Программа дисциплины «История экономических учений» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа наименование дисциплины История экономических учений 1 157.82kb.
Программа курса «История экономических учений» 2 424.09kb.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6... 1 160.7kb.
Программа дисциплины История экономических учений для направления... 2 436.21kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории... 3 676.4kb.
История экономических учений 1 118.17kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... 1 301kb.
Программа дисциплины «История политических учений» 3 737.15kb.
1. Предмет и задачи курса «История экономики и экономических учений»... 1 99.48kb.
Курс лекций по истории экономических учений, вопросы для зачета,... 3 1006.26kb.
Программа дисциплины для студентов специальностей 080102. 65 «Мировая... 6 1674.63kb.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История экономических учений» 1 27.11kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «История экономических учений» - страница №1/2

Кисловодский гуманитарно-технический институт

Кафедра экономики и управления на предприятии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
История экономических учений

Специальность:

080100.62 – «Экономика»

Квалификация «бакалавр экономики»

Кисловодск

2012

Кисловодский гуманитарно-технический институт

Программа дисциплины «История экономических учений»



для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр)

Кисловодск

2012

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе


Гочияева Р. Ш.

«___» «_____________» 20 г.

Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б.

Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр). – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 25 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кафедра экономики и управления на предприятии

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г.


Зав кафедрой

  1. Краткое содержание дисциплины: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).




  1. Цели и задачи дисциплины.

Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и управления является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики.

Цели преподавания «Истории экономических учений»:

  • способствовать формированию экономического мышления студентов,

  • расширить и углубить их экономические знания,

  • формировать профессиональные умения анализировать экономические явления и процессы современной жизни.

Для этого необходимо решение следующих задач:

  • помочь студентам усвоить социально-экономические предпосылки появления изучаемых экономических школ, идеи крупнейших экономистов мировой и отечественной экономической науки,

  • рассмотреть на семинарских занятиях главные произведения ведущих ученых - экономистов,

  • обратить внимание на развитие экономической науки в России, на вклад российских ученых в мировую экономическую науку,

  • использовать межпредметные связи с экономической теорией, историей, историей экономик.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели изучения студентами истории экономических учений:

-знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;

-изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки;

-понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях;

формирование критического, альтернативного экономического мышления;



Задачи изучения учебной дисциплины:

-Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;

-Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики;

-Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач;

-Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

-основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;

-основные этапы развития экономической науки;

-основные понятия учебной дисциплины;

-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.



уметь:

- анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;

- работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- дать характеристику наиболее известных экономических теорий;

-организовать выполнение конкретного порученного этапа работы.



владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);


способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

педагогическая деятельность

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).




  1. Формы и методы проведения учебных занятий.

В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения.

В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях.

Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы.

Итоговый контроль – устный опрос/тест.




  1. Распределение часов по темам и видам занятий.

Общая трудоемкость дисциплины

№ п/п

Виды занятий

Дневная форма обучения (4 года), 1 курс, 2 семестр.

Заочная форма обучения (5 лет), 1курс

1.

Лекции

18 часов

10 часов

2.

Практические занятия

36 часов

6 часов

4.

Самостоятельная работа

34 часа

70

5.

Контрольная работа

-

V

6.

Форма контроля

Экзамен 2 часа

Экзамен 4 часа


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов очной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

1

-

1

2

3

2.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

2

-

2

2

4

3.

Классическая школа политической экономии

2

6

8

4

12

4.

Марксизм

2

4

6

4

10

5.

Неоклассическое направление

2

4

6

4

10

6.

Австрийская школа

2

4

6

4

10

7.

Кейнсианство

2

4

6

4

10

8.

Монетаризм

2

4

6

4

10

9.

Институционализм

1

4

5

2

7

10.

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

2

6

8

4

12




Итого

18

36

54

34

90


Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения

№№ п/п

  1. Темы курса

Количество часов

Сам. раб.

Всего часов

Лекции, час.

Семина-ры, час.

Всего

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

1

-

1

8

9

2.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

1

-

1

6

7

3.

Классическая школа политической экономии

1

-

1

8

9

4.

Марксизм

1

1

2

6

8

5.

Неоклассическое направление

1

1

2

8

10

6.

Австрийская школа

1

1

2

6

8

7.

Кейнсианство

1

1

2

8

10

8.

Монетаризм

1

1

2

6

8

9.

Институционализм

1

-

1

6

7

10.

Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

1

1

2

8

10




Итого

10

6

16

70

90




  1. Содержание дисциплины.

ТЕМА 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья.

Предмет истории экономических учений.

Цель и задачи курса; его практическое применение.

Возникновение термина «экономика».

