Учебно-методический комплекс конституционное право уровень основной образовательной программы Бакалавриат - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной... 8 1973.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине математика уровень основной... 1 384.45kb.
Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений... 9 2417.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы экономики уровень... 8 1311.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бизнес планирование уровень... 7 855.07kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая теория уровень... 52 7649.24kb.
Программа «Конституционное право, муниципальное право» 6 1748.2kb.
Рабочая программа по дисциплине «Теоретическая механика» Уровень... 1 311.1kb.
Учебно-методический комплекс по курсу "Конституционное право рф"... 2 1064.61kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... 2 406.15kb.
Карин Эссекс Лебеди Леонардо пролог 1506 год, в захваченном французами... 10 3482.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс конституционное право уровень основной образовательной - страница №2/13

Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств



3.1. Оценочные средства и сроки их реализации

Основной задачей оценочных средств является контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных стандартом.

Оценочные средства для контроля знаний, умений и навыков, формируемых дисциплиной «Конституционное право», оцениваемые компоненты компетенций и сроки проведения оценочных процедур отражены в таблице 4..

Текущий контроль по дисциплине включает в себя оценку знаний на практических и семинарских занятиях, при подготовке и защите курсовой работы, а также оценку самостоятельной работы студентов. Промежуточный контроль проводится в форме экзамена.

Таблица 4.



Технология оценки уровня освоения компетенций по формам обучения




Оцениваемые компоненты компетенций



Оценочные средства, технология и сроки их реализации

Условные обозначения форм и видов обучения:

О-очная форма обучения; ОЗ-очно-заочная форма обучения; З-заочная форма обучения

ПЗ – практическое занятие



Контрольная работа

О- на ПЗ №21;

ОЗ-на ПЗ №21;

З- на ПЗ №15


Оценка само-стоятельной работы сту-дентов

(На всех ПЗ для всех форм обучения)



Тест 1 по темам №1-11

О-на ПЗ №11

ОЗ-на ПЗ №11

З-на ПЗ №4, 10


Тест 2 по темам №12-21

О-на ПЗ №21

ОЗ-на ПЗ №21

З- на ПЗ №16


Защита курсовой работы

(согласно расписанию)





Экзамен по дисцип- лине

для всех форм обучения

(согласно расписанию)


Компетенция ПК - 2

Знать:

1. Систему конституционного права




+

+

+




+

+

2. Механизм и средства конституционно- правового регулирования





+

+




+

+

3. Роль конституционного права в общественной жизни. Понятие и признаки Конституции РФ


+

+




+




+

4. Основные положения и принципы, закрепленные в Конституции РФ





+




+

+

+

Уметь:

1. Оперировать понятиями и категориями, закрепленными в Конституции РФ




+

+




+

+

+

2. Анализировать конституционно-правовые правоотношения





+

+




+

+

3. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с Конституцией РФ





+




+

+

+

4. Толковать основные положения Конституции РФ


+

+




+

+

+

5. Толковать нормативные и индивидуальные нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции РФ





+




+

+

+

Владеть:

1. Навыками реализации прав и обязанностей в соответствии с Конституцией РФ







+




+

+




2. Методами анализа и толкования правовых явлений, правоотношений, правовых норм

+

+

+




+

+

Компетенция ПК – 3

Знать:

1. Основы конституционного строя







+

+




+

+

2. Положения Конституции РФ, а также иных источников конституционного права России


+

+




+

+

+

3. Механизм, способы и систему субъектов реализации норм конституционного права России





+

+

+

+

+

4. Основы правосубъектности участников конституционных правоотношений





+

+




+

+

5. Виды конституционного контроля законностью в деятельности различных субъектов правоотношений





+







+

+

Уметь:

1. Свободно применять основополагающие понятия и категории в целях обеспечения соблюдения законодательства субъектами конституционного права




+

+







+

+

2. Анализировать практику деятельности конституционного суда РФ, иную правоприменительную практику в различных сферах жизнедеятельности общества




+





+




+

3. Понимать сущность и социальную значимость юридической профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы обеспечения соблюдения законодательства субъектами конституционного права


+

+










+




4. Применять навыки соблюдения, исполнения, использования и применения норм конституционного права





+










+




5. Разрешать юрисдикционные ситуации, связанные с соблюдением действующего законодательства субъектами конституционного права





