Разноаспектный анализ текста с применением алгоритмов как одна из форм подготовки к егэ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задания для подготовки к егэ готовимся к егэ – 1: чтение 1 152.12kb.
Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в... 1 110.14kb.
Мастер-класс для преподавателей английского языка 3 262kb.
А у нас егэ! Если я не хочу сдавать егэ? 1 182.72kb.
Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке... 1 59.07kb.
Сборник методических материалов (из опыта работы учителей гуманитарного... 2 516.55kb.
I. Чтение, перевод, стилистический и грамматический анализ текста. 1 19.14kb.
"Музыкальный фронт": от борьбы с "буржуазностью" к "сумбуру вместо... 2 441.85kb.
Ii. Перформативные тексты и методологии науки. Постпозитивизм и смена... 1 92.15kb.
Литература (егэ) конкурсное, профильное Русский язык (егэ) конкурсное 1 89.9kb.
Литература (егэ) конкурсное, профильное Русский язык (егэ) конкурсное 1 81.89kb.
Неопримитивистский период в творчестве Григория Мусатова (1889 1941) 1 27.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Разноаспектный анализ текста с применением алгоритмов как одна из форм подготовки - страница №1/2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№43

станицы Холмской

Абинского района Краснодарского края



Разноаспектный анализ текста

с применением алгоритмов как одна из форм подготовки к ЕГЭ

по русскому языку.

Автор опыта:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Армида Армаисовна Оганян

Ст. Холмская 2012г.
Структура описания педагогического опыта
1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………… ….….3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………….…….…3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в

образовательном учреждении и муниципальном образовании……………4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………...5

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…………………………………………………………...7

3. Педагогический опыт………………………………………………………….8

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

представляемом педагогическом опыте……………………………………….8

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………………14

3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………………..…15

3.4. Результативность педагогического опыта…………………………………..16

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта………………………...17 3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта……………….17

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………….24

Приложения…………………………………………………………....…………..26


I. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.
Ученые XIX, начала и середины XX вв., уделяя серьезное внимание проблемам методики изучения системы языка, говорили о необходимости организации занятий по русскому языку на основе текстов художественных произведений, включаемых в школьную программу литературного образования, обращались к анализу художественного текста (А. Д. Алферов, К. Б. Бархин, Н. Ф. Бунаков, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, В. И. Водовозов, Л. Ю. Максимов, Л. А. Новиков, А. Я. Острогорский, А. М. Пешковский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и другие ученые).

В настоящее время вопросам анализа художественного текста посвящены научные и научно-методические работы В. В. Бабайцевой, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгиной, Н. А. Ипполитовой, Н. А. Купиной, В. А. Лукина, Н. А. Николиной, Т. М. Пахновой и многих других ученых.

Взгляды известных филологов и методистов на роль художественного текста в процессе обучения русскому языку и литературе позволяют сделать вывод о том, что филологический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся.

Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приёмов повторения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена. В отличие от традиционных видов языкового анализа, разноаспектный анализ содержит вопросы, касающиеся текста как продукта речевой деятельности: его смысловой и композиционной целостности, стиля, средств связей предложений в тексте, языковых средств выразительности, а также предоставляет возможность учащемуся в лаконичной форме высказать свое отношение к затронутой в тексте проблеме. Таким образом, разноаспектный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий, но и написанию сочинения.

Комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста – показатель общего развития человека, его интеллектуальной содержательности, самостоятельности его суждений.



    1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

- Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2003-2006годы показал, что самой сложной для выпускников является та часть заданий, которая связана с текстом.

Затруднения возникают при выполнении заданий, связанных с разноаспектным анализом микротекста, с лексическим анализом и по выявлению типов речи.

Ошибки, допущенные в частях Аи В проецируются на часть С и проявляются в неумении лаконично и чётко сформулировать проблему, поставленную в тексте, обозначить авторскую позицию и найти в тексте средства её выражения

- наблюдается противоречие между традиционными методами и формами работы с текстом и современными подходами, связанными с формированием коммуникативной компетенции, которая определяется прежде всего через умение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её.

