Учебно-тематический план элективного курса «история экономических учений» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «История экономических учений» 2 424.09kb.
1. Предмет и задачи курса «История экономики и экономических учений»... 1 99.48kb.
Программа наименование дисциплины История экономических учений 1 157.82kb.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6... 1 160.7kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории... 3 676.4kb.
Курс лекций по истории экономических учений, вопросы для зачета,... 3 1006.26kb.
История экономических учений 1 118.17kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.81kb.
Программа дисциплины «История экономических учений» 2 469.71kb.
Учебно-тематический план № п/п Темы Количество часов Теория 1 25.19kb.
Курса «История экономических учений» 1 32.26kb.
Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. С. Ядгарова. М.: Инфра-м... 1 66.08kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-тематический план элективного курса «история экономических учений» - страница №1/1

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра экономики и права




УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой экономики и права

_______________ С.Д.Волков


«_____»___________ 2006 г.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА



«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Цель: профильная подготовка учащихся старших классов

Срок и объем обучения: 10 класс, 34 часа







Наименование разделов и тем



Всего

часов


В том числе

Форма контроля

Теоретические занятия


Практические занятия

1

2

3

4

5

6

I

Экономическая мысль с древнейших времен до появления политической экономии

6

5

1




1.1.

Введение в курс экономических учений

2

2




Тестирование

1.2.

Экономические учения в эпоху докапиталистических способов производства

4

3

1

Тестирование



2.

Возникновение классической политической экономии. Марксистская политэкономия

10

8

2



2.1.

Возникновение классической политической экономии.

2

2







2.2.

Классическая буржуазная политическая экономия

2

2







2.3.

Мелкобуржуазная политическая экономия

2

1

1

Тестирование

2.4.

Утверждение господства вульгарной политической экономии и ее эволюция в 20-е – 30-е годы ХIX в.

2

1







2.5.

Создание и развитие пролетарской политической экономии

2

1

1

Тестирование

3.

Формирование неоклассической экономической теории

8

6

2




3.1.

Развитие буржуазной экономической мысли Западной Европы и США в конце ХIX - в начале ХX вв.

4

3

1

Тестирование

3.2.

Экономические теории в России на рубеже ХIX - ХX вв.

4

3

1

Тестирование

4.

Всемирная история экономической мысли ХХ в.

10

8

2




4.1.

Развитие немарксистской экономической мысли

4

3

1

Тестирование

4.2

Отечественная экономическая мысль ХХ века

6

5

1

Тестирование




Итого часов:

34

27

7

Зачет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» предшествует изучению таких разделов общей экономической теории – как микроэкономика и макроэкономика.

Каждый экономический закон, каждая экономическая категория или современная экономическая проблема имеют свою историю и знание ее дает критерии для оценки многих положений экономической науки спорного характера. Предмет «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» - это история становления, развития и смены экономических теорий, экономических идеологии, а также анализ влияния, оказываемого на выработку конкретной экономической политики. Поэтому, не познав истории экономических учений, совокупности факторов, вызывающих к жизни те или иные экономические теории и, вслед за ними, экономические модели, не научившись творчески оценивать результаты хозяйственных решений современный человек не сможет реализовать себя как профессионал, специалист, способный непосредственно влиять на экономические процессы.

Умение оценить роль и значение экономической идеи, предвидеть возможные последствия ее осуществления, позволит находить правильные пути развития экономических процессов, избежать ошибок.

Курс истории экономических учений лучше изучать в 10 классе. Учебно-тематический план предусматривает изучение предмета в количестве 34 часов. Изучение предмета завершается теоретическим зачетом. Учитывая ограниченное количество часов на элективные курсы, часть курса можно перенести на самостоятельную работу учащихся в форме написания рефератов, докладов и эссе, а также с помощью дидактических средств программированного характера: тестовых заданий, проблемных ситуаций, дистанционных мини-олимпиад.

Формы проведения занятий.

Проблемные лекции, лекции – семинары, лекции с применением игровых действий, лекции-консультации, деловые профориентационные игры, практикумы.



Организация контроля.

Аттестация проводится по каждой теме и завершается суммарным зачетом. Система отслеживания результатов обучения учащихся может быть построена на трех уровнях: текущем, рубежном и итоговом.



Формы текущего контроля: учет активности учащихся на лекциях, мини-тесты, экономические диктанты.

Формы рубежного контроля: выполнение самостоятельных письменных заданий, практикумы по решению задач.

Формы итогового контроля: зачет в форме ответа на вопрос, тестового задания или решения проблемной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Экономическая мысль с древнейших времен до появления политической экономии

1.1.Введение в курс экономических учений

  1. Предмет и методы экономических учений.

  2. Методология исследования

  3. Периодизация истории экономических учений

  4. Значение истории экономических учений для творческого овладения экономической теорией

1.2. Экономические учения в эпоху докапиталистических способов производства

  1. Экономическая мысль рабовладения.