+







+

+




Владеть:

1. Методикой оценки различных направлений современной правовой политики







+

+







+




2. Способами использования источников конституционного права при обсуждении и решении теоретических и практических вопросов


+

+







+

+




3. Методами определения конкретной области деятельности субъектов конституционного права





+

+







+




4. Навыками анализа и принятия юрисдикционных решений в сфере обеспечения соблюдения законодательства субъектами

конституционного права




+

+







+

+




5. Навыками применения конкретных мер убеждения и принуждения в сфере деятельности субъектов государственного и муниципального управления







+




+




Компетенция ПК – 4




Знать:

1. Механизм (систему) и средства конституционно- правового регулирования






+


+




+

+




2. Источники конституционного права как отрасли права, нормы конституционного права, их толкование, структуру и виды


+

+

+




+

+




3. Виды и акты реализации норм конституционного права





+







+

+




4. Конституционные правоотношения, их особенности, структуру и виды




+

+







+




Уметь:

1. Определять и взаимоотносить элементы (средства) механизма конституционно- правового регулирования







+

+




+

+




2. Анализировать общественные отношения, подлежащие конституционно- правовому регулированию


+

+







+

+




3. Толковать конституционно- правовые нормы. Определять элементы их структуры





+

+




+

+




4. Реализовывать (соблюдать, использовать, исполнять, применять) конституционно- правовые нормы на практике. Составлять процессуальные документы


+

+










+




5. Формировать аргументированную мотивированную юридическую позицию в рамках, предусмотренных Конституцией РФ




+







+

+




Владеть:

1. Навыками поиска законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих конституционные правоотношения




+

+

+




+

+




2. Навыками ознакомления с юридической практикой по реализации норм конституционного права




+

+

+










3. Способностью работы с современными правовыми системами «КонсультантПлюс», «Гарант», другими ресурсами

+

+







+







4. Навыками отстаивания собственной

юридической позиции






+










+

Компетенция ПК – 5




Знать:

1. Основные нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного права, их систему






+








+

+




2. Основы конституционного строя, концепцию прав и свобод человека и гражданина


+

+

+




+

+




3. Виды реализации норм конституционного права





+

+




+

+




4. Конституционно- правовой статус человека и гражданина, органов государственной власти, местного самоуправления





+










+




5. Предметы ведения РФ и субъектов РФ

+

+




+




+




Уметь:

1. Находить нормативные правовые акты и конкретные нормы конституционного права, подлежащих толкованию и применению







+







+

+




2. Работать с источниками конституционного права, в части регулирующей область профессиональной деятельности правоприменителя


+

+







+

+




3. Применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки правоприменительной практики в сфере реализации норм конституционного права





+

+




+

+




4. Выделять стадии, выделяемых Конституцией РФ, процессов и производств




+




+

+

+




Владеть:

1. Необходимыми навыками постановки целей и их эффективного достижения







+







+

+




2. Умением анализировать содержание и толковать нормы конституционного права


+

+







+

+




3. Методами грамотной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов




+








+







4. Навыками ознакомления с юридической практикой

+

+








+

+

Компетенция ПК – 6




Знать:

1. Основные нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного права






+

+




+

+




2. Особенности конституционных правоотношений.




+

+







+




3. Сущность, признаки и классификацию юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения либо прекращения конституционных правоотношений




+

+







+




4. Практику реализации положений конституционного права как отрасли права

+

+







+

+




Уметь:

1. Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционные правоотношения







+

+




+

+




2. Уметь анализировать юридически значимые обстоятельства, сопутствующие юридическим фактам


+

+




+

+

+




3. Правильно осуществлять выбор регулирующих конкретные конституционные правоотношения правовых норм, толковать их




+




+

+

+




Владеть:

1. Приемами правильной квалификации фактов и обстоятельств с точки зрения положений конституционного права




+

+







+

+




2. Способами выделения юридически значимых признаков того либо иного явления, подвергнутого квалификации на основе норм Конституции РФ





+




+

+

+




3. Приемами составления и оформления правовых актов и иных документов, имеющих юридическое значение, предусмотренных нормами Конституции РФ

+

+




+







Компетенция ПК – 7




Знать:

1. Сущность правотворчества его этапы







+

+







+




2. Виды правотворчества, система источников конституционного права

+

+

+







+




3. Формы реализации норм конституционного права, правоприменительные акты, их признаки.