С 2006 года применяю данную методику в своей работе. Высокие результаты учащихся подтверждают эффективность применения разноаспектного анализа и алгоритмов на уроках русского языка. На заседаниях МО учителей русского языка и литературы и на педсоветах я делюсь опытом с коллегами. В своей работе некоторые коллеги частично используют мою систему работы.




1.3 Основные понятия и термины в описании педагогического опыта.


  1. Алгоритм филологического анализа текста – предлагаемый пошаговый план работы с текстом

  2. ГИА (Государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ (единый государственный экзамен) – новые формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах

  3. Изобразительно-выразительные средства, тропы и фигуры языка – языковые явления, которые посредством переносного значения слов или нестандартного построения фраз создают значимые элементы художественной образности




  1. Интенсивное обучение правописанию – компактное изучение орфографии и пунктуации в системообразующих разделах.




  1. Комплексный анализ текста –эффективный прием повторения, обобщения, закрепления материала.




  1. Авторская позиция – выражение личной точки зрения ученика по основной проблеме текста.

7) Научно-лингвистическое мировоззрение – система жизненных ориентиров, определяющая отношение ученика к научно-лингвистическим процессам.


8) Компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно – социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объёмам реальной действительности.

9) Аргумент - это довод, доказательство какого-либо утверждения. Аргументы могут быть сжатыми (в этом с лучае они могут представлять собой отдельные предложения) и развёрнутыми (в таких случаях они могут состоять из нескольких или даже многих предложений).

10) Аналогия –форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком – либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.


11) Проблема текста - это какой- либо сложный вопрос, задача, требующие разрешения, серьёзного размышления, исследования. Проблема всегда предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. В тексте может быть не одна, а несколько проблем - в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.

12) Педагогика — наука о воспитании человека.


13) Текст – в современной лингвистике, текст – основная единица общения. Люди общаются не отдельными словами и предложениями, а именно текстами. Само понятие "текст" существует давно, но в терминологическом понимании используется сравнительно недавно. В науке о тексте – лингвистике текста – много спорного, дискуссионного. Прежде всего, это касается самого определения "текста". Не­которые ученые признают текст только в письменной речи, другие находят возможным и существование устных текстов, но только в монологической речи. Некоторые признают и существование текста в диалогической речи, понимая под ним реализацию любого речевого замысла, каковым может быть и просто желание пообщаться. Так, по мнению М. Бахтина текст как знаковый комплекс, относится к высказываниям и имеет те же признаки, что и высказывание. Именно эта точка зрения учёного принята в лингвистике и психолингвистике


2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
В состав 11 «А» класса СОШ 43 ст. Холмской входили 11 человек, класс общеобразовательный, среда разнообразная. Были сильные учащиеся. Две выпускницы окончили школу на золотую медаль. Четверо – хорошисты.

Четверо слабых учащихся, двое из которых из неблагополучных семей. Среди родителей 40% имеют высшее образование. Они постоянно интересовались учебой детей.

Класс был добросовестный, дружный. Основная масса к учебе относилась серьезно, на дополнительные занятия приходила осознано и с удовольствием. Двух слабых товарищей всегда тянули за собой, заставляли заниматься.

Активно работали и на уроках литературы. С удовольствием проводили внеклассные мероприятия по предмету и нетрадиционные уроки литературы.

Результаты класса на ЕГЭ по русскому языку – яркое свидетельство хорошей подготовки выпускников.

3. Педагогический опыт.

3.1Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Сегодня вся система филологического образования вне зависимости от программы основывается на анализе текста, в последние годы всё больше завоёвывающего права гражданства на олимпиадах, в формулировке тем сочинений, заданий повышенного уровня, включённых в части «В» и «С» Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе.

Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших методических задач, стоящих перед учителями-словесниками. Ведь третья часть экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли выпускники школ монологической речью, умеют ли, аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Все больше и больше педагогов убеждаются в том, что уровневое дифференцированное обучение учащихся – главное направление работы школы, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Соединить деятельность школьника по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. КАТ и предоставляет нам такую возможность.

Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны, ученики к получению результата идут разными путями. Некоторые анализируют тексты с помощью вопросов учителя, некоторые в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из изучаемых на уроках литературы произведений и готовят вопросы комплексного анализа «своих» текстов.

Таким образом, учет внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках комплексного анализа текста становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Если раньше заказчиком на образование было государство (программы, методики, выбор предметов), то сейчас в этой роли выступают ведомства, окружающая общественная среда, родители, учащиеся.

Я работаю в СОШ №43 20 лет, преподаю русский язык и литературу в классах с разноуровневой степенью обученности.

- Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2003-2006годы показал, что самой сложной для выпускников является та часть заданий, которая связана с текстом.

Затруднения возникают при выполнении заданий, связанных с разноаспектным анализом микротекста, с лексическим анализом и по выявлению типов речи.

Ошибки, допущенные в частях Аи В проецируются на часть С и проявляются в неумении лаконично и чётко сформулировать проблему, поставленную в тексте, обозначить авторскую позицию и найти в тексте средства её выражения

- наблюдается противоречие между традиционными методами и формами работы с текстом и современными подходами, связанными с формированием коммуникативной компетенции, которая определяется прежде всего через умение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её.

Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условие для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

Поэтому с 2006 г. большое внимание я уделяю работе над разноаспектным анализом текста.
Разноаспектный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приёмов повторения, обобщения и закрепления учебного материала, позволяющий на материале небольшого текста сформировать лингвистическую компетенцию, навыки работы с текстом, навыки аргументации. Таким образом, разноаспектный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению заданий с выбором и частичной формулировкой ответа, но и к написанию сочинения – рассуждения на основе исходного текста. Работа с текстом с использованием алгоритмов позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Итоговый экзамен по русскому языку и в IX, и в XI классе требует от учащихся владения определённым объёмом текстоведческих понятий (тема, тип и стиль текста, элементы его структуры смысловых частей), усвоение которых происходит в процессе комплексного анализа текста с V класса и должно проявиться на экзаменах в IX и в XI классе в процессе выполнения части С.

Одной из ключевых компетенций, которая формируется на уроках русского языка при работе с текстами, является коммуникативная компетенция, предполагающая способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию и адекватно ее интерпретировать, создавать собственное высказывание. Проблемы, возникающие при формировании этой компетенции, связаны с разрывом между освоением теоретической базы и формированием практических умений и навыков. Уроки работы с текстами в рамках подготовки к ЕГЭ позволяют решить эти проблемы.
Цель опыта:

воспитание грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, вступая с ним в диалог, создавая на его основе собственное высказывание



  • - создание системы уроков работы с текстами в 10-11 классах;

  • - подготовка учащихся к выполнению заданий по текстам в ЕГЭ.

  • - формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

  • - формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ;

  • - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;

  • - формирование навыков комплексного анализа текста;

  • - углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  • - формирование речевой и коммуникативной компетентности.

Задачи:

- создание системы уроков работы с текстами в 10-11 классах;

- подготовка учащихся к выполнению заданий по текстам в ЕГЭ.

- навыки аналитической работы с текстом.


В основе моего опыта лежит технология интенсивного обучения правописанию Т.Я.Фроловой, которая предполагает пути интенсификации обучения правописанию. Например, сокращение объёма изучаемого орфографического и пунктуационного материала за счёт объединения правил с общим опознавательным признаком в одно доступное правило, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В методике преподавания сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы обучения.

В своей работе также использую технологию личностно-ориентированного подхода при обучении правописанию Ш.Амонашвили.

Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе политомической модели алгоритма, алгоритма-формулы схемы или графической схемы, импликативного суждения образца рассуждения. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

Подключить к активному обучению правилосообразным действиям детей с наглядно-образным мышлением позволяет и доступность иллюстрации для копирования. Известно, что дети с наглядно-образным типом мышления часто рисуют на уроках (даже если рисуют неважно). Рисование на уроке отнюдь не признак плохого воспитания, это скорее признак не очень качественно подготовленного урока, так как рисование на уроке - это защитная реакция ребенка, воспринимающего мир в образах, от постоянного давления на него информации, подаваемой в моделях, требующих логического осмысления (алгоритм, схема, таблица и т. п ) Краткии алгоритм применения обобщенно-сопоставительного правила и ограниченное количество опорных грамматических ориентиров допускают и такой вид задания, как создание своего варианта иллюстрации способа применения правила

Например, обобщенно-сопоставительное правило, объединенное общим опознавательным признаком - союз и можно представить в виде импликативного суждения- 'если в предложении есть общее слово, которое можно перенести к каждому слову или смысловому блоку, соединенному союзом и запятая между ними не ставится; если общего слова нет - запятая ставится.

ПОРЯДОК РАССУЖДЕНИЯ:

1.Найдите слова и блоки, соединённые союзом И.

2.Проверьте, есть ли общее слово, которое можно перенести к каждому

слову или блоку, соединенному


союзом «И»

есть нет

запятая ставится запятая не ставится

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках.
3.2Актуальность

- Работа с текстом - основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом.

- По мнению ученых, умение понимать текст не формируется стихийно по мере взросления у всех детей, непонимание текста приводит к его отторжению, к нежеланию читать.

- Условием достижения современного уровня гуманитарного образования является диалог с текстом, текст же лишь тогда выполняет свои функции, когда адекватно воспринимается читателем.

- Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 11 классах включает задания, успешное выполнение которых зависит от точности и правильности восприятия текста. В спецификации ЕГЭ задания части С и А27 определяются как задания по информационной обработке текстов различных стилей и типов.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:



  • владеть нормами литературного языка и грамотного письма.

  • анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

  • пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

  • обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;

  • приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Причина многих методических ошибок заключается в том, что «в процессе изучения русского языка в школе мы сначала изучаем то или иное явление, а затем «привязываем» его к речи». Мы учим письму не как виду речевой деятельности, а в ходе записи отдельных слов, словосочетаний и предложений; слово рассматриваем как единицу лексики, а не как элемент высказывания; занимаемся анализом грамматических конструкций в отрыве от контекста. И сообщаем о роли изученного в речевой практике эпизодически, чаще всего на уроках развития речи. Кроме того, мы порой забываем, что перед нами личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами, и раскрыть, и развить их - одна из важнейших наших забот.



3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Представленные материалы опыта соответствуют основным принципам современной педагогики, психологии и методики преподавания.

Основное противоречие, решаемое в этом опыте, - это противоречие между

необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе обучения русскому языку и литературе и разрозненностью, оторванностью от жизни ЗУН, усвоенных традиционным путём.

Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в обучении на основе алгоритмов. Ведущая педагогическая идея опыта:

Словесность как синкретический предмет – особый вид деятельности, «и творчество, и чудотворство» (Б. Пастернак)

Интегрированный комплексный подход в преподавании русского языка и литературы заключает вполне определённое практическое указание на исследование словесного искусства, интерпретирование текстов и обогащение речи школьников. Изучение языка и литературы в единстве имеет много достоинств: чётко формулируется и последовательно решается на практике задача стилистического изучения языка в его лучших образцах живого употребления, то есть как материала образцовых текстов писателей и публицистов. В свою очередь текст при детальном его рассмотрении выступает как произведение словесного творчества. Анализ словесной ткани текста (и литературного произведения как художественного целого) позволяет глубже воспринять авторскую идею, вооружает юных читателей знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста. Языковые и литературоведческие явления органично предстают в гармоничном контексте текста, их изучение обретает практическую значимость и вызывает как эмоциональный отклик, так и познавательную активность обучающихся.

Система разноаспектных заданий, нацеленных на исследование текста как художественного целого в совокупности всех явлений словесности, представленных в нём, эвристические задачи, минуты творчества, открывающие путь «От маленького писателя к большому читателю» позволяют не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекают в «диалог с текстом», в «процесс творчества и чудотворства».



