Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений уровень основной образовательной программы Бакалавриат - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной... 8 1973.8kb.
Учебно-методический комплекс конституционное право уровень основной... 13 4809.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине математика уровень основной... 1 384.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 3 974.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 4 1023.33kb.
Вопросы к экзамену по курсу «История политических и правовых учений» 1 142.62kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы экономики уровень... 8 1311.91kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История политических и правовых... 1 35.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бизнес планирование уровень... 7 855.07kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая теория уровень... 52 7649.24kb.
Рабочая программа по дисциплине «Теоретическая механика» Уровень... 1 311.1kb.
Фридрих шлегель. 1 220.02kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений уровень основной - страница №1/9



Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ


Уровень основной образовательной программы Бакалавриат
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная
Срок освоения ООП Нормативный
Кафедра Теории и истории государства и права

МОСКВА, 2013

При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:


- ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г.. N 464. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. N 17337 .
- Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года.

Заведующий кафедрой А.А. Буреев


Разработчики:

А.Х.Шамгунов, Ректор МНЮИ, кандидат исторических наук, доцент

А.А.Буреев, кандидат исторических наук, профессор

Чернышова В.Ю., преподаватель


Рецензент: Карлов С.Н. кандидат исторических наук
Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.

Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».



© МНЮИ

Оглавление


Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 20

Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий 62

Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 81

81


Раздел 10. Источники 103

Раздел 12. Глоссарий (словарь) 105



Раздел 1. Общие положения
1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является формирование системных представлений о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера и реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-2. на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области политико – правовой мысли. Требования к результатам освоения учебной дисциплины изложены в разделе 1.3 настоящего УМК.
Задачи освоения учебной дисциплины
Во-первых, вооружить студентов знанием и пониманием закономерностей формирования и развития политической и правовой мысли. В этом аспекте история политических и правовых учений выступает как бы исторической частью теории права и государства. Исто­рия политических и правовых учений предоставляет возможность осмыслить возникновение, становление и современное состояние ос­новных сущностных категорий науки о праве и государстве.

Во-вторых, обогатить студентов необходимыми теоретически­ми знаниями для претворения в действительность прогрессивных, гуманных и демократических идей о праве и государстве. Связь теории с практикой в настоящее время является объективной по­требностью государственно-политической н правовой мысли. Сей­час, когда решаются принципиальные и актуальные проблемы со­вершенствования государственно-правового строительства в нашей стране, эта задача со всей остротой стоит в повестке дня.

В-третьих, выработать у студентов способность оценивать как прошлые образцы политико-правовой мысли, так н различные направления современной поли­тико-правовой идеологии.


    1. Дидактические единицы содержания учебного курса

Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы:

  • Критерии оценки политико-правовых доктрин;

  • становление и развитие политико-правовой идеологии;

  • политические и пра­вовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков;

  • по­литические и правовые учения Нового времени;

  • теория естест­венного права;

  • теория разделения властей;

  • ранний социализм;

  • политические и правовые учения в России;

  • правовые и полити­ческие учения Канта и Гегеля;

  • либеральные политико-правовые доктрины;

  • социалистические политико-правовые теории;

  • марк­систские политико-правовые учения;

  • основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины.



1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат)
1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в процессе изучения предметов «Философия» и «Теория государства и права» на предыдущем уровне образования.

Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1.

Таблица №1 .



Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Раздел требований

Предшествующие учебные дисциплины и формируемые ими знания, умения и навыки

Философия

Теория государства и права

1

2

3

Знания


- предмет философии, основные философские категории, законы, методы, принципы, а также их содержание и взаимосвязи;

- мировоззренческие и методологические основы профессионального мышления;

- важнейшие концепции, связанные с изучением человека в системе социальных отношений, роль и место философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности специалиста


- основные понятия и категории юридической науки: государственная власть, форма и функции государства, госаппарат, нормы права, нормативно-правовые акты, реализация права, правовые отношения, правонарушение и т.д.;

- общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений;




Умения

- ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания;

- понимать характерные особенности современного этапа развития философии;

- строить межличностные отношения с людьми различных мировоззренческих позиций,

- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности.



- применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки современной государственно-правовой действительности;

-использовать приобретенные знания для анализа юридической практики.

-анализировать научную и специальную литературу по дисциплине «Теория государства права».


Навыки

навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, приёмами философского анализа различных аспектов профессиональной деятельности.

сравнивать правовые системы прошлого и настоящего



1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Международное право;

- Актуальные проблемы теории государства и права;



1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине


ООП

Код дис-ны

по

УП

Трудоемкость

Аудиторные часы

Самост.

работа

(часы)

Экзамен

(часы)

ЗЕТ

часы

всего

из них:

лекц.*

ПЗ*

курс. раб.

зачет

очная форма обучения – 4-ый семестр

Юриспруденция

Б.3.В.2.

3

108

54

16

34/12

-

4

54

-

очно-заочная форма обучения – 5-ый семестр

Юриспру- Б.3.В.2. 3 108

денция


20

6

10/4

- 4 88 -

заочная форма обучения – 5-ый семестр

Юриспруденция

Б.3.В.2.

3 108 14

4

6/2

-

4

94

-

Примечание: «*» в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить:
1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ПК-2

Знать:

1. Роль права в общественной жизни;

2.Сущность и содержание правосознания и правовой культуры

3.Сущность основных политико-правовых научных школ;

4.Взгляды философов, политиков и ученых прошлого, современных специалистов на государство и право.


Уметь:

1.Оперировать юридическим и понятиями и категориями;

2.Методами анализа правовых явлений, правоотношений, правовых норм;

3.Самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ;



Владеть:

1.Методами анализа правовых явлений, правоотношений, правовых норм;

2.Методами оценки политико-правовой мысли прошлого, а также различных направлений современной политико-правовой идеологии;



1.4.2 Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины
Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны :

Знать:

  • теоретически оформленные учения о государстве, политике, праве;

  • сущность основных политико-правовых научных школ;

  • взгляды философов, политиков и ученых прошлого, современных специалистов на государство и право;

  • системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политико-правовой теории в России и за рубежом;

  • основные положения фундаментальных политико-правовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой мысли.


Уметь :

  • самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ;

  • использовать на практике полученные знания основных закономерностей зарождения и развития политико-правовой мысли.

  • представлять содержание важнейших политико-правовых концепций, оценивать их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания правовых явлений;

  • прослеживать процесс возникновения и развития политико-правовой теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями.


Владеть


  • понятийно-терминологическим аппаратом истории политико – правовых учений;

  • технологиями комплексного подхода к оценке истории развития политико-правовых школ, научных направлений и отдельных теорий; понятийным аппаратом истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений относится к фундаменталь­ным академическим курсам юридической высшей школы. Теоретическое осмысление государства, пра­ва, политики, демократии, законодательства и других вопросов приобре­тает особое значение в периоды глубоких социальных перемен, общест­венно-политических кризисов, проявления глубоких реформ основ общественной и государственной жизни.

История политических и правовых учений является составное частью того, что принято считать духовной куль­турой человечества. Любая современность непременно ищет свое место между прошлым и будущим и в этой связи имеет непреходя­щее значение поистине огромный политико-правовой опыт прошлых поколений. В ходе эволюции государственно-правовых форм люди всегда обращались к тем положениям, принципам и ценностям, ко­торые уже имели место в истории с целью лучшего понимания происходящего и предвидения будущего.

В системе юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной учебной и научной дис­циплиной одновременно исторического и теоретического профилей, что обусловливается со специфическим предметом - историей воз­никновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, свободе, демократии и т.п.

Работа над курсом истории политических и правовых учений должна носить серьезный, систематический характер. Перед тем, как приступить к его изучению, целесообразно ознакомиться с учебной программой и учебно-методическими материалами, чтобы в общих чертах представлять себе проблематику предмета, структуру курса. Помимо учебной литературы, курс требует изучения учебных посо­бий, источников по истории политических и правовых учений, глу­бокого анализа важнейших первоисточников, указанных в списке рекомендованной литературы.
В результате освоения дисциплины «История политико – правовых учений» студент должен обладать следующими профессиональными (ПК) компетенциями


Код

компетенции

(ФГОС)


Содержание компетенций

Направления подготовки


ПК -2


Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

030900

Юриспруденция




Раздел 2. Формирование компетенций
2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.

