И. В. Выбойщик дифференциальная психология учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Литература: «Дифференциальная психология» 1 58.92kb.
В. 61. Дифференциальная психология как область знаний и основные... 1 300.19kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом... 1 97.82kb.
Дифференциальная психология 1 8.44kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Общая психология 2 565.01kb.
Учебное пособие Москва зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" 1999 ббк 65. 12 4991.28kb.
Урбанович А. А. Психология управления ббк 88. 5 У 69 Серия основана... 18 8594.57kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
А. Р. Лурия психология восприятия издательство московского университета... 9 2851.69kb.
Современные образовательные технологии 8 2359.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

И. В. Выбойщик дифференциальная психология учебное пособие - страница №4/4

ГЛАВА 3: ЦЕЛОСТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

3.1. Общие проблемы изучения целостной индивидуальности

Как известно, целью дифференциальной психологии является изучение механизмов развития и функционирования человеческой индивидуальности как целостного феномена, а ее предметом – изучение структуры индивидуальности [19]. В связи с этим, очевидно, что попытки исследовать структуру отдельных психологических сфер (таких как темперамент, личность и интеллект) не позволяют получить полное представление о человеке. Ограниченность информации, получаемой при рассмотрении только какой-то одной психологической сферы, очень хорошо осознается психологами. Результатом этого осознания являются, например, теории множественного интеллекта, включающие в число интеллектуальных характеристик параметры социального взаимодействия, или попытки найти общие механизмы регуляции когнитивной и личностной сфер при изучении когнитивных стилей. Однако, как оказалось, легче было расчленить «целостную» психологическую структуру, чем собрать воедино полученные элементы и понять, каким образом их интеграция образует целостную индивидуальность [13].

Несмотря на сложность проблемы, на данный момент существует ряд моделей индивидуальности, позволяющих представить ее в виде единой системы взаимосвязанных характеристик.

3.2 Многофакторная модель Дж. Ройса

В западной психологии одной из самых популярных является модель Дж. Ройса и A. Пауелла (Pawell A., Royce J.R., 1978, 1985), рис. 2 [13]. Согласно авторам этой модели, все свойства человека объединены в суперсистему, которая определяется шестью взаимодействующими системами (сенсорной и моторной, когнитивной и аффективной, а также системой стилей и системой ценностей) и имеет ряд особенностей. В частности:

1) общей чертой всех свойств, входящих в систему является их связь с обработкой информации;

2) система представляет собой иерархию подсистем, каждая из которых обладает своей спецификой в процессе обработки информации;

3) каждая подсистема также имеет иерархическое строение;

4) каждый уровень системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени входящие в него свойства подвержены влиянию наследственных факторов);

5) между свойствами, входящими в систему, существуют динамические отношения (могут меняться сами свойства, может меняться соотношение свойств, может меняться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки системы и способствуя ее приспособлению к требованиям ситуации).

Разноуровневость и иерархическая структура каждой из этих шести систем была определена на основании факторного анализа – выделения факторов первого, второго и третьего порядков. Всего при создании многофакторной системы индивидуальности было выделено около 200 факторов.

Рассматривая данную модель, стоит обратить внимание на то, что при ее описании авторы используют термин «личность», а «не индивидуальность». Для них личность – это высшая категория, характеризующая общие психологические особенности, а об особенностях конкретного человека можно судить по «индивидуальному профилю», который представляет собой специфическое сочетание личностных свойств.

3.3 Отечественные модели индивидуальности

3.3.1 Концепция С.Л. Рубинштейна

В отечественной психологической науке исследование составляющих структуры индивидуальности берет начало в исследованиях С.Л. Рубинштейна, выдвинувшего ряд важных идей (1989).

1. Индивидуальность представляет собой многоплановое образование, обусловленное психическими процессами, которые происходят на разных уровнях, в связи с этим, ее необходимо рассматривать комплексно, во взаимодействии всех психических свойств.

2. Индивидуальность может быть рассмотрена как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Внутренние условия представляют собой синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих определенную приспособительную функцию в деятельности, и включают в себя:

- свойства высшей нервной деятельности; способности;

- установки личности;

- систему мотивов и задач;

- свойства характера, обуславливающие поступки (то есть, те действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям).

3. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их непосредственной механической проекцией; складываясь и изменяясь в процессе развития, они сами обуславливают специфический круг внешних воздействий [5].


Рис.2. Структура индивидуальности Дж. Ройса (1985)
3.3.2 Концепция Б.Г. Ананьева

Дальнейшее развитие интегративная модель исследования индивидуальности получила в трудах Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972).

Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного исследования индивидуальности, считал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Его книга «Человек как предмет познания», опубликованная в 1969 г., посвящена теоретическому обоснованию комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности и необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

Структура индивидуальности, по Ананьеву, является многоступенчатой, многоуровневой (табл.9).
Таблица 9

Основные компоненты структуры индивидуальности


Уровни

в структуре индивидуальности

Свойства, входящие

в каждый уровень

Системообразующие свойства

Б. Г. Ананьев (1969)

I. Индивид


1) Пол и возраст, конституция, нейродинамика

2) Психофизиологические функции, органические потребности

3) Задатки, темперамент



II. Субъект

деятельности




1) Когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособноть

2) Способности


Свойства личности



III. Личность


1) Статус, социальные роли,

структура ценностей







2) Мотивация поведения

3) Характер, склонности






Индивидные, или природные свойства, образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорно-перцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживается на протяжении всей жизни человека, и зависят от возраста: чем старше становится человек, тем больше дифференцируются его свойства и тем более отчетливо проявляются половые различия. Взаимосвязь половых и возрастных различий настолько велика, что Ананьев счел возможным рассматривать их как единую группу – возрастно-половые свойства. Во вторую группу входят индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства. Название группы обусловлено тем, что все входящие в нее свойства изначально исследовались в рамках типологических концепций.

Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент [13].

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Так, в познавательной сфере человека показателями свойств человека как субъекта деятельности являются особенности внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией этих свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека) являются способности.



Свойства личности связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств, т.е. еще более высокий уровень в иерархии свойств личности, образует характер человека и его склонности.

Согласно Б.Г. Ананьеву, индивидуальность в целом является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание – интеграл и одновременно высший уровень в иерархии всех свойств человека.

«Закрытость» системы обеспечивается внутренними связями, которые могут быть как однозначными, так и многозначными. Первый тип связей характерен для свойств одного и того же уровня, второй – для свойств различных уровней. При этом свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня. Таким образом, замкнутый внутренний контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям.

Замкнутая система «встроена», как выражается Ананьев, в открытую систему постоянного взаимодействия человека с окружением. Ведущей в этом взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все возможности исторической природы человека и изменяет окружающую действительность [1].

Согласно концепции Б.Г. Ананьева, ведущими в формировании индивидуальности как относительно закрытой системы являются процессы интеграции, происходящие в онтогенезе: происходит синтез и гармонизация характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Однако сам по себе процесс интеграции вряд ли может быть достаточным условием появления индивидуальности. Необходимы множественные новообразования в пространстве личности и субъекта деятельности. Человек, за счет способности к рефлексии, должен извлечь опыт из своего жизненного пути, отвергнуть чуждые, навязанные ему позиции, и определить собственные цели в жизни.

В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Б.Г.Ананьеву, особой организацией. Центральную область индивидуальности занимает внутренний мир, который включает «Я» человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Именно поэтому в качестве системообразующего фактора индивидуальности Б.Г. Ананьев выделяет личность.



Принципы комплексного исследования индивидуальности. Для того чтобы понять, в чем состоит отличие рассматриваемой структуры индивидуальности от факторных структур (в частности, от структуры Пауэлла и Ройса), имеет смысл обратиться к принципам комплексного исследования индивидуальных различий, организованного Б.Г. Ананьевым [13].

