страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной программы Бакалавриат - страница №1/8
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИСТОРИЯ Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика, 080200.62Менеджмент Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Теории и истории государства и прав МОСКВА, 2013 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г.. N 464. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. N 17337 . - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16500 - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544. Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. N 17837 . - Учебный планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, Экономика, Менеджмент, одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года. Заведующий кафедрой А.А. Буреев Разработчики: А.Х.Шамгунов, Ректор МНЮИ, кандидат исторических наук, доцент А.А.Буреев , кандидат исторических наук, профессор Чернышова В.Ю., преподаватель Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Рецензент: Карлов С.Н. кандидат исторических наук Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 18 Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий 48 7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения 48 7.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения 52 7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения 56 Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 59 8.1.1.Очная форма обучения 59 8.1.2. Очно-заочная форма обучения 59 8.1.3 Заочная форма обучения 60 8.3 Оценка СРС преподавателем 60 8.4. Вопросы для самоконтроля 64 9.1. Задания 64 Раздел 10. Источники 78 10.1. Литература (основная) 78 10.2. Литература (дополнительная) 78 Раздел 11. Глоссарий (словарь) 79 Раздел 1. Общие положения 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов общекультурных компетенций по направлению «Юриспруденция» ОК – 4, по направлению «Менеджмент» ОК – 4, ОК – 6, ОК – 19, по направлению «Экономика» ОК – 3, ОК – 6 на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области познания исторического процесса, места и роли Истории Отечества во Всемирной истории. Требования к результатам освоения учебной дисциплины изложены в разделе 1.3 настоящего УМК. Цель курса - формирование у студентов исторического сознания и мышления, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах и важнейших тенденциях развития нашего Отечества в контексте мирового исторического процесса в объеме, необходимом выпускникам учебного заведения. Задачи освоения учебной дисциплины: - изучение истории Отечества в контексте мирового исторического развития; - изучение процессов развития человеческого общества с древних веков и до настоящего времени, которые наложили свой отпечаток на развитие России; - реализация интеллектуально-познавательной, мировоззренческой, воспитательной и практической функций учебной дисциплины в контексте целей курса; - выработка у студентов соответствующих навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция: их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины. 1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «История» относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика» (бакалавриат). 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Изучение дисциплины «История» происходит в первом семестре на всех формах обучения студентов по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика» (бакалавриат). В связи с этим, для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные предшествующим образованием. Можно опираться на знания, полученные студентами в процессе изучения школьного курса Всемирной истории и Обществознания. Знания, умения и навыки, формируемые вышеуказанными дисциплинами, приведены в таблице №1. Таблица №1 . Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами
1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине
Примечание: «*» в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий. 1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны освоить: Юриспруденция: 1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ОК -4
Экономика: 1.4.2 Требования к освоению компонентов компетенции ОК – 3
1.4.3 Требования к освоению компонентов компетенции ОК – 6
Менеджмент: 1.4.4 Требования к освоению компонентов компетенции ОК – 4
1.4.5 Требования к освоению компонентов компетенции ОК – 6
1.4.6 Требования к освоению компонентов компетенции ОК – 19
1.4.7. Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны : Знать: - историю Отечества как единый экономический, политический и духовный процесс на различных этапах ее развития в контексте всемирной истории; - основные исторические события, факты, даты, имена государственных деятелей; - общий ход всемирной истории, основные эпохи истории человечества и их хронологию; - основополагающие понятия, термины и категории истории как науки, методологические основы ее изучения;
- о типах цивилизации и этапах их развития; о реальном вкладе своего отечества в мировую историю; об общем ходе развития мирового сообщества на современном этапе; - о состоянии исторической науки в России и за рубежом, о наиболее актуальных проблемах истории; - об источниках исторического знания и приемах работы с ними. - использовать полученные знания для обоснования своей позиции и взглядов по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому: - владеть методами объективного анализа и оценки форм организации и эволюции государственного и общественного устройства нашего Отечества на различных этапах его развития; - выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа процессов, происходящих в России;
Владеть
Раздел 2. Формирование компетенций 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент» компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1.лекции; 2. активные / интерактивные формы (на всех практических занятиях); 3.практические занятия; 4. самостоятельная работа; 5.подготовка к экзамену; Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделе 3.2 и 9 настоящего УМК. 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2. Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС. 2. Содержание подготовки курсовой работы, подготовки к экзамену приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения. 2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице №3 Таблица № 3 Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения
2.3.1. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков в сфере Истории. Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины; - овладение методикой и практическими навыками изучения исторического процесса; -систематизация практических навыков изучения Истории; - обобщение всего комплекса знаний по дисциплине; - приобретение навыков публичных выступлений. Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения. Осуществление занятий в интерактивной форме возможно с применением следующих образовательных технологий: Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учётом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения. Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, театрализация в обучении и др. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (вопросы к зачёту и практические задания, используемые в ходе текущего контроля). Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам). Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учётом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается внедрять указанные инновационно-педагогические технологии. В рамках преподавания этого курса имеет значение обоснование выбора приёмов, с помощью которых материал отдельных тем будет усваиваться наиболее эффективно, а также планирование их внедрения при проведении каждого занятия. Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий (раздел №7 настоящего УМК). План тренинга включает:
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в таблице №3 настоящего раздела УМК Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания исторического документа и историко-методологической оценки конкретной ситуации применительно к теме практического занятия. |
|