страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Основы менеджмента - страница №1/1
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет менеджментаПрограмма дисциплины ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА для направления 521500 – Менеджмент подготовки бакалавра и специальности 061100 – Менеджмент организации и специальности - Логистика подготовки специалиста Авторы доцент, к.э.н. М.Д. Предводителева, доцент, к.э.н. А.Н. Стерлигова Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИКДАФТ, Р. Л. Менеджмент: Пер. с англ. / Дафт, Р. Л. . - СПб.: Питер , 2000. - 832 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФОРМЫ КОНТРОЛЯПроведение семинаров предполагает работу на практических занятиях (обсуждения, учебные ситуации, презентации). Текущий контроль: устный опрос, тестовые задания закрытого и открытого типов, контрольная работа. Итоговый контроль: экзамен - письменный тест (80 мин.). Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%) контрольная работа №1 (20%), контрольная работа №2 (30%)и итоговый тест (40%). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫТема 1. Формирование современного менеджмента.Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Кибернетическая модель системы управления. Объекты управления в менеджменте. Виды менеджмента по объектам управления. Функции управления (прогнозирование - планирование – организация – мотивация – контроль – анализ - регулирование) и связующие процессы (коммуникации, корпоративная культура; принятие решений, лидерство) в организации. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга). История возникновения менеджмента. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора. Административная школа А.Файоля. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Вклад российских ученых в теорию управления. Преемственность теорий в менеджменте. Основные направления развития менеджмента в начале XXI века Понятие организации. Модель «7С». Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса. Базовый учебник: Глава 2, стр.48-80. Тема 2. Содержание деятельности менеджераУправление как вид деятельности. Принятие управленческих решений. Внешняя и внутренняя среда организации. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший Принципы и подходы к управлению. Системный подход. Универсалистский подход. Ситуационный подход. Контингентный подход. Базовый учебник: Глава 1, стр.25-35. Тема 3. Планирование как функция управления.Планирование в жизни человека. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Анализ внешней среды (PEST и 5 сил М. Портера) и внутриорганизационных факторов. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Базовый учебник: Глава 8, стр.238-268. Тема 4. Организация как функция управленияОрганизационная функция менеджмента: построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Понятие организационной структуры. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная, сетевая. Командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Первичность стратегии по отношению к структуре (А. Чендлер). Модели проектирования работы. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента. Базовый учебник: Глава 10, стр.306-340. Тема 5. Мотивация как функция управления.Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Виды подходов к анализу мотивации. Традиционный подход. Подход с позиций человеческих отношений. Подход с позиций человеческих ресурсов. Современный подход. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Стратегический подход к мотивации. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента. Базовый учебник: Глава 16, стр.497-529. Тема 6. Контроль как функция управления.Объект организационного контроля. Типы контроля. Упреждающий контроль. Сопутствующий контроль. Контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Контроль качества. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Поведенческие Причины неприязни менеджеров к функции контроля. Возможные негативные последствия неэффективной системы контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента. Базовый учебник: Глава 19, стр.596-625. Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Базовый учебник: Глава 17, стр.530-558. Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решенийПринятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Подходы к принятию решений. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений. Количественные методы. Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Базовый учебник: Глава 9, стр.269-304. Тема 9. Связующие процессы в менеджменте: лидерство в организацииПонятие лидерства. Лидерство. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве. Базовый учебник: Глава 15, стр.464-496. Тема 10. Связующие процессы в менеджменте: корпоративная культураПонятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Хофштеде. Базовый учебник: Стр. 125-137, 189-190, 388-390, 410-412, 454-457 (изд. 2006 г.). ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯКонтрольная работа проводится по первым девяти темам курса. Вопросы, включаемые в контрольную работу, соответствуют вопросам № 1 – 41 из списка подготовки к экзамену. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Авторы программы: _____________________________/ М.Д. Предводителева/ _________________________________/ А.Н. Стерлигова / |
|