+




+

+

+




Уметь:

1. Использовать теоретические знания при разработке и систематизации нормативных правовых актов, правоприменительных актов и для обеспечения их совершенствования




+

+










+




2. Толковать нормы конституционного права, классифицировать их




+

+

+

+

+




3. Давать юридическую оценку принимаемых и изданных правовых актов управления, проверять их на предмет соответствия предъявляемым требованиям





+







+

+




4. Самостоятельно составлять документы, имеющие юридическое значение, на основе норм конституционного права

+

+







+







Владеть:

1. Юридическими приемами, позволяющими самостоятельно подготавливать, составлять, принимать правовые акты управления и другие документы, имеющие юридическое значение, на основе норм конституционного права



+

+







+







2. Навыками юридической квалификации правовых актов управления




+










+

Компетенция ПК – 9




Знать:

1. Права и свободы гражданина РФ, закрепленные в Конституции РФ







+




+

+

+




2. Особенности конституционной правосубъектности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства


+

+




+




+




3. Нормы конституционного права, предусматривающие гарантии реализации прав и обязанностей человека и гражданина, в процессе осуществления функций государственного управления





+

+




+

+




4. Способы обеспечения законности в деятельности субъектов общественных отношений

+

+

+







+




Уметь:

1. Анализировать общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения прав и свобод человека и гражданина, на основании Конституции РФ







+




+

+

+




2. Толковать нормы права с позиций приоритетности прав и свобод человека и гражданина, закрепленной в Конституции РФ





+




+

+

+




3. Оказывать правовую помощь гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства в целях защиты их прав, свобод и законных интересов


+

+
















4. Обращаться в контрольно- надзорные органы по поводу нарушения прав граждан




+
















Владеть:

1. Методами анализа общественных отношений складывающихся по поводу реализации прав и свобод человека и гражданина







+







+

+




2. Методами реализации норм конституционного права обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина




+







+

+

Компетенция ПК – 15




Знать:

1. Понятие, цели, задачи и виды толкования Конституции РФ, других правовых актов на предмет соответствия нормам конституционного права




+

+




+

+

+




2. Виды актов официального толкования Конституции РФ





+




+

+

+




3. Полномочия конституционного суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ по толкованию нормативных правовых актов


+

+




+




+




4. Основные способы (приемы) толкования Конституции РФ

+

+




+

+

+




Уметь:

1. Разъяснять содержание нормативных правовых актов, конкретных норм конституционного права, разграничивать их официальное и неофициальное толкование







+







+

+




2. Использовать методы толкования различных правовых актов как способ выявления правотворческих ошибок





+







+







3. Находить пути разрешения пробелов и коллизий в действующем законодательстве




+







+







Владеть:

1. Основными способами (приемами) толкования нормативных актов, на основании норм конституционного права






+










+




2. Приемами классификации актов толкования

+

+

+




+

+




3. Способами выделения правотворческих и правоприменительных ошибок




+







+

+

Компетенция ПК – 16




Знать:

1. Нормы конституционного права, предусматривающие конкретные виды их реализации







+

+




+

+




2. Формы и методы разрешения юрисдикционных ситуаций, акты реализации


+

+

+







+




3. Практику реализации норм конституционного права





+

+

+

+







4. Требования, предъявляемые к правовым актам, последствия их несоблюдения





+










+




5. Способы отстаивания интересов различных сторон (участников) конституционных правоотношений




+







+







Уметь:

1. Реализовывать в различных формах основные нормы конституционного права




+

+







+

+




2. Рассматривать конкретные конституционные правоотношения с точки зрения различных его субъектов





+







+







3. Составлять документы, имеющие юридическое значение, предусмотренные нормами конституционного права


+

+







+







4. Принимать решения, основанные на нормах конституционного права





+
















5. Представлять и отстаивать позицию различных участников конституционных правоотношений




+







+

+




Владеть:

1. Обладать навыками мотивировки принимаемых решений







+







+

+




2. Методиками определения признаков, свидетельствующих о несоответствии конкретной правовой ситуации в целом или ее элемента нормам конституционного права


+

+







+

+




3. Методиками оценки соблюдения правил юридической техники при подготовке правового акта, регулирующего конкретную правовую ситуацию





