Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по направлению 050100 «Педагогическое об - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 2 676.71kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 289.99kb.
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие... 1 43.65kb.
Программа проведения аттестационных испытаний для поступления на... 1 101.26kb.
Правила приема на второй и последующие курсы в федеральном государственном... 1 94.27kb.
Программа аттестационных испытаний для лиц, поступающих на второй... 1 225.96kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование»... 1 26.39kb.
Аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие... 2 438.86kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «050100. 1 163.73kb.
Программа вступительных испытаний по психологии по направлению подготовки... 1 245.64kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100. 62 «Педагогическое образование»... 1 25.1kb.
В. В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения 1 373.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие - страница №1/1

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________Шабанов Г.А.

«__» __________ 201_г.



ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ВТОРОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ КУРСЫ
по направлению 050100 «Педагогическое образование»

Москва 2012 г



Основные разделы программы

Тема 1. Психология

Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологической науки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и действие. Способности и деятельность. Общение и деятельность.

Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля. Направленность личности.
Тема 2. Психология развития

Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.

Методы возрастной психологии (методы общей психологии - беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, опрос, интервьюирование, социометрический метод; методы дифференциальной психологии - близнецовый метод; метод изучения продуктов психической деятельности). Методы развивающей работы психолога.

Периодизация. Понятие психологического возраста. Структура возраста (социальная ситуация развития, нормативные кризисы, ведущий тип деятельности, психические новообразования).



Тема 3. Педагогика
Место педагогики в системе наук о человеке и человеческой деятельности. Понятие объекта и предмета педагогики. Функции педагогики. Основные педагогические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическая задача.

Отрасли педагогики и их характеристика. Перспективные направления развития педагогической науки и практики. Возрастание роли педагогики в создании демократического общества, воспитании гармонично развитого человека.

Образование как общечеловеческая ценность. Понятие о системе образования. Состояние образования в дореволюционной России и изменения в послереволюционные годы. Принципы и структура современной российской системы образования и пути обеспечения ее непрерывности. Демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования в современных условиях. Единство образования и самообразования личности.

Содержание образования. Теории формирования содержания образования. Уровни профессионального образования. Образовательные цензы и государственные образовательные стандарты РФ. Формы получения образования. Возможности вариативного образования в России. Возможности вариативного образования в России. Государственно-общественное управление системой образования. Основные направления совершенствования образования в современных условиях.



Тема 4. Теория обучения

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

Теории обучения (бихевиористическая, прагматическая, материалистическая, ассоциативная, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности).

Педагоги-наваторы: П.М. Эрдниев и Б.П. Эрдниев - укрупнение дидактических единиц усвоения, интенсификация обучения на основе принципа наглядности – Шаталов В.Ф., С.Д. Шевченко, опережающее обучение и комментирование - С.Н. Лысенкова, повышение воспитывающего потенциала урока – Е.Н. Ильин, Т.И. Гончаров, совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке – А.Б. Резник, Н.П. Гузик.

Структура педагогической деятельности учителя (планирование в деятельности, организация деятельности, регулирование и коррегирование процесса обучения; анализ результатов решения педагогических задач).
Тема5. Социальная психология

Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Основные теории социальной психологии (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). Методы социально-психологического исследования (методы исследования -наблюдение, изучение документов, опросы, тесты, эксперимент; методы воздействия- методы оказания различных форм психической помощи; методы социально-психологического научения (тренинги).
Тема 6. Социальная педагогика
Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Особенности деятельности психолога по оказанию индивидуальной помощи ребенку в различных институтах воспитания.
Тема 7. Теория воспитания

Воспитание как деятельность педагогов и воспитанников Виды воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание, гражданское, политическое, интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое, семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное воспитание). Воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое.

Методы воспитания: методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность); методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование); исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).

Тема 8. Психодиагностика
Основные исторические этапы развития психодиагностики. Предмет, объект и задачи истории психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз. Методология диагностики. Понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминантность, репрезентативность. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.
Тема 9. Психолого-педагогическая коррекция
Теоретические основы психоконсультирования. Цели и задачи психоконсультирования. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования. Техника и методы консультирования. Этика практического психолога. Групповые и индивидуальные формы работы.

Понятие психолого-педагогической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы.



Тема 10. Педагогическая психология
Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологическое сопровождение. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологическое обоснование. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношения обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Дистанционные технологии обучения.


Тема 11. Специальная психология
Определение, объект, предмет, задачи, место и роль специальной психологии в системе наук.

Методы специальной психологии: основные и вспомогательные. Основные методы: наблюдение и эксперимент (лабораторный, естественный, обучающий). Вспомогательные методы: анализ продуктов деятельности, тестирование, беседа, анкетирование.

Классификация детей с проблемами в психофизическом развитии: клиническая, психолого-педагогическая.

Основные отросли специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Основные исторические этапы развития специальной психологии. Особенность становления специальной психологии в России.