3.4Новизна опыта – в личностном отношении к ребенку, который становится активным участником, учитываются его мнение, способности, индивидуальность. Ученик не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, а работа на уроке - приобретает исследовательский характер: ребенок читает, слушает, говорит и пишет.

Данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой:

- постановка во главу угла педагогического развития личности ученика, как залог его успешной самореализации;

- развитие исследовательских навыков;

- реализация творческих способностей личности.

3.5 Результативность опыта
Использование на уроках лингвистического анализа текста привело к тому, что большинство выпускников  школы умеют свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности, умеют хорошо говорить, правильно понимают чужое устное высказывание. Добиться планируемых программой результатов обучения удалось лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходила через весь процесс обучения. Многие мои выпускники смогли поступить в ВУЗы на бюджетной основе благодаря высоким баллам по русскому языку и литературе. На протяжении последних 6 лет мои ученики занимали призовые места на олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. В 2009 2 ученицы получили золотые медали, 4 -серебряные. В2011 2ученицы получили золотые медали. Они набрали на ЕГЭ 92 и 81 баллов(Приложение №8).

Учащиеся 9 «б» класса показали высокие результаты6 100% успеваемости, 74% качества.



3.6Технологичность опыта
Вторая часть экзаменационной работы по русскому языку (ЕГЭ) -разноаспектный комплексный анализ текста. Он предполагает небольшой текст и 12 заданий к нему, пять из них связаны с речеведческой характеристикой текста. К 10 классу ученики уже владеют навыками смыслового анализа, определяют без труда стилевую и типовую его принадлежность, легко находят изобразительно - выразительные средства, выполняют языковой разбор отдельных слов, словосочетаний и предложений.

Последнее задание текста – это небольшое сочинение – рассуждение в жанре, близком к рецензии, отзыву или эссе. Здесь проверяется коммуникативная подготовка по русскому языку. Итоговая оценка по предмету в большей степени зависит от того, как выполнено это задание.



Конечная цель работы с текстом – научить учащихся:

    • адекватно, глубоко и полно понимать смысл прочитанного текста;

    • ясно и убедительно доказывать свою позицию;

    • излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации.

    • Найти аналогичную проблему в других произведениях

Структура моих уроков по комплексному анализу текста предполагает организацию поисковой, исследовательской лингвистической деятельности с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Эта деятельность организуется по принципу доступности, но с ориентацией на «зону ближайшего развития учеников». Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его задачи несколько видоизменяются. Особенностью таких уроков является сам ход познания – «от учеников». В течение урока дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы.

Работа на уроке строится так, чтобы дети выполняли задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, используется такой дидактический материал, который позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы. Дифференцированный подход и использование алгоритмов помогают в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему.

Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи.

По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.

При изучении новой темы я выдаю классу алгоритмы, которые они записывают в отдельной тетради для правил. Причем, это могут быть стихи:

О напишем в корне рос-:

Вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда:

В раст- и ращ- напишем А.

Это могут быть схемы:

За ∩ Ы, НО!

Дез-

Контр- И


Сверх-

Это могут быть рисунки экспромтом, нарисованные мною, с целью привлечения внимания. (Алгоритм Н и НН в причастиях.)


Мы с вами знаем, что с раннего детства можно определить, какое полушарие у ребёнка больше развито. Поэтому и алгоритмы разнообразные.

Закрепляя изученную тему, учащиеся могут использовать как материал учебника, так и алгоритмы. Эти тетради регулярно проверяю. Слабым учащимся разрешаю пользоваться тетрадью для правил и на контрольной работе. Эта тетрадь для правил с обратной стороны является словариком, куда дети записывают не только словарные слова, но и те, в которых допустили ошибки в контрольных работах.

В 10 классе русский язык в основном повторяется, поэтому учащиеся теоретически подкованы. Под моим руководством они свои тетради для

правил переделывают в папки-накопители. Если мы в 10-11 классах, что-то не помним, можем посмотреть в папку, алгоритм поможет сэкономить время, чего мы и добиваемся, ведь на экзамене выпускникам выделяется всего 3 часа на выполнение 3-х видов заданий.