+

+

+

+







4. Навыками подготовки экспертных заключений, предоставления юридических консультаций




+







+




Компетенция ПК – 17




Знать:

1. Систему и содержание источников конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины



+

+

+




+

+




2. Теоретические основы конституционного права




+




+

+

+




3. Механизм конституционно- правового регулирования




+

+




+

+




4. Практику реализации норм конституционного права

+

+




+

+







5. Особенности конституционно- правового статуса участников конституционных правоотношений




+

+







+




Уметь:

1. Формировать научное мировоззрение, высокие нравственные качества и профессионализм, необходимые в теоретической и практической деятельности юриста







+







+

+




2. Формулировать и самостоятельно толковать основные понятия, положения и институты конституционного права. Обращать внимание на их особенности





+







+







3. Приводить корректные примеры правоприменительной практики раскрывающие понятий, положения и институты конституционного права

+

+

+

+

+

+




Владеть:

1. Методологией преподавания конституционного права, основанной как на общих положениях педагогики и психологии, так и на особенностях предмета и структуры рассматриваемой отрасли права






+













Компетенция ПК – 18




Знать:

1. Систему и содержание источников конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины




+

+

+




+

+




2. Теоретические основы конституционного права





+

+




+

+




3. Механизм конституционно- правового регулирования





+




+




+




4. Практику реализации норм конституционного права





+







+

+




5. Особенности конституционно- правового статуса участников конституционных правоотношений


+

+







+

+




Уметь:

1. Формировать научное мировоззрение, высокие нравственные качества и профессионализм, необходимые в теоретической и практической деятельности юриста







+










+




2. Формулировать и самостоятельно толковать основные понятия, положения и институты конституционного права. Обращать внимание на их особенности





+










+




3. Приводить корректные примеры правоприменительной практики раскрывающие понятий, положения и институты конституционного права

+

+

+

+

+

+




Владеть:

1. Методологией преподавания конституционного права, основанной как на общих положениях педагогики и психологии, так и на особенностях предмета и структуры рассматриваемой отрасли права



+

+













Компетенция ПК – 19




Знать:

1. Систему и содержание источников конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины







+

+




+

+




2. Теоретические основы конституционного права





+

+




+

+




3. Механизм конституционно- правового регулирования





+




+

+

+




4. Практику реализации норм конституционного права




+







+

+




5. Особенности конституционно- правового статуса участников конституционных правоотношений

+

+







+

+




Уметь:

1. Формировать научное мировоззрение, высокие нравственные качества и профессионализм, необходимые в теоретической и практической деятельности юриста







+










+




2. Формулировать и самостоятельно толковать основные понятия, положения и институты конституционного права. Обращать внимание на их особенности





+










+




3. Приводить корректные примеры правоприменительной практики раскрывающие понятий, положения и институты конституционного права

+

+

+

+

+

+




Владеть:

1. Методологией преподавания конституционного права, основанной как на общих положениях педагогики и психологии, так и на особенностях предмета и структуры рассматриваемой отрасли права



+

+



















Примечания к табл. 4:

  1. Знаком «+» обозначен соответствующий компонент компетенции, оцениваемый указанным в таблице оценочным средством. Уровень освоения студентами компонентов компетенций оценивается отметкой в журнале Учета занятий студентов «зачтено» или «незачтено».

  2. Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов по дисциплине, предусмотренный планом семинарских и практических занятий, осуществляется на всех аудиторных семинарских и практических занятиях, независимо от проведения оценочных процедур.



3.2. Описание образовательных и оценочных технологий и методические рекомендации преподавателям по их реализации


      1. 3.2.1.Оценка знаний, умений и навыков студентов на семинарских и практических занятиях.

Текущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также необходимость балльной оценки успеваемости студента.

Семинарские и практические занятия , как правило, должны проводиться в активном и интерактивном режиме. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на всех семинарских и практических занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.

Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.

Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.

Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.

Планы семинарских и практических занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению , подготовку докладов и сообщений студентов по темам занятий, решение практических задач и тренинги.

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется преподавателем по пятибалльной шкале с выставлением оценки в журнале учета занятий.
3.2.2. Оценка выполнения студентами письменных (контрольных) работ.

