Курса «История экономических учений» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «История экономических учений» 2 424.09kb.
1. Предмет и задачи курса «История экономики и экономических учений»... 1 99.48kb.
Программа наименование дисциплины История экономических учений 1 157.82kb.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6... 1 160.7kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории... 3 676.4kb.
История экономических учений 1 118.17kb.
Программа дисциплины «История экономических учений» 2 469.71kb.
Учебно-тематический план элективного курса «история экономических... 1 140.83kb.
Курс лекций по истории экономических учений, вопросы для зачета,... 3 1006.26kb.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История экономических учений» 1 27.11kb.
Программа дисциплины История экономических учений для направления... 2 436.21kb.
Тематика рефератов, докладов, эссе по Истории экономических учений 1 30.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Курса «История экономических учений» - страница №1/1

Содержание курса «История экономических учений»
Цель курса: сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создания категориального аппарата и поисковых баз ведущих политэкономических доктрин современности.

Содержание курса:

  • Введение. Предмет и метод истории экономических учений. Цель и задачи курса. Современные трактовки развития науки (К.Поппер, Т.Кун). Основные этапы эволюции экономической мысли.

  • Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы. Исторические условия возникновения и две стадии развития меркантилизма. Экономическая школа физиократов. Учение о чистом продукте. Анализ воспроизводства в "Экономической таблице" Ф.Кене.

  • Формирование и развитие классической школы политической экономии. Возникновение классической школы. Ее особенности. "Политическая арифметика" У.Петти. Книга А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", ее основные идеи. Д.Рикардо и его экономические взгляды. Дж.Ст.Милль и его вклад в экономическую науку. Дискуссия между Ж.-Б.Сэем и Т.Р.Мальтусом и ее методологическое значение.

  • Пересмотр идей классической школы и возникновение новых течений в политической экономии. Формирование и развитие исторической школы. Экономические учения социалистов-утопистов. Разработка экономической теории в "Капитале" К.Маркса. Американский институционализм конца XIX - начала XX вв. Маржиналистская революция: австрийская, англо-американская и лозаннская школы.

  • Неоклассическая теория саморегулирования рыночного хозяйства. Значение неоклассической парадигмы хозяйственного развития и ее основные составляющие. Обоснование внутренней устойчивости конкурентной среды. Примат факторов предложения. Выравнивающая роль процентной ставки в регулировании уровня совокупного спроса. Неоклассические представления о роли государства и его денежной политики в экономической жизни.

  • Экономическая теория Дж.М.Кейнса. Биография и общая характеристика основных трудов. Кризис 30-х годов и несостоятельность рекомендаций либералов по его преодолению. Критика Кейнсом "классических" воззрений на основные макроэкономические взаимосвязи. Кейнсианская модель воспроизводственного процесса. Эффект мультипликатора. Кейнс о стратегии антикризисной борьбы.

  • Неокейнсианство. Модель IS-LM Дж.Хикса, ее роль. Основные направления эволюции кейнсианства в послевоенный период. Теории несовершенной и монополистической конкуренции. Модель экономического роста Р.Харрода и Е.Домара. Появление работы А.Филлипса. Формирование концепции "политики доходов" и ее реализация в США и Великобритании.

  • Неоклассический синтез. Основные компоненты "неоклассического синтеза" П.Самуэльсона. Характер сочетания кейнсианского и неоклассического подходов. Математизация экономических исследований и расширение их проблематики.

  • Экономические концепции монетаристов. Исходные положения монетаристской теории. Кризис середины 70-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Концепция адаптационных ожиданий и теория денег М.Фридмана. Школа рациональных ожиданий. Инструменты и методы монетаристской политики. Возникновение проблемы стагфляции. Критика монетаристской стратегии экономического регулирования со стороны новых кейнсианцев.

  • Современные экономические теории о значении человеческого фактора в экономической жизни. Исторический путь фордизма как системы организации общественного производства. Генезис и основные этапы становления доктрины деквалификации. Ее кризис в условиях нынешнего этапа НТР. Подход школы человеческого капитала к проблеме качества рабочей силы. Вклад этой школы в исследование вопросов динамики заработков, эффективности обучения, инновационного цикла. Концепции и политика гибкой занятости.

  • Современный институционализм. Развитие идей конвергенции и трансформации капитализма. Теория "индустриального общества" в трудах Дж.Гэлбрейта, Р.Арона, З.Бжезинского. Концепция постиндустриализма. Школа трансакционной экономики.

Литература:

Антология экономической классики. В 2 т. М., 1991-1992.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М, 1994.

Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец М., 1990, 1994, 1997. Т. 4 - 6.

Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1994-Ч.II.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.

Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

Современные экономические теории Запада / Под ред. А.Н. Макаровой. М., 1996.



Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995.

Пререквизиты: "Макроэкономика", "Микроэкономика", "История бизнеса", "История экономической политики".
Объем курса: 3 курс, осенний семестр, все программы (34 часа лекций и 17 часов семинарских занятий).

Форма контроля: работа в группах, контрольная работа, промежуточный аттестационный тест, итоговый письменный экзамен.