталов В.Ф., С.Д. Шевченко, опережающее обучение и комментирование - С.Н. Лысенкова, повышение воспитывающего потенциала урока – Е.Н. Ильин, Т.И. Гончаров, совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке – А.Б. Резник, Н.П. Гузик. Структура педагогической деятельности учителя (планирование в деятельности, организация деятельности, регулирование и коррегирование процесса обучения; анализ результатов решения педагогических задач). Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов. Основные теории социальной психологии (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). Методы социально-психологического исследования (методы исследования -наблюдение, изучение документов, опросы, тесты, эксперимент; методы воздействия- методы оказания различных форм психической помощи; методы социально-психологического научения (тренинги). Воспитание как деятельность педагогов и воспитанников Виды воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание, гражданское, политическое, интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое, семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное воспитание). Воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое. Методы воспитания: методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность); методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование); исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ). Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала. Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта. Понятие психолого-педагогической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Тема 10. Педагогическая психология Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологическое сопровождение. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологическое обоснование. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношения обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Дистанционные технологии обучения. Тема 11. Специальная психология Определение, объект, предмет, задачи, место и роль специальной психологии в системе наук. Методы специальной психологии: основные и вспомогательные. Основные методы: наблюдение и эксперимент (лабораторный, естественный, обучающий). Вспомогательные методы: анализ продуктов деятельности, тестирование, беседа, анкетирование. Классификация детей с проблемами в психофизическом развитии: клиническая, психолого-педагогическая. Основные отросли специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Основные исторические этапы развития специальной психологии. Особенность становления специальной психологии в России. Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками. Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста. Когнитивная готовность ребенка к обучению. Коммуникативная готовность ребенка к обучению. Поведенческие аномалии. Психологически нестандартные дети. Подростковый возрастной межличностный конфликт ребенка с родителями. Неадекватное социальное поведение подростка. Скрытность подростка. Психологическое отчуждение подростка от своих родителей. Социально-психологический рост (развитие) личности. Морально-этическая дилемма межличностного поведения. Консультирование родителей юношей и девушек.Тема 13. Конфликтология Предпосылки возникновения конфликтологии. История зарубежной конфликтологии. История отечественной конфликтологии. Роль конфликтов в современном развитии российского общества. Перспективы ее развития в России. Объект и предмет конфликтологии. Основные способы разрешения социальных противоречий: компромисс, уступка, избегание, сотрудничество, конфликт. Конфликт как условие функционирования и развития социальных систем. Роль конфликтов в жизни конкретного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Противоречие и конфликт. Противоборство и конфликт. Война и конфликт. Конфликт как конкурентный тип социального взаимодействия. Междисциплинарный подход к изучению конфликта. Ведущая роль психологии в развитии отечественной конфликтологии. Сущность конфликта. Структура конфликта. Модели конфликтов. Подходы и основания классификации конфликтов. Конфликты в различных сферах жизни и деятельности. Конфликты по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Классификация конфликтов по их остроте, объекту, вовлеченности в конфликт и длительности. Социальные, внутриличностные и зооконфликты. Их взаимосвязи и особенности. Литература
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, Питер, 2001. 13.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., Питер, 2001. 14.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Изд-во «Речь», 2004. 15.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2005. 16.Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2000. 17.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. 18.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000. 19.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 20.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. 21.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005. 22.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002. 23.Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004. 24.Психология индивидуальных различий/ под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2002. 25.Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека //Психология индивидуальных различий. –М., 2002. 26.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2001. 27.Азарнов H.H. и др. Психология управления. Учебник для вузов. - М., Альтекс, 2007. 28.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003 29.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. − М.: МПСИ, 2008. 30. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- СПб.: Академический проспект, 2007. 31.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие.- М., 2001 32.Бочаров В.В. Антропология возраста.- СПб., 2001 33. Выготский Л.С. психология развития ребенка.- М., 2003 34.Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2001 35.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2000 36.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: «Академия», 2007. 37.Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн.- М., 2001 38.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2002 39.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М., 2001 40.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.- М., 2000 41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003 42.Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)..- Екатеринбург, 2007 43.Тихомиров О.К. Психология мышления.- М., 2002 44.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход.- М., 2002 45.Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко с соавт.- М., 2007 46.Педагогика: Учебник /под ред. Л.П.Крившенко.- М.,2008 47.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн. М., 2001 48. Новиков А.М. Методология учебной деятельности.- М., 2005
Перечень тем собеседования для поступающих на очную форму обучения:
Перечень тем собеседования для поступающих на очно-заочную форму обучения:
Перечень тем собеседования для поступающих на заочную форму обучения:
Декан факультета психологии и педагогики Ю.Г. Гаубих |
|