Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учрежд - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о работе мо учителей начальных классов 2 395.9kb.
Методическое пособие для дошкольных психологов, учителей логопедов... 2 503.7kb.
Анализ работы кафедры учителей начальных классов за первое полугод 2 1226.83kb.
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.38kb.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. 1 199.07kb.
Анализ работы методиста по начальному образованию за 2009-2010 учебный год 2 489.51kb.
Выступление на мо воспитателей начальных классов «Особенности развития... 1 110.29kb.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей... 18 8786.46kb.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей... 17 7231.75kb.
Городское методическое объединение педагогов-психологов муниципальных... 1 33.83kb.
Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных... 4 1316.63kb.
Н. Н. Демиденко психология модернизации высшей школы 1 95.07kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов - страница №1/1



Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ

№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А №282047 от 17 марта 2008 г.

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: №1237 от 28 апреля 2008 г.

Наименование программы с указанием категории слушателей:

«Методика преподавания психологии детям дошкольного и младшего школьного возраста»

Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов



Объем (в часах) 24

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя:

ФИО ректор учреждения: Потапов А.С.

ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации:

Татаринцева Альбина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики



Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86.

Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46,

e-mail: rektorat@vspu.ac.ru



Перечень приложений к заявке: (если есть)________________________________________

_договор с ЦРР детским садом №138, договор с Прогимназией №2 г. Воронежа

Подпись ректора:

(печать)

Заявка

На включение программы повышения квалификации

Педагогических и руководящих работников муниципальных

Общеобразовательных учреждений Воронежской области в

Региональный банк программ

ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»



«Методика преподавания психологии детям дошкольного и младшего школьного возраста»

Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов

По направлению использование новых педагогических технологий по специальности

2.1 Результат освоения программы повышения квалификации: у слушателей будет сформирована компетентность в сфере разработки и проведения авторских программ преподавания психологии в ДОУ и начальной школе.

2.2. Содержание программы

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов-психологов, учителей начальных классов.

Цель курса состоит в формировании у слушателей знаний теоретических основ, структуры и содержания курса методики преподавания психологии, а также практических навыков проведения занятий. В содержании программы включены современные представления о теории, методике и технологии преподавания психологии, что создает студентам условия для овладения творческой педагогической деятельностью.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  1. слушатели должны приобрести знания о целях и содержании преподавания психологии как учебного предмета в ДОУ и начальной школе.

  2. на практических занятиях должны быть сформированы умения проведения основных форм занятий по психологии в школе, дошкольном учреждении.

  3. важной задачей курса является формирование и развитие у слушателей творческого мышления, научного мировоззрения, мотивации познавательной и профессионально- педагогической деятельности.

Содержание курса.

Тема 1. Методика преподавания психологии как прикладная отрасль педагогики.

Современные требования к высшему образованию и подготовке специалиста. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов современного образования.

Роль и место психологии в современной системе обучения и воспитания, в профессиональной деятельности специалиста.

Методика преподавания психологии - научно-практическая дисциплина, её место в системе научного знания и педагогических дисциплин. Соотношение педагогики, дидактики и методики преподавания психологии.

Предмет, цели, содержание, структура курса методики преподавания психологии.

Теоретические и практические задачи курса методики преподавания психологии.

Основные методологические принципы методики преподавания психологии: единства и специфики средств, методов, форм преподавания психологии; связи преподавания психологии с практикой, жизнью4 связи преподавания психологии с профилем вуза.

Тема 2. Характеристика психологии как учебного предмета.

Единство и внутренняя взаимосвязь учебного предмета психологии и методики её преподавания. Специфика обучения психологии в педагогическом вузе, на психологических факультетах и в других вузах. Профессиональная деятельность и обучение психологии.

Цели обучения психологии: развитие психологического мышления специалиста; развитие психодиагностических способностей у студентов; формирование коммуникативного потенциала личности будущего специалиста; формирование и развитие умений психологического прогнозирования и учёта психологических последствий принимаемых решений4 формирование и развитие умений решать психологические задачи в системе педагогической и другой профессиональной деятельности.

Цели обучения психологии в области формирования и развития личности студентов: мотивация профессионально- познавательной деятельности; развитие научного мировоззрения; развитие коммуникативных способностей; развитие психолого- педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта.

Особенности конструирования предметного содержания учебного курса психологии. Основные требования к содержанию учебного курса. Отрасли психологии и обучение психологии. Учёт уровня развития психологической науки, требований профессиональной деятельности, профиля вуза, Госстандарта, типа обучения.

Структура курса психологии. Основные разделы курса и внутренняя логика их проблематики. Система форм и видов занятий.



Тема 3. Характеристика процесса преподавания психологии.

Планирование и организация занятий по курсу психологии. Выделение целей, задач и содержания для аудиторных и самостоятельных занятий. Распределение времени по формам и видам занятий. Особенности организации уроков психологии, развивающих занятий.