1. При построении схемы комплексного исследования принимаются во внимание принцип развития и принцип структурно-генетического единства психологических свойств. Принцип развития предполагает, что психологические свойства и их структура могут изменяться как функция возраста. Смысл принципа структурно-генетического единства состоит в том, что структура психологических свойств в каждый момент развития представляет собой одновременно и результат всего предшествующего развития, и основание (или потенциал) для последующего развития. Учет этих принципов предполагает лонгитюдную организацию исследования – группа испытуемых должна неоднократно обследоваться на протяжении некоторого периода времени; результаты исследования должны давать информацию о динамике соответствующих изменений. Такой подход не используется в многофакторных системах, поэтому они, несмотря на признание динамической природы свойств индивидуальности, предлагают статичный вариант ее описания.

2. При проведении комплексного исследования принимаются во внимание психологические характеристики, представляющие все теоретически выделенные уровни иерархической системы индивидуальности, в то время как в факторных моделях отбор свойств не направляется отчетливыми теоретическими представлениями.

3. Связи, выявленные в результате комплексного исследования, анализируются с точки зрения различных критериев. В частности, они могут отражать отношения между свойствами одного уровня или свойствами разных уровней. У них может быть разное направление – от части к целому или от целого к части. Они могут быть разного типа – функциональные, причинно-следственные и т.д. В многофакторных системах эти критерии не принимаются во внимание.

4. Последняя стадия комплексного исследования включает в себя анализ индивидуальности. Этот этап предполагает дополнение результатов данными, полученными с помощью идеографических методов (биографического, глубинного интервью и т.д.), что позволяет дать описание конкретной индивидуальности.

При рассмотрении многофакторных систем уровень индивидуальности не является предметом непосредственного анализа: для понимания индивидуальности не собираются дополнительные данные, придающие определенный ракурс рассмотрения всех остальных психологических характеристик; вывод об индивидуальном своеобразии каждого человека делается на основании суммирования данных, полученных при исследовании систем и подсистем структуры, а именно при построении индивидуальных профилей.

С учетом перечисленных аргументов, М.С. Егорова утверждает, что главное отличие комплексного подхода к исследованию структуры индивидуальности от построения многофакторных систем состоит в том, что этот подход стремится определить роль в структуре индивидуальности содержательно различающихся психологических свойств.

С точки зрения конкретных задач, которые формулируются при изучении индивидуальности в рамках подхода Б.Г. Ананьева, возникает естественный вопрос о причинно-следственных отношениях между психологическими свойствами, которые обнаруживают между собой статистически значимые корреляционные связи (означающие только одновременное проявление признаков, и не более того). Оказывается, такие возможности в некоторых случаях существуют.

Во-первых, если перед началом исследования постулируется определенная структура психологических характеристик, то при анализе связей в качестве гипотезы (только как гипотезы) правомерно высказать предположение, например, о направлении связей.

В-вторых, лонгитюдный метод проведения эксперимента позволяет провести межвозрастные сопоставления – сравнить предшествующие и последующие стадии развития. И эти связи вполне правомерно интерпретировать с точки зрения их содержания (например, как причинно-следственные отношения).



3.3.3 Концепция В.С. Мерлина

Структура интегральной индивидуальности. В концепции Вольфа Соломоновича Мерлина (1898-1982) интегральная индивидуальность представляет собой сложную динамическую систему, которая обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

Свойства интегральной индивидуальности организованы в системы и подсистемы, структурированные по иерархическому принципу и соответствующие разным этапам развития материи (от химических до социально-исторических). Каждая подсистема совпадает с определенным уровнем интегральной индивидуальности (табл. 10).

Таблица 10

Структура интегральной индивидуальности


Уровни в структуре

индивидуальности


Свойства, входящие

в каждый уровень

Системообразуюшие

свойства


I. Свойства организма


1) Биохимические свойства

2) Общесоматические свойства

3) Нейродинамические

(свойства нервной системы)






II. Психические

свойства



1) Психодинамические свойства (темперамент)

2) Свойства личности



Индивидуальный

стиль


деятельности

III. Социально-

психологические

свойства


1) Социальные роли в социальной группе

2) Социальные роли

в исторических общностях



По мнению В.С. Мерлина, для исследования индивидуальности достаточно изучить связи между ограниченным количеством свойств, но относящихся к различным иерархическим уровням. «Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут быть исследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как и всякой большой системы, является исследование статистических связей между отдельными свойствами» [21].