Контрольная работа проводится после изучения каждой части программы (три контрольных работы по дисциплине для студентов очной и очно-заочной форм обучения, и одна контрольная работа по всем трем частям дисциплины для студентов заочной формы обучения). Контрольная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже примерной тематике, которая может быть дополнена преподавателем. Контрольная работа проводится на практическом занятии в течение 20 минут с выставлением оценки в журнале «зачтено» или «незачтено».


Примерная тематика письменных (контрольных) работ


  1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники

  2. конституционного права Российской Федерации.

  3. Акты Президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект.

  4. Верховенство федерального закона в Российской Федерации.

  5. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской

  6. Федерации.

  7. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме

  8. государства.

  9. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации.

  10. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект.

  11. Гарантии прав личности в конституционном праве Российской Федерации и международном праве.

  12. Гармонизация правовой базы обеспечения безопасности Союзного государства Беларуси и России.

  13. Государственно-правовые проблемы языка в Российской Федерации.

  14. Депутатские (парламентские) слушания в Российской Федерации.

  15. Единство Российского государства: проблемы конституционной теории и практики.

  16. Законодательное регулирование правового статуса, правоприменительной и нормотворческой деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

  17. Законодательный процесс в европейских государствах: Россия, Германия, Австрия, Швейцария.

  18. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.

  19. Законотворчество субъектов Российской Федерации.

  20. Закрепление принципов организации и системы органов государственной власти в уставном законодательстве области как субъекте Российской Федерации.

  21. Запреты и ограничения в конституционном праве.

  22. Защита конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность в России: опыт, проблемы, перспективы.

  23. Защита конституционных прав человека на честь и достоинство от посягательств в компьютерной сети "Интернет".

  24. Защита прав человека конституционными судами субъектов федеративных государств.

  25. Защита права на объединение в Конституционном Суде Российской Федерации.

  26. Злоупотребления правом в избирательном процессе.

  27. Избирательные споры: понятие, структура, порядок рассмотрения.

  28. Индивидуальная жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации.

  29. Институт гражданства в системе конституционно-правового регулирования миграционных отношений.

  30. Институт отрешения от государственной должности в России.

  31. Институт правительственной ответственности в России.

  32. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации.

  33. Институт президента в Российской Федерации.

  34. Институт роспуска представительного органа государственной власти в России.

  35. Институт федерального вмешательства как чрезвычайный механизм обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративного государства: сравнительно-правовой анализ.

  36. Институты парламента в российско-белорусской интеграции.

  37. Институционализация органов государственной власти Российской Федерации.

  38. Исполнение решений конституционных судов: вопросы теории и практики.

  39. Источники конституционного права Российской Федерации.

  40. Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации.

  41. Конституционная ответственность в Российской Федерации, ее стадии.

  42. Конституционная ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

  43. Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма.

  44. Конституционное обеспечение вертикального разделения властей в Российской Федерации.

  45. Конституционное право граждан на жилище.

  46. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации.

  47. Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия.

  48. Конституционное право граждан на доступ к информации.

  49. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации.

  50. Конституционное право на тайну сообщений как элемент института неприкосновенности частной жизни.

  51. Конституционное право частной собственности гражданина на землю: проблемы теории и судебной защиты.

  52. Конституционно-правовая защита прав человека в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера.

  53. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации.

  54. .Конституционно-правовое обеспечение формирования системы органов законодательной и исполнительной власти.

  55. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма.

  56. Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности.

  57. Конституционно-правовое регулирование мандата депутата современного парламента.

  58. Конституционно-правовое регулирование референдум.

  59. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.

  60. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий.

  61. Конституционно-правовое регулирование экономических прав граждан.

  62. Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания.

  63. Конституционно-правовой механизм обеспечения реальности конституционных принципов правосудия.

  64. Конституционно-правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения и механизм его реализации.

  65. Конституционно-правовой статус общественных объединений в современной России.

  66. Конституционно-правовые основы государственного иммунитета.

  67. Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики.

  68. Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

  69. Конституционно-правовые основы участия политических партий в формировании органов государственной власти.

  70. Конституционные основы региональной политики

  71. Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти.

  72. Конституция Российской Федерации в свете основных тенденций развития современной правовой культуры.

  73. Нравственность как объект конституционно-правовой защиты.

  74. Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: теория и практика.

  75. Правовой статус коренных малочисленных народов.

  76. Правовые акты в процессе осуществления конституционного правосудия.

