страница 1страница 2
|
|||||||||||||
Похожие работы
|
Методическое пособие для дошкольных психологов, учителей логопедов, воспитателей - страница №1/2
В помощь логопедам, психологам, воспитателям. эл. почта: mir-e2007@yandeх.ru «Мастерская речи» или как ребёнку помочь стать успешным Редакция: Э.В. Миронова Научный редактор: кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования МСГИ, заведующая кафедрой психологии МСГИ Л.Ф. Блинова Скрипниченко М. Ф., доцент кафедры специального (дефектологического) образования, кандидат педагогических наук Педагог-психолог 2 кв. категория Учитель начальных классов 1 кв. категория Учитель - логопед МАДОУ «Лицей №121» , «Центр Образования № 178» Советского района города Казани МБОУ «Детский сад №68 комбинированного вида» Советского района города Казани Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Пытаясь охватить мир сегодняшний,Мы черпаем из словаря,Сложившегося в мире вчерашнем. И нам кажется, будто в прошлом Жизнь была созвучнее человеческой Природе, - но это лишь потому, Что она созвучнее нашему языку. ЧАСТЬ 1. Методическое пособие для дошкольныхпсихологов, учителей - логопедов, воспитателейстарших и подготовительных групп. 4ЧАСТЬ 2.Использование сказкотерапии при формировании связной монологической речи. 7 специалистов педагогического коллектива 14 ЧАСТЬ 4. Перспективно-тематическое планирование интегрированных психолого-логопедических занятий по сказкотерапии в старшей логопедической группе. 17 -высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос -- развитое головное звучание; низкий -- развитое грудное звучание; средний -- смешанное звучание. -диапазон голоса -- обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука. 48 -полётность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории. -тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека. -поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью. Д Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи. Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению. 3 Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи. Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. И Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). К Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи ПРЕДИСЛОВИЕ На сегодня увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, если их вовремя не исправить в детском возрасте, то в дальнейшем они влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исследователи Г.И. Богина, Н.И. Жинкина, Ю.Н. Караулова, А.А. Леонтьев, A.M. Шахнарович, отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем. Поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников и социальной значимостью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование. Вопросами формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. 1 Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию». В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. В этом основная сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать. Дети должны освоить не только родной язык, но и овладеть им в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацию (просодика речи). Все эти свойства речи вырабатываются в процессе драматизации сказок. Ведь только в сказках оживают предметы, а различные явления природы начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, громкие и тихие, длинные и короткие). Все это способствует непроизвольному развитию 2 создания условий для наилучшего развития речи. Н Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр. Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. Р Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. -внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; -внутренняя -- речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь. 47 не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски. 46 фонематического слуха. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, использование метода сказкотерапии может повлиять на развитие связной речи. 3 ЧАСТЬ 1. Методическое пособие для дошкольных психологов, учителей - логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп.КУРС «Волшебный сундучок детства» коррекционно развивающей работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии. Пояснительная записка Курс «Волшебный сундучок детства» составлен на основе программ курса «Психологии Общения», О.А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Практикум по креативной терапии». Сказка в жизни детей младшего дошкольного возраста играет важную роль. Именно через сказку дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи. 4 Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение - это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста, Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску. Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики. Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать их. 45 взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы. · Отрицательно могут сказаться на речевом развитии детей общение взрослого, оторванное от их реальной жизни, их деятельности; побуждение к заучиванию длинных, сложных стихотворений; обучение, основанное на словах, а не на практике; обращенная к ребенку речь, которая изобилует сложными, непонятными ему словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными, пространными объяснениями. Положительно влияют на развитие речи ребенка правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку; специально организованная взрослым последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме; корректная форма предъявления ребенку замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок, речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время основных режимных моментов, прогулок, игр. 44 Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Сказка эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте, потому, что: Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Об этом говорят многие другие авторы, например, Л.