  2. Экономические учения феодализма.

  3. Экономические учения в России в средние века.

  4. Меркантилизм – первая школа буржуазной политической экономии.

Темы докладов и рефератов к разделу 1.

  1. Проблемы эквивалентного обмена товаров у Аристотеля.

  2. Концепция государства и классов у древних авторов (Ксенофонт, Платон, Аристотель).

  3. Учение об общественном разделении труда у древних греков.

  4. Учение Фомы Аквинского о справедливой цене.

  5. Экономические программы крестьянских восстаний.

  6. Экономические воззрения городских слоев средневековья.

  7. Экономическая мысль феодальной России.

  8. Этапы меркантилизма.

  9. Меркантилизм как экономическая политика.

  10. Своеобразие меркантилизма в России.

  11. Национальные системы меркантилизма на примере Англии, Франции, Италии, Испании.


2. Возникновение классической политической экономии. Марксистская политэкономия

2.1.Возникновение классической политической экономии.

  1. Исторические предпосылки возникновения и основная проблематика исследования классиков.

  2. Экономическая теория У.Петти.

  3. Экономическая теория П.Буагильбера.

  4. Общая характеристика физиократизма (Ф.Кенэ, А.Тюрго).

2.2. Классическая буржуазная политическая экономия

  1. Исторические условия формирования экономических взглядов А.Смита и Д.Рикардо.

  2. Предмет и метод исследования А.Смита, двойственность отправной точки исследования А.Смита.

  3. Экономическая теория Д.Рикардо. Развитие Д.Рикардо трудовой теории стоимости.

  4. Значение классической буржуазной политической экономии для дальнейшего развития экономической науки.

2.3. Мелкобуржуазная политическая экономия

  1. Причины возникновения и отличительные черты мелкобуржуазной политической экономии.

  2. Экономические теории С.Сисмонди и П.Ж.Прудона.

  3. Мелкобуржуазные экономические концепции конца XIX – начала XX вв.

  4. Экономические взгляды русских либеральных народников.

2.4. Утверждение господства вульгарной политической экономии и ее эволюция в 20-е – 30-е годы ХIX в.

  1. Общая характеристика вульгарной политической экономии.

  2. Рикардианская школа (Джеймс Милль, Н. Сениор, Д. Мак-Куллох, Т. Мальтус).

  3. Французская школа (Ж.-Б.Сэй).

  4. Теория экономических гармоний (Ф.Бастиа, Ч.Кэри).

  5. Фридрих Лист и немецкая историческая школа.

  6. Синкретическое направление (Джон Стюарт Милль).

2.5. Создание и развитие пролетарской политической экономии

  1. Экономические работы К. Маркса и Ф. Энгельса до революции 1848 года.

  2. Экономические работы К. Маркса и Ф. Энгельса в период после революции 1848 года до Парижской Коммуны 1971 года.

  3. Экономические работы К. Маркса и Ф. Энгельса после Парижской Коммуны 1971 года.

  4. Развитие В.И.Лениным экономического учения марксизма.

  5. Развитие экономического учения марксизма после В.И.Ленина, формирование концепции командно-административного регулирования.

Темы докладов и рефератов к разделу 2.

  1. Основные функции классической буржуазной политической экономии.

  2. Создание У. Петти основ трудовой стоимости и его взгляды на производительность труда.

  3. Теории заработной платы и ренты У. Петти.

  4. Концепция денег У.Петти.

  5. Проект социально-экономических реформ П. Буагильбера.

  6. Теории оптимальной цены П. Буагильбера.

  7. Концепция безденежного хозяйства П. Буагильбера.

  8. Первая концепция кризиса П. Буагильбера.

  9. Учение о чистом продукте и производительности труда Франсуа Кенэ.

  10. Учение о классах и капитале Франсуа Кенэ.

  11. «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ.

  12. Развитие идей физиократизма в трудах А.Тюрго.

  13. Учение о производительности труда А.Смита.

  14. Вульгарные и научные элементы теории А.Смита.

  15. «Экономический человек» А.Смита.

  16. Догма Смита.

  17. Анализ А.Смитом проблем капитала и его накопления.

  18. Учение А.Смита о доходах.

  19. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

  20. Д.Рикардо о предмете политической экономии.

  21. Д.Рикардо о классах и доходах.

  22. Теории капиталистической прибыли и земельной ренты Д.Рикардо.

  23. Теория денег Д.Рикардо.

  24. Теория кризисов Сисмонди.

  25. Концепция общественного развития Сисмонди.

  26. Проект социальных проблем Прудона.

  27. Теория собственности Прудона.

  28. Теория недопотребления Гобсона.

  29. Учение об империализме Гобсона.

  30. Концепции распределения доходов Гобсона.

  31. Критика Маркузе капитализма.

  32. Теория третьего пути Маркузе.

  33. Отношение Маркузе к социализму.

  34. Теория «Воздержания» и «последнего часа» Сениора.