Сопоставив между собой свойства различных уровней, В.С. Мерлин выделил два типа связей: 1) однозначные, характеризующие отношения между свойствами одного иерархического уровня; 2) неоднозначные (много-многозначные), характеризующие отношения между разными иерархическими уровнями и подуровнями.

Примером связей второго типа являются отношения между свойствами нервной системы и темперамента: каждое свойство темперамента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темперамента. То есть, нет таких свойств темперамента, которые однозначно определялись бы только одним свойством нижележащего уровня, и нет таких свойств нервной системы, которые влияли бы только на одно свойство вышележащего уровня.

Согласно теории интегральной индивидуальности, сам факт обнаружения много-многозначных связей означает относительную самостоятельность различных уровней индивидуальности, каждый из которых представляет собой «равноправную» часть общей системы. Для объяснения механизма взаимодействия между этими частями, а также между системой в целом и условиями внешней среды (физической и социальной) В.С. Мерлин вводит понятие индивидуального стиля деятельности (ИСД). Именно благодаря ИСД возможно единство системы индивидуальности, обладающей качествами, которых нет ни у одной входящих в нее частей.

Такой взгляд на структуру индивидуальности отличает модель В.С. Мерлина от других концепций, в которых низшие уровни рассматриваются, как часть более высоких (П. К. Анохин, 1978), либо как генетически и функционально первичные по отношению к высшим уровням (Б. Г. Ананьев, 1980). Более того, если в других концепциях статистически значимые связи являются обязательным признаком единства системы, то в модели В.С. Мерлина таких связей может и не быть, поскольку функцию основного связующего звена (системообразующую) осуществляет более значимый фактор – индивидуальный стиль деятельности.

Понятие индивидуального стиля деятельности (ИСД). В модели В.С. Мерлина под ИСД понимается устойчивая индивидуально-своеобразная система действий, целей и операций, при помощи которых достигается определенный результат деятельности (жизнедеятельности).

Как уже упоминалось, ИСД выполняет системообразующую функцию, которая состоит не только на гармонизации внутренних свойств индивидуальности, но в их согласовании с объективными требованиями деятельности. Общая согласованность осуществляется за счет того, что человек сознательно или неосознанно учитывает, как свои индивидуальные особенности, так и объективные условия деятельности, и в соответствии с совокупностью всех условий организует ее.

На уровне отдельных действий и операций согласование внутренних и внешних условий проявляется, например, следующим образом. При выполнении акробатических фигур в свободном падении парашютисты-холерики склонны «крутить» их на большой скорости вращения с заметными остановками между фигурами. Парашютистов-меланхоликов отличает большая скорость и точность выполнения фигур; флегматиков – глубокая группировка, четкость и размеренность движения, плавность переходов от одной фигуры к другой [26].

В более сложном варианте – на уровне деятельности в целом – способы согласования внутренних и внешних условий также бывают различными. В качестве примера приведем результаты исследования О.Я. Андроса, который изучал стиль самоорганизации деятельности учащихся – школьников и студентов [16].

Для выявления разновидностей стиля автор использовал следующие показатели:

- частота использования различных форм деятельности и жизнедеятельности (учебной, научной, досуговой, общественной). Для определения этого показателя был разработан специальный вопросник;

- степень выраженности разноуровневых свойств индивидуальности –
нейродинамических личностных и социально-психологических. Свойства диагностировались с помощью классических опросников Я. Стреляу (темперамент), Р. Кеттелла (личность, 16РF), А.Е. Климова (ПДО, профессиональная направленность, ПДО), шкалы Роттера (уровень субъективного контроля, УСК) и др.

- объективные показатели текущей успеваемости.

После факторизации всех показателей были выделены 4 стиля самоорганизации, каждый из которых по-своему способствует достижению успеха в учебной деятельности:

1. Стиль прогнозирования своих возможностей. Основными особенностями учащихся с данным стилем являются склонность к анализу своих потенциальных возможностей и способность к планированию с учетом своих индивидуальных особенностей (познавательных процессов, самоконтроля). Для них характерны сила нервной системы, экстраверсия, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, регулярность занятий по плану, активность и целенаправленность в научной работе, высокая частота выступлений с докладами, и сообщениями, педагогическая направленность.