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

Экономические вопросы в Русской Правде
ТЕМА 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы.

Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику.


ТЕМА 3. Классическая школа политической экономии.

Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства.

«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли.

Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо.

Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».

Значение идей классической школы для современности
ТЕМА 4. Марксизм.

Создатели марксистской теории- К. Марк и Ф. Энгельс.

К.Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Решение проблем распределения и социальной справедливости в трудах К. Маркса. Всеобщий закон капиталистического накопления.

К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества.

Распространение социалистических идей в России. В. И. Ленин как экономист и политик. Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина.
ТЕМА 5. Неоклассическое направление.

Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.

Этапы развития маржинализма.

Л. Вальрас- основоположник теории общего экономического равновесия.

Оптимум В. Парето.

Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

А. Маршалл о взаимосвязи спроса и предложения, эластичности спроса, разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов, теории цены.
ТЕМА 6. Австрийская школа.

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем - Баверк, Ф. Визер.

Формирование маржиналистской теории.

Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.

Представители новой австрийской школы: Л. Фон Мизес, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек.

Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике.

Ф. фон Хайек о «спонтанном порядке»

Теория экономического развития Й. Шумпетера


ТЕМА 7. Кейнсианство.

«Общая теория занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса и переворот в экономической теории.

Д. М. Кейнс об уровне занятости и совокупном спросе, склонности населения к потреблению и сбережению. Сбережения и инвестиции. Инвестиционный мультипликатор.

Д. М. Кейнс о государственном регулировании, кредитно-денежной и бюджетной политике.

Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции.
ТЕМА 8. Монетаризм.

Поиски новых подходов к восстановлению экономического равновесия. М. Фридмен - лидер монетаристского направления. Основные положения монетаристов.

Уравнение обмена И. Фишера.

Спрос на деньги и предложение денег.

Монетаристы об инфляции и занятости.

«Денежное правило» М. Фридмена.

Монетаризм в России.
ТЕМА 9. Институционализм.

Сущность и основные представители институционализма.

Основные идеи «Теории праздного класса» Т. Веблена.

Дж. К. Гэлбрейт о «техноструктуре» и ее роли в экономике. Р. Коуз о транакционных издержках

Институционалисты о «пучке прав» собственности, типах и функциях государства.

Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Значение институционализма.
ТЕМА 10. Русская экономическая мысль конца 19-20 веков.

Один из феноменов российской науки - разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях.

В.К.Дмитриев-представитель отечественной математической школы в политической экономии о полных и общественно необходимых затратах труда на производство продукции, двух математических моделях цены, о влиянии конкуренции на издержки и цену.

Е. Е. Слуцкий – один из создателей ординалистского подхода к полезности. Математическая взаимосвязь циклических колебаний в экономике с разного рода погрешностями в ходе хозяйственного процесса.

М. И. Туган- Барановский – один из создателей теории экономического цикла и крупнейший теоретик кооперативного движения.

Концепция А. В. Чаянова о семейно-трудовом хозяйстве и сельскохозяйственной кооперации.

Н. Д. Кондратьев: теория больших циклов конъюнктуры.

Г. А. Фельдман: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства.

В.В. Навожилов - выдающийся исследователь проблем экономико-математической науки, один из основоположников теории оптимального планирования, крупнейший специалист в области ценообразования, теории рынка и методологии расчета экономической эффективности.
Лауреат Нобелевской премии по экономике (1975 г.) Л. В. Канторович: метод линейного программирования и оптимальное размещение производственных и потребительских факторов, проблема разработки оптимального плана всего народного хозяйства как математической модели.


  1. Содержание практических и семинарских занятий

Семинарское занятие 1

Тема 3. Классическая школа политической экономии

План

1.Возникновение классической школы: экономические взгляды У. Петти



2. Основные идеи А. Смита в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»

3.А.Смит о производительном труде

4.Теория стоимости в произведениях А.Смита и Д. Рикардо

5.Классики о роли государства

6.Теория доходов Д. Риккардо

7.Д. Риккардо о сравнительных издержках


Темы докладов:

1.А.Смит и Д. Риккардо как личности и ученые

2.А.Смит о богатстве общества и его источниках

3.Теория внешней торговли Д.Рикардо

4. Учение классиков политической экономии и современность
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 2

Тема 4.Марксизм

План

1.Личность и эпоха К.Маркса



2.Теория трудовой и прибавочной стоимости К.Маркса

3.Всеобщий закон капиталистического накопления

4.К.Маркс об исторической тенденции капиталистического накопления

5.Учение К. Маркса и современность


Темы докладов:

