Разноаспектный анализ текста с применением алгоритмов как одна из форм подготовки к егэ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задания для подготовки к егэ готовимся к егэ – 1: чтение 1 152.12kb.
Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в... 1 110.14kb.
Мастер-класс для преподавателей английского языка 3 262kb.
А у нас егэ! Если я не хочу сдавать егэ? 1 182.72kb.
Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке... 1 59.07kb.
Сборник методических материалов (из опыта работы учителей гуманитарного... 2 516.55kb.
I. Чтение, перевод, стилистический и грамматический анализ текста. 1 19.14kb.
"Музыкальный фронт": от борьбы с "буржуазностью" к "сумбуру вместо... 2 441.85kb.
Ii. Перформативные тексты и методологии науки. Постпозитивизм и смена... 1 92.15kb.
Литература (егэ) конкурсное, профильное Русский язык (егэ) конкурсное 1 89.9kb.
Литература (егэ) конкурсное, профильное Русский язык (егэ) конкурсное 1 81.89kb.
Неопримитивистский период в творчестве Григория Мусатова (1889 1941) 1 27.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разноаспектный анализ текста с применением алгоритмов как одна из форм подготовки - страница №2/2

Принципы деятельности учителя


  • От текста – к открытию;

  • Чтобы ребёнок научился анализу, учитель должен представить свой анализ на общее обсуждение первым;

  • Создание учеником творческой работы любого уровня требует индивидуального сопровождения учителя;

  • В споре рождается истина, в коллективном творческом обсуждении – хороший анализ;

  • Чтобы текст, а значит, и всё занятие тронули учеников, требуется большая предварительная работа учителя, прежде всего это труд души;

  • Комплексный анализ даёт результаты в обучении учеников разного уровня, если учителем индивидуально подобраны задания не только с учётом филологических компетенций учеников, но и их конкретных способностей и интересов;

  • На каждом занятии ученики должны получать оценки, причём система ежеурочного балла должна складываться из нескольких составляющих: предварительная самостоятельная работа с текстами (стартовый рейтинг), участие в коллективно-групповом анализе - интерпретации прочитанного текста и результат творческой работы. Такая система исключает случайные оценки и факт равнодушного прослушивания тем, по которым «не спрашивают»

  • Учителем системно ведётся рейтинг всех учащихся от занятия к занятию и мониторинг успешности каждого обучаемого в отдельности. Результаты заносятся в индивидуальные папки- накопители.



Библиографический список

 


  1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. //

РЯШ. – 2002. – №2

2.     Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

3.     Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках

русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

4.     Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.//

Русская словесность. - 2004. – №7

5. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию.

«Таврида» 2001

6. Гриценко Р.М. Разноаспектный анализ текста в 2-х частях.

Краснодар 2008

Приложение №1

Алгоритм «Правописание приставок».


Приложение №2

Алгоритм «Двоеточие в БСП»

Приложение №3

Текст для лингвистического анализа с ответами.( отрывок из 6 главы «Мертвых душ»)
1. Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. 6. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. 7. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины2...

Вопросы и задания к тексту с примерными ответами на них.

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Приведите их современные аналоги (соответствия). Объясните, где это возможно, какие изменения произошли в каждом случае.

а) отворивши совр.: отворив.

Суффикс деепричастия -вши- в современном языке употребляется преимущественно для образования деепричастий совершенного вида от возвратных глаголов (например: отвори-л-ся – отвори-вши-сь); при образовании деепричастий совершенного вида от невозвратных глаголов используется суффикс -в-;

б) (очутился) в свету – совр.: (очутился) на свету;

в) на бюре совр.: на бюро.

В современном русском языке заимствованное из французского языка слово бюро является несклоняемым существительным среднего рода (ср.: пальто, метро, табло);

г) (выложенном) перламутною (мозаикой) – совр.: перламутровой (мозаикой).

В современном русском языке употребляется окончание прилагательного ед. ч. ж.р. тв. п. -ой, -ей, окончание -ою, -ею является устаревшим.

