страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов - страница №1/1
Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А №282047 от 17 марта 2008 г. № и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: №1237 от 28 апреля 2008 г. Наименование программы с указанием категории слушателей: «Методика преподавания психологии детям дошкольного и младшего школьного возраста» Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов Объем (в часах) 24 Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: ФИО ректор учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: Татаринцева Альбина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86. Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46, e-mail: rektorat@vspu.ac.ru Перечень приложений к заявке: (если есть)________________________________________ _договор с ЦРР детским садом №138, договор с Прогимназией №2 г. Воронежа Подпись ректора: (печать) Заявка На включение программы повышения квалификации Педагогических и руководящих работников муниципальных Общеобразовательных учреждений Воронежской области в Региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» «Методика преподавания психологии детям дошкольного и младшего школьного возраста» Программа для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов По направлению использование новых педагогических технологий по специальности Программа рассчитана на воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Цель курса состоит в формировании у слушателей знаний теоретических основ, структуры и содержания курса методики преподавания психологии, а также практических навыков проведения занятий. В содержании программы включены современные представления о теории, методике и технологии преподавания психологии, что создает студентам условия для овладения творческой педагогической деятельностью. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Содержание курса. Тема 1. Методика преподавания психологии как прикладная отрасль педагогики. Современные требования к высшему образованию и подготовке специалиста. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов современного образования. Роль и место психологии в современной системе обучения и воспитания, в профессиональной деятельности специалиста. Методика преподавания психологии - научно-практическая дисциплина, её место в системе научного знания и педагогических дисциплин. Соотношение педагогики, дидактики и методики преподавания психологии. Предмет, цели, содержание, структура курса методики преподавания психологии. Теоретические и практические задачи курса методики преподавания психологии. Основные методологические принципы методики преподавания психологии: единства и специфики средств, методов, форм преподавания психологии; связи преподавания психологии с практикой, жизнью4 связи преподавания психологии с профилем вуза. Единство и внутренняя взаимосвязь учебного предмета психологии и методики её преподавания. Специфика обучения психологии в педагогическом вузе, на психологических факультетах и в других вузах. Профессиональная деятельность и обучение психологии. Цели обучения психологии: развитие психологического мышления специалиста; развитие психодиагностических способностей у студентов; формирование коммуникативного потенциала личности будущего специалиста; формирование и развитие умений психологического прогнозирования и учёта психологических последствий принимаемых решений4 формирование и развитие умений решать психологические задачи в системе педагогической и другой профессиональной деятельности. Цели обучения психологии в области формирования и развития личности студентов: мотивация профессионально- познавательной деятельности; развитие научного мировоззрения; развитие коммуникативных способностей; развитие психолого- педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта. Особенности конструирования предметного содержания учебного курса психологии. Основные требования к содержанию учебного курса. Отрасли психологии и обучение психологии. Учёт уровня развития психологической науки, требований профессиональной деятельности, профиля вуза, Госстандарта, типа обучения. Структура курса психологии. Основные разделы курса и внутренняя логика их проблематики. Система форм и видов занятий. Тема 3. Характеристика процесса преподавания психологии. Планирование и организация занятий по курсу психологии. Выделение целей, задач и содержания для аудиторных и самостоятельных занятий. Распределение времени по формам и видам занятий. Особенности организации уроков психологии, развивающих занятий. Урок психологии в школе как один из ведущих форм обучения. Виды уроков и особенности их использования в преподавании психологии. Нетрадиционные формы уроков психологии и возможности их использования в курсе психологии. Работа с литературой, над планом, конспектом, тезисами уроков. Методика оценки качества знаний по психологии. Тема 4. Методика подготовки и проведения занятий в курсе психологии. Урок-практикум в курсе психологии. Его цели, функции, структура, возможности по активизации учебно- познавательной деятельности учеников. Отбор учебного материала для практических занятий. Особенности подготовки преподавателя к практическим занятиям: составление плана, подбор упражнений, развивающих занятий. Современные требования к личности и профессиональной культуре преподавателя психологии. Общая профессиональная культура, педагогическое мастерство и профессиональный такт преподавателя психологии. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Психология авторитета преподавателя психологии. Авторитет преподавателя как функция его индивидуально- психологических особенностей, социальной среды и деятельности. Действительный и ложный авторитет. Основные формы лжеавторитета преподавателя. Преподаватель и аудитория. Основные ролевые позиции личности преподавателя в аудитории. Психологические условия эффективности деятельности преподавателя в аудитории. Овладение способами и средствами коммуникации. Организация речевых форм высказывания: лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы. Использование невербальных средств общения: кинестетических, фонетических, поведенческих Визуальная психодиагностика аудитории и отдельных учеников. Анализ программы учебного курса «Психология» для начальной школы И.В. Дубровиной. Урок психологии в начальной школе: формы, методы проведения. Анализ учебника Климова Е.А. Психология: Учебник для средней школы. М., 1996. Возможности курса развития творческого мышления Гатанова Ю.Б. в преподавании психологии в школе. Знакомство с частями курса, методикой проведения занятий. Преподавание психологии в детском саду. Книга И.В. Вачкова «Психология для малышей или сказка о самой «душевной» науке. Нетрадиционные уроки психологии в школе. Контроль и оценка знаний учащихся по психологии. Учебно-методический план модуля.
Литература, необходимая для изучения курса.
Темы для самостоятельной учебно - исследовательской работы слушателей.
Вопросы для итоговой аттестации знаний слушателей.
2.3. Условия реализации программы повышения квалификации: требуется лекционная аудитория и возможность ксерокопирования методического материала для слушателей. 2.4. Использование новых форм и методов образовательного процесса: в программе будет проанализирован инновационный опыт преподавания психологии в ЦРР №138 педагогом-психологом Гриневой И.А. |
|