1.К.Маркс о двойственном характере труда

2.Учение К. Маркса о коммунизме
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 3

Тема 5.Неоклассическоенаправление

План

1.Маржинальная революция: ее предпосылки и этапы. Основные постулаты маржиналистов



2.К.Менгер и его экономические взгляды

3. Оптимум В.Парето

4.А.Маршалл и его экономическое учение
Темы докладов:

1.К.Менгер: теория предельной полезности

1.Теория потребительского излишка А.Маршалла

2.«Крест Маршалла» и его теоретическое и практическое значение


Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 4

Тема 6.Австрийская школа

План

1.О. Беем-Баверк о прибыли, ценообразовании и предельной полезности



2.Теория вмененности Ф.Визера

3.Основные идеи книги Ф. Хайека «Дорога к рабству»

4.Теория инноваций Й. Шумпетера
Темы докладов:

1.Й.Шумпетер о предпринимательстве


Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 5

Тема 7.Кейнсианство

План

1.Д.М. Кейнс: личность и ученый



2.Д.М.Кейнс о государственном регулировании

3.Проблемы эффективного спроса у Д.М.Кейнса

3.Учение Д.М.Кейнса о мультипликаторе и акселераторе
Темы докладов:

1.Кейнсианство- переворот в экономической теории 20 века

2.Современное кейнсианство
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 6

Тема 8.Монетаризм

План

1.Монетаризм: новые подходы к регулированию экономики



2.Основные положения монетаристов

3.«Денежное правило» М. Фридмена

4.Уравнение обмена И.Фишера
Темы докладов:

1.Монетаристы и кейнсианцы о взаимосвязи инфляции и занятости

2.Монетаризм в России: рецепты переходного периода
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 7

Тема 9 Институционализм

План

1.Сущность, основные направления и значение



институционализма

2.Экономическое учение Т. Веблена

3.Экономические воззрения Дж. Коммонса и У. Митчелла

4. Теория прав собственности и теория трансакционных издержек Р. Коуза


Темы докладов:

1.Экономические взгляды Дж. Гэлбрейта

2.Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена
Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.


Семинарское занятие 8

Тема 10. Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

План

1.Экономические взгляды М.И. Туган - Барановского



2.Л.В. Канторович- создатель метода линейного программирования

3.А.В. Чаянов о семейно- трудовом хозяйстве

4.Теория больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева
Темы докладов:

1.Егор Гайдар: рецепты переходного периода


Литература:

1. Автономов, В.С. История экономический учений/ В.С. Автономов.- М.: Инфра-М, 2007. – 784с.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник/ С.А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2008.- 457с.

3. Белихин, В.Г. История экономических учений: учеб. пособие/ В.Г. Белихин. - М.: Сирин, 2008.- 341с.

4. Борисов, Г.В.. История экономических учений: хрестоматия/ Г.В. Борисов, М.В. Сутырин, М.В. Шишкин. - М.: Сентябрь: Бизнес-Пресса, 2009.-271с.

5. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2011. - 742 с.

6. Гловели, Г.Д. История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. - М. : Юрайт, 2012. - 742 с.

7. Гусейнов, Р.М. История экономических учений: учеб. пособие/ Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева.- М.: Инфра-М, 2009. – 384 с.

8. История экономических учений: учеб. пособие/ под ред. В.Автономова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2008.-784с.

9. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций: учебник для вузов/Н.Е. Титова. - М.: Владос, 2007.-287с.




  1. Задания для самостоятельной работы.

1.Экономические вопросы в Русской Правде

2.Экономические взгляды Т.Мэна и А. Монкретьена

3.А.Смит о капитале и его структуре

4.Д. Рикардо: теория ренты


5.Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо

6.К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества

7.Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина

8.Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка

9.Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей

10.Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике

11.Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции

12.Уравнение обмена И. Фишера

13.Институционалисты о типах и функциях государств

14.В.В. Навожилов – выдающийся советский ученый- экономист

15.Егор Гайдар: рецепты переходного периода


  1. Тесты итогового контроля

Первый вариант

1. Автором первых публикаций, посвященных истории экономической науки, является:

а/ Т. Мальтус

б/ С.Дюпон де Немур

в/ Й.Шумпетер

г/ Ж.-Б.Сэй


2. Гедонисты считали, что общим принципом экономической науки является:

а/ поиск индивидом высокого уровня доходов

б/ поиск индивидом максимума неприятностей при минимуме удовольствия

в/ поиск индивидом максимума удовольствия при минимуме неприятностей

г/ поиск индивидом минимального уровня затрат
3. Кто из античных философов назвал свой трактат «Экономика»:

а/ Сократ

б/ Платон

в/ Аристотель

г/ Ксенофонт
4. Меркантилисты считали источником богатства:

