Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №4, сентябрь 2011 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 3 990.26kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель... 1 314.22kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Моу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы 1 70.41kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 68.17kb.
Литература Название курса: Постмодернизм в русской литературе ХХ... 1 142.43kb.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона... 1 40.59kb.
Моу богдашкинская сош Цильнинского района Учитель русского языка... 1 207.86kb.
«Изначальней всего остального Любовь» 1 72.67kb.
Д. В. Веневитинов 1 210.99kb.
Скачено: июль 2007 11 3080.45kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №4, сентябрь 2011 - страница №1/1


Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №4, сентябрь 2011 г.

Использование современных педагогических технологий как способ повышения профессиональной культуры учителя русского языка и литературы

(выступление Ежовой Е.Ю., учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №4, 20 сентября 2011г.)

Технология мастерских

Школа ребенку должна обязательно

приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям,

но и забота об успешности учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.

При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся. А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.

Уроки словесности призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология мастерских.

В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, психологии гуманизма Л.С.Выготского. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами в 20-х годах XX века Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.

Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе. Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.

Почему данная технология получила название «Мастерская»?

Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».



Ведущими идеями технологии являются:

1. “Вызов современной педагогике”.

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

3. Все способны.

4.Интенсивные методы обучения и развития.

5. Новый тип педагога.

Основная идея мастерской – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.



Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

• право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

• диалоги участников мастерской

• диалоги отдельных групп

• диалог с самим собой

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

Принципы построения занятия в мастерской можно определить следующими словами: сотрудничество, совместный поиск, сотворчество, самостоятельность, опережающий поиск, занятость всех учащихся. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи. Организация групп осуществляется по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.

II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляются в соответствии моделями групп, сформированных к данному уроку, по уровню сложности. Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.



Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.В качестве примера можно привести эпиграф к мастерской по поэме А.Блока «Двенадцать»: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию, а услышав, бегите прочь». (А Блок)

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.

На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос. Здесь уместно привести высказывание критиков, например о Чехове: « Господин Чехов не живет в своих произведениях, а так себе гуляет мимо жизни и гуляючи ухватит то одно, то другое. Господин Чехов с холодной кровью пописывает, а читатель с холодной кровью почитывает».



Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.

Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. Вот такие стихи написали ученики 5 класса во время интегрированного урока литературы, ИЗО, музыки по теме «Весна»:

Весенняя сказка

Вот и кончилась зимняя стужа,

Наступают весенние дни!

Скоро буду я бегать по лужам

И кораблик пускать в ручейки!

Ярко солнышко греет нам душу,

Наконец-то весна и тепло!

Возвращаются певчие птицы,

И на улице дольше светло.

Появилась зеленая травка,

Распустилась сирень во дворе.

Как прекрасна весенняя сказка,

Но пора уж мечтать о жаре!
Скрипченко Н.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.



Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.

На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.



Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. Вот так ученики 8 класса оценили свою работу:

Учимся в 8 мы классе, Гриша вышел отвечать,

Класс у нас отличный, Но не знал, с чего начать.

Хоть и шумный чересчур, Час молчал, потом изрек:

Зато энергичный. «Елена Юрьевна, звонок!»

Правила и методические приёмы:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности других групп, проводят дискуссии между группами.



Концептуальные соображения:

• Культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.

• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.

• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.

• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

В работе используются различные виды мастерских в зависимости от темы урока и возраста учащихся.



1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;

2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);

3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);

4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 11 класс.

3. Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения в прозе» – 10 класс.

4. Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. «Тема взаимоотношений между детьми и родителями». К.Г.Паустовский «Телеграмма».

6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».

7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам. «По следам Печорина» – 9 класс.

8. Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на Бородинском поле» – 5 класс.

9. Психологическая мастерская. «Психологический портрет героев романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева» – 10 класс.

10. Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

В мастерских активно используются информационные технологии, позволяющие сделать урок ярким, зрелищным, информационно насыщенным и поэтому запоминающимся.



Современные образовательные технологии, безусловно, учитывают существующие требования к организации обучения и воспитания школьника. Практически любая из них предполагает субъектную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности. В педагогических мастерских, как ни в какой, на наш взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Не случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее. Задача педагога-мастера - включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания. И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.



Рекомендуем!

Технологическая карта проведения педагогической мастерской в 5 классе

(при изучении повести Сент-Экзюпери «Маленький принц»)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начало мастерской (индуктор)

Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы, а вокруг находятся очень важные вещи. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг предметы, ценности составляющие ваш собственный мир. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?

Моделирование. Актуализация личного опыта учащихся.

Первый этап.

Путешествие в страну Маленького Принца.
Что он любит? Что представляет его планета? Какие правила он соблюдает? И т.п. Самые яркие афоризмы записываем на доску. (Можно заранее приготовить звезды) Например,

Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь.

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ты всегда в ответе за того, кого приручил.

Светильники нужно беречь, порыв ветра может их погасить.

У каждого человека свои звезды.


Ребята рассказывают о планете Маленького Принца, используя текст произведения. Обязательно цитирование важных мест. При этом разрешается рисовать, записывать свои мысли на отдельных листках. Они пригодятся для написания суждений.

Второй этап

Проблемное поле:

Может ли человек быть счастлив на своей планете в абсолютном одиночестве?

Что приносит человеку большее счастье: собственное благополучие или благополучие близких?

Что значит заботиться о других?


Обдумав эти вопросы, попробуем дописать мысли, так щедро подаренные нам Антуаном Сент-Экзюпери.

Осколки фраз, предложенные ученикам для осмысления:
Так я сделал очень важное открытие…

Есть такое твердое правило…

Я открою тебе один секрет…

….это страшно важно и неотложно…

Я начинаю понимать,….


Рефлексивный этап.

Как вы думаете, а стал бы Маленький Принц дружить с вами? Что общего есть между вами?
На прощание все участники мастерской берут любые звезды - афоризмы из сказки «Маленький принц»

Написание суждений «Я и Маленький принц», «Моя планета»

Литература

1.Белова Н.И, Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2004. - 224 с. (Серия "Педагогическая мастерская ").

2. Еремина Т.Я.Мастерские по литературе. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.

3. Попова Е.Н., Зинченко Н.В. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. – Волгоград: Учитель, 2008.



4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.