2. Произведите фонетический разбор слова отворивши. Во втором и третьем предложениях найдите все слова со звуками [ф] и [ш]. Как называется прием изобразительности и выразительности речи, основанный на повторении согласных звуков? Какой звуковой образ создает Гоголь в этих предложениях? Какие еще согласные звуки, по вашим наблюдениям, повторяются в этом тексте? Какой звуковой образ дома Плюшкина они создают?



о-тво-ри-вши – 4 слога, 3-й ударн.

9 букв, 9 звуков: 5 согл., 4 гл.

Слова со звуками [ф] и [ш]: в комнату, входившим, широкой, находившейся, отворившим, в свету, представшим.
Прием, основанный на повторении согласных звуков, называется аллитерацией. В этих предложениях Гоголь создает звуковой образ мышиного шуршания.
Кроме того, в тексте повторяются звуки [ж], [з] и [с], которые в данном контексте ассоциируются с жужжанием мухи. Эти звуковые образы создают впечатление запустения и заброшенности дома Плюшкина, одиночества хозяина в нем.

3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов перламутный и перламутровый, учитывая, что производящие основы этих слов были заимствованы из немецкого языка (от Perlmutter). Во времена Гоголя существовали оба варианта прилагательного. Как вы думаете, почему писатель выбрал первый? Чего он этим достиг? В современном языке сохранился только второй вариант. Как вы думаете, почему? Обратите внимание на правописание современного слова.



перламут-н-ый <-- перламут + -н- (суффиксальный способ)

перламутр-ов-ый <-- перламутр + -ов- (суффиксальный способ)

Вероятно, Гоголь выбрал первый вариант этого слова потому, что для характеристики обстановки в доме Плюшкина ему важна была ассоциация по созвучию: перламутный – мутный, то есть вместо изысканности и чистоты линий мозаики нечто мутное, неясное, неразборчивое – словом, никуда не годное теперь, хотя когда-то было ценным и красивым.


В современном языке сохранилось только слово перламутровый, видимо, потому, что оно более точно соответствует немецкой первооснове.

4. В языке эпохи Гоголя существовали, как и сейчас, два синонимичных слова: подвал и погреб. Как вы думаете, почему писатель выбрал в данном случае второе? Чтобы ответить на этот вопрос, найдите в толковом словаре точное определение его значения, а также подберите к этому слову однокоренные, а к ним – современные синонимы; попытайтесь определить внутреннюю форму слова погреб.



погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов

погреб –
погребать (книжн., устар.) –
погребение (устар.) –
погребальный
обряд (устар.)

= хоронить


= похороны
= похоронный обряд

Внутренняя форма слова погреб связана с захоронением (хранением) под землей.
Гоголь выбрал именно слово погреб, так как ему было важно создать здесь определенный ассоциативный ряд: в дом Плюшкина Чичиков входит, как в погреб, то есть туда, где холодно и темно, как под землей, где нет жизни, где все мертво, как в могиле.

5. Обратите внимание на описание нагроможденной в комнате Плюшкина мебели. Как вы полагаете, почему среди предметов мебели оказались часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину? С какой целью автор создает этот образ? Чтобы полно и убедительно ответить на этот вопрос, подумайте, каково смысловое значение этимологического корневого повтора паук – паутина. (Для справки: слово паутина по одной из версий происходит от диалектного паут; по другой версии – от слова паук с чередованием конечного согласного корня: паучина в древнерусском, а затем с заменой согласного ч – паутина.)

Повтор этимологически однокоренных слов паук – паутина подчеркивает давнюю запущенность комнаты Плюшкина и создает зрительный образ чего-то пыльно-серого, неподвижного, застывшего. С одной стороны, сначала могло показаться, что беспорядок здесь связан с предстоящим мытьем полов, однако с другой, поскольку паук уже приладил паутину, понятно, что это не временное, а постоянное состояние жилища героя. Образ часов с остановившимся маятником как нельзя более точно выражает сущность жизни самого хозяина дома: время для него давно остановилось, жизнь замерла и подернулась паутиной. Вот почему Гоголю важно поместить среди бессмысленно нагроможденной мебели этот емкий символ – остановившиеся в незапамятные времена часы.