2. Стиль адекватного реагирования на ситуацию. Учащиеся с таким стилем отличаются способностью быстро ориентироваться в ситуации, быстро находить и усваивать новую информацию, гибко подстраиваться под условия различной степени сложности и умением отстаивать свою точку зрения. Для них характерны подвижность нервных процессов, общая активность, экстраверсия, социальная смелость и профессиональная направленность по типу «Человек-Человек».

3. Стиль развернутого планирования. При этом стиле проявляется инертность нервной системы в сочетании с комплексом свойств, характерных для лиц творческих профессий: эстетическая впечатлительность, чувствительность, интроверсия, робость. Общий комплекс свойств дополняется склонностью рационально просчитывать ситуацию.

4. Стиль следования социальным стереотипам. Данный стиль объединяет такие психические свойства как тревожность, чувствительность к
межличностным воздействиям, требовательность к себе и окружающим, а также ответственность и добросовестность. Все свойства в своей совокупности способствуют высокому уровню достижений в социальной сфере.

Особая значимость ИСД для индивидуальности состоит в том, что в результате его формирования образуется такая система элементов деятельности, благодаря которой компенсируется и преодолевается отрицательное влияние каких-либо индивидуальных свойств. Поэтому люди с различными или противоположными свойствами могут достигать приблизительно одинаковой эффективности.

Например, страх общения, обусловленный высоким уровнем тревожности и слабостью нервной системы, может быть снят не за счет изменения свойств темперамента и нервной системы, а за счет усвоения эффективных приемов взаимодействия с людьми. При этом разрушаются связи между такими психическими свойствами индивидуальности, как темперамент (тревожность) и личность (страх общения), а функцию этих связей начинает осуществлять индивидуальный стиль деятельности (в данном случае – стиль общения).

Аналогичные процессы могут происходить и на других уровнях индивидуальности, в частности на уровне организма. Так, при наследственных эндокринных заболеваниях связь дефицита какого-либо гормона с патологическими свойствами нервной системы преодолевается при соблюдении своеобразного режима питания и режима физической активности. В зависимости от этих режимов изменяется связь антропометрических показателей и свойств нервной системы, т.е. они приобретают относительную независимость и опосредуются индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Положение теории о «равноправии» различных ИСД в последние годы подвергается сомнению. В частности, признается существование рациональных и нерациональных стилей: т.е. каждый отдельный субъект не обязательно будет успешен в своей адаптации к требованиям деятельности, особенно в тех случаях, когда деятельность является экстремальной. Данное ограничение связано с существованием таких психофизиологических свойств, которые невозможно компенсировать даже посредством ИСД. Согласно исследованиям Е.П. Ильина, к таким свойствам относятся, например:

- комплекс боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения, преобладание «внешнего» торможения);

- комплекс монотофильности (слабая нервная система, инертность нервных процессов, преобладание «внешнего» торможения и «внутреннего» возбуждения) и ряд других [26].

Условия формирования индивидуального стиля деятельности. В.С. Мерлин выделил несколько условий, которые определяют формирование ИСД [21]:

- наличие «зоны неопределенности» (многообразия) объективных условий, от которых зависит эффективность деятельности;

- наличие «зоны определенности», обусловленной объективными общими требованиями конкретной деятельности;

- наличие активных мотивов выбора такой системы движений, операций и промежуточных целей, которые наиболее соответствуют особенностям человека.

Активные мотивы выбора, в свою очередь, определяются двумя факторами:

- стремлением к наибольшей эффективности (при этом побуждение к


выбору наилучшего инструмента идет от верхних уровней иерархических уровней индивидуальности, а устройство и качества этого инструмента определяется нижними уровнями);

- универсальным мотивом «оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более гармоничной индивидуальностью».

Перечисленные условия были выделены автором теории, исходя из идеи об активной адаптации человека к внешней среде: чем в большую систему связей включена индивидуальность, тем более сложно она организована, тем больше человек приспособлен к жизни. Речь идет не о «уравновешивании» внешнего и внутреннего, а о «подстройке» деятельности «под себя».