Урок психологии в школе как один из ведущих форм обучения. Виды уроков и особенности их использования в преподавании психологии. Нетрадиционные формы уроков психологии и возможности их использования в курсе психологии. Работа с литературой, над планом, конспектом, тезисами уроков.

Методика оценки качества знаний по психологии.



Тема 4. Методика подготовки и проведения занятий в курсе психологии.

Урок-практикум в курсе психологии. Его цели, функции, структура, возможности по активизации учебно- познавательной деятельности учеников. Отбор учебного материала для практических занятий.

Особенности подготовки преподавателя к практическим занятиям: составление плана, подбор упражнений, развивающих занятий.

Тема 5. Личность преподавателя психологии и педагогический процесс.

Современные требования к личности и профессиональной культуре преподавателя психологии.

Общая профессиональная культура, педагогическое мастерство и профессиональный такт преподавателя психологии. Психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Психология авторитета преподавателя психологии. Авторитет преподавателя как функция его индивидуально- психологических особенностей, социальной среды и деятельности. Действительный и ложный авторитет. Основные формы лжеавторитета преподавателя.

Преподаватель и аудитория. Основные ролевые позиции личности преподавателя в аудитории. Психологические условия эффективности деятельности преподавателя в аудитории. Овладение способами и средствами коммуникации. Организация речевых форм высказывания: лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы.

Использование невербальных средств общения: кинестетических, фонетических, поведенческих

Визуальная психодиагностика аудитории и отдельных учеников.

Тема 6. Преподавание психологии в дошкольном учреждение и средней школе.

Анализ программы учебного курса «Психология» для начальной школы И.В. Дубровиной. Урок психологии в начальной школе: формы, методы проведения.

Анализ учебника Климова Е.А. Психология: Учебник для средней школы. М., 1996.

Возможности курса развития творческого мышления Гатанова Ю.Б. в преподавании психологии в школе. Знакомство с частями курса, методикой проведения занятий.

Преподавание психологии в детском саду. Книга И.В. Вачкова «Психология для малышей или сказка о самой «душевной» науке. Нетрадиционные уроки психологии в школе.

Контроль и оценка знаний учащихся по психологии.



Учебно-методический план модуля.



Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма занятия

1

Методика преподавания психологии как прикладная отрасль педагогики

2

лекция

2

Характеристика психологии как учебного предмета.

2

лекция

3

Характеристика процесса преподавания психологии.

2

лекция

4

Методика подготовки и проведения практических занятий в курсе психологии

4

Практические занятия

5

Личность преподавателя психологии и педагогический процесс.

2

лекция

6

Преподавание психологии в дошкольном учреждении и средней школе.

12

Практические занятия

7

Всего

24




Литература, необходимая для изучения курса.

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999. - 306с.

  2. Боярчук Е.В. Методические аспекты методики преподавания психологии. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1970. 120с.

  3. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 76с.

  4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 85с.

  5. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. М.: Просвещение, 1971. - 151с.

  6. Гиперцинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. -Л., 1982.

  7. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. - М, 1994.

  8. Емельянов Ю.Н. активное социально-психологической обучение. - М., 1985.

  9. Инновационное обучение: стратегии и практика /Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1984.

  10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

  11. Каменев А.А. Активные методы обучения. - М.,1989.

  12. Коротков Э.Н. Современные методы в учебном процессе вуза. - М., 1988.

  13. Личностная и профессиональная самооценка студента педагогического вуза //Сб.: Восприятие текста как психологический процесс. -М., 1982.

  14. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М.,1992.

  15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.., 1982.

  16. Методика преподавания общественных наук. - М.:Воениздат, 1975.

  17. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.

  18. психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося //Под ред. А.А. Бодалёва, В.Я. Ляудис. - М.:АПН СССР, 1980.

  19. Платонов К.К. Занимательная психология - СПб. Питер-Пресс, 1997.

  20. Поверенная О.И. Программа курса «Психология»(уроки психологии для старшеклассников)//Детский психолог. - 1995. -№9. - С. 77-85.

  21. Подвойский М.А. Уроки психологии в школе. - М.: Просвещение, 1993.

  22. Рефлексия в науке и обучении //Сб. науч. Трудов. Н., 1989.

  23. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. Уч. пособие. - М.:РОУ, 1994.

  24. Сборник задач и упражнений по общей психологии. - Пермь, 1976.

  25. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997

  26. Социально-исторический подход в психологии обучения. - М.: Педагогика, 1989.

  27. Страхов И.В. Лекция как метод преподавания психологии. -Саратов, 1968.

  28. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. - М.:МГУ, 1981.

  29. Турусова О.В. Сборник задач по психологии. -Самара,1994.