6. Во втором, третьем и пятом предложениях найдите действительные причастия прошедшего времени. Выпишите их с определяемыми словами. Найдите и отметьте окончания причастий. Объясните правописание этих окончаний.



Схема 1
Окончания причастий и прилагательных (кроме форм и.п. при одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода и в.п. при неодушевленных существительных мужск. р.) можно проверить окончанием вопроса, который задается от определяемого слова: как-им? – окончания -им, -ым; как-ого? – окончания -ого, -его и так далее (см. схему 1).

7. Объясните, почему в выписанных сочетаниях предыдущего задания в двух первых случаях ставится запятая, а в двух последних – не ставится. Каков характер этой запятой: это разделяющий или выделяющий знак? Объясните все знаки препинания во втором предложении текста.

В двух первых сочетаниях (см. схему 1) ставится запятая, потому что согласованное определение, частью которого является причастие, стоит после определяемого существительного, следовательно, оно обособляется:
Если же согласованное определение стоит непосредственно перед определяемым существительным и не имеет дополнительного обстоятельственного значения (третий и четвертый примеры), то оно не обособляется:
Стоящая в первых двух примерах запятая выделяющая, так как речь идет об обособлении согласованных определений, то есть о выделении их знаками препинания с двух сторон.
Обратимся к схеме 2. Выпишем и разберем второе предложение текста, чтобы объяснить знаки препинания в нем.

Схема 2
Как видим, все запятые в этом предложении стоят при согласованных определениях: первая и третья выделяют ряд согласованных определений, относящихся к существительному (в) комнату; третья и четвертая обособляют согласованное определение, стоящее после определяемого существительного светом, одновременно четвертая открывает обособление согласованного определения, стоящего после определяемого существительного щели; закрывающая запятая здесь поглощается точкой в конце предложения. Вторая запятая не является выделяющей: она разделяет однородные согласованные определения тоже темную и чуть-чуть озаренную светом.

8. Проведите лингвистический эксперимент: во втором предложении текста одно из определений, выраженных причастным оборотом, замените синтаксическим синонимом. Запишите получившееся предложение. Обратите внимание на то, что оно стало более стройным. Как вы думаете, почему же тогда Гоголь не произвел такой замены?



Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, который выходил из-под широкой щели, находившейся внизу двери.

Предложение стало более стройным как отдельно взятое, вне контекста. Вероятно, Гоголь не произвел подобной замены, потому что ему важно было сохранить аллитерацию в этом тексте, а также потому, что единственным действующим лицом в этом предложении должен был быть Чичиков. В экспериментальном же предложении возникает второе грамматическое «действующее лицо» – свет:

9. Обратите внимание на то, что в седьмом предложении Гоголь, напротив, использует придаточную определительную часть, а не причастные обороты. Как вы полагаете, почему в этой части текста это вполне уместно? Обозначьте скобками части седьмого предложения, разберите его по членам предложения. Объясните устно знаки препинания.

В этой части текста Чичиков перестает быть «действующим лицом», все внимание сосредоточивается на самих предметах интерьера комнаты Плюшкина, поэтому здесь уместна конструкция с придаточной частью, где подлежащим становится союзное слово которая, заменяющее существительное мозаика



Схема 3
10. Укажите все сложноподчиненные предложения текста.

Сложноподчиненные предложения: 1, 4, 5, 7. Приведенной схеме соответствует предложение 4 с однородным подчинением. Здесь не ставится запятая перед сочинительным союзом и, соединяющим две однородные придаточные части, так как внутри ряда однородных придаточных знаки ставятся так же, как между однородными членами предложения. А между двумя однородными членами, соединенными одиночным не противительным союзом, запятая не ставится. Таким образом, в этом предложении необходима только одна запятая, указывающая на границу между главной и придаточными частями.