Тема 12. Психолого-педагогическое консультирование

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками. Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста. Когнитивная готовность ребенка к обучению. Коммуникативная готовность ребенка к обучению. Поведенческие аномалии. Психологически нестандартные дети. Подростковый возрастной межличностный конфликт ребенка с родителями. Неадекватное социальное поведение подростка. Скрытность подростка. Психологическое отчуждение подростка от своих родителей. Социально-психологический рост (развитие) личности. Морально-этическая дилемма межличностного поведения. Консультирование родителей юношей и девушек.




Тема 13. Конфликтология
Предпосылки возникновения конфликтологии. История зарубежной конфликтологии. История отечественной конфликтологии. Роль конфликтов в современном развитии российского общества. Перспективы ее развития в России. Объект и предмет конфликтологии. Основные способы разрешения социальных противоречий: компромисс, уступка, избегание, сотрудничество, конфликт. Конфликт как условие функционирования и развития социальных систем. Роль конфликтов в жизни конкретного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Противоречие и конфликт. Противоборство и конфликт. Война и конфликт. Конфликт как конкурентный тип социального взаимодействия. Междисциплинарный подход к изучению конфликта. Ведущая роль психологии в развитии отечественной конфликтологии.

Сущность конфликта. Структура конфликта. Модели конфликтов. Подходы и основания классификации конфликтов. Конфликты в различных сферах жизни и деятельности. Конфликты по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Классификация конфликтов по их остроте, объекту, вовлеченности в конфликт и длительности. Социальные, внутриличностные и зооконфликты. Их взаимосвязи и особенности.


Литература


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.

  2. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие Общая психология в 7 томах./Под ред. Б.С. Братусь. Т.1 – М., Академия, 2005.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., Тривола, 1995.

  4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., УРАО, 1998.

  5. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. /Под ред. Братуся Б.С. Т.3. - М., Академия, 2006.

  6. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 2001.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.

  8. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология в 7 томах./Под ред. Б.С.Братусь, Т.1 – М.: Академия, 2005.

  9. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. /под ред. Братусь Б.С. Т.2. М., Академия, 2006.

  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологию – М., 2007.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, Питер, 2001.

13.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., Питер, 2001.

14.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Изд-во «Речь», 2004.

15.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2005.

16.Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2000.

17.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

18.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.

19.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

20.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004.

21.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.

22.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002.

23.Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.

24.Психология индивидуальных различий/ под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2002.

25.Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека //Психология индивидуальных различий. –М., 2002.

26.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2001.

27.Азарнов H.H. и др. Психология управления. Учебник для вузов. - М., Альтекс, 2007.

28.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003

29.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. − М.: МПСИ, 2008.

30. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- СПб.: Академический проспект, 2007.

31.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие.- М., 2001

32.Бочаров В.В. Антропология возраста.- СПб., 2001

33. Выготский Л.С. психология развития ребенка.- М., 2003

34.Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2001

35.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2000

36.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: «Академия», 2007.

37.Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн.- М., 2001

38.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2002

39.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М., 2001

40.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.- М., 2000

41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003

42.Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)..- Екатеринбург, 2007

43.Тихомиров О.К. Психология мышления.- М., 2002

44.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход.- М., 2002

45.Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко с соавт.- М., 2007

46.Педагогика: Учебник /под ред. Л.П.Крившенко.- М.,2008

47.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн. М., 2001

48. Новиков А.М. Методология учебной деятельности.- М., 2005

Порядок проведения устной части аттестационного испытания


  1. Собеседование по дисциплинам проводится в устной форме.

  2. Устный экзамен у каждого поступающего принимается не менее чем двумя экзаменаторами.

  3. Поступающему задается один вопрос по каждому разделу программы, на каждый из которых поступающий даёт развернутый ответ, в процессе сдачи экзамена абитуриенту могут быть заданы дополнительные вопросы как по содержанию вопросов, так и по любым разделам предмета в пределах программы вступительного испытания.

  4. При проведении собеседования опрос одного поступающего продолжается 0,3 часа, включая время подготовки ответов на вопросы экзаменаторов. Процедура собеседования оформляется протоколом. Все вопросы экзаменаторов фиксируются в протоколе.

  5. За ответ на каждый вопрос выставляется оценка в баллах (максимум 5 баллов) в зависимости от полноты и правильности ответа.



Перечень тем собеседования для поступающих на очную форму обучения:

  • на второй курс: Темы 1-5;

  • на третий курс: Темы 1-9;

  • на четвертый курс: Темы 1-13.


Перечень тем собеседования для поступающих на очно-заочную форму обучения:

  • на второй курс: Темы 1-5;

  • на третий курс: Темы 1- 6,7,8;

  • на четвертый курс: Темы 1-9, 13;

  • на пятый курс: Темы 1-13.


Перечень тем собеседования для поступающих на заочную форму обучения:

  • на второй курс: Темы 1-5;

  • на третий курс: Темы 1- 6, 8,9;

  • на четвертый курс: Темы 1-9, 13;

  • на пятый курс: Темы 1-13.

Декан факультета

психологии и педагогики Ю.Г. Гаубих