  77. Правовые позиции в конституционном судопроизводстве и проблемы применения международно-правовых норм.

  78. Принцип субсидиарности в конституционном праве.

  79. Пропорциональная избирательная система: российский и зарубежный опыт.

  80. Российский конституционализм: история и современность.

  81. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России.


3.2.3. Оценка самостоятельной работы студентов (СРС).

Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с разделом 6 УМК. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии (кроме студентов заочной формы обучения, для которых контроль СРС организуется перед зачетно- экзаменационной сессией . Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно - экзаменационной сессии.


3.2.4. Тестирование по результатам изучения тем №№ 1 – 10 и тем №№ 11 – 22 дисциплины
Данное тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем ,а также знаний и умений , предусмотренных компетенциями, и проводится раздельно (т.е два тестирования) по темам №№ 1 – 10 дисциплины и темам №№ 11 – 22 . Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течении 20 минут .

В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в разделе «Практикум» настоящего УМК. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.

Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (8-10 тестовых заданий ) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 20 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «незачтено» .
3.2.5. Итоговый и промежуточный контроль

Для студентов очного отделения учебный курс рассчитан на два семестра. В конце первого семестра студенты сдают зачет, в конце второго семестра изучения студенты сдают экзамен по всему курсу конституционного права.

Экзамен — это «проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету», своеобразный итоговый рубеж изучения чего либо, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный обучающимися.

Экзамен по конституционному праву, как и по любому другому предмету, призван выполнять три основные функции — обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения определенной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литературу, более детально прорабатывает широкий круг нормативных актов. Воспитательная функция экзамена позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, добросовестное отношение к делу, самостоятельность, целеустремленность, тяга к знаниям и справедливости. Оценивающая функция экзамена состоит в том, что он призван выявить уровень полученных в результате изучения предмета знаний учащихся.

Для успешной сдачи экзамена по Конституционному праву студенты должны помнить следующее:


  • ко всем основным понятиям и категориям конституционного права, указанным в планах семинарских занятий, нужно знать определения, которые необходимо понимать и уметь пояснять;

  • при подготовке к экзамену рекомендуется помимо лекционного материала и данного пособия, прочитать еще несколько учебников по дисциплине, дополнительные источники и нормативные акты, предложенные для изучения по конституционному праву в списке литературы настоящего пособия;

  • семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене;

При оценивании знаний студентов по конституционному праву преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:

  • правильность ответов на вопросы;

  • полнота и лаконичность ответа;

  • умение толковать и применять нормативные акты;

  • способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • наличие навыков дачи качественных юридических заключений и консультаций;

  • возможность вскрытия и установления нарушений конституционного законодательства;

  • ориентирование в конституционно-правовой литературе;

  • способность принимать решения по конституционно-правовым вопросам в точном соответствии с законодательством;

  • знание основных проблем конституционного права;

  • понимание значимости конституционного права;

  • логика и аргументированность изложения;

  • культура ответа.

Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

Экзамен служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо»,«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Экзаменационные билеты включают в себя два вопроса. Перечень вопросов к экзамену изложен ниже.

Критерии оценки знаний

Оценка определяется следующими составляющими:


  • результатами ответа на 1-й вопрос;

  • результатами ответа на 2-й вопрос;

  • результатами ответов на дополнительные вопросы.

При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.

Результаты экзамена оцениваются:



«отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа по следующим направлениям дисциплины:

  • освоение теоретических положений конституционного права

  • глубокое знание методологических положений нормативно – правового анализа конституционных актов;

  • применение полученных знаний для решения практических задач.

«хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках по направлениям, перечисленным при оценке «отлично».

«удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов по изложенным выше вопросам.

«неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов по вопросам изучаемой дисциплины.

Оценка выставляется в экзаменационной ведомости


3.3 Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. Конституционное право как отрасль права .

  2. Конституционно-правовые нормы : понятие и особенности.

  3. Система конституционного права.

  4. Источники конституционного права .

  5. Основные тенденции развития конституционного права на современном этапе.

  6. Конституция: понятие, сущность, юридическая природа.

  7. Классификация конституций .

  8. Форма и структура конституций.

  9. Способы принятия конституций .

  10. Способы изменения конституций .

  11. Конституционный строй как институт конституционного права.

  12. Формы правления. Классификация форм правления.