Примеры алгоритмов в среднем звене.



  • Правописание приставок пре-, при- (Приложение 1)

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.

(Приложение №2)


  • На изучение буквы з-с на конце приставок;




  • Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий, предлагаемых учителем. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников. Во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании, вовлекая в процесс речевого общения. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности и связи с содержанием.

Такая работа позволяет за урок повторить большой объем материала.

Чтобы не быть голословными, обратимся к небольшому тексту, представляющему собой отрывок из шестой главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и сформулируем для учеников возможные языковые задания, прогнозируя ответы на них.


ТЕКСТ для лингвистического анализа
Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. 6. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. 7. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины...
Вопросы и задания к тексту с примерными ответами на них.

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Приведите их современные аналоги (соответствия)


2. Произведите фонетический разбор слова отворивши. Во втором и третьем предложениях найдите все слова со звуками [ф] и [ш]. Как называется прием изобразительности и выразительности речи, основанный на повторении согласных звуков? Какой звуковой образ создает Гоголь в этих предложениях?
3. В языке эпохи Гоголя существовали, как и сейчас, два синонимичных слова: подвал и погреб. Как вы думаете, почему писатель выбрал в данном случае второе? Чтобы ответить на этот вопрос, найдите в толковом словаре точное определение его значения
4. Укажите все сложноподчиненные предложения текста.
5. Выпишите из текста все страдательные причастия прошедшего времени и имена прилагательные с двумя н.
Подробный материал с ответами я поместила в приложении №3

После подобного лингвистического анализа с элементами синтеза учащиеся способны осознанно пересказать текст и достаточно грамотно выполнить как устные, так и письменные творческие задания с опорой на него. Такая работа, конечно же, подготовленная предварительными познавательно-ознакомительными домашними заданиями, а также соответствующими уроками литературы, в полном объеме может быть проведена в последней четверти 9-го класса. При этом ученики не только повторяют многие языковые явления, предусмотренные программой 9-го класса, но и ясно осознают их функционирование в речи. Урок получается насыщенным, разнообразным и интересным.




В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ. Сильным учащимся даю опережающие задания: из изучаемого по литературе произведения выбрать небольшой отрывок для комплексного анализа и составить к нему вопросы.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, иногда весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала, именно благодаря использованию алгоритмов. Например, повторяя тему «Вводные слова» (в 11 классе все темы повторяются, но углубленно), я выбираю алгоритмы для лириков и для математиков (альтернатива: выучить по учебнику есть всегда), а тексты всегда выбираю патриотические, морально-нравственные. Не секрет, что нравственным воспитанием молодежи занимается только школа (точнее, только уроки литературы), поэтому я выбираю тексты о любви к малой родине, О милосердии, о добре и зле. Мы успеваем полностью проработать задание А21 по ЕГЭ. (Приложение №3,4)

Воспитательную цель не озвучиваю, в конце урока логически подвожу учеников к мысли, которая лежит в основе текста.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

На уроках литературы сильные учащиеся получают опережающее задание: подобрать к проблеме, выдвинутой в тексте, аналогии из других изученных произведений (Критерий 4)

Если в системе разбирать проблемы текста, приводить аналогии из других произведений, учить детей высказывать своё мнение, пусть не всегда правильное, учащиеся смогут набрать высокие баллы по критериям: К1- К4, остальные критерии проверки задания С1 – это грамотность, т.е. вариант А.


В начале года я вывешиваю на стенд критерии проверки сочинения, и после каждой работы я выставляю баллы по критериям, учащиеся видят, что у них не получается, над чем нужно поработать.

Анализируя текст, я проецирую на экран алгоритмы, они есть также в папках.

Задания раздаю дифференцированно. Слабоуспевающие определяют проблему, им выдаю ключевые слова. Они могут также определить, в каких предложениях содержится авторская мысль. Сильные учащиеся делают наброски к будущему сочинению. Остальные готовят комментарий к проблеме, ищут аргументы из других произведений или из жизни.
(Приложение №5)

В 11 классе учащиеся чётко знают, куда пойдут учиться, и большинству кажется, что литература не обязательный предмет, значит чтению произведений не надо уделять и без того ограниченного времени.