11. Выпишите из текста все страдательные причастия прошедшего времени и имена прилагательные с двумя н (выписывать нужно в начальной форме), распределив их в таблице:


прилагательные, образованные от имен существительных

прилагательные, образованные от глаголов

страдательные причастия прошедшего времени

Объясните в каждом случае правописание нн. Произведите словообразовательный разбор отглагольного прилагательного. Как вы думаете, почему в этом тексте так много имен прилагательных и причастий?

прилагательные, образованные от имен существительных

старинный

прилагательные, образованные от глаголов

сломанный

страдательные причастия прошедшего времени

озаренный прислоненный выложенный наполненный







В прилагательных, образованных от существительных, нн пишется, в частности, на стыке морфем: одна буква н является последней в корне или в основе, от которой произведено прилагательное, а вторая представляет собой суффикс прилагательного.
В прилагательных, образованных от глаголов, нн пишется, например, в том случае, если производящий глагол – это глагол совершенного вида: с-лом-а-нн-ый ¬ с-лом-а-ть (сов. в.) + -нн- (суфф.).

В страдательных причастиях прошедшего времени в полной форме пишется нн, так как эти причастия образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -енн-, -нн- (еще и при помощи суффикса -т-).

В этом тексте много имен прилагательных и причастий, потому что это текст-описание. Автор ставил перед собой задачу создать зримое, объемное изображение дома Плюшкина, передать атмосферу этого дома, а через нее создать представление об образе жизни и характере самого хозяина.

Приложение № 4

Приложение 5

Приложение 6

Проблемы, выявленные в повести Б.Васильева «Летят мои кони».


Проблема сохранения исторического образа города.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»





Смоленск — в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей — расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием.

Проблема нравственной ответственности человека перед другими людьми.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Автор считает, что люди делятся не на русских, поляков, евреев или литовцев, а на тех, на кого можно положиться и на кого положиться нельзя.

Проблема любви к большой и малой Родине.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



«Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты — колыбель детства моего!» - писал Б.Л. Васильев


Проблема роли матери в воспитании

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Б.Л. Васильев говорит о том, что голос мамы до сей поры звучит в его душе. Он с самого нежного возраста заронил в сознании мальчика искру ответственности, также мама привила ему великое чувство повседневного бытового интернационализма.

Проблема межнациональных отношений

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Создатель повести считает людей мира разных национальностей своими друзьями. Доказательством возможности мирного сосуществования является дворик его детства.

Проблема роли учителя в жизни человека

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая прививала детям любовь к Родине, воспитывала их настоящими гражданами Отечества.

Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Автор повествует, как при прикосновении он ощутил его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови своих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда Б.Л. Васильев впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым.

Проблема утраты духовных ценностей

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Б.Л. Васильев с презрением повествует о встрече с молодыми учеными, в маленьком городе, где даже кладбища своего нет, которые считают, что история не нужна в век НТП, что она не может ничему научить современного специалиста.

Проблема сохранения исторических ценностей.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Повествующий желает передать всю красоту ощущений, которую он испытывал, производя раскопки, отчетливо ощущая не денежную, а неуловимую историческую ценность находок.

Проблема войны и жизни детей во время войны.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



В годы войны детей рожали неохотно, потому смерть меняла одежды куда чаще, чем самая модная модница, прикидываясь сегодня тифом, завтра — случайной пулей, послезавтра — оспой или расстрелом по ошибке. И на все нужны были силы, и на все их хватало. На все — кроме детей.

Проблема ценности человеческой жизни

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Несмотря на все обстоятельства самого страшного времени, героиня повести, Эля, решает рожать. Ведь роды — великое чудо. Может быть, самое великое из всех чудес.

Проблема бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Тихий, аккуратный, очень скромный с самой человечной и мирной из всех профессий, доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, ценой собственной жизни спас детей.


Проблема чувства благодарности к другим людям.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Жители Смоленска ощутили невосполнимую горечь утраты, потеряв добрейшего человека, доктора Янсена. Все они молятся за упокой души и вечное блаженство не отмеченного ни званиями, ни степенями, ни наградами провинциального доктора Янсена…


Проблема роли книги в жизни человека.

