Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в старших классах» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Реализация фгос на уроках русского языка и литературы в 5 классе... 1 172.05kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы... 1 107.57kb.
Тема опыта работы 1 74.45kb.
Минестерство образования московской области 2 446.13kb.
Урок лекция с элементами беседы Цели 1 66.76kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Модульное обучение на уроках русского языка 1 103.8kb.
Предыстория войны токов 1 24.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в старших классах» - страница №1/1

Доклад

«Использование РКМ на уроках русского языка и литературы в старших классах».

(Выступление на заседании методического объединения гуманитарного цикла)

Учитель русского языка

и литературы Репина О.Л.

Содержание.

1. Введение. «Развитие критического мышления как общепедагогическая наука».

2.Основные особенности, цели, задачи технологии РКМЧП.

3. Методическая разработка урока с применением РКМЧП.

«Анализ текста. Написание сочинения – рассуждения при выполнении задания части С ЕГЭ».

4. «Тире между подлежащим и сказуемым». Урок русского языка. 8 класс.

5. Приемы и технологии РКМЧП на уроках литературы. Фрагменты уроков.

5. Использованная литература.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий.

Запоминание и понимание не есть критическое мышление. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Думать собственной головой!



Чтение и письмо – это инструменты и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Чтение становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы. А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Технология РКМЧП разработана в конце 20 века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит).В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства.

Цели технологии РКМЧП:

1)формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, альтернативность

2) развитие аналитического, критического мышления:

- выделять причинно-следственные связи;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и т.д.

3)формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации с точки зрения её важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

4) стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Особенности технологии.

Не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией; конструирование своего знания, которое рождается в процессе обучения; коммуникативно-деятельный принцип обучения, совместный поиск решения.

Технология РКМЧП применима в любых программе и предмете!

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий.



Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление»- содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная и осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика ( маркировка, составление таблиц, ведение дневника…), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и создает свой собственный текст. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют и, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Важно умение слушать, слышать и понимать!

Роль учителя- в основном координирующая.

Тема урока. «Анализ текста. Написание сочинения – рассуждения при выполнения части С. ЕГЭ».

Цель урока:

- формирование знаний и умений работы с текстом;

-развитие речи и мыслительной деятельности учащихся;

- создание собственного текста.

Литература: текст из учебно-методического комплекса «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», автор Н.А.Сенина, Легион, Ростов-на-Дону, 2011.

Текст «Вещи и книги», автор Л.Лиходеев.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и задачи урока.

Стадия Вызова. С целью активизации работы учащихся использую прием «тонкие и толстые вопросы».

- Автор озаглавил свой текст «Вещи и книги». Как вы думаете, о чем говорится в тексте?

- У вас есть любимые вещи?

- За что вы их любите?

- Вам интересны старые вещи?

- Для чего нужны вещи?

- Вещи умеют говорить?

- Вещи и книги…Что общего?

-Почему мы обращаемся к книге?

- Что интересного узнаем из неё?

- Книга может быть мертвой?

- Последняя прочитанная вами книга?

- Как вы относитесь к книге?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов, обсуждают, аргументируют).



Стадия Содержания (осмысления). Чтение текста. Прием «инсерт» (активное

чтение с маркировкой текста значками по мере его чтения «+» - согласен ,

«-» - не согласен, «v» - знаю, интересно, «?»-не понял, есть вопрос, «!» -

главное.)

Заполняем двухчастный дневник (после чтения).


Что мне известно по теме?

Что нового узнал из текста?

(ответы на тонкие и толстые вопросы)

Вещи созданы , чтобы служить людям.

Живут до тех пор, пока служат..

Бездуховны, безразличны…

Книга – мудрый и живой собеседник;

Книга мудрее времени…

Овеществленная человеческая мысль-основа нашей культуры, памяти и существования.

………..


- В чем согласились с автором, когда читали текст?

-Какие проблемы поднимает автор в тексте?

- Какая проблема , на ваш взгляд, главная?

- Авторская позиция ? ( предложения №37-39)

-Дает ли автор ответ на поднятую проблему? (предложение №43)

- Какие аргументы вы могли бы привести в доказательство поднятой автором проблемы? ( Два аргумента: опираясь на художественную литературу или на свой собственный жизненный опыт).

Аргумент 1 Аргумент 2

Вывод.


Стадия Рефлексии. Создание собственного текста (сочинения – рассуждения).

1. Проблема.

2. Комментарий к проблеме.

3. Позиция автора.

4. Собственное мнение.

5. Аргументация собственного мнения.

6. Вывод.

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо.

8 класс.

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока: познакомить с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении;

- научить интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

- графически объяснять условия выбора тире.

Литература. Учебник «Русский язык», 8 класс, авторы Тростенцова Л.А. Ладыженская Т.А. и др., М., «Просвещение», 2011

Распечатки текста на столах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: кластер, метод активного чтения с маркировкой текста, работа в парах, поиск ответов на поставленные вопросы в стадии вызова, заполнение схемы.

Ход урока.

1.Стадия вызова. Актуализация знаний, полученных при изучении тем «Подлежащее» и «Сказуемое».