Кроме того, наши дети и так потеряли интерес к чтению. Поэтому многое зависит от позиции учителя.

Я стараюсь убедить их в том, что сдача ЕГЭ по русскому языку напрямую зависит от уроков литературы. Они расширяют кругозор, развивают культуру, навыки логического и аналитического мышления. Именно на этих уроках школьники учатся формулировать свои позиции по проблеме, грамотно спорить. Вспоминают, кто ещё из писателей поднимал такую же проблему и какое решение предлагал. Многие уроки литературы заканчиваются мини-сочинениями, которые являются основой С1. (Приложение 6).

Выбираю такое произведение, прочитав которое можно найти примеры к известным проблемам русской литературы. Например, «Война и мир», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». Однако ученика, который поступает в технический ВУЗ, такие произведения приведут в шок. Поэтому в 10 классе объясняю, что в 11 не успеете, надо выписать в тетрадь по литературе все проблемы из романа «Война и мир». В 11 классе на уроках литературы всегда записываем проблемные вопросы, анализируем, сочинение пишем не по старинке, а именно по таким вопросам. На консультациях по подготовке к экзамену выбираю маленькие произведения, в которых, тем не менее, много проблем. Например,

Носов «Живое пламя», Приставкин «Фотографии»и т.д. Работаем по алгоритмам, а к концу года уже все знают наизусть и алгоритмы, и по каким критериям проверяются на экзамене их работы.

Помогают проработать материал сильные гуманитарии, которым и интересно читать, и необходимо. Например, повесть Б. Л.Васильева «Летят мои кони». Мы выявили 16 проблем русской литературы, встречающиеся в этом произведении. Недостаточно найти проблему, надо ещё написать, как именно раскрывает эту же проблему другой автор.

(Приложение №7)


Приступая к написанию сочинения, учащийся достаёт клише: С чего начать сочинение? Структурные элементы, Как правильно озвучить проблему? Как указать позицию автора? Как выразить свою позицию? Классификация фигур речи (Приложение).

Раздала в классе алгоритмы по произведению, но и этого не достаточно. Надо добиться, чтобы слабоуспевающие ученики весь этот готовый материал выучили.

Иногда приходиться заставлять, просить, призывать к совести, приглашать родителей, требовать расписки, собирать малый педсовет, причём и для 11классников, и для учащихся 9 класса.

Потом радоваться результатам.



А вообще я считаю, главное - любить детей. И они тогда не подведут.
Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!", и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.

Вы загляните в детские глаза.

Вам истина откроется простая:

Нельзя учить, души не отдавая,

И в этом смысла жизни красота!"
Этапы работы с текстом:
Основные филологические компетенции

ОПРЕДЕЛЯТЬ:

РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ:

-особенности комплексного анализа текста,

- орфографический, пунктуационный анализ предложенного текста,

- специфику родов и жанров литературы,

- определение специфики рода и жанра произведения,

-функциональные особенности тропов и фигур как средств изобразительной выразительности,

- определение автора художественного текста по стилистической специфике и художественным деталям,

-художественно-стилистические особенности основных литературных направлений,

- написание рецензии, анализа, отзыва, аннотации, эссе, этюда, стилизации

- специфику написания рецензий, аннотаций, анализов, отзывов, эссе, этюдов и других видов творческих работ по прочитанному тексту,

- выполнение сопоставительного анализа предложенных текстов,

-природу и особенности русской интертекстуальности,

- интерпретация предложенного текста,

-особенности выполнения олимпиадных заданий по русскому языку и литературе,

- определение особенностей данного текста, проведение обоснованных параллелей с другими текстами,

- специфику ответов на задания ЕГЭ по русскому языку и литературе, предполагающих работу с текстами,

- составление собственных викторин по прочитанному произведению и ответы на каверзные вопросы учителя,

-иметь представление о вечных образах и сквозных темах русской литературы

- выполнение докладов, рефератов
следующая страница >>