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони…»



Автор говорит о том, что книга - единственная ценность как каждого человека, так и всего человечества. И совсем необязательно иметь полный дом книг, которые никто не раскрывает, пусть она будет хоть одна, даже не своя, но прочитанная осмысленно.

Приложение №7

Аргумент - это довод, доказательство какого-либо утверждения. Аргументы могут быть сжатыми (в этом с лучае они могут представлять собой отдельные предложения) и развёрнутыми (в таких случаях они могут состоять из нескольких или даже многих предложений).

Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни(в том числе собственной).

Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почёрпнутых из художественной литературы



Аналогия –форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком – либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.
Проблема текста - это какой- либо сложный вопрос, задача, требующие разрешения, серьёзного размышления, исследования. Проблема всегда предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. В тексте может быть не одна, а несколько проблем - в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.
Приложение 8

Текст для анализа.

1)Те, кому пришлось уехать с «малой родины», не - вольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть. (2)С годами грусть слабеет, но совсем не проходит. (З) Мне бывает даже стыдно, что я взял и уехал когда -то...

(4)Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. (5) Может быть мне это нужно чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности». (6)Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться - другое дело, когда отступать некуда. (7)Я думаю что русского человека во многом выручает сознание того, что есть ещё куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. (8)И какая - то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая -то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. 9.Видно та стойкость духа, какую принесли туда наши предки , живёт там с людьми и поныне. (10)И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

(По В. Шукшину.)



  1. Задание: подготовить наброски к сочинению, выбрать основную мысль текста, вступить в диалог с автором.(Индивидуальное задание для отличницы)

  2. Класс ищет вводные слова в тексте.

  3. Определяет тип речи.

  4. Выясняет проблему и её актуальность.

  5. Подбирает аналогию из других произведений.

Приложение 9

Приложение №10
Разработка урока по теме опыта в 11-ом классе

Тема урока: Вводные слова и словосочетания. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.

Цели урока: совершенствовать знания учащихся по теме: вводные слова

Развить умение определять в тексте вводные слова.

Отработать навык постановки знаков препинания при них.

Развить навык работы над текстом;

Отработать западающие темы по итогам КТДР

Воспитать чувство любви к малой родине.

Оборудование: алгоритмы, тесты, карточки, мультимедиа

Ход урока:

I.Оргмомент (сообщение целей урока, кроме последней)

II. 1.Проверка домашнего упражнения (выборочно)

2.Слово учителя. Запись темы урока в тетрадях. Повторим, не повторяясь. Выясним, что мы помним из курса 8 класса, что новое даёт курс 11 класса?

Фронтальный опрос:

-Какие слова называются вводными?

- Как определить их в предложении, в тексте?

-Ученица имела опережающее задание :выучить стихотворение о вводных словах.

3. Алгоритм для лириков.

Проекция на экран алгоритма. Ребята, на портах у вас алгоритмы, они напоминают, на какие группы делятся вводные слова.

с места поясняет, как с помощью схемы разобраться, какое слово является вводным, а какое не является.


Используя алгоритмы, устно выполняем упражнение 453, комментируем, письменно выполним дома.

4. Обращаемся к учебнику. Комментируем параграф 92 и выясняем, что нового мы узнали, в отличие от курса 8 класса.

5.Тренировочные задания по образцу КИМов (А21). Задание на экране. Устно комментируем, ответы записываем.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?


Может (1) там, за избушкой, на увале зацвёл папоротник; говорят (2) найдёшь цветок папоротника - невидимкой станешь, можешь (3) забрать всё богатство у богатых и отдать бедным, можешь даже (4) выкрасть у Кащея Бессмертного Василису Прекрасную и вернуть её Иванушке.

