Программа дисциплины Основы менеджмента Направление 031600. 62 Реклама и связи с общественностью - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Креативные технологии в рекламе 031600. 1 199.08kb.
Направление «Реклама и связи с общественностью» Профиль: «Реклама... 1 22.14kb.
Учебной дисциплины «Телекоммуникационные и компьютерные технологии... 1 23.55kb.
Программа дисциплины Социология массовых коммуникация для направления... 1 200.3kb.
Программа дисциплины Управление интегрированными коммуникациями для... 4 463.3kb.
Рейтинг абитуриентов на 26. 04. 2013 031600. 62 Реклама и связи с... 1 226.14kb.
Учебной дисциплины учебного плана для направления подготовки 031600. 1 40.16kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 159.67kb.
Семинар «Электоральный pr» 1 63.01kb.
«Связи с общественностью» 3 830.21kb.
Рабочая программа Специальность Связи с общественностью Статус дисциплины... 1 137.15kb.
Основы менеджмента 1 150.68kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины Основы менеджмента Направление 031600. 62 Реклама и связи с - страница №1/1



Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет менеджмента

Программа дисциплины



Основы менеджмента

Направление 031600.62 Реклама и связи с общественностью

Автор доцент, к.э.н. М.Д. Предводителева,

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_________________________ ____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____________________________

«___» _____________ _ 200 г. «____»________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва






Название темы



Всего часов

по дисциплине



Аудиторные часы

Самосто-ятельная

работа



Лекции

Сем. и

практ. занятия

1

Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.

6

2




4

2

Подходы в менеджменте

7

2

1

4

3

Планирование в организации

18

4

2

12

4

Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

18

4

2

12

5

Трансформация подходов к трудовой мотивации

9

2

1

6

6

Контроль в организации

9

2

1

6

7

Связующие процессы в менеджменте: коммуникации


8

2

2

4

8

Связующие процессы в менеджменте: принятие решений





8

2

2

4

9

Лидерство в организации


7

2

1

4

10

Организационная культура

18

4

2

12




Итого:

108

26

14

68


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Дафт, Р. Л. Менеджмент. 08-е издание. СПб.: Питер , 2010.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007

  2. Виханский О. С., Наумов Л. П. Менеджмент. М.: Издательство Магистр, 2010

  3. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 20111

  4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005

  5. Стив Джобс. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012

  6. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес букс, 2001

  7. Камерон К.С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

  8. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: Российская история. СПб.: Питер, 1999

  9. Якокка Ли. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011

  10. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  11. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000

  12. Роббинз С.П., Коултер М. Менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2010.

  13. Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. М.: Издательский дом Вильямс, 2009.

  14. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

  15. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

  16. Публикации ведущих отечественных и зарубежных бизнес- и научных периодических изданий.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Проведение семинаров предполагает работу на практических занятиях (обсуждения, учебные ситуации, презентации).

Текущий контроль: контрольная работа

Итоговый контроль: экзамен – письменное задание (80 мин.).

Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%) контрольную работу (40%) и итоговое письменное задание (50%). Экзамен не является блокирующим.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.

Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса.

Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века.

Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе.
Базовый учебник:

Глава 2, стр. 63-80, 84-93.



Тема 2. Подходы в менеджменте.

Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.


Базовый учебник:

Глава 2, стр. 81-83.




Тема 3. Планирование в организации.

Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации.


Базовый учебник:

Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302.




Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.

Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы).



Базовый учебник:

Глава 10, стр.339-382.




Тема 5. Трансформация подходов к трудовой мотивации.

Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций.


Базовый учебник:

Глава 16, стр.567-604.




Тема 6. Контроль в организации.

Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.


Базовый учебник:

Глава 19, стр. 679-694.




Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.

Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения)


Базовый учебник:

Глава 17, стр.605-640.




Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений

Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).


Базовый учебник:

Глава 9, стр.303-338.




Тема 9. Лидерство в организации


Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов на лидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве.
Базовый учебник:

Глава 15, стр.533-567.



Тема 10. Организационная культура

Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях.


Базовый учебник:

Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475


ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ


Изучение курса предполагает проведение двух контрольных работ, которые проводятся согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины.



Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





  1. Объект и субъект управления.

  2. Функции управления и связующие процессы.

  3. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора.

  4. Административная школа А.Файоля.

  5. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера.

  6. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

  7. Количественные подхододы в менедмженте.

  8. Модель «7С». Мягкие и жесткие переменные.

  9. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.

  10. Навыки менеджера и уровни управления (Р. Дафт).

  11. Роли менеджера по Г. Минцбергу.

  12. Подходы в менеджменте.

  13. Миссия, видение, цели организации.

  14. Стайкхолдеры организации.

  15. PEST анализ.

  16. Анализ конкуренции в отрасли на основании пяти сил М. Портера.

  17. Централизация и децентрализация полномочий, преимущества и недостатки.

  18. Норма управляемости в организации.

  19. Специализация труда, преимущества и недостатки.

  20. Линейно-функциональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  21. Дивизиональная организационная структура, преимущества и недостатки.

  22. Матричная организационная структура, преимущества и недостатки.

  23. Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации.

  24. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.

  25. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум).

  26. Типы контроля.

  27. Цикл контроля: построение и применение.

  28. Этапы контроля.

  29. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену.

  30. Виды и роли организационных коммуникаций.

  31. Коммуникационные каналы, их емкость.

  32. Коммуникационные сети.

  33. Преграды при коммуникациях и их преодоление (Р. Дафт).

  34. Этапы рационального принятия решений.

  35. Методы принятия решений.

  36. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену.

  37. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).

  38. Теория «Х» и теория «Y» (Д. МакГрегор).

  39. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту.

  40. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла.

  41. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон.

  42. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла.

  43. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).

  44. Уровни организационной культуры (Э. Шайн).

  45. Характеристики организационной культуры (П. Харрис и Р. Моран).

  46. Анализ организационной культуры на основании методики OCAI (К. Камерон и Р. Куинн).

  47. Модель Г. Хофштеде.

Авторы программы: _____________________________/ М.Д. Предводителева/