  13. Монархия: понятие и виды.

  14. Республиканская форма правления в современных.

  15. Президентская республика: понятие, основные признаки.

  16. Парламентарная республика: понятие, основные признаки.

  17. Полупрезидентская (смешанного типа) республика.

  18. Формы государственного устройства .

  19. Автономия: понятие и виды.

  20. Политические режимы в конституционном праве.

  21. Институты гражданского общества.

  22. Партийные системы.

  23. Принцип разделения властей – основа построения системы органов государственной власти .

  24. Основы правового положения статуса личности.

  25. Способы конституционного формулирования прав и свобод.

  26. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина.

  27. Политические права и свободы граждан.

  28. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

  29. Конституционно-правовое регулирование гражданства .

  30. Конституционные обязанности человека и гражданина.

  31. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

  32. Представительная и непосредственная демократия: формы реализации.

  33. Референдум в конституционном праве.

  34. Избирательное право: понятие и принципы.

  35. Организация и порядок проведения выборов

  36. Мажоритарная избирательная система

  37. Пропорциональная избирательная система

  38. Конституционный статус главы государства

  39. Компетенция главы государства

  40. Структура и порядок формирования парламентов

  41. Статус депутатов

  42. Полномочия парламента

  43. Законодательный процесс.

  44. Порядок формирования и структура правительства

  45. Компетенция правительства

  46. Конституционный надзор.

  47. Судебная власть

  48. Местное самоуправление

  49. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации; его место в системе права Российской Федерации.

  50. Конституционно-правовые нормы и институты.

  51. Конституционно-правовые отношения, их субъекты.

  52. Система конституционного права Российской Федерации: понятие и структурные элементы.

  53. Источники конституционного права Российской Федерации.

  54. Основные этапы конституционного развития России.

  55. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права: понятие, юридические свойства, сущность.

  56. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности содержания, и структура.

  57. Суверенитет народа и формы его проявления.

  58. Основы конституционного строя Российской Федерации как институт конституционного права.

  59. Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации.

  60. Российская Федерация – демократическое государство. Институты представительной и непосредственной демократии.

  61. Конституционно-правовое регулирование референдума Российской Федерации.

  62. Российская Федерация - правовое государство: понятие и признаки.

  63. Россия – федеративное государство: общая характеристика.

  64. Российская Федерация – социальное государство.


3.4 Примерные вопросы для подготовки к экзамену

  1. Конституционное право как отрасль права .

  2. Конституционно-правовые нормы : понятие и особенности.

  3. Система конституционного права.

  4. Источники конституционного права .

  5. Основные тенденции развития конституционного права на современном этапе.

  6. Конституция: понятие, сущность, юридическая природа.

  7. Классификация конституций .

  8. Форма и структура конституций.

  9. Способы принятия конституций .

  10. Способы изменения конституций .

  11. Конституционный строй как институт конституционного права.

  12. Формы правления. Классификация форм правления.

  13. Монархия: понятие и виды.

  14. Республиканская форма правления в современных.

  15. Президентская республика: понятие, основные признаки.

  16. Парламентарная республика: понятие, основные признаки.

  17. Полупрезидентская (смешанного типа) республика.

  18. Формы государственного устройства .

  19. Автономия: понятие и виды.

  20. Политические режимы в конституционном праве.

  21. Институты гражданского общества.

  22. Партийные системы.

  23. Принцип разделения властей – основа построения системы органов государственной власти .

  24. Основы правового положения статуса личности.

  25. Способы конституционного формулирования прав и свобод.

  26. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина.

  27. Политические права и свободы граждан.

  28. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

  29. Конституционно-правовое регулирование гражданства .

  30. Конституционные обязанности человека и гражданина.

  31. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

  32. Представительная и непосредственная демократия: формы реализации.

  33. Референдум в конституционном праве.

  34. Избирательное право: понятие и принципы.

  35. Организация и порядок проведения выборов

  36. Мажоритарная избирательная система

  37. Пропорциональная избирательная система

  38. Конституционный статус главы государства

  39. Компетенция главы государства

  40. Структура и порядок формирования парламентов

  41. Статус депутатов

  42. Полномочия парламента

  43. Законодательный процесс.

  44. Порядок формирования и структура правительства

  45. Компетенция правительства

  46. Конституционный надзор.