По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:

1.лекции;

2. активные / интерактивные формы (на всех практических занятиях);

3.практические занятия;

4. подготовка и защита курсовой работы

5. самостоятельная работа;

6.подготовка к экзамену;

Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделе 3.2 и 9 настоящего УМК.


2.2. Формирования компонентов компетенций

Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2.




Таблица № 2.
Образовательные технологии по освоению компетенций

Компоненты компетенций, подлежащие освоению при изучении дисциплины

Образовательные технологии по освоению соответствующих компонентов компетенций

Условные обозначения форм обучения:

О-очная форма обучения; ОЗ-очно-заочная форма обучения; З-заочная форма обучения


Лекции

(Л)

Семинарские и практические занятия (ПЗ)

Задания на

самостоятельную работу




Интерактивные ПЗ

Интерактивная лекция

Подготовка к зачету

Компетенция ПК-2

Знать:

1. Роль права в общественной жизни;



Лекции по темам №№2-14 для всех форм обучения


О-ПЗ №2-14

ОЗ-ПЗ 1-10

З-ПЗ№1-6

Задания на СРС по темам №№2-14 для всех форм обучения





+

+

2.Сущность и содержание правосознания и правовой культуры


Лекции по темам №№8 -14 для всех форм обучения


О-ПЗ №8-14

ОЗ-ПЗ 6-10

З-ПЗ№3-6

Задания на СРС по темам №№8-14 для всех форм обучения







+

3.Сущность основных политико-правовых научных школ

Лекции по темам №№1-14 для всех форм обучения


О-ПЗ №1-14

ОЗ-ПЗ 1-10

З-ПЗ№1-6

Задания на СРС по темам №№1-14 для всех форм обучения


+




+

4.Взгляды философов, политиков и ученых прошлого, современных специалистов на государство и право

Лекции по темам №№1-14 для всех форм обучения


О-ПЗ №1-14

ОЗ-ПЗ 1-10

З-ПЗ№1-6

Задания на СРС по темам №№1-14 для всех форм обучения




+


+


Уметь:

1.Оперировать юридическим и понятиями и категориями;




Лекции по темам №№8 -14 для всех форм обучения


О-ПЗ №8-14

ОЗ-ПЗ 6-10

З-ПЗ№3-6

Задания на СРС по темам №№8-14 для всех форм обучения


+




+


2.Методами анализа правовых явлений, правоотношений, правовых норм;

3.Самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ;



Лекции по темам №№1 -14 для всех форм обучения


О-ПЗ №1-14

ОЗ-ПЗ 1-10

З-ПЗ№1-6

Задания на СРС по темам №№1-14 для всех форм обучения





+

+

Владеть:

1.Методами анализа правовых явлений, правоотношений, правовых норм;




Лекции по темам №№1-7 для всех форм обучения


О-ПЗ №1-7

ОЗ-ПЗ 1-2

З-ПЗ№1-2

Задания на СРС по темам №№1-7 для всех форм обучения


+




+

2.Методами оценки политико-правовой мысли прошлого, а также различных направлений современной политико-правовой идеологии;

Лекции по темам №№8 -14 для всех форм обучения


О-ПЗ №8-14

ОЗ-ПЗ 6-10

З-ПЗ№3-6

Задания на СРС по темам №№8-14 для всех форм обучения





+

+

Примечания к таблице 3:

1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции.

В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС.



2. Содержание подготовки курсовой работы, подготовки к экзамену приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения.

    1. 2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины



Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице №3

Таблица № 3

Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения



Наименование интерактивных образовательных технологий

Реализации интерактивных образовательных технологий

Очная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

Тренинг по теме № 3 Политические и правовые учения Древней Греции и Рима










I. Информационный блок (мини лекция)

Тема № 3

Трудоемкость – 4 часа



Тема № 3

Трудоемкость – 1 час



Тема № 3

Трудоемкость – 1 час



II. Выработка практических навыков

Мозговой штурм

Цель – формирование у студента специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание политико – правовых учений Древней Греции и Рима.