Известный отечественный психолог А.Г. Асмолов пишет по этому поду следующее: «Индивидуальность личности овладевает проблемно-конфликтными ситуациями, выбирая тот или иной стиль в зависимости от того, соответствует ли он целям деятельности и ее ценностно-смысловым установкам. Чем большим репертуаром «стилей-средств» личность как субъект деятельности располагает в своем психологическом арсенале, чем произвольнее она варьирует этими средствами, тем выше устойчивость индивидуальности в постоянно меняющихся жизненных ситуациях» [4].

В качестве примера можно привести условия, способствующие формированию способности к активной адаптации человека в группе, которая проявляется в таких качествах личности как инициативность и самостоятельность. Согласно исследованиям В.С. Мерлина и его коллег, к таким условиям относятся широкая шкала социальных оценок, преимущественное применение (при прочих равных условиях) положительных оценок и коллегиальный стиль руководства. Все эти условия, в свою очередь, определяются уровнем развития коллектива, степенью его сплоченности, единством ценностных ориентаций. Вся совокупность перечисленных условий создает предпосылки для усвоения индивидуального стиля и развития индивидуальности.

3.3.4 Современные модели

После работ В.С. Мерлина стали появляться и другие модели целостной индивидуальности, авторы которых пытались найти более убедительное, на их взгляд, обоснование механизмов взаимодействия ее внутренних элементов.

Например, согласно В.М. Русалову, центральным звеном в структуре индивидуальности является темперамент, который можно образно представить как «территорию, на которой наметилась встреча» свойств низшего и высшего уровней. К низшему, дифференциально-психофизиологическому уровню В.М. Русалов отнес свойства организма. К высшему, дифференциально-психологическому уровню – индивидные, личностные и другие социо-культурные образования (1991). В своих многочисленных исследованиях автор и его ученики убедительно показали существование зависимости индивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, с одной стороны, и индивидуально-психологических свойств личности от свойств темперамента – с другой [5, 8].

Другой отечественный исследователь В.В. Белоус (2000) разработал типологическую модель интегральной индивидуальности, которая включает 1) творческий, 2) новаторский, 3) созерцательный и 4) реактивный типы. Данная типология является по своей сути вероятностной, т.е. свободной и изменяющейся. Переходы из одной группы в другую зависят от разных объективных и субъективных факторов. В частности: от вида деятельности, от внутренних условий (личностной позиции, мотивации, социальной адаптированности), а также от возрастных этапов развития (для которых характерны своеобразные внутрисистемные связи индивидуально-психологических свойств личности) [5].

Руководствовались идеей о существовании природной основы, ограничивающей многообразие стилевых проявлений, А.В. Либин предложил собственный подход, основанный на выделении структурных и функциональных параметров индивидуальности (1993). К функциональным параметрам он отнес компенсаторность, оптимальность, адаптивность и результативность; к структурным – глобальные стилевые характеристики устойчивость/изменчивость, интенсивность/умеренность, включенность/отстраненность и широта/узость [19].

Интенсивность/умеренность характеризует частоту интеракций, отражающих готовность человека к энергозатратам, устойчивость/изменчивость – временные параметры взаимодействия человека со средой, широта/узость – масштаб субъективных шкал, а также меру сложности в структуре внутренних и внешних связей индивидуальности. Включенность/отстраненность представляет собой меру дистантности между субъектом и средой, степень значимости для субъекта внешних источников побуждения.

Компенсаторность рассматривается, как потенциальная возможность системы сохранять сбалансированное функционирование (гомеостаз), несмотря на наличие деструктивных тенденций.

Под оптимальностью понимается возможность переработки субъектом максимального объема информации в данных условиях при минимальных энергетических и временных затратах. Оптимальное взаимодействие со средой предполагает сохранение устойчивого функционального состояния компенсации (основанного на взаимозаменяемости элементов системы) – т.е. возможности поддерживать заданный уровень активности, несмотря на локальные сбои в работе всей системы индивидуальности.



