Неопримитивистский период в творчестве Григория Мусатова (1889 1941) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О жизни и творчестве М. И. Цветаевой(1892 -1941) 1 59.04kb.
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин 23 января 1889 1 36.36kb.
Первый период (22июня 1941 г. 18 ноября 1942г.) Трагическое начало... 1 20.57kb.
Эгейский период. Крито-микенская культура 1 215.74kb.
Великая Отечественная война Даты 1 71.06kb.
Список погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг 1 169.54kb.
Н. В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует... 1 245.19kb.
Скалацкий павел павлович 1 14.61kb.
Христианские мотивы в творчестве Достоевского 1 58.44kb.
Красноярский край в Великой Отечественной войне: тыл фронту 1 102.71kb.
Литературная Британия в творчестве русских поэтов и современников 1 200.98kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Неопримитивистский период в творчестве Григория Мусатова (1889 1941) - страница №1/1

Неопримитивистский период

в творчестве Григория Мусатова (1889 – 1941)

Костина Д.А.

Магистрант 1 курса

Уральский государственный университет им. А.М. Горького, факультет

искусствоведения и культурологии, Екатеринбург, Россия

darja.kostina@gmail.com
Григорий Мусатов (1889-1941) – русский художник-эмигрант, покинувший страну в 1920 году. С 1921 года и до конца жизни он жил в Чехословакии, где активно занимался живописью и графикой. В Чехословакии его творчество было хорошо известно в межвоенный период, однако в последствие по различным причинам интерес к нему угас. В России он также практически не известен, так как работы, созданные художником на родине, утеряны, и ни одно российское государственное собрание не располагает произведениями этого автора.

Доклад посвящен анализу раннего периода творчества Мусатова в эмиграции (1920-е гг.), отмеченного обращением художника к направлению неопримитивизма. В это время в его живописных произведениях встречаются мотивы, близкие творчеству таких известных представителей русского авангарда, как Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Марк Шагал. С творчеством этих художников Мусатова сближают одни и те же истоки, повлиявшие на появление и развитие в русском искусстве начала ХХ в. неопримитивизма. Отец Григория Мусатова был иконописцем, именно поэтому художник испытал сильное влияние иконописи, что отразилось в его работах 1920-х гг. («Крестный ход», «Стенька Разин» и др.). В это время его привлекают фольклорные мотивы и эстетика городского наивного искусства. Вероятно, это обусловлено тем, что все детство художник провел в Самаре – провинциальном губернском городе. Ностальгическое настроение пронизывает практически все произведения 1920-х гг., посвященные изображению повседневного быта периферийного русского города. Стилистика лубка, статичная композиция, отсутствие динамики, пестрый колорит отличают произведения этого периода.

Однако не только русские истоки питали неопримитивизм Мусатова. Можно отметить определенную близость работ русского художника творчеству знаменитого французского примитивиста Анри Руссо, вдохновлявшего не только европейских, но и русских авангардных мастеров. Такие произведения Мусатова, как «Барашки» или «Лев», кажутся инспирированными именно Руссо. Однако, несмотря на схожие черты в творчестве Руссо и Мусатова (открытые локальные цвета, застылость фигур, создание лиц-масок), художники конструируют совершенно разные образные миры: если Мусатова интересует реально существовавший жизненный уклад дореволюционной российской провинции, то Руссо создает фантастическую «зашифрованную» [1, C. 211] реальность.

Неопримитивистская линия, поэтичность и мечтательность роднит Мусатова и известного чешского художника Яна Зрзавого, рекомендовавшего Мусатову вступление в крупное чешское художественное объединение «Umělecká Beseda» («Умелецка Беседа») в 1923 г. Тем не менее, интерпретация метода в произведениях Зрзавого и Мусатова все же отличается. В полотнах Мусатова гораздо больше непосредственной жизни, иронии, они лишены характерного для творчества Зрзавого мистицизма.



Таким образом, можно заключить, что творчество Григория Мусатова 1920-х гг. в определенной степени являет собой продолжение зародившейся в недрах русского авангарда 1910-х гг. линии неопримитивизма. В то же время близость таким художникам, как Анри Руссо и Ян Зрзавый, позволяет говорить о слиянии Мусатова и с общеевропейской художественной традицией в этот период.
Литература


  1. Бессонова М.А. Соприкосновение «наивной» живописи Таможенника Руссо с профессиональным искусством его эпохи // Искусствознание. 1988. Вып. 23. С. 207-223.

  2. Володин В.И. Самара, музей, художники. Воспоминания и исследования. Самара, 1997.

  3. Еленев Н. Русское изобразительное искусство в Праге // Русские в Праге: 1918-1928 гг. Прага, 1928. С. 284-310.

  4. Каменский А.А. Марк Шагал и Россия. М., 1988.

  5. Поспелов Г.Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.

  6. Jahovsky A. Grigorij Musatov. Anti-surrealismus. Praha, 1931.

  7. Lamač M. Jan Zrzavý. Praha, 1980.