  30. Формирование учебной деятельности студента//Под ред. В.Я. Ляудис. - М.:МГУ, 1989.

  31. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

Темы для самостоятельной учебно - исследовательской работы слушателей.

  1. Психолого-педагогическая культура личности современного специалиста.

  2. Современные требования к личности преподавателя высшей школы.

  3. Профессиональное и личностное самоутверждение преподавателя высшей школы.

  4. Психологические механизмы воздействия лектора на аудиторию.

  5. Психология профессионального общения преподавателя психологии со студентами.

  6. Профилактика конфликтных отношений в деятельности преподавателя психологии.

  7. Методика визуальной психодиагностики студента.

  8. Аттракция: сущность, приемы, правила, пути достижения.

  9. Психологическая готовность преподавателя психологии к профессиональной деятельности.

  10. Методика оценочной деятельности преподавателя психологии.

  11. Социально- психологическая характеристика аудитории.

  12. Психолого-педагогические условия эффективности чтения лекции по психологии.

  13. Методика использования наглядности на занятиях по психологии.

  14. Методика использования художественной литературы на занятиях по психологии.

  15. Методика преподавания психологии в дошкольном учреждении.

  16. Методика преподавания психологии в начальной школе.

  17. Методика преподавания психологии в средней школе

  18. тренинг как метод преподавания психологии.

  19. Активные формы обучения и возможности их использования при обучении психологии.

  20. Методика самостоятельной работы по изучению психологии.

  21. Психологический анализ трудностей, возникающих у студентов при изучении психологии.

  22. Самостоятельная работа по психологии и проникновение во внутренний мир личности..

  23. особенности самостоятельной работы с психологической литературой при заочном обучении.

  24. Оценка результатов учебной деятельности студентов.

  25. Курс развития творческого мышления Гатанова Ю.Б. как форма урока по психологии.

  26. Урок психологии в начальной школе.

  27. Книга «Психология для малышей» Вачкова И.В. и возможность её использования в преподавании психологии.

  28. Нетрадиционные формы и методы преподавания психологии в школе.

  29. Кукольный спектакль как форма преподавания психологии в начальной школе.

  30. Методика чтения лекций по психологии.

Вопросы для итоговой аттестации знаний слушателей.

  1. Предмет методики преподавания психологии. Характеристика психологии как учебного предмета.

  2. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины. Цели обучения психологии.

  3. История преподавания психологии в России.

  4. Таксономия учебных задач Толлингеровой и её расширение в преподавании психологии.

  5. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение.

  6. Активные методы обучения психологии.

  7. Лекция как основная форма учебных занятий в вузе. Её типы.

  8. Методика чтения лекций.

  9. Раскройте основные требования к лекции по психологии.

  10. Практические, семинарские и лабораторно-практические занятия в группах.

  11. Каковы особенности методики подготовки преподавателя и студентов к семинарским занятиям по психологии?

  12. Обоснуйте необходимость практических занятий в курсе психологии.

  13. Методика организации и управления учебной дискуссией.

  14. Методические особенности преподавания истории психологии.

  15. Методические особенности преподавания общей психологии.

  16. Методические особенности преподавания возрастной и педагогической психологии.

  17. Методические особенности преподавания социальной психологии.

  18. Методические особенности преподавания медицинской психологии.

  19. Методические особенности преподавания юридической психологии.

  20. Методы организации самостоятельной работы и развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания психологии.

  21. Контроль и коррекция учебной деятельности студента.

  22. Обоснуйте варианты методик проведения зачётов и экзаменов по психологии.

  23. Методы диагностики знаний учащихся по психологии.

  24. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии.

  25. Докажите необходимость самостоятельной работы студентов по изучению психологии.

  26. Особенности самостоятельной работы с психологической литературой при заочном обучении.

  27. Раскройте слагаемые авторитета личности преподавателя психологии.

  28. Преподавание психологии в дошкольном учреждении.

  29. Методы преподавания психологии в начальной школе. Анализ учебника по ред. Дубровиной.

  30. Урок психологии и лекция в вузе как основные формы учебных занятий по психологии (сопоставительный анализ)

  31. Тренинг как метод преподавания психологии.

  32. Анализ (одного по выбору) вузовского учебника по психологии.

  33. Применение технических средств в преподавании психологии.

  34. Составление рабочих программ по курсам «Психологии».

  35. Анализ учебника И.В. Вачкова «Психология для малышей».

  36. Курс Гатанова Ю.Б. как форма преподавания психологии.

2.3. Условия реализации программы повышения квалификации: требуется лекционная аудитория и возможность ксерокопирования методического материала для слушателей.

2.4. Использование новых форм и методов образовательного процесса: в программе будет проанализирован инновационный опыт преподавания психологии в ЦРР №138 педагогом-психологом Гриневой И.А.