Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Анализ работы шмо учителей русского языка и литературы 2 314.03kb.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы 1 96.57kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 68.17kb.
Знающее незнание 2 444.96kb.
Урок учителя русского языка и литературы Комсомольской сош №2 1 60.12kb.
Роль мо учителей русского языка и литературы в инновационной деятельности... 1 78.98kb.
«Современные образовательные технологии» 1 48.07kb.
Народничество: политические доктрины и революционная деятельность 1 147.99kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая концепция - страница №1/1

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

(в рамках обобщения опыта учителей предметников,

учитель М.А. Алексеенко)

Одно из условий успешной работы школы – высокая степень профессионализма учителей. Учитель обязан делать всё возможное, чтобы жизнь ученика в школе была интересной, радостной, успешной. Именно учителю предоставлена возможность научить ребёнка самостоятельно, глубоко, системно и последовательно мыслить. Но всё же важно не только давать знания, развивать умение мыслить, важно также воздействовать на эмоционально-нравственную сферу растущего человека, чтобы сформировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию, способность к созидательной деятельности в современном мире, гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма. Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к великой русской классической литературе на уроках литературы и русского языка.

Понятие «нравственной личности» включает в себя многие духовные качества человека. Это доброта и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность.

И сегодня, когда в ритме современной жизни, отдающей предпочтение материальным ценностям, все эти качества порой утрачиваются человеком, уникальная и неповторимая русская литература способна воскресить эти понятия и помочь решить многие нравственные проблемы нашего времени.

Чем же она так уникальна и в чём её неповторимость? Именно во взгляде на смысл человеческого существования. Русская литература сосредотачивает внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике.

Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой ребятишек, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского, Толстого, Тургенева стремится к этому? – Никто. Ни один. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».

У русского писателя А.И.Солженицына эта мысль выражена еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы.

Вот почему русская литература задачу свою и смысл существования видела в зажигании и поддержании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели осознавали как пророческое служение.

Борьба добра и зла, желания и долга, любви и предательства, правды и лжи, познание человеческой личности, её тайных глубин (чёрных и белых) – вот основное кредо русской литературы.

Великая русская литература, пытается ответить на шукшинский вопрос «что с нами происходит?», при этом даёт надежду на духовное обновление. Писатели пытались дойти до причин деградации, нравственного кризиса, до сути механизмов, с помощью которых в человеке убивается совесть. В наше время меняются ценности, свергаются идолы, мельчают герои, но у нас есть опора – великая русская литература с ее высокой моралью и жертвенностью, ее человечностью, состраданием; она всегда дает надежду увидеть свет в конце самого темного тоннеля.

Проработав в школе 25 лет, я поняла, что, какими бы ни были изменения в школьной программе, какие бы концепции образования ни возникали, учебный предмет создаётся личностью учителя, к личности обращён и личностью потребляется.

Поэтому, во-первых, я стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований:

- хорошо владеть предметом литература, стараясь быть в курсе многих из достижений по моему предмету и методике его преподавания;

- серьёзно и обстоятельно готовиться к урокам;

- применять элементы современных технологий, ориентироваться на стандарты нового поколения;

- продуктивно работать по обустройству кабинета, создавать дидактические, контрольно-измерительные и наглядные материалы;

- добросовестно и ответственно работать с любым учеником, стараясь добиться необходимого эффекта.

Во-вторых, моя работа соответствует основным направлениям модернизации общего образования, заявленным в последней редакции федерального компонента государственного стандарта. Это:

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельностный характер образования;

- усиление воспитательного потенциала и гуманитарной направленности содержания образования;

- готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни;

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – литературы, русского языка, истории, обществознания и др.

В-третьих, в своей деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

- каждый урок должен воспитывать, пробуждать «чувства добрые»;

- на уроке должны быть разнообразные виды работ;

- сотрудничества и взаимопомощи;

- проблемности обучения (каждый урок решение личностно значимой проблемы).

В-четвёртых, применяю методы и приёмы изучения литературы, которые адекватны её природе, потому что главное в изучении литературы - не готовые ответы на вопросы, а сам путь к постижению художественного мира писателя. Как сказал О. Мандельштам, «ум не есть знание, а есть хватка, приём, метод». Это особенно важно для постижения мира искусства. Восприятие художественного произведения всегда личностно, субъективно.

Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы самым действенным методом воспитания является слово в виде этических бесед и лекций, откровенного разговора, суть которых сводиться к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им. Односторонний подход может привести к тому, что ученики резко начнут ощущать разницу между героическим и возвышенным из мира художественных произведений и жестокой реальностью окружающей жизни, полной скептицизма, трезвого расчёта и жёсткой борьбы за место под солнцем. И окажется, что можно допустить двуличие: верить во всё святое, светлое и чистое, а в средствах достижения жизненных благ и комфорта слишком не церемониться, всё равно как, но добиться своего.

Чтобы избежать этого, необходимо на уроках использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни» (Н. Г. Чернышевский). Это позволяет уйти от сухого «анатомического препарирования» нравственных понятий, развивает стремление к нравственному действию.

Приёмы, используемые на уроках, направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

К ним относятся:

- пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и заранее подготовленными учениками);

- приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

- проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).

- проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?

- на уроках хорошо оправдывает себя метод оценивания ситуаций по частям, когда во время чтения вслух рассказа, содержащего нравственные коллизии, делаются паузы и предлагается найти наилучший вариант поступка. Затем зачитывается авторский вариант выбора действия и обсуждается его мотивация. После окончания чтения всего рассказа анализируется описанная ситуация в целом.

- ещё одним нетрадиционным приёмом в подходе к организации нравственного воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия, «свежей струи», резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать упорядоченную форму проведения занятия, разрядиться, переключиться. (используются примеры из жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков, людей шоубизнеса и т. д.).

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена программа педагогического труда, его общественная польза и значимость