  35. Мальтусианская теория народонаселения и ее эволюция.

  36. Теория равновесия Ж.-Б.Сея.

  37. Теория вменения (распределения) Ж.-Б.Сея.

  38. Учение о стадиях развития общества Ф.Листа.

  39. Взгляды Джона Стюарта Милля на труд и капитал.

  40. Теория распределения Джона Стюарта Милля


3. Формирование неоклассической экономической теории

3.1. Развитие буржуазной экономической мысли Западной Европы и США в конце ХIX - в начале ХX вв.

  1. Причины появления различных школ буржуазной политической экономии.

  2. Новая историческая школа (Г.Шмоллер, К.Бюхер, Л.Брентано,В.Зомбрат).

  3. Австрийскаяшкола. Теория предельной полезности (К.Менгер,Ф.Визер, Е.Бем-Баверк).

  4. Кембриджская школа (А.Маршалл).

  5. Американская школа (Дж.Б.Кларк).

  6. Лозаннская (математическая) школа (Л.Вальрас, В.Парето).

3.2. Экономические теории в России на рубеже ХIX - ХX вв.

  1. Специфика экономической науки в России на рубеже ХIX - ХX вв.

  2. Теория кооперации М.И. Туган-Барановского.

  3. Теория В.С.Немчинова.

  4. Теория «длительных волн» Н.Кондратьева.

Темы докладов и рефератов к разделу 3.

  1. Особенности предмета и метода анализа маржинализма.

  2. Теория объективной ценности.

  3. Теория субъективной ценности.

  4. Теория ценности производительных благ.

  5. Теория предельной производительности факторов производства Дж.Б. Кларка.

  6. Учение Дж. Б.Кларка о производительности труда.

  7. Теория предпринимательской прибыли Кларка.

  8. Теория цены А. Маршалла.

  9. Концепция конкуренции и монополии А.Маршалла.

  10. Теория общего экономического равновесия Л.Вальраса.

  11. Развитие буржуазной политической экономии в России конца Х1Х- начала ХХ вв.

( Н.А.Каблуков, А.С.Постников, А.И.Чупров).

  1. Экономические взгляды Г.В.Плеханова.

  2. Теория социализма М.И.Туган – Барановского.

  3. Основные положения теории кооперации М.И.Туган – Барановского.

  4. Экономические взгляды П.В.Столыпина.

  5. Теории экономистов переходного периода (А.Чаянов, Н.Кондратьев).

  6. Проблемы капиталистического воспроизводства в трудах Н.Д.Кондратьева .

  7. Научное наследие Н.Д.Кондратьева и современная экономическая наука.

  8. Вклад Н.Бухарина в развитие экономической науки.

  9. Экономические взгляды Н.А.Вознесенского.

  10. Экономические взгляды И.И.Рубина.


4. Всемирная история экономической мысли ХХ в.

4.1. Развитие немарксистской экономической мысли

  1. Общеэкономические предпосылки формирования ГМК.

  2. Теория регулируемого капитализма Дж.М. Кейнса. Эволюция кейнсианства.

  3. Эволюция неоклассической школы и неолиберализма (М.Фридмен).

  4. Институционаьно-социальное направление (Т.Веблен, Г.Минз, ДЖ.К.Гэлбрейт).

  5. Теории постиндустриального общества (О.Тоффлер, Д.Белл).

4.2. Отечественная экономическая мысль ХХ века

  1. Экономико- математическая школа в России.

  2. Дореволюционные исследования и работы (Н.А.Столяров, В.К.Дмитриев).

  3. Теория потребительского поведения Е.Е.Слуцкого.

  4. Марксистская школа в России.

  5. Экономическая мысль в России второй половины ХХ века.

Темы докладов и рефератов к разделу 4.

  1. Теория занятости Дж. М. Кейнса как первая форма буржуазного макроанализа.

  2. Теория рынка Дж. М. Кейнса.

  3. Современное кейнсианство ( на примере Р.Харрода и Е.Домара).

  4. Неоклассическая теория роста в современной западной политической экономии.

  5. Экономические теории неолиберального направления.

  6. Экономическая теория монетаризма.

  7. Монетаризм и проблемы инфляции.

  8. Т.Веблен – родоначальник американского институционализма.

  9. Развитие институционализма в трудах Г.Минза.

  10. Теория «индустриального общества» Дж.Гэлбрейта.

  11. Теория «супериндустриальной» революции О. Тоффера.

  12. Концепция общественного развития Д.Белла.

  13. Теория Кооперации А.Я.Чаянова.

  14. Теория больших циклов хозяйственной коньюктуры Н.Д.Кондратьева.

  15. Метод линейного программирования Л.В.Канторовича.

  16. Концепция хозяйственного расчета Н.А.Вознесенского.

  17. Становление эколого-экономического направления в России.

ЛИТЕРАТУРА

Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд.4-е, перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2002.