а/ производство

б/ потребление

в/ сферу обращения

г/сферу платежа
5. Экономика, по Аристотелю, НЕ предполагает этот элемент власти:

а/ власть господина по отношению к рабам

б/ власть отца по отношению к детям

в/ власть преподавателя по отношению к студентам

г/ власть мужа по отношению к жене
6. Термин «физиократия» означает в переводе с древнегреческого:

а/ власть богатых

б/ власть нищих

в/ власть природы

г/ отсутствие власти
7. Крупнейшее произведение Ф.Кенэ называется:

а/ «Экономическая матрица»

б/ «Экономическая пропедевтика»

в/ «Сумма экономики»

г/ «Экономическая таблица»
8. А.Смит ввел в экономическую науку следующее образное выражение:

а/ невидимый сторож

б/ ночная рука

в/ невидимая рука

г/ ночной дозор
9. Крупнейшее произведение А.Смита кратко называют:

а/ «Нищета нации»

б/ «Богатство народов»

в/ «Философия богатства»

г/ «Экономика нищеты»
10. По мнению Д.Рикардо, стоимость подавляющего большинства товаров определяется:

а/ редкостью

б/ полезностью

в/ затратами труда

г/ затратами капитала
11. Труд природы, по мнению Д.Рикардо, оплачивается потому, что:

а/ она делает много

б/ она делает мало

в/ она ничего не делает

г/ она делает все
12. Ж.-Б.Сэй в числе трех факторов производства НЕ называет:

а/ предпринимательство

б/ капитал

в/ труд


г/ землю
13. Этот фактор НЕ лежит в основе классификации классов М.Вебера:

а/ богатство

б/ власть

в/ престиж

г/ репутация
14. Среди новых категорий, введенных К.Марксом в экономическую науку, нельзя найти:

а/ прибавочную стоимость

б/ органическое строение капитала

в/ предельную норму замещения

г/ конкретный труд
15. Прибавочная стоимость-это:

а/ превращенная форма стоимости

б/ препарированная форма стоимости

в/ завуалированная форма стоимости

г/ система заработной платы
16. Этот экономист является представителем австрийской школы маржинализма:

а/ К.Книс

б/ Б.Гильденбранд

в/ Ф.Визер

г/ Р.Гильфердинг
17. По мнению А.Маршалла, это позволило экономической теории опередить все остальные общественные науки:

а/ использование математических методов

б/ определенное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни

в/ изучение психологии индивида

г/ отказ от этических оценок деятельности индивида
18. Д.Б.Кларк считал, что если было бы доказано, что доходы распределяются несправедливо, то всякий здравомыслящий человек стал бы :

а/ штрейкбрехером

б/ гастарбайтером

в/ социалистом

г/ лейбористом
19. Согласно И.Фишеру, уровень цен НЕ зависит от этой причины:

а/ от количества денег в обращении

б/ от формы денежного товара

в/ от скорости их обращения (или от среднего количества переходов денег в обмен на блага в течение года)

г/ от объема торговли (или от суммы стоимости благ, купленных на деньги)
20. Связь м6ежду объемом национального дохода и инвестициями, по Дж.М.Кейнсу, выражает особый коэффициент:

а/ аниматор

б/ биномальный

в/ ай-кью

г/ мультипликатор
21. Экономическую теорию рыночного общества Л.фон Мизес именует:

а/ хрематистикой

б/ плутологией

в/ экономиксом

г/ катаплактикой
22. Наиболее рациональным поведением избирателя, согласно теории общественного выбора, является стратегия:

а/ популизма

б/ консерватмизма

в/ абсентизма

г/ реализма
23. Важное значение для эволюционной теории имеет категория:

а/ рутина

б/ перемена

в/ застой

г/ перестройка
24. Е.Е.Слуцкий считается одним из создателей:

а/ ординалистского подхода к полезности

б/ кардиналистского подхода

в/ количественного подхода

г/ качественного подхода
25. Круг товарных ресурсов, необходимых кооперативным организациям, согласно М.И. Туган - Барановскому, НЕ включает:

а/ экономические блага

б/ товары, предназначенные для розничной торговли

в/ импортные товары

г/ товары, предназначенные для экспорта
26. Мировую известность Н.Д. Кондратьеву принесла:

а/ теория кризисов перепроизводства

б/ теория предельной полезности

в/ теория больших циклов

г/ теория малых циклов
27. Лауреатом Нобелевской премии по экономике является этот советский экономист:

а/ В. Леонтьев

б/ Л. Канторович

в/ В. Навожилов

г/ В. Немчинов следующая страница >>