1)1,2 2)1,3,4 3)1,2,3,4 4)2,3


А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Если вы изучили звуковой состав чужого языка и его грамматику, но у вас бедный словарный запас, вы (1) вероятно (2) никогда не сможете понимать этот язык и говорить на нём. Но (3) конечно (4) одни слова без знания звукового состава и грамматического строя тоже не обеспечивают владения языком.

1)1,2 2)1,3 3)3,4 4)1,2,3,4


А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1)1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4) 1,3
6. индивидуальная тестовая работа с последующей взаимопроверкой.(А 21)

Вставить рис 2,3


Домашнее задание п.92, упражнение 453

III.Обратимся к тексту на экране. Его анализ поможет нам подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. Мы закрепим материал, изученный сегодня, повторим темы, в которых допустили ошибки на КТДР.

1)Те, кому пришлось уехать с «малой родины», не - вольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть. (2)С годами грусть слабеет, но совсем не проходит. (З) Мне бывает даже стыдно, что я взял и уехал когда -то...

(4)Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. (5) Может быть мне это нужно чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности». (6)Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться - другое дело, когда отступать некуда. (7)Я думаю что русского человека во многом выручает сознание того, что есть ещё куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. (8)И какая - то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая -то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. 9.Видно та стойкость духа, какую принесли туда наши предки , живёт там с людьми и поныне. (10)И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

(По В. Шукшину.)


  1. Задание: подготовить наброски к сочинению, выбрать основную мысль текста, вступить в диалог с автором.(Индивидуальное задание для отличницы)

  2. Класс ищет вводные слова в тексте.

  3. Определяет тип речи.

  4. Выясняет проблему и её актуальность.

  5. Подбирает аналогию из других произведений.

Учитель плавно подводит класс к пониманию последней цели урока:

Воспитать чувство любви к малой родине. В 11 классе это актуальная тема. Все готовятся покинуть родную станицу, текст Шукшина заставляет их задуматься… IV.Итог урока.


Приложение 11



Рекомендации к написанию части С

Перед тем как приступить к письменной работе, важно внимательно прочитать исходный текст (очень часто его ошибочная трактовка возникает вследствие невнимательного чтения).

Автор сочинения должен рассматривать исходный текст в 4-х аспектах:


  1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

  2. Комментирование проблемы, поднятой автором текста.

  3. Авторская позиция.

  4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.

Рассмотрим каждый аспект подробнее.

1. Как обозначить проблему и с чего начать? Идеально, если вы начнете все же с какого-либо вступления. Это могут быть: цепочка вопросительных предложений (Что такое счастье? Как жить, чтобы чувствовать себя счастливым?); Назывные предложения: А.С. Пушкин. Это имя дорого каждому. Риторический вопрос

Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно найти, выбрать и прокомментировать одну из них. Какую проблему выбрать для рассмотрения? Конечно, ту, над которой автор размышляет больше всего, по поводу которой отчётливо видна его позиция и есть что сказать вам. Желательно, чтобы слово «проблема» прозвучало в самом начале вашего сочинения.

Работа со словом проблема



Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема.

Проблема (чего?): войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, культуры, нравственности.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, пытаться разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Думать, работать над какой-либо проблемой.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:



1) Проблема (чего?)

Автор затрагивает проблему отцов и детей.

В тексте поднимается проблема одиночества.
Комментарий (рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо) от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии – что делает автор.

При комментировании можно ответить на следующие вопросы:



  • К какой категории относится эта проблема (нравственная, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?

  • Какова степень ее актуальности? (актуальная, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?

  • Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?

  • Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).

Необходимо чётко сформулировать авторскую позицию.

Она может быть заявлена прямо в каком-либо предложении данного текста, а может прочитываться благодаря подбору материала и выбору языковых средств, о чем следует сказать особо, подчеркнув, на каком основании вы делаете вывод об авторской позиции. Важно, чтобы освещение авторской позиции не прочитывалось как комментарий к тексту. Поэтому нужно акцентировать внимание на том, как вы поняли цель автора и его мнение о поднятой проблеме и путях ее решения.



Как выявить позицию автора?

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.