Работа в малых группах

Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения нормативных актов в сфере исследования учений и направлений Древней Греции и Рима; умение выделять основные этапы античных учений; раскрывать содержание разных направлений в античных учениях, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Задание:

А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

Происхождение государства.


  1. Классификация форм государства.

  2. Критика тирании.

  3. Идеальные варианты политической организации общества в трактатах «Государство» и «Закон».

Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ



  1. Происхождение государства.

  2. Цели государства.

  3. Классификация форм государства.

  4. Полития – смешанная идеальная форма.

  5. Соотношение справедливости и права.

В.УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ.

  1. Определение государства.

  2. Цели и задачи государства.

  3. Классификация форм государства.

  4. Учение о смешанной форме.

  5. Классификация законов.


Дискуссия

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на вопросы и анализируется каждая из них.



Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.

Практическое занятие № 3

Трудоемкость – 2 часа



Практическое занятие № 2

Трудоемкость

- 1 час


Практическое занятие № 1

Трудоемкость – 1 час



Тренинг по теме № 6

«Политические и правовые учения в период ранних буржуазных революций»












I. Информационный блок (мини лекция)

Тема № 6

Трудоемкость – 2 часа



Тема № 6

Трудоемкость – 1 час






II. Выработка практических навыков

Мозговой штурм

Цель – формирование у студента специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание политических и правовых учений в период ранних буржуазных революций

Работа в малых группах

Цель - возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) в процессе исследования учений основных представителей Европы данного периода.

Задание:

А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ



  1. Особенности естественно-правовой теории в концепции Гроция.

  2. Происхождение государства, его цели и задачи. Определение государства.

  3. Естественное и положительное право.

  4. Законность в государстве и гарантии ее соблюдения.

  5. Международно-правовые взгляды Гроция.

Б.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ ДЖОНА ЛОККА.

  1. Происхождение частной собственности и государства.

  2. Политическая и гражданская свобода.

  3. Учение о законах и законности. Характеристика законодательной деятельности.

  4. Условия, необходимые для реализации права народа на оказание сопротивления законной власти.

В. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса. «Левиафан»

Г. Политико – правовые идеи Б. Спинозы.



Дискуссия

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на предлагаемые ситуации из исторической практики (возможно с элементами деловой игры).



Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.


Практическое занятие № 6

Трудоемкость – 2 часа



Практическое занятие № 4

Трудоемкость – 1 час






Тренинг по теме № 8, «Политические и правовые учения в период кризиса феодального строя и французской революции конца XVIII века»










I. Информационный блок (мини лекция)

Тема № 8,

Трудоемкость – 2 часа



Тема № 8,

Трудоемкость –1час



Тема № 8,

Трудоемкость – 1 час



II. Выработка практических навыков

Мозговой штурм

Цель – формирование у студента специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на место и роль политико – правовых учений в ходе Французской революции.

Работа в малых группах

Цель - возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) в процессе выявления основных направлений учений Европы в период кризиса феодального строя.

Задание:

А.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ III МОНТЕСКЬЕ.

1. Концепция преддоговорного состояния и условия заключения договора об образовании государства.

2. Роль географического фактора в определении формы государства и качества законов в разных странах и у различных народов.

3. Политическая и гражданская свобода в понимании Ш. Монтескье.

4. Лучшая для Франции форма правления.

Б.РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Ж.-Ж. РУССО


  1. Три степени происхождения неравенства.

  2. Критика тиранических (деспотических) политических режимов.

  3. Учение об общественном договоре.

  4. Идеальная республика: социальное и политическое устройство. Роль государства в жизни граждан республики.

  5. Правопонимание. Классификация законов.

В.ПРИНЦИПЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЙ В ТЕОРИИ М. РОБЕСПЬЕРА.



  1. Аргументация права народа на оказание сопротивления монархической власти.