П. Стрелкова в книге «Уроки сказки» отмечает, что только в45 сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, “взрослыми”. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать, понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов 5 ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих отношениях, а потому, что положения героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. При проведении совместно-организованной деятельности с детьми по развитию связной монологической речи средствами сказкотерапии данного курса каждый ребёнок имеет возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли, переживания, а не только образы, навязываемые социальными ролями. Во время проведения коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуально - психологические особенности детей, уровень их возможностей и реальных достижений. На занятиях с учётом гендерного обучения и воспитания учитывается и пол ребёнка. В группе, где находятся, и девочки и мальчики занятия носят более эмоциональный, творческий характер, так как эмоционально окрашенная информация вызывает у девочек повышенное внимание и усиливает осмысление. Девочке легче принять решения, размышляя вслух, что в глазах мальчишек выглядит нелепо, так же девочки предпочитают сотрудничество, соревнование их тревожит, а для мальчиков больше подходит соревновательный стиль. Для повышения эффективности занятий применяются различные наглядно-демонстративные пособия, мультимедийный проектор, экран, компьютер, видео и аудио 6 ставится цель закрепить точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, фактура), а во время умывания - названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т.д. Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Однако речь, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными, пространными объяснениями, может отрицательно сказаться на его речевом развитии. Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д. Очень полезен такой прием - воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими. Развитию речи способствуют и игры Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью - дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребенка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями. На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале 43 РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателям ДОУ по коррекции ОНР у ребенка Воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко. Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. Заметив ошибку, воспитатель, прежде чем исправлять ее, должен подумать: сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова? На занятиях это происходит успешнее - вне их обстановка не всегда благоприятна: когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. При исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение. Повседневное общение дает воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания 42 материал. Цель: формирование связной монологической речи у детей с ОНР посредством сказок. Задачи: развитие свободного общения со взрослыми;
Программа рассчитана на неполный курс обучения 8 часов в соответствии с учебным планом. Занятия проводятся с подгруппой (7-8 человек) 1раз в неделю в течение 30-40 минут. Результаты, ожидаемые от реализации программы:
7 В системе традиционных и нетрадиционных методов логопедической коррекции все больше места занимают специальные техники, к которым относят такое направление как сказкотерапия. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. Последние годы отмечены активными поисками психологов-практиков, ученых разнообразных направлений в сказкотерапии. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней. Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека 8 Упражнение 10. Сугробы и солнышко Один ребенок — «солнышко», остальные превращаются в «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять. «Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле. — Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их. Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.) — Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось? Ритуал выхода из сказки (через зеркало): Дети подходят к зеркалу, смотрятся в него и произносят: «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!» — Да как же ты, туда попал? — удивился Коська. Логопед: Упражнение 8. Удивление Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?» — Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился. — Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко. Ведущий с ассистентом держат над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко. Логопед: Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — ШУМИТ ЧТО-ТО. — Эй, кто там? — закричал Коська. — Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся. Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился. 40 в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Выбор данной темы не случаен и востребован современными актуальными проблемами обучения детей с речевыми нарушениями. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование сказкотерапии облегчает процесс освоения связной речи (О.А. Шорохова, Н. Погосова, М. Кольцова Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.). Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Так М. Кольцова считает: "Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума". Таким образом сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности каждого ребенка.