сказуемое
Обращаемся к учащимся с просьбой вспомнить всё, что они знают, или думают, о подлежащем и сказуемом. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доске. Собираем всю информацию. Создаем кластер.


подлежащее




Проблемный вопрос. Как вы думаете, какие знаки препинания могут стоять между подлежащим и сказуемым, учитывая то, что между ними никогда не ставится запятая? ( Выдвигаются различные предположения, записываются на доске)

2.Стадия осмысления. Работа с текстом. Контакт с новой информацией

Петер Фаберже – сын ювелира, открывшего более ста пятидесяти лет назад в Петербурге магазин золотых и бриллиантовых вещей, знаток прикладного искусства, талантливый предприниматель. Он сумел превратить небольшой магазин отца в известную во всём мире фирму. Изделия Фаберже – подлинные произведения искусства. Самые удивительные изделия – сувенирные пасхальные яйца, изготовленные по заказу членов царской семьи. Содержание каждого – оригинальный сюрприз. Московский Кремль, золотой заводной поезд, музыкальная шкатулка – вот лишь немногие из сюрпризов. Филиалы фирмы были открыты в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Выполнять вещи в духе старинной русской утвари – один из принципов работы московского отделения фирмы.

(Работа в паре. По мере работы с текстом выделяют грамматические основы и проговаривают, чем они выражены.Обращают внимание на знак препинания, который ставится между ними.)

В тетради записывают в виде схемы.

Подлежащее выражено Знак препинания Сказуемое выражено

Сущ. в И.п. - сущ.в И.п.

Неопред. форма глагола - сущ. в И.п.

Перед частицей вот.



Обращаемся к учебнику стр. 56-57, упр.114(таблица) Читаем, осмысливаем,

разбираем примеры, сравниваем с примерами из текста. Что узнали нового? Дополняем схему.

3. Стадия рефлексии.

Выполняем по учебнику упр.115.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя полученные знания на стадии осмысления. Возвращение к кластеру, к проблемному вопросу, исправляем ошибочное мнение, устанавливаем причинно-следственные связи. На что надо обращать внимание при письме, чтобы правильно поставить тире? ( На сигнальные слова и отсутствие-присутствие связки).

Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

На уроках литературы эффективными являются такие приемы, как «ключевые слова», «чтение с остановками», «синквейн» и «диаманта».

Перед чтением художественного текста учитель записывает на доске ключевые слова из текста, ученики прогнозируют сюжет произведения , а затем после чтения сравнивают свой « прогноз» с произведением писателя.

Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Шинель»



Стадия Вызова. На доске ключевые слова.

Департамент

Чиновник

Шинель


Петербург

Маленький человек

Мечта

Привидение.



Как вы думаете, о чем повесть?

(Выдвигаются различные версии).

На стадии «осмысления» читается повесть.

Объёмные тексты учащиеся с трудом осиливают, не читают до конца. Приходится не только читать текст, но извлекать предполагаемую информацию и анализировать художественную реальность во всем её многообразии.



Прием «Чтение с остановками».Текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка»…Остановок не должно быть много, самое главное не терять логическую взаимосвязь частей текста. Формируются задания и вопросы к тексту с учетом учебной познавательной деятельности (ромашка Блума) : знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Шинель» (Вариант).



Первая остановка.

Где служит главный герой?

Перечитайте описание героя. Какое слово повторяется?

Как зовут героя?

Что означает его имя?

Продолжаем чтение.



Вторая остановка.

Почему в департаменте ему не оказывалось никакого уважения?

Как он реагировал на насмешки?

О чем говорят слова героя , которые он произносил, когда его толкали?

Что нового узнали о герое?

Как вы думаете, Башмачкин способен на какие –то решительные поступки в своей жизни?

Почему повесть называется «Шинель», а не Башмачкин?

(Предположения)

Продолжаем чтение.

Третья остановка.

Башмачкин решится на пошив новой шинели или нет?

Как сложится «судьба» новой шинели?

Дочитать повесть до конца. «Фантастический» финал повести.

Герой вызывает жалость, сострадание или смех?

Башмачкин –жертва большого города или его лицо?

Как вы понимаете выражение «человек без лица»?

Стадия рефлексии. Написать сочинение «Маленький человек» в большом городе.

Художественные формы письменной рефлексии. Синквейны.

Роман «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.

1.Наташа.

2. Наивная, обворожительная

3. Радуется, восхищается, любит,

4. Живет не умом, а сердцем.

5.Графиня.

Образ Пьера Безухова.

1. Пьер.

2. Неуклюжий, добрый.

3. Ошибается, путается, начинает всё сначала.

4. Пьер - толстовский идеальный герой.

5. Граф.

Диаманта. Образ Наполеона.

1. Наполеон (Полководец).

2. Самовлюбленный, высокомерный.

3. Побеждал, властвовал, наслаждался.

4. Величие, тщеславие, равнодушие, разочарование

5. Бежит, бросает, изгнан

6. Бесчеловечный, жестокий.

7. Предатель.

Эти приемы обобщают тему и дают лаконичную характеристику персонажу.

Использованная литература.



1. С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Просвещение,2011.

2.Журнал «Новое образование», Школьный дом,№1, 2005.