Если позиция автора публицистического текста выражена четко и ясно, то её выявление в художественном тексте может потребовать от вас бoльших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

- что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

- Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.


Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Варианты введения этого аспекта:

- Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать), подборе фактов (языковых средств)…

- Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…

4. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения.

Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:


  • тезис (положение, которое надо доказать);

  • аргументация (доказательства, доводы);

  • вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль текста, выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать.

Типы аргументов:

Различают аргументы «за» и «против». Если вы согласны с позицией автора, то должны постараться не повторять его доводы, использованные в тексте, а привести свои.



Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: «Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как…». Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!

Аргументы «за» должны быть:

  • Правдивыми; опираться на авторитетные источники;

  • доступными, простыми, понятными;

  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.


Приложение 12

Фрагмент сочинения аттестуемого.

Странно: почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

И не за то вовсе, что было в школе, — нет,

а за то, что сталось с нами после.

В. Распутин


Первая учительница есть у каждого из нас. Этого человека забыть невозможно, так же, как и перестать быть ей благодарным. И чем старше становимся, тем больше мы это понимаем. Любовь к ней и преданность её убеждениям, советам, принципам - необъяснимы, но вместе с тем естественны, как и любовь к матери. Такой осталась в памяти Искандера его Александра Ивановна. Такая первая учительница была и у меня. И невозможно передать словами всех чувств к этому преподавателю - она и наставник, и друг, и советчик. И до сих пор при первой же возможности мы с ребятами мчимся к ней, чтобы просто поговорить. Я думаю, умение именно разговаривать с детьми, быть близкими духовно – вот главное достижение каждого учителя. Такими были отношения Лидии Михайловны с главным героем В.Распутина «Уроки французского», которая, желая помочь мальчику, играла с ним в «пристенок» на деньги. И есть ещё множество других литературных произведений и художественных фильмов о самоотверженном труде учителей, об их человечности. Но сегодня существует серьёзная проблема, связанная с этой профессией. Первый учитель, да и учитель вообще — фигура в обществе, имеющая колоссальное, но недооцененное значение. Именно он формирует знания, взгляды и моральные принципы подрастающего поколения. И формирует их по своему подобию, а не по директивам руководства. От того, какие у нас учителя сегодня напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества и каково будет нашему поколению в нем. На сегодняшний день профессия учителя — одна из наименее престижных. Многие учителя просто стесняются называть свою профессию при знакомстве. Пожалуй, лишь в деревнях учителя, врача и председателя уважительно называют на "вы", остальных — на "ты". Да и то это скорее дань уважения к личности, учившей почти все население деревни, нежели действительное уважение к профессии. Выходит, что учителем теперь быть стыдно? Выходит, что учительский труд сегодня не ценится. А разве так можно?..

Приложение 13

Результаты ЕГЭ 2011г.







по Краснодарскому краю

По Абинскому району

По школе 43

11 «а»


Средний балл 2011г

62,8

61,27

74

Критерий 1

Умение выявить проблему








100%


Критерий 2

Комментарий проблемы








100%


Критерий 3

Определить позицию автора








96%


Критерий 4

Свои аргументы









100%


14. Владение ЗУН на творческом уровне



Результаты участия в районных олимпиадах и конкурсах

Предмет

годы




2008

2009

2010

2011

Русский язык













Литература




I место

II место




Журналистика

«Проба пера»

I место

1 место







Конкурс исследовательских работ Научно – практическая конференция

I место

II место

II место

II место

Награждены медалями

золотая










2

серебряная










4

Приложение 15

Результаты ЕГЭ по русскому языку


/ годы

2006

2008

2009

2011

Средний балл ЕГЭ по русскому языку

45

53,5

58,1

74

ЕГЭ по литературе

-

-

78 (1-е место в районе)

-

Приложение 16

Результаты ГИА 9 «б» класс 2011год


КТДР/Дата


24.11

26.12

16.02

6.04

ГИА 2011

Обученность

Класса



64%

64%

41

79%

100%

Качество



21%

21%

10

68

74


Приложение 17<< предыдущая страница