9 2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении. 3. Творчество: от подражания взрослому в выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции. 4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. 5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации. 6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим 10 Логопед: Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино. — Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты? — А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее! Психолог: Упражнение 7. Роднички и река Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»). Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички». При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?» — Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые? Логопед: Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет. — Эй, Родничок, где ты? — А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается. к 39 После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение. Логопед: Упражнение 5. Филин Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху... Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет. — Ты кто? — спрашивает Коська. — Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края. — Вот здорово, — обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки. — Побежали, — согласился Родничок. Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. Психолог: Упражнение 6. Ручеек Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы. После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего. — Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом). Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия. 38 импровизациям по сюжету. Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Система нашей работы базируется на элементах сказкотерапии, которые способствуют активизации коммуникативной деятельности ребенка, через формирование связной речи. В основе системы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности. Это позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и обеспечивает поступательное развитие. Для более продуктивного обучения идет подача качественно новой информации, носящей практический характер, что дает возможность оперативно с ней работать, извлекая её строго применительно к конкретным условиям. Для этого ребёнку рекомендуется «подавать сведения в связи с ситуацией, в которой она может потребоваться, тогда использование сказкотерапии становится эффективным методом, который облегчает процесс освоения связной речи» (Шорохова О.А.) Системообразующими в нашей работе являются связи между разными видами занятий, реализация которых выступает одним из основных условий эффективности обучения. Овладение речевыми умениями происходит через разные виды репродуктивной и творческой деятельности. Развитие связной монологической речи посредством использования элементов сказкотерапии старших 11 дошкольников осуществляется через разнообразные формы и занятия по развитию лексико-грамматических категорий и виды организации занятий: фронтальные и подгрупповые связной речи, интегрированные психолого-логопедические занятия. На занятиях дети учатся:
Вместо «физкультурной минутки» на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дошкольники знакомятся с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре-драматизации по литературному произведению. В системе развития связной монологической речи нами выделены три этапа работы со сказкам (Таблица 1) . В каждом из которых прослеживается постоянное повышение доли самостоятельного участия дошкольников. 12 — Как белка готовится к зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи). Белка прислала для вас орешки. Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху. • Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки. • Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой. • Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения. — Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них. Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха. — А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с. Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то. — Ты кто? — спрашивает Коська. — Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю. Психолог: Упражнение 4. Страх Один из детей исполняет роль филина, остальные — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек. включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой». Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления. — Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке? Сказка Логопед: Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Психолог: Упражнение 1. Гимнастика для глаз Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза. Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку. — Ты кто такая? — Я белка. — А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь. — Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь. 36 Таблица № 1 Этапы работы со сказками в системе развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
ЧАСТЬ 3. Комплексный подход и взаимосвязь специалистов педагогического коллектива. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического коллектива. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную деятельность логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя. Работой по разделу речевое развитие руководит учитель - логопед, другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями Основная категория запросов родителей и педагогов логопедической группы МБДОУ «Детский сад №68 комбинированного вида» , «Золотой колосок» Советского района города Казани касается различных трудностей в развитии детей, прежде всего нарушения речи дошкольников, что в свою очередь способствует возникновению у детей психологических особенностей . Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, а это порождает специфические черты общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, 14 На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети подходят, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!» — Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдет о воде. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде. Какая бывает вода? (Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная грязная.) А бывает твердая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.) Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, превращается в пар, туман, облака.) Где вода встречается в природе? (В реке, озере...) В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник.) Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли.) А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он вливается в реку, или в озеро, или...) 35 (Автор текста А. Грибачев) Задачи занятия. 1Логопедические: Закрепление знаний по лексической теме « Вода в природе» Закреплять пересказывание сказки с выделением главных смысловых звеньев; Закреплять умение правильно употреблять предлоги (под, между); Развитие глагольного словаря и словаря признаков; Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности; Нормализация темпа и ритма речи; Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. 2.Психологические: Развитие произвольного внимания, умения произвольно концентрироваться на происходящем; Закрепление умения ориентироваться в пространстве; Уравновешивание психики, снятие эмоционального и психического напряжения. 3.Воспитательные: Воспитание умения действовать сообща, воспитание чувства любви к природе, лесным обитателям, расширение кругозора. Необходимые материалы: шнур голубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, кукла-родничок, грецкие орехи и ленточки на резинке (для каждого ребенка), тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы на картоне, лесенка. 34 замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности. Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями. Когда нарушены не только отдельные компоненты речи (звукопроизношение, словарь, грамматический строй), но и вся структура в целом, а также психические процессы, эмоционально-волевая сфера, соматическое здоровье, результат традиционной логопедической коррекционной работы всегда будет недостаточно эффективным, не принесёт устойчивого положительного результата, т.к. единственно логопедическое воздействие не устраняет первопричину нарушений. Суммируя наработанный опыт, пришли к необходимости объединения психологических и логопедических методов и усилий при использовании сказкотерапии. Данный цикл психолого-логопедических занятий не только способствует интеграции личности, развитию творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, но и включает задачи речевого развития: 1. Активизация и обогащение словарного запаса. 2. Развитие памяти, формирование способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями. 15 3. Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. 4. Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. 5. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами. 6. Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей. 8. Формирование мотивации деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности. 9. Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других. 16 Литература 1. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков - М.: Просвещение, 1997. - 178 2.Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 345с. 3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. - 400с. |
|