Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке к егэ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Назначение и устройство трансформатора» 1 78.43kb.
Игра «Счастливый случай» 1 69.33kb.
Практикум 3(С), А. А. Кириленко, С. И. Колесников «Биология. 1 62.63kb.
Е. А. Рындина Основное звено процесса обучения передача знаний. 1 47.54kb.
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: «Что? Где? Когда? 1 75.29kb.
Тесты по третьему периоду спецификации егэ по истории (XIX в. 2 439.87kb.
«давай задумаемся» 1 101.84kb.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся... 1 120.3kb.
Программа работы пришкольного профильного лагеря дневного пребывания... 1 75.99kb.
«Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса через... 1 211.06kb.
Приказ о назначении ответственного за создание базы данных по подготовке... 1 143.56kb.
Конспект урока черчения Тема: Сопряжение. Тдц: Образовательный аспект 1 38.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке к егэ - страница №1/1



РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ


Куренева Татьяна Владимировна, к.п.н., доцент,

Институт развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ),



Темников Дмитрий Алексеевич, к.б.н., доцент,

Казанский федеральный университет (КФУ)

г. Казань
Обсуждаются возможности развития вариативности мышления и познавательной активности учащихся в ходе подготовке к сдаче ЕГЭ. На примере одного задания показано, как эффективно могут быть использованы различные развивающие методы и формы обучения: эвристическая беседа, критический анализ, обобщающее повторение.

И учителя и ученики, знакомые с различными вариантами ЕГЭ, наверняка отмечали, что «сюжеты» многих заданий повторяются в разных вариантах – изменяются лишь числовые данные, меняются местами известные и неизвестные величины, используются различные формы представления исходной информации. Причин этого, по-видимому, несколько. Во-первых, так проще выполнить требование одинаковой трудности разных вариантов тестовых заданий. Во-вторых, меньше вероятность ошибки при составлении заданий, благодаря возможности перекрестной проверки правильных ответов. В-третьих, сокращается объем работы составителей ЕГЭ.

Учитывая отмеченную выше особенность, можно заключить, что любой вариант заданий ЕГЭ содержит в себе значительно больше информации и, следовательно, больше потенциальных возможностей для ее анализа, чем представляется при традиционном подходе.

Рассмотрим в качестве примера всего одно задание демонстрационного варианта ЕГЭ 2011 года по физике.



А1 Четыре тела двигались по оси Ох. В таблице представлена зависимость их координат от времени.

t, с

0

1

2

3

4

5

х1, м

0

2

4

6

8

10

х2, м

0

0

0

0

0

0

х3, м

0

1

4

9

16

25

х4, м

0

2

0

-2

0

2

У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Прежде всего, следует обратить внимание учащихся на нестандартное представление условия задачи, а также отметить, что вопрос в задаче сформулирован не совсем корректно: «У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля?». Предлагаем учащимся подумать, как поставить вопрос более определенно: «У какого тела скорость была постоянной и отличной от нуля?» Для решения этой задачи учащиеся должны иметь хорошие навыки анализа информации, представленной в разных формах: словесной, табличной, графической, аналитической. При разборе задания вместе с учащимися можно придерживаться следующего плана эвристической беседы:

– Как называется движение вдоль одной оси с постоянной скоростью?

– Прямолинейное равномерное движение.

– Как зависит координата тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени движения?

– При прямолинейном равномерном движении координата прямо пропорциональна времени движения.

– Как выглядит график зависимости координаты тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени?

– График в этом случае является прямой линией. График изображается на доске. Как правило, учащиеся рисуют прямую линию, имеющую положительный наклон и проходящую через начало координат. Необходимо проследить, чтобы на графике обязательно присутствовали обозначения осей координат.

– О чем говорит то, что линия на графике проходит через начало координат?

– В начальный момент времени (при t = 0) тело находилось в начале координат (х0 = 0).

– От чего зависит наклон линии на графике?

– От величины и направления скорости.

– Как изменится этот график, если а) в начальный момент времени тело не находилось в начале координат; б) тело движется в направлении, противоположном направлению оси Ох; в) тело покоится в точке  х0; г) тело покоится в начале координат?

– При этом а) линия проходит через точку с координатами (0,  х0); б) линия имеет отрицательный наклон; в) линия идет горизонтально, пересекая ось Ох в точке  х0; г) линия на графике совпадает с осью Ох.

– Какой формулой выражается зависимость координаты тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени?

х = х0 + t.

– Как по графику координаты определить скорость движения тела?

–  = (х - х0)/t = tg, где  - угол наклона графика или касательной к нему, если график изображается кривой линией; в этом случае получают величину мгновенной скорости.

После такой беседы учащимся уже не составит труда решить задачу.

Для развития навыков вариативного мышления учащихся, их аналитических способностей, повышения интереса к решению задач, и усиления мотивации к самостоятельной работе не следует ограничиваться только обоснованием выбора правильного варианта ответа (1), но и проанализировать все оставшиеся варианты.

Данные, приведенные в таблице, позволяют не только описать характер движения в каждом случае, но и рассчитать некоторые параметры движения.

1) Тело движется в положительном направлении оси Ох со скоростью 2 м/с, уравнение движения: х = 2t.

2) Тело покоится в начале координат, уравнение движения: х = 0.

3) Тело движется равноускоренно в положительном направлении оси Ох с ускорением 2 м/с2, начальная скорость 0 = 0, уравнение движения: х = t2, скорость тела изменяется согласно следующему выражению:  = 2t.

4) Тело совершает колебания около точки х0 = 0 с амплитудой хм = 2 м, период колебаний Т = 4 с, частота  = 0,25 Гц, уравнение движения: х = 2sin0,5t, скорость тела изменяется по закону:  = cos0,5t, изменение ускорения описывается следующей формулой: a = – 0,52sin0,5t.

Предлагаем учащимся построить графики всех кинематических параметров движения для всех тел.

На следующем этапе работы можно усложнять задачу, заменяя в таблице последовательность значений


х1, м

0

2

4

6

8

10

другими последовательностями, также соответствующими равномерному движению. Например, такими:

х1, м

4

6

8

10

12

14

или

х1, м

4

2

0

-2

-4

-6

Для каждой последовательности предлагаем учащимся построить график, описать его словесно и написать уравнение движения.



Приведенный пример показывает, как сделать работу по разбору заданий ЕГЭ более продуктивной и интересной, внося в нее элементы исследования, творчества, как уйти от однообразия, как превратить ее в захватывающее «соревнование» с составителями заданий, цель которого – разгадать как можно больше их «коварных замыслов». Важный аспект такой работы – психологический. Чем больше таких загадок раскроют учащиеся, тем больше они будут верить в свои силы, в свой успех на экзамене.