  47. Судебная власть

  48. Местное самоуправление

  49. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации; его место в системе права Российской Федерации.

  50. Конституционно-правовые нормы и институты.

  51. Конституционно-правовые отношения, их субъекты.

  52. Система конституционного права Российской Федерации: понятие и структурные элементы.

  53. Источники конституционного права Российской Федерации.

  54. Основные этапы конституционного развития России.

  55. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права: понятие, юридические свойства, сущность.

  56. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности содержания, и структура.

  57. Суверенитет народа и формы его проявления.

  58. Основы конституционного строя Российской Федерации как институт конституционного права.

  59. Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации.

  60. Российская Федерация – демократическое государство. Институты представительной и непосредственной демократии.

  61. Конституционно-правовое регулирование референдума Российской Федерации.

  62. Российская Федерация - правовое государство: понятие и признаки.

  63. Россия – федеративное государство: общая характеристика.

  64. Российская Федерация – социальное государство.

  65. Российская Федерация - светское государство.

  66. Республиканская форма правления в Российской Федерации.

  67. Конституционное закрепление принципа разделения властей.

  68. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации.

  69. Политическое и идеологическое многообразие как принципы основ конституционного строя.

  70. Правовой статус человека и гражданина: его структура и принципы.

  71. Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы.

  72. Приобретение гражданства Российской Федерации: основания и порядок.

  73. Прекращение гражданства Российской Федерации: основания и порядок.

  74. Конституционные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.

  75. Личные права и свободы человека и гражданина.

  76. Политические права и свободы граждан.

  77. Правовой статус общественных объединений и политических партий.

  78. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина.

  79. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

  80. Гарантии конституционных прав и свобод в Российской Федерации; основания их ограничения.

  81. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: правовой статус, основные направления деятельности.

  82. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

  83. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации..

  84. Принципы федеративного устройства России.

  85. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

  86. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

  87. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

  88. Предметы ведения Российской Федерации.

  89. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

  90. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

  91. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

  92. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации: определение понятий, общая характеристика.

  93. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

  94. Принципы избирательного права.

  95. Избирательный процесс: понятие и стадии.

  96. Президент Российской Федерации: его место в системе власти, основные направления деятельности (функции), акты.

  97. Порядок выборов Президента Российской Федерации.

  98. Полномочия Президента Российской Федерации

  99. Гарантии статуса Президента Российской Федерации; основания и порядок прекращения полномочий.

  100. Администрация Президента Российской Федерации; правовой статус Уполномоченного Президента РФ в федеральном округе.

  101. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации: структура и порядок формирования.

  102. Организация работы Федерального Собрания РФ; структура его палат.

  103. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации.

  104. Компетенция Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

  105. Конституционные основания роспуска Государственной Думы.

  106. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

  107. Законодательный процесс в Российской Федерации.

  108. Порядок формирования и структура Правительства Российской Федерации.

  109. Полномочия, организация деятельности и акты Правительства Российской Федерации.

  110. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.

  111. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовой статус, виды, полномочия.

  112. Конституционно-правовые принципы правосудия.

  113. Судебная система Российской Федерации: конституционно- правовые основы.

  114. Конституционный суд Российской Федерации: состав, формирование, организация деятельности, полномочия.

  115. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

  116. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

  117. Основы конституционного права США.

  118. Основы конституционного права Великобритании.

  119. Основы конституционного права Франции.

  120. Основы государственного права Германии.

  121. Основы конституционного права Китая.

  122. Основы конституционного права Японии.

  123. Основы конституционного права Италии.

  124. Основы конституционного права Испании.

  125. Основы конституционного права Бразилии.

  126. Основы конституционного права Индии.

  127. Основы конституционного права Египта.

  128. Основы конституционного права Украины.


3.5. Порядок ликвидации задолженности

3.5.1. Студенты, которые не могли сдать зачеты или экзамены в установленные сроки, не представившие в установленный срок курсовые работы или не защитившие их по неуважительной причине, считаются имеющими академическую задолженность. Порядок ликвидации такой задолженности устанавливается институтом.

3.5.2. Студенты, которые не получили «зачет» при оценке контрольной работы, самостоятельной работы и тестировании, считаются имеющими задолженность по этим оценочным средствам . Порядок и сроки ликвидации такой задолженности устанавливаются преподавателем

.

<< предыдущая страница   следующая страница >>