Адаптивность проявляется в виде способности субъекта синхронно перестраиваться в соответствии с требованиями изменяющейся среды, результативность – в виде меры соответствия поведения субъекта условиям поставленной задачи.

На пересечении координат структурного и функционального описания возникает структурно-функциональная модель индивидуальности, которую А.В. Либин представил в виде схемы (рис.4)




Функциональные
Структурные

Мета-параметры

Компенсаторность

Оптимальность

Адаптивность

Результативность

Устойчивость/

Изменчивость






Интенсивность/

Умеренность



Включенность/

Отстраненность



Широта/

Узость


Рис. 4 Структурно-функциональная модель индивидуальности

На основании этой модели А.В. Либин разработал типологию, характеризующую специфику взаимоотношений человека с окружающим миром. Типология включает 8 стилей жизни, каждому из которых соответствует тип «социального характера». Например, стиль жизни «соревнующийся с течением» характерен для «соперничающих» людей, которые делают все по-своему, даже назло своим желаниям, однако умеет находить оптимальные пути для достижения успеха. Стиль жизни «любитель теплого течения» характерен для «деятелей» –людей, готовых использовать любые средства, чтобы добиться выполнения своих желаний, пусть даже идущих вразрез с имеющимися способностями.

Как видно из всех рассмотренных примеров, в отечественной психологии принципы интегративного изучения индивидуальности связаны с реализацией системного подхода, основываются на методах междисциплинарного исследования и позволяют исследовать взаимодействие внешних и внутренних (социальных и биологических, объективных и субъективных) условий ее формирования и функционирования.

С теоретической точки зрения, данный подход позволяет раскрыть структуру целостной индивидуальности, изучение которой является основной целью дифференциальной психологии. С точки зрения практического применения – может служить основанием для определения способов развития и саморазвития уникальности, неповторимости личности на различных возрастных этапах.



СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается уязвимость к определенным психогенным воздействиям, которая при хорошей устойчивости к другим (А.Е. Личко).

Большая пятерка – модель личности, разработанная в рамках теории черт; включает в себя пять основных факторов, которые считаются базовыми для личности в любой культуре (экстраверсия, доброжелательность, сознательность, нейротизм, открытость опыту).

Детерминация – обусловленность событий и явлений действием специфических причинных, а не случайных факторов.

Дифференциальная психология – область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа (А.В. Либин).

Идеографический подход – метод изучения индивидуальности, акцентирую­щий внимание на анализе ее внутренней структуры с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность субъектной организации.

Иерархия – организованная в восходящем порядке система расположенных на различных уровнях обобщенности признаков, связанных логикой формирования на основе причинно-следственной закономерности.

Иерархическая теория индивидуальности – система тео­ретических представлений, а также экспериментальных и жизненных фактов, согласно которым организация и функционирование мира психической (субъектив­ной) реальности человека описывается с помощью четырех измерений – телесного или организмического, индивидного или общепсихического, личност­ного и интегрального. Описание взаимодействия всех четырех со­ставляющих индивидуальности осуще­ствляется с учетом принципов системного подхода.

Инвариант – математические (и иные причинно-следственные) зависимости между переменными, которые являются устойчивыми и не зависимыми от изменений, происходящих в самих переменных (В.В. Белоус, А.В. Либин).

Индивид – физический носитель психологических характеристик человека.

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек, в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности (Е.А. Климов).

Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет свою целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (В.С. Мерлин).

Коэффициент корреляции – статистическое измерение степени соответствия между двумя переменными; обозначается как «r».

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности (А.Н. Леонтьев).

Наследственность – характеристика степени выраженности генетической детерминации в отношении определенных свойств.

Нормальные значения показателей – значения, расположенные в средней части кривой нормального распределения; составляют около 68% случаев.

Общий фактор интеллекта (G-фактор) – наиболее общая характеристика умственных способностей субъекта, связанных с успешностью выполнения набора тестовых заданий. Обобщает 3 вида способностей – способность усваивать информацию (приобретать новый опыт), способностью понимать взаимоотношения между объектами и способность переносить имеющийся опыт на новые ситуации (Ч. Спирмен).