  2. Учение о политических правах. Принципы свободы печати.

  3. Характеристика революционного правления.

  4. «Деспотизм свободы» против врагов народа.

  5. Особенности законности в революционном правлении. Революционное правосознание.

  6. Преследование врагов народа и подозрительных. Роль революционных трибуналов.

  7. Характеристики конституционного правления.

Дискуссия

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на предлагаемые ситуации из исторических работ.



Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.


Практическое занятие № 8

Трудоемкость – 2 часа




Практическое занятие № 6

Трудоемкость – 1 час



Практическое занятие № 3

Трудоемкость – 1 час



Тренинг по теме № 12 «Политические и правовые учения в России в XVIII - начале XX вв.»










I. Информационный блок (мини лекция)

Тема № 12

Трудоемкость 4 часа



Тема № 15

Трудоемкость 1 час






II. Выработка практических навыков

Мозговой штурм

Цель – формирование у студента специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на особенности развития политической мысли в России.

Работа в малых группах

Цель - возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) в процессе изучения основных направлений русской политико-правовой мысли в 19 веке.

Задание:

А.ПЛАН ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО.

Происхождение государства.

Цели и задачи государства.

План государственных преобразований 1809 г.: форма правления, государственное устройство.

Критика крепостного права: проект его ликвидации.

Проект социальной организации общества.

Б.ПРОЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ В УЧЕНИИ Н.М. КАРАМЗИНА



  1. Проекты реформирования российского самодержавия.

  2. «Самодержавие – Палладиум России».

  3. Представление о разделении властей.

  4. Сословная организация российского общества.

  5. Отношение к крепостному праву и предложения по его ограничению.

  6. План развития образования России.

В.«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ.

  1. Желательная для России форма правления и государственного устройства.

  2. Отмена крепостного права и ее условия. Режим землевладения.

  3. Пути и средства преобразований.

  4. Революционное правление и его характеристика.

Г.ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ Н.М. МУРАВЬЕВА.

  1. Форма правления, государственное устройство и политический режим по проектам Н.М. Муравьева.

  2. Принципы организации местной (державной) власти.

  3. Условия ликвидации крепостного права и сословных привилегий.

  4. Пути и средства достижения конституционных преобразований в России.

Дискуссия

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на предлагаемые ситуации из истории России.



Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.


Практическое занятие № 12

Трудоемкость – 2 часа



Практическое занятие № 9

Трудоемкость – 1 час






Итого

12 час.

4 час.

2 час.


2.3.3. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий

Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков бухгалтерского финансового учета.



Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;

- овладение методикой и практическими навыками анализа направлений развития политико – правовой мысли;

-систематизация практических навыков сравнения теорий и школ в сфере развития осмысления институтов государства, права и политики;

-овладение методикой обоснования собственной точки зрения по вопросам государства, права и политики с опорой на теоретические знания;;

- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;

- приобретение навыков публичных выступлений.

Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения.

Осуществление занятий в интерактивной форме возможно с применением следующих образовательных технологий:

Адаптивное обучение способ организации учебного процесса с учётом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения.

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, театрализация в обучении и др.

Деловая игра метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы.

Круглый стол один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка.
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (вопросы к зачёту и практические задания, используемые в ходе текущего контроля).

Тренинг форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам).

Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учётом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается внедрять указанные инновационно-педагогические технологии. В рамках преподавания этого курса имеет значение обоснование выбора приёмов, с помощью которых материал отдельных тем будет усваиваться наиболее эффективно, а также планирование их внедрения при проведении каждого занятия.

Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах., обсуждениях проблем.

Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга.

Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий (раздел №7 настоящего УМК).



План тренинга включает:

  1. Подготовленные преподавателем варианты задания (не менее трех по каждой теме практического занятия ) с четко определенной предметной областью работы и практической направленностью.

  2. Отчетность студентов по выполнению задания.

  3. Обзор проведенного тренинга.

  4. Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.

Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в таблице №3 настоящего раздела УМК

Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания учений, школ и направлений в сфере становления и развития политико – правовых идеей применительно к теме практического занятия.

следующая страница >>