Переменная – процесс, условие или событие, которое изменяется или варьирует.

Проприум – аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Отображает положительное, развивающееся и содержательное качество человеческой природы (Г. Оллпорт).

Сиблинги – братья и сестры.

Синтальность – диапазон изменчивости черты внутри группы (Р. Кеттелл).

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Способности – индивидуальные свойства, определяющие продуктивность функционирования человека в конкретных ситуациях.

Среда – изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни.

Темперамент – обобщенная индивидуально-устойчивая система инвариантных психобиологических свойств поведения человека. Характеризует различные стороны динамики психической деятельности.

Тип, психологический – группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев: своеобразие (уникальность для данной группы), «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы), устойчивость (во времени и в разных ситуациях), конкретность, измеряемость (возможность определить степень выраженности), необходимость и достаточность.

Уравнение спецификации – формула, предложенная Р. Кеттеллом с целью показать, что реакция человека есть следствие стимулирующей ситуации в данный момент, а все черты личности соотносимы с этой ситуацией.

Факторный анализ – комплекс аналитических методов, направленных на выявление скрытых признаков, а также причин их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи. Позволяет преобразовать необходимого количества признаков в более простую и содержательную форму. Используется для изучения структуры исследуемой области явлений (Л.Ф. Бурлачук).

Характер (от греч. «character» – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Черта устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия (М.С. Егорова). Черты объединяют группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков (В.М. Мельников).

Черта, личности – субъективная категориальная единица опыта, обобщающая для субъекта признаки определенного класса ситуаций и предписаний по поведению в этих ситуациях. Это личностный конструкт, позволяющий ускоренно решать (за счет сокращенного перебора информативных признаков ситуации) задачу выбора стратегии поведения в текущей ситуации и одновременно – задачу поддержания целостности «Я» (А.Г. Шмелев).

Черта, личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (Г. Оллпорт).

Черта, индивидуальная – черта, единственная в своем роде, присущая индивидууму (Г. Оллпорт).

Черта, общая – любая обобщенная предрасположенность, относительно которой можно обоснованно оценить большинство людей в пределах данной культуры (Г. Оллплот).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.

3. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.

4. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. – 416 с.

5. Ахвердова, О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / О.А. Ахвердова О.А., Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых. – СПб.: Речь, 2004. – 168с.

6. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.

7. Бодалев, А.А.. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб: Речь, 2000. – 440 с.

8. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 1999. – 320 с.

10. Выбойщик, И.В. Дифференциальная психология: Учебное пособие. Ч.1 / И.В. Выбойщик. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 61 с.

11. Выбойщик, И.В. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла / И.В. Выбойщик, З. А. Шакурова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2000. – 54 с.

12. Голдберг Л.Р. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках / Л.Р. Голдберг, А.Г. Шмелев // Психологический журнал – Т. 14. – 1993. – № 4. – С. 32–39.

13. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.

14. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 464 с.

16. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. – 328 с.

17. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб: Речь, 2006. – 112 с.

18. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард; пер. с нем. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 544 с.

19. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.

20. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский – М.: Просвещение, 1985. – 319 с.

21. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

22. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие/ С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.

23. Овчинников, Б.В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов. – СПб.: Речь, 2003 – 288 с.

24. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. М.С. Жамкочьян. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607с.

25. Слободская, Е.Р. Соотношение личностных моделей «Большой пятерки» Г. Айзенка и Дж. Грея / Е.Р. Слободская, М.В. Сафронова, О.А. Ахметова // Психологический журнал. – 2007. – № 4. – С. 75–81.

26. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. – М.: Смысл, 2000. – 199 с.

27. Шарп, Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель/ Д. Шарп. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 216 с.

28. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. – 2-е изд. – М.: Владос, 2001. – 512 с.

29. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

30. Шмелев, А.Г. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка/ А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова // Психологический журнал – 1991. – Т. 12. – № 2. – С. 27–44.

31. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.



32. Юнг, К. Психологические типы /К. Юнг; пер. с нем. – СПб: Ювента, 1995. – 716 c.


<< предыдущая страница